Чикагской конвенции 1944 г. Многосторонние соглашения и конвенции

о международной гражданской авиации - основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст конвенции, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977.
Конвенция состоит из преамбулы и четырёх частей: I. Аэронавигация (6 глав, статьи 1-42), II. Международная организация гражданской авиации - ИКАО (7 глав, статьи 43-66), III. Международный воздушный транспорт (3 главы, статьи 67-79), IV. Заключительные положения (6 глав, статьи 80-96). За время действия конвенции к ней было принято 11 поправок. В преамбуле подчёркивается, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозы всеобщей безопасности.
В части I конвенции содержатся её общие принципы и прежде всего признаётся полный и исключительный суверенитет каждого государства над своим воздушным пространством; дано определение понятия государственной территории (применительно к этой конвенции); указано, что конвенция применяется только к гражданским воздушным судам. В положениях конвенции о полётах над территорией договаривающихся государств устанавливаются принципы производства регулярных, нерегулярных и каботажных полётов; содержатся требования к полётам беспилотных воздушных судов, к установлению запретных зон, к посадке в таможенном аэропорту, к соблюдению правил государства о воздушных передвижениях, приводятся основные требования к порядку допуска на государственную территорию и выпуска из неё пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов, к предотвращению распространения болезней посредством воздушных судов, нормы аэропортовых и подобных им сборов, а также досмотра воздушных судов. Ч. к. 1944 содержит положения об определении национальной принадлежности воздушного судна, общие положения о применении каждой страной своего национального законодательства при регистрации воздушного судна, об уведомлениях о регистрации. Предусматриваются меры содействия аэронавигации: закрепляются положения, касающиеся административных формальностей, таможенных и иммиграционных процедур, таможенных пошлин, помощи воздушным судам, терпящим бедствие, расследования авиационных происшествий, о недопустимости ареста или задержания воздушного судна одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства по патентным искам, об обязанности государства, насколько это возможно, предоставлять на своей территории аэропорты и аэронавигационные средства, сотрудничать по вопросам издания аэронавигационных карт и схем и др. Ч. к. 1944 определяет также, какая документация на воздушных судах является обязательной, излагает требования к бортовым журналам, ограничения в перевозке военных материалов и т. п.
Нормы Ч. к. 1944 о международных стандартах и рекомендуемой практике обязывают государства сотрудничать в достижении максимального единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся деятельности международной гражданской авиации, и в то же время допускают возможность для государств устанавливать иные стандарты, чем выработанные ИКАО.
Положения части II конвенции, относящиеся к созданию и деятельности ИКАО, являются по существу её уставом (см. Международная организация гражданской авиации).
Положения части III конвенции касаются текущей деятельности международной гражданской авиации. Её нормы обязывают авиатранспортные предприятия представлять в Совет ИКАО отчёты о перевозках, статистические данные о расходах и др. финансовые данные, закрепляют за государствами право самостоятельно, с учётом положений конвенции, определять маршруты и аэропорты, используемые при международных воздушных сообщениях, устанавливают права Совета ИКАО и государств - её членов по усовершенствованию и финансированию аэронавигационных средств на территории государств и т. п. В этой же части конвенции содержатся положения об организации совместной эксплуатации и о пульных сообщениях; в частности, за государствами закреплено право на создание таких объединений (в том числе и по рекомендации Совета) и предусмотрено, что на объединения распространяются все положения конвенции. Государство может участвовать в таких объединениях либо черед свое правительство, либо через одно или несколько авиатранспортных предприятий, которые находятся либо в государственной (полностью или частично), либо в частной собственности.
Заключительные положения конвенции (часть IV) предусматривают обязательства государств - участников конвенции по вступлении её в силу денонсировать Парижскую конвенцию 1919 и Гаванскую конвенцию 1928 о коммерческой авиации, регистрировать в Совете все соглашения по вопросам аэронавтики, отменять все соглашения, несовместимые с положениями Ч. к. 1944, и не вступать в подобные соглашения. Отдельные нормы регулируют порядок рассмотрения Советом ИКАО разногласий, касающихся толкования или применения Ч. к. 1944 и предусматривают санкции за невыполнение решений Совета. Конвенция предусматривает свободу действий государств - членов в случае войны или введения чрезвычайного положения.
Конвенция содержит 18 технических приложений. Международные авиационные регламенты, содержащиеся в приложениях (см. Регламенты международные авиационные), являются, как правило, рекомендациями международных организации, не обязательными для исполнения государствами - членами ИКАО. В то же время отдельные регламенты (например, правила полётов над открытым морем) носят императивный характер.


Смотреть значение Чикагская Конвенция 1944 в других словарях

Конвенция — ж. франц. частный договор о чем-либо между двумя государствами; условие, соглашение, уговор, полюбовная разверстка, сделка. Конвенционный, условный, договорный. Конвент........
Толковый словарь Даля

Конвенция — конвенции, ж. (латин. conventio - соглашение) (дипл.). Договор, соглашение между государствами по какому-н. специальному, техническому вопросу. Железнодорожная конвенция. Военная........
Толковый словарь Ушакова

Конвенция Ж. — 1. Международный договор, соглашение в какой-л. специальной области.
Толковый словарь Ефремовой

Конвенция — (от лат. conventio - соглашение) - международное соглашение (договор), устанавливающее взаимные права и обязанности государств обычно по какому- либо специальному вопросу........
Политический словарь

Конвенция — -и; ж. [от лат. conventio - договор, соглашение] Договор, соглашение между государствами по какому-л. специальному вопросу. Железнодорожная к. Таможенная к. Заключить конвенцию.........
Толковый словарь Кузнецова

Струве Петр Бернгардович (1870-1944) — - крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик - член ЦК кадетской партии, депутат II Государственной Думы. Либерализм Струве, как........
Политический словарь

Чикагская Школа Политических Наук — - занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом.........
Политический словарь

Афинская Конвенция О Перевозке Морем Пассажиров И Их Багажа — международный договор, определяющий ответственность перевозчика в любой международной морской перевозке пассажира и его багажа. Принята в 1974 г., дополнена в 1976 г. Вступила........
Экономический словарь

Бернская Конвенция — (Berne Convection for the Protection of Literary and Arti tic Work)
конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. является многосторонним международным........
Экономический словарь

Брэттон-вудское Соглашение От 1944 Года (bretton Woods Agreement) — -
соглашение об установлении фиксированных курсов основных валют, возможности интервенций центральных
банков на валютных рынках и жесткой привязке
цены........
Экономический словарь

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) — русский экономист, философ, теолог. В 90-е гг. XIX в. разделял экономические идеи марксизма. В одной из ранних своих работ «О рынках при капиталистическом производстве»........
Экономический словарь

Варшавская Конвенция — В международных страховых операциях и в страховании ответственности: международное соглашение, ратифицированное в 1929г. более чем 40 государствами, к которым к настоящему........
Экономический словарь

Варшавская Конвенция Икао — полное название: "Об унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки" , согласно которой в случае летного происшествия при международных........
Экономический словарь

Венская Конвенция Оон О Договорах Международной Купли-продажи Товаров — - международное экономическое
соглашение, вступившее в силу с 1 января 1988 г. На 1 марта 1990 г. В.к. действовала в 19 странах, включая Аргентину, КНР, Фракцию, Италию, Мексику,........
Экономический словарь

Всемирная Конвенция Об Авторском — (Univer al Convention) подписана в Женеве 6 сентября 1952 г., пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. СССР присоединился к Всемирной
конвенции 27 июня 1973 г. Соответственно РФ считается........
Экономический словарь

Всемирная Конвенция Об Авторском Праве — - международная
конвенция, разработанная под непосредственным
руководством ЮНЕСКО, подписана в Женеве 06.09.52.
Действие В.к.а.п. распространяется на Российскую........
Экономический словарь

Евразийская Патентная Конвенция, — (Eura ian Patent Convention) межгосударственное
соглашение открытого типа, направленное на создание межгосударственной системы охраны изобретений на основе единого
патента,........
Экономический словарь

Европейская Патентная Конвенция — (European Patent Convention) межгосударственное
соглашение, содержащее систему общих для договаривающихся европейских государств норм, регулирующих выдачу патентов на изобретения.........
Экономический словарь

Конвенция — англ. convention договор между различными компаниями, фирмами, учреждениями и государствами, в котором определены решения вопросов
сбыта, производства, распределения и т.п.
Экономический словарь

Конвенция Дат — Потоки наличности считаются полученными на определенную дату - дата 0, дата 1, и т.д., - в противовес конвенции конца года.
Экономический словарь

Конвенция Женевская — многосторонние международные договоры, заключенные на конференциях в Женеве в 1930 г. и 1931 г. и определяющие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. Основная........
Экономический словарь

Конвенция Консульская — соглашение, оговаривающее нормы консульского права, порядок учреждения консульских представительств, круг их деятельности, иммунитет консульских должностных лиц........
Экономический словарь

Конвенция Конца Года — Потоки наличности рассматриваются по состоянию на
конец года, в противовес
конвенции даты. Согласно конвенции конца года, настоящее - это
период 0, конец........
Экономический словарь

Конвенция Международная — международный договор, оговаривающий взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его.
Экономический словарь

Конвенция Монетная — конвенция между государствами, предусматривающая стандартизацию веса и пробы монет, а также взаимный прием монет странами-участницами
конвенции.
Экономический словарь

Конвенция О Договоре Международной Перевозки Грузов Автомобильным Транспортом — заключена в 1956 г. в Женеве. Применяется к договору перевозки груза автомобильным транспортом, если место отправления и место назначения груза находятся в двух государствах,........
Экономический словарь

Конвенция О Договоре Международной Перевозки Пассажира И Багажа — конвенция, принятая в Женеве 1 марта 1973 г.; установила общую сумму возмещения, которая может быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же
событием. Эта
........
Экономический словарь

Конвенция Об Охране Промышленной Собственности, Парижская — международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности.........
Экономический словарь

Конвенция Оон О Договорах Международной Купли-продажи Товаров Венская — международное экономическое
соглашение. Принята в 1980 г., вступила в силу 1 января 1988 г.
Конвенция обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств,........
Экономический словарь

Конвенция Оон По Морскому Праву — - принята Ш Конференцией ООН по морскому праву 30 апреля 1982 г. 130 голосами. Против голосовали США, Израиль, Венесуэла и Турция; воздержались - 17 государств, в т.ч. СССР, БССР,........
Экономический словарь

Чикагская конвенция 1944

о международной гражданской авиации - основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст конвенции, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977.
Конвенция состоит из преамбулы и четырёх частей: I. Аэронавигация (6 глав, статьи 1-42), II. Международная организация гражданской авиации - ИКАО (7 глав, статьи 43-66), III. Международный воздушный транспорт (3 главы, статьи 67-79), IV. Заключительные положения (6 глав, статьи 80-96). За время действия конвенции к ней было принято 11 поправок. В преамбуле подчёркивается, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозы всеобщей безопасности.
В части I конвенции содержатся её общие принципы и прежде всего признаётся полный и исключительный суверенитет каждого государства над своим воздушным пространством; дано определение понятия государственной территории (применительно к этой конвенции); указано, что конвенция применяется только к гражданским воздушным судам. В положениях конвенции о полётах над территорией договаривающихся государств устанавливаются принципы производства регулярных, нерегулярных и каботажных полётов; содержатся требования к полётам беспилотных воздушных судов, к установлению запретных зон, к посадке в таможенном аэропорту, к соблюдению правил государства о воздушных передвижениях, приводятся основные требования к порядку допуска на государственную территорию и выпуска из неё пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов, к предотвращению распространения болезней посредством воздушных судов, нормы аэропортовых и подобных им сборов, а также досмотра воздушных судов. Ч. к. 1944 содержит положения об определении национальной принадлежности воздушного судна, общие положения о применении каждой страной своего национального законодательства при регистрации воздушного судна, об уведомлениях о регистрации. Предусматриваются меры содействия аэронавигации: закрепляются положения, касающиеся административных формальностей, таможенных и иммиграционных процедур, таможенных пошлин, помощи воздушным судам, терпящим бедствие, расследования авиационных происшествий, о недопустимости ареста или задержания воздушного судна одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства по патентным искам, об обязанности государства, насколько это возможно, предоставлять на своей территории аэропорты и аэронавигационные средства, сотрудничать по вопросам издания аэронавигационных карт и схем и др. Ч. к. 1944 определяет также, какая документация на воздушных судах является обязательной, излагает требования к бортовым журналам, ограничения в перевозке военных материалов и т. п.
Нормы Ч. к. 1944 о международных стандартах и рекомендуемой практике обязывают государства сотрудничать в достижении максимального единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся деятельности международной гражданской авиации, и в то же время допускают возможность для государств устанавливать иные стандарты, чем выработанные ИКАО.
Положения части II конвенции, относящиеся к созданию и деятельности ИКАО, являются по существу её уставом (см. Международная организация гражданской авиации).
Положения части III конвенции касаются текущей деятельности международной гражданской авиации. Её нормы обязывают авиатранспортные предприятия представлять в Совет ИКАО отчёты о перевозках, статистические данные о расходах и др. финансовые данные, закрепляют за государствами право самостоятельно, с учётом положений конвенции, определять маршруты и аэропорты, используемые при международных воздушных сообщениях, устанавливают права Совета ИКАО и государств - её членов по усовершенствованию и финансированию аэронавигационных средств на территории государств и т. п. В этой же части конвенции содержатся положения об организации совместной эксплуатации и о пульных сообщениях; в частности, за государствами закреплено право на создание таких объединений (в том числе и по рекомендации Совета) и предусмотрено, что на объединения распространяются все положения конвенции. Государство может участвовать в таких объединениях либо черед свое правительство, либо через одно или несколько авиатранспортных предприятий, которые находятся либо в государственной (полностью или частично), либо в частной собственности.
Заключительные положения конвенции (часть IV) предусматривают обязательства государств - участников конвенции по вступлении её в силу денонсировать Парижскую конвенцию 1919 и Гаванскую конвенцию 1928 о коммерческой авиации, регистрировать в Совете все соглашения по вопросам аэронавтики, отменять все соглашения, несовместимые с положениями Ч. к. 1944, и не вступать в подобные соглашения. Отдельные нормы регулируют порядок рассмотрения Советом ИКАО разногласий, касающихся толкования или применения Ч. к. 1944 и предусматривают санкции за невыполнение решений Совета. Конвенция предусматривает свободу действий государств - членов в случае войны или введения чрезвычайного положения.
Конвенция содержит 18 технических приложений. Международные авиационные регламенты, содержащиеся в приложениях (см. Регламенты международные авиационные), являются, как правило, рекомендациями международных организации, не обязательными для исполнения государствами - членами ИКАО. В то же время отдельные регламенты (например, правила полётов над открытым морем) носят императивный характер.

  • - Чикагская школа - психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж.Г. ...

    Психологический словарь

  • - Разрабатывает психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам, подчеркивая значение эмоциональных факторов в возникновении соматического заболевания и особую роль в создании терапевтической...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - научное направление современной экономической науке, выступающее с позиций либерализма, интеллектуальным центром которого традиционно считается экономический факультет Чикагского университета, а также...

    Политология. Словарь.

  • - одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60-х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер...

    Современная энциклопедия

  • - демонстрация рабочих г. Чикаго, проходившая 1 мая 1886 под лозунгом борьбы за 8-час. рабочий день. Была организована по инициативе Ассамблеи тред-юнионов и рабочих союзов Чикаго, а также революц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Категория. Психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. Специфика...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - фондовая биржа, созданная в начале 70-х годов для торговли стандартными опционами.По-английски: Chicago Board Options ExchangeСинонимы английские: CBOEСм. также: Опционные биржи  ...

    Финансовый словарь

  • - Главное в США финансовое учреждение, специализирующееся на торговле опционами...

    Финансовый словарь

  • - некоммерческая корпорация, основные функции которой состоят в том, чтобы предоставлять пространство для торговли фьючерсами и опционами, собирать и распространять информацию о рынке, поддерживать клиринговый...

    Финансовый словарь

  • - Важнейший американский рынок фьючерсов и опционов. Биржа специализируется на сделках с валютой и продуктами животноводства...

    Финансовый словарь

  • - одно из современных направлений неоконсерватистской экономической мысли. Возникла в середине 60-х гг. XX в. Главные представители – М.Фридмен, Ф.Найт, Г.Саймонс, Дж.Стиглер...

    Большой экономический словарь

  • - демонстрация рабочих г. Чикаго, состоявшаяся 1 мая 1886 под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день. На демонстрацию вышли участники проходившей в этот день стачки рабочих промышленных и торговых...
  • - одна из крупнейших групп финансовой олигархии США. Представляет коалицию промышленно-финансовых монополий и богатейших семей г. Чикаго и штата Иллинойс, в которой выделяются Объединённая группа и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в буржуазной политической экономии, направление, выступающее с позиций либерализма...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1980 о договорах международной купли-продажи - устанавливает единообразные нормы, регулирующие договоры международной купли-продажи...
  • - одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60-х гг. 20 в. Главные представители - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер...

    Большой энциклопедический словарь

"Чикагская конвенция 1944" в книгах

VI. ЧИКАГСКАЯ ВЫСТАВКА 1893 ГОДА

Из книги Вильямс автора Крупеников Игорь Аркадьевич

VI. ЧИКАГСКАЯ ВЫСТАВКА 1893 ГОДА «Нажива и конкуренция» - вот те слова, которые следовало бы написать над главным входом выставки 1893 года. Они раскрыли бы все ее идейное содержание». В. Р. Вильямс Весной 1893 года Вильямс был послан в Соединенные Штаты Северной

Глава шестая ЧИКАГСКАЯ ВЫСТАВКА

Из книги Александр Попов автора Радовский Моисей Израилевич

Глава шестая ЧИКАГСКАЯ ВЫСТАВКА XIX век, отмеченный в истории мировой культуры великими достижениями в общечеловеческом прогрессе, навсегда памятен и установлением широких международных научных контактов. В этом немалые заслуги принадлежат всемирным выставкам, сама

19. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА Основоположником первой институциональной академической школы считается А.В. Смолл (1854–1926): он исследовал деятельность группы, считая что это главная единица социального исследования Именно движение этих групп, столкновение их интересов дает

Чикагская демонстрация 1886

БСЭ

Чикагская финансовая группа

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧИ) автора БСЭ

Чикагская школа

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧИ) автора БСЭ

ПРИКАЗ О КОМПЛЕКТОВАНИИ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ТАНКОВЫХ ВОЙСК В 1944-1945 гг. № 0375 от 20 ноября 1944 г.

Из книги Я дрался на Т-34 автора Драбкин Артем Владимирович

ПРИКАЗ О КОМПЛЕКТОВАНИИ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ТАНКОВЫХ ВОЙСК В 1944-1945 гг. № 0375 от 20 ноября 1944 г. В целях обеспечения бронетанковых и механизированных войск Красной Армии физически крепкими, смелыми, решительными, имеющими боевой опыт офицерскими кадрами -

Глава 15. ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ЧЕРКАСС (с 23.01.1944 по 4.03.1944)

автора Грамс Рольф

Глава 15. ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ЧЕРКАСС (с 23.01.1944 по 4.03.1944) Еще в ночь на 23 января, передав свои позиции частям 376-й пехотной дивизии и панцер-гренадерской дивизии «Гроссдойчланд», 14-я танковая дивизия выдвинулась в указанный район сосредоточения и дислокации

Глава 19. НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ У ПОСЕЛКА ЭРГЛИ И ГОРОДА БАЛДОНЕ (15.09.1944–04.10.1944)

Из книги 14-я танковая дивизия. 1940-1945 автора Грамс Рольф

Глава 19. НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ У ПОСЕЛКА ЭРГЛИ И ГОРОДА БАЛДОНЕ (15.09.1944–04.10.1944) 12 и 13 сентября несколько отрядов под командованием командиров полков еще раз провели разведку местности, чтобы до мельчайших подробностей выяснить условия в предполагаемых

Глава 20. НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ В РАЙОНЕ ПОСЕЛКА ПРЕЕКУЛЬН, ГОРОДА СКУОДАС И У СЕЛЕНИЯ ВАЙНЁДЕ (5.10.1944–26.10.1944)

Из книги 14-я танковая дивизия. 1940-1945 автора Грамс Рольф

Глава 20. НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ В РАЙОНЕ ПОСЕЛКА ПРЕЕКУЛЬН, ГОРОДА СКУОДАС И У СЕЛЕНИЯ ВАЙНЁДЕ (5.10.1944–26.10.1944) Тем временем не только в районе Баддоне, но и на всем протяжении фронта 16-й и 18-й армий, а также на северном фланге группы армий «Центр» советское

Чикагская школа

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Чикагская школа Конечно, организация функционализма в психологическую школу произошла благодаря не одному только Титченеру, но те, кого исторически считают основоположниками функциональной психологии, стали ими, в лучшем случае, случайно.Но есть психологи, которых с

Чикагская петля

Из книги Америка с чёрного хода автора Васильев Николай Васильевич

Британия и Чикагская экспозиция

Из книги Публицистика 1884-1900 гг автора Конан Дойль Артур

Британия и Чикагская экспозиция «Таймс»24 декабря 1892 г.Милостивый государь!Один-единственный акт доброй воли может сделать больше, нежели целый ряд тщательно подготовленных официальных мероприятий на государственном уровне. К примеру, жест, сделанный Францией,

Британия и Чикагская выставка

Из книги Уроки жизни автора Конан Дойль Артур

Британия и Чикагская выставка «Таймс» 24 декабря 1892 г.Сэр!Один-единственный акт доброй воли может сделать больше, нежели целый ряд тщательно подготовленных официальных мероприятий на государственном уровне. К примеру, жест, сделанный Францией, передавшей в дар Америке

Чикагская теологическая школа

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Чикагская теологическая школа (Chicago School of Theology). С нач. 1900-х гг. ученые из теологического колледжа при Чикагском университете разрабатывали свою модернистскую теологию. Используя историкокритический метод, они изучали Библию и происхождение христианства, церковную

Основным многосторонним межправительственным соглашением по вопросам международных воздушных сообщений является Чикагская конвенция 1944 г. «О международной гражданской авиации». Советский Союз присоединился к Чикагской конвенции и стал членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 1970 г. Российская Федерация является правопреемником СССР по Чикагской конвенции.

Конвенция о международной гражданской авиации состоит из 96 статей, сгруппированных на 4 части: 1) Аэронавигация; 2) Международная организация гражданской авиации; 3) Международный воздушный транспорт; 4) Заключительные положения. В преамбуле конвенции определяется, что она заключена с тем, чтобы «международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом, чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично». Конвенция подтверждает «полный и исключительный суверенитет» государства над воздушным пространством над своей территорией (ст. 1), а также то, что «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции» (ст. 6).

Конвенцией предусмотрены ограничения в отношении перевозки особых грузов (ст. 35), в частности, в ней говорится, что каждое Договаривающееся государство в интересах соблюдения общественного порядка и безопасности сохраняет за собой право регулировать или запрещать перевозку на свою территорию или над своей территорией военного снаряжения или военных материалов или иных предметов при условии, что в этом отношении не будет проводиться различий между его национальными воздушными судами, занятыми в международной навигации, и воздушными судами других государств, занятыми подобным же образом. Таким образом, наряду с полным и исключительным суверенитетом государств, конвенция требует соблюдения принципа недискриминации при международных перевозках.

В соответствии с Чикагской конвенцией ИКАО наделяется правом разрабатывать, принимать и по мере необходимости изменять соответствующие международные стандарты, рекомендации и процедуры, касающиеся международных полетов и международных авиаперевозок. Всего ИКАО разработано свыше 4,5 тысяч стандартов, рекомендаций и правил. Стандарты и рекомендации ИКАО содержатся в 18 приложениях, регулирующих соответствующую сферу международных воздушных сообщений. В частности, Приложение 18 носит название «Безопасная перевозка опасных грузов» и включает в себя стандарты и рекомендации ИКАО по международным перевозкам этой категории грузов.

Часто возникает вопрос, обязательны ли стандарты и рекомендации ИКАО для государств - членов ИКАО. Ответ на этот вопрос дает статья 38 Чикагской конвенции: «Государство, которое сочтет практически затруднительным придерживаться во всех отношениях каких-либо международных стандартов или процедур, либо приводить свои собственные правила или практику в полное соответствие с какими-либо международными стандартами или процедурами после изменения последних, либо которое сочтет необходимым принять правила или практику, имеющие какое-либо особое отличие от тех правил, которые установлены международным стандартом, незамедлительно уведомляет Международную организацию гражданской авиации о различиях между его собственной практикой и той, которая установлена международным стандартом. Таким образом, любое государство может иметь отличие национальных стандартов и правил от международных, принятых Советом ИКАО и представленных на рассмотрение стран-участниц. В случае несоответствия национальных стандартов и правил или невнесения соответствующих изменений в свои собственные правила или практику по рекомендации Совета ИКАО, государство уведомляет об этом Совет в течение 60 дней после принятия международного стандарта или поправки к нему. В любом таком случае Совет незамедлительно уведомляет все другие государства о различиях, которые существуют между положениями международного стандарта и соответствующей национальной практикой этого государства. Так, гражданская авиация РФ до настоящего времени имеет свыше 100 различий между национальной практикой и стандартами и рекомендациями ИКАО.

Количество этих различий с каждым годом сокращается, но, тем не менее, они все еще имеются. Не в полной мере приняты ГА РФ и рекомендации по перевозке опасных грузов, изложенные в Приложении 18 «Безопасная перевозка опасных грузов», хотя рекомендации этого Приложения положены в основу национальных правил, утвержденных еще бывшим МГА.

Чикагская конвенция 1944

Чикагская конвенция 1944

о международной гражданской авиации - основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст конвенции, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977.
Конвенция состоит из преамбулы и четырёх частей: I. (6 глав, статьи 1-42), II. - (7 глав, статьи 43-66), III. Международный (3 главы, статьи 67-79), IV. Заключительные положения (6 глав, статьи 80-96). За время действия конвенции к ней было принято 11 поправок. В преамбуле подчёркивается, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозы всеобщей безопасности.
В части I конвенции содержатся её общие принципы и прежде всего признаётся полный и исключительный суверенитет каждого государства над своим воздушным пространством; дано определение понятия государственной территории (применительно к этой конвенции); указано, что конвенция применяется только к гражданским воздушным судам. В положениях конвенции о полётах над территорией договаривающихся государств устанавливаются принципы производства регулярных, нерегулярных и каботажных полётов; содержатся требования к полётам беспилотных воздушных судов, к установлению запретных зон, к посадке в таможенном аэропорту, к соблюдению правил государства о воздушных передвижениях, приводятся основные требования к порядку допуска на государственную территорию и выпуска из неё пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов, к предотвращению распространения болезней посредством воздушных судов, нормы аэропортовых и подобных им сборов, а также досмотра воздушных судов. Ч. к. 1944 содержит положения об определении национальной принадлежности воздушного судна, общие положения о применении каждой страной своего национального законодательства при регистрации воздушного судна, об уведомлениях о регистрации. Предусматриваются меры содействия аэронавигации: закрепляются положения, касающиеся административных формальностей, таможенных и иммиграционных процедур, таможенных пошлин, помощи воздушным судам, терпящим бедствие, расследования авиационных происшествий, о недопустимости ареста или задержания воздушного судна одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства по патентным искам, об обязанности государства, насколько это возможно, предоставлять на своей территории аэропорты и аэронавигационные средства, сотрудничать по вопросам издания аэронавигационных и схем и др. Ч. к. 1944 определяет также, какая документация на воздушных судах является обязательной, излагает требования к бортовым журналам, ограничения в перевозке военных материалов и т. п.
Нормы Ч. к. 1944 о международных стандартах и рекомендуемой практике обязывают государства сотрудничать в достижении максимального единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся деятельности международной гражданской авиации, и в то же время допускают возможность для государств устанавливать иные стандарты, чем выработанные ИКАО.
Положения части II конвенции, относящиеся к созданию и деятельности ИКАО, являются по существу её уставом (см. Международная организация гражданской авиации).
Положения части III конвенции касаются текущей деятельности международной гражданской авиации. Её нормы обязывают авиатранспортные предприятия представлять в Совет ИКАО отчёты о перевозках, статистические данные о расходах и др. финансовые данные, закрепляют за государствами право самостоятельно, с учётом положений конвенции, определять маршруты и аэропорты, используемые при международных воздушных сообщениях, устанавливают права Совета ИКАО и государств - её членов по усовершенствованию и финансированию аэронавигационных средств на территории государств и т. п. В этой же части конвенции содержатся положения об организации совместной эксплуатации и о пульных сообщениях; в частности, за государствами закреплено право на создание таких объединений (в том числе и по рекомендации Совета) и предусмотрено, что на объединения распространяются все положения конвенции. Государство может участвовать в таких объединениях либо черед свое правительство, либо через одно или несколько авиатранспортных предприятий, которые находятся либо в государственной (полностью или частично), либо в частной собственности.
Заключительные положения конвенции (часть IV) предусматривают обязательства государств - участников конвенции по вступлении её в силу денонсировать Парижскую конвенцию 1919 и Гаванскую конвенцию 1928 о коммерческой авиации, регистрировать в Совете все соглашения по вопросам аэронавтики, отменять все соглашения, несовместимые с положениями Ч. к. 1944, и не вступать в подобные соглашения. Отдельные нормы регулируют порядок рассмотрения Советом ИКАО разногласий, касающихся толкования или применения Ч. к. 1944 и предусматривают санкции за невыполнение решений Совета. Конвенция предусматривает свободу действий государств - членов в случае войны или введения чрезвычайного положения.
Конвенция содержит 18 технических приложений. Международные авиационные регламенты, содержащиеся в приложениях (см. Регламенты международные авиационные), являются, как правило, рекомендациями международных организации, не обязательными для исполнения государствами - членами ИКАО. В то же время отдельные регламенты (например, над открытым морем) носят императивный характер.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "Чикагская конвенция 1944" в других словарях:

    Чикагская конвенция 1944 Энциклопедия «Авиация»

    Чикагская конвенция 1944 - о международной гражданской авиации — основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский… … Энциклопедия «Авиация»

    Международная конвенция о гражданской авиации, также известная под именем Чикагская конвенция конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы, принцип… … Википедия

    - (англ. Convention on International Civil Aviation), также известная как «Чикагская конвенция» конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы,… … Википедия

    Совокупность правовых норм (национальных и международных), регулирующих порядок использования воздушного пространства, воздушных передвижений и сообщений. В сфере воздушного права действуют международные двусторонние и многосторонние соглашения.… … Энциклопедический словарь

    Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства. В. п. включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права; его исходным положением является признание… … Энциклопедия техники

    воздушное право Энциклопедия «Авиация»

    воздушное право - воздушное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства. В. п. включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права; его исходным положением… … Энциклопедия «Авиация»

    воздушное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства. Включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права (см. международное воздушное право). Основным… … Большой юридический словарь

    Воздушное право - (англ. air law) совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между государствами в процессе использования воздушного пространства и отношения, возникающие в процессе… … Энциклопедия права

Международное воздушное право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.

Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелётов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).

Вопросы транзитного пролёта над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву

Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и меж-дународные полеты. Вторая -- коммерческую деятель-ность воздушного транспорта -- международные сооб-щения.

Международное воздушное право как отрасль меж-дународного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем в систему норм воздушного права входят и специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации в целом.

Основным (первым) специальным принципом яв-ляется принцип полного и исключительного суверени-тета государства над его воздушным пространством.

С точки зрения юридической природы воздушного пространства его можно поделить на два вида: суверен-ное воздушное пространство («Международное воздуш-ное пространство. К первому виду относится пространст-во, находящееся над территорией суверенного государст-ва, второй вид -- воздушное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой.

В отношении второго вида воздушного пространст-ва действует принцип свободы полетов воздушных судов всех государств. Это -- второй специальный принцип. Однако данный принцип предусматривает и определенные обязанности государств, суть которых состоит в воздержании от каких-либо действий, могу-щих неблагоприятно отразиться на пользовании свобо-дой полетов другими государствами. В частности, воз-душные суда, пролетающие в международном воздуш-ном пространстве, должны соблюдать правила полетов, рекомендуемые ИКАО.

Третьим специальным принципом международного воздушного права является принцип обеспечения без-опасности международной гражданской авиации. С одной стороны, обеспечение технически надежной эксплуата-ции авиационной техники, с другой -- борьба с неза-конными актами вмешательства в деятельность граж-данской авиации.



Международные воздушные передвижения регули-руются Чикагской конвенцией 1944 года и националь-ным законодательство.

Исходя из принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, каждое государство устанавливает порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное про-странство.

Государственный суверенитет над воздушным про-странством ограничен пределами самого воздушного пространства и не может продолжаться за такими пре-делами. Однако до сих пор нет общепризнанной дого-ворной нормы относительно высотной границы суверенитета государств на воздушное пространство

Разрешение на осуществление полетов необходимо как для регулярных, так и для нерегулярных (разовых, эпизодических) международных полетов. Понятие "международный полет" не кодифицировано на уни-версальной основе и регулируется национальным пра-вом. Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) определяет междуна-родный полет как "полет воздушного судна в воздуш-ном пространстве более чем одного государства" (ст. 79).

В соответствии с Воздушным кодексом 1997 года полеты воздушных судов в воздушном пространстве России выполняются на основе разрешений, выдавае-мых в порядке, установленном постановлением Прави-тельства Российской Федерации

Международное воздушное право не содержит еди-нообразных правил относительно порядка влета на тер-риторию государства или вылета с его территории воз-душных судов иностранных государств. Такие вопросы относятся к внутренней компетенции государства. Из этого общего положения исходит и ст. 11 Чикагской конвенции 1944 года "Применение правил о воздуш-ных передвижениях". Поэтому при международных по-летах необходимо знание правил не только своего, но и иностранного государства, являющегося государством пролета. Многообразие таких правил создает опреде-ленные затруднения при осуществлении полетов. Ис-ходя из этого, ИКАО проделала большую работу по унификации аэронавигационных правил, оформив их в виде технических приложении к Чикагской конвенции 1944 года, получивших название "Международные стандарты".



Каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, должно иметь такие документы, как свиде-тельство о регистрации, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал и ряд других документов (ст. 29 Чикагской конвенции 1944 г.). Находясь в воз-душном пространстве иностранного государства, судно может иметь радиопередающую аппаратуру, используе-мую только членами летного экипажа, обладающими специальным на то разрешением, выданным компе-тентными властями государства, в котором зарегистри-ровано воздушное судно (ст. 30 Чикагской конвенции 1944 г.).

На воздушные суда, находящиеся в воздушном пространстве иностранного государства, распространя-ются юрисдикция этого государства, таможенный, ва-лютный и карантинный контроль.

При бедствии воздушного судна государство, на территории которого это произошло, принимает меры по оказанию помощи данному воздушному судну. В случае происшествия с воздушным судном на террито-рии иностранного государства последнее назначает расследование обстоятельств такого происшествия (ст. 26 Чикагской конвенции 1944 г.).

Чикагская конвенция подтверждает принцип не-дискриминации в отношении применения правил о воздушных передвижениях к судам всех государств без исключения (ст. 11).

В мае 1984 года на чрезвычайной сессии ИКАО было принято дополнение к Чикагской конвенции 1944 года в виде ст. 3-бис. Суть статьи в следующем. Участники Чикагской конвенции берут на себя обяза-тельство при перехвате нарушившего границу или ук-лонившегося от авиатрассы иностранного воздушного судна действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизнь находящихся на борту судна пассажиров и сохранять безопасность самого судна. Причем, что «особенно важно, государства-участники обязуются воз-держиваться от применения силы в отношении воз-душного судна. Идея внесения такой поправки возникла в ИКАО после инцидента с южнокорейским авиалайнером "Боинг-747", который в 1983 году был сбита светском воздушном пространстве. Статья 3-бис яви-лась важной мерой, направленной на повышение без-опасности полетов. Советский Союз ратифицировал ту поправку к Чикагской конвенции в 1990 году.

§ 4. Правила полетов в международном воздушном пространстве

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, принцип свободы открытого моря наряду с други-ми свободами содержит и свободу полетов над ним. Это означает, что воздушные суда всех государств, как прибрежных, так и неприбрежных, вправе свободно летать в воздушном пространстве над открытым морем (ст. 87, п. "Ь", Конвенции). Однако интересы безопас-ности воздушного движения требуют, чтобы эти поле-ты были упорядочены. Среди разработанных ИКАО унифицированных летно-технических норм (Междуна-родных стандартов), составляющих приложения к Чи-кагской конвенции 1944 года, есть Приложение № 2 «Правила полетов», которые должны в обязательном порядке соблюдаться воздушными судами всех стран по время их полетов над открытым морем.

По инициативе ИКАО систематически проводятся региональные аэронавигационные совещания, на кото-рых устанавливаются и периодически пересматривают-ся основные маршруты воздушных передвижений над открытым морем. В принципе возможны полеты не только по установленным в рамках ИКАО маршрутам. Однако на практике большинство полетов осуществля-ется именно по установленным маршрутам.

При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и реги-страционный номер не более чем одного государства.

Из почти 300 существующих на земном шаре про-ливов только небольшая часть важна для международ-ной аэронавигации. Конвенция 1982 года предусматривает, что в проливах, используемых для международно-го судоходства, воздушные суда (летательные аппара-ты) пользуются правом транзитного пролета, под кото-рым понимается, как уже отмечалось, осуществление свободы полета с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив (ст. 38, п. 2). При осуществле-нии полета воздушные суда должны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против сувере-нитета, территориальной целостности или политичес-кой независимости прибрежных государств.

Режим воздушного пространства над Антарктикой и право полетов в нем определяются Договором об Антарктике 1959 года. Договор устанавливает свобод-ный полет гражданских воздушных судов всех стран независимо от того, являются они участниками данно-го Договора или нет (ст. VI). Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.

§ 5. Регулирование коммерческой деятельности иностранных авиапредприятий

Вопрос о коммерческих правах в международном воздушном транспорте является главной проблемой международных воздушных сообщений. Как показыва-ет международная практика послевоенных лет, именно вопрос об объеме коммерческой деятельности на тер-ритории иностранного государства вызывает значи-тельные противоречия между крупнейшими авиацион-ными державами и их авиакомпаниями.

Под коммерческими правами в международном воздушном транспорте понимают разрешение авиа-предприятиям осуществлять воздушные перевозки пас-сажиров, багажа, грузов и почты за вознаграждение

Общее право на осуществление коммерческой дея-тельности делится на соответствующие категории, име-нуемые "свободы воздуха" -- термин, впервые упот-ребленный в Чикагском соглашении о международном воздушном транспорте 1944 года.

Первоначально максимальный объем коммерчес-кой деятельности, за который велась конкурентная борьба между крупнейшими авиационными держава-ми, состоял из пяти "свобод воздуха" 1) право тран-зитного беспосадочного пролета (первая "свобода воз-духа"); 2) право транзитного пролета с посадкой в некоммерческих целях, т.е. без принятия на борт или высадки пассажиров, погрузки и разгрузки багажа (вто-рая "свобода воздуха"); 3) право высаживать на ино-странной территории пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, чью национальность судно имеет (третья "свобода воздуха"); 4) право принимать на иностран-ной территории пассажиров, направляющихся на тер-риторию государства, чью национальность имеет воз-душное судно, а также адресуемые туда же грузы и почту (четвертая "свобода воздуха"); 5) право прини-мать на иностранной территории пассажиров, направ-ляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, сле-дующие с любой такой территории, в стране -- партне-ре по соглашению (пятая "свобода воздуха").

Для авиапредприятий важно получить разрешение на коммерческую деятельность в объеме пяти "свобод воздуха", так как именно этот объем способствует уве-личению нагрузки самолетов и обеспечивает более вы-сокий уровень прибылей, получаемых авиатранспорт-ными компаниями.

В международной практике, однако, пятая "свобо-да воздуха " в ее полном объеме -- перевозки в любые третьи страны -- не предоставляется, ибо это уменьша-ет возможности национальных авиапредприятий самим осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты

Развитие международных воздушных сообщений привело к тому, что произошло дробление коммерчес-ких прав, в частности, пятой "свободы воздуха" И в настоящее время объем коммерческий деятельности дополнен шестой, седьмой, восьмой и девятой "свобо-дами воздуха".

Шестая "свобода воздуха" -- право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами через свою территорию Отличие шестой "свободы воздуха" от пятой "свободы воздуха" заключается в том, что при пятой "свободе воздуха" основ-ной загрузкой, перевозимой на воздушном судне, явля-ется загрузка по третьей и четвертой "свободам возду-ха", а перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну имеют дополнительный характер. При шестой "свободе воздуха" основной загрузкой являют-ся перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну, а перевозки по третьей и четвертой "свободам воздуха" носят дополнительный характер.

Седьмая "свобода воздуха"» -- право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью нацио-нальность имеет воздушное судно; восьмая "свобода" воздуха" -- каботаж, г е. авиаперевозки между пункта-ми, расположенными на территории одного и того же государства.


27. Понятие и источники права внешних сношений.

Дипломатическое и консульское право (право внешних сношений) можно определить как отрасль международного права, регулирующую официальные связи и отношения между субъектами международного права, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей МП. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности.

Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные под- отрасли:

а) дипломатическое право;

б) право специальных миссий;

в) дипломати- ческое право в его применении к отношениям государств с международными органи- зациями или в рамках международных конференций;

г) консульское право.

Объектом права внешних сношений являются те междувластные, политического характера отношения, в которых взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов МП и представленные их официальными, специально созданными для осуществления этих сношений органами. Дипломатические представительства, например, ответственны за осуществление общего внешнеполитического курса по отношению к стране пребывания, тогда как консульства хотя и могут при определенных условиях выполнять дипломатические функции, но все же как правило, занимаются защитой прав и интересов представляемого государства и его граждан в экономической, социальной, гуманитарной и правовой областях.

Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляются специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации ("народная дипломатия").

Основными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем, если в дипломатическом праве почти все до недавнего времени реша- лось на основе обычных норм, то в праве консульском, напротив, определяющей всегда была роль двусторонних консульских конвенций. Попытки кодифицировать право внешних сношений наблюдались на протяжении всего XX в. Ключевыми в этом отношении являются универсальная Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (для дипломатического права); Конвенция о специальных миссиях 1969 г. (для права специальных миссий); Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г., и особенно - универсальная Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (СССР присоединился в 1989 г.).

Что касается консульского права, то на его развитие большое влияние оказывают двусторонние договоры и конвенции по консульским вопросам. Сейчас их число в мире достигает нескольких тысяч.

На источниковую базу права внешних сношений влияет национальное право. Действительно, весь аппарат для ведения внешних сношений создается и наделяется определенной компетенцией каждым государством самостоятельно, на основе существующих в нем актом внутреннего права.

Во внешних сношениях государство выступает как целостное образование, как единый социальный организм, обладающий в силу своего суверенитета международно- правовой правосубъектностью, которая как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части

Государственные органы внешних сношений - это действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей мирными, предусмотренными международным правом, средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Все органы внешних сношений любого государства подразделяются на две большие группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых, специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области. К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся высший законодательный орган (парламент), глава государства, прави- тельство, глава правительства, ведомство иностранных дел). Эти органы в целом осуществляют политическое руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование их деятельности.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие, например, вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Ряд полномочий составляет исключительную компетенцию главы государства в области внешних сношений. Обычно именно этот орган официально назначает и освобождает от должности послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников иностранных государств. Особенностью правового положения главы государства в международном общении является то, что он без специальных полномочий лично встречается с главами других государств, ведет с ними переписку и переговоры. Согласно международному праву, глава государства (равно как и глава правительства и министр иностранных дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности). Ст. 80 российской Конституции указывает, что "Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях". Согласно ст.86 Конституции президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Основными задачами министерства иностранных дел являются:

1. реализация внешнеэкономического курса России;

2. координация международных связей субъектов РФ;

3. обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене;

4. защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом;

5. обеспечение дипломатических и консульских сношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

6. координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

7. Зарубежные органы - расположены за пределами государства и выполняют функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

8. Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

9. Торговые представительства - зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне.

10. На торговые представительства распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях.

а) представляют интересы государств в области внешней торговли и содействуют развитию торговли;

б) производят различные операции по внешней торговле;

в) выдают разрешение на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле;

г) изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания.