Стандартизация это деятельность по установлению правил и характеристик. Стандартизация — деятельность по установлению обязательных норм,правил и требований Тема лекции: Интерпретационная техника

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст.

2 ФЗ «О техническом регулировании»). Принципы стандартизации: 1)

добровольное применение стандартов; 2)

максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; 3)

международные стандарты, являющиеся основой национальных стандартов; 4)

недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Стандартизация обеспечивает: 1)

безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2)

техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; 3)

качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4)

единство измерений; 5)

экономию всех видов ресурсов; 6)

безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; 7)

обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств; учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.

В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы: 1)

государственные (национальные) стандарты РФ; 2)

применяемые международные стандарты; 3)

общероссийские классификаторы технико-экономической информации; 5)

стандарты отраслей; 6)

стандарты предприятий; 7)

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах в Российской Федерации» национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2004 г. Их положения обязательны в случаях: 1)

если это касается защиты жизни и здоровья граждан; 2)

защиты имущества граждан; 3)

защиты окружающей среды; 4)

защиты от обмана на рынке.

Требования, устанавливаемые национальными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, которые установлены законодательством РФ, обязательны для соблюдения государственными органами управления, хозяйствующими субъектами.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственным органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам, имеющим отраслевое значение. Эти стандарты не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются самостоятельно для совершенствования производства в целях обеспечения требований к продукции, а также в целях совершенствования организации и управления.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных отраслях знаний результатов исследования и разработок.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Госстандарт России принимает государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях: 1)

разработки, подготовки продукции к производству; 2)

изготовления продукции; 3)

реализации продукции; 4)

использования (эксплуатации) продукции; 5)

хранения, транспортировки, утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, которые необходимы для осуществления контрольных и надзорных полномочий. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами: 1)

главным государственным инспектором РФ по надзору за государственным стандартами; 2)

главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами; 3)

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспектора по надзору за государственными стандартами имеют право: 1)

свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности; 2)

получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора; 3)

использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора; 4)

выдавать предписания о запрете или приостановке реализации, использования проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Еще по теме Стандартизация в России:

  1. 3.2. Методы публичной организации туристской деятельности
  2. 3.3. Роль иностранных юридических лиц в распространении международного франчайзинга в России
  3. 3.1. Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами на глобальном (универсальном уровне): проблемы и перспективы

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это деятельность, направленная на разработку и
установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для
выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на
приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право
на безопасность и комфортность труда.

ЦЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ – достижение оптимальной степени
упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного
использования установленных положений, требований, норм для решения
реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

ОСНОВНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ должны быть повышение степени соответствия продукта
(услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических
барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому
прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие,
касающиеся обеспечения соответствия.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ вытекают прежде всего из содержания понятия.
Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с
выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К
ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:
безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей
среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество
продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-
технического прогресса; единство измерений; экономия всех видов ресурсов;
безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью
возникновения различных катастроф (природного или техногенного характера) и
чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность
страны. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993г.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ относятся к определенной
области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, к тому или иному
виду продукции, предприятию и т.д.

Следовательно, ПРЕДМЕТОМ СТАНДАРТИЗАЦИИ как науки являются
варианты повторяющихся ситуаций (или информация о них). Именно с ними
оперирует стандартизация. Предмет стандартизации как науки не следует путать
с понятием «объект стандартизации» как отрасли практической деятельности.
Понятие «объект стандартизации» является основным для практических работ
по стандартизации, так как отвечает на вопрос, чем должна заниматься
стандартизация.

ОБЪЕКТАМИ СТАНДАРТИЗАЦИИ являются конкретная продукция,
нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.д., имеющие
перспективу многократного применения в науке, технике, промышленном и
сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, в культуре,
здравоохранении и международной торговле.

Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо отдельных
составляющих (характеристик). Применительно, например, к мебели,
конструктивные характеристики и требования безопасности могут быть
изложены в двух стандартах. Для более четкого понимания деятельности в
области стандартизации следует разделить нормы и нормативные документы на
две группы:

— на повторяющиеся объекты нормотворчества;
— на неповторяющиеся объекты нормотворчества.

Последние под действия стандартизации не попадают (годовой план
предприятия, приказ военачальника, указ президента и т.д.)
Повторяющиеся объекты нормотворчества также подразделяются на две
группы:

— традиционно относящиеся к стандартизации или тяготеющие к ней;
— традиционно не относящиеся к стандартизации, имеющие свои особые
механизмы оптимизации и принятия решений, оформления нормативного
документа (с особыми названиями) и его управления. Это очень большая группа
норм и нормативных документов, намного превышающая возможное число
действующих стандартов в государстве, многие из которых обладают большей
силой, чем стандарты, и оказывают большее влияние на судьбы людей. Это
государственные законы, юридические кодексы, военные уставы, планы,
приказы, распоряжения, медицинские рецептуры и т.д.

В связи с этим определим понятие области стандартизации.

ОБЛАСТЬЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ называют совокупность
взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение
является областью стандартизации, а объектами стандартизации в
машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей,
безопасность и экологичность машин и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень
стандартизации различается в зависимости от того, участники какого
географического, экономического, политического региона мира принимают
стандарт. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих
органов любой страны, то это МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это деятельность, открытая
только для соответствующих органов государств одного географического или
экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация
осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих
региональных или международных организациях.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – стандартизация в одном
конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может
осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или
ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне
ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик и заводов) и
учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной
единице (провинции, крае и т.д.), принято называть АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИЕЙ.

www.stroyventmash.ru

Стандартизация это деятельность по установлению норм правил

До вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-Фз «О техническом регули

txt fb2 ePub html

Шпаргалки на телефон - незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по маркетингу. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по маркетингу - и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа - воспользуйтесь этой формой.

Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленн

Стандартизация в России

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

1) безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

3) качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

4) единство измерений;

5) экономию всех видов ресурсов;

6) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

7) обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы:

1) государственные (национальные) стандарты РФ;

2) применяемые международные стандарты;

4) общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

5) стандарты отраслей;

6) стандарты предприятий;

7) стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

  • Маркетинг — Стандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация
  • Коммерческое правоСтандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на.
  • Предпринимательское право — Стандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на.
  • Экономика предприятия — Стандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на.
  • Управление качеством — . управления качеством в России
    Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана
    Развитие промышленности и транспорта в России повлияло на развитие стандартизации .
  • Коммерческое право — Подтверждение соответствия качества.
    Стандартизация в России . Стандартизация
  • Предпринимательское право — Подтверждение соответствия.
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.
  • Экономика предприятия — Подтверждение соответствия качества.
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.
  • Маркетинг — Подтверждение соответствия качества товаров и услуги
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.
  • Коммерческое право — Технические регламенты в коммерческом.
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.

Найдено похожих страниц:10

Стандартизация - деятельность по установлению обязательных норм,правил и требований

Разделы: Технология

На современно этапе развития мировой экономики, характеризующейся применением взаимосвязанных систем машин и приборов, использованием широкой номенклатуры веществ и материалов, значительно возросли потребности в стандартизации. Стандартизация позволяет существенно ускорить научно- технический прогресс, повысить качество и надежность изделий, создать основы для широкого развития специализации производства и внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

С развитием общества непрерывно совершенствовалось трудовая деятельность людей, что проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью из повторного использования (применение в древнем Риме единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра). В эпоху возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использовать методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов.

В России основы стандартизации были заложены еще в Х в. Первые нормы и правила взаимодействия элементов общественного производства в России отмечены в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996). Впервые упоминания о стандартах были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры- кружала для измерения пушечных ядер. Более широко основы установления и применения правил и требований к изделиям записаны в «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649).

Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. Зарождением же стандартизации считают ряд правил и норм, принятых указами Петра I (1672-1725). Во времена правления Петра I в первом собрании законов Российской Империи был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в нашем государстве внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены другие галеры, что позволило построить флот быстро и качественно. Большое внимание Петр I уделял стандартизации оружейного снаряжения. Так, в государственном указе №2436 от 15 февраля 1712 г., сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, такие и пистолеты, когда будет повелено, делать одним калибером». Очень показателен Указ Петра I о качестве продукции от 11 января 1723 г., в котором четко указаны не только требования к качеству ружей для армии, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания производителей за выпуск дефектной продукции.

Пытаясь резко расширить внешнюю торговлю, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные (фиксирующие) комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией льна, пеньки, древесины и т.д.

Общепризнанным началом стандартизации в России является образование в 1746г. Комиссии мер и весов и создание в 1893 г. Главной палаты мер и весов.

Современное «техническое» понятие «стандартизация» включает в себя область человеческой деятельности, охватывающую политические, научные, технические, экономические, юридические, эстетические и другие аспекты. Каждому современному человеку очевидна невозможность существования любой современной технической структуры, включая строительство, транспорт и промышленное производство, без высокого уровня упорядоченности. Примеры упорядочения можно найти в самых разных областях: всем известно наличие определенных правил в музыке и поэзии, в технике безопасности и дорожном движении. Иными словами стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требования безопасности.

Основные понятия и определения по стандартизации приведены в приложении.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 2. Стандартизация

Необходимость применения этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности определяется самостоятельно.
Нормативные документы по стандартизации должны применяться органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 72
Большую роль в упорядочении нормативных документов по стандартизации играет ее централизованная государственная регистрация и хранение, осуществляемое Федеральным фондом государственных стандартов, который создается и ведется Госстандартом России.
Государственное управление стандартизацией. Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Госстандарт России. В соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994г. № 825, Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку кадров в области стандартизации, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций на территории РФ.
Другие государственные органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. При этом Госстандарт России координирует их деятельность.
За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требовали и госстандартов осуществляется государственный контроль и надзор. Порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством РФ. Органами осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов, как уже отмечалось, являются Госстандарт России и иные специально уполномоченные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.
Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора в названной области от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами – государственными инспекторами, имеющими широкие полномочия. Они вправе иметь свободный доступ в служебные и производственные помещения субъектов хозяйственной деятельности; получать необходимые документы и сведения при проведении государственного контроля и надзора; выдавать пред-писания об устранении выявленных нарушений обязательных требований госстандартов; выдавать предписания о запрете или приоста-
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 73
новке реализации и использования продукции; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований госстандартов.
Нарушение обязательных требований госстандартов, а равно уклонение от представления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора влечет наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за госстандартами влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 170 КоАП РСФСР).
Контроль соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации осуществляет также получатель продукции. Порядок приемки продукции в таких случаях может определяться договором, нормативными документами по стандартизации, а также Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7.

СЗ РФ. 1994. № 13. ст. 1526.
БНА. 1975. № 2. С. 33-44; № 3. С. 48. 74

jurisprudence.club

Стандартизация в России

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст.

добровольное применение стандартов; 2)

максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; 3)

международные стандарты, являющиеся основой национальных стандартов; 4)

недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Стандартизация обеспечивает: 1)

безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2)

техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; 3)

качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4)

единство измерений; 5)

экономию всех видов ресурсов; 6)

безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; 7)

обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств; учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.

В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы: 1)

государственные (национальные) стандарты РФ; 2)

применяемые международные стандарты; 3)

общероссийские классификаторы технико-экономической информации; 5)

стандарты отраслей; 6)

стандарты предприятий; 7)

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах в Российской Федерации» национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2004 г. Их положения обязательны в случаях: 1)

если это касается защиты жизни и здоровья граждан; 2)

защиты имущества граждан; 3)

защиты окружающей среды; 4)

защиты от обмана на рынке.

Требования, устанавливаемые национальными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, которые установлены законодательством РФ, обязательны для соблюдения государственными органами управления, хозяйствующими субъектами.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственным органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам, имеющим отраслевое значение.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются самостоятельно для совершенствования производства в целях обеспечения требований к продукции, а также в целях совершенствования организации и управления. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных отраслях знаний результатов исследования и разработок.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Госстандарт России принимает государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях: 1)

разработки, подготовки продукции к производству; 2)

изготовления продукции; 3)

реализации продукции; 4)

использования (эксплуатации) продукции; 5)

хранения, транспортировки, утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, которые необходимы для осуществления контрольных и надзорных полномочий. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами: 1)

главным государственным инспектором РФ по надзору за государственным стандартами; 2)

главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами; 3)

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспектора по надзору за государственными стандартами имеют право: 1)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Объект стандартизации Продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п.

Стандартизация осуществляется в целях: n повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; n повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; n обеспечения научно-технического прогресса; n повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; n рационального использования ресурсов; n технической и информационной совместимости; n сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; n взаимозаменяемости продукции.

Основными задачами стандартизации являются: n обеспечение взаимопонимания между разработчиками, n n n изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции; согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций; установление метрологических норм, правил, положений и требований; нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

Основными задачами стандартизации являются: n установление требований к технологическим процессам, в n n том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий; создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации; нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально экономических и научнотехнических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.); создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции; содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Методы стандартизации: 1. Симплификация (упрощение) - заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время. 2. Упорядочение объектов стандартизации универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. В него входят: n Систематизация заключается в расположении в определенном порядке и последовательности, удобной для пользования. n Классификация заключается в расположении предметов и понятий по классам и размерам в зависимости от их общих признаков.

Методы стандартизации: 3. Унификация - заключается в объединении двух и более документов (технических условий) в один с таким расчетом, чтобы регламентируемые этим документом изделия были взаимозаменяемыми. 4. Агрегатирование - это метод создания и эксплуатации машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных, унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. 5. Типизация - заключается в установлении типовых объектов для данной совокупности, применяемых за основу (базу) при создании других объектов, близких по функциональному назначению.

Нормативный документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Стандарт документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения

Категории стандартов: 1. Государственные стандарты (ГОСТ Р) - документы для всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности. Государственные стандарты разрабатывают на группы однородной продукции (массового и крупносерийного) межотраслевого производства и применения, конкретную продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение, а также на правила межотраслевого применения, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции.

Категории стандартов: 2. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают на группы однородной продукции отраслевого производства и применения, конкретную продукцию, закрепленную за данной отраслью. Отраслевые стандарты устанавливаются на изделия мелкосерийного производства, продукцию ограниченного применения, сырье, материалы, детали и типовые технологические процессы, используемые только в данной отрасли.

Категории стандартов: 3. Стандарты предприятий (СТП) обязательны только для определенного предприятия и утверждаются его руководством. Стандарты предприятий устанавливаются на технологические правила и нормы, полуфабрикаты, оснастку и инструмент, используемые на данном предприятии. Готовая продукция не может служить объектом стандартизации на предприятии.

Категории стандартов: 4. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) - по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера.

Основные межотраслевые системы стандартов: ГСС – Государственная система стандартизации (шифр 1) ЕСКД – Единая система конструкторской документации (2) ЕСТД - Единая система технологической документации (3) УСД – Унифицированная система документации (6) СИБИД – Система информационно-библиографической документации (7) ГСИ – Государственная система обеспечения единства измерений (8) ССБТ – Система стандартов безопасности труда (12) ЕСТПП – Единая система технологической подготовки производства (14) ЕСПД – Единая система программных документов (19) СПДС – Система проектной документации по строительству (21)

Закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184 -ФЗ вступил в силу с 1 июля 2003 г.

Технические регламенты приняты в целях: n защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества; n охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; n предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; n обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: n n n n безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384 -ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Постановления правительства РФ: от 21 июня 2010 г. N 1047 -р "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений " от 26 декабря 2014 г. № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 г.

§ Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. § Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

§ Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора. § Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. § Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Нормативно-технические документы в строительстве 1. 2. 3. 4. технические регламенты; документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); национальные стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ); в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;

Нормативно-технические документы в строительстве 5. 6. 7. 8. стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией; стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции (СТП и СТО могут использоваться другой организацией только по договору с авторской организацией); руководящие документы (РД) принимают (утверждают) органы надзора и контроля в установленном порядке; своды правил по проектированию и строительству (СП);

Нормативно-технические документы в строительстве территориальные строительные нормы ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; 10. технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на её изготовление. 9.

Исполнительная техническая документация это документация, оформляемая в процессе строительства и фиксирующая как процесс (кто делал, из чего, в какой последовательности, в какое время) производства строительно-монтажных работ, так и условия производства работ (погодные, технологические [чем и кем]), а также техническое состояние объекта (какое оборудование, инженерные системы установлены, насколько качественные использовались материалы и т. д.).

Исполнительная техническая документация Представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. Ведение исполнительной документации регламентировано законодательством Российской Федерации. Исполнительная документация, оформленная соответствующим образом, является документом построенного здания или сооружения, облегчающим процесс эксплуатации, отражающим техническое состояние, дающим четкое представление об ответственных производителях работ по любому из видов выполненных работ.

Исполнительная техническая документация 1. Первичные документы о соответствии - это документация, оформляемая в процессе строительства и фиксирующая процесс производства строительно-монтажных работ, а также технического состояния объекта. Состав первичных документов о соответствии определяется строительными правилами в установленном порядке и проектом (акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ). Эти первичные документы комплектуются генеральным подрядчиком и контролируются техническим надзором заказчика. Документы передаются генподрядчиком заказчику по перечню, который является приложением к перечню основных документов. Комплект первичной документации после ввода объекта в эксплуатацию передается заказчиком в установленном порядке эксплуатирующей организации для постоянного хранения.

Исполнительная техническая документация 2. Исполнительная документация (исполнительные чертежи) - это комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ СП 68. 13330. 2017 «СНи. П 3. 01. 04 -87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (от 27 июля 2017 г. , дата введения через 6 месяцев) В общем случае исполнительные чертежи (ИД) выполняются в трех/четырех экземплярах (договор подряда): n один экземпляр передается заказчику, n один/два - эксплуатационной организации, n один экземпляр остается в организации, проводившей работы.

Рекомендательные документы Документы, определяющие состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения: 1. РД 11 -02 -2006 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения

Рекомендательные документы 2. РД 45. 156 -2000 Исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения магистральных и внутризоновых волн 3. ГОСТ Р 51872 -2002 Документация исполнительная геодезическая (правила выполнения) 4. РД 11 -05 -2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

К исполнительной документации относятся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Акты приемки геодезической разбивочной основы. Исполнительные геодезические схемы возведенных конструкций, элементов и частей зданий, сооружений. Исполнительные схемы и профили инженерных сетей и подземных сооружений. Общий журнал работ. Специальные журналы работ, журналы входного и операционного контроля качества. Журнал авторского надзора проектных организаций (при осуществлении авторского надзора). Акты освидетельствования скрытых работ. Акты промежуточной приемки ответственных конструкций.

К исполнительной документации относятся: 9. 10. 11. 12. 13. Акты испытаний и опробования оборудования, систем и устройств. Акты приемки инженерных систем. Исполнительные схемы расположения зданий, сооружений на местности (посадки), являющиеся исполнительной архитектурной документацией. Рабочие чертежи на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам (с учетом внесенных в них изменений), сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Другие документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, по усмотрению участников строительства с учетом их специфики.

Международная организация по стандартизации ИСО создана в 1946. Задачи ИСО: nсодействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами; nразвитие сотрудничества в интеллектуальной, научно -технической и экономической областях.

Международная электротехническая комиссия - МЭК основана в 1906 году Международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий.

Стандартизация.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения документов в области стандартизации;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

В технике стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

  • позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов;
  • повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике;
  • упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизации может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Стандартизацию проводят органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов. В России компетентными органами в области стандартизации являются ГОССТАНДАРТ России и ГосСтрой. Основополагающим нормативным документом по стандартизации ГОССТАНДАРТа России установлена «Государственная система стандартизации» (ГСС). Комплекс стандартов ГСС РФ (ГОСТ Р1.0, ГОСТ Р1.1, ГОСТ Р1.2 и др.) представляет собой систему взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС устанавливает порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля за их внедрением и соблюдением.

Под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ. (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании".

Стандарты должны оказывать помощь производителю в выполнении требований, закрепленных в технических регламентах. Законом определены цели и принципы стандартизации, виды документов в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Согласно Закону о техническом регулировании стандартам отводится вспомогательная роль. Они должны оказывать помощь производителю в выполнении требований, закрепленных в технических регламентах. Законом определены цели и принципы стандартизации, виды документов в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

В соответствии со ст. 11 Закона о техническом регулировании целями стандартизации являются:

— повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

— обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

— содействие соблюдению требований технических регламентов;

— создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Важнейшими принципами стандартизации выступают добровольный характер применения стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречили бы требованиям технических регламентов.

Согласно ст. 13 Закона о стандартизации к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерация, относятся;

— национальные стандарты;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

— стандарты организаций;

— своды правил

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил входят в качестве элементов в национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты представляют собой стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Функции указанного органа в настоящее время исполняет федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 2004 г. № 294".

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия, под которым понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Правила разработки и утверждения национальных стандартов определены в ст. 16 Закона о техническом регулировании.

Правит стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации относятся к нормативным документам по стандартизации и соответствуют ранее используемому в международной практике понятию регламента. Действующее законодательство о техническом регулировании не дает определения указанным документам. Правила разработки, принятия и регистрации норм по стандартизации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 4 июля 2001 г. № 258-ст 2, действуют в части, не противоречащей гл. 3 Закона о техническом регулировании.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации приставляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными дня применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межправительственном обмене информацией. В перечень общероссийских классификаторов в социально-экономической области входит 31 их разновидность.

Своды правил представляют собой документы в области стандартизации в которых содержатся технические правила и (или) описание проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки. :эксплуатации. хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются предпринимателями на добровольной основе.

Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требовании технических регламентов.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ на основе отдельных положении правил разработки и утверждения национальный стандартов.

Тема лекции: Интерпретационная техника

Вопросы:

1.Понятие, структура, причины толкования.

2.Техника толкования нормативных актов.

Вопрос №1.

Понятие толкования

Терминологическое введение в проблему

Толкование - это типичная деятельность юриста, прежде всего в романо-германской системе права. Любой юрист, работающий в законодательных или исполнительных органах, юрист-доктринер, юрист-практик, судья, адвокат и т. д. часто должен заниматься толкованием правовых норм и фактов, которые обусловливают и применение.

Сначала разберемся в терминах.

В повседневной жизни ≪толковать≫ - это значит находить точный смысл явления, делать ясным и очевидным то, что кажется нечетким, двусмысленным или запутанным, устанавливать и объяснять связи и взаимоотношения между фактами.

Термин ≪толкование≫ произошел от слов ≪толк≫, ≪смысл≫, ≪познание≫. Дело в том, что язык (терминологическая оболочка мысли) и смысл часто не совпадают.

Например, лектор при первом знакомстве со студенческой аудиторией обводит ее взглядом и говорит: ≪Здесь сидят птенцы, вылетевшие из гнезда под названием "школа"≫. Конечно, сказанное нельзя понимать буквально. Скорей всего, он имеет в виду, что здесь присутствуют люди:

1) молодые по возрасту;

2) недавно закончившие школу;

3) не имеющие большого жизненного опыта;

4) не обладающие профессиональными знаниями.

Наряду с термином, взятым из русского языка, обозначающим мыслительную операцию по установлению смысла и содержания какого-то явления, процесса, документа, текста, в том числе правового, существуют другие термины:

- ≪интерпретация≫ - разъяснение. Термин пришел из латинского языка. Он используется не только в юриспруденции, но и в повседневном языке;

- ≪экзегеза≫ - термин, который использовался в античности и Средневековье и обозначал толкование пророчеств, сновидений. Применялся он также в римском праве. В настоящее время этим термином не пользуются;

- ≪герменевтика≫ - термин, обозначающий искусство разъяснения, анализ текста. Своим происхождением он обязан богу Гермесу, который был покровителем красноречия, магии, глашатаем и вестником богов. Однако считалось, что он не только доставлял людям послания богов, но и толковал их, чтобы сделать понятными. Термин ≪герменевтика≫ используется и в настоящее время. Более того, некоторые ученые предлагают выделить юридическую герменевтику в качестве особой части теории государства и права.



Научные подходы к пониманию толкования

В изучении толкования, как часто бывает в науке, обнаруживается плюрализм мнений.

Под толкованием в широком смысле понимается познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы, социальных явлений, в том числе норм права.

В более узком смысле под толкованием (интерпретацией) понимается объяснение выражений, формул, символов, т. е. объяснение знаков естественного или искусственного языка. Именно в этом значении чаще всего термин ≪толкование≫ употребляется и в правоведении.

Однако за текстом норм права всегда стоит их содержание. Поэтому расшифровкой текстов дело не ограничивается. Толкователь обращается также к познанию смысла правовых явлений, стоящих за текстом нормы закона, воли правотворческого субъекта.

Особенная часть

Например, ипотека жилья. Строго терминологически ипотека означает выдачу кредитов на льготных условиях для строительства жилья. Но не любой может взять кредит на жилье, а только тот, кто имеет хотя бы небольшой достаток в семье и к тому же прилагает максимум усилий, чтобы заработать и создать для себя пригодные условия для проживания. Какой нужно иметь доход, на какой срок выдается льготный кредит, в каком размере и т. п. - все это касается правового явления в целом, а не только термина ≪ипотека жилья≫.

В юридической науке существует три подхода к пониманию толкования.

Первый основан на толковании буквы закона, это статический подход. Речь идет о толковании, которое отталкивается от самоготекста закона. Толкователь при этом руководствуется следующимправилом: все право вмещается в писаный закон; задача юристасостоит в том, чтобы извлечь его оттуда, следуя за волей законодателя. Другими словами, при толковании надо путем логическогоанализа тщательно, постатейно исследовать только сам текст закона. Возможно, при этом придется поднять опубликованные в момент подготовки закона работы, материалы парламентских дебатов. То есть здесь просматривается фетишизм закона, что ведет кпотере правом динамизма.

Второй подход предполагает толкование на основании духа закона, это динамический подход. Он обязывает толкователя учитывать социальные явления, появившиеся позднее принятия закона.

Девиз толкователя в данном случае: ≪Закон не догма, а руководство к действию≫. Цель такого социологического подхода - удовлетворение общественных потребностей. Однако здесь опасностей не меньше, чем в первом случае, и главная из них - опасность свернуть на путь политического анализа.

Третий подход является комплексным и основан он на одновременном познании в процессе толкования и буквы, и духа закона. Здесь не отвергается учет социальных реалий, но все же толкователь должен опираться прежде всего на законы и учитывать дух права в целом. Именно этот подход в настоящее время взят на вооружение практически во всех странах романо-германской семьи права.

Толкование - это деятельность по установлению содержания правовых норм для их реализации.

Глава 13. Толкование как вид юридической работы 371

Структура толкования

Толкование - это сложный интеллектуально-волевой процесс, представляющий собой совокупность мыслительных операций.

Их группировка позволяет выявить структуру толкования. Однако по вопросу о структуре толкования среди ученых нет единства мнений. В. Н. Карташов провел их систематизацию и все точки зрения объединил в три группы1.

Одни авторы считают, что толкование состоит из мыслительных операций, направленных на уяснение смысла правовых норм. Подобной точки зрения придерживались и придерживаются в настоящее время многие авторы (С. И. Вильнянский, Б. В. Щетинин, В. В. Суслов и др.).

Другие ученые (С. А. Голунский, М. С. Строгович, Ю. Г. Ткаченко и др.) под толкованием понимают лишь разъяснение содержания норм права. В противном случае зачем нужно уяснять смысл норм права?

Третья группа авторов (С. С. Алексеев, В. О. Лучин, Т. Я. Хабриева, Б. П. Спасов и др.) в структуру толкования включают уяснение (раскрытие содержания правовых норм) и разъяснение их смысла, т. е. объяснение выраженной в нормах права воли субъектов правотворчества. При этом, как указывает С. С. Алексеев, первая часть толкования является обязательной, а вторая - необязательной. Однако на практике чаще всего обе части толкования имеют место, так как оно производится, как правило, не из чистого любопытства (хотя такое и не исключено), а для практической реализации правовых норм.

Последняя точка зрения представляется более убедительной. Возьмем ее на вооружение для характеристики структуры толкования.

Толкование-уяснение

Уяснение смысла правовых норм - главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Конечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не в присутствии других лиц, если толкование идет в совещательной комнате), но это бывает редко.

1 См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. С. 350.

372 Особенная часть

Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, например студентами, обучающимися в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу).

Уяснение связано:

С установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта;

Воссозданием структуры нормы права;

Анализом понятий нормы права;

Вынесением суждений о норме права;

Оценкой нормы права или вынесением умозаключения.

Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реализовать:

При использовании своих прав;

Исполнении своих обязанностей;

Соблюдении запретов.

Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению. Например, к судье на прием пришел с жалобой гражданин, получивший в местном органе власти отказ в расширении его жилья в связи с рождением в семье ребенка. Он считает отказ несправедливым, поскольку в Конституции РФ закреплена норма, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40).

Судья рассуждает:

Гражданин не относится к числу малоимущих, следовательно, не имеет права на получение жилья на условиях социального найма;

Остается приобретение жилья на условиях купли-продажи;

Доходы основного контингента наших граждан сегодня небольшие (в среднем по стране около 500 долл. в месяц). Данный гражданин относится именно к этой категории граждан;

Стоимость 1 кв. м жилья достигает 3500 долл. (например, в Москве).

Вывод: жилье гражданам практически недоступно. Норма Конституции РФ имеет декларативный характер.