Структура Конституции Российской Федерации. Сущность, функции, основные черты и особенности конституции рф Конституционная реформа Президента РФ Д.А

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

1. Структура и основное содержание Конституции рф

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

    утверждение прав и свобод человека,

    утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

    сохранение исторически сложившегося государственного единства,

    возрождение суверенной государственности России,

    утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

    обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции 1 .

Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

    Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

    Права и свободы человека и гражданина. Подробнее об этой главе будет сказано в главе третьей данной работы.

    Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

    Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».

    Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

    Правительство РФ. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.

    Судебная власть. В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.

    Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.

    Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы 2 .

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенствов правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком её принятия и изменения;

2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством). 3

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник. 4

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность. 5

Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке реальности конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.

Народность, эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.

Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа. 6 Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения, то, что изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система. Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития РФ.

Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций. 7

При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.

Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.

" Конституция Российской Федерации" от 12.12.93 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

Это основной закон, где собраны и прописаны самые главные правила, которые мы, граждане России, приняли для себя 12 декабря 1993 года в результате всенародного референдума.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему
местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

История конституции

В 1990-1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

  • проект Конституционной комиссии
  • проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина.

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция будет считаться одобренной, если за её принятие проголосует большинство избирателей, принявших участие в голосовании, но при условии, что их будет более половины числа зарегистрированных избирателей.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против - 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Структура документа

Конституция Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов.

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16).

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79).

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109).

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129).

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133).

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).

Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

С текстом Конституции Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте президента России .

Прочитать о конституционно-правовых аспектах совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2009–2011 годов).

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Любимова Татьяна Николаевна

    Название: «Структура конституции Российской Федерации»
    Реферат
    по курсу «Конституционное (государственное) право России» студента
    1-го курса заочной формы обучения.
      Москва 2010
    Содержание

    Введение 3

    1. Понятие структуры конституции и процесс её развития 4
    2. Структура конституции Российской Федерации: 6
    2.1. Преамбула 6
    2.2 Основная часть 7
    2.3 Заключительные и переходные положения 9
    Заключение 10
    Список литературы 11

    Введение

    Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина
    Проблема исследования структуры Конституции России является актуальной, потому, что радикальные события, происходящие в любой стране, непременно отражаются в ее основных законах.
    В этом Россия пошла по пути многих стран и для закрепления важнейших социально-экономических и общественно-политических отношений прибегает к документу, именуемому конституцией. Сегодня можно уже утверждать, что в XX веке Россия имеет и свою конституционную историю, если под ней подразумевать принятие на соответствующих этапах конституции, оформляющей очередную веху в развитии страны. Ее изучение представляет и познавательный, и теоретический интерес.
    У России есть действующая Конституция - она принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. Отсюда возникают некоторые вопросы: как соответствует Конституция реальным общественным отношениям, в чем трудности применения норм Конституции, какую перспективу она имеет и т.д.
    Цель этой работы - рассмотреть структуру Конституции России.

    1. Понятие структуры конституции и процесс её развития
    Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
    В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.
    Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.
    Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
    Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.
    Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).
    Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.
    При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.
    Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России .

    2. Структура конституции Российской Федерации
    Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенных в первом разделе и состоящих из 9 глав, а также « Заключительных и переходных положений», является вторым разделом.
    2.1 Преамбула
    В преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены:
    1) утверждение прав и свобод человека;
    2) утверждение гражданского мира и согласия в РФ;
    3) сохранение исторически сложившегося государственного единства;
    4) возрождение суверенной государственности России;
    5) утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;
    6) обеспечение благополучия и процветания России.
    Положения преамбулы носят торжественно- декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании преамбула не включает конституционные нормы и принципы), преамбула имеет важное юридическое значение. Ее положения ориентируют законодательную и исполнительную власти, правосудие; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным судом РФ ряда принципов федерального устройства; преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции РФ, а также при необходимости внести в нее поправки и др.

    2.2 Основная часть.
    Первая глава «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ.
    Положение о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.
    Глава 1 «Основы конституционного строя» – отражение качественного изменения характеристики строя.
    Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
    Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
    Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.
    Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.
    Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.
    Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
    В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.
    Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.
    Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

    2.3 Заключительные и переходные положения
    Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.

    Заключение
    и т.д.................

НА ЗНАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ»

1. Сколько лет исполняется Конституции Российской Федерации в 2013 году?

2. Как структурирована Конституция Российской Федерации?

3. С каких слов начинается преамбула Конституции Российской Федерации?

4. Какая форма государственного правления действует в Российской Федерации:

5. Равнозначны ли наименования «Россия» и «Российская Федерация»?

6. Кто и что в соответствии со Статьей 2 Конституции Российской Федерации является высшей ценностью?

7. Кто в Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти?

8. Какие формы высшего выражения власти народа декларированы в Конституции Российской Федерации?

9. Из каких равноправных субъектов состоит Российская Федерация? Каково их количество?

10. Может ли гражданин Российской Федерации быть лишен своего гражданства?

11. Какие обязанности несет Российская Федерация как социальное государство:

12. Какие формы собственности признаются в Российской Федерации:

13. Как разделена государственная власть в Российской Федерации?

14. Какой орган представляет в России законодательную ветвь государственной власти:

15. Входят ли в систему государственной власти Российской Федерации органы местного самоуправления.

16. Создание и деятельность каких общественных объединений запрещены в Российской Федерации:

17. Что значит формулировка «Российская Федерация – светское государство»?

18. Какой закон в Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации?

19. С какого момента каждому человеку в Российской Федерации принадлежат основные права и свободы?

20. Какое право является основным личным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации?

21. На основании решения какого органа государственной власти гражданина могут арестовать, заключить под стражу и содержать под стражей?

22. На какой срок лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения?

23. Обязан ли гражданин Российской Федерации указывать свою национальную принадлежность?

24. Забота о детях, их воспитание – это право или обязанность родителей?

25. В каких случаях Конституцией Российской Федерации каждому гарантированно социальное обеспечение?

26. Декларировано ли в Конституции Российской Федерации право на образование?

27. Какое образование обязательно в Российской Федерации?

28. Куда может обратиться лицо, исчерпавшее все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты?

29. С какого момента задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на помощь адвоката (защитника)?

30. Обязан ли обвиняемый доказывать свою невиновность?

31. В какой мере федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина?

32. Какие права и свободы, декларированные в Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению?

33. Какие основные обязанности человека и гражданина установлены Конституцией Российской Федерации?

34. С какого возраста гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности?

35. Какие города в составе Российской Федерации являются городами федерального значения:

36. Что включает в себя территория Российской Федерации?

37. Какой язык является государственным языком на всей территории Российской Федерации?

38. Какие атрибуты Российской Федерации перечислены в статье 70 Конституции Российской Федерации?

39. Какие цвета и в каком порядке расположены на Российском Флаге?

40. С каких слов начинается гимн Российской Федерации?

41. Наименование денежной единицы Российской Федерации

42. Кто в Российской Федерации является главой государства?

43. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?

44. Из каких палат состоит Федеральное собрание – парламент Российской Федерации?

45. Из какого количества депутатов состоит Государственная Дума?

46. Какой орган осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и какова его структура?

47. Через какие виды судопроизводства в Российской Федерации осуществляется судебная власть?

48. Из какого количества судей состоит Конституционный Суд Российской Федерации?

49. Какие вопросы решаются путем местного самоуправления?

50. Кем и как осуществляется местное самоуправление?

51. Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги?

52. Кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации?

53. Дата «рождения» Конституции Российской Федерации

ОТВЕТЫ

1.20 лет

2. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы и двух разделов.

Раздел первый из 8 глав, включающий 137 статей и Раздел второй – заключительные и переходные положения.

3. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

4. Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

5. да

Статья 1

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

6. человек, его права и свободы

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

7. многонациональный народ Российской Федерации

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

8. референдум и свободные выборы

Статья 3

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

9. Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Всего 83, из них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

10. нет не может

Статья 6

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

11. Статья 7

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

12. Статья 8

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

13. Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

14. Федеральное Собрание

15. нет, не входят.

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

16. Статья 13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

17. Статья 14.

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

18. Конституция Российской Федерации

Статья 15.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

19. Статья 17.

1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

20. право на жизнь

Статья 20.

21. только по решению суда

Статья 22.

1. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению…

22. на срок не более 48 часов

Статья 22.

2… До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

23. нет, не обязан

Статья 26.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

24. равное право и обязанность

Статья 38.

1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

25. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 39.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

26. да.

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

27. Статья 43.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

28. Статья 46.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

29. Статья 48.

1. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

30. Статья 49.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

31. Статья 55.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

32. Статья 56

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации:

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 23 (часть 1).

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 24.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 28.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 34 (часть 1).

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 40 (часть 1).

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 46.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

33. Статья 15.2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Статья 17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 38.2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Статья 38.3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43.4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 44.3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы. Устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

34. Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет

35. Москва и Санкт-Петербург (из Статьи 65.1.)

36. Статья 67.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

37. Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

38. Государственные флаг, герб и гимн.

39. Цвета – белый, синий, красный, сверху вниз по порядку, равновеликие горизонтальные полосы.

40. «Россия - священная наша держава,

Россия – любимая наша страна Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена!...»

41. рубль

Статья 75.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

42. Статья 80.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

43. Статья 87.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

44. Статья 95.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

45. Статья 95.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

46. Статья 110.

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

47. Статья 118.

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

48. Статья 125.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

49. Статья 130.

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

50. Статья 130.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

51. да, могут.

Статья 132.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

52. Статья 134. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.

Заключительные и переходные положения, п.1, абзац второй. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

  1. Основы конституционного строя;
  2. Права и свободы человека и гражданина;
  3. Федеративное устройство;
  4. Президент Российской Федерации;
  5. Федеральное Собрание;
  6. Правительство Российской Федерации;
  7. Судебная власть;
  8. Местное самоуправление;
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересует другая информация по данной теме,

Информацию подготовила Елисеева И. С.