Федеральное министерство: понятие, признаки, виды, состав. Федеральное агентство: понятие, признаки, элементы административно-правового статуса Федеральное агентство понятие признаки виды и состав

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор).

Главная заслуга реформаторов, проводивших административную реформу это то, что финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, и постановлениями Правительства Российской Федерации. Оно в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты, как федеральная служба.

В организационном отношении ряд федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству Российской Федерации, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2006. - с. 157.

В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» устанавливается, что федеральное агентство:

  • а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
  • б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
  • г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Подводя краткий итог, делаем вывод, что федеральные агентства, главным образом, осуществляет оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. Данная функция является, несомненно, одной из самых важных в любой управленческой системе, так как экономический приоритет является одним из высших в системе приоритетов управления человечества в целом, и конкретно государством. Ведь именно экономическое благосостояние государства является показателем его развития в сравнении с другими государствами, а федеральное агентство является гарантом обеспечения проведения экономической политики федеральными министерствами.

З.А. ТАНГИЕВ, аспирант юридического факультета Академии народного хозяйства им. М.М. Сперанского при Правительстве РФ Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим услуги по управлению публичным имуществом и различные публичные учетные функции (ведение реестров, регистров и кадастров).

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


З.А. ТАНГИЕВ,
аспирант юридического факультета Академии народного хозяйства им. М.М. Сперанского при Правительстве РФ

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим услуги по управлению публичным имуществом и различные публичные учетные функции (ведение реестров, регистров и кадастров).

Подчиненность федеральных агентств можно отнести к универсальным правовым критериям, присущим в основном органам данного вида: из 33 федеральных агентств в непосредственном подчинении Президента РФ находятся два таких органа - Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП) и Управление делами Президента РФ; в подчинении Правительства РФ находятся четыре федеральных агентства - Росатом, Роскосмос, Росспорт и Ростуризм; Федеральное агентство специального строительства подчинено Минобороны России. Федеральные агентства, к ведению которых отнесены специальные функции, являются самостоятельными органами исполнительной власти, например, ГУСП и Управление делами Президента РФ; остальные федеральные агентства подчинены соответствующим министерствам, находящимся в ведении Правительства РФ.
Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Руководители федеральных агентств, осуществляющих специальные функции, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента РФ; руководители остальных федеральных агентств назначаются на должность и освобождаются от должности решением Правительства РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных агентств (за исключением заместителей руководителей федеральных агентств, осуществляющих специальные функции) назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими федеральными министрами по представлению руководителей федеральных агентств.
Основной функцией федеральных агентств является предоставление услуг, среди которых выделяются услуги публичные и государственные. Понятие публичных услуг шире и охватывает все виды услуг в обществе: государственные, муниципальные, социальные и др. Государственные услуги - это услуги, оказываемые органами государства.
Функции по оказанию публичных услуг относятся к эксклюзивным функциям. Такие услуги могут предоставляться в сферах образовательной деятельности, здравоохранения, культуры и искусства, в сферах транспорта и промышленности. Оказание публичных услуг представляет собой особую разновидность административной деятельности, при осуществлении которой предписания гражданского законодательства применяются лишь в тех случаях, когда это вытекает из существа отношения и не противоречит административному законодательству, нормы которого имеют приоритет при регламентации деятельности, связанной с оказанием публичных услуг. Таким образом, правовой режим оказания публичных услуг устанавливается нормами административного и гражданского законодательства, причем частноправовая регламентация допустима лишь тогда, когда это заведомо не может привести к коллизии норм публичного и гражданского права.
Публичные услуги, предоставляемые федеральными агентствами, оказываются всем заинтересованным в них лицам и предусматривают осуществление конкретных (например, строительных) работ и в этом случае результат их оказания материализован, представлен конкретным объектом движимого или недвижимого имущества; такое имущество обретает новые полезные свойства вследствие оказания публичной услуги, что допускает возможность его последующего коммерческого использования.
Публичные услуги, предусматривающие оказание правовой и иной консультационной помощи, либо услуги в сфере перевозочной деятельности не имеют конкретного имущественного выражения; оказание таких услуг не преследует цель создать конкретный имущественный объект или улучшить коммерческие свойства вещи; в этом случае услуги оказываются лицу, заинтересованному в их предоставлении, в целях защиты его имущественных или личных неимущественных прав (например, правовые консультации, медицинская консультационная помощь, консультирование по вопросам трудоустройства).
Оказание публичных услуг устанавливает взаимные обязанности государственного органа и заинтересованного лица, в случае возмездного предоставления услуг такое лицо обязано внести установленную договором плату. Участниками договора публичного оказания услуг (в отличие от публичного договора как цивилистического института) являются субъекты публичного и частного права, для такого договора характерно неравноправие сторон: государственно-властными правами и обязанностями наделено только федеральное агентство.
Публичные услуги в сфере экономической деятельности. В реализации государственной экономической политики участвуют различные органы исполнительной власти, но основными полномочиями в этой сфере обладает Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России), в подчинении которого находится четыре федеральных агентства: агентство по государственным резервам (Росрезерв), агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) и агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ).
Деятельность рассматриваемых ведомств по предоставлению публичных услуг ограничена оказанием консультационной помощи физическим и юридическим лицам. Также Минэкономразвития России и подчиненные ему ведомства осуществляют полномочия в сфере публичной контрактации (проводят конкурсы и заключают контракты на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд).
Публичные услуги в сфере промышленности. Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России) осуществляет нормативно-правовое регулирование в сферах промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов. Министерству подведомственны Федеральное агентство по промышленности (Роспром), к ведению которого отнесено государственное регулирование промышленного и оборонно-промышленного комплексов; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго), которое обеспечивает государственное регулирование топливно-энергетического комплекса.
Объем полномочий по оказанию публичных услуг у федеральных агентств различный: Ростехрегулирование оказывает услуги в сфере технического регулирования; Росэнерго оказывает публичные услуги в сфере угольной промышленности - проводит протекционистскую политику (например, выделяет публичные финансы нерентабельным государственным учреждениям); Роспром и Росэнерго оказывают услуги государственным унитарным предприятиям, находящимся в их ведении; в отличие от этих органов исполнительной власти Ростехрегулирование оказывает услуги также и индивидуальным предпринимателям.
В целом рассматриваемые федеральные агентства (за исключением Ростехрегулирования) предоставляют ограниченный объем публичных услуг гражданам: в основном такие услуги предусматривают оказание консультационной и иной информационной помощи (например, в форме рассмотрения письменных и устных обращений граждан).
Публичные услуги в сфере использования атомной энергии. К органам государственного регулирования в области использования атомной энергии относятся Правительство РФ и Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом).
Деятельность Росатома в сфере оказания публичных услуг обусловлена его полномочиями по государственной контрактации: Росатом, как и все другие ведомства, заключает государственные контракты на проведение работ (оказание услуг) для публичных нужд, а также оказывает консультационные услуги гражданам и организациям (например, разъясняет им законодательство об использовании атомной энергии).
Публичные услуги в сфере регионального развития и строительства. Основные функции и задачи в данной сфере возложены на Министерство регионального развития РФ (Минрегион России). Минрегиону России подчинено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), в компетенцию которого входят функции в области публичной контрактации: Росстрой заключает государственные контракты для обеспечения собственных нужд, а также осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых и инновационных программ.
Публичные услуги в сфере агропромышленного комплекса. Государственное управление отраслями агропромышленного комплекса (растениеводством, животноводством, ветеринарией и др.) осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) и подчиненные ему ведомства, одно из которых - Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
Росрыболовство по преимуществу оказывает публичные услуги в качестве государственного заказчика по размещению заказов на выполнение услуг для государственных нужд в отраслях агропромышленного комплекса, находящихся в его ведении.
Публичные услуги в сфере транспорта. В ведении Министерства транспорта РФ (Минтранс России) находятся пять федеральных агентств: агентство воздушного транспорта (Росавиация), агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), дорожное агентство (Росавтодор), агентство геодезии и картографии (Роскартография), которые оказывают разного рода публичные услуги.
Росавиация организует в установленном порядке функционирование, развитие и модернизацию гражданской части Единой системы организации воздушного движения, реализует комплекс мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов.
Росморречфлот оказывает неопределенному кругу лиц на установленных федеральным законодательством условиях государственные услуги, имеющие общественную значимость, в том числе в реализации межгосударственных и федеральных целевых программ.
Росавтодор предоставляет государственные услуги по управлению состоянием и развитием федеральной сети автомобильных дорог Российской Федерации.
Росжелдор оказывает неопределенному кругу лиц услуги в сфере железнодорожного транспорта в соответствии с установленными федеральным законодательством условиями по организации перевозок опасных грузов; по организации работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг; а также по аккредитации испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации.
Публичные услуги в сфере связи. В данной сфере оказанием публичных услуг занимается Федеральное агентство связи (Россвязь), подчиненное Министерству информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи России).
Россвязь оказывает имеющие общественную значимость услуги в сфере связи и информатизации неопределенному кругу лиц на установленных федеральным законодательством условиях по обеспечению в установленном порядке распределения использования радиочастот (радиочастотных каналов) гражданского назначения и ресурса нумерации; по подтверждению соответствия в сфере связи и информатизации; по организации в установленном порядке функционирования, развития и модернизации федеральной связи и национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; по организации функционирования сети удостоверяющих центров электронной цифровой подписи.
Публичные услуги в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Подчиненные Министерству природных ресурсов РФ (МПР России) ведомства - Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) и Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) - оказывают платные и безвозмездные публичные услуги. Например, Роснедра предоставляют геологическую информацию о недрах на основе возмездного договора; Рослесхоз предоставляет гражданам и юридическим лицам информацию о лесном фонде, проводит лесные конкурсы, лесные аукционы, заключает возмездные договоры о предоставлении участков лесного фонда в аренду либо договоры, предусматривающие безвозмездное пользование такими участками; Росводресурсы предоставляют публичным организациям и субъектам частного права данные государственного водного кадастра.
Публичные услуги в сфере культуры. К ведению Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкультуры России) отнесено осуществление государственной политики в сферах культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия.
Минкультуры России подчинены Федеральное архивное агентство (Росархив), Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Ведомства, подчиненные Минкультуры России (за исключением Росархива), наделены полномочиями в сфере публичной контрактации, а также оказывают консультационные услуги гражданам и юридическим лицам.
Публичные услуги в сфере обороны. Подчиненное Министерству обороны РФ (Минобороны России) Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) оказывает публичные услуги в сфере государственной контрактации, например, выполняет подрядные работы по капитальному строительству, выступает в качестве государственного заказчика при строительстве объектов системы Спецстроя России. Хозяйственная деятельность Спецстроя России осуществляется исключительно силами входящих в его состав воинских формирований и предназначена только для государственных нужд, поэтому Спецстрой России вправе вступать в обязательственно-правовые отношения только с публичными организациями. Во всяком случае, заключение гражданско-правовых договоров с субъектами предпринимательства не предусмотрено Положением о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1084.
При подготовке и обсуждении в 2004 году в Центре стратегических разработок концепции проекта федерального закона о стандартах государственных услуг отмечалось, что отсутствие четко установленных в нормативных правовых актах стандартов государственных услуг или их явный дефицит порождает низкое качество услуг, их труднодоступность вызывает постоянные нарекания. К установленным в законах требованиям в процессе административной практики добавляются новые, не предусмотренные законодательно требования и обременения для потребителей государственных услуг, навязываются различные платные услуги, которые воспринимаются гражданами (и нередко преподносятся им) как законные государственные услуги.
Основная идея законопроекта заключается в том, чтобы обязать государственные органы применять, разрабатывать и реализовывать стандарты для всех государственных услуг, предоставление или организация предоставления которых входит в компетенцию данного федерального органа исполнительной власти, обеспечить гражданам и юридическим лицам реальную возможность требовать от государственных органов соблюдения стандартов оказания государственных услуг, в том числе и в судебном порядке.
Проведенный анализ предоставления федеральными агентствами публичных услуг позволяет оценить значимость данного органа в системе исполнительной власти, однако уровень оказываемых публичных услуг невысок и требует более четкого нормативного регулирования.

Библиография
1 См.: Положение о Роспроме // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1480; Положение о Росэнерго // Там же. № 25. Ст. 2566.
2 См. Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 286 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2568.
3 См. Положение о Роснедрах // Там же. № 26. Ст. 2669.
4 См. Положение о Рослесхозе // Там же. № 25. Ст. 2565.
5 См. Положение о Росводресурсах // Там же. Ст. 2564.

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти наряду с федеральными министерствами, федеральными службами входят федеральные агентства. Такая организационно-правовая форма федерального органа исполнительной власти является новой для Российской Федерации, в связи с чем определить его правовой статус достаточно трудно.

федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) ведет реестры, регистры и кадастры;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.

федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств.

Указ допускает три варианта подчиненности федеральных агентств, что обусловливает особенности статуса каждой из групп: основная группа федеральных агентств подчинена федеральным министерствам, другая группа находится в подчинении Президента РФ и третья - в подчинении Правительства РФ. Однако и правовой статус каждой из указанных групп не вполне единообразен.

Так, в ведении Президента РФ наряду с федеральными министерствами и службами находятся федеральные агентства (Управление делами Президента России, Главное управление специальных программ Президента РФ), руководители которых назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Кроме того, Президент РФ руководит деятельностью Федерального агентства специального строительства, которое подведомственно Министерству обороны РФ, осуществляющему только координацию и контроль его деятельности. Такое положение Спецстроя России создает промежуточный статус, ограничивая возможности Министерства обороны РФ в отношении агентства и сближая статус последнего со статусом федеральных агентств, непосредственно подчиненных Президенту РФ.


Правительство РФ руководит рядом министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, ему непосредственно подчинены Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство. Непосредственное подчинение Правительству РФ также создает особенности правового статуса указанных федеральных агентств, что выражается и в выполняемых ими функциях.

В отношении находящихся в ведении федерального министерства федеральных агентств министерству предоставлены достаточно широкие полномочия для осуществления координации и контроля деятельности этих органов. Так, федеральный министр утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федерального агентства проекты положений об этих органах, предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников; вносит в Минфин России предложения по финансированию федеральных агентств, дает подведомственным агентствам поручения и контролирует их исполнение.

Согласно указу Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции , за исключением функций по контролю и надзору.

Функции по оказанию государственных услуг – это предоставление непосредственно федеральным агентствам или через подведомственные ему учреждения безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и других областях.

Функции по управлению государственным имуществом – это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного подведомственным учреждениям и организациям.

Правоприминительные функции: Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту.

В организационном отношении ряд федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.

Вопрос 22:

Орган исполнительной власти – это государственный орган, учрежденный в установленном порядке и наделенный компетенцией и государственно-властными полномочиями для исполнения и обеспечения исполнения законов и осуществления государственного управления общественной жизнью.

После проведения административной реформы 2003/2004 годах, основанной на разделение функций органов исполнительной власти, были учреждены министерства, агентства и службы.

Система федеральных органов исполнительной власти – взаимосвязь федеральных органов исполнительной власти, как единого механизма исполнительной власти.

Элементы системы:

1. Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти в РФ, на коллегиальной основе осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий единую систему органов исполнительной власти РФ.

2. Федеральные министерства – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Федеральные службы -федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты, и охраны государственной границы и т.д.

4. Федеральные агентства – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в установленной сфере деятельности по оказанию государственных услуг, управления государственным имуществом + правоприменительные функции кроме контроля и надзора.

Статус федерального министерства:

Возглавляется министром, который входит в состав Правительства РФ;

Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

Координационные полномочия обуславливают наделение их руководителей следующими функциями:

1) утверждение ежегодных планов деятельности федеральных служб и агентств + принимает отчет об их исполнении;

2) вносить в Правительство по представлению руководителя федеральной службы и федерального агентства положения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников;

3) вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию служб и агентств;

4) вносит в Правительство РФ проекты нормативно-правовых актов;

5) дает поручения службам и агентствам, во исполнение поручений Правительства РФ;

6) назначает и освобождает от должности руководителей агентств и служб, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ;

7) вносит в Правительство РФ предложения о назначении или освобождении от должности руководителя государственного внебюджетного фонда + вопросы нормативно-правового регулирования + вносит проекты ФЗ-ов о бюджете государственного внебюджетного фонда + назначение проверки деятельности внебюджетных фондов.

  • 10. Критерии классификации и виды апп:
  • 11. Понятие и элементы адм.-правового статуса гражданина. Ап статус личности, ап статус гражданина рф, социальные и специальные статусы граждан
  • 12. Роль органов ив в формировании и реализации правового статуса гражданина рф:
  • 14. Административный порядок защиты прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц:
  • 15. Виды обращений граждан, их сроки и порядок рассмотрения:
  • 16. Судебный порядок защиты прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц:
  • 17. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Принцип национального режима:
  • 18. Понятие и виды организаций. Ап статус организаций:
  • 19. Предприятия как субъекты ап., их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 20. Учреждения и организации как субъекты ап, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 21. Виды учреждений и организаций. Правовые основы их ап статуса
  • 22. Общественные объединения как субъекты ап, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 23. Виды общественных объединений (оо), правовые основы их ап статуса:
  • 24. Принципы деятельности оо:
  • 25. Религиозные объединения как субъекты ап, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 26. Формы религиозных объединений: религиозная группа и религиозная организация. Местные и централизованные религиозные организации. Особенности ап статуса ро:
  • 27. Понятие и характерные черты органа ив:
  • 28. Понятие и элементы органов ив как субъектов ап.: цели, задачи, функции, порядок формирования, структура, штат госслужащих, ответственность и компетенция:
  • 29. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:
  • 30. Классификация органов ив по территориальному масштабу деятельности, компетенции, порядку принятия решений:
  • 31. Система органов ив рф, система и структура федеральных органов ив, их правовые основы
  • 32. Правительство рф как высший орган ив, порядок образования и состав правительства:
  • 33. Взаимодействие Правительства с Президентом рф, Федеральным собранием, с судебными органами. Основные сферы деятельности, полномочия, акты и организация работы Правительства рф:
  • 34. Федеральные министерства, порядок образования, функции и подведомственность. Полномочия федерального министра:
  • 35. Федеральные службы: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федеральной службы:
  • 36. Федеральные агентства: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федерального агентства:
  • 37. Организация работы федеральных органов ив. Административные регламенты федеральных органов ив, их виды, значение, регулятивные свойства:
  • 38. Территориальные органы федеральных органов ив: правовые основы из деятельности, виды, порядок образования и основы их деятельности.
  • 39. Система органов ив субъектов рф:
  • 40. Система, состав, структура и порядок формирования органов ив гос.Власти рк:
  • 41. Глава рк. Требования к кандидату. Порядок вступления в должность. Основания и порядок прекращения полномочий.
  • 42. Понятие госслужбы. Особенности правового регулирования гос.Служебных отношений. Принципы построения и функционирования гс:
  • 43. Система гс рф. Виды гс:
  • 44. Понятие, особенности, правовое регулирование гос.Гражданской, военной, правоохранительной служб, федеральной гс и гс субъекта рф:
  • 45. Поступление на гс, требования, предъявляемые к претенденту на замещение:
  • 47. Понятие, стороны, содержание и форма служебного контракта госслужащего. Виды служебных контрактов. Должностной регламент. Испытание при приеме на госслужбу:
  • 48. Правовой статус госслужащего. Ограничения и запреты, связанные с госслужбой. Права и обязанности госслужащего:
  • 50. Ответственность.
  • 51. Прекращения государственно-служебных отношений. Основания и последствия.
  • 52. Споры.
  • 53. Правовые основы подбора кадров гос.Служащих. Формирование кадрового резерва.
  • 54. Правовой статус участников производства по делам об админ.Правонарушениях.
  • 55. Возбуждение дел об админ.Правонарушениях
  • 56. Субъекты админ. Юрисдикции, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об админ. Правонарушениях.
  • 57. Основания освобождения от админ. Ответственности. Отягчающие и смягчающие обстоятельства.
  • 58. Давность привлечения к адм. Отв.-ти. Общие и специальные сроки. Основания приостановления срока.
  • 59. Пересмотр постановлений и решений.
  • 60. Исполнение постановлений.
  • 36. Федеральные агентства: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федерального агентства:

    Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

    федеральное агентство:

    а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

    б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

    в) ведет реестры, регистры и кадастры;

    г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.

    Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

    Структура (пример):

      Руководитель.

      Помощник руководителя. Заместитель.

      Управление экономики, финансов и бюджетного учета.

      Управление делами, госслужбы и кадров

      Управление имущества, информатики и науки

      Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности

    37. Организация работы федеральных органов ив. Административные регламенты федеральных органов ив, их виды, значение, регулятивные свойства:

    Деятельность государства, его исполнительного аппарата так или иначе имеет своим конечным адресатом невластных субъектов права - граждан и организации. Взаимодействие органов исполнительной власти (должностных лиц) с населением не только один из важнейших аспектов государственного управления. Характер этого взаимодействия определяет дальнейшую оценку населением всего государственного аппарата. Следовательно, надлежащая регламентация реализации властными субъектами управления своей компетенции - одна из основ легитимации государственной власти.

    1. По юридическим свойствам (по юридическому содержанию) : нормативные и индивидуальные (правоприменительные) акты.

    2. Нормативные административные регламенты по степени обобщенности можно классифицировать на типовые и конкретные. В настоящее время действуют лишь два типовых регламента: утвержденные Правительством РФ Типовой регламент взаимодействия и Типовой регламент внутренней организации; оба указанных акта посвящены в первую очередь вопросам внутриорганизационных административных регламентов.

    3. Важным направлением классификации административных регламентов является их упорядочение по видам закрепленных административных процедур, в частности, по направленности последних (внешние и внутренние), по функциям права (регулятивные и охранительные) и по степени формализуемости таких процедур.

    3.1. По направленности административных процедур: внутренние (внутриорганизационные) и внешние (внешнеуправленческиех) административные регламенты.

    3.2. По функциям права административные процедуры (а значит, и закрепляющие их административные регламенты) могут быть разделены на регулятивные и охранительные.

    3.2.1. Регулятивными административными регламентами следует считать, во-первых, все регламенты внутренней организации, а во-вторых, подавляющее большинство внешних административных регламентов.

    3.2.2. Охранительные административные процедуры специально закрепляются некоторыми видами внешних регламентов, в частности регламентами досудебного рассмотрения споров, жалоб.

    3.3. По степени формализуемости закрепляемых административных процедур можно выделить «традиционные», «классические» административные регламенты и административные регламенты, чье содержание составляют организационно-ситуационные процедуры.

    3.3.1. Большинство административных регламентов регулируют отношения, в которых сравнительно ярко выражена юридическая компонента: во-первых, возможно внутреннее «дробление» процедур на отдельные административные действия, во-вторых, допустима формализация промежуточных и итоговых правовых результатов (прием документов, регистрация документов, принятие и оформление решения и т.д.), в-третьих, для совершения таких действий целесообразно установление требований (в том числе - максимальных сроков).

    3.3.2. Однако в ряде случаев федеральные исполнительные органы пытаются распространить административные регламенты на отношения, в которых главную роль играют организационные (внеправовые) элементы.

    4. В зависимости от уполномоченного нормотворческого органа можно выделить:

    4.1) административные регламенты, утвержденные федеральным органом исполнительной власти общей компетенции - Правительством РФ (к таковым из числа «конкретных» регламентов в настоящее время относится лишь Регламент Правительства);

    4.2) административные регламенты иных федеральных органов исполнительной власти.

    5. По количеству участвующих в утверждении наделенных нормотворческими функциями государственных органов можно выделить «единоличные» и «совместные» административные регламенты.

    6. По характеру закрепляемых и регулируемых полномочий: регламенты исполнения собственных полномочий и административные регламенты реализации переданных полномочий.

    7. По роли в механизме правового регулирования: первоначальные и производные от первоначальных административные регламенты.

    8. По области (сфере) применения: правовые акты управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

    9. По исполнителям административных процедур: административные регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и должностных лиц), также административные регламенты, в исполнении административных процедур которых участвуют иные субъекты права - региональные органы исполнительной власти (их должностные лица), государственные (муниципальные) организации, их работники и т.д.

    10. Электронный административный регламент.