Общественная организация юридической помощи. Оказание юридических услуг организациям и гражданам

Если говорить о том, что такое , то это профессиональная деятельность правозащитников, которые могут оказать квалифицированную юридическую услугу в соответствии с российским законодательством. Обращаться за такой помощью может любой гражданин России. Это право закрепленно за ним конституционно.

Российская Конституция гарантирует всем гражданам нашей страны получение правовой помощи в случае необходимости. Но стоит также сказать, что на данный момент, если мы говорим о юридической помощи , то это направление остается мало изученным. В основном это происходит из-за того, что еще буквально недавно предоставляли такие услуги только консультативно-правовые организации, нотариат и адвокатура. Если говорить об юридических организаиях, то они создавались на фоне определенного предприятия и, естественно, оказывали правовую помощь ему.

Юридическая помощь и ее формы

Сейчас же мы видим создание совершенно новейших форм, которые служат, как юридическая помощь – это именно те услуги, которые никак не относятся к адвокатским и нотариальным службам. Сделать определение такой услуги более точным нельзя, ведь на данный момент их огромное множество и формы оказания услуг правовой направленности различны.

Если говорить более конкретно, то юридические услуги бывают двух направлений:
государственная помощь;
частная помощь, она носит негосударственный характер и ее еще могут называть коммерческой.

И в первом, и во втором случае – это будет оказание юридической помощи профессиональными правозащитниками, при соблюдении всех норм законодательства, в независимости, кто к ним обратился: физическое или юридическое лицо. Они обязаны соблюсти законные права обратившегося.

Кто имеет право на правовую помощь?

Подробнее стоит остановиться и на лицах, которым положена юридическая помощь:
юридические лица;
физические лица, под которыми подразумевается не только люди, имеющий российское гражданство, но также и иностранец, и даже лицо, которое вообще не имеет гражданства.

Зачастую, организации, фирмы у себя в компании формируют целые отделы юристов, особенно, если это уже известные на рынке предприятия, имеющие огромную структуру. Такие отделы работают именно в интересах родного предприятия, оказывая только здесь правовые услуги.

Такая юридическая помощь в основном платная, что всегда предусматривается составленным и подписанным двусторонним договором между правовой организацией и лицом, получающим такие услуги. Есть и бесплатные правовые услуги.

Бесплатные юридические консультации онлайн

На данный момент очень широкой популярностью пользуется бридическая консультация онлайн. То есть каждый человек может зайти на юридический сайт, который предлагает такие услуги и получить квалифицированный ответ на свой вопрос. Зачастую такие консультации бесплатны, хотя и не всегда.

Сайтов с юридической помощью онлайн на сегодня существует много. И хотя большинство из них действительно имеет в своем активе не одного квалифицированного практикующего адвоката, но можно попасть и на такой ресурс, который не имеет правоведов. Так что в этом случае вам можно только посоветовать тщательно проверять информацию, которую вам предоставляют.

Но, если вы увидели, что вам ответили на ваш вопрос квалифицированно, а вам нужно будет еще и составлять иски, договора или обратиться в частном порядке к юристу, вы можете воспользоваться услугой таких консультаций онлайн. Ведь за каждым ответом сидит юрист, который имеет свою практику и сможет помочь вам.

Обращаемся к юристу или в каких случаях понадобится его помощь?

Помните, что каждому человеку может понадобиться юридическая помощь, от беды никто не застрахован. Это может быть и при ДТП, и если вам нужно получить обязательства по долговой расписке, и при получении права на наследование имущества. Да и просто в таких ситуациях, когда вы стали жертвой мошенничества или вам просто нужно защитить свои права потребителя. Видите, очень много существует жизненных ситуаций, когда вы никак не обойдетесь без помощи хорошего правоведа.

В этом случае юрист определит перспективность или бесперспективность судебного дела, поможет вам рассчитать, какой ущерб вы можете понести или на какую моральную компенсацию можете рассчитывать.

Помните, что обращение к профессиональному юристу может существенно повернуть ваше дело. Ведь чем раньше вы обратитесь за помощью к профессионалу, тем больше надежды на положительное развитие, так как в этом случае нанятый адвокат сразу вникнет в суть дела и будет вас направлять, что и когда вам нужно сделать и как себя повести в суде, в случае необходимости. Особенно, если нужна такая юридическая помощь, которая подразумевает под собой сбор доказательной базы.

Конечно, найти хорошего правоведа не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд. Но в нашем мире нет ничего невозможного и если постараться, вы все равно получите своего юриста. Если у вас есть знакомые, которые уже прибегали к юридической помощи, то посоветуйтесь с ними, наверняка, они смогут помочь вам в таком выборе.

Но если в вашем окружении таковых людей не найдется, вы всегда можете прибегнуть к помощи Интернета. Почитайте отзывы о той или иной юридической конторе, также посмотрите отзывы людей о конкретном юристе. С таким подходом вы обязательно сможете найти грамотного правоведа.

В условиях капитализма каждая компания нуждается в организации юридических услуг профессионалами и знатоками своего дела. Молодые предприниматели, бизнесмены не столь сведущи в юридических делах, поэтому нанимают персональных адвокатов и юристов, чтобы не прибегать к помощи сторонних компаний в случае необходимости. Подобная практика распространена в последние десятилетия. Большинство крупных организаций нанимают целые Но если у гражданина нет личного юриста или он только планирует его нанять, какие понадобятся документы и куда обращаться? Об этом и поговорим далее.

Что такое юридические услуги

Организация юридических услуг - это в первую очередь консультирование по всем отраслям права, представительство в суде, экспертиза и представление интересов заказчика или нанимателя. Так о них написано в договоре о Евразийском экономическом союзе. Это определение не отражает полной сути и смысла услуг, но даёт приблизительное понимание, что можно требовать от юриста. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, юристы не рискуют связываться с незаконными интересами. Поэтому у наркодилеров нет постоянных адвокатов, они появляются, когда бизнес перестаёт работать.

Во-вторых, помните, что юрист не может решить исход судебного процесса или сделки, он лишь содействует правоохранительным органам (судам, например). Юрист скован рамками закона.

Таким образом, юридические услуги и юристы, их представляющие, лишь помогают клиентам разобраться в их правах, а использовать эти права или нет, решают лишь наниматели: физическое или юридическое лицо.

И здесь же стоит заметить, что касается, по большей части, компаний и корпораций, просто сложить все свои заботы на плечи юристов никак невозможно. Юрист не может, например, поставить подпись вместо гендиректора или отвечать на суде вместо клиента. Юридические услуги гражданам и организациям не могут работать без их участия.

Обычным рядовым гражданам, или физическим лицам, постоянно волноваться о своей юридической безопасности не стоит, это прерогатива юридических лиц, компаний и организаций. Физические и юридические лица нуждаются в юр. помощи в разной степени.

Физическим лицам

Для физических лиц наиболее распространено привлечение юридических услуг по следующим аспектам:

  1. Трудовой: восстановление на должности (при клевете, несправедливом увольнении), взыскание заработной платы, дисциплинарные взыскания.
  2. Семейный: выплата алиментов, развод (и последующий раздел имущества), лишение родительских прав.
  3. Жилищный: ТСЖ, выселение, определение прав пользования, ЖСК.
  4. При взаимодействии с юридическими организациями и органами государственного управления.
  5. При возмещении убытка и иного вреда положению и здоровью.
  6. При составлении экспертиз и сопровождающих договоров.
  7. При заключении сделок, связанных с недвижимостью, ипотека.

Юридическим лицам

Организации тоже нередко участвуют в сделках с другими компаниями и государственными органами, но есть и аспекты, подразумевающие именно юридические лица, а не физические:

  1. Абонентское сопровождение бизнеса, производства.
  2. Составление актов, претензий, доверенностей и иных Экспертиза иных правовых актов.
  3. Разрешение возникших спорных ситуаций методом досудебного урегулирования.
  4. Постоянное представительство в различных инстанциях суда.
  5. Составление и заверение различных договоров.

В зависимости от ситуации могут оказываться другие юридические услуги общественной организации или физическим лицам. Предугадать все возможные стечение обстоятельств трудно.

Оценка качества юридических услуг

Опыт и репутация юриста - это только верх айсберга. Желания, которые озвучивают клиенты, принимая на работу юриста, обычно выглядят так:

  1. Сопереживание клиенту, доброжелательность - это гарантирует полное погружение юриста в проблему клиента, что важно для качественного обслуживания.
  2. Абонентское сопровождение, немедленный отклик (в любое время дня и ночи, без обедов и выходных).
  3. Способность хранить секреты.
  4. Доходчивость объяснений, красноречие. Клиенту необходимо участвовать в юр. процессах, но для участия надо понимать, что к чему, а объяснить сможет только юрист.
  5. Конечно же, значительный опыт и чистая репутация.
  6. Как можно более низкая цена.

Опыт и репутация оцениваются на этапе поиска и на результат услуг мало влияют. Нередки случаи, когда молодые выпускники ВУЗов работали более ответственно, чем юристы со стажем. Реально оценить качество работы можно только не раньше её проведения. По этой причине организация юридических услуг - сложная задача.

Какие организации оказывают юридические услуги

Если вам или вашей организации не требуется постоянного юридического сопровождения, то нанимать специалиста на постоянную основу смысла нет, но знать организации, оказывающие юридические услуги, всё же надо. Имеют право оказывать юридическую помощь:

  1. Общественные приёмные государственного и иных уровней.
  2. Суды всех инстанций.
  3. Адвокатура - институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов в суде.
  4. Нотариат - институт, занимающийся заверением сделок, приданием им юридической силы.
  5. Прокуратура - институт, осуществляющий надзор за соблюдением Конституции РФ.
  6. Общественные организации по защите прав и свобод граждан, в том числе и международные, например, "Мемориал".
  7. Уполномоченные по правам человека. Представители есть в каждом регионе.
  8. Частные компании и организации.

Помимо таких крупных организаций, есть компании, предлагающие узкую организацию юридических услуг, например, патентное управление или бюро кредитных историй. Такие компании специализируются на конкретных услугах, а обращаться к ним стоит вместе с юристом.

Получить юридическую помощь в случае необходимости имеют право все граждане в соответствии со статьёй 48 Конституции РФ.

Оказание услуг некоммерческим организациям

Юрист не может быть специалистом одновременно во всех областях, чаще всего в компаниях есть юристы по гражданским, по уголовным делам. А есть по коммерческим и некоммерческим организациям. Рассмотрим сначала юридические услуги некоммерческим организациям. Здесь наиболее распространённый вопрос о том, как оформить благотворительную организацию, какие документы и доверенности нужны, какова поддержка государства.

Законно оформить благотворительные организации помогает областной Минюст. Документы, описывающие сферу деятельности, устав организации подают именно туда. После одобрения можно ставить фонд на налоговый учёт и ФФОМС.

Некоммерческие организации могут рассчитывать на некоторую посильную помощь местных органов управления:

  1. Предоставление льгот по уплате сборов, налогов и т.д..
  2. Льготы на пользование гос. имуществом.
  3. Льготы участникам организации по уплате налогов и т.д.
  4. Размещение гос. и муниципальных заказов, согласно законодательству.

Оказанием юридических услуг организации организация занимается сама. Но в вопросах обращения к гос. органам - судам, прокуратуре - можно рассчитывать на льготы.

Оказание услуг коммерческим корпорациям

Внутренняя структура юридических лиц не регулируется действующим законодательством, то есть и за владельцем или владельцами остаётся полное право на создание собственной юридической службы. В вопросах экономии - это гораздо удобнее, нежели подписывать организации договор юридических услуг и ставить свою компанию в частичную зависимость от чужой компании.

Современное правовое регулирование ничего не говорит о положении юристов в корпорации, а постановление Правительства РФ No207 от 2 апреля 2002 года не включает коммерческие компании. Так, юридическую службу можно представить в виде одного юриста или штата. Такая служба формируется как административно-управленческая ячейка внутри компании. Её называют отделом, управлением или бюро.

Положение юриста

Должность начальника такого бюро или отдела именуется соответственно: начальник юридического отдела, управления, бюро и т.д. Нередка и вполне выгодна ситуация, когда начальник юр. отдела одновременно занимает должность зама ген. директора по правовым вопросам или становится членом правления, совета директоров и т.д.

Волноваться об организации деятельности юридических услуг не стоит. На каждом этапе развития и становления компании есть моменты, требующие правового урегулирования: постановление организации на учёт в налоговые и иные гос. органы, оформление новых сотрудников, взаимодействие с другими компаниями и т.д.

Согласно современному законодательству, штатные юристы называются юрисконсультами или корпоративными юристами, так как на практике у них уходит много времени на урегулирование внутренних правовых вопросов организации.

Оказание услуг государственным компаниям

Ещё один вид компаний, которые стоит отдельно рассмотреть - это государственные организации. Но здесь всё гораздо проще. Юридические услуги государственным организациям, если возникла необходимость, оказывает Генеральная прокуратура РФ. Та же, что оказывает и бесплатную помощь физическим лицам. Однако это не значит, что государственные органы имеют преимущество, потому что их защищают "свои же". Юридическая служба - самостоятельный орган, регулирующий правовые нормы, независимо от положения клиента.

Нередки случаи, когда в гос. предприятиях есть свои штатные юристы. Они занимаются тем же, чем и их коммерческие собратья.

Договор на оказание правовых услуг

Договоры на оказание юридических услуг бывают шести видов: поручения, подряда, комиссии, агентирования, возмездного оказания услуг, смешанными договорами. Законодательством не построено жёстких рамок между этими типами, поэтому клиент вправе выбирать наиболее удобный для него.

  1. Дискретный (разовый) договор - клиент и юрист сотрудничают лишь в одном юридическом действии.
  2. Целевые (многоступенчатые) договоры - юристу необходимо совершить в интересах клиента целый ряд действий (к примеру, вести дело в суде не на одной инстанции, а на всех четырёх) для достижения цели.
  3. Абонентский договор - эквивалентно найму юриста для регулирования правовых норм компании. Подразумевается работа на постоянной основе бессрочно или на несколько лет.

Предмет договора - это действие, совершаемое исполнителем (юристом, адвокатом и т.д.) для клиента. В абонентских и целевых договорах - это комплекс действий. От предмета зависят сроки, вознаграждение, порядок выплаты средств.

Таким образом, оказание юридических услуг - это многоступенчатая сложная система, регулируемая строго законом. Однако структура правовой организации не определяется законодательством и может быть любого размера и с любым набором персонала. Штатные юристы работают либо по временному договору, либо на постоянной основе. И чем крупнее организация, тем больше штаб юристов.

В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:

  • (1) Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.
  • (2) Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.
  • (3) И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической помощи», которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.

Теперь рассмотрим каждую группу по отдельности.

Адвокатура.

Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Адвокатура отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации. Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу - важная особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы работников юридической помощи. осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по гражданским и административным делам; оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых документов;

правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка законности принятых на предприятии решений, претензионная и представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам управления организацией; Адвокаты организуют коллегии адвокатов - это, согласно Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой, или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых «альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи, так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии. Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Но возникает проблема законодательства, так как Конституция недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с деятельностью адвокатов, то есть лиц, состоящих в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не являющимся адвокатами, а это и представители профессиональных союзов и других общественных организаций в делах о членах этих организаций, равно как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции. Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике была представлена возможность с учетом тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма «официальных» коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих (солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых - солиситоры - занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы оказания юридической помощи.

Нотариат

Нотариат - это тоже очень интересная форма организации юридической помощи. Я считаю, что нотариат ближе всего из всех форм оказания юридической помощи подпадает под понятие правоохранительного органа, тем более, его государственная часть, которая по всем признакам является правоохранительным органом. Во-первых, он (нотариат) выполняет государственную деятельность, во-вторых, является специально уполномоченным органом, и, в-третьих, выполняет свою функцию путем применения юридических мер. Нотариусы в основном занимаются удостоверением и освидетельствованием некоторых видов юридических фактов, таким образом, предотвращая споры между участниками договорных отношений. Важно то, что после освидетельствования у нотариуса юридический факт становится практически неоспоримым, т.е. если нотариус заверяет сделку с имуществом, то действительность этой сделки фактически не может быть подвергнута сомнению. И стороны не пойдут в суд для оспаривания некоторых ее условий, так как они в присутствии нотариуса изъявили желание заключить эту сделку, о чем есть нотариальная запись, т.е. нотариус официально зафиксировал, во-первых, правомерность заключения сделки, а во-вторых, желание сторон. Кроме того, нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы. Нотариусы, как и адвокаты, обязаны хранить в тайне информацию, полученную от клиентов. В свете выше обозначенных фактов можно осознать какая ответственность лежит на нотариусе. Именно поэтому государство предусмотрело сложный механизм для принятия человека в ряды нотариусов.

Этот механизм описан в основном законе о нотариате - Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Этот механизм вступления в должность нотариуса представляет собой ряд условий. Во-первых, это высшее юридическое образование, о чем я говорил выше, во-вторых, это стажировка у частного или государственного нотариуса в течение минимум года, в-третьих, это квалификационный экзамен, и, наконец, в-четвертых, получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, законодатель обязал частных нотариусов состоять в нотариальных палатах. Нотариат в наши дни представляет собой явление неоднородное. Он состоит из трех частей - государственного нотариата, частного нотариата и должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия. Порядок разделения сфер деятельности у этих трех частей прост: основная работа ложится на государственный и частный нотариат, которые обладают практически одинаковой компетенцией и осуществляют свою деятельность параллельно, а в тех местах, где ни государственные, ни частные нотариусы не доступны, то нотариальные функции могут выполнять должностные лица органов государственной власти. Все различие в том, что этим органам исполнительной власти позволено совершать только несложные нотариальные действия (как то: удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копии и т.д.), а государственные и частные нотариусы обладают всей полнотой нотариальных функций. Как уже упоминалось выше, частные нотариусы должны объединятся в палаты. Эти палаты являются органами самоуправления частных нотариусов, прослеживается функциональное сходство с адвокатурами, это даже аналог адвокатуры, но представляющий интересы нотариусов. Причем, и адвокатуры, и палаты объединяются в единые сообщества: нотариальные палаты - в Федеральную нотариальную комиссию, а коллегии - в Федеральный союз адвокатов России (традиционные коллегии). Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и сам частный нотариус действует от имени государства. Хотелось бы отдельно сказать о деятельности нотариата и о его правоохранительных полномочиях. В этом отношении интересна статья Жуйкова В. «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия» 3. Как видно из названия, автор утверждает о сходности функций нотариата и функций правосудия, но превентивного, или предупредительного. Какие же основания у него для такого утверждения?

«Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия». На мой взгляд, очень интересный подход к пониманию нотариата. Он обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами: общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства; это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и суд и нотариат осуществляют властные полномочия). Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате (ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей. В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид нотариата - частный - произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать отношения между частными и государственными нотариусами, которые действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе, создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за клиентов. Таким образом, все ученые сводятся к тому, что надо усовершенствовать законодательство о нотариате и законодательно урегулировать все противоречия и проблемы.

На протяжении всего рассказа о нотариате, я несколько раз упоминал об организационных сходствах нотариата и адвокатуры. Хотелось бы отметить, что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты очень напоминают коллегии, - они обладают схожими функциями (повышение квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и представляют собой самоуправляющиеся организации.

Но на эти две традиционные формы оказания юридической помощи не очень сильно будут похожи объединенные в одну группу «иные формы организации юридической помощи». Иные организационные формы оказания юридической помощи.

Иные организационные формы оказания юридической помощи - это открытый список различных видов деятельности юридических и физических лиц по оказанию платных юридических услуг.

В настоящее время это является самым трудным и запутанным вопросом о юридической помощи, так как фактически на данный момент не существует законодательства об этих формах. До сентября-ноября 1998 года все было еще более или менее понятно - существовало Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г., которые содержали в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг.

Несмотря на это юридические услуги оказываются и довольно активно. Более того, можно говорить о приросте количества платных юридических контор, так как без лицензирования их теперь проще создавать. Это, конечно же, сказывается на эффективности и профессионализме этих контор, так как даже с действующим Положением в этой сфере юридической помощи было огромное количество откровенных шарлатанов, так как в эту сферу попадали все, кто не смог попасть в адвокатуру и нотариат. Теперь же после прекращения действия Положения эта ситуация еще больше усугубилась.

Важность имеет вопрос о принципах осуществления юридической помощи, которые теперь не распространяются на иные организационные формы. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще причисление иных организационных форм к юридической помощи, так как иные организационные формы не обладают надлежащими признаками, например, основным конституционным принципом квалифицированности юридической помощи. Сейчас нигде не сказано, что физическое лицо или работники юридического предприятия, занимающиеся оказанием юридической помощи должны обязательно обладать высшим юридическим образованием. Поэтому все требования, которые стоят перед юридическим лицом или частным предпринимателем, занимающимся оказанием юридических услуг, это требования представляемые к любому юридическому лицу или частному предпринимателю. Правда, учебник «Правоохранительные органы» под редакцией К.Ф. Гуценко к иным видам юридической помощи причисляются и уже упомянутые мною ранее «альтернативные» коллегии адвокатов. Однако, честно говоря, я не вижу смысла выделять эти «параллельные» коллегии, так как они все равно обладают такими же полномочиями, что и традиционные, более того, они не вписываются в общую картину платных юридических услуг, которые фактически и составляют «иные организационные формы оказания юридической помощи». И их единственное существенное отличие в том, что традиционные уже давно находятся в этой сфере деятельности и являются мощными структурами, а «параллельные» только начинают свою деятельность и пока еще некрепко стоят на ногах. Кроме того, параллельных коллегий просто очень много и они состоят в основном из юристов, которые не смогли или не захотели по каким-то причинам попасть в традиционные коллегии.

Все же, несмотря на многообразие и неопределенность в иных формах юридической помощи, надо найти что-то общее и постараться охватить общую картину иных организационных форм оказания юридической помощи. Итак, это коммерческая деятельность физических и юридических лиц по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам по всем вопросам права и законодательства, содействия в осуществлении их законных прав и обязанностей. Как уже говорилось, список возможных форм открытый, поэтому просто невозможно привести характерные организационные формы, круг возможностей настолько велик: от консультаций по законодательству или по отдельной его части и выступления в роли представителя или защитника в суде; помощь в составлении документа и помощь в нахождении нужного законодательного акта; создание отчетов и сводок по законодательству для определенной организации, или их публикация в периодическом издании; аналитические правовые фирмы; даже юридические издательства и компании-разработчики программного обеспечения юридического толка и т.д. и т.п. Обо всех о них можно было найти информацию в сводном реестре Министерства Юстиций лицензий на оказание платных юридических услуг, теперь же нет ни реестра, ни лицензий, даже можно сказать, что нет оказания платных юридических услуг как особого вида коммерческой деятельности. И все-таки, несмотря на прекращение действия Положения «о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», я считаю уместным рассказать коротко об основных положениях этого документа, так как отмена лицензирования юридических услуг - это шаг явно непродуманный, а может быть просто временный. Очевидно, что ни к чему хорошему привести он не может, единственным его результатом будет деградация и ухудшение качества оказания платных юридических услуг. По крайней мере, в Положении предусматривался конституционный принцип квалифицированной юридической помощи. 4 Теперь же этот принцип фактически необязателен. Лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ; стаж работы по юридической специальности не менее трех лет для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической); лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом;

Вот основные условия получения лицензии. Их может показаться мало, но все-таки они были, теперь вообще никаких условий нет, свобода выбора, которая недопустима в такого рода деятельности. Поэтому мне кажется очевидным, что в отношении «иных форм оказания юридической помощи» необходимо издание нового законодательного акта, причем срочно, пока оказание платных юридических услуг не превратилось в непрофессиональную, дилетантскую сферу юридической деятельности.

Московское отделение Ассоциации юристов России – самое крупное в Ассоциации. Мы объединяем более полутора тысяч состоявшихся и молодых юристов, проживающих и работающих в Москве, и наша численность постоянно растет.

Отделение было создано в 2007 году. В состав органов управления входят известные юристы Москвы, представляющие властные структуры, адвокатское сообщество, юридическую науку и т.д.

Концепция работы Отделения предполагает полную консолидацию усилий. Московское отделение Ассоциации юристов России – это Вы, его члены. Практически вся деятельность Отделения строится на общественных началах и реализуется усилиями его членов, предлагающих и осуществляющих проекты Отделения.

Принципиальной особенностью Московского отделения Ассоциации юристов России является максимальная вовлеченность молодых юристов в его деятельность. Мы не отделяем молодежь от старших поколений, и считаем это основой передачи опыта и знаний и обновления права.

С каждым годом Московское отделение Ассоциации юристов России улучшает свою работу. Мы считаем, что Отделение заслуживает быть флагманом регионального развития Ассоциации юристов России, иметь высокую узнаваемость как в России, так и в мире. Поэтому для нас важно Ваше мнение о работе Отделения, Ваша обратная связь .

Мы всегда рады каждому новому члену Московского отделения Ассоциации юристов России, мы ценим любые предложения и пожелания наших коллег, и мы искренне надеемся на Ваши амбиции, Вашу активную жизненную позицию и Ваше участие в работе Отделения.

Надеемся, Вам понравится у нас на сайте.

Введение

Право на юридическую помощь - это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно" (ст. 48, п.1). 11 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности.

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, так называемые "иные формы оказания юридической помощи", то есть все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым.

Несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, система оказания юридической помощи населению в нашей стране активно развивается, и сегодня почти в любом городе можно встретить нотариальную контору, адвокатуру, частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Проблема развития системы оказания юридической помощи в настоящее время, однако, не перестаёт оставаться актуальной в силу несовершенства некоторых сторон её деятельности, вызванных разнообразием форм данной помощи и дерегулированием в сфере юридических услуг.

Целью работы является: обосновать актуальность развития системы оказания юридической помощи.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

дать определение юридической помощи и выявить основные элементы системы оказания юридической помощи населению в РФ;

выявить основные проблемы развития системы оказания юридической помощи населению в РФ.

Юридическая помощь и её организация

Юридическая помощь это: «государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан». 11 Правоохранительные органы / Под ред. проф. В. П. Божьева. М., 2008. С. 326.

Действительно, юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).

Что касается лиц, которым оказывается помощь, то это могут быть как физические лица всех статусов - граждане страны, иностранные граждане, а также лица без гражданства, так и юридические лица.

Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги.

В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 26) предусматривает:

Юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 11 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

Бесплатно юридическая помощь оказывается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, на основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 22 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331..

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам. 11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4921.

При рассмотрении проблемы развития системы юридической помощи следует иметь в виду, что положения ст.48 Конституции необходимо увязывать с предписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46 Конституции, согласно которым каждому: а) гарантируется судебная защита прав и свобод; б) обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ:

адвокатуры (в том числе, иностранных государств).

Прокуратуры;

Нотариата;

Специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.);

Юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях;

Частных детективных служб;

Частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг;

Общественных приемных органов власти, местного самоуправления;

Патентных поверенных;

Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им не оплачивается. Адвокатская деятельность - это «квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию». 11 Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 287. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее.

Суды в силу своего статуса, разъясняют гражданам и представителям юридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибок при подаче документов, - в своих определениях указывают на порядок внесений исправлений и устранения недостатков.

То же разъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти при приеме заявлений и обращений граждан.

Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.

Так, например, в соответствии со ст.22 ФЗ «О статусе военнослужащих», юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

Органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;

Органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело. 11 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331.

Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат. Основы законодательства России о нотариате возлагают на нотариат защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. 22 ВВС РФ, 1993, № 10, ст. 357.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной и общественной защите прав потребителей содержится в Законе РФ "О защите прав потребителей". 33 СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140. В нем, например, предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе обращаться в суд для защиты прав потребителей в случае обнаружения их нарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей.

Работа по оказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческими организациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью, однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи с востребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующей коммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшем развитии.

Таким образом , юридическая помощь бывает государственной, негосударственной и частной.

Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.

Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ, а именно: суда; прокуратуры; нотариата; специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.); юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях; частных детективных служб; частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг; общественных приемных органов власти, местного самоуправления; патентных поверенных; адвокатуры (в том числе, иностранных государств).