Коррупционные преступления. IV

УДК 343.98 © Н.И. Шаликова

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОМУ ПРЕСЛЕДОВАНИЮ ПО ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

В статье анализируются научные взгляды ученых на понятие «противодействие уголовному преследованию». Также рассматриваются наиболее типичные способы противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях.

Ключевые слова: преступность, уголовное преследование, коррупция, коррупционные преступления, противодействие.

TO THE ISSUE ON THE CONCEPT AND CONTENT OF COUNTERACTION TO CRIMINAL PROSECUTION IN CASES ON CORRUPTION OFFENSES

The article analyzes the researchers ’ interpretations of the concept of “counteraction to criminal prosecution". The author also considers the most typical forms of counteraction to the criminal prosecution in cases on corruption offenses.

Keywords: criminality, criminal prosecution, corruption, corruption offenses, counteraction.

С недавних пор внимание ученых сосредоточено на изучении такого сложного, комплексного, многоаспектного явления, как противодействие уголовному преследованию и его преодоление.

Как верно отмечено А.Ф. Волынским и В.П. Лавровым, «противодействие раскрытию и расследованию преступлений, связанное со стремлением избежать ответственности за содеянное, - явление не новое. Оно существовало давно, с тех пор, как государство начало преследование виновных в правонарушениях» . Между тем «противодействие» не как процесс, а как термин используется сравнительно недавно .

Моментом возникновения научного интереса к понятию «противодействие уголовному преследованию» в отечественной криминалистике можно справедливо назвать середину 1980-х годов, поскольку именно в этот период начинают активно формироваться его концептуальные основы.

Заметим, что отечественный законодатель не сформулировал легального понятия противодействия уголовному преследованию ни в уголовном, ни в уголовно-процессуальном законе. В качестве общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) , рассматривается «воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования». Кроме того, следует обратить внимание и на положения п. 3 ч. 1. ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) . В качестве основания для избрания меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) перечислены такие формы противодействия уголовному преследованию, как возможность угрозы свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожение доказательств либо иные способы воспрепятствования осуществлению уголовного преследования.

Таким образом, термин «воспрепятствование», на наш взгляд, является наиболее подходящим синонимом слову «противодействие». Это обусловлено еще и тем, что с лексической точки зрения термин «противодействие» определяют как действие, препятствующее другому действию, направленное против него .

В отечественной криминалистике с середины 1980-х годов было предпринято немало попыток сформулировать единое доктринальное понятие «противодействия уголовному преследованию», но в процессе его разработки ученые так и не пришли к единому мнению.

Так, Р.С. Белкин определяет противодействие как «умышленную деятельность с целью воспрепятствования решению задач расследования и в конечном счете установления истины по уголовному делу» .

В свою очередь, А.М. Кустов пишет: «Противодействие уголовному преследованию рассматривается, с одной стороны, как активная деятельность, с другой - как система активных действий различных лиц, связанных с событием преступления, препятствующих следователю или судье в достижении истины по уголовному делу и осуществлению правосудия; во-вторых, как целенаправленное пассивное поведение лиц, являющихся носителями криминалистически значимой информации о событии преступления и его непосредственных участниках, препятствующее уголовному преследованию виновных и осуществлению правосудия; в-третьих, как система действий, иных лиц, направленных на воспрепятствование достижению истины по одному или нескольким уголовным делам и осуществлению правосудия; в-четвертых, как система действий лиц, не являющихся непосредственными участниками преступного события, но в силу определенных обстоятельств заинтересованных в дезорганизации лиц, осуществляющих уголовное преследование и, как следствие, в отрицательном исходе производства по уголовному делу» .

Между тем наиболее удачным, на наш взгляд, содержание противодействия уголовному преследованию раскрывается в определении, приведенном в работах В.П. Лаврова и А.Ф. Волынского. Согласно их определе-

Н.И.Шаликова. К вопросу о понятии и содержании противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях_________________________________________________________________________________________________________

нию, «противодействие уголовному преследованию есть совокупность противоправных и иных действий преступников и связанных с ними лиц, направленных на воспрепятствование установлению истины правоохранительными органами в их деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений .

Анализируя вышеизложенные подходы к понятию противодействия уголовному преследованию, мы приходим к выводу, что оно включает в себя несколько элементов, определяющих его структуру и содержание. В их число, на наш взгляд, следует включать: субъектов, осуществляющих противодействие, объект противодействия и непосредственно саму деятельность по осуществлению противодействия, которая может быть реализована как в активной форме (действия), так и в пассивной (бездействие).

Так, Р.С. Белкин по отношению к процессу осуществления уголовного преследования по конкретному преступлению и с учетом особенностей субъектов, оказывающих противодействие, предложил различать «внутреннее» и «внешнее» противодействие .

По результатам проведенного опроса выяснилось, что большинство следователей и прокуроров считают, что именно по делам о коррупционных преступлениях оказывается самое интенсивное, компетентное внутреннее и внешнее противодействие. По 100-балльной сравнительной шкале респонденты оценивали вредность противодействия по делам указанной категории в среднем на 86 баллов (для сравнения: по делам об убийствах - 35 баллов, изнасилованиях - 48 баллов). Все опрошенные указывали на высокую долю незаконных, безнравственных актов противодействия именно по делам о служебных преступлениях (более чем в 2 раза выше, чем по убийствам, в 3,2 раза выше, чем по грабежам и разбоям). Эти негативные характеристики противодействия были поставлены ими в зависимость от того, работает ли адвокат обвиняемого по соглашению или по назначению; каков уровень должностного и материального положения обвиняемого и др. .

С учетом предложенной классификации под «внутренним» принято считать противодействие, оказываемое субъектами, причастными к расследованию конкретного преступления. К данной категории субъектов относятся подозреваемые (обвиняемые), свидетели, потерпевшие, следователи, эксперты, специалисты и другие участники уголовного процесса.

В свою очередь, «внешнее» противодействие представляет собой деятельность лиц, либо вообще не связанных с расследуемым событием, и лиц, осуществляющих уголовное преследование либо связанных с ним процессуальными, служебными или иными властными отношениями или другими зависимостями (родственники, друзья, знакомые, сослуживцы подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего, должностные лица правоохранительных и иных государственных органов).

Мы склонны согласиться с мнением Р.С. Белкина, поскольку его научные взгляды наиболее достоверно отображают современное состояние и перспективы развития теоретических и прикладных основ систематизации форм противодействия уголовному преследованию и являются своего рода ориентирами последующих научных исследований в сфере противодействия и способов его преодоления. Исходя из них, автором было предложено определение противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях -это система взаимосвязанных и взаимообусловленных противоправных и иных умышленных действий (бездействия) подозреваемого (обвиняемого) и связанных с ним лиц, направленных на воспрепятствование достижению целей уголовного преследования и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений.

Резюмируя вышеизложенное, автор приходит к выводу о необходимости использования понятия и содержания актов противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях в их криминалистической характеристике. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы следователи могли своевременно прогнозировать и выявлять возможные, а также нейтрализовать и преодолевать осуществляемые акты противодействия. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возникновении объективной необходимости дальнейших научных разработок в области противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях и способах его преодоления.

Литература

1. Волынский А.Ф., Лавров В.П. Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений (проблемы теории и практики) // Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации: материалы науч.-практ. конф. (29-30 октября 1996 г., г. Руза). - М., 1997.

2. Карагодин В.Н. Основы криминалистического учения о преодолении противодействия расследованию: дис. ... д-ра юр. наук. - Екатеринбург, 1992.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; 2013. № 30 (Ч. 1). Ст. 4078.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г. № 150-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921; 2013. № 27. Ст. 3442.

5. Ефремова Т.В. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.efremova.info/word/protivodejstvie.html/ (дата обращения: 30.11.2013).

6. Криминалистика: учебник / Р.С. Белкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; Инфра-М, 2010.

7. Кустов A.M. Механизм преступления и противодействие его расследованию: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. - М.: Академия МВД России, 1996.

8. Гармаев Ю.П., Обухов А.А. Квалификация и методика расследования взяточничества: учеб.-практ. пособие. - М.: Норма, 2009.

Шаликова Наталья Ивановна, магистр юриспруденции, ассистент кафедры уголовного процесса юридического факультета Бурятского государственного университета. 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected] тел. 89243926692.

Shalikova Natalia Ivanovna, master of jurisprudence, teaching assistant, department of criminal procedure, law faculty, Buryat State University. 24a Smolina Str., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670000. E-mail: [email protected] tel. 89243926692.

УДК 343.98 © К.С. Латыпова

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О ДТП,

СВЯЗАННЫХ С НАЕЗДАМИ НА ПЕШЕХОДОВ

Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся исследования понятия и значения криминалистической характеристики судебного разбирательства по делам о дорожно-транспортных преступлениях, связанных с наездами на пешеходов, как одного из составных элементов методики предварительного расследования и судебного разбирательства по рассматриваемым уголовным делам.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, связанные с наездами на пешеходов, криминалистическая характеристика судебного разбирательства, судебные ситуации, ситуационный подход, судебное разбирательство.

TO THE CONCEPT OF FORENSIC CHARACTERISTIC OF JUDICIAL PROCEEDINGS IN CASES OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS INVOLVING PEDESTRIAN INJURIES

The article is devoted to topical issues relating to research a concept and meaning of forensic characteristic of judicial proceedings in cases of road traffic accidents involving pedestrian injuries as one of the constituent elements of the methodology ofpreliminary investigation and judicial proceedings in pending criminal cases.

Keywords: road traffic offenses, involving pedestrian injuries, forensic characteristic of judicial proceedings, court situations, situational approach, judicial proceedings.

Необходимость и возможность использования криминалистических знаний в рамках осуществления судебного разбирательства по уголовным делам являются предметом для научных дискуссий на протяжении многих лет и в настоящее время не теряют своей актуальности (Ю.В. Кореневский, М.О. Баев, О.Я. Баев). Мы вынуждены констатировать, что ученые-криминалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно данного вопроса .

На сегодняшний день методика судебного разбирательства в криминалистике занимает свое особое место, поскольку существенное повышение качества рассмотрения судьями уголовных дел возможно лишь при использовании ими рекомендаций криминалистической науки. Как верно было отмечено Г.А. Зориным, «необходима многовариантная разработка методологической интерпретации относимой информации, что высоко значимо при формировании необходимой аргументации в процессе осуществления обвинения, защиты, а также следственной и судебной деятельности в условиях состязательности уголовного процесса» .

Всесторонность, полнота и объективность судебного следствия обеспечиваются не только соблюдением требований уголовно-процессуального закона, но и грамотным применением рекомендаций криминалистики . Проведенное нами исследование показывает, что судебное разбирательство по делам о дорожнотранспортных преступлениях (далее - ДТП), связанных с наездами на пешеходов, зачастую осложняется противодействием уголовному преследованию. В результате проведенного нами анкетирования судей (далее - респондентов) было установлено, что в ходе судебного разбирательства по делам данной категории преступлений они сталкивались со следующими актами противодействия, оказываемыми подсудимым: дача ложных показа-

1)Администрация Президента Российской Федерации

2)Председатель Правительства Российской Федерации 3)Генеральный прокурор Российской Федерации

4)Счетная палата Российской Федерации

165. Нанимателем федерального государственного служащего является:

· федеральный государственный орган Российская Федерация

· работодатель

· Правительство Российской Федерации

166. Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность,
либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия
нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, - это:

представитель нанимателя

· уполномоченный работодатель

· уполномоченный наниматель

■ представитель работодателя

167. Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу относится:

■ к трудовым спорам

■ к административно-правовым спорам

к индивидуальным служебным спорам

К коллективным служебным спорам

IV. Тестовые вопросы на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

168. К коррупции относится:

Любое нарушение государственным служащим требований к служебному поведению

использование государственным служащим своего должностного положения в целях приобретения выгоды для своих близких родственников

■ разглашение государственным служащим информации, ставшей ему известной в ходе исполнения должностных обязанностей

169. Примерами коррупции являются:

■ получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью

использование государственным служащим своего служебного положения для оказания влияния на конкурсную комиссию государственного органа в целях назначения на должность родственника указанного государственного служащего

· дополнительная оплачиваемая занятость государственного служащего в качестве преподавателя ВУЗа с использованием знаний и опыта, приобретенных им в рамках работы в государственном органе

· небрежное и недобросовестное исполнение государственным служащим должностных обязанностей в результате конфликтов с непосредственным руководством

170. Выберите все верные утверждения из перечисленных:

■ выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

■ коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики



■ коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

171. К сферам повышенного коррупционного риска в деятельности государственного органа
относится:

1)управление государственным имуществом

2)ведение делопроизводства

3)проведение контрольных мероприятий в отношении подведомственных организаций

4)реализация функции по разъяснению положений действующего законодательства в регулируемой сфере деятельности

172. Конфликт интересов на государственной службе - это ситуация, когда:

1)личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей

2)государственным служащим совершено коррупционное правонарушение

3)государственный служащий получает поручение, исполнение которого связано с нарушением действующего законодательства

4)государственный служащий негативно оценивает реализуемую государственным органом политику или принятые руководством решения и, как следствие, не прилагает достаточного усердия и добросовестности для выполнения своих должностных обязанностей

173. Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе
является:

1)выявление коррупционных правонарушений, совершенных государственным служащим

2)установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

3)предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

174. К антикоррупционным запретам, требованиям, ограничениям на государственной службе
относятся:

1)запрет на нахождение на государственной службе близких родственников при наличии их подчиненности друг другу



2)ограничения на работу по совместительству

3)ограничения на публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов

4)требование прохождения процедуры оформления допуска к информации, составляющей государственную тайну

175. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений могут нести:

· только физические лица

· только юридические лица

как физические, так и юридические лица

176. К последствиям коррупции относится:

финансовые потери, вызванные закупкой государственными органами товаров и услуг по завышенным ценам

Рост численности государственных служащих ущерб репутации государственных органов

177. Национальный план противодействия коррупции на очередной период утвержден:

Федеральным законом

указом Президента Российской Федерации

· нормативным правовым актом уполномоченного федерального государственного органа

178. Антикоррупционные ограничения, требования и запреты для гражданских служащих установлены:

Отдельным федеральным законом

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

■ Кодексом поведения государственных гражданских служащих Российской Федерации

179. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» противодействие коррупции является обязанностью:

·только правоохранительных органов

·только государственных органов

■ только государственных органов и иных государственных организаций

как государственных органов, иных государственных организаций, так и организаций частного сектора (коммерческих и некоммерческих)

180. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского
служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных
обязанностей, понимается:

1) возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной форме

2)возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в натуральной форме

3)возможность получения гражданским служащим нематериальной выгоды

181. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

· влечет применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности

· является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы

· влечет применение к гражданскому служащему мер уголовной ответственности

182. При поступлении на гражданскую службу и при ее прохождении гражданин, обязанный представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляет сведения:

о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга)

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей

· о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих детей, находящихся на его иждивении

· о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих родителей.

183. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны
представлять:

■ все гражданские служащие

Гражданские служащие, замещающие должности категории «руководители» и «специалисты»

■ гражданские служащие, замещающие должности высшей, главной и ведущей группы должностей гражданские служащие, замещающие должности, включенные в специальный перечень

184. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
представляются гражданами, обязанными представлять такие сведения:

при поступлении на гражданскую службу

· ежегодно при прохождении гражданской службы

· в течение недели после изменения имущественного положения гражданского служащего и/или члена его семьи

при увольнении с гражданской службы

185. Укажите, какие из перечисленных ниже вопросов регулируются Федеральным законом «О
государственной гражданской службе Российской Федерации»:

представление гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Порядок размещения представленных гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в сети «Интернет»

установление для гражданских служащих требований к служебному поведению

■ применение мер ответственности за получение и дачу взятки

186. Гражданский служащий:

Имеет право выполнять любую иную оплачиваемую работу

не имеет права заниматься оплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной и иной творческой

имеет право выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов

■ не имеет права выполнять иную оплачиваемую работу

187. Гражданскому служащему запрещено:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

■ участвовать на платной основе в деятельности органа управления любой некоммерческой организацией

осуществлять предпринимательскую деятельность

■ замещать любую оплачиваемую должность в органах политических партий

188. Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в
связи с протокольным мероприятием:

■ в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

189. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя
нанимателя:

Принимать почетные научные звания иностранных государств

заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств

■ вступать в члены международных организаций

190. Гражданский служащий обязан уведомлять:

О всех фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений

о всех фактах склонения любых гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений

■ обо всех замеченных им коррупционных правонарушениях

191. К взысканиям за несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в
целях противодействия коррупции, относятся:

замечание

выговор

■ строгий выговор

· сокращение размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий

· понижение в должности

предупреждение о неполном должностном соответствии

192. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание за коррупционное правонарушение:

■ в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов

в комиссию государственного органа по служебным спорам

в суд

193. При поступлении на гражданскую службу гражданин обязан представить сведения:

о предпринимательской деятельности, выполняемой с начала трудовой деятельности

о доходах

О принадлежности к политическим партиям - об отношении к религии

194. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
федеральный гражданский служащий представляет:

■ непосредственному руководителю

в кадровую службу федерального государственного органа

· в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· в налоговые органы

195. Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным
мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

· Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Гражданским кодексом Российской Федерации

■ указом Президента Российской Федерации

· постановлением Правительства Российской Федерации

· нормативным правовым актом конкретного государственного органа

196. Ответственность при исполнении гражданским служащим неправомерного поручения
несет:

· только давший поручение руководитель

· только выполнивший поручение гражданский служащий

· руководитель государственного органа

давший поручение руководитель и выполнивший поручение гражданский служащий

197. Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при
поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

· отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

· применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

Применение к гражданину мер уголовной ответственности

198. Гражданский служащий представляет сведения о своих расходах и расходах членов своей семьи в случае, если:

Сумма сделки превышает общий доход служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий совершению сделки

сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки

■ сумма сделки превышает один миллион рублей

199. Гражданский служащий:

обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

■ обязан сообщать представителю нанимателя только об уже возникшем и требующем урегулирования конфликте интересов

Не обязан сообщать ни о личной заинтересованности, ни об уже имеющемся конфликте интересов

200. Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

в связи с исполнением должностных обязанностей

· в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

· в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

201. Гражданскому служащему запрещено:

Вступать в политические партии

использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

■ участвовать в деятельности руководящего органа политической партии

публично выражать отношение к политическим партиям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности

202. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, приводит или может
привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан:

передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление

· обратиться в комиссию по урегулированию конфликтов интересов и следовать рекомендациям комиссии

· продать принадлежащие ему ценные бумаги

203. Срок действия ограничения на трудоустройство гражданина после увольнения с
гражданской службы составляет:

1 год после увольнения

2 года после увольнения

■ 5 лет после увольнения

204. Ограничение на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы:

· распространяется только на работу по трудовому договору распространяется на работу по трудовому и гражданско-правовому договору

· предусматривает дачу согласия на трудоустройство руководителем государственного органа

предусматривает дачу согласия на трудоустройство комиссией государственного органа по урегулированию конфликта интересов

205. Укажите, какие из перечисленных ниже антикоррупционных конвенций ратифицированы
Российской Федерацией:

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию

■ Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

206. Президент Российской Федерации:

определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции

координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией

определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

устанавливает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими

207. Вопросы создания системы противодействия коррупции в России возложены:

■ на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации

На Министерство юстиции Российской Федерации

на Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

208. Основные правила служебного поведения государственных служащих закреплены:

Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

■ Кодексом поведения государственных и муниципальных служащих, утвержденным указом Президента Российской Федерации

общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными указом Президента Российской Федерации

Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации

209. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения
о следующих видах доходов:

пенсии, пособия

доходы, полученные от продажи, сдачи в аренду недвижимого имущества

доходы от создания литературного произведения

· возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками

· сумма социального и имущественного налогового вычета

государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

210. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения о следующих видах транспортных средств:

о транспортных средствах, находящихся в угоне

o транспортных средствах, негодных к эксплуатации

■ о транспортных средствах, предоставляемых федеральному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей

О транспортных средствах, находящихся в пользовании федерального гражданского служащего (при наличии документов, подтверждающих право пользования)

■ о транспортных средствах, находящихся в фактическом пользовании федерального гражданского служащего

о транспортных средствах, снятых с регистрационного учета

■ о транспортных средствах, за которые федеральным гражданским служащим в отчетном периоде была оформлена предоплата, но при этом право собственности на федерального гражданского служащего оформлено не было

211. В случае, если федеральный гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или имеются ошибки, он может представить уточненные сведения в течение (?) месяца (месяцев) после окончания срока представления сведений в текущем отчетном году.

1

■3 ■2 0,5

212. В сети «Интернет» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданскими служащими:

■ не размещаются, поскольку являются сведениями конфиденциального характера

размещаются в отношении гражданских служащих, замещающих должности, включенные в специальный перечень

Размещаются в отношении гражданских служащих, давших свое письменное согласие на опубликование сведений

Размещаются в отношении всех гражданских служащих, представляющих указанные сведения

213. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданскому служащему, являющемуся:

его отцом

■ его супругом (супругой)

супругой его сына

■ его дядей

214. К гражданскому служащему, сообщившему о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности в течение одного года после сообщения:

■ применяются только по согласованию с профсоюзным органом

Применяются только по согласованию с общественным советом при федеральном государственном

применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по

урегулированию конфликта интересов

· применяются только по согласованию с комиссией по служебным спорам

· не применяются

215. К компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов относится:

■ рассмотрение обращений граждан о даче согласия на трудоустройство после службы

■ рассмотрение заявлений государственных служащих о даче согласия на занятие иной оплачиваемой деятельности

Рассмотрение заявлений государственных служащих, желающих выкупить подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей

Рассмотрение обращений государственных служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга)

216. Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

■ Аппарата Правительства Российской Федерации

Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральной службы по труду и занятости

217. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях:

выявления коррупциогенных факторов для их последующего устранения

Выявления противоречий и правовых коллизий по отношению к иным действующим нормативным правовым актам

обеспечения участия независимых экспертов в проведении оценки качества принимаемых нормативных правовых актов

218. В соответствии с законом уголовная ответственность предусмотрена:

задачу взятки

за получение взятки

за коммерческий подкуп

за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

■ за не принятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной службе

219. Расследование преступлений коррупционной направленности относится к компетенции:

■ Следственного комитета Российской Федерации

Федеральной службы безопасности Российской Федерации

·Счетной палаты Российской Федерации

·Генеральной прокуратуры Российской Федерации

220. Укажите, какие из перечисленных ниже положений устанавливаются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Срок, в течение которого должны быть приняты меры по урегулированию конфликта интересов

особенности применения к юридическим лицам мер уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

обязанность государственных служащих соблюдать Кодекс поведения государственных и муниципальных служащих

право Администрации Президента Российской Федерации осуществлять проверки достоверности и полноты сведений о доходах любых государственных служащих

221. Укажите, какие из перечисленных ниже положений установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Обязанность гражданского служащего уведомить представителя нанимателя о склонении к совершению коррупционного правонарушения

запрет на приобретение гражданским служащим в установленных федеральным законом случаях ценных бумаг, по которым может быть получен доход

Обязанность государственных служащих соблюдать Кодекс поведения государственных и муниципальных служащих

■ обязанность государственных служащих проходить регулярное повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции

222. В случае, если выявлено несоответствие расходов государственного служащего и членов его семьи их доходам:

Органы прокуратуры обращаются в суд с иском о применении к государственному служащему мер уголовной ответственности

органы прокуратуры обращаются в суд с иском об изъятии в доход государства имущества, законность приобретения которого государственный служащий не может обосновать

* государственный служащий незамедлительно увольняется с государственной службы

223. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается
получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей:

От физических и юридических лиц

- от физических и юридических лиц, за исключением подарков, врученных в связи с протокольными мероприятиями

· от физических лиц

· от юридических лиц

224. Гражданский служащий обязан уведомить:

\ о факте обращения к нему представителей юридического лица в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения

о факте обращения к нему гражданских служащих, замещающих должности в том же государственном органе, в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения

О совершении гражданским служащим, замещающим должность в том же государственном органе, коррупционного правонарушения

■ об имеющихся у него сведениях о подготовке другими гражданскими служащими коррупционного правонарушения

225. В состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в обязательном порядке входят:

■ представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

представители научных или образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной службой

■ представители профсоюзной организации, действующей в государственном органе

226. В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации предметом взятки
могут являться:

деньги

имущество

ценные бумаги

услуги имущественного характера

неимущественная выгода

227. В соответствии с российским законодательством не могут быть квалифицированы как
получение взятки следующие ситуации:

получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений

за совершение должностным лицом действий по службе имущество передается, не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду

■ получение должностным лицом вознаграждения до совершения им действий по службе в пользу лица, передавшего вознаграждение

Получение должностным лицом вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе

228. Гражданин, совершивший коррупционное правонарушение, может быть лишен права
занимать определенные должности государственной службы:

По решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· по решению представителя нанимателя государственного органа, где гражданин замещал должность государственной службы

· при включении гражданина в реестр граждан, совершивших коррупционные правонарушения

■ по решению Президента Российской Федерации

по решению суда

229. Государственный служащий замещает должность в федеральном агентстве, а также работает по совместительству в техническом институте.

Федеральное агентство планирует осуществить государственную закупку услуг по осуществлению научно-исследовательских работ. В силу своих должностных обязанностей государственный служащий должен принять участие в разработке технического задания на эту работу.

Ему известно, что технический институт заинтересован в выполнении работ по планируемому государственному заказу и собирается принять участие в конкурсе.

В данной ситуации:

■ имеется конфликт интересов, поскольку в случае победы в конкурсе технического института увеличится рабочая нагрузка государственного служащего в техническом институте, а это в свою очередь может повлиять на качество и объем выполнения должностных обязанностей по месту прохождения государственной службы в федеральном агентстве

имеется конфликт интересов, поскольку государственный служащий может повлиять на содержание технического задания и обеспечить преимущество организации, от которой получает доход

Конфликт интересов отсутствует, поскольку нет информации, свидетельствующей о возможности извлечения материальной выгоды от принятого решения государственным служащим или членами его семьи

Конфликт интересов отсутствует, поскольку по сравнению с остальными потенциальными участниками конкурса технический институт может выполнить работы наиболее качественно и по разумной цене

Конфликт интересов отсутствует, поскольку не имеется обстоятельств, свидетельствующих о том, что государственный гражданский служащий намерен злоупотребить своим должностным положением

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, посколь

Следственные ситуации по делам о коррупционных преступлениях определяются тем, предшествовало ли возбуждению уголовного дела проведение оперативно-розыскных мероприятий или нет.

Так, по делам о коррупционных преступлениях должны быть проведены следующие мероприятия:

Оперативная разработка коррупционеров, проводимая оперативно-розыскными органами до возбуждения уголовного дела, позволяет собрать материал, ориентирующий следователя в ситуации в целом и, в частности, в основных направлениях сбора и фиксации доказательств, изобличающих виновных.

  • Заподозренное в коррупции лицо действовало единолично в целях личного обогащения.
  • Коррупционер действовал в интересах третьих лиц, за что получал вознаграждение. Здесь существует три частные версии:
    • * Он действовал в интересах физических, юридических лиц, занимающихся легальным бизнесом;
    • * Он действовал в интересах организованной преступной группы, не являясь ее постоянным членом;
    • * Он является членом организованной преступной группы (преступного сообщества).

Коррупционные преступления, имеют специального субъекта: «должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность». Коррупционные преступления — это служебные преступления, совершаемые лицом, занимающим должность, согласно которой оно имеет определенные распорядительные либо управленческие полномочия.

Проблемы, возникающие при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности

Задачи по выявлению и качественной организации предварительного следствия по преступлениям коррупционной направленности, наряду с борьбой с экстремистскими и террористическими проявлениями, соблюдением законодательства при реализации национальных проектов, в сфере трудовых правоотношений являются одними из самых приоритетных задач, которые стоят перед сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками других правоохранительных органов и силовых структур.

Со своей стороны автор отмечает, поскольку расследовал, довел до суда ряд громких и резонансных уголовных дел коррупционной направленности, что, как правило, это кропотливая, напряженная деятельность не только следователя, но и целого ряда оперативных структур, а затем — прокурора и суда.

Проблемы возникают на стадии квалификации коррупционных преступлений, когда из органов дознания уже поступил материал проверки.

Вроде бы со стороны все просто: требуется вынести постановление о возбуждении уголовного дела, задержать преступника и спокойно выполнять следственные действия. Уголовное преследование иностранных граждан и лиц без гражданства? На самом деле, зритель видит некий промежуточный итог большой предварительной работы, направленной на выявление, собирание и закрепление доказательственной базы совершенного преступления. Самый же главный результат — реализация конституционного принципа неотвратимости наказания, будет достигнут лишь при направлении уголовного дела в суд, после чего должен быть вынесен справедливый приговор и как следствие — отбытие наказания виновным. Таким образом, проблемы при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности, возникают. Однако, несмотря на это борьба с коррупцией продолжается только в нарастающем режиме и, думается, что совсем скоро не чистому на руку чиновнику будет очень тяжело.

Автор также внесен скромный вклад в эту борьбу и только в этом году мной лично закончены и направлены в суд несколько уголовных дел коррупционной направленности по 28 эпизодам совершенных преступлений в отношении 5 лиц.

Противодействие уголовному преследованию по коррупционным преступлениям: проблемы и пути их решения

Для российского общества проблема противодействия уголовному преследованию по коррупционным преступлениям приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупционных проявлений в Российской Федерации достигли значительного уровня.

В Акмолинской области увеличился рост коррупционных преступлений


Так, по данным исследований, показатели годовых коррупционных проявлений в Российской Федерации достигают примерно одной трети бюджета страны.

В коррупционных преступлениях нет ни стороны потерпевшей, ни стороны, заинтересованной в установлении истины по делу, а также в выявлении и раскрытии преступления, в назначении наказания виновному в совершении преступления. Эти стороны стремятся скрыть, завуалировать преступление не только от сотрудников правоохранительных органов, но и от общественности.

По мнению А. В. Куракина, «антикоррупционная политика должна реализовываться с помощью правовых норм различной отраслевой принадлежности.

Кроме этого, она должна быть направлена на реализацию разных административно-правовых средств предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности в системе государственной службы Российской Федерации . Генеральная прокуратура Российской Федерации, являясь главным и единственным координирующим органом в правоохранительной системе по борьбе с коррупционной преступностью, осуществляет антикоррупционное наблюдение в совокупности с учетом данных уголовной статистики и позволяет разработать на должном уровне новую методологическую основу для борьбы с коррупционной преступностью .

  1. Продолжить совершенствование и развитие правовой основы противодействия коррупции.

имело ограниченный эффект, поскольку данный закон регулировал противодействие коррупции только на федеральном уровне управления выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции Очевидно, этот акт стал результатом влияния подписанной в начале 1999 г. Россией и некоторыми другими странами бывшего СССР (Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Литвой, Латвией, Молдавией, Украиной, Эстонией) Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) и, по своей сути, свел понятие коррупции к получению и даче взятки, не раскрыв содержания «других коррупционных правонарушений». Криминогенная ситуация в Российской Федерации свидетельствует, что коррупция стала принимать все более профессиональный характер, являясь проблемой, посягающей на основы национальной безопасности, стабильность общества, конституционные права и свободы граждан. Одним из важнейших способов борьбы с этим явлением по-прежнему остается уголовно-правовая репрессия.

Проблемы уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления

В обиходе под коррупцией понимаются мздоимство, казнокрадство, кумовство, протекционизм.

См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2008. С. 460.

Б) совершенное с прямым умыслом и сопряженное с применением насилия или угрозой применения насилия либо подкупом в отношении лица, осуществляющего правосудие, или представителя власти предварительное расследование с целью воспрепятствования осуществлению указанными лицами законной деятельности;В этот перечень, но с определенными комментариями вошли со ссылкой на УК РФ: Ратифицировав этот международно-правовой акт, Россия в п. 1 ст. 1 указанного Закона констатировала, что внутренним законодательством она признает коррупционными и уголовно наказуемыми деяния, предусмотренные следующими статьями Конвенции.

Тактика расследования коррупционных преступлений

  • — форма вымогательства;
  • — сумма или предмет взятки;
  • — характер угроз и их последствия;
  • — причина обращения с заявлением в правоохранительные органы, кто осведомлен о намерении заявить о происшедшем в правоохранительные органы, и другие факты взяточничества.

Кроме того, желательно напомнить заявителю, что при приеме заявления он предупреждался об ответственности за заведомо ложный донос.

Допросом устанавливаются обстоятельства осуществления заподозренными лицами преступных действий и их документальное оформление. Выясняется: принимались ли меры к ускорению (задержанию) рассмотрения конкретных документов и законность выполнения должностным лицом служебных действий; вызвали ли у допрашиваемого определенные подозрения действия подозреваемого; если вызвали, то в чем они выражались; каковы отношения свидетеля с подозреваемым и т. п. В целях поиска материальных следов преступления, кроме осмотра проводится обыск и выемка . О проведении задержания с поличным составляется протокол с приложениями к нему (фотоснимки, аудио- и видеозаписи), составленные и изготовленные с соблюдением требований ч. 4 ст.

84 УПК РФ. Кроме того, особенностью расследования коррупционных преступлений является оказание противодействия расследованию со стороны виновных и их окружения. Это противодействие выражается в различных формах: подкуп свидетелей, уничтожение служебной документации, физическая расправа с лицами, изобличающими коррупционеров; сокрытие их за рубежом и т. п. Кроме того, при подготовке к допросу следователь может использовать помощь соответствующих специалистов для точной формулировки вопросов, определения порядка предъявления имеющихся доказательств. Целесообразной может быть помощь специалиста и непосредственно при производстве самого допроса.

Таким образом, невысокая эффективность расследования и раскрытия преступлений коррупционной направленности – результат влияния объективных и субъективных причин и факторов различного характера. Преодоление проблем видится в реализации комплекса мер по ужесточению уголовно-правовой политики, активизации взаимодействия субъектов расследования, обновлении схем и принципов межгосударственного взаимодействия, повышении правосознания общества и сотрудников правоохранительных органов РФ. Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006.

N 26. Ст. 2780. Обсуждаемым является и примечание к ст. 204 УК РФ содержащее условия, при которых лицо освобождается от уголовной ответственности за коммерческий подкуп.

Особенности методики расследования коррупционных преступлений


Основные коррупционные деяния охватывают ряд должностных и экономических преступлений: взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и др.

Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц

Если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше. Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Ответ: «Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц? Коррупция проявляется в совершении: Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Нормативно-правовые и институциональные меры противодействия коррупции

Согласно Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.99 к коррупционным преступлениям, наряду с корыстными служебными злоупотреблениями (взяточничеством, хищением и др.), относятся: воспрепятствование осуществлению правосудия, сокрытие и представление в ложном свете обстоятельств преступлений, что вполне оправданно в рамках системного подхода к борьбе с этим явлением.

Сокрытие коррупционного преступления должностным лицом, в компетенцию которого входят выявление, регистрация, расследование преступления, может быть квалифицировано по ст. 285, 286, 292 УК РФ.

Сокрытие коррупционного преступления влечет уголовную ответственность на общих основаниях по ст.

316 УК РФ, а также по нормам о соучастии в преступлении, служебном злоупотреблении. Ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования предусмотрена ст. 294 УК РФ и наступает за любое вмешательство в деятельность суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание. Указанное деяние может и не преследовать корыстную цель, а совершаться по мотиву угодничества нужным людям с целью «спасения родственника, друга, знакомого, «однопартийца с использованием административного ресурса, шантажа и других методов . Возникает вопрос о квалификации продолжаемой деятельности должностного лица по укрывательству ряда коррупционных преступлений. Например, в правоохранительные органы поступают сообщения о злоупотреблениях должностного лица при сдаче муниципального имущества в аренду, распоряжении земельными участками, однако им не дается ход, хотя и принимаются многочисленные решения: о направлении в различные инстанции для проверок, об отказе в возбуждении уголовного дела.

Поэтому данные методические рекомендации нацелены на то, чтобы ориентировать следователей на правильное применение результатов оперативно-розыскной деятельности, начиная со стадии доследственной проверки. Как правило, в большинстве случаев основным доказательством дачи-получения взятки является ее передача под контролем, проводимом в рамках оперативно-розыскного мероприятия – оперативный эксперимент. Отмечено изменение структуры коррупционной преступности, акценты смещены на борьбу с наиболее значимыми и опасными деяниями, выявлено больше фактов взяточничества (44 % от общего числа зарегистрированных преступлений), а также преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб. Вместе с тем принимаемые правоохранительными органами меры по выявлению, пресечению и расследованию коррупционных преступлений нельзя назвать исчерпывающими, поскольку уровень коррупционной преступности в Оренбургской области продолжает оставаться высоким, а возникающие в практической деятельности проблемы требуют корректировки работы правоохранительных органов. Одним из условий освобождения от уголовной ответственности по примечаниям к ст.

204, 291, 291 1 УК РФ является добровольное сообщение виновным о совершенном преступлении — дачи взятки, совершении коммерческого подкупа или посредничества во взяточничестве. В качестве адресата такового называются правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело. Не прояснило ситуацию и Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 09.11.2005 г. № 546-П05 по данному вопросу. В нем указывается, что активное способствование раскрытию преступления заключается в даче подробных и достоверных показаний об обстоятельствах совершенных преступлений, причем независимо от дальнейшего поведения лица, в том числе и в ходе судебного разбирательства по уголовному делу .

Помимо прочего, лицо должно полностью признать свою вину в совершении инкриминируемого преступного деяния.

Читайте другие статьи на сайте:

  • При котором следователь не вправе приостановить предварительное следствие

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- совершения преступления с только прямым умыслом;
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий:
Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
Ст. 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
П. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Ст.204 Коммерческий подкуп
Ст.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Ст.290 Получение взятки
Ст.291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Ст.302 Принуждение к даче показаний
Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:
П.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Ст. 170 Регистрация незаконных сделок с землей
Ст.201 Злоупотребление полномочиями
Ст.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями
Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Ст.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Ст.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)
Ст.292 Служебный подлог
Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:
Ч. 4 ст.188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,
П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.228.2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере
П. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;
3.5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом:
Ч.ч.3,4 ст.183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия
П. «б» ч. 3 ст.228.1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в особо крупном размере
3.6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:
Ч.ч.3,4 ст.159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере
Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:

Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.