Истечение сроков наложения административного взыскания. Общие правила наложения взысканий за административные правонарушения

Глава 7
НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания
1. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
2. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.
3. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
2) совершение административного правонарушения повторно;
3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2 части первой настоящей статьи.
3. Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье.
4. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 7.4. Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений
1. При совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.
2. Порядок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:
1) штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, - ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления - тысячи базовых величин;
2) лишение специального права - пяти лет;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью - двух лет;
4) административный арест - двадцати пяти суток.
3. К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.
4. Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

Статья 7.5. Исчисление срока административного взыскания
Срок административного взыскания исчисляется в случае применения:
административного ареста - сутками;
лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью - месяцами, годами.

Статья 7.6. Сроки наложения административного взыскания
1. Административное взыскание может быть наложено:
1) за совершение административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его совершения;
2) за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения;
4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8-13.11 настоящего Кодекса, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения, статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее двух лет со дня их совершения и двух месяцев со дня их обнаружения;
5) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 настоящего Кодекса, - не позднее одного года со дня его совершения.

2. В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня отмены постановления и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также по иным административным правонарушениям, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее тридцати семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее двадцати пяти месяцев со дня его совершения, а по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.21 настоящего Кодекса, - не позднее тринадцати месяцев со дня его совершения.

3. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Статья 7.7. Зачет времени задержания
В срок административного ареста засчитывается срок задержания.

Статья 7.8. Возложение обязанности возместить причиненный вред
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Статья 7.9. Наложение административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность
При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные статьями 13.1-13.11 настоящего Кодекса, налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Своевременность наложения административных взысканий является характеризующей чертой организационно-властной деятельности исполнительных органов государства и судов, отражающей их актуальность, оперативность и единство действий, которые построены на строгом соблюдении критериев законности. При этом сроки наложения, исчисление сроков наложения административных взысканий должны быть осуществлены в строгом соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан и других законодательных актов.

Сроки наложения административных взысканий могут исчисляться сутками (административный арест), годами, месяцами и календарными днями (лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, а также лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождает охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития -- этап ответственности.

Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения правонарушения утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. Как видно из вышесказанного, закон предусматривает временные пределы, в период которых можно налагать административное взыскание, истечение этих сроков, их просрочка приводят к невозможности наложения на правонарушителя административного взыскания. Так, в соответствии со статьей 69 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан: "Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области охраныокружающей природной среды -- по истечении шести месяцев со дня его совершения.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области налогообложения по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершения административного правонарушения в области налогообложения по истечении трех лет со дня его совершения.

При длящемся административном правонарушении лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяется на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению преступления и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 387 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года".

Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Лицо, на которое наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. Течение срока наложения административного взыскания прерывается, если до истечения сроков лицо совершило новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Однако указанные выше сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе таможенного законодательства Республики Казахстан.

По мнению ведущих ученых-административистов (А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов и другие), для полной достоверности при исчислении сроков давности рекомендуется пользоваться правилами «РОКИ», где:

К -- конечный момент срока;

И -- имеющиеся изъятия из срока.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Отсюда надо полагать, что при рассмотрении дела о правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом и если сроки давности прошлого правонарушения были истечены, то данное положение не может быть признано в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. В то же время наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

Не менее важно и то, что если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе при отсутствии спора одновременно при решении вопроса о наложении взыскания решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Возмещение имущественного ущерба по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых иными уполномоченными органами (должностными) лицами, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Решение о возмещении имущественного ущерба должно быть исполнено виновным в 15-дневный срок со дня вручения ему постановления о возмещении имущественного ущерба.

При несвоевременном исполнении постановления, просрочки установленного срока вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством.

административное взыскание ответственность правонарушение

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (ст. 33 КоАП).

Признаки, характеризующие личность нарушителя

Личность нарушителя характеризуют , прежде всего, признаки, присущие субъекту проступка (возраст, пол, служебный, социальное положение, противоправное поведение в прошлом), а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье, коллег по работе, обучение и т.

Наложение административного взыскания за несколько правонарушений

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ч. 1 ст. 36 КоАП). Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений (ч. 2 ст. 36 КоАП).

Сроки наложения административного взыскания

Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2 месяца со дня его обнаружения (ч.

1 ст. 38 КоАП). Таким образом, для большинства правонарушений точкой отсчета срока давности привлечения к административной ответственности является день совершения правонарушения. При этом день совершения правонарушения в 2-месячный срок не включается. Срок истекает в 24 часа последних суток второго месяца. При длящемся правонарушении начало течения срока давности определяется по-другому. Точкой отсчета здесь есть момент обнаружения проступка. К ним могут быть отнесены, например, проживание без паспорта и тому подобное. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 2 ст. 38 КоАП).

Последствия наложения административного взыскания

Наложение административного взыскания влечет для нарушителя определенные неблагоприятные юридические последствия. Во-первых, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, признается отягчающим обстоятельством, о чем упоминалось выше. Во-вторых, законодательство об административных правонарушениях довольно часто рассматривает повторность как квалифицирующий обстоятельство. В-третьих, в отдельных случаях повторное совершение однородного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Признание лица не подвергавшимся административному взысканию

Ст. 39 КоАП установила срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Этот срок исчисляется с момента окончания административного взыскания и составляет 1 год. Для признания лица не подвергавшимся административному взысканию , не нужно издания какого-либо специального документа. Взыскание погашается автоматически по истечении указанного срока и в случаях несовершения в течение этого срока нового административного проступка. Если же лицо совершит новое правонарушение до погашения взыскания за предыдущее, течение срока прерывается. Давность в этих случаях начинается с момента окончания исполнения административного взыскания, назначенного за новое проступок.

Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством. При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение. Общие правила наложения административного взыскания отражены в гл.7 КоАП.

Важнейшими принципами применения мер административной ответственности являютсязаконностьи целесообразность.

Законность проявляется в следующем: должна быть установлена противоправность деяния как основания административной ответственности; деяние должно быть квалифицировано в соответствии с нормой Особенной части КоАП; орган, должностное лицо должны быть на законодательном уровне наделены соответствующей компетенцией по рассмотрению дела и наложению административного взыскания; административное взыскание должно налагаться в порядке, предусмотренном КоАП; должно соблюдаться правило подведомственности (подсудности); должностное лицо вправе применять только то взыскание, которое предусмотрено санкцией правовой нормы.

Целесообразность проявляется в индивидуализации наказания. Так, в ст.7.1 КоАП установлено, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность виновного, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им правонарушения, размер вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлекается к ответственности, а также возмещения причиненного вреда.

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. Статья 7.2 КоАП перечисляет обстоятельства, смягчающие административную ответственность (рассмотрены ранее). Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не предусмотренные в указанной статье КоАП.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

· продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

· совершение административного правонарушения повторно;

· вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

· совершение правонарушения группой лиц;

· совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

· совершение правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

· совершение правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна;

· совершение правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

· совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств;

· совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с использованием служебных обязанностей.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительное административные взыскания налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое правонарушение, окончательно определяют взыскание по совокупности совершенных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

1. Штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, – ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления – тысячи базовых величин;

2. Лишение специального права – пяти лет;

3. Лишение права заниматься определенной деятельностью – двух лет;

4. Административный арест – двадцати пяти суток.

Одним из условий наложения административного взыскания является строгое соблюдение сроков давности . Так, согласно ст.7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено:

1. за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения;

2. за совершение длящегося правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

3. за совершение правонарушения против экологии, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения;

4. за совершение правонарушения в области финансов, банковской и предпринимательской деятельности, таможенного регулирования, экономической деятельности – не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения;

В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту оно может быть наложено в сроки, установленные ч.2 ст.7.6 КоАП.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо об его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ – днями или месяцами, лишения специального права и права заниматься определенной деятельностью месяцами, годами.

Особое место занимает проблема административной ответственности юридических лиц. Она не получила приемлемого разрешения ни в теории, ни в законодательстве, поскольку один из признаков административного правонарушения – виновность – весьма неоднозначен для коллективного органа.

Административная ответственность юридических лиц в настоящее время закрепляется КоАП, при этом законодатель исходит из общего определения и признаков юридического лица, закрепленных в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст.3.5 КоАП).

Юридическое лицо как субъект административного права вид социальной организации, обладающей специфическими правовыми признаками, позволяющими выступать в качестве субъекта права. Правовыми признаками организации (юридического лица), основанными на социальных признаках, являются: во-первых, материальный признак, включающий в себя организационную обоснованность, организационное единство, управляемость; во-вторых, формальный признак, состоящий в закреплении за организацией правосубъектности. Сущность коллективного субъекта права, в том числе и административного права, проявляется в признании за организацией, объединяющей группу людей и обладающей определенными признаками, способности самостоятельного участия в правоотношениях. Коллективный субъект права, в том числе и юридическое лицо, с одной стороны это правовая функция, прием юридической техники, позволяющий группе людей выступать в качестве субъекта права, персонифицировано, с другой – социальная деятельность, имеющая свое материальное воплощение: как совокупность индивидов; как социальный механизм, осуществляющий определенную деятельность.

Распространение свойств личности на организации в праве позволяет привлекать коллективные субъекты права к юридической ответственности наравне с физическими лицами, руководствуясь одними и теми же принципами.

Субъективное основание административной ответственности юридического лица вина может быть определена как отрицательное отношение юридического лица, основанное на психическом отношении его физических лиц к совершенному деянию и его последствиям, вызывающее осуждение от имени общества и государства.

Объективное основание административной ответственности юридического лица деяние основывается на действиях (бездействии) физических лиц юридического лица, совершенных в связи с выполнением функцийюридического лица. Любое физическое лицо как член организации способно участвовать самостоятельно либо вместе с другими лицами в волеобразовании и волеизъявлении юридического лица.

Ответственность и юридического лица, и его физических лиц по общему правилу должны рассматриваться как самостоятельные явления, поскольку в основе каждой из них лежат самостоятельные основания. Вместе с тем деяния физических лиц юридического лица служат основой волевой деятельности юридического лица, следовательно, невозможно отрицать взаимную зависимость ответственности этих субъектов.

Эффективность деятельности исполнительной власти государственной администрации зависит и от последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа – установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР, Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные установленные правом сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».

С читая сроки, нужно знать:

Р – размер срока;

К – конечный момент срока;

И – имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.



Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течении рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматривает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному

Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта определения старта срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.



Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата «могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения» . В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

В действующем законодательстве нет общих норм о сроке давности наложения административных взысканий на коллективных субъектов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения.

В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.

4.3. Наложение взысканий за множественность административных поступков.

Множественность административных проступков – это выполнение одним лицом нескольких составов, не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственности виновного.

Первым признаком множественности проступков является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Второй признак множественности – все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно выполняет несколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем деликте. Иными словами, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за несколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков – совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность – это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).

Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно (например, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разновременность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы – связь со сроком давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях деликвента имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание

налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сложения взысканий . А поглощение менее строгого взыскания более строгим допускается ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоятельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притом одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыскание всегда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

Рецидив проступка – это совершение нового нарушения после привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо наказывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло ответственность. Если первое и второе деяние тождественны, рецидив называется специальным. Признак специального рецидива является квалифицирующим признаком десятков составов административных проступков. Ст. 96, 117, 157 3 , 162, 166 1 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привлечения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный рецидив.

Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:

Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех лет.

При решении вопроса об ответственности за специальный рецидив очень важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Иными словами, в течение какого срока гражданин считается привлекавшимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию».

Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания срока лишения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдельных проступков закрепляются исключения из общего правила: годичный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания...».

Заключение.

Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

3) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного данному граж­данину (права управления транспортным средством, права охоты);

5) исправительные работы;

6) административный арест;

7) административное выдворение;

8) дисквалификация.

Со времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения и дополнения – притом иногда значительные коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.

Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

Административное взыскание, во-первых, обозначает, подтверждает факт административной ответственности поскольку, как говорилось выше, без взыскания нет и самой ответственности) и, во-вторых, административное взыскание определяетвид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

Административные взыскания применяются в качестве мер основных и дополнительных. Конфискация предметов может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие

административные взыскания, указанные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основ­ное либо основное и дополнительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром.

Административные взыскания следует делить наабсолютно определенные иотносительно определенные.

По ряду правонарушений предусмотрено применение одного из нескольких мер административных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганство назначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, административный арест. В этом случае меры считаются альтернативными.