Функции административного права понятие виды. Принципы и функции административного права

3. Система административного права

4. Источники административного права

1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управ ленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует обществен ные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающие ся в рамках реализации исполнительной власти государства.

Субъектами таких отношений выступают представители органов исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

    предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмот­ренных правовой нормой;

    запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

    дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Система регуляторов общественных отношений развивалась на протяжении всей человеческой истории. Потому что люди – это сугубо социальные существа, которые не могут жить вне своей среды. Отношения, возникающие в ней, имеют свою специфику и характерные особенности, что обуславливает потребность специального регулятора. Наиболее первыми способами влияния на социальные отношения некогда были насилие и религия. Но обе представленных категории не принесли должного эффекта в процессе реализации. Ведь насилие действует лишь в руках сильного и властного лидера, а религия распространяется исключительно на верующих людей. Таким образом, с течением времени было изобретено право. На сегодняшний день оно регулирует практически все существующие сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в данной статье мы хотели бы раскрыть суть правового регулирования управленческого процесса. Потому что эта сфера деятельности человека играет достаточно весомую роль в процессе его непосредственного развития.

История административного права

Понятие и функции административного права можно рассматривать только через призму истории развития этой отрасли. Потому что в отличие от иных юридических сфер регулирование, административная появилась не сразу. Долгое время её практически никто не признавал. По сути, регулирование не нуждалось в правовом обрамлении, потому что люди слепо подчинялись диктату власти. Однако с развитием демократических веяний в Европе начинается теоретическое осмысление власти как объекта и её характерных особенностей. Вдобавок к этому, большое значение имела сфера охранительных правоотношений, которые в процессе непосредственной реализации выходили за рамки дозволенного, тем самым нарушая права и свободы людей.

Появление административного права на территории России

Что касается Российской Федерации, то на просторах этой страны управленческая отрасль зародилась достаточно давно, еще во времена Российской империи. Однако её положения были распределены между разными правовыми отраслями. Таким образом, существовала целая группа различных правовых сфер регулирования, а именно: образовательная, таможенная, медицинская и т. п. Тем не менее многие ученые считают, что главным «пращуром» административного права является полицейское. Ведь именно в нем наиболее полно используются методы властного влияния на соответствующие общественные отношения. Постепенное развитие юридической науки привело к тому, что были разработаны функции, нормы административного права и иные элементы отрасли. Таким образом, уже в СССР не существовало разных сфер правового регулирования. Была одна-единственная отрасль – административная.

Понятие административного права

Функции административного права напрямую связаны с понятием этой отрасли и её предметом. Но будем рассматривать по порядку. Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению о том, что собой представляет административное право. Однако с течением времени было выяснено, что эта отрасль представляет собой структурированную совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера. Помимо этого, важным элементом является субъектный состав отрасли, который, как правило, составляет государство и должностные лица официальных органов.

Отраслевая наука

Административное право существует не только в виде регулирующей отрасли, но также имеет свою науку. Именно благодаря деятельности ученых данная сфера юридического регулирования развивается и расширяет спектр своих предметных отношений. Вдобавок к этому, многие функции и принципы административного права появляются именно в научной среде, а уже потом непосредственно реализуются в практической отрасли. Что касается большого количества различных идей, теорий и концепций, которые накапливаются в науке, то они находят свое применение в учебной литературе. Она, в свою очередь, используется для подготовки профессиональных юристов-практиков.

Предмет регулирования

Административно-правовое регулирование распространяется на конкретные общественные отношения, которые составляют предмет данной отрасли. Однако они не являются однородными между собой, что обуславливает потребность их классификации, для более качественной организации процесса регулирования. На сегодняшний день ученые выделяют три основных признака, согласно которым предметные отношения делятся на отдельные группы.


Функции административного права

Существует множество научных споров по поводу характеристики конкретных направлений деятельности отрасли. Все эти направления, по сути, не что иное, как функции государственного управления. Административное право имеет достаточно большой круг влияния, на совершенно разные сферы жизнедеятельности человека. Их существование обусловлено спецификой предмета и методов регулирования. На сегодняшний день выделяют следующие функции административного права:

  • Правоисполнительное направление деятельности свидетельствует о том, что административное право – это форма реализации исполнительной ветви власти в государстве.
  • Правотворческая функция показывает возможность субъектов представленной в статье сферы регулирования осуществлять нормотворчество для оперативного решения тех или иных ситуаций.
  • Что касается организационной функции, то именно благодаря ей административное право упорядоченно, а его нормы находятся в строгой иерархии между собой.
  • Координационная функция существует для обеспечения разумного и эффективного взаимодействия всех элементов данной отрасли между собой.
  • Объединение и управление людьми осуществляет социальная функция. Административное право в данном случае играет роль «универсального психолога», которые регулирует общество для того, чтобы в нем царила законность и правопорядок. Данная функция во многом обуславливает тесное взаимодействие административного и уголовного права. Однако это уже не тема данной статье.
  • Правоохранительная функция непосредственно обеспечивает соблюдение населением государства конкретных норм и правил.

Следует отметить тот факт, что методы и функции административного права – это понятия, тесно связанные между собой. Причем первая категория обуславливает существование второй, о чем пойдет речь далее. Потому что именно за счет методов, реализуются на практике функции управления. Административное право в данном случае является лишь обособляющим "ящиком" всех представленных институтов.

Методы правового регулирования

Для непосредственной реализации своих положений административное право использует ряд методов, аналогов которым нет в иных юридических отраслях. Данный факт обусловлен прежде всего спецификой предмета. Если проанализировать отрасль с точки зрения общеправовых показателей, то в ней можно увидеть превалирование императивного метода регулирования. Он, в свою очередь, подразумевает собой наличие предписаний властного характера. С учетом правовой характеристики отношений предмета отрасли, которые строятся, как правило, на принципе подчинения сторон, их организация без властного веления государства просто невозможна.

Источники отрасли и принципы

Административное право проявляется посредством официальных документов, а именно нормативных актов. За время существования отрасли была разработана целая система источников, которые состоят из следующих актов, а именно:

В свою очередь, все представленные источники в той или иной степени содержат различные принципы данной отрасли. Подобными являются принципы законности, демократизма, справедливости и гуманизма.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели функции административного права, а также понятие и методы отрасли. В заключение следует отметить, что роль данной сферы регулирования просто неоценима с учетом развитости управленческих отношений на сегодняшний день. Поэтому требуется постоянное развитие теоретических положений и практических механизмов административного права.

  • Административно-процессуальные нормы и отношения
  • Способы защиты административно-правовых отношений
  • Основания и виды систематизации норм административного права
  • 3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
  • 4. Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления)
  • Основания и виды систематизации норм административного права
  • 3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
  • 4. Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления)
  • Субъекты административного права
  • 2. Правовой статус и структура Администрации Президента рф
  • Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция
  • Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции
  • 2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры
  • 3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)
  • 4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
  • 5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)
  • Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления
  • Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления
  • 2. Взаимоотношения муниципальных образований и их органов с государственными органами исполнительной власти
  • Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений
  • Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 2. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками
  • Тема 11.
  • 2. Виды службы и служащих по действующему законодательству
  • 4. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
  • 5. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица
  • 6. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе
  • 7. Прохождение службы и аттестация государственных и муниципальных служащих
  • 8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы
  • 9. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих
  • 10. Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды
  • 11. Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы)
  • Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной власти)
  • 2. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов
  • 3. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения
  • Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти
  • Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления
  • 2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления
  • Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность
  • Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью
  • 2. Понятие и структура административной ответственности
  • 3. Основания и условия административной ответственности
  • 4 Субъекты административной ответственности
  • 5. Административные наказания (санкции)
  • 6. Производство по делам об административной ответственности (понятие и стадии)
  • Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства
  • 2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства
  • Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
  • Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования
  • 2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
  • 3. Виды и формы контрольной деятельности государства
  • 4. Виды и формы надзорной деятельности государства
  • 5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды
  • Глава 21. Обеспечение законности в государственном управлении
  • 1. Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения
  • 2. Государственный контроль и его виды
  • 3. Прокурорский надзор
  • 4. Административный надзор
  • 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
  • Государственное управление в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности Глава 22. Основы организации государственного управления
  • 1. Понятие организации государственного управления
  • 2. Организация государственного управления в современных условиях
  • Раздел VIII. Управление в экономической сфере Глава 23. Управление в области экономического развития
  • 1. Содержание управления в области экономического развития
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области экономического развития
  • Глава 27. Управление в области сельского и рыбного хозяйства
  • 1. Содержание управления в области сельского и рыбного хозяйства
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области сельского и рыбного хозяйства
  • Глава 31. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды
  • 1. Содержание управления в области природопользования и охраны окружающей среды
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды
  • Функции и принципы административного права

    Административное право обладает рядом функций. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). С учетом этого можно выделить следующие функции административного права.

    1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

    2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

    3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который определяется нормами административного права.

    4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

    5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

    При́нципы пра́ва - основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Административное право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом. Основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Данные принципы являются следующими.

    6. Важнейшим принципом административного права является приоритет личности и ее интересы в жизни общества (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.

    7. К принципам административного права относится разделение властей. Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

    8. Принципом административного права является законность. Этот принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) в процессе применения административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации.

    9. Принципом административного права является гласность. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм. Гласность означает также, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования тех или иных управленческих отношений, т.е. их прозрачность.

    10. Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

    11. Механизм административно-правового регулирования строится и с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Соответственно важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами федерального законодательства.

    Система административного права

    Административное право регулирует многообразные отношения управленческого характера, которые могут быть сгруппированы в однородные комплексы. На этой основе строится система этой отрасли права, предполагающая выделение административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, в самостоятельные правовые институты (например, институт государственной службы, административной ответственности). Институты административного права регулируют отношения, имеющие общий для всех направлений управленческой деятельности характер. Вместе с тем нормы административного права группируются в рамках их регулирующего воздействия на отдельные области (например, культура, наука, образование, оборона, внутренние дела).

    Соответственно складывается следующая система административного права:

    а) часть первая административного права - это общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права. К ним относятся предмет и метод административного права, административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, субъекты административного права, административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления, административная ответственность, административно-процессуальное право;

    б) часть вторая административного права определяет вопросы организации государственного управления в сферах государственной деятельности - в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической.

    В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных областях государственной деятельности - промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, внутренних дел, юстиции и ряда других.

    Таким образом, административное право является крупной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления (организации государственного управления) в очень большой степени зависит вся жизнь государства, гарантированность реализации гражданами прав и свобод.

    Соответственно на системе административного права строится и система учебной дисциплины "Административное право".

    Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права.

    Характеристика предмета и метода административного права позволяет определить понятие административного права как отрасли российского права.

    При этом следует отметить, что в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения предмета административного права.

    Так, Б.М. Лазарев определял административное право как отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности*(30) .

    Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)*(31) .

    Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Он определяет административное право как отрасль российского права, т.е. систему правовых норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами. Административное законодательство представляет собой систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. А наука административного права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования административно-правовой сферы*(32) .

    Таким образом, ключевым понятием в определении административного права является то, что административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач и функций государственного управления.

    Вместе с тем при формулировании понятия административного права необходимо также учитывать и то, что к его предмету относятся внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, отношения связанные с государственной службой, а также отношения, которые возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий.

    Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с государственной службой и осуществлением административной юрисдикции.

    Административное право тесно связано с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны осуществлять регулирование общественных отношений с помощью правовых средств.

    Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере.

    Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права.

    Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право - их неравенством (одна из сторон - орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права.

    Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью.

    Следовательно, если имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с имущественными правами граждан и юридических лиц, то административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

    Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

    Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

    Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

    "
    • 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
    • 2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
    • 3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
    • 4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
    • 5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

    Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

    Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное государственное управление и частноправовое (фискальное) управление. Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права, то тогда говорят о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служащими) либо от его имени; если управленческая деятельность установлена частным правом, то здесь речь идет о фискальном, или частноправовом управлении.

    Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права, жесткое), т.е. применяющее меры административного принуждения. В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, взыскательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжаться объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главным принципом «принуждающего» управления является законность.

    Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

    • 1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;
    • 2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

    В узком смысле слова государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110-117 Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.

    Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом признаков.

    В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

    Государственное управление носит государственно-властный характер. Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления. Государственное управление является организующей деятельностью.

    Управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития. Государственное управление практически реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

    Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации - это провозглашение в нашей стране наличия правового государства и создание зрелого гражданского общества. Одной из главных целей, которая должна быть поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.

    Государственное управление становится правомерным или, что тождественно, подзаконным по мере того, как в государстве реально используется механизм разделения властей, и в первую очередь, от органов управления должны быть обособлены органы законодательства. Определение целей и основных задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества. Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.

    Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями. Исходя из вышеизложенного, государственное управление (исполнительная деятельность) может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

    Современный этап развития нашего общества требует совершенствования и повышения уровня государственного управления. В законах и иных актах государственных органов представительной и исполнительной власти определены конкретные пути улучшения государственного управления. К ним относятся:

    совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти;

    четкое распределение компетенции между представительной и исполнительной властью;

    упрочение правовой основы управления общественными процессами;

    внедрение в управление новейших достижений науки и техники, повышение роли науки в управлении;

    улучшение дела подбора, расстановки и воспитания кадров управленческого аппарата;

    повышение профессионального уровня государственных служащих;

    совершенствование форм и методов работы аппарата управления;

    повышение уровня дисциплинированности и организованности в аппарате управления;

    всемерное укрепление законности, борьба с коррупцией и взяточничеством в сфере управления;

    оптимальное распределение полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, между последними и органами местного самоуправления, администрацией муниципальных органов.

    Цель государственного управления является одним из ключевых понятий. В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находиться функции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция. В теории управления, включая теорию государственного управления, целеполагание принято рассматривать «как важнейший системообразующий элемент, исходный, определяющий признак любого управляющего воздействия». При этом в механизме государственного управления целеполагание рассматривается как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

    Как справедливо отмечает Н.И. Глазунова, политика переходного периода России, курс реформ могут потерпеть крах, если цели, национальные приоритеты так и останутся невыясненными, не понятыми и не принятыми обществом.

    Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно - совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления. Цели - это то, на что направлена деятельность органов государственного управления. Следует полностью согласиться с мнением Г.В. Атаманчука, утверждающего, что «смысл и цели нормального государства состоят в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа». Примерно такой же точки зрения придерживается и большинство других исследователей в области государственного управления. К примеру, Н.И. Глазунова формулирует масштабной целью государственного управления в контексте повышения качества жизни, называя его «показателем интеллекта власти», выраженную через упрочение правового и общественного порядка, удовлетворения наиболее важных материальных и духовных потребностей граждан, права народа на достойное человеческое существование.

    Цели государственного управления конкретизируются в зависимости от предлагаемых исследователями критериев классификации. Профессор Ю.Н. Старилов, выбрав главным критерием общее и специфическое содержание управленческой деятельности, предлагает выделять следующие цели государственного управления:

    «социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований».

    При таком подходе перечисленные цели государственного управления фактически соответствуют устоявшейся в теории права и государства классификации функций государства по отраслевому принципу, что вполне допустимо, поскольку именно в функциях проявляются цели управления.

    При таком подходе, как правило, выделяют пять функций государства.

    • 1. Экономическая функция - обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организация общественных работ, планирование производства, осуществление внешнеэкономических связей и др.
    • 2. Политическая функция - обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.
    • 3. Социальная функция - охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.
    • 4. Идеологическая функция - поддержка определенной, в том числе религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.
    • 5. Экологическая функция (появившаяся сравнительно недавно) - охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.

    Таким образом, функции государства являются не постоянными, а непрерывно трансформирующимися категориями. Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а следовательно, и значимость. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также их соотношение в единой системе, которую они образуют.

    Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

    При этом важно учитывать, что государство в целом выступает субъектом государственного управления, а основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Следовательно, функции государственного управления определяются целями и функциями государства, в свою очередь, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления.

    Возвращаясь непосредственно к понятию «функции управления», необходимо подчеркнуть, что в науке управления нет единого понятия функций, т.е. направлений деятельности. Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат. functio) - это исполнение, обязанность, круг деятельности, назначение, отображение, роль, совершение, соответствие. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. В социально-экономических системах понятие «функция» также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе управления и играют ключевую роль в ее формировании.

    Функция управления как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность. Применительно к государственному управлению, под функциями государственного управления принято понимать объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. К общим функциям управления, как правило, относятся:

    • 1) сбор и обработка (анализ) социальной информации;
    • 2) прогнозирование, т.е. научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;
    • 3) планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей;
    • 4) организация, т.е. формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;
    • 5) регулирование или распорядительство, т.е. установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;
    • 6) координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
    • 7) контроль и учет, состоящие в том, чтобы установить, соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.

    Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

    Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления. Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного управления. Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

    Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на объект управления: прямой или косвенный. Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность).

    Совершенно очевидно, что в силу самой природы государственного управления методы прямого воздействия необходимы для нормального процесса управления. Методы прямого воздействия принято именовать административными методами управления. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.

    Управляемый становится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое поведение стимулируется соответствующими средствами.

    Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления. Вместе с тем в государственном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия

    Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

    Административное право - одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти , или, в более широком понимании, - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

    • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
    • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства граждан и т. д.;
    • составляет основу правового регулирования

    Управление - действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

    Выделяют объект, субъект и содержание управления.

    Объект управления - различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

    Субъекты управления - это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления :

    1. единоличные;
    2. коллегиальные (группы людей).

    г) специальный субъект управления - органы власти или иное уполномоченное лицо.

    Виды управления:

    • государственное;
    • коллективное - регулирование на уровне коллектива;
    • семейное.
    • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес;
    • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства , коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
    • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

    Предмет административного права - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

    В предмет административного права входят 3 области правоотношений , а именно:

    1) управленческие правоотношения - представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти ;

    2) организационные правоотношения - вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов , распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления ;

    3) контрольные правоотношения - как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

    Выделяют следующие методы административного права :

    1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

    3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

    4) метод равенства - в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

    5) метод дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

    6) метод запрета - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

    • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений - в экономике , административно-политической, социально-культурной и т. д.;
    • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
    • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
    • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

    Функции и принципы административного права

    Виды функций:

    • регулятивная - выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
    • охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
    • правоисполнительная - основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти ;
    • правотворческая - заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
    • организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления ;
    • координационная - выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

    Принципы - основополагающие начала любого вида деятельности.

    • принцип приоритета личности , ее прав, свобод и интересов - в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина , обеспечивается их защита;
    • принцип разделения властей - исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ ;
    • принцип федерализма - основан на федеративном устройстве РФ , в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
    • принцип законности - предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
    • принцип гласности - предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
    • принцип ответственности - означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

    Источники административного права

    2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации - содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

    Формы источников административного права:

    • правила - чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
    • положения - делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
    • инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
    • уставы - в данной форме группируется значительное количество норм;
    • кодексы - группируют нормы института административной ответственности .

    Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

    Цель систематизации - упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом , в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

    Соотношение административного права с другими отраслями права

    Признаки норм административного права:

    1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

    2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

    3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

    4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

    5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты .

    Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

    Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти .

    Виды институтов административного права:

    • принципы государственного управления;
    • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
    • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
    • государственная и муниципальная служба ;
    • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
    • административно-правовой статус предприятий , учреждений;
    • формы государственного управления;
    • методы государственного управления;
    • обеспечение законности в государственном управлении;
    • административно-правовые основы управления в сфере экономики ;
    • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
    • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

    Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

    Структура административно-правовой нормы:

    • гипотеза - указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права ;
    • диспозиция - основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
    • санкция - всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений .

    Виды административно-правовых норм:

    1) по предмету:

    а) материальные - нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений ;
    б) процессуальные - нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

    а) обязывающие - предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
    б) управомочивающие - нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
    в) запрещающие - нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
    г) рекомендательные - нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
    д) поощрительные - нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

    3) по юридической силе:

    а) законодательные;
    б) подзаконные;

    4) по территориальному действию:

    • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
    • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление ;
    • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
    • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

    Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

    Способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

    Виды административно-правовых отношений:

    1) по характеру правоотношений:

    • материальные, основанные на нормах материального права ;
    • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

    2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

    • горизонтальные - возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
    • вертикальные - возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
    • субординационные - основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
    • координационные - властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
    • административных правоотношений ;
    • гарантия соблюдения принципа законности .

    Классификация юридических фактов:

    1) по характеру наступивших последствий:

    • правообразующие - юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений (возбуждение административного производства и т. д.);
    • правоизменяющие - юридические факты, определяющие изменения правовых отношений, например перевод на другую должность;
    • правопрекращающие - юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений, например увольнение со службы;
    • события - обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе, например стихийные бедствия;
    • действия - обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения);

    3) по наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

    • простые юридические факты (поступление на службу);
    • сложные юридические факты (юридические составы правонарушений) - для возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений необходимо наличие нескольких условий.

    Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

    Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

    • если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;
    • достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

    • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
    • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
    • сообщения и заявления физических и юридических лиц , а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).