Понятие занятости. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие шестнадцати лет;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся в течение первых десяти дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы , а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки , установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях:

  • признания граждан занятыми;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
  • неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;
  • длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
  • переезда в другую местность;
  • установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
  • осуждения к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного в случаях:

  • отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ и других одурманивающих веществ;
  • нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж .

Законодательством установлены случаи, когда выплата пособия по безработице не производится. К ним относятся:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного с места постоянного жительства в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыв на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе , с исполнением государственных обязанностей.

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.

Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Общественные работы организуются субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий , уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор . Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.

Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью ; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан, указанных в п. 15 Положения.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании .

Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа .

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.

Трудовое законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права . Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора .

Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек . В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральные законы "О занятости населения" и "О социальной защите инвалидов" в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора . На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы , при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора . Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Состоянием российской экономики в настоящее время, разрывом хозяйственных связей, проблемами взаимных неплатежей предприятий, задержками по выплате заработной платы и другими сложностями обусловлена актуальность вопроса о занятости трудовых ресурсов. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране в последнее время был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.

Государственная политика в области содействия занятости населения включает:

  • развитие трудовых ресурсов;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации без какой-либо дискриминации;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости разным группам населения;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • международное сотрудничество в области занятости и др.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, доход, заработок.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Понятие занятости связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Общим для всех форм занятости является включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы в соответствии с законодательством РФ.

Занятым противопоставляются незанятые граждане - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы. В свою очередь незанятые граждане подразделяются на активных незанятых (безработных) - тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых - тех, кто не ищет работу. Все население страны, таким образом, делится на экономически активное - сюда включаются и занятые, и безработные, и на экономически неактивное - та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемой работы.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы. Безработными не могут быть граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двухкратного отказа от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При этом гражданам не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.

Граждане, которым было отказано в признании их безработными, через две недели снова могут обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными.

Учитывая, что с отказом от предложенной работы связаны сохранение статуса безработного, а также возможность конфликтов по этому поводу, законодатель раскрывает понятия «подходящая» и «неподходящая» работа. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными органами власти и управления с учетом развития сети транспорта в данной местности.

Требования подходящей работы понижаются для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Для таких граждан подходящей считается работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует ли она (с учетом возраста и иных особенностей граждан) предварительной подготовки.

Безработные граждане имеют право самостоятельно подыскивать себе работу или пользоваться услугами Федеральной службы занятости. Они имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима груда.

Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле под этим термином понимаются все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность и т. п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы.

Различают общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. К общим формам относится самостоятельное трудоустройство или с помощью органов занятости. Специальными формами трудоустройства являются:

  • 1) организованный набор рабочей силы и отъезд на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы;
  • 2) направление на работу выпускников вузов, колледжей, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов;
  • 3) направление органом занятости в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронированных мест) по приему инвалидов, подростков и других нуждающихся в особой социальной защите граждан.

Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего, это могут быть работодатели - они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся непосредственно к ним. В этом случае трудоустройство происходит без участия посреднических органов. Иногда работодатели обязаны принять меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации. Так, при сокращении численности (штатов) работодатель одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении обязан при наличии вакансий предложить работнику другую работу в той же организации.

В некоторых случаях государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Негосударственные посреднические органы оказывают соответствующие услуги, как правило, на платной основе и на условиях, установленных договором с гражданином.

Процесс трудоустройства проходит две стадии. Первая стадия - обращение гражданина в службу занятости. При этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом. Поскольку государство гарантирует гражданам право на получение такого содействия и возлагает данную обязанность на органы службы занятости, последние обязаны принять заявление и приступить к поиску работы. Вторая стадия - заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению органа службы занятости). Следует иметь в виду, что направление органов службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя, за исключением особых случаев, о которых будет сказано ниже. Гражданин вправе отказаться от предложенной работы, однако если он зарегистрирован в качестве безработного и отказывается от предложенной работы повторно, то это влечет для него отрицательные последствия в виде лишения статуса безработного. Работодатель также не связан направлением органов службы занятости, но при отказе в приме на работу он должен объяснить причины такого отказа. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь в тех случаях, когда гражданин реально обратился на то предприятие, куда он был направлен органами службы занятости.

Для некоторых категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, установлены дополнительные гарантии, предусмотренные целевыми программами содействия занятости путем создания специализированных рабочих мест или организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Число квот может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов государственной службы занятости населения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда. Если работодатель не может выделить или создать на своем производстве рабочие места для использования труда указанных категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты, он вправе арендовать для этой цели рабочие места в другой организации или произвести соответствующее перечисление в бюджет субъекта РФ или в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в других организациях работодатели несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Социальные гарантии граждан РФ в области занятости.

Правовой статус безработного.

Порядок трудоустройства граждан.

Понятие занятости. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Тема 4. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Соглашение.

Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В зависимости от уровня и их содержания социально-партнерские соглашения могут быть следующих видов (уровней):

- федеральный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- региональный уровень , устанавливающий такие основы регулирования в субъекте Федерации;
- отраслевой уровень , устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень , устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;
- уровень организации , устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором

Соглашение содержит условия (положения) нормативного и обязательственного характера, определяемые самими сторонами в пределах их компетенции. Будучи правовой формой социального партнерства по трудовым и социально-экономическим вопросам, оно не может противоречить законодательству.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

Оплата труда;

Условия и охрана труда;

Режимы труда и отдыха;

Развитие социального партнерства;

Иные вопросы, определенные сторонами.

Ряд положений, входящих в содержание соглашения, может включаться в качестве информационных условий (положений) коллективных договоров, заключаемых в организациях.

В Конституции РФ определено, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение реализуется в других статьях Конституции РФ, в том числе, например, в предоставлении права гражданам свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также в предоставлении права гражданину на защиту от безработицы.

Всё население РФ можно условно разделить на занятых и незанятых граждан.

Занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).



Статья 2 Закона о занятости устанавливает исчерпывающий перечень занятых граждан . К ним относятся:

Работающие по трудовому договору, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском или иными уважительными причинами;

Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Граждане могут иметь одновременно несколько видов занятости, например, работать по трудовому договору, проходить очный курс обучения в образовательных учреждениях, заниматься предпринимательской деятельностью.

Именно с изложенным выше понятием занятости связано понятие незанятых (безработных) граждан, на которых могут быть распространены льготы и преимущества, предусмотренные законодательством для лиц, признанных в установленном порядке безработными.

Незанятые граждане подразделяются на активных незанятых – тех, кто ищет работу, и на пассивных занятых – тех, кто её не ищет.

Трудоустройство – это система организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Трудоспособность в широком смысле – это все формы трудовой деятельности (предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность и т.д.). В узком смысле – процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющейся работы.

При принятии решения о сокращении численности или штата работников работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности работников может привести к массовому увольнению – не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Работодатель должен своевременно, за 3 месяца предоставить соответствующую информацию органам службы занятости и профсоюзному органу (число сокращаемых работников, категории работников, сроки сокращения и т.д.).

Для высвобождаемых по сокращению численности штата работников работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу в той же организации, соотвтствующую квалификации работника.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются не менее чем за 2 месяца до увольнения. Увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. За ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях за 3 месяца по решению службы занятости, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости, не был ею трудоустроен). В течение 3 месяцев за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за 2 месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1. Организация занятости и трудоустройства населения в России

Государственную политику в сфере занятости и трудоустройства осуществляет Министерство труда и социального развития РФ , которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения .

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

    анализ и прогнозирование состояние рынка труда;

    информирование о состоянии рынка труда;

    ведение учета свободных мест и граждан, ищущих работу;

    информирование граждан и работодателей о наличии свободных мест и свободной рабочей силы;

    содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

    оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;

    организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

    регистрация безработных граждан;

    участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления общественных работ;

    назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным.

Также услуги по трудоустройству могут оказывать негосударственные организации , являющиеся только юридическими лицами, действующими на основании соответствующей лицензии.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения занятости и трудоустройства, является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в российской Федерации» .

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Занятыми считаются граждане:

    работающие по трудовому договору;

    занимающиеся предпринимательской деятельностью;

    занятые в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

    выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера;

    являющиеся членами производственных кооперативов;

    избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

    проходящие военную службу;

    проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;

    являющиеся учредителями организаций.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы:

    гарантии в реализации права граждан на труд;

    дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (военнослужащих, инвалидов);

    гарантии социальной поддержки безработных (выплата пособий, материальной помощи, профессиональное обучение).

2. Правовое положение безработных граждан

Безработными признаются трудоспособные граждане (граждане от 16 до 55 лет (женщины) и до 60 лет (мужчины), не признанные инвалидами Iили II группы), которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработным гражданам государство гарантирует:

    бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

    обеспечение социальной поддержки (выплата пособия, материальное помощи);

    бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и обучение;

    возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Статус безработного приобретается при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в службе занятости и предоставления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа об образовании (удостоверяющего профессиональную квалификацию), справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Подходящая работа – это такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки; условиям последнего места работы; состоянию здоровья; транспортной доступности рабочего места.

Подходящей считается и иная оплачиваемая работа для следующих категорий граждан:

  • впервые ищущих работу;

    не имеющих профессии;

    уволенных более одного раза в течение последнего года за нарушение трудовой дисциплины;

    ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью;

    стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

    состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев.

    она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

    условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

    предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (при высоком заработке – не ниже величины прожиточного минимума).

Признав гражданина безработным, ему назначается пособие по безработице .

Размер пособия по безработице определяется в зависимости от категории безработных:

    для граждан, уволенных в течение года и имевших оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель:

    в первые 3 месяца – 75 % от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

    в следующие 4 месяца – 60%;

    в дальнейшем – 45 %.

Однако размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины, но, во всяком случае, не должен быть ниже 100 рублей.

    иным гражданам (в т.ч. ранее не работавшим) –20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Для некоторых безработных (граждан, имеющих на содержании иных лиц; граждан, подвергшихся воздействию радиации) предусмотрен повышенный размер пособия.

Размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до 1 месяца или приостановлен на срок до 3 месяцев в следующих случаях: неявка на перерегистрацию; явка в состоянии опьянения; отказ от двух вариантов подходящей работы; увольнение с работы за нарушение трудовой дисциплины и т.д.

Гражданам, уволенным из организации в связи с ее ликвидацией или сокращением численности штата, в течение определенного периода (2-3 месяцев) сохраняется средняя заработная плата, а затем выплачивается пособие по безработице.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. После в случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:

    признания гражданина занятым;

    прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

    длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

    переезда безработного в другую местность;

    получения пособия обманным путем;

    осуждения лица к наказанию в виде лишения свободы;

    назначения пенсии.

Время, в течение которого гражданин является безработным, не прерывает трудовой стаж и учитывается при начислении трудовой пенсии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

7. Порядок выплаты гражданам пособия по безработице

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

В современном мире существует огромное количество различных организаций. И, казалось бы, получить работу при желании очень легко. Однако это не так. Требований работодателей часто очень высокие и в сложное положение с поиском работы попадают выпускники вузов и профильных среднеобразовательных учреждений. Им трудно найти работу по причине требования опыта со стороны работодателя. При этом есть еще один фактор трудоустройства: "мода на профессии". Этот фактор играет важную роль в выборе профессии молодыми людьми. Здесь основополагающий критерий - престиж профессии. При этом возникает нехватка молодых специалистов в других областях. Так, например, примерно лет 5-10 назад престижными были профессии экономиста, юриста, социолога, психолога и др. в основном гуманитарные профессии. Возникла нехватка специалистов в области промышленности, в частности рабочих на заводах. Этих вакансий много, а работать идти на заводы молодые специалисты не хотят по причине низкой заработной платы.

Трудовое законодательство России дает защиту людям, не имеющим работы или находящимся в поиске таковой. Законодательство также предусматривает денежные выплаты по безработице. Однако реализация этих законов зачастую сводится в длительной бюрократической волоките, в результате чего человек быстрее находит работу, пусть даже низкооплачиваемую, нежели начинает получать пособие.

Цель данной работы в том, чтобы осветить вопросы трудоустройства в России, как защищает трудоспособное население законодательство, что можно предпринимать в случае несправедливого отношения со стороны работодателя, какие выплаты предусмотрены в случае неполучения работы.

1. Понятие занятости и трудоустройства

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, а принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В целях реализации права граждан на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране.

Общие вопросы занятости и трудоустройства урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) "О занятости населения в Российской Федерации".

Понятия "занятость" и "трудоустройство" неразрывно связаны между собой как цель и средство ее достижения, причем каждое из них рассматривается в двух смысловых значениях: широком и узком.

Согласно ст.1 указанного Закона занятость в широком значении - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход.

В узком значении занятость представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления которой включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих).

Виды занятости перечислены в ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в РФ"

Под трудоустройством в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения.

Трудоустройство в узком значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников.

2. Правовые мероприятия в области трудоустройства

Правовые мероприятия в области трудоустройства заключаются в правовом регулировании:

· гарантий реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов занятости;

· особенностей трудоустройства отдельных категорий граждан;

· круга субъектов отношений по трудоустройству и их правового статуса;

· контроля за соблюдением законодательства в этой области и видов ответственности за его нарушение.

Основные гарантии реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку и повышение квалификации предусмотрены ст. 40 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ "О занятости населения в РФ". К ним относятся:

· свобода выбора вида занятости (работа по трудовому договору, индивидуальная трудовая деятельность и иные);

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны государственных органов занятости;

· предоставление работодателями в соответствии с поданными заявками работы выпускникам учебных заведений;

· правовая защита от необоснованных отказа в приеме на работу и увольнения с работы;

· заключение срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых работах;

· компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению государственных органов занятости;

· бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан установлены федеральным законодательством и нормативными актами субъектов РФ (например, Законом г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест в г. Москве").

Существенной гарантией трудоустройства отдельных социальных групп населения является квотирование рабочих мест в организациях.

Квотированием называется определение органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности предприятия, учреждения, организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от. 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в РФ", ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", а также согласно Рекомендациям по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденным Постановлением Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9.

Размер квоты и порядок ее введения определяется органом местного самоуправления ежегодно на срок не менее одного года. При этом квота инвалидов устанавливается в размере не менее 3% (с учетом работающих на предприятии инвалидов).

В ряде случаев законодательством о труде (ст. 170,235,250 КЗоТ РФ и другими нормативными актами) на работодателя возлагаются обязанности по трудоустройству своих бывших работников. Данные нормы следует одновременно рассматривать и как особенности трудоустройства отдельных категорий граждан, и как дополнительные гарантии приема граждан на работу.

В законодательстве по трудоустройству органы и организации по содействию занятости населения представлены государственными органами по вопросам занятости и негосударственными организациями по трудоустройству.

Система государственных органов по вопросам занятости населения состоит из общих и специальных органов Министерства труда и социального развития РФ. К общим органам относятся: Минтруд России; министерства управления (комитеты) по труду и социальным вопросам органов исполнительной власти субъектов РФ; управления (комитеты, отделы) по труду и социальным вопросам органов местного самоуправления. Специальными органами являются территориальные органы по вопросам занятости. По Постановлению Правительства РФ от 8 августа 1997 г. № 992 в Министерстве труда и социального развития РФ вопросами занятости населения занимаются Департамент комплексных проблем занятости и Департамент программ и услуг по содействию занятости населения.

Негосударственные организации по трудоустройству оказывают гражданам услуги по содействию занятости на территории России, а также по трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом. В соответствии со ст. 18 и 19 Закона названные виды деятельности осуществляются на сновании лицензий юридическими лицами, причем последняя из них - только российскими организациями.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в органах по вопросам занятости (далее - органы занятости) в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом безработные должны отвечать требованиям, предусмотренным ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г.

Граждане, не имеющие работы и заработка, приобретают статус безработных только после регистрации в органах занятости по месту жительства и принятия соответствующего решения этим органом.

Регистрация, перерегистрация граждан и снятие их с регистрационного учета в органах занятости производятся по правилам, определенным указанным Законом и Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

3. Формы трудоустройства граждан и порядок регистрации безработных

Различают следующие формы трудоустройства граждан:

· прямое (самостоятельное) обращение к работодателю по поводу работы (см. раздел 7);

· обращение к посреднику, в государственные органы по вопросам занятости - территориальные органы Минтруда России по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности. Как указывалось ранее, регистрация безработных граждан, их перерегистрация и снятие с регистрационного учета в государственных органах занятости осуществляются в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

Исходя из требований перечисленных нормативных правовых актов, установленный порядок регистрации безработных граждан можно условно подразделить на следующие этапы:

1 этап. Обращение граждан в органы занятости по месту жительства для первичной регистрации. Не имеющие работы и заработка граждане в любое время вправе, обращаться в органы занятости для своего трудоустройства. Необходимо лишь оговориться, что высвобожденные работники, потерявшие работу в связи с осуществлением на предприятии, в учреждении, организации мероприятий по сокращению численности или штата работников (то есть уволенные по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ), заблаговременно, в двухнедельный срок после увольнения, должны обратиться в эти органы, если в дальнейшем рассчитывают получить средний заработок за 3-й месяц, в течение которого они не были трудоустроены (п. 3 ст. 403 КЗоТ РФ). Обратившиеся в органы занятости граждане проходят первичную регистрацию с фиксацией в учетных документах этих органов следующих данных обратившихся: фамилии, имени и отчества; адреса места жительства; возраста; пола; образования; специальности (профессии); отношения к занятости; причины обращения; краткого содержания предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему вопросу.

В процессе первичной регистрации государственные органы занятости бесплатно предоставляют гражданам информацию о: состоянии рынка труда на соответствующей территории; наличии вакансий; оплате и других условиях труда; возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; порядке и условиях последующей регистрации безработных; правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

В соответствии с изменениями, внесенными в Порядок регистрации безработных граждан Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1230, в отдельных регионах, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения ими первичной регистрации.

2 этап. Обращение в органы занятости по месту жительства для регистрации безработного гражданина в целях поиска подходящей работы. Регистрация безработного гражданина производится со дня его личного обращения с предоставлением всех необходимых документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или других документов, подтверждающих трудовой стаж; документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; индивидуальной программы реабилитации инвалида, трудовой рекомендации или заключения о рекомендуемом характере и условиях труда (предоставляются только инвалидами); документа об образовании (наряду с паспортом представляется только лицом, впервые ищущим работу, не имеющим профессии или специальности); справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

В течение 10 дней со дня данной регистрации органы занятости предлагают обратившемуся гражданину, по возможности, два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а при отсутствии подходящей работы ему может быть предложено участвовать в общественных работах (с его согласия) либо пройти бесплатную профессиональную подготовку (переподготовку), повышение квалификации.

В то же время безработному гражданину, впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), предлагаются два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы (включая работу временного характера и общественные работы).

При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды. Все предложения подходящей работы, выданные направления на профессиональное обучение и другие необходимые сведения указываются в личном деле, которое оформляется на каждого безработного.

3 этап. Регистрация нетрудоустроенного гражданина в качестве безработного. Не позднее 11 календарных дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы органы занятости принимают решение о признании и регистрации его в качестве безработного. Таковыми признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), зарегистрированные в целях поиска подходящей работы и отвечающие другим требованиям, перечисленным выше (см. понятие безработных граждан). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организации (с военной службы) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ее ликвидацией, сокращением штата или численности работников.

Одновременно органы занятости принимают решение о выплате безработному гражданину пособия по безработице.

Для указанной регистрации граждане представляют документы, перечисленные во 2 этапе.

В случае отказа в регистрации в качестве безработного гражданин имеет право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц. Об отказе в признании безработным и о причинах данного решения гражданин уведомляется устно или письменно с отметкой об этом в личном деле.

4 этап. Перерегистрация безработного гражданина. Для перерегистрации безработные граждане обязаны являться в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц, а в регионах, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц (в соответствии с изменениями, внесенными в Порядок регистрации безработных граждан Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1230). При этом они предъявляют документы, названные во 2 этапе. Перерегистрация безработного гражданина производится с отметкой сроков его явки в эти органы в личном деле. При каждом посещении органы занятости, по возможности, предлагают безработному подходящую для него работу и вместе с направлением (рекомендацией) направляют его в целях найма к работодателю. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в 5-дневный срок возвращает в эту службу направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу такого гражданина работодатель делает в направлении органов занятости отметку о дне его явки и причине отказа в приеме на работу и возвращает безработному направление.

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по самостоятельному поиску работы и трудоустройству, в том числе о работе временного характера.

По решению органов занятости безработный гражданин может быть снят с регистрационного учета.

В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками органа по вопросам занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения "Медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением (согласно изменениям, внесенным в Порядок регистрации безработных граждан Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1230). Последствием установления данного факта может явиться приостановление выплаты безработному пособия по безработице.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Законов РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в РФ" только государственные органы занятости населения обязаны обеспечивать безработных граждан социальной поддержкой.

4. Меры социальной поддержки безработных граждан

Указанным Законом предусмотрены следующие меры социальной поддержки безработных:

· выплата пособия по безработице либо стипендии в период профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки);

· направление на оплачиваемые общественные работы;

· оплата периода временной нетрудоспособности безработного;

· оплата отпуска по беременности и родам;

· компенсация затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства;

· оказание материальной и другой помощи (дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жилыми помещениями, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).

5. Сроки и размеры выплаты безработным гражданам пособия по безработице

Пособие по безработице является одной из основных мер социальной поддержки безработных граждан, назначаемой и выплачиваемой в денежной сумме из средств Государственного фонда занятости населения РФ в процентном отношении к предыдущему заработку гражданина, но не свыше исчисленного в субъекте РФ прожиточного минимума, либо в процентном отношении к этому прожиточному минимуму, но не менее размера минимальной оплаты труда.

Как определено ст. 31 Закона от 19 апреля 1991 г., пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении этого пособия принимается органами занятости по месту жительства гражданина одновременно с решением о признании его безработным.

В соответствии с вышеуказанным Порядком граждане в целях регистрации их в качестве безработных, а следовательно, и получения пособия по безработице представляют необходимые для этого документы (см. 2 этап порядка регистрации безработных граждан). Кроме того, эти же граждане представляют в органы занятости справку из жилищно-коммунальной организации о наличии лиц, находящихся на содержании безработного.

В соответствии со ст. 31 Закона пособие по безработице выплачивается со дня Принятия органом занятости решения о признании гражданина безработным. Однако согласно п. 4 этой же статьи Закона высвобожденные из организаций работники имеют право на пособие по безработице лишь по истечении того периода, в течение которого они получали компенсацию при увольнении с прежнего места работы. В данном случае имеются в виду граждане, уволенные из организаций по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ (вследствие ликвидации организации, сокращения численности или штата работников) и получающие на период трудоустройства в течение до 3 месяцев (по общему правилу) или до 6 месяцев (при увольнении из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, или в закрытых административно-территориальных образованиях) среднемесячный заработок по прежнему месту работы.

Продолжительность выплаты данного пособия в каждом периоде безработицы не должна превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Однако для некоторых категорий безработных эти периоды выплаты пособия не могут превышать 6 месяцев в каждом периоде безработицы и 12 календарных месяцев в суммарном исчислении продолжительности его выплаты. Такая длительность получения пособия определена ст. 31 Закона для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также направленных органами занятности на обучение и отчисленных за виновные действия. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия этим гражданам ограничена вышеназванным общим сроком предоставления этого пособия.

В случае непредоставления безработному оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев он имеет право на повторное получение пособия по безработице, но уже в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом органы государственной власти (представительной и исполнительной) субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать и более продолжительные сроки выплаты этого пособия или предусматривать условия продления его выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

В то же время ст. 32 того же Закона для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством РФ дает им право на пенсию по старости, включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, предусмотрены более длительные сроки выплаты этого пособия. Для этих граждан продолжительность периода выплаты рассматриваемого пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.

Однако максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице этим гражданам не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Следует также помнить, что по решению органов занятости выплата пособия по основаниям, определенным в законе, может быть прекращена или приостановлена на срок до 3 месяцев и более.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. пособие по безработице структурно состоит из следующих элементов: основной части пособия; надбавки на иждивенцев; доплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф и аварий; районного коэффициента.

Основная часть пособия определяется на основании среднемесячного заработка безработного по последнему месту работы либо прожиточного минимума, исчисленного в установленном порядке в субъекте РФ (в некоторых случаях - минимального размера оплаты труда, официально установленного в нашей стране федеральным законом).

Первый из названных способов исчисления пособия применяется, согласно ст. 30 этого Закона, для граждан, уволенных по любым основаниям и имевших в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенных с военной службы или из органов внутренних дел и признанных в установленном порядке безработными. Для указанных граждан (в том числе завершивших профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов занятости) размер пособия исчисляется в процентном отношении к среднему заработку (денежному довольствию), определенному без учета районного коэффициента за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), и устанавливается в размере:

· 75 процентов от указанного среднемесячного заработка (денежного довольствия) - в первые три месяца безработицы;

· 60 процентов от среднемесячного заработка (денежного довольствия) - в последующие четыре месяца;

· 45 процентов от среднемесячного заработка (денежного довольствия) - в дальнейшем.

При этом размер пособия во всех случаях не должен быть выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и ниже 20 процентов величины этого минимума и одновременно минимального размера оплаты труда.

Следует также иметь в виду, что гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где к заработной плате применяются районные коэффициенты, средняя заработная плата для начисления этого пособия рассчитывается с учетом этих районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

Второй способ исчисления пособия по безработице заключается в установлении его в размере 20 процентов прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Этот способ применяется для назначения пособия гражданам (в том числе завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов занятости):

· впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности);

· стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

· уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевших в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы;

· другим безработным гражданам во всех иных случаях, а также при повторном назначении пособия всем безработным гражданам.

Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в РФ".

6. Размеры выплаты безработным гражданам надбавки на иждивенцев

Как установлено п. 3 ст. 30 этого же Закона, при наличии у безработного лиц, находящихся на его содержании, выплачиваемое ему пособие увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не менее чем на половину минимального размера оплаты труда на каждого из этих лиц. При этом максимальный размер этой надбавки не может превышать 30 процентов величины такого прожиточного минимума. В случае, если оба родителя являются безработными, данная надбавка выплачивается каждому из них.

К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве (ст. 36 Закона).

В то же время в их число не входят граждане:

· получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;

· находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка);

· учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, на содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением.

В каких случаях и размерах к пособию по безработице гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф и аварий, назначаются доплаты?

В п. 5 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. эти доплаты названы дополнительным пособием к пособию по безработице. Однако по правовой природе данное дополнительное пособие является не чем иным, как доплатой, выплачиваемой к пособию по безработице гражданам в связи с их проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения, возникших вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Эти доплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета и установлены в следующих размерах:

· постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 г. - в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не ниже 50 процентов минимального размера оплаты труда (МРОТ);

· постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20 процентов прожиточного минимума, но не менее 100 процентов МРОТ;

· постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в размере 40 процентов прожиточного минимума, но не ниже двукратного размера МРОТ.

1. Порядок выплаты гражданам пособия по безработице

В соответствии с п. 2 ст. 30 указанного Закона гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере минимальной оплаты труда, назначается с учетом районного коэффициента.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в других случаях, в том числе при исчислении данного пособия из среднемесячного заработка (исчисленного с применением, соответствующего райкоэффициента), в целях исключения двойного счета пособие на районный коэффициент не повышается.

Пособие по безработице и другие выплаты безработным в настоящее время подлежат индексации в. соответствии с уровнем повышения прожиточного минимума и установленного законом минимального размера оплаты труда. Последний из указанных способов индексации пособий по социальному обеспечению граждан предусмотрен Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".

Пособие по безработице выплачивается органом занятости по месту жительства безработного гражданина не реже двух раз в месяц при условии прохождения им перерегистрации в установленные этим органом сроки, но не менее двух раз в месяц (п. 6 ст. 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 г.).

В соответствии с налоговым законодательством с пособия удерживается подоходный налог с физических лиц, а также возможны другие виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба и т. д.) в порядке установленном законодательством об исполнительном производстве (п. 6 ст. 30 этого же Закона).

Заключение

Таким образом, можно заключить, что трудовое законодательство учитывает практически все возможные случаи, которые могут коснуться трудового населения страны. Будь то неполучение работы в связи с отсутствием рабочих мест по специальности запрашивающего, или трудности с поиском работы в принципе.

Однако законодательная система в сфере труда постоянно совершенствуется в зависимости от влияния на него требований мировой практики. Создаются различные конвенции по правам человека и другие, чтобы человек имел право на труд, который является источником средств к существованию. Наличие такой практики, как прием молодых специалистов еще во время их обучения в профильном среднеобразовательном или высшем учебном заведении приводит к тому, что работодатель получает такого специалиста, который будет соответствовать компании и выполнять все необходимые требования. Со стороны молодого специалиста могут поступать креативные предложения, если они уместны. Таким образом, в плюсе останутся обе стороны.

Право на труд имеют все, главное иметь возможность и желание это право реализовать. В СССР право на труд могли реализовать все без исключения. Безработные преследовались законом. Тунеядство презиралось обществом. Работу давали всем, пусть даже не слишком высоко оплачиваемую. Но прожить на заработки даже дворника было возможно. В настоящее время чтобы нормально существовать в этом дорогом мире, необходимо быть по меньшей мере специалистом в какой-либо сфере, потому что на заработок сотрудника бытовой сферы (технички, дворника и т.д.) прожить невозможно. В этом и заключается сложность нашего времени.

Список использованных источников:

1. Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М., 2003

2. Зайкин А.Д., Российское трудовое право, Инфа М-НОРМА, М., 2003

3. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 "О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации"

4. Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы М., 2003

5. Российское трудовое право / ред. А.Д. Зайкина. М., 2004

6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39, с.

7. Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений //Государство и право. 2004. №7

8. Российская Федерация: Законы: О занятости населения в Российской федерации: федеральный закон от 19 апреля 1991 года, № 1032-1

9. Усачев В. Контракт и трудовой договор // Трудовое право.2003. № 4

10. Никитский В.И., Орловский Ю.И. Предмет и метод трудового права: изменение в условия перестройки //Государство и право. 2004. № 1

11. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда //Законодательство и экономика. 2002. № 11

12. Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений. /Под ред. В.В. Лазарева. М., Юрист, 2002

13. Толкунова В.Н. Трудовое право. Конспект лекций./ В.Н. Толкунова. М., 2003

14. Трудовое право. /Под ред. Смирнова О.В. М., Проспект, 2001

15. Трудовое право России. Учебник /Под ред. Р.З.Лившица и Ю.П.Орловского. М., 2004

Подобные документы

    Общая характеристика законодательства о занятости населения. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице. Гарантии государства в реализации гражданами права на труд.

    контрольная работа , добавлен 17.07.2008

    Понятие занятости и трудоустройства в РФ. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости. Признание граждан безработными и их основные права. Порядок регистрации, размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2013

    Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения. Пособие по безработице: условия, сроки выплаты. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству. Правовая организация трудоустройства граждан, социальные гарантии.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2010

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Порядок регистрации безработного. Определение размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты. Сокращение, приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2016

    Особенности занятости и трудоустройства. Изучение прав граждан в сфере содействия занятости и основные направления политики РФ в этой области. Признание граждан безработными и их основные права. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Понятие пособия по безработице и условия регистрации безработного. Порядок определения размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты, сокращения или приостановления.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Законодательство о занятости населения. Понятие занятости и занятых граждан. Условия признания граждан безработными. Снятие с регистрационного учета. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице. Система трудоустройства в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2010

    Условия трудоустройства молодежи. Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи, другие формы трудоустройства. Нормы выработки и оплаты труда несовершеннолетних. Дополнительный гарантии. Проблемы занятости молодежи в г. Тольятти.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2003

    Понятие и значение трудоустройства; факторы, влияющие на состояние занятости и безработицы. Роль и значение органов Федеральной службы по труду и занятости России. Специфика трудоустройства социально незащищенных категорий граждан; пути решения проблем.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Общая характеристика занятости и трудоустройства населения в Российской Федерации. Государственная политика в сфере содействия занятости. Признание граждан безработными и их основные права. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице.