Урок по обществознанию на тему: Международная защита прав человека. Презентация на тему "международная защита прав человека" Изучение нового материала

Тема: «Международная защита прав человека»

Цели занятия:

1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

ПЛАН УРОКА

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека.

ХОД УРОКА

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

1. Жестокое лицо войны.

Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся задают вопросы:

Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

Словарь

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

2. Сущность международного гуманитарного права.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

3. Международная защита прав человека.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

4 этап. Представление классу результатов работы.

5 этап. Первичная проверка результатов работы.

Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

«Хочешь мира – блюди справедливость»

« Война – незаживающая рана, которую получил мир»

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

Информация о домашнем задании.

Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

н.п. Высокий, Мурманской области

Конспект урока по обществознанию
в 8 классе

«ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ»

подготовила:


Титова Лариса Валентиновна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13, н. п. Высокий Мурманская область

2013-2014 учебный год

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ.

Цель: познакомить учащихся с основами государственного механизма защиты прав и свобод в Российской Федерации. Задачи: - сообщение знаний о путях и формах обеспечения условий реализации правового статуса личности; - воспитание уверенности в справедливости норм права и морали; -воспитание достойного поведения; - формирование навыков бесконфликтного разрешения сложных жизненных ситуаций. Интерактивные стратегии.
    Разминка «Доброе утро». Работа в малых группах (РМГ). Игра «Аплодисменты».
Дидактический материал. 43. таблица «Защита прав». 44. плакат «Пирамида Джозера». 45. плакат «Защищают права и свободы». 46. номера для «Пирамида Джозера». 47. карточки для РМГ. Конституция РФ. (извлечение) Статья 45.
    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46.
    Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Начните урок с игры-разминки «Доброе утро» Инструкция. По желанию учеников по очереди, получив в руки «микрофон», каждый имеет возможность поприветствовать свих одноклассников и рассказать о том, что его радует в это утро, что ему хочется сделать, какое у него настроение. Рассказ начинается со слов: «Доброе утро…». Обратите внимание на детей, которые пришли в школу явно без настроения. Мозговой штурм: Кто и что может нарушить права и свободы человека? Правам и свободам человека угрожают как природные катаклизмы, так и деятельность самого человека. Жизнь человека и окружающий его природы в его руках, и надо научиться быть ответственным перед собой и окружающим его миром. Нарушая общественные законы и закона. Одним из самых чудовищных нарушений прав и свобод человека является война. Один человек и даже государство не в силах справиться с этой бедой. МИР Нет, слово мир останется едва ли, Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

В. Берестов.

Провозгласить права и свободы- это еще недостаточно. Нужно обеспечить права и свободы, защитить их.

Вопросы для обсуждения.

    Как можно его защитить?

    Какую опасность несет война?

    Что значит «миролюбивый человек»?

    Какие качества нужно воспитывать в себе каждому, чтобы жить в согласии с окружающими нас людьми и природой?

    Назовите международные организации для защиты прав и свобод.

Работа с таблицей «Защита прав».

Учитель методом мозгового штурма выясняет у учащихся тех, к кому чаще всего по закону нужно обращаться за защитой прав. При этом ведется запись в первую колонку на доске. Во вторую колонку записываются затем случаи, которые подтверждают правозащитные или правоохранительные функции данных лиц:

Куда обратиться?

Упражнение «Пирамида Джозера».


Расположите по степени значимости от основания до вершины пирамиды номера следующих субъектов защиты прав и свобод, используя плакат на доске. Защищают права и свободы:

    Правовое государство; Международный суд в Страсбурге; Крепкое здоровье, мускулы, напористость; Комиссия и Центр по правам человека при ООН; Правовая культура и правовая грамотность; Справедливый суд в стране; Счастье, любовь и понимание в семье; Экономическая стабильность; Волевые качества личности, активное участие в своей судьбе; Законопослушность граждан; Строгие порядки в тюрьмах; Адвокаты, прокурор; Покой, мир и общественное согласие; Режим законности; Хорошо обученная милиция.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.

ИНСТРУКЦИЯ.

Шаг 1. Раздайте участникам тренинга на каждую группу из 4-5 чел. Материалы для размышления. Пусть ребята в течение 5-6 мин. Подберут доказательства того места, которое они выбрали на этажах пирамиды Джозера для своего материала. Обращайте внимание на перечень субъектов защиты прав и свобод человека. В этом перечне они найдут соответствие своему материалу на карточке. Шаг 2. По очереди выступают представители каждой группы. Организуйте метод «Раунд Робин», т. е. выступления групп следуют друг за другом, пока не исчерпаны все аргументы. Не допускайте полемики между группами. Каждый имеет право на слово. Шаг 3. Вы можете менять в процессе обсуждения номера на плакате с пирамидой, не навязывайте участникам свое мнение. Не делайте выводов. Поблагодарите за умение демократично вести себя.

КАРТОЧКА № 1

КАТОРГА Колонна вновь прибывших каторжан еще долго втягивалась в распахнутые ворота острога, минуя арку, на которой было начертано: «Александровская каторжная тюрьма». Вдоль коридоров тюрьмы – обширные камеры с нарами, в несколько этажей: двери камер окованы железом. Возле печи – параша, ведра в три: На окнах камер – решетки. По диагонали камер протянуты веревки для сушки белья. На узенькой полке выстроились кружки, кошелки для еды и чайники. Стоял непереносимый на первых парах для вновь прибывших запах тюрьмы. Жалкие парни, отверженные и забитые, лезли под нары – в слякоть и грязь, в нечистоты обитателей камеры. А ведь они тоже были людьми! Их нежно растили матери, показывали врачам, причесывали их кудри гребешком, они бегали в школы, влюблялись, трепетали от первого поцелуя, а теперь… Теперь из под нар выглянет лицо бывшего человека, испуганно оглядит всех и снова скроется во мрак отбросов каторги… В. Пикуль, «Каторга» 1. какие чувства вы испытали, прочитав отрывок о нравах и порядках в тюрьмах царской России? 2. как вы считаете, может, стоило сохранить такие порядки и в сегодняшних местах заключения, чтобы страх перед тюрьмой останавливал человека, решившегося на преступление?

КАРТОЧКА № 2

АНАТОЛИЙ ХОЧЕТ РИСОВАТЬ

Анатолий Бауэр – инвалид детства. Его мама Лидия Дмитриевна говорит, что врожденный артрогриппоз последствия гриппа, перенесенного во время беременности. Плюс к этому осложнения при родах. Несколько сложных операций, проведенных еще в детстве, так и не вдохнули жизнь в мышцы рук и ног. Они по прежнему бездействуют. В квартире он ползает, а на прогулку на улицу Анатолия вывозят в инвалидной коляске. Но у парня хватило сил и мужества окончить среднюю школу на пять, он начал рисовать. Сбылась его мечта работы выставлены на всеобщее обозрение. Анатолий, сжав зубами кисть, продолжает рисовать.
    Как Анатолию удалось защитить свои права на свободу творчества, на индивидуальность, на достоинство, на образование?

КАРТОЧКА № 3

Р. убивал беззащитных старичков и детей с целью грабежа. Приговоренный к пожизненному заключению, он постоянно подает жалобы на нарушение его прав и свобод: то требует диетического питания, то требует фруктов, то ему хочется свиданий с родственниками. 1. Почему Р. Ограничен в своих правах и свободах? 2. Какой из перечисленных в списке на плакате факторов он игнорировал?

Используемая литература:

    Конституция РФ, 1993г.

    Конвенция о правах ребенка

    Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    Фалькович Т. А. , Шупина Т. И. «Изучаем Конституцию РФ», М. «Просвещение», 2009г.

    Северина О.А. , Сорокина Е. Н. «Детский правозащитный университет», «Глобус» 2011г.

В международном праве нормы о правах человека сначала возникали как реакция на жестокие и бесчеловечные способы и методы ведения войн. На основе этих норм возникло международное гуманитарное право. Первые международные акты были направлены на борьбу с рабством и работорговлей (Декларация о запрете торговли неграми-рабами 1815 г., Генеральный акт о Конго 1885 г., Брюссельская конвенция 1889 г., Генеральный акт Брюссельской конференции 1890 г. и др.)

Потребность в международных стандартах прав человека впервые сказалась в конце 19 века, когда индустриальные страны начали принимать трудовое законодательство. Законодательство, что подняло стоимость труда, имело следствием ухудшение конкурирующей способности этих стран по отношению к тем, которые не имели трудового законодательства. Экономическая необходимость заставила их советоваться между собой, что привело к появлению первых конвенций, в которых государства давали обязательства другим по правам своих собственных граждан. Бернская Конвенция 1906 г. против труда женщин в ночную смену может рассматриваться как первая многосторонняя конвенция, которая имеет целью защиту социальных прав. В 1919 году была основана Международная Организация Труда (МОТ), которая приняла много конвенций, регулирующих права человека в области труда.

То есть только в XX в. идея прав человека оказалась действительно в центре мировой политики. После окончания Первой мировой войны Лига Наций непосредственно взялась за разработку международно-правовых вопросов защиты прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств.

Ужасные преступления второй мировой войны положили конец традиционной точке зрения, что государства сами решают, каким образом им относиться к своим гражданам. После ее окончания вопросы защиты прав человека встали перед ООН, так согласно ст. 1 Устава все обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Эти нормы являются наиболее общими правовыми обязательствами, на основе которых осуществляется все последующее международное сотрудничество в этой области. В начале 1946 года была образована Комиссия ООН по правам человека. Вышеупомянутое положение Устава позволило Генеральной Ассамблеи ООН провозгласить 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека. Позже этот день был провозглашен Днем прав человека. Впоследствии большое количество важнейших универсальных международных договоров о правах человека было разработано и принято именно в рамках ООН.

В течение 50-60-х годов все больше и больше стран становилось членами ООН. При вступлении они должны были формально признать Устав ООН, поставив подписи под принципами и идеями, изложенными во Всеобщей декларации прав человека. Это обязательство было окончательно определено в Тегеранской прокламации (1968 г.), принятой Первой мировой конференцией по правам человека.

После 50-х годов многие международно-правовые документы поддержали и распространили принципы и идеи, изложенные во Всеобщей декларации прав человека. В частности, была сформирована Международная хартия прав человека, или Международный билль о правах человека , в который входят:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976);
  • 2-й Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах об отмене смертной казни (1991).

Особое место в развитии межгосударственного сотрудничества в сфере защиты прав человека занимает сотрудничество в региональных международных межправительственных организациях, где утверждено значительное количество международных договоров и других международных актов, где установлены более высокие стандарты прав человека, чем предусмотренные универсальными международными договорами.

Важнейшим достижением международного сотрудничества по защите прав человека стало создание международного механизма защиты прав человека. Некоторые из таких органов могут рассматривать индивидуальные жалобы о защите прав человека в отдельных государствах и принимать по ним решения, которые являются юридически обязательными для этих государств. Среди наиболее авторитетных органов в международном механизме защиты прав человека можно назвать Комиссию ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский суд по правам человека. Для обращения к каждому из этих органов существует специальная процедура.

12.2 Естественность и неотделимость прав человека. Классификация прав человека

Современное международное право рассматривает права человека как естественные и неотъемлемые. Таким образом, права человека - это не подарок государства или правительства, они появляются не вследствие их закрепления в правовых актах. Как сказано в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Каждый человек, независимо от расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, языка, имеет права и свободы, и никто не имеет права произвольно лишить человека его прав и свобод.

Международное право признает, что государство в своем внутреннем законодательстве может ограничивать некоторые права человека и устанавливает рамки таких ограничений. Но учитывая разнообразие существующих правовых систем и то, что каждому государству присущи свои особенности и традиции, возникает проблема одинакового соблюдения прав и свобод человека. В международном праве ее решение заключается в том, что вопрос защиты прав человека не является сферой исключительной внутренней компетенции государства. Поэтому существуют международные стандарты прав человека, средства и способы международного контроля за соблюдением прав человека в государствах. В то же время в международном праве считается общепризнанным, что некоторые из прав не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах (ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В теории прав существует большая классификация прав человека по различным критериям. Для международного права большое значение имеет разделение всей группы прав на универсальные и специальные.

К универсальным правам относится весь каталог прав человека и основных свобод. За некоторыми исключениями этот каталог повторяют Всеобщая декларация прав человека и все важнейшие международно-правовые акты о правах человека. Значение универсальных прав человека и основных свобод прежде всего в том, что такие права должны признаваться за всеми людьми, независимо от того, где они находятся. Международное право исключает любые различия в правах в зависимости от цвета кожи, этнического происхождения, пола, имущественного положения и т.д. и считает такую ​​дискриминацию в правах преступной.

Впрочем много человеческих групп в разных странах мира (в целом это даже подавляющее большинство человечества) не могут по тем или иным причинам (историческим, культурным, религиозным и т.д.) полноценно пользоваться универсальными правами. Это создает условия для различных форм дискриминации. Поэтому возникает потребность в специальной правовой защите лиц, входящих в такие группы. Сущность специальных прав заключается не в предоставлении кому-либо дополнительных прав, а в обеспечении правовыми средствами условий, при которых все могли бы в равной степени пользоваться универсальными правами и свободами. Например, предоставление представителям языковых меньшинств права пользоваться языком меньшинства не лишает другие языковые группы возможности пользоваться своим языком, но в то же время защищает такое ​​меньшинство от ассимиляции. Международные договоры не только содержат нормы о специальных права, но и предписывают государствам-участникам имплементировать их в национальное законодательство.

Перечень групп, которым должны быть предоставлены специальные права, не является постоянным. Он зависит в конечном счете от осознания конкретным обществом наличия тех или иных дискриминируемых групп. Действующие универсальные международные договоры предоставляют специальные права лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам, женщинам, детям, беженцам. Происходит становление норм о специальной защите лиц, больных неизлечимыми болезнями, и инвалидов.

Со специальными правами человека связано понятие положительной дискриминации, которая применяется как правовое мероприятие, направленное на ускорение достижения в обществе фактического равноправия всех лиц. При таких условиях оно считается правомерным и заключается в законодательном установлении временных неравноправных, дифференцированных стандартах и привилегиях для защиты тех, кого дискриминируют. Примером положительной дискриминации может служить установление в некоторых странах гарантированного минимального процента женщин или представителей определенных этнических меньшинств в избирательных списках по пропорциональной системе. Такие временные стандарты и привилегии должны быть немедленно отменены, как только цель будет достигнута.

12.3 Международная система защиты прав человека

Международная система защиты прав человека - это разветвленная система из нескольких десятков универсальных международных органов по правам человека с разным объемом компетенции, основной целью деятельности которых является защита прав человека.

Универсальные органы по правам человека имеют компетенцию, которая распространяется на значительное количество государств мира и, как правило, исключительно на те государства, которые являются участниками соответствующего универсального международного договора о правах человека (Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и др.). В ограниченного круга международных органов по правам человека контрольные полномочия не обязательно связанные с участием государства в международном договоре (Комиссия по правам человека). Ни один из универсальных международных органов по правам человека не является полноценным международным судебным органом, хотя предложения по их созданию высказывались сразу после окончания Второй мировой войны.

Универсальные органы по правам человека могут быть квази-судебными и конвенционными. К квазисудебным относятся органы, образованные на основании договоров на осуществление контроля за соблюдением этих договоров государствами-участниками и действуют по процедуре, что напоминает судебную (Комитет по правам человека). К конвенционным относятся органы, образованные на основании договоров по осуществлению контроля за соблюдением этих договоров государствами-участниками (Комитет по правам ребенка - в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.п.). Конвенционные органы имеют преимущественно политико-правовой характер.

Особое место занимает Комиссия по правам человека - универсальный орган, полномочия которого не связаны с участием государства в международных договорах о правах человека. Она была основана на основании решения ЭКОСОС в 1946 г.. Комиссия состоит из представителей 53 государств - членов ЭКОСОС, избранных на три года. За время существования Комиссия по правам человека сделала значительный вклад в понимание прав человека и в развитие международного сотрудничества в этой сфере. Она имеет широкие полномочия по контролю за соблюдением прав человека, проводит исследования в области защиты прав человека и предоставляет рекомендации и предложения ЭКОСОС, готовит проекты международных документов по правам человека и сотрудничает с другими международными органами в этой области. Комиссия вправе создавать собственные вспомогательные органы. Одним из них является Подкомиссия по предупреждению дискриминации прав и защиты меньшинств.

Важным полномочием Комиссии по правам человека является рассмотрение заявлений и сообщений о нарушении прав человека. В марте 1967 г. Комиссия получила право изучать информацию о грубых и массовых нарушениях прав человека во всех странах, независимо от того, являются ли они участниками международных договоров о правах человека. На основании таких исследований Комиссия вправе подавать в ЭКОСОС доклады и предлагать рекомендации по устранению нарушений прав человека. Комиссия не рассматривает сообщения, если жалобщик не исчерпал внутренние средства правовой защиты.

Комитет по правам человека создан в 1977 г. в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. В состав Комитета входят 18 экспертов, избираемых из числа граждан государств - участников Пакта. Комитет рассматривает доклады государств - участников Пакта о мерах по защите провозглашенных в нем прав (ст. 40). В случае, если государство-участник сделает заявление согласно ст. 41 Пакта, Комитет может получать и рассматривать в порядке, установленном настоящей статьей, сообщения от других таких государств о невыполнении ими своих обязательств по Пакту.

Комитет по правам человека наделен полномочиями рассматривать жалобы от отдельных лиц или групп лиц о нарушении прав, указанных в настоящем Пакте, если такие нарушения произошли под юрисдикцией государств, ратифицировавших Факультативный протокол. Комитет не рассматривает сообщения, если жалобщик не исчерпал внутренние средства правовой защиты, если жалоба касается нарушения права, не закрепленное в Международном пакте о гражданских и политических правах, или если этот же вопрос рассматривается по другой международной процедуре. Рассмотрение жалоб происходит на закрытых заседаниях, но решения Комитета являются открытыми и подлежат опубликованию. Решение Комитета являются рекомендациями. Однако сам факт жалобы, сама процедура расследования и рассмотрения носят компроментирующий характер, поэтому государства стремятся не только не доводить до рассмотрения, урегулировав все проблемы данной жалобы, но нередко ликвидируют причины, приведшие к жалобе. При этом важную роль играют выступления членов Комитета и их анализ ситуации в стране. Жалобы играют важную роль в регулярных отчетах, которые предоставляют государства - члены Комитета. Оценка докладов учитывает и индивидуальные жалобы.

Ни Пакт, ни Факультативный протокол не предусматривают права Комитета толковать права, провозглашенные в Международном пакте о гражданских и политических правах. Но за годы существования Комитета в связи с рассмотрением сообщений о нарушении прав человека сложилась так называемая юриспруденция Комитета, которая является значительным вкладом в правовое понимание прав человека и основных свобод.

Организация Объединенных Наций образует свои институциональные структуры для изучения состояния прав человека, по сути, осуществляет "надзор" в сфере выполнения государствами своих обязательств в сфере соблюдения прав человека. Такую деятельность осуществляет Совет Безопасности ООН, который неоднократно рассматривал споры и ситуации в области прав человека, которые представляют угрозу всеобщему миру и безопасности. Решения и заключения по вопросам прав человека принимал Международный Суд, Генеральный секретарь ООН, а также Верховный комиссар по правам человека, должность которого была создана в 1994 г.. На него возложена ответственность за деятельность ООН в сфере прав человека в рамках общей компетенции, полномочий и решений ГА ООН, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека. По разным оценкам, ООН получает ежегодно от 30 до 40 тыс. жалоб о нарушении прав человека.

Должность Верховного комиссара основана для укрепления механизма ООН, "для поощрения и защиты всех прав человека". Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается ГА ООН сроком на четыре года с возможностью одного повторного переизбрания. Он должен руководствоваться Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., другими основополагающими международно-правовыми пактами, которые должны исходить из того, что все права человека - гражданские, культурные, экономические и политические - уникальны, взаимосвязанные и взаимозависимые. Верховный комиссар должен ежегодно представлять доклады Комиссии по правам человека ООН, а через ЭКОСОС - Генеральной Ассамблее ООН.

На основании резолюции ГА ООН учреждена должность Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Он избирается ГА ООН по представлению Генерального секретаря ООН сроком на три года. Он выполняет обязанности по предоставлению международной защиты беженцам. Верховный комиссар представляет ГА ООН ежегодный доклад. Роль Верховного комиссара в последние годы значительно возросла в связи с увеличением количества беженцев из различных регионов, охваченных межэтническими, межрелигиозными и межнациональными конфликтами.

За последние десятилетия существенно возросла роль международных неправительственных организаций по защите прав человека. Среди наиболее влиятельных организаций можно назвать Международный Хельсинкский Комитет, Международную Амнистию, Врачи за мир и др. Среди основных направлений их деятельности: мониторинг состояния прав человека в отдельных государствах; мониторинг законодательства о правах человека в отдельных государствах; составление докладов о состоянии дел в области защиты прав человека; обнародование таких докладов для ознакомления общественности и предоставлении их международным межправительственным органам по правам человека; участие в разработке международных договоров по правам человека, а также другая деятельность.

12.4 Региональная система защиты прав человека

Региональные международные механизмы защиты прав человека создаются на основании международных договоров отдельных групп государств, как правило, в пределах географических регионов. В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека созданы в Европе (в рамках Совета Европы - на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в рамках ЕС - на основании учредительных договоров ЕС; в рамках ОБСЕ - по Хельсинкскому Акту 1975 г.); в Америке - по американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке - по африканской хартии прав человека 1981 г. После распада СССР в рамках СНГ также была предпринята попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государства - участников соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной мере условно, так как защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а распространяется также на лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Среди региональных международных органов по правам человека есть судебные органы (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека), квазисудебные органы (Комитет независимых экспертов, образованный в соответствии с Европейской социальной хартией), конвенционные органы (Европейский комитет по предупреждению пыток и унижающий достоинство обращения или наказания, образованный в соответствии с Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания).

Европейская комиссия по правам человека создана на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, одобренная 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы. Члены Комиссии избираются от каждого государства, которое участвует, но действуют в личном качестве, то есть не представляют то государство, которое их выбрало. С жалобой (петицией) в Комиссию может обратиться любое частное лицо, группа лиц или неправительственная организация, которые считают себя жертвами нарушения прав, провозглашенных в настоящей Конвенции. Комиссия имеет право проводить расследования или "предоставляет себя в распоряжение заинтересованной стороны с целью обеспечения мирного урегулирования вопроса на основе уважения прав человека" (ст. 28). Если урегулирование не достигнуто, Комиссия составляет доклад, в котором излагает факты, которые она установила, и выражает мнение по этому вопросу. Доклад направляется Комитету министров Совета Европы вместе с предложениями Комиссии. Если дело не направляется в Суд Совета Европы, Комитет Министров принимает решение о том, имело ли место нарушение Конвенции, и устанавливает период, в течение которого стороны должны принять меры, предусмотренные решением.

Суд Совета Европы состоит из судей, которые избираются в количестве, равном числу членов Совета. Правом обращения в Суд пользуются только государства и Комиссия по правам человека (ст. 44). Суд может начать рассмотрение дела только после того, как Комиссия признала невозможным дружественное урегулирование спора. Сторонами при рассмотрении дела могут быть Комиссия, государство, гражданин которой является предсказуемой жертвой, государство, которое передало дело в суд, и государство, на которое подана жалоба. Если Суд жалобу считает обоснованной, он примет решение "о справедливом удовлетворении пострадавшей стороны" (ст. 50).

Европейский суд по правам человека. Правовой основой деятельности Европейского суда по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Регламент Европейского суда по правам человека. Согласно Конвенции Суд может рассматривать, во-первых, заявления государств-участников Европейской конвенции по правам человека по вопросам нарушения Конвенции в других государствах-членах (ст. 33). Во-вторых, заявления отдельных лиц, групп и неправительственных организаций о нарушениях прав человека, имевших место в государствах-членах (ст. 34). Порядок рассмотрения таких заявлений разный.

В случае обращения в суд с заявлением государства-члена Совета Европы (такое обращение может быть сделано с целью защиты прав человека в другом государстве-участнике) Суд рассматривает это заявление, исследует представленные факты, а в случае необходимости может провести расследование. Государство, в отношении которого было подано заявление, должно создать все необходимые условия для установления изложенных в нем фактов.

Процедура рассмотрения Европейским судом по правам человека заявлений отдельных лиц, групп и неправительственных организаций более сложная.

Во-первых , должны быть соблюдены условия, касающиеся субъекта подачи заявления. Если это лицо, то должны быть соблюдены требования, установленные ст. 1 Конвенции. Лицом считается как индивид, так и юридическое лицо. Если это группа лиц, то дело должно касаться идентичного нарушения прав всех лиц, составляющих группу. Группой могут быть признаны, например, супруги, члены организации. Если это неправительственная организация, то для ее обращения в Европейский суд в порядке ст. 34 Конвенции должны быть соблюдены условия, относящиеся к критериям «ассоциаций» (ст. 11). Во-вторых , для обращения в Европейский суд по правам человека необходимо, чтобы заявитель исчерпал все внутригосударственные способы правовой защиты своего права. Практика Суда говорит о том, что в качестве средств правовой защиты рассматриваются только средства судебной защиты, а также о том, что заявитель должен исчерпать не только все доступные ему в государстве средства судебной защиты, но и полноценно использовать существующее законодательство. Заявитель может обратиться в Европейский суд по правам человека, не используя всех внутригосударственных средств правовой защиты, в том случае, когда они несомненно неэффективны. Обращение в органы несудебной защиты (Уполномоченного по правам человека, прокурора, органов исполнительной власти, Президента государства и т.п.) не рассматриваются Судом обращения к правовым средствам защиты. В-третьих , заявление может быть принято, если со дня принятия последнего решения в этом деле внутригосударственными судебными органами прошло не более шести месяцев. В-четвертых , Европейский суд не рассматривает: анонимные заявления (ст. 35), но заявитель может просить не указывать его имя в случае официального опубликования результатов рассмотрения жалобы; заявления, которые однажды уже были рассмотрены Европейским судом по правам человека (ст. 35); заявления, которые являются предметом рассмотрения в другом международном органе по защите прав человека (ст. 35); заявления, несовместимые с положениями Конвенции, явно необоснованные или содержащие признаки злоупотребления правом обращения в Суд (п. 3 ст. 35). Неприемлемы заявления, по которым Европейский суд по правам человека некомпетентен принимать решения, например не связаны с нарушением прав, провозглашенных в Европейской конвенции по правам человека.

12.5 Защита прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств в международном праве

На рубеже XIX-XX веков в мире начало формироваться осознание того, что в разных государствах проживает значительное количество групп людей с присущими им языковыми, религиозными, этническими особенностями, которые стремятся их сохранить, а потому нуждаются в специальной юридической защите.

Действующее международное право признает за лицами, принадлежащими к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам, все общепризнанные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека (Международный пакт о гражданских и политических правах, п. 2 7). В то же время международно-правовое регулирование статуса меньшинств остается в основном рамочным: отсутствует определение национального, этнического, религиозного, языкового меньшинства, серьезной проблемой как для международного, так и для национального права остается определение субъекта права меньшинства.

К специальным правам меньшинств можно отнести следующие : право на существование, в том числе право на физическое существование и право на уважение своей культурной самобытности, включая свободу от принудительной ассимиляции; запрет дискриминации лиц, принадлежащих к национальным и другим меньшинствам; право на свободное сохранение и развитие культурной самобытности; право на получение соответствующей доли государственных субсидий, направляемых на обеспечение прав меньшинств, а также право получать добровольную финансовую помощь для реализации перечисленных выше прав и свобод и создавать с этой целью необходимые общественные фонды. Специальные политические права и свободы меньшинств включают: право на создание общественных организаций, в частности создание международных неправительственных организаций и участие в их деятельности; право на культурную автономию; право влиять на принятие решений, касающихся меньшинств, путем создания законодательно урегулированных механизмов; право на эффективные средства правовой защиты в случае нарушения специальных прав меньшинств; право на защиту от любой деятельности (включая пропаганду), что является враждебным влиянием на осознание и развитие самобытности меньшинства.

Ликвидация дискриминации в отношении женщин . Только с первой половины XX в. законодательство отдельных государств под влиянием массовых женских движений начинает уделять внимание защите прав женщин.

Основные и важнейшие общие международно-правовые акты по защите прав женщин были приняты во второй половине XX в.: в политической области - Конвенция о политических правах женщин 1952 г. , Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. .; в сфере экономики - Конвенция о равенстве в оплате мужской и женской рабочей силы за равноценный труд 1951 г. ; Конвенция о дискриминации в области наема и работы 1958 г.; Конвенция об охране материнства 1952 г.; в области образования - Конвенция о дискриминации в области образования 1960 г.; в области семейных отношений - Конвекция о согласии на заключение брака, минимальный брачный возраст и регистрации браков 1962 г.. Международным актом, который обобщает международное сотрудничество в области защиты прав женщин, стала принятая в 1979 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. На региональном уровне посвященные защите женщин от дискриминации: в Европе - Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия, Пересмотренная социальная хартия; в Америке - Американская конвенция по правам человека, Всеамериканская конвенция по предупреждению, искоренению насилия в отношении женщин и наказании за него.

Одним из основных принципов международной защиты прав человека является равноправие женщин и мужчин. Оно заключается в запрете любой дискриминации по половому признаку и закреплено в Международном Билле о правах человека и ряде других актов.

Особое значение для характеристики возможностей, предоставляемых международным правом государствам для гендерного реформирования общества, имеют нормы Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Во-первых: Конвенция закрепляет положительные и отрицательные обязанности государств. Положительные предусматривают принятие определенных мер: обеспечение практического осуществления принципа равноправия (п. (А) ст. 2), принятия законодательных мер (п. (Б) ст. 2), установленные юридической защиты (п. (В) п. 2). Негативные заключаются в воздержании от действий, от совершения каких-либо дискриминационных актов (п. (Г) п. 2). Во-вторых, Конвенция прямо говорит об обязанностях государств по реформированию своего законодательства не только по конкретным нормам Конвенции, но, что особенно важно, и таким образом, чтобы оно гарантировало равноправие. В-третьих, Конвенция позволяет государствам применять в законодательной практике как временную меру так называемую позитивную дискриминацию (ст. 4).

Международная защита прав детей . Развитие в политической и правовой мысли общих идеалов о равных правах и свобод всех людей длительное время не касалось прав ребенка. Первым наиболее авторитетным документом в области защиты прав детей можно считать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., в которой указано, что пользование основными правами человека не зависит от возраста, акцентировано внимание на необходимости особой защиты материнства и детства (ст. 25) и впервые сформулированы основные требования получения образования (ст. 26). В это же время в конвенциях МОТ были начаты международные усилия по ограничению эксплуатации детского труда. Одним из важнейших международно-правовых актов по защите прав ребенка является принятая в 1989 г. Конвенция о правах ребенка, в которой сформулированы основные представления современного человечества о месте детей в обществе. С целью «рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией», согласно ст. 43 учрежден Комитет по правам ребенка.

Ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к этому лицу, он не достигает совершеннолетия ранее». Основным правовым принципом защиты прав детей является равенство прав всех детей «без всяких исключений и без разногласий или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи».

Права ребенка нуждаются в специальной защите. Как указано в Декларации прав ребенка, с целью обеспечения возможности и благоприятных условий для свободного и полноценного развития при любых обстоятельствах, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Принцип специальной защиты прав детей действует и в таких экстремальных ситуациях, как, например, лишение свободы несовершеннолетнего за совершение преступления, а также в случае назначения и отбывания наказания.

Закрепляя неотъемлемость основных прав человека, международное право рассматривает детей как субъектов гражданских и политических прав в той же степени, что и взрослых. Разница заключается только в том, что ребенок нуждается чтобы им «должным образом управляли и руководили» для осуществления им своих прав и свобод и чтобы делали это «согласно развивающимся способностями ребенка». Вместе с тем в международном праве провозглашены некоторые специфические, так сказать, детские гражданские права: право на регистрацию имени, на приобретение гражданства с момента рождения. Также безусловное признание права ребенка на сохранение своей индивидуальности и запрещение противозаконному вмешательству в эту сферу.

Международно-правовой статус беженцев . Проблема беженцев как социальное явление является одной из самых старых и острых и сопровождает всю историю существования человечества. В широком смысле беженцем становится любое лицо, которое пытается спастись от обстоятельств, угрожающих его жизни и поэтому оставляет место своего проживания. Почти на протяжении всей истории внимание к этим людям оставалось в сфере морали, а у государств не было юридических обязательств по защите людей. В XX в. государства осознали, что для защиты беженцев может быть использовано международное право.

После окончания Второй мировой войны вопросами беженцев занималась ООН. В это же время стало очевидным, что защита беженцев должна опираться на универсальный международный договор, и им стала Конвенция о статусе беженцев 1951 г. - первый международный договор, охватывающий различные сферы жизни беженцев и гарантирующий им по меньшей мере то же самые права, что и иностранцам, а в некоторых правах уравнивает статус беженцев с гражданами страны, которая дает им приют. Существование Конвенции - это признание того, что беженцы должны иметь возможность пользоваться фундаментальными правами и свободами. Конвенция основана на признании того, что подлежащие решению проблемы беженцев помогают избежать ситуаций, когда такие проблемы становятся причиной напряженности между государствами.

Конвенция определила в ст. 1 понятие «беженец», которое впоследствии было уточнено Протоколом 1967 г., а также утвердила перечень прав беженцев. Конвенция и Протокол формулируют основную норму в сфере защиты прав беженцев: государство не вправе высылать беженцев в те страны, где существует угроза преследования по расовому, религиозному, национальному, социальному или политическому признаку. Запрещено также безосновательно отказывать в предоставлении статуса беженца, то есть в государстве должна быть принята и соблюдена процедура рассмотрения заявления о предоставлении убежища. Конвенция направлена ​​против ограничения прав беженцев как прав человека. В частности, это касается: запрета дискриминации; запрещения применения к беженцам мероприятий, которые государство может применять к гражданам-небеженцам той же страны; обязательства предоставления беженцам национального режима в отношении свободы вероисповедания, защиты авторских и промышленных прав, права обращения в суд, обеспечение питанием, образования, предоставления правительственной помощи, трудовых прав и социального обеспечения, налогов и т.д.

Нормы, касающиеся беженцев, содержатся и в других международных документах, в частности во Всеобщей декларации прав человека, в Женевских конвенциях 1949 г., и в двух дополнительных протоколах к ним 1977 г., в ряде региональных документов, принятых ОАЕ, Советом Европы, ЕС, ОАГ. Важное значение для понимания норм Конвенции о статусе беженцев имеют выводы Исполкома УВКБ.

Координация международных усилий по оказанию беженцам международной защиты возложено на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Управление является органом ООН и действует на основании Устава, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г.. Согласно Уставу деятельность УВКБ имеет не политический, а гуманитарный и социальный характер. Поэтому предоставление защиты со стороны Управления не может зависеть от политических, религиозных, идеологических приоритетов, которые царят в то или иное время в мире или в отдельных регионах. Компетенция УВКБ распространяется на всех лиц, которые «находятся вне государства своего гражданства или, если они не имеют гражданства, вне государства своего постоянного проживания в результате обоснованных опасений преследования по признаку расы, религии, гражданства или политических убеждений и которые не могут или не желают по причине таких опасений пользоваться защитой правительства государства своей гражданской принадлежности или, если они не имеют гражданства и не могут вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания».

Правовой статус УВКБ в отдельных государствах регулируют международные договоры. Согласно Закону Украины «О беженцах» 2001 г. Украина сотрудничает с другими государствами, УВКБ ООН, другими международными организациями с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их гражданской принадлежности (подданства) или предыдущего постоянного проживания. Между Украиной и УВКБ ООН заключен договор о статусе представительства УВКБ ООН.

Тема урока: Международная защита прав человека.

I .Планируемые результаты :

Предметные результаты: владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформировать представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД : применение различных методов познания для изучения предмета; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования.

Задачи занятия:

1)расширить представления учащихся международных организациях по защите прав человека

2)изучить понятия ООН, Генеральная Ассамблея ООН, ЭКОСОС, Комиссия по правам человека

3)рассмотреть способы формирования международных организаций по защите прав человека

4)определить проблемы отмены смертной казни

II . Литература и оборудование:

Учебник, дидактический материал, раздаточный материал, компьютер.

III . Организация учебной деятельности

Ход занятия:

1.Мотивационный этап .

Начать работу можно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Вопросы могут стать основой для дискуссии, выводы которой полезно будет использовать при знакомстве с понятиями темы.

2. Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1.Защита прав и свобод человека средствами ООН.

2.Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

3.Международные преступления и правонарушения. Международный уголовный суд.

4. Развитие механизмов международной защиты прав человека.

    Этап закрепления

Аналитический блок.

Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

Рефлексия и оценивание.

Анализ проделанной работы и оценивание.

Домашнее задание: п.28, задания на стр.327-328

Право, 10 класс

Урок №16. Защита прав человека в государстве

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие суды существуют в РФ?

2. Что нужно знать тому, кто хочет обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

Глоссарий по теме:

Правосудие - рассмотрение и разрешение судом отнесенных к его компетенции дел.

Юрисдикция - полномочия государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица с точки зрения их правомерности, применять юридически санкции к правонарушителям.

Подсудность - свойство дела, определяемое его признаками, зависимости от которых оно должно рассматриваться конкретным судом.

Судебная инстанция - звено (орган) в судебной системе с определённой компетенцией.

Апелляция - одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть дело по существу.

Кассация - 1) обжалование и опротестование судебных постановлений (за исключением постановлений Верховного суда РФ) вступившего в законную силу 2) пересмотр, отмена судебного решения вышестоящей инстанцией по причинам нарушения закона или несоблюдения правил судопроизводства низшей инстанцией.

Исковое заявление - письменный документ, который потерпевший направляет в суд с целью защиты своих прав и интересов.

Истец - лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав и интересов.

Ответчик - лицо, привлекаемое к рассматриваемому в суде делу в связи с предъявленным ему истцом требованием.

Доказательство - любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие правонарушения.

Ключевые слова : Судебная система; правосудие; суды общей юрисдикции; военные суды; мировые судьи; Верховный Суд РФ; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 167-190 c. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем , что из себя представляет судебная система РФ

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов судебной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудию можно отнести:

Принцип законности (Осуществление правосудия только судом);

Принцип единства судебной системы РФ;

Принцип осуществления правосудия только судом;

Принцип равенства всех перед законом и судом;

Принцип независимости судей (подчинение их только закону);

Принцип презумпции невиновности;

Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда;

Принцип состязательности сторон (в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.);

Принцип открытости судопроизводства;

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

Принцип обязательности судебных решений;

Принцип государственного или национального языка в судах.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

Конституционный суд РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

Верховный суд РФ.

Суды субъектов РФ.

Городские (районные) суды.

Мировые суды.

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

Военная коллегия Верховного суда РФ.

Военные (флотские) окружные суды РФ.

Гарнизонные суды РФ.

3. Арбитражные суды в РФ.

Федеральные арбитражные суды округов.

Арбитражные суды округов.

К федеральным судам относятся:

Конституционный суд РФ.

Верховный суд РФ.

Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

Районные суды.

Военные и специализированные суды.

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды).

Арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (суды) субъектов РФ.

Мировые судьи

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу.

Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве :

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ. Это высший орган судебной власти по защите Конституции РФ. Его основная задача - следить, чтобы вес издаваемые в стране законы и нормативные правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ.

К компетенции Конституционного Суда РФ относится:

Проверка соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и пр.);

Рассмотрение споров о компетенции между органами власти Российской Федерации и её субъектов;

Толкование Конституции РФ;

Проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

В Конституционном Суде РФ защищаются общие публичные интересы, а не только отстаиваются права конкретного человека.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, разделённых на две палаты. Председатель Суда и председатели палат избираются из числа судей Конституционного Суда РФ на основе тайного голосования. Судьи назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

Судьёй Конституционного Суда РФ может быть гражданин Российской Федерации в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Полномочия судьи не ограничены определённым сроком. В субъектах Федерации имеются свои конституционные (в республиках) и уставные {в других субъектах) суды, призванные обеспечивать соответствие принимаемых в субъектах Федерации законов конституциям и уставам.

Все граждане имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ, если их конституционные права нарушены в действующих законах. Граждане, не достигшие 16 лет или недееспособные, не могут самостоятельно обратиться в такой суд. От их имени с жалобой должны обращаться законные представители.

Систему судов общей юрисдикции, осуществляющих судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, разрешению экономических споров, возглавляет Верховный Суд РФ. На уровне субъектов Федерации действуют верховные (в республиках), областные, краевые суды, суды автономных округов, автономной области и городов федерального значения. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции.

Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного района.

Кроме того, существуют Военные суды. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках.

Вышестоящим по отношению к судам субъектов Федерации является Верховный Суд РФ. Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, разъясняет вопросы судебной практики и имеет право законодательной инициативы. Кроме того, он выступает как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным делам.

В составе Верховного Суда работают 170 судей, отобранных специальной квалификационной коллегией. Вместо Военной коллегии в Верховном Суде РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое было самостоятельным судебным органом, создана Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ. Верховный Суд имеет полномочия по разрешению экономических споров.

Решения судов могут пересматриваться. Заинтересованные лица в соответствии с законом вправе обжаловать то, с чем они не согласны. Для этого предусмотрены апелляция и кассация.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите предложенные примеры по столбцам.

Определите полномочия конституционного суда РФ