Особенностями основных административно правовых отношений являются. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды

Административные правоотношения: понятие, основные признаки, структура, виды

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру , а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.

Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.

Особенности административно-правовых отношений:

Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.

Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.

В административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.

Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. С одной стороны – авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой - подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов, в которых участвуют люди, наделенные волей и сознанием.

Таким образом, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти

Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.

Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны. Условиями возникновения являются также: наличие административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и ответственность сторон; их дееспособность; юридический факт.

Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.

Действующее законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.

Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

Виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:

Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).

Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).

Правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:

Внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)

Внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

Материальные (административно-правовые),

Административно-процессуальные,

Административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:

Защищаемые в административном порядке;

Защищаемые в судебном порядке.

Источники административного права.

Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.

Виды источников:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников АП:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.

Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).


Признаки админ.правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;

– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура :

– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;

– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация .

Административно-правовая норма - установленное гос-ом, обеспеченное возможностью применения админ.принуждения и закрепленное в источниках АП правило поведения, регулирующее отношение в сфере гос.управления.

Структура нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету : а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;

2) По предмету воздействия на субъекты административного права:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе : а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию : а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

Общие - регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

Особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной).

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;

3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

В юридической литературе встречаются различные подходы к определению видовой классификации административно-правовых отношений Наибольший интерес вызывают следующие основания классификации: по содержанию объекта административно-правового регулирования, соотношению прав и обязанностей сторон и характеру юридических фактов По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные
Материальные административно-правовые отношения содержат только лишь субъективные права и юридические обязанности участников без указания на порядок их реализации и регулируются материальными нормами административного права. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями органов исполнительной власти, должностными лицами-руководителями и подчиненными работниками управленческого аппарата (администрации), исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами
Например, ст. 27. 3 КоАП гласит, что административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Статья 30 .1 КоАП предоставляет право обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Указанные нормы содержат всего лишь право на жалобу, не определяя порядок ее подачи, рассмотрения и вынесения решения. Собственно у органа исполнительной власти (должностного лица) возникает обязанность принять жалобу к рассмотрению Подача жалобы в соответствующий орган влечет возникновение административно-процессуальных отношений, является их основанием, но само административное правоотношение, связанное с реализацией права на обжалование, вряд ли можно расценивать как административно-процессуальное
Административно-процессуальные правоотношения - это урегулированные процессуальными нормами общественные отношения, которые складываются между субъектами процессуальной деятельности по поводу реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей, связанных с осуществлением (применением) административно-материальных норм в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел (административно-правовых споров)
В зависимости от характера административно-процессуальные отношения подразделяются на административно-процедурные и административно-юрисдикционные К первым относятся процедуры подготовки и издания правовых актов управления. Например, органы, выполняющие разрешительные функции, выдают разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, на открытие и функционирование объектов, где обращается это оружие, на создание негосударственных детективных служб
В выделении административно-юрисдикционных отношений за основу взято осуществление правоохранительной функции В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, правовая оценка поведения лиц, применение мер государственного принуждения. Например, административно-юрисдикционные (процессуальные) отношения возникают при производстве по делам об административных правонарушениях, при рассмотрении и разрешении жалоб. Общим для обоих вариантов административнопроцессуальных отношений является преимущественно внесудебный порядок, индивидуальный характер дел и правовая оценка поведения участников
Различие обоих вариантов в том, что, в отличие от административно-процедурных отношений, отношения юрисдикционного характера возникают на основе административного спора и могут сопровождаться применением мер государственного принуждения Административнопроцедурные отношения не требуют финансовых, трудовых и других отношений По соотношению прав и обязанностей сторон, а также по юридическому характеру взаимодействия административно-правовые отношения делятся на две группы
1. Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения)
2. Отношения, в рамках которых стороны юридически и фактически равноправны (горизонтальные правоотношения)
Вертикальные административно-правовые отношения возникают между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии у них юридического равенства. Такого рода правовые связи наиболее типичны для сфер государственного управления. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, между соподчиненными структурными подразделениями аппарата органа исполнительной власти, между соподчиненными должностными лицами и т д
Вертикальные административно-правовые отношения возникают и между несоподчиненными участниками. Такие отношения характерны в системе межотраслевого государственного управления (например, в области охраны окружающей среды, налогового законодательства, соблюдения таможенных правил и т п) Особенностью вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления вышестоящего органа государственного управления или должностного лица независимо от желания другого субъекта или даже вопреки его воле
Субъекты исполнительной власти вправе адресовать свои юридически властные требования также предприятиям, учреждениям, общественным объединениям, коммерческим организациям и гражданам, не находящимся в их прямом подчинении Такие отношения именуются горизонтальными. Горизонтальные административно-правовые отношения характеризуются тем, что стороны фактически и юридически равны. В таких отношениях отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой
Вместе с тем правоотношения между органами исполнительной власти и гражданами по реализации ими обязанностей в сфере государственного управления (соблюдать общественный порядок, платить налоги, исполнять воинские обязанности, соблюдать нормы других отраслей законодательства) могут быть вертикально-функциональными, когда возникает необходимость подчинения законным требованиям государственного органа управления Административно-правовые отношения по характеру юридических фактов делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами (деликтами)
Субъекты административного права в любом проявлении социальной деятельности обязаны соблюдать требования административноправовых норм. Примером правомерного факта, порождающего административно-правовые отношения, может служить подача заявления на службу в государственный орган, выполнение гражданами своих полномочий по занимаемой должности, принятие индивидуального управленческого акта в соответствии с требованиями норм административного права и т п Правомерным юридическим фактом является подача заявления о регистрации или выдаче лицензии Характерным для правомерного юридического факта, влекущего и соответствующие административно-правовые отношения, является полное соответствие возможностям, обязанностям и запретам, содержащимся в нормах административного права
Неправомерное действие (бездействие) расценивается как неправомерный юридический факт, влекущий конкретные административно-правовые отношения, состоящие в обязанности компетентного органа государственного управления дать соответствующую правовую оценку правонарушения, а правонарушителя - понести юридическую ответственность Производство по делам об административных правонарушениях, вытекающих из неправомерных юридических фактов, осуществляется в административном либо судебном порядке Административно-правовые отношения также могут инициироваться такими неправовыми юридическими фактами, как дисциплинарные проступки (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата органа исполнительной власти за неповиновение или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей)

Административно-правовые отношения - это отношения, возникающие по поводу выполнения административных обязательств публичной администрацией. Характерным признаком административно-правовых отношений является то, что органы публичной администрации выступают в них властной стороной, которая реализует свои исполнительно-распорядительные полномочия. То есть имеет право на принятие властного (обязательного) решения.

1) они являются видом правовых отношений и формой существования социальных отношений. Они возникают, изменяются и прекращаются в сфере публичного администрирования;

2) они формируются в рамках и на основе административно-правовых норм, которые содержат в себе абстрактную конструкцию отношений;

3) отношения объективируются с возникновением юридических фактов, предусмотренных административно-правовыми нормами;

4) одна из сторон административно-правовых отношений всегда является носителем властных полномочий (публичная администрация), без которого существование административно-правовых отношений невозможно;

5) такие отношения могут существовать по принципу "власть - подчинение", когда одна сторона имеет властные полномочия в отношении другого (например, отношения между областной и районными государственными администрациями);

6) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения, так же, как и наличие или отсутствие у нее властных полномочий. Ярким примером в этой ситуации является реординационные отношения, возникающие по инициативе граждан, в том числе при обжаловании действий и решений публичной администрации;

7) споры между сторонами таких отношений преимущественно решаются в административном порядке, хотя могут быть решены и в судебном (в том числе в порядке административного судопроизводства).

Составными частями административно-правовых отношений является юридическая основа, юридические факты, субъекты и объекты.

Юридическая основа - это административно-правовые нормы - как материальные, так и процессуальные, на основании которых возникают отношения.

Юридические факты - это определенные действия и события, которые служат фактическим основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Действия - это факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия - это правонарушения, проступки, влекущие за собой применение мер принудительного воздействия. Правоотношения, вызванные противоправными поступками, называют деліктними.

События - это явления, не зависящие от воли людей, но приводят к определенным правовым последствиям (наводнения, землетрясения, пожары и т.п.).

Субъекты - это конкретные участники административно-правовых отношений - юридические и физические лица, наделенные правами и обязанностями в сфере управленческой деятельности. Предпосылкой вступления названных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличие у них правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность - это способность субъекта административных правоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Административная правоспособность юридических лиц возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. У физических лиц административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность является основой дееспособности.

Административная дееспособность - это способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности в сфере управления. Правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность.

Объект - это то, по поводу чего возникают, развиваются и прекращаются административно-правовые отношения.

Особенности административно-правовых отношений:

1) одной из сторон является субъект властных полномочий (между обычными гражданами такие отношения не возникают);

2) стороны в таких отношениях является, как правило, неровными;

3) могут возникать и без согласия сторон.

В связи с многоаспектностью предмета административного права возникает несколько критериев классификации административных правоотношений. Приведем некоторые из них.

1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют материальные административные правоотношения и процессуальные.

Материальные правоотношения - это отношения пассивного типа. Они выражающие статическую функцию права. Такие отношения складываются на основе уповноважуючих и запрещающих административно-правовых норм, то есть норм материальных. Отношения такого типа, возникнув однажды, могут длительное время оставаться "неподвижными", статичными. Так отношения между гражданином, получившим право на льготы, и органом публичного управления, который предоставляет эти льготы, будут находиться в статическом состоянии (оставаться материальными) до тех пор, пока гражданин не посчитает нужным реализовать данное право.

Процессуальные отношения - это отношения активного типа. Они выражают динамическую функцию права. Для их возникновения нужна процессуальная норма. Такие отношения постоянно находятся в развитии, то есть являются динамическими. Как правило, они складываются в процессе решения управленческих дел (например, дел об административных правонарушениях).

2. По характеру связей между сторонами административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные - это отношения субординационной характера, то есть отношения власти и подчинения. Они имеют место там, где одна сторона подчинена второй.

Горизонтальные - правоотношения, в которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Административно-правовым такие отношения делает государственная воля, что требует от субъектов вступить в правовые отношения между собой на паритетных началах. Эта воля всегда выражена в форме административно-правового акта. Таким образом, основанием для возникновения данных отношений является и сама административно-правовая норма. Вследствие этого субъекты (адресаты нормы) не могут отказаться от вступления в правоотношения, а также не могут выйти за рамки наставлений, которыми регламентировано их взаимные права и обязанности.

Одним из видов горизонтальных административных правоотношений является реординационные, возникающие по инициативе физических и юридических лиц в случае их обращения к публичной администрации с целью реализации своего административно-правового статуса. Ярким примером таких отношений, возникающих по поводу предоставления физическим и юридическим лицам административных услуг.

Диагональные - отношения между субъектом и объектом управления, которые находятся в различных областях управленческой системы.

3. В зависимости от выполняемых функций они делятся на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивные - те, что связаны с реализацией положительных задач публичного управления. Это организация работы аппарата управления, руководство нижестоящими структурами, удовлетворения запросов граждан и др.

Правоохранительные - отношения, возникающие по поводу ответственности за административные проступки. Они возникают между правонарушителем и правозастосовчим органом (его должностным лицом).

4. По характеру действий обязанного субъекта могут быть активными и пассивными.

Активные - обязанный субъект должен совершить определенные действия (гражданин, которому исполнилось 16 лет, обязан получить паспорт).

Пассивными - обязанный субъект должен воздержаться от совершения определенных действий - совершение правонарушения.

5. В зависимости от административно-правового статуса субъектов, участвующих в правоотношениях, выделяют:

Между подчиненными субъектами публичного управления, находящимися на различном организационно-правовом уровне, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами;

Между непідпорядкованими субъектами одинакового организационно-правового уровня. Это отношения между двумя министерствами, администрациями районов области и т.п. Такие отношения принято называть горизонтальными;

Между органами публичного управления и подчиненными им организационно предприятиями, корпорациями, концернами и т.п. Это отношения между администрацией и непосредственно предприятием;

Между органами публичного управления и предприятиями, учреждениями, организациями, которые им организационно не подчинены (организационно от них независимы). Это, к примеру, отношения между налоговой администрацией И предприятиями;

Между органами государственного управления и структурами местного самоуправления. Такие отношения складываются, например, между государственной администрацией района и исполкомом поселкового совета;

Между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами публичного управления и объединениями общественности.

Итак, механизм административно-правового регулирования состоит из административно-правовых норм, отношений и актов толкования. Административно-правовая норма имеет трехэлементную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Административно-правовые отношения возникают между субъектами административного права. Акты толкования более подробно выясняют содержание правовых норм.

  • Административное право в правовой системе Российской Федерации
  • Управление. Государственное управление, исполнительная власть
    • Общее понятие управления
    • Государственное управление
      • Государственное управление - страница 2
    • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 2
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 3
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 2
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 3
    • Метод административного права
      • Метод административного права - страница 2
    • Место административного права в правовой системе Российской Федерации
      • Место административного права в правовой системе Российской Федерации - страница 2
    • Понятие и система субъектов административного права
  • Административные нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
      • Понятие и особенности административно-правовых норм - страница 2
    • Виды административно-правовых норм
    • Реализация административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административно-правовые отношения
    • Основные черты административно-правовых отношений
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 2
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 3
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 4
    • Юридические факты в административном праве
    • Виды административно-правовых отношений
      • Виды административно-правовых отношений - страница 2
  • Субъекты административного права Российской Федерации
  • Физические лица
    • Физические лица
    • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 2
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 3
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
      • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления - страница 2
    • Административно-правовые гарантии прав граждан
    • Обращения граждан
      • Обращения граждан - страница 3
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
      • Виды органов исполнительной власти - страница 2
    • Принципы построения системы органов исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Иные федеральные органы исполнительной власти
      • Иные федеральные органы исполнительной власти - страница 2
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Виды государственной службы
    • Принципы государственной службы
    • Система правовых актов о государственной службе
    • Понятие и виды государственных служащих
      • Понятие и виды государственных служащих - страница 2
    • Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
      • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы - страница 2
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • Организационное обеспечение государственной службы
  • Предприятия, организации и учреждения
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
      • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений - страница 2
    • Создание и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы
  • Административно-правовые формы
    • Понятие административно-правовых форм
    • Виды административно-правовых форм
    • Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
    • Виды правовых актов управления
      • Виды правовых актов управления - страница 2
    • Действие правовых актов управления
      • Действие правовых актов управления - страница 2
      • Действие правовых актов управления - страница 3
    • Административно-правовой договор
  • Административно-правовые методы
    • Понятие административно-правовых методов
      • Понятие административно-правовых методов - страница 2
    • Виды административно-правовых методов
      • Виды административно-правовых методов - страница 2
    • Административное принуждение: сущность, виды
      • Административное принуждение: сущность, виды - страница 2
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
      • Административное правонарушение - страница 2
      • Административное правонарушение - страница 3
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных взысканий
      • Понятие и виды административных взысканий - страница 2
    • Наложение административного взыскания
    • Административная ответственность организаций
    • Дисциплинарная ответственность
    • Материальная ответственность
  • Административно-процессуальное право
  • Административно-процессуальная деятельность
    • Административный процесс: сущность, виды
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 2
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 3
    • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
      • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура - страница 2
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Законодательство Российской Федерации о производстве
    • Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Участники производства
      • Участники производства - страница 2
    • Доказательства
    • Меры, обеспечивающие производство
      • Меры, обеспечивающие производство - страница 2
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение дела
    • Обжалование, опротестование постановления по делу
    • Исполнительное производство
      • Исполнительное производство - страница 2
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
  • Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
      • Органы судебной власти и законность в управлении - страница 2
    • Общий надзор органов прокуратуры

Виды административно-правовых отношений

Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.

Присущий им элемент юридической властности выражается по-разному. Управленческая практика свидетельствует о том, что отдельные виды административно-правовых отношений не всегда и не во всем прямо и непосредственно выражают присущую государственно-управленческой деятельности властность, что такого рода правоотношения могут иногда строиться и на началах равенства их участников.

Наконец, известное, хотя и далеко не всестороннее развитие получают административно-правовые отношения договорного типа. Следовательно, при относительной однородности своих основных или наиболее показательных проявлений, они могут включать в свой состав различные варианты социальных связей опосредствованных административно-правовыми нормами. В связи с этим необходимо учитывать также и то, что не все управленческие отношения оформляются административным правом.

Тем не менее, ведущее значение сохраняют административно-правовые отношения которые непосредственно связаны с практическим осуществлением соответствующими субъектами исполнительной власти управляющего или упорядочивающего воздействия на те или иные объекты. Это означает, что главенствующую роль играют те управленческие связи, в рамках которых проявляются все основные особенности административно-правового регулирования общественных отношений.

Если руководствоваться данными позициями, то можно первоначально выделить следующие две группы административно-правовых отношений:

  • отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;
  • отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие Связи. Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда - исполнение».

Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект - субъект»).

Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.п. Такого рода отношения весьма разнообразны и необходимы для создания нормальных условий реализации исполнительной власти. Но они имеют вспомогательное значение по сравнению с отношениями первой группы. Фактически они как бы подготавливают последующее непосредственное управляющее воздействие, т.е. служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.

Иногда выделяют субординационные и координационные административно-правовые отношения. Суть первых ясна: они построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует. При этом делается отсылка к отношениям, например, между несоподчиненными исполнительными органами.

Такое решение было бы приемлемым, если бы содержание координации (т.е. согласования) трактовалось однозначно. Но для этого достаточных оснований не имеется. Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически-властными проявлениями. Так, Правительство Российской Федерации координирует деятельность администрации краев, областей, автономий, городов федерального значения, направляет (т.е. координирует) работу республиканских правительств. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений. Еще один пример.

Природоохранительные органы Российской федерации координирует деятельность иных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации. Все это свидетельствует о том, что координация имеет юридически-властный характер как во взаимоотношениях между вышестоящими и нижестоящими субъектами исполнительной власти, так и между несоподчиненными исполнительными органами. Значит, по своей сути координация также может быть субординационной.

Поэтому классификация административно-правовых отношений по признаку основных и неосновных, деление их на субординационные и координационные в достаточной степени условны. Так же надо учитывать, что в ряде случаев координация, действительно, не только не связана с соподчиненностью, но и лишена юридически-властного характера. Например, это имеет место в отношениях между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями; в подобных отношениях вместо координации властного типа осуществляется деловое взаимодействие (сотрудничество).

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями.

Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления).

Властной стороной при этом выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления). Столь же очевидно, что именно в вертикальных отношениях формируется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот ли иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Такого рода правовые связи наиболее типичны для сферы государственного управления, несмотря на известную реформацию, проводимую в период постепенного перехода к рыночным отношениям, в условиях которых стороны, выступающие в роли объектов управления, приобретают все больший объем оперативной самостоятельности.

Но власть есть власть, а потому исполнительная власть, реализуемая в административно-правовых отношениях, не утрачивает своей юридически-властной природы. Наоборот, любые попытки игнорировать это объективно присущее ей качество неизбежно приводит к серьезным кризисным ситуациям (например, территориальный сепаратизм, разрыв хозяйственных связей, резкое ослабление государственной дисциплины).

В новых условиях государственное управление не утрачивает своей властно-юридической природы, хотя механизм управляющего воздействия, конечно, становится мягче, освобождаясь от наиболее жестких вариантов достижения стоящих перед ним задач (например, отказ от адресного планирования, обязательных поставок, устранение элементов чрезмерной централизации). Тем не менее управленческая вертикаль, находящая свое выражение в административно-правовых отношениях, сохраняется в качестве наиболее традиционной для них.

При характеристике административно-правовых отношений нельзя ограничиться приведенными категорическими утверждениями и выводами, так как практически проявления управленческой вертикальности многозначны. Соответственно в сфере государственного управления можно обнаружить несколько вариантов административно-правовых отношений, которые по всем своим основным показателям относятся к числу вертикальных.

Об этом, в частности свидетельствуют следующие признаки, характерные для такого вида урегулированных административно-правовыми нормами управленческих отношений:

безапелляционность тезиса о неравенстве сторон, как ведущего показателя вертикальности данного вида правовых отношений; сосредоточение в руках управляющей стороны, т.е. субъекта исполнительной власти, юридически-властных полномочий; невозможность стороны, выступающей в роли управляемого, «управлять» таковым субъектом;

неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны («объект управления») другой («субъект управления»). Отсюда - бытующая формула «власть - подчинение», используемая, как правило, для характеристики административно-правовых отношений именно вертикального типа;

подчиненность (соподчиненность) в административно-правовых отношениях далеко не во всех случаях имеет четко выраженное проявление. Например, гражданин или негосударственное формирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены субъектам исполнительной власти. В отношениях между отдельными звеньями механизма исполнительной власти также прямая подчиненность одного звена другому часто отсутствует.

Страницы: 1 2