Преступные группировки несовершеннолетних. Неформальные группировки несовершеннолетних

Л.В. МЕХТИЕВА, диссертант Института прав человека НАН Азербайджанской Республики Рассматриваются типы преступных групп несовершеннолетних, отличающихся друг от друга уровнем организации совместной деятельности. Исследуются их характерные черты и обстоятельства, повлиявшие на формирование типа.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 343.9(479.24)

Страницы в журнале: 133-137

Л.В. МЕХТИЕВА,

диссертант Института прав человека НАН Азербайджанской Республики

Рассматриваются типы преступных групп несовершеннолетних, отличающихся друг от друга уровнем организации совместной деятельности. Исследуются их характерные черты и обстоятельства, повлиявшие на формирование типа.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, групповая преступность, типология, ситуативность, функциональные связи.

Classification of juvenile criminal groups (оn materials of Azerbaijan Republic)

Mehtieva L.

It is considered types of the juvenile criminal groups which differ from each other by a level of organization of joint activities. It is investigated their characteristics and circumstances that influenced on the formation of a type.

Keywords: juvenile crimes, crime group, typology, situational, functional ties.

Проведенное нами исследование показало, что в 1998-2000 гг. в групповой преступности несовершеннолетних в Республике Азербайджан произошли существенные качественные изменения, связанные прежде всего с появлением новых ее форм. Исходя из этого, считаем возможным выделить три типа преступных групп несовершеннолетних, отличающихся друг от друга не столько направленностью основных видов групповой деятельности, сколько уровнем организации совместной деятельности, а следовательно, и уровнем организации группы .

Рассмотрим показатели преступности несовершеннолетних за указанный период, что позволит наглядно убедиться в обоснованности выводов.

По данным Госкомстата Азербайджанской Республики, в 1998 году из 601 несовершеннолетних, совершивших преступления, 571 были мужского пола. Из них 112 человек - в возрасте от 14 до 15 лет, 489 человек - от 16 до 17 лет. 597 несовершеннолетних имели полное или неполное среднее образование, 4 - высшее и среднее специальное, 164 человека учились в различных учебных заведениях, 359 - нигде не учились. 218 несовершеннолетних совершили преступления в составе групп, 14 человек - в состоянии алкогольного опьянения.

В 1998 году несовершеннолетними было совершено 401 корыстное преступление, что составляет 63,5% от всех преступлений лиц данной возрастной категории за год.

К различным наказаниям в том же году было осуждено 399 несовершеннолетних: 24 - за убийства, 27 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 3 - изнасилование, 97 - кражи, 8 - грабежи, 7 - разбои, 23 - хулиганство, 12 - незаконный оборот наркотиков и 198 - за совершение других преступлений. Среди осужденных 58 человек были в возрасте 14-15 лет, 341 человек - в возрасте 16-17 лет, в том числе 17 девочек. 53 человека воспитывались в семье с одним родителем, 4 - в интернатах и детских домах, 277 несовершеннолетних нигде не работали и не учились, 19 - совершили преступления в нетрезвом состоянии. 334 несовершеннолетних осуждены за совершение преступлений в составе групп, в том числе 24 - в составе групп с участием взрослых. 115 несовершеннолетних осуждены к лишению свободы, из них 67% на срок до 5 лет, 33% - на срок от 5 до 10 лет, к исправительным работам осуждено 14 человек, условно - 87 человек.

По данным Госкомстата Азербайджанской Республики, в 1999 году из 596 несовершеннолетних, совершивших преступления, 581 были мужского пола. Из них 145 человек - в возрасте от 14 до 15 лет, 451 человек - от 16 до 17 лет. 590 несовершеннолетних имели полное или неполное среднее образование, 6 - высшее и среднее специальное, 163 человека учились в различных учебных заведениях, 341 - нигде не учились. 232 несовершеннолетних совершили преступления в составе групп, 10 человек - в состоянии алкогольного опьянения.

Несовершеннолетними в 1999 году было совершено 315 корыстных преступлений, что составляет 57,9% от всех преступлений лиц данной возрастной категории за год.

К различным наказаниям в 1999 году был осужден 391 несовершеннолетний, в том числе 12 - за убийства, 22 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 182 - кражи, 11 - грабежи, 3 - разбои, 39 - хулиганство, 9 - незаконный оборот наркотиков и 113 - за совершение других преступлений. Среди осужденных 60 человек были в возрасте 14-15 лет, 331 человек - в возрасте 16-17 лет, в том числе 4 девочки. 60 несовершеннолетних осужденных воспитывались в семье с одним родителем, 6 - в интернатах и детских домах, 279 человек нигде не работали и не учились, 15 - совершили преступления в нетрезвом состоянии. 310 несовершеннолетних осуждены за совершение преступлений в составе групп, в том числе 103 - в составе групп с участием взрослых. 90 несовершеннолетних осуждены к лишению свободы, из них 80% на срок до 5 лет, 20% - на срок от 5 до 10 лет, к исправительным работам осуждено 4 человека, условно - 76 человек.

По данным Госкомстата Азербайджанской Республики, в 2000 году из 573 несовершеннолетних, совершивших преступления, 558 были мужского пола. Из них 111 человек - в возрасте от 14 до 15 лет, 462 человека - от 16 до 17 лет. 563 несовершеннолетних имели полное или неполное среднее образование, 10 - высшее и среднее специальное, 112 человек учились в различных учебных заведениях, 79 - нигде не учились. 270 несовершеннолетних совершили преступления в составе групп, 14 человек - в состоянии алкогольного опьянения.

Несовершеннолетними в 2000 году было совершено 351 корыстное преступление, что составляет 62,7% от всех преступлений лиц данной возрастной категории за год.

К различным наказаниям в 2000 году было осуждено 328 несовершеннолетних: 6 - за убийства, 19 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 1 - изнасилование, 152 - кражи, 7 - грабежи, 4 - разбои, 19 - хулиганство, 3 - незаконный оборот наркотиков и 116 - за совершение других преступлений. Среди осужденных 36 человек были в возрасте 14-15 лет, 292 человека - в возрасте 16-17 лет, в том числе 7 девочек. 44 несовершеннолетних осужденных воспитывались в семье с одним родителем, 2 - в интернатах и детских домах, 245 человек нигде не работали и не учились, 12 - совершили преступления в нетрезвом состоянии.

211 несовершеннолетних осуждены за совершение преступлений в составе групп, в том числе 96 - в составе групп с участием взрослых. 93 несовершеннолетних осуждены к лишению свободы, из них 79,6% на срок до 5 лет, 20,4% - на срок от 5 до 10 лет, к исправительным работам осуждено 3 человека, условно - 97 человек.

Поскольку возможны различные типологии преступных групп в зависимости от основания выделения типов, мы базировались в данном исследовании на признаке их устойчивости. Под устойчивостью преступной группы мы понимаем ее способность сохранять сложившуюся систему функциональных связей, а следовательно, и целей, которые данная группа реализует, при попытках изменить или разрушить группу как посредством внешних воздействий, так и изнутри отдельными членами группы. Именно этот признак чаще всего используется и другими криминологами в качестве основания для классификации. Вместе с тем устойчивость группы - следствие структурных связей, сложившихся в ней, что обусловливается, во-первых, структурой ее интеграции и дифференциации, во-вторых, личностной обозначенностью ее членов, т. е. способом личностного выражения, существования. Устойчивость - внешняя характеристика преступной группы, которая меняется вместе с изменениями, происходящими в самой группе. Объективными показателями устойчивости, на наш взгляд, являются: период времени, в течение которого группа совершала преступления; интенсивность совершения преступлений как отдельными членами преступной группы, так и группой в целом; относительно стабильный состав участников преступной группы. Именно с этих позиций мы будем исходить в дальнейшем, характеризуя преступные группы, отнесенные нами к тому или иному типу.

Первый тип представлен традиционными преступными группами несовершеннолетних, которые можно отнести к «ситуативным». Они, как правило, малочисленны и нестойки. Такие группы достаточно хорошо изучены криминологами, поскольку на протяжении многих лет ими совершалось подавляющее большинство преступлений из числа тех, которые совершались группами несовершеннолетних .

На нестойкий характер данного типа преступных групп указывают незначительный период их жизнедеятельности и относительно небольшое число преступлений, совершенных участниками таких групп. В основном группы этого типа действуют менее двух месяцев, а затем распадаются.

Вместе с тем подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, входящими в рассматриваемые группы, относились к числу совершенных в результате внезапно возникшего умысла в конкретных жизненных ситуациях.

В структуре преступлений, совершенных «ситуативными» группами несовершеннолетних, основное место занимают кражи; хулиган-ские проявления чаще всего были обусловлены необходимостью защиты «своей» территории от криминогенных или преступных групп несовершеннолетних с «чужой» территории.

Результаты исследования показывают, что совершаемые такими группами несовершеннолетних преступления - лишь отдельные эпизоды в их жизнедеятельности, которые не могут рассматриваться в качестве основной характеристики групп. Так, в 2006 году Судом Азербайджанской Республики по тяжким преступлениям осуждены по четырем эпизодам краж несовершеннолетние А. и Ш., которые числились среди лучших учеников школы, регулярно занимались спортом, воспитывались в хорошо обеспеченных семьях, а преступления совершили в супермаркетах, где по поручению родителей приобретали продукты.

Второй тип представлен преступными группами несовершеннолетних, которые условно можно назвать «переходными» от групп «ситуативных» к преступным группам высокого уровня развития. От рассмотренных выше «ситуативных» групп они отличаются не только количественными (большая численность участников, более длительный период существования и преступной деятельности), но и качественными (наличие отдельных элементов устойчивости, большее количество совершенных преступлений, изменение их характера, более сильное воздействие на нравственную сферу подростков, входивших в группы, и т. д.) особенностями.

В определенной мере преступные группы второго типа получили свое отражение в специальной литературе. Так, некоторые криминологи отмечали, что устойчивые преступные группы несовершеннолетних встречаются сравнительно нечасто и объединяют в своем составе около 25% от общего количества лиц несовершеннолетнего возраста, совершивших групповые преступления .

Такие группы организуются как для совершения одного преступления (преимущественно изнасилования, разбойного нападения, крупной кражи), так и для совершения преступлений систематически (в основном краж и грабежей). Н.Н. Ужгородцев отмечает большую общественную опасность таких преступных групп несовершеннолетних по сравнению с нестойкими преступными группами .

Материалы нашего исследования позволяют утверждать, что преступные группы несовершеннолетних, относящиеся ко второму типу, более многочисленны. Чаще всего они состоят из 3-5 человек.

Активный период преступной деятельности таких групп составляет от 2 до 10 месяцев, а в отдельных случаях - более одного года. Причем прекращение их преступной деятельности связано с вмешательством правоохранительных органов (привлечение к уголовной ответственности ряда активных участников групп за совершенные ими преступления), а не с распадом групп, обусловленным внутригрупповыми процессами. Это характерно и для ныне действующих групп данного типа, поскольку еще 10-15 лет назад исследователи, изучавшие группы несовершеннолетних правонарушителей, отмечали, что для них характерно органическое недоверие друг к другу, которое «подобно кислоте, разъедает эти группы. Они легко распадаются, если правильно выбираются точки приложения сил правового и воспитательного воздействия» . К аналогичным или близким по смыслу выводам приходили и другие исследователи . У нас нет оснований подвергать сомнению данные выводы, поскольку они были получены в конкретный период развития общества, который в значительной мере отличается от периода проведения нами исследования, и, безусловно, группы, которые явились предметом нашего изучения, существенно отличаются от тех, деятельность которых была проанализирована предшественниками.

Проведенное исследование позволило все изученные нами «переходные» группы разделить условно на две части. Одну составили группы с численностью участников не более 4 человек (таких групп было подавляющее большинство - 85%), другую - с численностью 5 и более человек.

В группах первого вида все участники, как правило, были хорошо знакомы друг с другом по совместной учебе, работе, месту жительства еще до вхождения в группу. Такое знакомство для подавляющего числа участников групп длилось довольно долго (год и более). Общение несовершеннолетних в «малых» группах осуществлялось непосредственно, по принципу «каждый с каждым».

Несколько по иному протекал процесс общения участников «больших» групп, которое осуществлялось, как правило, внутри отдельных микрогрупп, входивших в группу. Лиц других микрогрупп подростки знали хуже, поскольку общались с ними значительно реже. Именно поэтому можно утверждать, что в основе формирования «малых» и «больших» групп лежали эмоциональные контакты подростков, а наиболее интенсивное общение осуществлялось между несовершеннолетними в отдельных микрогруппах, в которых они проводили свой досуг, и, как правило, преступления совершались именно участниками таких микрогрупп.

Анализ возрастной структуры второго типа преступных групп несовершеннолетних показывает, что участие в них подростков младшего возраста заметно уменьшилось по сравнению с группами первого типа. Четырнадцатилетние в основном присутствовали на месте совершения преступления, пользовались имуществом, добытым преступным путем, выполняли второстепенные роли в совершаемых группой преступлениях, в связи с чем многих из них освобождали от уголовной ответственности по предусмотренным в законе основаниям. Отмеченное выше положение четырнадцатилетних в преступных группах второго типа дает нам основание предположить, что из таких подростков формировался своеобразный резерв группы и они проходили «испытательный срок» на членство в группе. Естественно, что наиболее активными участниками преступлений, совершенных группами второго типа, были подростки и юноши в возрасте 16-17 лет, а также юноши старшего возраста. В этой связи отметим, что в группах второго типа насчитывается немало тех, кому на момент совершения преступлений было 18-20 лет; по данным нашего исследования, их численность составляет около 16% от всех участников преступных групп данного типа. Взрослые занимают, как правило, лидирующее положение в группе, крайне редко непосредственно совершая преступления. Однако именно они занимаются организацией досуга несовершеннолетних, входящих в группы, оказывая на подростков свое «авторитетное влияние».

Третий тип преступных групп несовершеннолетних - устойчивые подростково-молодежные преступные группы высокого уровня развития, в которые входят несовершеннолетние. Характерные представители данного типа - подростково-молодежные преступные группы, действовавшие на протяжении ряда лет во многих городах СНГ .

Основной особенностью данного типа преступных групп является более совершенная и строго иерархизированная структура внутригрупповых связей. Каждая из таких групп состоит из отдельных звеньев, в основе построения которых возрастной и территориальный признаки. Каждое звено группы действует на определенной территории и включает подростков соответствующего двора, улицы, квартала. Внутри групп четко обозначилась возрастная стратификация: разделение членов общности по возрасту.

Возрастная структура в устойчивых группах существенно отличается от рассмотренных нами ранее. Первое, на что следует обратить внимание, довольно значительное количество лиц взрослого возраста (в некоторых группах - до половины от всех участников), а среди несовершеннолетних подавляющее большинство составляют юноши в возрасте 16-17 лет. Отметим также, что в совершении преступлений устойчивыми группами принимает участие около 4% лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, формы участия которых в общественно опасных деяниях весьма разнообразны.

Литература

1. Мехтиева Л.В. К вопросу о некоторых причинах современной групповой преступности несовершеннолетних // Ганун. - Баку, 2008. № 5 (169). С. 45-53.

2. Завьялов В.Ю. Современная преступность несовершеннолетних: тенденции, причины, условия, предупреждение. - М., 2006. - 408 с.

3. Потехина В.И. Причины и условия пре-

ступности несовершеннолетних. - СПб., 2006. - 301 с.

4. Ужгородцев Н.Н. Преступность несовершеннолетних. Причины, условия, предупреждение. - Омск, 2005. -400 с.

5. Заболотный И.Ф. Причины современной преступности несовершеннолетних и ее преду-

преждение. - М., 2004. - 296 с.

6. Бааль Е.Г. Современные тенденции преступности среди несовершеннолетних и молодежи: основные криминологические показатели, причинный комплекс, проблемы профилактики: Учеб.-метод. пособие. - М., 1992. - 98 c .

Библиография

1 http ://www .azstat .org /statinfo /crimes /az

Поделитесь статьей с коллегами:

Указанные психологические особенности, в том числе и закономерности функционирования, касающиеся преступных групп в целом. Конечно, в каждом конкретном случае они могут принимать различные формы своего проявления и иметь разную степень выраженности. Вместе с тем, в зависимости от состава участников и направленности преступной деятельности, можно выделять отдельные разновидности преступных групп, которые будут иметь свою специфику.

Преступные группы несовершеннолетних и молодежи

Как свидетельствует статистика, более 70% преступлений несовершеннолетние совершают в группе. Учитывая неполноту статистической информации (отдельные участники групповых преступлений не привлекаются к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, малозначительностью деяния или же к ним применяются другие меры наказания), можно утверждать, что совершение преступления подростком-одиночкой - скорее исключение, чем правило. Но и в таких случаях всегда присутствует влияние на несовершеннолетнего правонарушителя ближайшего социального окружения, группы по антисоциальной направленностью, к которой он принадлежит или принадлежал ранее. Следует также отметить, что участие в группе и соучастие в совершении преступления для подростков в значительном количестве случаев не совпадают, то есть не исключена разница социальной роли, выполняемой в неформальной группе и при совершении конкретного преступления.

Проведенные исследования показывают, что преступные группы несовершеннолетних и молодежи возникают преимущественно на основе неформальных групп или "групп досуга" ". Это связано с такими элементами подростковой психологии, как повышенная склонность к внушению и подражания, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, ориентированность на группу (конформизм), доминирование потребности в общении со сверстниками и переоценка значимости их одобрения, некритичность оценки своих достоинств и недостатков и др.

Конечно, криминогенную значимость имеют не перечислены возрастные особенности сами по себе, а их содержание и направленность. Социальные свойства личности у подростков еще только начинают формироваться. Кроме уже указанной недостаточной самокритичности при оценке своего поведения, у них может быть даже снижена способность к избирательности сознательных действий. Но особое внимание следует уделить доминирующей в этом возрасте склонности к группировке. Именно в неформальной группе подростки имеют возможность проявить себя и самоутвердиться как личность.

По данным психологических исследований, участников преступных групп несовершеннолетних и молодежи изначально объединяло: соседство по дому - 30,4%, проживание на одной улице - 24.8%, совместное обучение и работа - 16%. их антиобщественное направленность обусловлена необходимостью удовлетворения потребности в общении при имеющейся узости, ограниченности интересов (их примитивизме), неумении организовать свое свободное время, что усиливалось комплексом объективных причин и затруднениями в нормативном времяпровождении. Полнокровную общения со сверстниками в официальном среде для подростков, оказавшихся в психологической изоляции, меняется досугом асоциального содержания антиобщественных группа становится референтной, благодаря чему негативное влияние ее усиливается, а возрастные особенности приобретают искаженных форм: повышенная эмоциональность проявляется в несдержанности, потребность самоутверждения -в грубости, цинизме и тому подобное.

Несовершеннолетние участники антиобщественных групп, как правило, не способны проявить себя и утвердиться в группах, деятельность которых является социально-полезной. Они постепенно теряют связи с коллективами, в которых формально принадлежат, перестают ориентироваться на их отношения, не ценят их мнение. До 70% из них учатся плохо или посредственно, 40% - нарушают дисциплину, 37% - ранее уже совершали проступки и правонарушения; имеются также конфликтные отношения в семье и школе. Обостряются такие черты характера, как жестокость, агрессивность, наглость, коварство (до 45% обследованных), что среди законопослушных встречаются значительно реже. Это наглядно свидетельствует о нарушении процесса социализации и моральную деформацию и приводит к попытке самоутверждения среди подобных себе, в том числе - через совершение правонарушений. Группа, в свою очередь, влияет на своих участников, прививает им антиобщественные взгляды и установки, поощряет преступного образа жизни - происходит активный процесс "перевоспитания" (десоциализация). Конечно, не каждый трудновоспитуемых подросток вступает в конфликт с законом, но взаимосвязь этих явлений очевиден.

На каждом этапе формирования преступной группы несовершеннолетних и молодежи возможна переориентация ее на позитивное развитие, но для этого необходимо создание соответствующих благоприятных условий ее функционирования в социуме. Оставленная на произвол судьбы, "разрешительная" группа с большой вероятностью может стать криминогенной, совершая сначала незначительные противоправные действия, вызванные бесчинствам и шалостями, затем - правонарушение корыстного и корыстно-насильственного характера, наконец - преступления.

В процессе перерастания антиобщественной группы несовершеннолетних и молодежи в преступную в ней происходят важные изменения: уменьшается количество участников и повышается степень их идентификации с группой («мы» в отличие от «они») растет удельный вес лиц с отрицательными социально-нравственными характеристиками (склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, ранее судимые и т.д.); состав группы становится более разнородным по социальному составу (учащиеся общеобразовательных школ и высших учебных заведений, мало-квалифицированные рабочие, неработающие) участники все больше времени проводят в местах с криминальной окраской; методы руководства группой изменяются по демократическим на авторитарные.

3. Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей - недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности

подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особенности "катализируют" вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний.

В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14-16 лет уже не ребенок, но еще не взрослый. Это возраст "социального импритинга" - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода.

Рассмотрим кратко эти стереотипы подросткового поведения.

1. Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее время, может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.

3. Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели. (Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.)

4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться "смелым" поведением.)

5. Реакция гиперкомпенсации - настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку.

Крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).

6. Реакция эмансипации - стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление - отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования - объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной

символикой (клички и т.п.). Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

Лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям.

Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей "власти" физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника.

8. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби. И оттого, с какими социальными образцами, шаблонами, нормами, установками и ожиданиями сталкивается подросток, во многом зависит становление будущего члена общества. Вот почему так важно всемерное внимание общества к жизнедеятельности подростка. Неуспеваемость, семейные конфликты, праздность, обстановка интеллектуально-эмоциональной недостаточности, несформированность полезных интересов подростка потенциально опасны для общества.

Этот вакуум с большой долей вероятности может быть заполнен асоциальными проявлениями действительности. Основная форма профилактики преступности среди подростков - это организация интересной и социально полезной их жизнедеятельности.

Неправы те криминологи, которые утверждают, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформировались, но это социально отрицательные интересы.

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение - система незначительных правонарушений, провинностей, проступков (от лат. "delinguens" - совершающий проступок).

Эта разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучением семейного воспитания, иногда "гиперопекой", или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных учителей.

Первыми проявлениями делинквентного поведения являются прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, отнимание денег у слабых сверстников, их терроризирование, шантаж, угоны велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.

В каждом преступлении всегда проявляется определенная мера нравственных пороков личности. В подростковом возрасте эти пороки более легко искоренимы. Ст. 8 УПК РСФСР специально предусматривает возможность исправления в отдельных случаях личности несовершеннолетнего правонарушителя без применения уголовного наказания. Эта правовая рекомендация связана с большей пластичностью поведения подростка, с несформированностью в большинстве случаев устойчивых стереотипов.

В подростковой преступности несколько меньшее значение имеет вид совершенного преступления, так как в большинстве случаев вид преступного деяния, совершенного подростком, в значительной мере обусловлен ситуационно.

Тем не менее и среди несовершеннолетних преступников выделяются лица со стабилизированной антиобщественной направленностью на уровне установки, активно включающиеся в преступную деятельность (10-15% от всего контингента несовершеннолетних преступников).

Можно выделить и третью группу несовершеннолетних преступников - подростков с не стабилизированной общей направленностью, одинаково подвластных как позитивным, так и негативным социальным влияниям, совершающим преступления по легкомыслию.

Сорок процентов из большого числа опрошенных несовершеннолетних правонарушителей ни перед кем не испытывали чувства стыда, а остальные 60% некоторое чувство стыда испытывали лишь в связи с наказанием, а не в связи с низостью, аморальностью совершенного антисоциального деяния.

В ряде случаев социальная адаптация подростков затрудняется непатологическими психическими отклонениями.

Среди обследованных 222 несовершеннолетних правонарушителей,

состоящих на учете в детских комнатах милиции Москвы, были обнаружены психозы (1,1%), олигофрения (4%), органические поражения центральной нервной системы (24%), психопатии и психопатические черты (42,8%), алкоголизм (13,2%), психический инфантилизм (4%).

Однако, конечно, не возрастные мотивационные особенности и не психические аномалии ведут подростка к преступлению. Социальная бесконтрольность и антисоциальное влияние - вот главные причины подростковой преступности.

Основная мера борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних - это педагогически правильно организованный процесс их интенсивной социализации.

При этом важно не прямое воздействие, не "парная педагогика", а воздействие на подростка через референтную для него группу. Искусство воспитания состоит в том, чтобы организовать включение подростка в социально положительные группы.

Воспитание - это формирование и постоянное расширение системы социально положительных связей; это раскрытие перед личностью все новых и новых возможностей ее вхождения в жизнедеятельность человеческого общества.

В заключение отметим, что наряду с возрастными особенностями в преступном деянии проявляются также и половые различия. Но эта корреляция (зависимость) проявляется лишь на вероятностно- статистическом уровне.

Мотивы и цели преступного деяния

Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Осознать явление - это значит увидеть его действительные связи в объективном мире.

Сознательная регуляция основана на знании - понятийном отражении явлений реального мира. Уровень сознательности определяется развитием интеллекта человека, системой знаний и оценочных позиций.

Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия - его цели.

Цель действия является системообразующим фактором всех компонентов действия, она регулирует сознательность выбора соответствующих средств для ее достижения.

Цели деятельности обычно не заданы извне, они формируются человеком, осмысливаются им как нечто необходимое и возможное при данных условиях.

Целеобразование - важнейшая сфера сознательной деятельности человека.

Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все "за" и "против" относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям.

Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу - мотивом. Мотив - это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении, обусловленном актуализированной потребностью. Так, пищевая мотивация активизирует поиск пищи, а потребность в самосохранении - избежание опасных ситуаций. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера.

Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения о действии.

На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом

обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации.

В результате зарождается намерение совершить определенное действие; применительно к преступному деянию возникает преступный умысел.

Итак, весь сложный процесс преддействия основан на определенной мотивации - на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обусловливается мотивом.

Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями и чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.

Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.п.

Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив - это замыкание побуждения на данной конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Сознательный выбор данной цели - это и есть мотив действия.

Преступное деяние может быть совершено на основе сложной системы побуждений (например, убийство на почве мести, озлобления, ревности и национальной вражды).

Понятием "низменные побуждения", а тем более понятием "личные побуждения" нельзя исчерпать всю сложную систему действительных побуждений и мотивов преступного деяния. А взять, например, "хулиганские побуждения". Диапазон этого рода побуждений очень широк - это может быть и озорство, бравада, баловство, с одной стороны, и ненависть к людям, мизантропство, с другой стороны. И вообще, существует ли "хулиганский мотив". Ведь в основе хулиганства лежит не само хулиганство, а пренебрежение интересами общества, честью и достоинством окружающих людей.

Преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности.

Однако мотив поведения - это не нейтральный в социальном отношении механизм регуляции поведения, это механизм внутреннего формирования образа действия, которое, проявившись вовне, дает объективный результат.

В преступлениях с косвенным умыслом, как известно из уголовного права, цель и результаты не совпадают, но это не означает отсутствия мотива в этой разновидности преступлений.

При косвенном умысле преступник осознает зависимость деяния и его возможных последствий, допускает эти последствия, выражая тем самым определенное к ним отношение.

В неосторожных преступлениях нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Неосторожные преступления связаны с дефектами в регуляции поведения: достижение правомерной цели сопровождается побочным преступным результатом из-за недостаточной способности субъекта предвидеть возможные последствия своих действий. Но именно поэтому и необходимо выявить мотив данного действия, ибо он в данном случае имеет основное значение для определения формы вины, для раскрытия субъективной стороны преступления.

Нельзя согласиться с теми юристами, которые считают преступления по неосторожности безмотивными. Только выявление мотива и позволяет установить отношение лица к наступившим преступным последствиям.

В некоторых случаях мотивация преступного поведения является, на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию.

Такого рода преступления иногда также называют безмотивными. Однако более глубокий анализ этих преступных деяний показывает, что здесь имеет место накопление чувств, обусловившее переход за грань адекватных реакций. Подобные преступные деяния совершаются обычно импульсивно, при отсутствии развернутой мотивации.

Иногда внезапно возникший образ побуждает человека к действию без элементарного анализа его неизбежных последствий.

Иногда при стечении особых обстоятельств человек вынужден действовать не по своему желанию. Мотивы поступков в таких ситуациях принято называть "вынужденными мотивами". Следует иметь в виду, что обычно в экстремальных ситуациях мотивы действий человека бывают свернутыми, не имеющими формы логически последовательных суждений. Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсознательной установке, мотивы и цели совпадают. Здесь мотивы трансформированы в механизм установки.

В отличие от мотива цель как психический образ будущего результата действия может быть преступной, если преступен планируемый результат.

Сложный психический комплекс преддействия состоит в динамической взаимосвязи цели, мотивов и программы действия.

Программирование, планирование преступления связано с предвосхищением будущих условий деятельности.

В преступном деянии во многих случаях предвосхищается конфликтный характер будущих действий, образы этих действий соизмеряются с возможным противодействием других лиц. При этом взвешивается степень возможного риска. Таким образом, внешними условиями преступного деяния являются не только материальные обстоятельства, но и поведение других людей, как партнеров, так и жертв.

Непосредственным стимулом к совершению преступления являются внешние обстоятельства - поводы к преступлению.

Повод к преступлению, являясь начальным моментом преступного деяния, показывает, с каким обстоятельством сам преступник связывает свои деяния. Но повод не имеет самостоятельного причиняющего вреда значения. Повод лишь разряжает ранее сформировавшуюся причину. Однако повод преступления в значительной мере характеризует личность преступника, его склонности, социальные позиции, мотивы и цели преступления. Повод - внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественноопасную направленность личности преступника.

Кульминационным актом в структуре действия является принятие решения - окончательное утверждение избранного варианта поведения, являющееся стартовым моментом реализации действия и итоговым моментом всей стадии предрешения.

Выбор варианта поведения может быть транзитивным: обоснованным, оптимальным, учитывающим логику развития событий - и нетранзитивным: неоптимальным, когда возможные варианты поведения не располагаются по шкале "предпочтений", критически не сопоставляются, когда не анализируются ни поле реальных возможностей, ни возможные варианты развития событий. В преступном деянии даже транзитивные, с точки зрения учета обстоятельств действия являются, по существу, нетранзитивными, так как при этом не учитываются социальный вред и наказуемость деяния. Чем более интенсивны антиобщественные жизненные установки личности, тем более ограниченным является вариант ее поведения.

Многие преступления совершаются без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, с допущением ошибочности в действиях. Эти особенности связаны с низким интеллектуальным уровнем преступников, с ограниченностью их оперативной и долговременной памяти. В своем большинстве правонарушители - это не расчетливые, дальновидные и прозорливые люди, а люди с существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

Побуждения, намерения, мотивы и цели преступного действия в юриспруденции объединяются в комплексное понятие "преступный умысел".

Как психологическое образование, преступный умысел - явление динамичное. Возникая на основе определенного побуждения, умысел связан с анализом конкретной обстановки, определением конкретной преступной цели. До совершения действия умысел остается внешне не объективированным, внутренним психическим образованием.

Субъект несет ответственность не за умысел, а за совершение преступления или за приготовление к преступлению. Однако уже возникновение умысла - это психологический акт подготовки к преступлению. В структуре преступного деяния существенно само возникновение и формирование умысла. Анализ этого процесса всегда выявляет личностные особенности преступника.

Преступное деяние совершается в определенных условиях. Изменение этих условий может обусловить изменение умысла или возникновение нового умысла.

Для оценки преступного деяния, его квалификации существенное значение имеют направленность и содержание умысла. Однако эти понятия часто смешиваются, трактуются неточно.

Направленность умысла - это будущий результат деяния, на достижение которого направлено преступное деяние.

Способ совершения преступного деяния

Преступный умысел объективируется в способах и результатах его реализации.

Способ - система приемов действия, обусловленная целью и мотивами этого действия, психическими особенностями действующего лица.

Преступление приобретает специфическую конкретность из-за способа его совершения. Способ совершения преступления и индивидуализирует данное преступление, и указывает на меру его общественной опасности.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношения к различным сторонам действительности.

У каждого человека имеется система общественных способов действий. В этих обобщенных способах действий проявляются социальные качества личности.

Способ совершения преступления свидетельствует о его умышленности, подготовленности или внезапности, непреднамеренности.

По способу совершения преступления подразделяются на насильственные и ненасильственные.

В так называемых формальных преступлениях сами действия образуют состав оконченного преступления.

Способ преступления является объективной стороной состава преступления, обстоятельством, подлежащим доказыванию (ст. 68 УПК РСФСР). Но, будучи связан с личностными, субъективными особенностями преступника, он имеет значение для расследования преступления, для выдвижения версий о мотивах и целях преступления.

Способ действия как психологическая категория определяется ориентировочными, психическими и сенсомоторными особенностями субъекта. В отличие от способа совершения преступления как объективной стороны состава преступления (например, кража со взломом) можно говорить о субъективных особенностях действий конкретного человека, об образе его действий (modus operandi). Как сугубо индивидуализированное явление способ действия позволяет в ряде случаев идентифицировать личность преступника.

Способ совершения преступления как система привычных действий связан с определенными автоматизмами, присущими данному человеку. В основе способа действия лежат навыки, умения и привычки, нейрофизиологической основой которых является динамический стереотип. Эта индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность преступника по способу его действий.

Итак, в каждом способе реализуются внутренние (психические) возможности индивида и внешние условия деятельности. Обстоятельства могут усилить или погасить первоначальные побуждения, мобилизовать к нахождению новых возможностей для удовлетворения исходной потребности.

Для человека важно не достижение цели как таковой. Цель - это заранее предвосхищаемый результат. Но этот результат может и не удовлетворить соответствующей потребности. Беспорядочная смена различных приемов действий свидетельствует о нетранзитивности принятых решений, об их скороспелости, а иногда и спонтанности. Устойчивость, повторяемость определенных приемов свидетельствует об устойчивости цели и транзитивности решений и об устойчивых личностных качествах преступника.

Способ действия позволяет определенно судить о целях и мотивах в тех случаях, когда мотивы действия совмещены с его целью (хищение, кровная месть, хулиганство, всевозможные импульсивные действия).

Совершение преступления в большинстве случаев связано с достижением заранее планируемого преступного результата. Этот результат оценивается преступником с позиций его исходных побуждений.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта преступного поведения, облегчает его повторение в будущем.

Возможно и отрицательное отношение к тому результату, которого хотел достичь и достиг преступник. Образ достигнутого результата может вызвать отрицательные чувства и в связи с этим раскаяние в содеянном.

Возможен и добровольный отказ от доведения преступления до конца, т.е. до достижения ранее запланированного результата.

Мотивы отказа от доведения преступления до конца могут возникнуть на основе жалости, сострадания, малодушия, страха и т.п. И несмотря на то, что эти мотивы не имеют юридического значения (отказ признается добровольным независимо от его мотива), они существенны для оценки личности преступника.

При этом следует учитывать обстоятельства возникновения контрмотивов, т.е. мотивов, противопоставленных первоначальным мотивам и изменивших первоначальную. Оценка результата преступного деяния преступником может быть связана с переоценкой его ценностных ориентации. В ряде случаев, особенно тогда, когда обнаруживаются неожиданные стороны деяния, оказывающие сильное отрицательное эмоциональное воздействие, могут возникнуть угрызения совести, чувство виновности.

Совершенное преступление всегда вызывает определенные изменения в личностных качествах преступника - происходит или закрепление преступной, антисоциальной направленности личности, или критическая ее перестройка направленность деяния.

Совершенное преступление, постоянная угроза разоблачения и наказания создают соответствующую послепреступную доминанту в психике преступника, определенную напряженность в его поведении.

Страх перед наказанием может вызвать действия, неадекватные обстоятельствам, снижение уровня саморегуляции, повышенную мнительность, ригидность, негибкость мышления, состояние подавленности и даже депрессии.

В ряде случаев преступник совершает перестраховочные действия, приходит на место совершения преступления с целью более тщательного сокрытия следов преступления, их маскировки и имитации с целью направить расследование по ложному пути.

При этом проявляется повышенный интерес к ходу расследования, и это обстоятельство необходимо учитывать в оперативно-розыскной деятельности. Повторное посещение места преступления может быть связано и с ассоциативным возбуждением чувств, испытанных при совершении преступления.

У отдельных преступников после совершения преступления может усилиться противопоставление своей личности социальным требованиям. Такие преступники ищут эмоциональных ситуаций, отвлекающих сознание от прошлых событий. В ряде случаев это переключение осуществляется путем планирования новых преступлений. И нередко эти новые преступления совершаются с большим ожесточением, цинизмом и с меньшей осмотрительностью.

Психология вины. Преступное деяние в целом подлежит уголовно-правовой оценке, при этом должна быть установлена виновность или невиновность лица, совершившего соответствующие действия.

Понятие вины является сложным психолого-юридическим понятием.

Вина - причастность личности, всей ее сознательно-подсознательной сферы к совершенному общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям.

Вина состоит не только в том, что человек принял решение о преступном деянии или о деянии, имевшем преступные последствия. Вина преступника состоит прежде всего в пренебрежении теми ценностями, которые охраняются правовыми нормами. Неточность существующих определений вины состоит в том, что понятие вины раскрывается в них вне психологического содержания преступного деяния. Вина это не только "психическое отношение" к содеянному, но и все психическое содержание преступного деяния.

В понятие вины должны быть включены все элементы преступного поведения.

Вина - психическое содержание противоправного действия, выражающееся в несоответствии либо целей и мотивов, либо способов и результатов действия нормам права. Формы вины определяются структурными компонентами деяния. Умысел - форма вины, характеризующаяся преступной целью, способами и результатами деяния.

Неосторожность - форма вины, характеризующаяся преступным способом и результатом действия.

Вопрос о виновности неразрывно связан с вопросом о причинности, свободой воле.

Преступное деяние сопряжено со многими обстоятельствами, имеющими различные взаимосвязи.

Виновность всегда связана с причинной связью действий и их последствий.

Человек не может знать о всех последствиях своих действий; он несет ответственность только за те последствия, которые охватывались (или должны были охватываться) его сознанием.

Особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

В социальной психологии понятие «лидер» определяется как член группы, который спонтанно выдвигается на рол неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации...

Особенности правосознания заключенных, совершивших различные виды преступлений

Тип личности преступника -- устойчивая криминальная направленность личности, связанная с характерными для нее криминальными способами поведения. В совершении преступного деяния поведенческий тип личности - основной системообразующий фактор...

Подростки из неполных семей в МЛС

Основным связывающим звеном между заключенными и внешним миром являются его социальные связи. Формами поддержания cоциально полезных связей законом являются переписка, отправление и получение денежных переводов, посылок...

Психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних

Психологические особенности агрессивных тенденций преступников, больных шизофренией

Агрессивные проявления у лиц с психическими расстройствами, приводящие к общественно опасным действиям, остаются одной из важнейших проблем общей и судебной психиатрии, прежде всего в плане профилактики таких поступков (Дмитриева Т. Б....

Психологические особенности основных категорий преступников

Рассмотрим основные психологические особенности таких наиболее распространенных категорий преступников как насильственные, корыстные и сексуальные. Типичными чертами насильственных преступников являются эгоизм, примитивный анархизм...

Психологические особенности работы с несовершеннолетними

В юридической литературе очень удачно отмечено, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника...

Психология несовершеннолетнего преступника

Преступление и преступника необходимо рассматривать в диалектическом единстве. Без этого невозможно разобраться в источниках преступного деяния, выявить механизм его совершения. Ведь преступное поведение, как и любое поведение человека...

Психология несовершеннолетних преступников

Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых появляются социально неодобряемые формы поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы...

Ранняя профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах

Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет...

УДК 343.85 - 053.6

Хомиченко Юрий Викторович

командир роты оперативного реагирования ДПС ГУВД Краснодарского края [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В данной статье рассматриваются особенности преступных групп несовершеннолетних. Преступная группа несовершеннолетних - это социальная группа лиц, не достигших 18-летнего возраста, объединившихся для совместного совершения умышленных преступлений.

Ключевые слова: несовершеннолетние, социальная группа, преступность, группировки, субкультура.

Преступность несовершеннолетних стала отличаться большим профессионализмом. Сочетание агрессивности и профессионализма часто приводит к тому, что молодежные преступные группировки стремятся вытеснить с определенной территории и из отдельных сфер преступной деятельности криминальные сообщества взрослых преступников. Для современных молодежных группировок характерна их многочисленность. В среднем эти группировки насчитывают 40 - 50 чел.

Ю.А. Воронин сформулировал основные особенности, присущие таким группировкам:

1) расширение верхних и нижних возрастных границ участников; 2) расширение территориального контроля и сфер влияния криминальных подростково-молодежных групп; 3) корыстная направленность деятельности группировок, когда главной ценностной категорией выступает умение делать деньги с помощью краж, грабежей, но особенно вымогательства у сверстников и малышей на подконтрольной территории;

4) воспроизводство существующей в стране стабильной организованной преступности в подростково-молодежной среде .

А.И. Алексеев, давая характеристику личности несовершеннолетних преступников, особо выделил обладание ими устойчивых привычек и стереотипов антиобщественного поведения. Это постоянная демонстрация пренебрежения к общепринятым нормам поведения, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотиков, побегам из дома и воспитательных учреждений, конфликтность, нечестность. Среди несовершеннолетних правонарушителей стали чаще встречаться лица, в полной мере освоившие криминальный профессионализм, нормы и антиценности преступной субкультуры .

Одной из неблагоприятных тенденций групповой преступности несовершеннолетних является рост корыстно-насильственных пре-

Khomichenko Yuri Viktorovich

Commander of the Company of Operational Reaction of the Road Patrol Service of the Head Department of the Interior of Krasnodar Region [email protected]

SPECIFIC CHARACTERUSTICS OF UNDER-AGE CRIMINAL GROUPS

The article considers specific features of under-age criminal groups. An under-age criminal group is a social group of people under 18 years old, deliberately united for joint intentional crime commitment.

Key words: the under-age, social group, criminality, groupings, subculture.

ступлений, совершенных несовершеннолетними женского пола. В частности, эту тенденцию отметили Ю.Р. Орлова и В.И. Шиян . Н.Н. Пе-ретокина по этому поводу писала: «С начала 90х годов отмечаются негативные изменения в характере и направленности преступной деятельности несовершеннолетних женского пола. Усиливается агрессивность, дерзость, цинизм в преступном поведении несовершеннолетних девушек. Это проявляется, с одной стороны, в повышении интенсивности, многоэпизодности преступной деятельности данного контингента, с другой - в способах совершения преступлений: вооруженность, особая жестокость, садистская мотивация, выражающаяся в применении пыток, истязаний, лишении жизни жертв разбойных нападений, изнасилований и др.» .

Важной составляющей криминологической характеристики преступности несовершеннолетних является характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. По статистике МВД России, за период с 2005 по 2009 г. было выявлено следующее количество несовершеннолетних, совершивших преступления: в 2005 г. - 149 981, 2006 г. -148 595, 2007 г. - 131 965, 2008 г. - 107 890, 2009 г. - 85 452 чел. .

В структуре судимости совершивших преступления в возрасте 14-17 лет по видам преступлений наибольший удельный вес занимает ст. 158 УК РФ «Кража», составляющая 44,3 % от общего числа осужденных несовершеннолетних. Несовершеннолетние, осужденные по ст. 161 УК РФ «Грабеж», в структуре судимости занимают второе место - 10,8 тыс., или 19,2 % от общего числа осужденных несовершеннолетних. Как и в прежние годы, в структуре осужденных несовершеннолетних значительную часть занимают лица, осужденные за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без

цели хищения (4,9 тыс., или 8,7 % от общего числа осужденных несовершеннолетних) и разбой (2,5 тыс., или 4,5 %) .

Подростки, имеющие несколько судимостей, нуждаются в повышенном внимании субъектов профилактики, поскольку «рецидивисты, составляя меньшую часть преступников, представляют повышенную общественную опасность... в силу социально-психологической запущенности они легко находят подходящую ситуацию для совершения новых преступлений, а при отсутствии последней сами создают ее, оказывают отрицательное влияние на неустойчивых членов общества, вовлекая их в преступную деятельность» .

Для анализа преступных групп несовершеннолетних важен вопрос об установлении системообразующего аспекта групповой преступности несовершеннолетних, изучении роли социальной группы в формировании и функционировании мотивов преступной деятельности. Для совершения преступления подростку необходимо обладать навыками преступного поведения, иметь соответствующие знания и криминальный опыт. Большинство подростков не имеют подобных навыков и вынуждены прибегать к помощи других лиц, как правило, сверстников либо лиц более старших .

В преступных группировках разные участники выполняют определенные функции, но все их действия интегрируются в коллективные, т.е. групповые действия включают в себя поведение и переживания некоторого числа людей, отличающихся друг от друга по ролевым функциям. Это означает, что участники группы взаимозависимы; каждый человек должен внести свой вклад, иначе единство как целое разрушается .

Групповое содействие комплектуется из тех частных вкладов, которые в своей совокупности составляют совместное действие. Каждый человек играет какую-то роль, и роль, а не индивид, является единицей, подлежащей изучению .

В криминологии группы выделяют по различным основаниям:

по численности - малочисленные, многочисленные;

по длительности существования - временные и постоянные;

по механизму формирования и функционирования - организованные, неформальные; по степени устойчивости, организованности; по видам совершаемых преступлений .

Г.И. Забрянский пишет, что в зависимости от признака, положенного в основание классификации, преступные группы несовершеннолетних в криминологии принято дифференцировать следующим образом:

группы, состоящие только из несовершеннолетних, и смешанные группы, состоящие из несовершеннолетних и взрослых;

малочисленные (2-3 чел.) и многочисленные (4 и более);

образованные с целью совершения преступлений или с другой целью;

устойчивые и неустойчивые . Исследования показывают, что около 70 % групп несовершеннолетних состоят из 25 чел. В частности, характеризуя группы несовершеннолетних, совершающих кражи, Н.Е. Медведева отметила, что о характере преступных групп, совершающих кражи, можно судить по количественному составу их участников. Подавляющее большинство составляют группы из 2-3 чел. (70 %). Удельный вес преступных групп, в которые входят более 5 чел., равен 6,9 %. Однако необходимо учитывать, что более половины участников преступных групп не попадают в поле зрения правоохранительных органов .

Важное место в предупреждении групповой преступности несовершеннолетних занимает установление вида асоциальных и антисоциальных групп, что необходимо для более точного определения направления и характера профилактической работы.

Исходя из характера совместной деятельности, Ю.Р. Орлова выделяет три уровня развития криминогенных подростковых групп.

Первый уровень - предкриминальные, или асоциальные группы подростков с ориентацией на антиобщественную деятельность. Это стихийные, самовозникающие неформальные группы по месту жительства. Для них характерно бесцельное времяпровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение: игра в компьютерные игры, азартные игры (в том числе игровые автоматы), пьянство, незначительные правонарушения. Члены указанных групп в полном составе преступления не совершают, так как для этого у них еще недостаточно организованности, хотя отдельные правонарушения они могут совершить сообща. Основной деятельностью таких групп является общение, в основе которого - бессодержательное времяпровождение.

Второй уровень - неустойчивые, или криминогенные группы, характеризуемые преступной направленностью групповых ценностных ориентаций. Членам указанных групп в большинстве случаев свойственна антиобщественная направленность. От незначительных уголовно ненаказуемых правонарушений члены групп переходят к более общественно опасным действиям - преступлениям. Однако заранее подготовленной организованной преступной деятельности в этих группах пока нет, но на-

блюдается склонность некоторых ее участников к совершению преступных действий.

Третий уровень - устойчивые криминальные, или преступные группы, представляющие собой устойчивые объединения подростков, сформировавшиеся для совершения заранее запланированных преступлений. Чаще всего это ограбления, разбойные нападения, хулиганство, насильственные преступления против жизни и здоровья и др. Такие группировки имеют четкую организационную структуру. Выделяется руководящий центр -лидер, предпочитаемые, исполнители. В группе, как правило, действует система неписаных законов, норм, ценностей, которые тщательно скрываются от окружающих, но соблюдение которых обязательно для членов группы. Это неотъемлемый атрибут их субкультуры.

Т.О. Бозиев выделяет три типа преступных групп несовершеннолетних, отличающихся друг от друга уровнем организации совместной деятельности, а следовательно, и уровнем организации группы.

В основу типологии им положен такой признак, как устойчивость преступной группы. Устойчивость - внешняя характеристика преступной группы, которая меняется вместе с изменениями, происходящими в группе.

Первый тип - представляется традиционными группами несовершеннолетних, которые можно отнести к ситуативным. В данной группе несовершеннолетних преобладают общие уголовные корыстные преступления, совершенные в результате внезапно возникшего умысла.

Уровень организованности преступной деятельности несовершеннолетних в ситуативных группах невысок. Случаев сложного соучастия с юридическим разделением преступных ролей не встречается. Возрастная структура ситуативных преступных групп несовершеннолетних характеризуется наличием в них значительного числа подростков в возрасте от 14 до 15 лет, реже 16-17 лет.

По мнению Т.О. Бозиева, в последние годы прослеживается тенденция сокращения удельного веса ситуативных преступных групп подростков и совершаемых ими преступлений.

Второй тип условно можно назвать переходным от групп ситуативных к преступным группам более высокого уровня развития. От рассмотренных ранее ситуативных групп вторая группа отличается не только количественными, но и качественными особенностями. Активный период преступной деятельности этих групп составляет от шести до десяти месяцев, а в отдельных случаях - более одного года. Причем прекращение преступной деятельности связывается с вмешательством правоохранительных органов, а не с распадом самих групп, с обусловленными внутригрупповыми процессами.

Возрастная структура преступных групп

несовершеннолетних второго типа показывает, что удельный вес подростков младшего возраста заметно уменьшается по сравнению с группами первого типа. Наиболее активные участники преступлений, совершенных группами второго типа, - юноши и подростки в возрасте от 16 до 17 лет и старше.

В группах второго типа уже немало лиц, не являющихся несовершеннолетними, в основном это лица от 18 до 20 лет. Половая структура групп второго типа характеризуется преобладанием в них подростков мужского пола. Однако, как отмечает Т.О. Бозиев, в рассматриваемом типе 1/3 участников - представительницы женского пола. Группы второго типа, как правило, разрушаются после изоляции лидеров и их активных участников.

Третий тип преступных групп несовершеннолетних - это устойчивые подростковомолодежные группировки. Данные группировки представляют собой наиболее высокий уровень развития преступных групп, в которые входят несовершеннолетние, действующие на протяжении многих лет на территории городов и районов. На долю данного типа преступных групп приходится около 50% всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними .

Следует обратить внимание еще на одну особенность, присущую данной категории лиц, -время функционирования группы. Как правило, группы несовершеннолетних, совершающих кражи, формируются стихийно, на почве нездоровых интересов и общественно опасных целей. В 36 % это случайная преступная группа и в 13,6 % - функционирующая менее месяца. Устойчивые же преступные группы несовершеннолетних преступников, действующие более 1 года, встречаются несколько реже (в 33% случаев) и в большинстве из них принимают участие взрослые .

Реальную опасность представляет участие подростков в совершении преступлений совместно со взрослыми. Анализ уголовной статистики, проведенный Р.Г. Калуцким, свидетельствует о том, что более половины краж совершается в группах со смешанным составом участников (несовершеннолетние и взрослые) . По данным Т.Н. Буториной, примерно в каждую третью преступную группу несовершеннолетних входят взрослые лица, четверть из них -судимые. По ее сведениям, значительный процент участников преступных групп подростков составляют лица, ранее состоявшие на профилактическом учете в ПДН и снятые с него по достижении совершеннолетия .

Для несовершеннолетних правонарушителей особенно велика притягательная сила внимания со стороны ранее судимых лиц, обладающих «престижной» независимостью

своего положения. Это связано прежде всего

с тем, что контакты с ними повышают авторитет самого подростка в глазах многих сверстников, не входящих в группу с ранее судимыми лицами, обеспечивают им состояние некоего психологического комфорта. Повышенная тяга подростков-преступников к лицам, имеющим судимость, особенно к тем, кто причастен к уголовному миру, давно отмечается в литературе. Это достигается не просто какими-то волевыми действиями окружения, а определенным набором черт и свойств поведения личности. Не случайно 45% подростков были привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, аналогичных совершенным ранее судимыми лицами из их окружения .

Чаще всего это лица на несколько лет старше, они выходцы из той же микросреды, обладающие достаточным преступным опытом, имеющие судимости. В данных группах они обычно занимают лидирующее положение. Негативное влияние взрослых преступников не только способствует совершению преступлений подростками, но и придает им более организованный и дерзкий характер .

В результате анализа уголовных дел,

научной литературы мы предлагаем следующую типологию преступных групп несовершеннолетних:

1) случайная группа - стихийно образовавшаяся преступная группа несовершеннолетних; в данном случае происходит преобразование какой-либо асоциальной группы несовершеннолетних, совместно проводящих досуг, под влиянием конкретной жизненной ситуации в преступную группу;

2) устойчивая группа - группа несовершеннолетних, специально образованная для совершения конкретного преступления;

3) особо устойчивая группа - группа несовершеннолетних, совершившая ряд преступлений;

4) организованная группа (объединение) - группа несовершеннолетних, характеризующаяся высоким уровнем организации, четким распределением обязанностей, иерархическим построением.

Таким образом, преступная группа несовершеннолетних - это социальная группа лиц, не достигших 18-летнего возраста, объединившихся для совместного совершения умышленных преступлений.

1. Воронин Ю.А. Введение в криминологию: курс лекций. М., 2008.

2. Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. 5-е изд. испр. и доп. М., 2006.

3. Орлова Ю.Р., Шиян В.И. Особенности криминологической характеристики корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола // Борьба с преступным насилием. М., 2008.

4. Перетокина Н.Н. Насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними женского пола: криминологический аспект: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2002.

5. Преступность и правонарушения (2005-2009): Стат. сб. М., 2010.

6. Преступность и правонарушения (2005-2009): Стат. сб. М., 2010.

7. Панько К.А. Вопросы общей теории рецидива в советском уголовном праве. Воронеж, 1988.

8. Медведева Н.Е. Предупреждение краж, совершаемых группами несовершеннолетних. М., 2009.

9. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

10. Там же.

11. Медведева Н.Е. Указ. соч.

12. Забрянский Г.И. Снижение уровня судимости несовершеннолетних. М., 1999.

13. Медведева Н.Е. Указ. соч.

14. Бозиев Т.О. Типология групп несовершеннолетних с агрессивной направленностью // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 1999. Ч. 2. (Аналогичной точки зрения относительно типологии преступных групп с участием несовершеннолетних придерживается Л.М. Про-зументов. См.: ПрозументовЛ.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. Томск, 2001).

15. Медведева Н.Е. Указ. соч.

16. КалуцкийР.Г. Уголовно-правовые вопросы квалификации преступлений, совершенных в соучастии: дис. ... канд. юр. наук. М., 2000.

17. Буторина Т.Н. Криминологическая характеристика и профилактика групповых преступлений несовершеннолетних (по материалам Кировской области): автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2008.

18. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

19. Медведева Н.Е. Указ. соч.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

Юридическая психология

РЕФЕРАТ

по теме: «Психологические особенности преступности несовершеннолетних»

профессор

Артемов А.Ю.

Белгород


План

Введение

1. Психологические особенности преступности несовершеннолетних

2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность

3. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних

Заключение


Введение

Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет.

Организованная преступность взрослых все более оказывает влияние на подростковую преступность и преступность молодежи, подчиняет ее себе, используя возрастные и физические особенности в преступных целях. Возрастает общественная опасность подростковой и молодежной преступности, повышается ее организованность, интеллектуализация, техническая оснащенность. Сегодня каждое восьмое преступление в стране совершается несовершеннолетними.

При всей схожести признаков сегодняшняя преступность несовершеннолетних совершенно иная, чем 10, 5 и даже 2 года назад. Она количественно и качественно быстро меняется. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни сотрудники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Необходимым условием эффективной работы по раскрытию и расследованию преступлений с участием несовершеннолетних является знание особенностей подростково-юношеской преступности. Этим вопросам и посвящена данная лекция.


Вопрос 1. Психологические особенности преступности несовершеннолетних

Одним из признаков современной преступности несовершеннолетних является ее высокий динамизм, она растет непропорционально быстро. Для характеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой роста населения подросткового возраста.

Существует закономерность: рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. Возросло количественно подростково-юношеское население страны, выросло и количество совершаемых им преступлений, и наоборот, уменьшилось численно подростково-юношеское население - уменьшилось и количество совершаемых им преступлений. Тогда пропорция остается приблизительно одинаковой, т.е. коэффициент преступности не изменяется.

Сейчас же прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%.

При этом высок уровень латентности преступности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины высокого уровня латентности самые различные: характер совершенного преступного посягательства, неверие в возможности органов милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла, самообвинение и т.п.

В связи с уменьшением рождаемости 14-17 лет назад в настоящее время наблюдается уменьшение численности подростково-юношеского населения (очередной демографический спад), а количество преступлений в этой среде растет. В некоторых регионах - каждое четвертое преступление совершается подростком или юношей.

Очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигнет уровня особо опасного рецидивиста. Это - закономерность. Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет).

Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков и юношей в сфере преступного промысла.

Молодой рецидивист опасен и тем, что по своему возрасту (23-25 лет) он недалеко «ушел» от подростков и юношей и поэтому как личность психологически привлекателен для них. Значит, чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей внутренним законам.

Вместе с тем преступность несовершеннолетних характеризуется неравномерностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, сезонам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков.

Чаще всего несовершеннолетние совершают преступления в свободное от учебы время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). Интересно отметить, что «пик» преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени фиксируется наибольшее количество обращений подростков в службу «Доверие» по возникающим у них трудностям в разрешении жизненных ситуаций.

До 7% преступлений совершается в учебное время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. До 10% преступлений совершается в период производственной практики и других работ. При этом до 18-20% преступлений совершается в выходные и праздничные дни. Меньше всего совершается преступлений в понедельник. В течение года «пик» преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время.

Еще один всплеск преступности несовершеннолетних приходится на март месяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови.

Знание динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределения обязанностей и ответственности между субъектами профилактической работы.

Групповой характер преступности несовершеннолетних. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, в заформализованности воспитательной работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободной деятельностью «на улице» в среде таких же отвергнутых сверстников.

Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, не удовлетворенная в семье и в учебно-воспитательном заведении, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих заставляют их объединяться в группы.

Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения.

Особенно велика в психологическом отношении роль «тусовок» (мест сбора подростков и юношей), где группируются подростки и юноши, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей - единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, употребляют токсические и наркотические вещества.

Исследования, проведенные в ряде городов страны, свидетельствуют, что несовершеннолетние придают большое значение «тусовочным» встречам. Около 60% из числа обследованных ежедневно проводят свободное время на «тусовках». В последние годы «тусовки» переродились в своеобразные «клубы по криминальным интересам», в школы по повышению «криминального мастерства». Если в недалеком прошлом для «тусовок» выбирались места, скрытые от милиции и мало контролируемые взрослыми (подвалы, чердаки, подворотни, подъезды, дальние скверы, отдельные нежилые строения и т.п.), то теперь подростки «тусуются» порой на глазах у милиции (на дискотеках, в кафе, ресторанах, казино), оставив подземелья и чердаки для бомжей.

В основе высокой криминальной активности и мобильности преступных групп несовершеннолетних лежат социально-психологические механизмы переживания успеха в групповой деятельности. Если преступление совершено и безнаказанно «сошло с рук» для членов группы, то группа переживает состояние после преступной эйфории. Члены группы красочно пересказывают друг другу свои похождения, бравируют своей смелостью и удалью, которую они проявили в совершенном деянии. Над допустившим осторожность или струсившим издеваются, его осуждают и клеймят. Это служит уроком для всех членов группы.