Правовые нормы являются обязательными для исполнения. Правовые нормы и их системы

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

Федеральных конституционных законов;

Федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор Российской Федерации - международный правовой акт, означающий международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пп. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора..

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Понятие нормы права

Определение 1

Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое гарантируется государством, отражает уровень свободы граждан и организаций и выступает регулятором общественных отношений.

Нормы права выступают регулятором общественных отношений, устанавливают границы дозволенного поведения субъектом права и являются мерой свободы человека в обществе.

Нормы права имеют социальную ценность, которая заключается в стабилизации общественных отношений и предсказуемости поведения всех участников. Таким образом, норма права представляет собой санкционированное государством правило поведения, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и является обязательным для каждого в условиях предусмотренной ситуации.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие нормы представляют определенный круг отношений, который является отраслью права. Внутри отраслей нормы права группируются по институтам и субинститутам. Нормативность означает общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность представляет собой закрепление правовой нормы в официальном документе.

Основные признаки и структура нормы права

Правовые нормы характеризуются следующими признаками :

  • общий характер;
  • общеобязательность;
  • конкретность содержания;
  • формальная определенность;
  • микросистемность.

Общий характер правовых норм говорит о том, что они рассчитаны на многократное применение, поскольку регулируют типичные отношения.

Суть общеобязательности состоит в том, что нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Конкретность содержания обеспечивается простотой изложения текста нормы и широким использованием общеизвестных юридических терминов.

Формальная определенность говорит о том, что нормы права в основном фиксируются в правовых актах государства и четко закрепляют права и обязанности.

Микросистемность – свидетельство того, что нормы права не противоречат друг другу.

Классическую, идеальную норму права составляют три структурных элемента (рис. 1):

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Рисунок 1. Структура нормы права

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.

В гипотезе не только содержатся желаемые государством правила поведения субъектов права, но и описываются обстоятельства. В зависимости от этих обстоятельств гипотеза может быть простой и сложной.

Простая гипотеза содержит одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза содержит два и более условия. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, связывающая действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция может быть:

  • простой;
  • описательной;
  • отсылочной;
  • бланкетной.

В простой диспозиции содержится указание на совершенное деяние без описания его признаков, поскольку они очевидны.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного или неправомерного поведения.

В отсылочной диспозиции вместо описания признаков деяния имеется ссылка на другую норму того же нормативного акта.

Определение 3

Санкция – это элемент юридической нормы, указывающий неблагоприятные правовые последствия, которые возникают в результате несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции могут быть:

  • абсолютно определенные (в них точно указан размер штрафа);
  • относительно определенные (различные варианты в пределах санкций, например, лишение свободы на срок от 3 до 10 лет);
  • альтернативные (правоприменительный орган по своему усмотрению определяет наиболее целесообразный вид ответственности: штраф, исправительные работы либо лишение свободы).

В реальной жизни правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Структура юридической нормы является результатом отражения в норме определенного общественного отношения. И можно утверждать, что в правовой норме содержится столько структурных элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

Виды правовых норм

Многогранность отношений в обществе, часто повторяющиеся разнообразные жизненные ситуации и разумная реакция человека на всё происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы очень разнообразны. Они классифицируются по самым различным способам.

По субъектам правотворчества нормы делятся на: исходящие от государства и непосредственно от государственного общества.

По социальной роли в правовой системе нормы могут быть учредительными (нормы-принципы), регулятивными (нормы – правила поведения), охранительными (нормы – стражи порядка), обеспечительными (нормы – гарантии), декларативными (нормы – объявления), дефинитивными (нормы – определения), коллизионными (нормы – арбитры), оперативными (нормы – инструменты):

  • учредительные нормы служат исходным началом правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека и пределов действия государства;
  • регулятивные нормы призваны регулировать фактические отношения, которые возникают между различными субъектами, предоставляя им права и возлагая на них обязанности;
  • охранительные нормы направлены на осуществление охранительной функции права, фиксируя меры государственного принуждения;
  • обеспечительные нормы содержат предписания, которые гарантируют осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;
  • декларативные нормы содержат в себе положения программного характера, определяя задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и нормативные объявления;
  • дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;
  • коллизионные нормы устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
  • оперативные нормы служат для установления даты вступления нормативного акта в силу, а также прекращения его действия и т.д.

По предмету правового регулирования нормы делятся на: конституционные, гражданские, уголовные, административные, трудовые и др.

По методу правового регулирования нормы могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные:

  • императивные нормы носят сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;
  • диспозитивные нормы характеризуются автономным характером, который позволяет сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило;
  • рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая варианты поведения, желательного для государства.

По сфере действия нормы делятся на: нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы:

  • нормы общего действия оказывают свое влияние на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
  • для норм ограниченного действия устанавливаются пределы в зависимости от территорий, времени и субъектных факторов;
  • локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Также нормы права могут классифицироваться по времени (постоянные и временные ) и по кругу лиц .

Правовая норма (или если точнее выразится, то норма права) - это обязательное правило поведения, которое регулируется отношениями в обществе, регуляция происходит, в первую очередь, со стороны государства.

Определение правовой нормы исходит от лат. norma - это правило, образец, предписание. Т.е. должное поведение в обществе.

В правовой норме содержится позволение (дозволение) или запрещение действий, а также юридическая ответственность лиц.

Признаки правовой нормы

Правовая норма всегда будет содержать следующие признаки:

Общеобязательность;

Установление государством;

Регулирование государством и наказание в случаях несоблюдения;

Предоставляет права и дозволения;

Налагает юридическую ответственность и определенные запреты;

Правовая норма регулирует особо значимые отношения в обществе;

Норма права обоснована с научной точки зрения;

Формулировка и закрепление в законе;

Системность и др.

Различают следующие правовые нормы

Существует две группы правовых норм:

1. Учредительные нормы (или отправные) - закреплены в законе в виде понятий и норм. Могут быть в виде полного определения (дефиниции), либо только в виде важнейших признаков(а).

2. Правила поведения - все нормы, которые не вошли в учредительные.

На что подразделяются правовые нормы

В состав любой правовой нормы входит:

а) гипотеза;

б) диспозиция;

в) санкция

Гипотеза - указывает условия, при которых задействуется данная норма, когда данную норму необходимо применять.

Диспозиция - это модель того, как правильно вести себя в соответствии с нормой (какие есть права, обязанности, варианты поведения).

Санкция - какие неприятные последствия ждут нарушителя правовой нормы. Хотя некоторые правовые нормы (регулятивные, нормы-дефиниции) не имеют санкций.

Формула правовой нормы

ЕСЛИ (здесь вписываем гипотезу) --- ТО (здесь вписываем диспозицию) --- ИНАЧЕ (здесь вписываем санкцию)

Санкции

Перечислим санкции за нарушение правовых норм (от самых мягких до самых суровых)

  • гражданско-правовые (например, пени)
  • административно-правовые санкции (например, лишение прав)
  • уголовно-правовые (например, лишение свободы)

Если взглянуть на уголовный кодекс, то в нем только диспозиции и санкции, т.е. гипотезу придется искать отдельно или рассуждать о ней самостоятельно.

А1. Правила политического поведения и воздействия на общество относятся к политическим

  1. коммуникациям
  2. нормам
  3. соглашениям
  4. процессам

А2. Право – это

  1. правила поведения, закреплённые обычаем
  2. общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством
  3. совокупность представлений общества о добре и зле
  4. правила поведения, сложившиеся в результате длительного исторического применения

А3. Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1. верно только А.

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны.

А4. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

  1. опираются на силу общественного мнения
  2. обеспечиваются силой государственного принуждения
  3. поддерживаются моральным сознанием
  4. осваиваются в процессе социализации.

А5. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путём референдума

Б Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1. верно только А.

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны.

А6. Высшую юридическую силу в системе нормативных актов РФ имеет (-ют)

  1. приказы министра обороны
  2. Конституция РФ
  3. указы Президента РФ

А8. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой

  1. традиций
  2. общественного мнения
  3. государства
  4. убеждения.

А9. Какой из перечисленных признаков может относиться только к правовой норме?

  1. она обязательна для исполнения
  2. её нарушение осуждается обществом
  3. она регулирует общественные отношения
  4. она является социальной нормой

А10.Конституция является

  1. доктриной внешней политики государства
  2. основным законом государства
  3. кодексом законов
  4. формой государственного правления

А11. Право как социальный регулятор всегда

  1. исполняется всеми гражданами
  2. является воплощением идеала справедливости
  3. охраняется силой государства
  4. поддерживается общественным мнением

А12. В системе источников современного российского права приоритет имеют

  1. указы Президента РФ
  2. постановления Правительства РФ
  3. правовые прецеденты
  4. законы РФ

А13. Какой из перечисленных признаков может относиться только к правовой норме?

  1. её несоблюдение осуждается обществом
  2. обязательность для всех граждан
  3. регулирование общественных отношений
  4. избирательность действия

А14. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?


А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение

1. верно только А.

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны.

А15. Верны ли суждения о социальных нормах?

А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания

Б. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей её соблюдения

1. верно только А.

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны.

4. По юридической силе в порядке убывания расположены:

а) Конституция РФ, международный договор РФ, Указ Президента РФ, федеральный закон, закон субъекта РФ

б) международный договор РФ, Конституция РФ, Указ Президента РФ, федеральный закон, закон субъекта РФ

в) Конституция РФ, международный договор РФ, федеральный закон, Указ Президента РФ, закон субъекта РФ

г) международный договор РФ, Конституция РФ, федеральный закон, Указ Президента РФ, закон субъекта РФ

Классифицируйте приведённые ниже нормы права на императивные, диспозитивные и рекомендательные:

1. «Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников»;

2. «Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав»;

3. «Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями)»;

4. «Совет, на рассмотрение которого передан спор между государствами-участниками данной конвенции, перед рассмотрением дела старается добиться соглашения между государствами-участниками спора»;

5. «Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и(или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи»;

6. «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей»;

7. «Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе».

Укажите в таблице номера приведённых норм:

В1. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных негативных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны

  1. А. присвоили очередное воинское звание
  2. В. заключил брак с гражданкой Е.
  3. Л. получил степень доктора физико-математических наук
  4. К. был приговорён к исправительным работам.

5. А. уволен с работы

Ответ______________.

В2. В приведённом ниже списке найдите признаки права и обведите цифры, под которыми они указаны

  1. многократность применения
  2. общеобязательность для всех членов общества
  3. неписаные правила, передающиеся из поколения в поколение
  4. имеют избирательный характер действия
  5. имеют формальную определённость
  6. взаимосвязь с государством.

Цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ______________.

В3. В приведённом ниже списке все слова, за исключением одного, относятся к понятию «нормативно-правовой акт».

Гипотеза, правило, санкция, государство, диспозиция, федерация, письменная форма.

Ответ_________________________.

С1. Назовите два основных признака субъекта права.

С2. Какие признаки права позволяют сделать вывод о том, что они являются главным регулятором общественных отношений? Проиллюстрируйте на трёх примерах важность норм права для общественных отношений.

С4. Что обществоведы вкладывают в понятие "норма права"? Составьте 2 предложения, содержащие информацию о данном понятии.

С9 . Изложите свои мысли по поводу высказывания «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ).

* Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности.”

Признаки правовых норм

    Нормативность . Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные си­туации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Норма права предназначе­на для регулирования общественных отношений. Ее содержание составляют так называемые статусные права и обязанности субъектов права, которые за­тем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах и обязанностях.

    Системность . Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с други­ми нормами права, не может регулировать общественные отношения.

    Норма права установлена компетентными государственными органа­ми . В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приня­ты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдель­ных случаях нормы права могут устанавливаться общественными организа­циями

    Общеобязательность . Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государ­ства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это не зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.

    Формальная определенность . Содержание правовых норм со всей опре­деленностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее ус­тановленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества.

    Неперсонифицированность . Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами.

    Неоднократность (многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.

    Реализация норм права при необходимости обеспечивается принуди­тельной силой государства. Ключевым слово здесь является “при необходимости”. То есть речь идет о потенциальной возможности государственного принуждения, а не о принудительном характере правовых норм.

2. Виды правовых норм

По функциям права

Регулятивные нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называютсяобязывающими .

Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы.Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода. Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно-обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое лицо регулируемого отношения.

Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:

По методу правового регулирования

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям. 1

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Императивные нормы , в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с законом».

По степени определенности следует различать :

Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

По отраслям права : нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.

Структура правовой нормы

Структура правовой нормы - это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. И таких структурных элементов всего три:

    Гипотеза - элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

2. Диспозиция - это элемент юридической нормы указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности. В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть, простой.

Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его.

Сложная или описательная диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения.

Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения и участники правоотношений могут следовать одному из них

3. Санкция - это логически завершающий элемент содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение. 2

Простой санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Сложной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального.

Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.Например: ст. 125 «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платой или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

Такое деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой, элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: «если..., то..., иначе...». Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем.