Право международных организаций читать онлайн. Международное право - Учебник для ВУЗов - Игнатенко Г.В

Номер подписан в печать: 08-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, [email protected]
Издатель: ООО
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), [email protected]
ISSN: 2644-5514
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: [email protected]
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php


DOI: 10.7256/2306-9899.2014.4.13140

Аннотация: В статье рассматривается международно-правовое регулирование дистанционного зондирования из космоса с помощью искусственных спутников земли. Автор отмечает, что в сфере дистанционного зондирования, как и в других областях деятельности, касающихся информации, действует множество разнообразных норм, происходящих из различных отраслей национального, международного и международного частного права; а также международные договоры и национальное законодательство государств, специально посвященные деятельности в космосе. Автор обращает внимание на отсутствие специального международно-правового документа посвященного дистанционному зондированию земли из космоса. В статье уточняется что данная сфера регулируется общими документами общего международного космического права, как нормативного, так и рекомендательного характера. Рассматриваются позиции государств по отношении к дистанционному зондированию земли их космоса, высказываемые ими в рамках работы Комитета ООН по космосу. Отдельно в статье уделяется внимание выработке принципов дистанционного зондирования земли из космоса, закрепленных Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 41/65, а также работе юридического подкомитета Комитета по космосу ООН.


DOI: 10.7256/2306-9899.2014.4.13182

Аннотация: В статье проводится анализ сущности явления международной интеграции и, в частности, интеграции государств. Предмет проведенного исследования включает в себя понятие интеграции (в его «общенаучном» смысле), основные категории интеграции, феномен международной интеграции и, в частности, интеграции государств, вопрос о формах интеграции государств, понятие свойств и признаков государства, в том числе суверенитет как сущностное качество государства, а также содержание процесса приобретения интеграционным объединением качественной и количественной определённости государства. В качестве метода и методологической основы анализа использована диалектика в сочетании с международно-правовым и государственно-правовым подходами. Использованная методологическая основа заметно отличает настоящее исследование от других работ по рассматриваемой тематике. Ее применение позволило сделать вывод о том, что интеграция есть диалектический процесс перехода объединённых связью частей в целое, возникающее в результате скачка, возможно, имеющий своим результатом возникновение такого целого. Применение данного вывода к сфере межгосударственных отношений (к интеграции государств) привело к заключению о том, что интеграция государств – это процесс перехода определенной совокупности государств к единому государству как гипотетическому результату данного процесса, сопровождающийся наделением данной совокупности признаками и свойствами, подобными государственным. Данное определение соответствует понятию международной интеграции в узком смысле, под которой, в широком смысле, предлагается понимать форму сотрудничества определённой группы государств, в рамках которой эти государства совместно реализуют цели в различных областях сотрудничества по взаимному сближению. Как теоретическое, так и практическое значение представляет вопрос о содержании процесса приобретения интеграционным объединением качественной и количественной определённости государства, поскольку он раскрывает аспекты совершенствования интеграции государств.


DOI: 10.7256/2306-9899.2014.4.10986

Аннотация: Мультинациональные компании, находящиеся в высоконалоговых странах, желают снизить эффективное налоговое бремя в целом по группе компаний, вовлекаясь в деятельность по комплексному международному налоговому планированию. При этой они преследует двоякую цель – с одной стороны, сократить налоги у источника в странах инвестирования, а с другой - уменьшить налог на полученные доходы в стране своего резидентства. Последнее представляет собой комплекс действий по т.н. "перенаправлению" дохода (англ. - diversion of income) из стран, где прибыль зарабатывается, в третьи страны, также именуемые промежуточными, для накопления прибыли до ее распределения в страну нахождения инвестора. Такими третьими странами могут быть оффшорные юрисдикции и страны с благоприятным холдинговым режимом. Страна резидентства инвестора, не желая мириться с такой ситуацией, заинтересована в наличии законодательства, ограничивающего такую практику. Государство-резидент, в которой находится инвестор (например, Многонациональная компания или состоятельное физическое лицо) заинтересовано в противодействии попыткам такого резидента максимально отсрочить налогообложение полученных доходов. Такая отсрочка возможна, к примеру, путем «парковки» пассивных доходов в иностранных низконалоговых юрисдикциях, без распределения таких доходов в страну нахождения резидента. Страна-резидент достигает этого путем использования тех или иных механизмов налогообложения нераспределенной прибыли зарубежных контролируемых компаний, более известных как правила "СFC" (controlled foreign company). В настоящей статье автор исследует правила CFC, принятые и уже несколько десятилетий существующие и применяющиеся в высоконалоговых странах, прежде всего странах ОЭСР. В объем исследования входит определение сферы применения данных норм, то есть способы идентификации иностранных компаний, чья налоговая база подлежит включению в налогооблагаемую базу материнской компании; порядок расчета налоговой базы, распространенные исключения и современную международную судебную практику развитых стран по данному вопросу. В настоящее время в российском налоговом законодательстве практически отсутствуют антиуклонительные нормы, препятствующие упомянутым выше практикам по переносу налоговой базы за рубеж. Однако в продолжение Бюджетного Послания Президента РФ в декабре 2013 г., Минфин РФ объявил о намерении внести такие или аналогичные правила, известные как правила "CFC", то есть нормы о контролируемых иностранных компаниях, в российское налоговое законодательство. В настоящей статье автор впервые в отечественной налоговой науке приводит всесторонний анализ правила CFC, распространенных за рубежом. В этом смысле содержание статьи предоставит заинтересованному читателю необходимый контекст, в рамках которого будут разработаны и применяться в дальнейшем российские налоговые правила о контролируемых иностранных компаниях.

Международные судебные органы
Shinkaretskaya G.G. - Международные суды и развитие международного права c. 141-167


DOI: 10.7256/2306-9899.2014.4.11642

Аннотация: Исследуются вопросы участия международных судов в развитии международного права. Автор изучает данный вопрос на основе судебной практики различных международных судов. По данному вопросу также исследуются и мнения научной доктрины Автор считает, что путем создания прецедентов или участия в кодификации решения международных судебных учреждений составляют часть общего процесса развития международного права. Автор также выделяет новое явление в определении роли судебных учреждений – это фактическое делегирование им правотворческой функции. Показательным примером, считает автор, здесь служит Трибунал по бывшей Югославии, в Статуте которого (ст.15) прямо указано, что судьи Международного трибунала примут правила процедуры и дачи показаний для досудебной фазы расследований, следствия и апелляций, снятия показаний, защиты свидетелей и жертв и по другим подобным вопросам. Наконец, автор выделяет отдельный метод участия судов в правотворчестве – это вынесение консультативных заключений.


DOI: 10.7256/2306-9899.2014.4.11701

Аннотация: Автор исследует вопрос правового положения потерпевшего в международном праве. Исследуется как универсальное право, так и региональное (европейское). Также рассматривается роль уставов международных трибуналов ad hoc в определении статуса и прав пострадавших Автор отмечает, что на универсальном уровне практически правовое регулирование прав жертв международных преступлений практически отсутствует и ограничивается лишь «мягким правом». В Европе на региональном уровне существуют отдельные акты регулирующие данный вопрос, но и здесь они обладают лишь ограниченным действием. Автор объясняет такое несовершенство тем что уголовное право является той отраслью в которой государства не охотно прибегают к ограничению собственного суверенитета. Таким образом, на универсальном международном уровне разработка норм относительно прав пострадавших идет довольно медленно и представляется нелегкой проблемой в силу значительных расхождений в правовых и политических позициях разных государств.

Международное право как правовая система

Конец второго тысячелетия совпал с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменились всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Международное право есть особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами. В международно-правовых нормах проявляется сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений. Складывающееся на их основе правосознание находит отражение в международном праве, которое соответствует не субъективной воле народов, а объективным факторам общественного развития. Закономерности развития международного права соответствуют закономерностям международных отношений. Формируясь под влиянием международных отношений, международное право само оказывает на них активное воздействие.

На международные отношения влияют разнообразные объективные и субъективные факторы: уровень экономического развития государств, общественная мораль и нравственность, национальные интересы, экология, появление глобальных проблем, научно-технический прогресс и т. д. Международное право также относится к числу этих факторов. При этом роль международного права постоянно возрастает, и по необходимости оно выдвигается на первое место. Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отношения.

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение. Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная функция. За века существования в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными системами права, но не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

Норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию международного права), осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила.

Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций; они регулируются либо национальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.

Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров.

Исходя из того, что международное право – это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты посредством добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный, координирующий характер.

Поскольку кроме самих субъектов данной системы права в процессе нормообразования не участвуют какие-либо «внешние» по отношению к системе субъекты, за данной правовой системой отрицается субординарный характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной системы вопреки их согласию. Соответственно, неверно употреблять применительно к международному праву такие понятия, как «законодательство», «международная законность» и т. п.

Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли международного права (морское право, дипломатическое право, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. Дипломатия является важнейшим инструментом создания норм международного права. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права в системе международных отношений. Однако ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами международного права.

Международное право оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. Что касается дипломатии, то на нее международное право воздействует как опосредованно (через влияние на внешнюю политику), так и непосредственно (дипломатия во многом осуществляется по правилам, содержащимся в нормах международного права).

Основным элементом международного права является правовая норма. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Урегулированные международно-правовыми нормами международные отношения приобретают характер международно-правовых. Ряд норм международного права называют принципами. Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.

Группы и комплексы однородных международно-правовых норм образуют институты и отрасли международного права. Под международно-правовым институтом понимается группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, тесно связанные между собой общим объектом таких отношений (например, институт международной ответственности за правонарушения). Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права.

Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений. Выделение отраслей международного права обусловлено заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. Единственным способом их создания является соглашение субъектов международного права. Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором – норм обычного права (обычаев).

По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников). Последние именуются также локальными или региональными нормами. Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право.

По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязательства в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств.

К императивным относятся нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.

Международная практика XX в. характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. Под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера.

Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право. Наличие императивных норм ставит на повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им соответствовать. Выступая на международной арене, государства, безусловно, должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.

Международное право базируется на ряде источников права. Ст. 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международным обычаем, составляющим норму международного права, является такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы. Для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств. К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, а также делегаций на международных конференциях также могут служить подобным доказательством. Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств (например, коммюнике по итогам переговоров). Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других – обычными.

На основе источников происходит кодификация международного права. Под кодификацией понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев, изменения либо обновления действующих норм, а также выработки новых норм.

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями. Среди последних выделяются Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Международное право

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015

1. Предмет, метод и функции международного права

Под международным правом понимается система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками.

1

Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права. Как и любая отрасль права, международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих отношения, которые называются индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

2

Часто международное право рассматривается как особая правовая система, в которой наиболее важную часть составляют действующие и осуществляемые нормы. Большое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (далее – ООН) не считается применением так называемого права вето.

В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

3

К общепризнанным принципам международного права относятся концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

4

Отрасли международного права регулируют крупные блоки международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

5

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе имеют место также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных органов международных организаций.

6

Под международно-правовым институтом понимается группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (институт признания государств, институт международной ответственности). И подотрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

7

К функциям международного права относятся:

♦ регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

♦ координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

♦ обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

♦ охранительная – защита законных прав и интересов государства.

2. История международного права. система международного права

1

Международное право имеет древнюю историю, однако в современном понимании оно появилось совсем недавно. Термин «международное право» происходит от древнеримского термина jus gentium («право народов»). Jus gentium понималось в двух значениях: как право, регулирующее имущественные отношения римских граждан и перегринов (иностранцев), и как общее право всех народов, естественное право. Разумеется, естественное право в первую очередь использовалось как философская категория, а не как постулат международной практики.

2

Первые международные договоры Древней Руси, дошедшие до наших дней, датируются IX–X вв. В этот период Киевское княжество активно участвовало в международных отношениях. Договоры Руси с Византией были направлены на приобретение и удержание заморских рынков и охрану торговых путей, т. е. носили торговый характер.

3

Международное право развивалось неравномерно: отдельные отрасли международного права (например, право внешних сношений, право международных договоров, международное морское право) существуют тысячелетиями, другие же (космическое право, международное воздушное право) в силу объективных причин появились совсем недавно. Древнейшие источники сохранили до наших дней тексты ранних международных договоров. Как правило, такие договоры носили двусторонний характер и заключались между государствами.

4

По мере развития международного права добавлялись новые отрасли, изменялись существовавшие прежде, расширялся и изменялся круг субъектов международного права. В абсолютистских государствах вся власть была сконцентрирована в руках монарха, поэтому неудивительно, что международные договоры заключались между монархами. Соответственно монарх был основным субъектом международных отношений, а значит, и международного права. Затем длительное время основными субъектами международного права были государства, потом к ним добавились международные организации в виде государственных союзов. Наиболее известны среди них союзы греческих полисов.

5

Постепенно международные отношения усложнялись, и в XX в. большинство государств стали рассматривать индивидов в качестве субъектов международного права, хотя ранее какой-либо международно-правовой статус за ними не признавался. Так появилось международное гуманитарное право. Международное право выступает как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Наука и учебная дисциплина международного права, разумеется, носят производный от отрасли международного права характер.

6

Наука международного права – это совокупность теоретических представлений о правовом регулировании международных отношений, международных отношениях в целом. Научные представления о международном праве от обыденных отличают высокая степень теоретизирования, глубина, обоснованность, системность.

7

Предметом изучения науки служат международно-правовые нормы, международные договоры, международная практика их применения, доктринальные разработки ученых и т. д. В нашей стране наука международного права развита в значительной степени и продолжает активно развиваться.

8

Учебная дисциплина международного права производна от науки международного права, однако значительно меньше по объему и не включает ряд дискуссионных вопросов.

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

9

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты. Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

♦ общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

♦ нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

♦ общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

♦ отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулируют наиболее обширные сферы общественных отношений.

10

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям, принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

11

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

12

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

3. Соотношение международного и внутригосударственного права, международного публичного и международного частного права

1

Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.

2

Различие между международным публичным и международным частным правом может быть проведено по следующим основаниям:

♦ по содержанию регулируемых отношений общественные отношения, регулируемые международным публичным правом, носят межгосударственный характер. Отличительной их особенностью является специфическое качество, присущее их основному субъекту (государству), – суверенитет. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;

♦ по субъектам отношений – основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;

♦ по источникам – источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права – внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;

♦ в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые (непосредственно устанавливающие права и обязанности) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства);

♦ по порядку рассмотрения споров – в международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);

♦ международное частное право, в отличие от международного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особую правовую систему. Правовые нормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения, являющиеся объектом международного частного права, по своему источнику находятся как в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве.

3

Отграничение международного частного права от международного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного и международного публичного права вытекает из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни. Отсюда ряд основных начал международного публичного права имеют определяющее значение и для международного частного права.

4. Понятие и классификация норм международного права

1

Международное право представляет собой совокупность международно-правовых норм. Любой международный договор нормативного характера содержит как минимум одну международно-правовую норму.

2

Норма международного права – это обязательное для участника соответствующих международно-правовых отношений правило поведения. Эти нормы группируются в институты международного права.

3

Институт международного права – это группа однородных международно-правовых норм (институт гражданства). Институты международного права группируются в более крупные образования – подотрасли международного права (гуманитарное право, морское право, воздушное право, космическое право и т. п.).

4

Особенность международно-правовых норм заключается в том, что эти нормы распространяются, как правило, лишь на тех субъектов международного права, которые являются участниками соответствующего международно-правового договора, содержащего данную норму.

5

Применительно к нормам международного права возможна классификация по различным основаниям. Такая классификация имеет важное практическое значение.

В зависимости от характера и методов правового регулирования нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные.

6

Императивные нормы – это нормы, требующие исполнения предписания и не оставляющие субъекту возможности выбора. Например, в соответствии со ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

7

Диспозитивные нормы – это нормы, позволяющие субъекту действовать по своему усмотрению, регулировать международные отношения с помощью соглашений субъектов международного права. К диспозитивным относится норма ст. 6 ч. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон.

8

В зависимости от того, какие отношения регулируют нормы международного права, различают процессуальные и материальные нормы. Материальные нормы регулируют конкретные, материальные отношения между субъектами международного права, налагают на субъектов права и обязанности. Материальной, например, считается норма ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью. Процессуальные нормы регулируют порядок осуществления каких-либо значимых с точки зрения международного права действий. К процессуальным нормам относятся всевозможные процедурные правила международных судов и арбитражей, в том числе нормы, регулирующие порядок деятельности Европейского суда по правам человека.

5. Понятие и виды источников международного права

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм. К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.

1

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права. Данные акты должны отвечать требованиям нормообразования.

2

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.

3

Статья 38 Статута Международного суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

Международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

4

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

5

В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются документы, принимаемые органами международных организаций (это резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрины). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

6

Выделяют региональные и универсальные источники международного права. К региональным источникам международного права относятся источники, направленные на урегулирование международных отношений в определенном регионе (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская хартия местного самоуправления и др.). К универсальным источникам относятся те источники, действие которых не ограничено каким-либо регионом (Устав ООН).

6. Понятие права международных договоров. Стороны в международных договорах

1

Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров.

2

Право международных договоров является основополагающей отраслью международного права, без которой развитие международного права было бы невозможно, так как с помощью заключения международных договоров между государствами регламентируются отношения данных государств в различных сферах общественной жизни. Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права. Основными источниками права международных договоров являются Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Появление на мировой арене международных межправительственных организаций и их возрастающая роль в международном праве повлекли за собой заключение договоров между данными организациями и между международными межправительственными организациями и государствами. В связи с этим появилось большое количество международных договоров.

3

Центральным элементом права международных договоров является международный договор. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

2. Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

3. Соотношение международного права с внутригосударственным правом и международным частным правом

Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая концепции в отношении вопроса о взаимосвязи международного права и внутригосударственного права.

Дуалистическая концепция рассматривает международное право и внутригосударственное право как самостоятельные, не имеющие общих точек соприкосновения комплексы.

Монистическая теория предполагает, что международное право и внутригосударственное право являются составными частями единого правопорядка. В рамках монистической теории существует концепция примата международного права над внутригосударственным правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом.

Международное публичное право и международное частное право, хотя и имеют разные предметы регулирования, но все равно имеют общие точки соприкосновения. Международное частное право устанавливает общеобязательные правила поведения и взаимоотношений для участников международных отношений негосударственного характера. Однако указанные правила содержатся не только во внутригосударственном праве, под юрисдикцией которого находится физическое или юридическое лицо, но и в международных договорах, международных обычаях.

Международное частное право как совокупность правовых норм регулирует международные отношения гражданско-правового характера. Однако в процессе регулирования данных правоотношений не должны нарушаться нормы международного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитии межгосударственных договоров.

© ООО «Юстиция», 2018

* * *

Авторский коллектив

Г.В. Игнатенко – параграфы 1.1, 1.4 гл. 1 (совместно с Л.А. Лазутиным); параграфы 1.3, 1.5 гл. 1 (совместно с И.В. Федоровым); параграф 2.1 гл. 2 (совместно с А.М. Тесленко); параграф 3.6 гл. 3 (совместно с Л.А. Лазутиным); параграфы 10.1-10.6 гл. 10 (совместно с А.М. Тесленко); параграфы 14.1, 14.2 гл. 14 (совместно с Л.А. Лазутиным).

Ю.С. Безбородов – параграфы 1.2, 1.6 гл. 1; параграф 2.6 гл. 2; параграф 10.7 гл. 10; гл. 17.

М.В. Кучин – параграф 3.7 гл. 3; гл. 19 (совместно с И.В. Федоровым).

Л.А. Лазутин – параграфы 1.1, 1.4 гл. 1 (совместно с Г.В. Игнатенко); параграф 3.6 гл. 3 (совместно с Г.В. Игнатенко); параграфы 4.2, 4.4, 4.11 гл. 4; гл. 9; гл. 13; параграфы 14.1, 14.2 гл. 14 (совместно с Г.В. Игнатенко); параграф 14.3 гл. 14.

М.А. Лихачёв - параграфы 2.4, 2.5, 2.7 гл. 2; параграф 4.10 гл. 4; гл. 18.

С.Ю. Марочкин – параграфы 3.4, 3.5 гл. 3; параграфы 4.3, 4.9 гл. 4; гл. 5 (совместно с В.Я. Суворовой); гл. 6; гл. 7.

О.И. Рабцевич – параграф 4.8 гл. 4; параграф 11.4 гл. 11; параграфы 14.4– 14.7 гл. 14.

В.Я. Суворова – параграфы 3.1–3.3 гл. 3; параграфы 4.5–4.7 гл. 4; гл. 5 (совместно с С.Ю. Марочкиным); гл. 8; гл. 15.

А.М. Тесленко – параграф 2.1 гл. 2 (совместно с Г.В. Игнатенко); параграфы 10.1-10.6 гл. 10 (совместно с Г.В. Игнатенко).

Т.А. Титова – параграфы 2.2, 2.3 гл. 2; параграф 4.1 гл. 4; параграфы 11.1-11.3 гл. 11; гл. 12.

И.В. Фёдоров – параграфы 1.3, 1.5 гл. 1 (совместно с Г.В. Игнатенко); гл. 16; гл. 19 (совместно с М.В. Кучиным).

Принятые сокращения

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

АС – Африканский союз

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВТО - Всемирная торговая организация

ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сообщество

ЕАЭС - Евразийский экономический союз

ЕС - Европейский союз

ЕСПЧ - Европейский Суд по правам человека

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

ИМО - Международная морская организация

Интерпол - Международная организация уголовной полиции

КМП - Комиссия международного права ООН

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии

МБРР - Международный банк реконструкции и развития

МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации

МВФ - Международный валютный фонд

МИД России - Министерство иностранных дел Российской Федерации

МККК - Международный комитет Красного Креста

МОТ - Международная организация труда

МТР – Международный трибунал по Руанде

МТЮ – Международный трибунал по бывшей Югославии

МУС – Международный уголовный суд

НАТО - Организация Североатлантического договора

НЦБ – Национальное центральное бюро Интерпола

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОВД – Организация Варшавского договора

ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности

ООН - Организация Объединенных Наций

РАТС – Региональная антитеррористическая структура

СЕАП – Совет евроатлантического партнерства

СБСЕ - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

СВМДА – Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

СНГ – Содружество независимых государств

СЭВ - Совет экономической взаимопомощи

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

ФАТФ – Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег

ЭКОСОС - Экономический и социальный совет ООН

ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде

ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию

ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли

Раздел I
Основные понятия и общие институты международного права

Глава 1
Понятие международного права, предмет регулирования
1.1.

Понятие международного права

Международное право – совокупность юридических норм, созданных государствами посредством взаимоприемлемых договоренностей (согласительных процедур) и представляющих собой правовой комплекс, предметом регулирования которого являются международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Современное международное право по его изначальным характеристикам – совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений – родственно праву государств (внутригосударственному, национальному праву), являющемуся традиционным объектом юриспруденции. Международному праву как теоретической категории присуща определенная степень условности. Реально существует межгосударственное право, поскольку создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств. Но исторически закреп ленным практически во всех международных актах, официальных и неофициальных документах, а также в научной литературе, общепризнанным стал термин «международное право» («International Law », «Droit International », «V?lkerrecht », «Derecho Internacional »). Его прообразом является сложившийся в римском праве термин jus gentium («право народов»).

Международное право является межгосударственным прежде всего и главным образом по методу (способу) формирования и по механизму реализации и обеспечения его норм.

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особого правового комплекса по сравнению с правом внутригосударственным. В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право – в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права – это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права – это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

1.2. Возникновение и развитие международного права

Международное право стало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними, которые носили очаговый характер. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Средиземного моря.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер и были разрозненными.

Договорная практика древних государств выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, об арбитраже, о торговле, праве вступать в брак с иностранцами, нейтралитете и др., а также способствовала формированию правила pacta sunt servanda – «договоры должны соблюдаться». Первым историческим зафиксированным международным договором можно считать договор, заключенный правителями государств Лагаш и Умма (район Месопотамии), подписанный в 3100 г. до н. э. Следующий известный историкам факт подписания международного договора произошел приблизительно через тысячу лет после первого. Это был договор о вечном мире и братстве между Рамзесом II и королем хеттов.

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. Так, в отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении – защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами.

В Древнем мире существовала практика создания различного рода союзов (Греция), лиг (Китай). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников (амфиктионии), так и потребностей военно-политического сотрудничества (симмахии).

Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в Древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, поскольку они имели большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых протекали.

Несмотря на разрозненность международно-правового регулирования в древности, прообраз и идею международного права можно было проследить уже в системе права Древнего Рима, где в 242 г. до н. э. в продолжение развития римского позитивного права возникло jus gentium – право народов, главной целью которого было разрешение конфликтов, возникающих с «неримлянами», конфликтов, которые не подпадали под юрисдикцию jus civile .

Следующий этап в эволюции международного права связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

В этот период формировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим.

Особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Папа Римский Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью, опираясь на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. Причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов.

Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось «право добычи», которая переходила в собственность захватившей ее стороны.

Ограничить жестокости войны пыталась церковь. На ряде региональных и вселенских католических соборов X–XI вв. были сделаны попытки установить «замирение по субъектам», согласно которому в военных действиях не должны были участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет. Кроме того, принимались решения о «замирении по объектам», исключавшие из сферы военных действий церкви, дома духовенства. Попытка запретить отдельные виды оружия была сделана на II Латеранском соборе 1139 г., решением которого запрещалось использование орудий для метания и арбалетов.

Покровительство иностранцам получило в Средние века более прочную юридическую базу – в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец.

Режим морских пространств в период Средневековья испытывал влияние двух различных подходов к пользованию морем. Один подход поддерживали такие развитые морские державы, как Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия. Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет. Подход к использованию морских пространств другой группы государств, например Нидерландов и Франции, был иным – они считали, что открытое море должно быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств.

Именно в Средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод в соответствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливались система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения было введено Московское государство. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе.

Следующий этап в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814–1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, развитию понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права сыграли также Парижский конгресс 1856 г. (официально отменено каперство, зафиксирован определенный статус Дуная, Черное море объявлено нейтрализованным) и Берлинский конгресс 1878 г. (коллективным признана независимость Сербии, Черногории и Румынии).

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении «метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов» и Конвенция о мирном разрешении международных споров.

На второй Гаагской конференции мира (1906–1907 гг.) были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Многие из этих правил до Гаагских конференций мира имели обычно-правовой характер.

Вместе с тем XIX в. и начало XX в. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права, когда новые начала международного права еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами. По-прежнему признавалось «право» государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Посредством неравноправных договоров происходило закабаление отдельных стран.

Существенное влияние на развитие и содержание международного права оказала Первая мировая война, после окончания которой государства-победители на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация – Лига Наций. Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Xотя Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, он не запрещал ведения войны. Поэтому Лига не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935–1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора 1919 г. и Локарнских договоров 1925 г.

Декрет о мире, принятый в России после Октябрьской революции 1917 г., оказал существенное влияние на состояние международного права. Этот акт содержал предложение всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире как мире без аннексий или контрибуций. Такое положение объективно способствовало внедрению в практику международных отношений новых идей, которые касались запрещения агрессивной войны. Они получили собственную интерпретацию у ряда других государств (Пакт Бриана – Келлога 1928 г.).

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению о том, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признано, что должна быть создана послевоенная мировая организация, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. В нее могут входить все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Кодификация указанных идей и принципов получила воплощение в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско с участием делегаций 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.