Институт политического убежища в россии. Институт политического убежища в России Беженцы: понятие и правовое положение

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

А.Е. НОВИКОВА А.М. ЖОРНИК

Статья посвящена анализу развития института политического убежища в международном и национальном законодательстве. Представлена авторская позиция относительно содержания данного правового феномена, а также направлений его совершенствования в рамках российского законодательства.

Ключевые слова: право, институт, убежище, временное убежище, политическое убежище, беженцы.

[email protected]

Право убежища для революционных политэмигрантов как одно из выражений пролетарского интернационала было провозглашено Советским государством еще в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 28 марта 1918 г.1 С тех пор незыблемый принцип предоставления убежища всем иностранцам, подвергающимся на родине преследованиям за свою, политическую деятельность, научные или религиозные взгляды, неизменно находит закрепление в конституциях всех советских республик. Этот принцип означает не только отказ в выдаче политэмигрантов или их высылке в другие государства, но и максимальное уравнение в правах с советскими гражданами2.

Конституция РСФСР 1918 г. гласила, что РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления (ст. 22)з. В Конституции РСФСР 1925 г. говорилось, что РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения (ст. 12)4. Статья 133 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривала, что право убежища предоставляется иностранным гражданам, «преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или за национально-освободительную борьбу»5. Одной из важнейших особенностей права убежища в РСФСР являлось то, что политические эмигранты пользовались полной свободой в отстаивании тех политических убеждений, за которые они подвергались преследованиям у себя на родине. В Конституции СССР 1977 г. говорилось, что Союз ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность (ст. 38)6. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в ст. 63 устано-

1 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 28 марта 1918 г. «О праве убежища» // http://constitution.garant.ru/history/actl600-i9i8/5330/

2Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М., 1964. - С. 306.

3 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/

4 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i925/

5 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i937/

6 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i977/

вила, что иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется политическое убежище7. Как справедливо отмечает С. А. Авакьян, Конституция РФ не имеет подобных политических окрасок и в большей мере ориентирована на то, что соответствующие деятельность и убеждения человека должны быть прогрессивными и отвечать демократическим идеалам человечества8.

Анализ литературы показал, что большинство авторов хотя и прямо не называют институт политического убежища, однако они подразумевают именно убежище по политическим мотивам. Об этом свидетельствует, например, такая трактовка В. И. Менжинского: «предоставление убежища является традиционным суверенным правом каждого государства, которое самостоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве условия и порядок допуска на свою территорию политических эмигрантов»9, в которой уже заложено отождествление лиц, получивших убежище и политических эмигрантов. В. И. Лисовский изначально определяет право на убежище как «право государства разрешить въезд и пребывание на своей территории политическому эмигранту, преследуемому в другой стране, и гарантировать ему демократические права человека и основные свободы»10, т.е. безальтернативно полагая, что убежище необходимо человеку только в случае его преследования по политическим причинам. По мнению Г. В. Игнатенко, во многих государствах принят термин «политическое убежище», потому что «основанием для обращения лица и предоставления ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера»11.

Также ряд современных исследователей приравнивает понятия права убежища и права политического убежища. Так, профессор И. И. Лукашук интерпретирует право убежище как убежище политического характера, выделяя и такие разновидности убежища, как территориальное и дипломатическое12. О. И. Тиунов пишет, что право убежища «связано с предоставлением по политическим мотивам права безопасного проживания определенному лицу в иностранном государстве, гарантирующем этому лицу основные права и свободы, обязанность предоставления которых закреплена нормами международного права»13. О. И. Тиунов сконструировал свою схему эволюции института убежища: сначала было религиозное убежище, затем оно стало территориальным, после Французской революции - политическим, а в современный период убежище предоставляется не только за политическую деятельность, но также по национальным, расовым, религиозным и другим основаниям.

По нашему мнению, существует два подхода к пониманию сущности убежища как политического. С точки зрения первого подхода, политическим будет такое убежище, которое предоставляется государством в случае преследования лица именно по политическим мотивам. Большинство ученых, как показал анализ научной литературы, придерживаются именно такой позиции. Однако, если следовать такой логике, то многие государства, в том числе и Российская Федерация, в которых прописано право политического убежища, а не просто убежища, ограничивают права иностранных граждан и лиц без гражданства в получении убежища по иным (расовым, национальным, религиозным и др.) мотивам. И тогда это будет противоречить международным актам, например, Всеобщей декларации о правах че-ловека14, в которой говорится, что каждый человек имеет право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем.

7 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

8 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1. - М.: Инфра-М, 2010. - С. 860.

9 Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М., 1964. - С. 306.

10 Лисовский В.И. Международное право. - М., 1961. - С. 121.

11 Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. - С. 387.

12 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М.: Волтер Клувер, 2007. - С. 391.

13 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. - М.: Норма, 2009. - С. 125.

14 Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. - 1998, 12 декабря.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

Согласно же второму подходу, понятие «политическое убежище» используется именно потому, что это суверенное право каждого государства, а государство - это политическая организация и поэтому то, что исходит от государства, в любом случае будет носить политический оттенок. Следовательно, понятия «убежище» и «политическое убежище» будут тождественны и государства, в которых провозглашено и гарантируется право политического убежища, нельзя будет обвинить в нарушении общепризнанных принципов и норм международного права. Поэтому провозглашенное Конституцией РФ право политического убежища мы трактуем как возможность предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища на территории нашего государства как по политическим, так и по национальным, расовым, религиозным и иным причинам. А предметом данного исследования является убежище, предоставляемое Российской Федерацией по политическим мотивам (в том смысле, в котором оно определено в Указе Президента от 21.07.1997 г.15).

Отметим, что в данной работе политическое убежище будет рассматриваться именно как институт права (обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида либо отдельные их компоненты16), а не как субъективное право. Такой позиции придерживается, например, Б.С. Эбзеев17 (не исключая при этом возможности понимания политического убежища и как суверенного право каждого государства, и как особое субъективное право, предоставляемое некоторым иностранцам и лицам без гражданства), а также ряд иных авторов18.

Российская Федерация, определив в ч. 1 ст. 63 своей Конституции возможность предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, тем самым установила для себя обязанность разработать систему национальных нормативных правовых актов, которые призваны регулировать данный институт. Первое место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». В соответствии с его положениями Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Также в данном положении указан перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:

Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

15 Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (ред. от 12.07.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 29 июля; СЗ РФ. - 2012. - № 29. - Ст. 4073.

16 Большая юридическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2010. - С. 222.

17 Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - С. 113.

18 Напр., Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). -ООО «Новая правовая культура», 2009 г. // http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/

Лицо представило заведомо ложные сведения;

Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

Лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о предоставлении лицу политического убежища оформляется Указом Президента, что свидетельствует о важности и особом характере данного статуса.

Лицо, желающее получить в России политическое убежище, должно направить ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища на имя Президента РФ в территориальный орган Федеральной миграционной службы (далее -ФМС). Вместе с ходатайством подаются документ, удостоверяющий личность, два фото; заполняются анкета и опросные листы, а также проводится с лицом собеседование. Указанные документы подаются заявителем лично в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства. Более подробно с данной процедурой можно ознакомиться в Административном регламенте ФМС, утвержденном Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г.19

Среди органов, принимающих участие в рассмотрении ходатайства, в Положении и Регламенте указаны:

ФМС РФ (в частности, Управление по вопросам гражданства);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ);

Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД РФ);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ РФ);

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее - Комиссия).

Наряду с институтом политического убежища, существует в Российской Федерации институт временного убежища, который пользуется среди иностранных граждан и лиц без гражданства большей популярностью. Так, по данным ФМС РФ, в период с 2001 г. по 01.07.2007 г. были приняты и рассмотрены заявления о предоставлении временного убежища 5 637 иностранных граждан, являющихся выходцами из 59 государств. 2 446 из них было предоставлено временное убежище (43 %)20. За 5 месяцев 2009 г. более 3 000 человек обратились за временным убежищем, большая часть из которых его получила21. В связи с этим, справедливо возникает вопрос о механизме предоставления временного убежища по сравнению с политическим относительно его сложности. Вопросы временного убежища регулируются двумя нормативными правовыми актами: Федеральным законом «О беженцах»22 и Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»23. В соответствие с этими документами временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

Имеют основания для признания беженцем (беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданст-

19 Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 г. № 11245) (в ред. Приказа ФМС РФ от 22.01.2010 г. № 16) // Российская газета. - 2008, 19 марта.

20 http: //www.fms.gov.ru/ documents/asylum/

21 http: //www.fms.gov.ru/ about/ofstat/stat_l_rd/part_8.php

22 Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 30.12.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 3 июня.

23 Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (ред. от 23.04.2012 г.) // Российская газета. - 2001, 28 апреля.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

ва, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений), но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

Не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Исходя из положений законодательства, можно сделать вывод, что понятия «лицо, ищущее временное убежище» и «лицо, ищущее политическое убежище» соотносятся как общее и частное, так как оба они могут преследоваться по политическим убеждениям, однако последнее - только по политическим.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом ФМС РФ в течение одного месяца с момента подачи заявления. Такой порядок по сравнению с порядком предоставления политического убежища гораздо проще, и, соответственно, иностранцам гораздо легче получить временное убежище, что и подтверждает статистика. Однако, временное убежище предоставляется лишь на 1 год, хотя и с возможностью продления такового, а политическое - бессрочно, что, наверняка, делает его более привлекательным для иностранных граждан и лиц без гражданства. Также политическое убежище имеет преимущество перед временным и в связи с тем, что лицам, получившим его, предоставляется возможность приобрести российское гражданство спустя год после проживания на Российской Федерации, в то время как лицо, имеющее временное убежище в России, должно прожить на ее территории 5 лет24.

Таким образом, мы можем резюмировать, что получить временное убежище реальнее и быстрее (зачастую лица ходатайствуют о предоставлении временного убежища даже тогда, когда основания обращения явно политические25), но возможности, которые открываются перед лицом, получившим политическое убежище гораздо шире. Поэтому вполне закономерно, что лица сначала обращаются за политическим убежищем, получают отказ, а потом, практически сразу обратившись за временным убежищем, получают его26.

Это позволяет утверждать, что процедура предоставления политического убежища в Российской Федерации делает этот гуманный институт практически недействующим. В теории существует такая точка зрения, что институт политического убежища - это политический инструмент, которым пользуются лица, совершившие преступления, для избежания ответственности в своем государстве27. Однако позволим себе не согласиться с данной точкой зрения ввиду того, что процедура получения политического убежища, а также этапы проверки, которые проходит лицо для того, чтобы получить таковое настолько сложны и поэтому позволяют выявить и пресечь на корню любые возможные попытки ма-

24 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 12.11.2012 г.) / / Российская газета. - 2002, 5 июня.

25 См., напр.: Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2012 г. № 1118832 «В удовлетворении заявления о признании незаконным решения уполномоченного органа, которым решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правильным, отказано правомерно, поскольку угрозы для жизни заявителя при его возможном возвращении на родину не установлено» // http://Ъase.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;Ъase=SOJ;n=47l296;div=LAW;mЪ=LAW;ts=6BFoED5 ВВС11Е74ЕРВ1ЕСРВзз1Е0Р9Бз;та=0.0759986012708з957 ;

Постановление Европейского суда по правам человека от 20.05.2010 г. «Дело «Хайдаров (Khaydarov) против Российской Федерации» [рус., англ.] // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 76-95.

26 Напр.: Постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.2010 г. «Дело «Абду-лажон Исаков (Abdulazhon ^акоу) против Российской Федерации» [рус., англ.] // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 95-113.

27 Быкова Е.В. Политическое убежище: правовой институт или политический инструмент? // Миграционное право. - 2012. - №2. - С. 34-38.

нипулировать российским законодательством. Очевидно, что относительно жесткая политика нашего государства в данной сфере диктуется необходимостью избегать случаев использования института политического убежища для решения чужих, не вполне законных интересов. Ведь обратное может привести к превращению этого института в политический инструмент (как отмечает Е. В. Быкова) и подрыву авторитета государства на международной арене (наиболее яркий пример - Великобритания).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и обобщения:

Впервые институт политического убежища признан и закреплен на международном уровне - во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.;

В России институт политического убежища впервые нашел свое отражение в Конституции РСФСР 1918 г.;

Только с принятием Конституции РФ 1993 г. институт политического убежища в Российской Федерации приобретает формулировку, соответствующую общепризнанным принципам и нормам международного права;

Формулировка в Конституции РФ института убежища, установленного во Всеобщей декларации прав человека, как политического не означает предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища только по политическим причинам;

Порядок предоставления политического убежища не закреплен в федеральных законах, а регулируется Указом Президента и ведомственными актами;

Институт политического убежища связан с такими правами человека и гражданина, которые не могут быть ограничены даже в условиях военного или чрезвычайного положения: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, право определять и указывать свою национальную принадлежность, свобода совести;

Учитывая связь института политического убежища с неотъемлемыми естественными правами человека, представляется, что его регулирование должно осуществляться не иначе как на уровне Федерального закона;

На основании вышесказанного предлагаем принять Федеральный закон «Об убежище в Российской Федерации», который будет регулировать основания, порядок предоставления, лишения, утраты убежища в России, права и обязанности лиц, его получивших, причем убежища не только политического, но и временного; включить в данный закон беженцев и вынужденных переселенцев. По нашему мнению, это позволит оптимизировать существующие в данной сфере механизмы реализации иностранных граждан и лиц без гражданства права на политическое убежище. Решение вопроса в этом направлении будет соответствовать неоспоримой важности и значимости данного института.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 30.12.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 3 июня.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 12.11.2012 г.) // Российская газета. - 2002, 5 июня.

4. Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (ред. от 12.07.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 29 июля; СЗ РФ. - 2012. - № 29. - Ст. 4073.

5. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. - 1998, 12 декабря.

6. Постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.2010 г. «Дело «Абдула-жон Исаков (Abdulazhon какоу) против Российской Федерации» [рус., англ.] / / Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 95-113.

7. Постановление Европейского суда по правам человека от 20.05.2010 г. «Дело «Хайда-ров (Khaydarov) против Российской Федерации» [рус., англ.] // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 76-95.

Список литературы

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 1бд

IШ " 2012. № 20 (139). Выпуск 22

8. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2012 г. № 11-18832 «В удовлетворении заявления о признании незаконным решения уполномоченного органа, которым решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правильным, отказано правомерно, поскольку угрозы для жизни заявителя при его возможном возвращении на родину не установлено» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=47l296;div=LAW;mb=LAW;ts=6BF 0ED5BDCllE74EFBlECFD33lE0F9B3;rnd=0.07599860l27083957

9. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 28 марта 1918 г. «О праве убежища» // http://constitution.garant.ru/history/actl600-l9l8/5330/

10. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // http://constitution.garant .ru/history/ussr-rsfsr/l9l8/

11. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // http://constitution .garant.ru/history/ussr-rsfsr/l925/

12. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/l937/

13. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/l977/

14. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (ред. от 23.04.2012 г.) // Российская газета. - 2001, 28 апреля.

15. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 г. № 11245) (в ред. Приказа ФМС РФ от 22.01.2010 г. № 16) // Российская газета. - 2008, 19 марта.

16. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1. - М.: Инфра-М, 20l0. - С. 860.

17. Большая юридическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2010.

18. Быкова Е.В. Политическое убежище: правовой институт или политический инструмент? // Миграционное право. - 20l2. - №2.

19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). -ООО «Новая правовая культура», 2009 г. // http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/

20. Лисовский В.И. Международное право. - М., 1961. - С. 121.

21. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М.: Волтер Клувер, 2007.

22. Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

23. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. - М.: Норма, 2009.

24. Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М., 1964.

25. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

26. http://www. fms.gov. ru/about/ofstat/stat_l_rd /part_8.php

27. http://www. fms.gov. ru / documents/asylum /

GENESIS AND MAINTENANCE OF THE INSTITUTE OF POLITICAL ASYLUM IN RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the development of the institution of asylum in international and national law. The author "s position regarding the content of this legal phenomenon, as well as areas to improve it in the Russian legislation.

Key words: law, institution, shelter, temporary shelter, asylum, refugees.

A.E. NOVIKOVA A.M. ZHORNIK

Belgorod State National Research University

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие право убежища, классификация его форм и содержание. Анализируются источники международного права, а так же международные и российские нормативно-правовые акты и функционирование института права убежища. Рассматривается правовое закрепление права убежища в Российской Федерации.

Ключевые слова: международное право, институт право убежища беженцы, территориальное убежище, нормативно - правовые акты.

Нормы международного права закрепляют, право предоставлять государствам политическое убежище определенному кругу лиц, обязанность других государств уважать это право. Право убежища является институтом международного и национального права. Каждое государство в праве само решить, кому предоставить убежище. Можно указать, что право убежища - это право государств разрешить въезд и проживание на своей территории лицу, которое преследуется в своей стране за политические или другие права. Основой данного права является суверенитет.

Право убежища встречается на всех этапах развития государства и права. Как развивается государство, так и развивается право, меняя свое содержание и выступая в разных формах.

Предоставление права убежища государствами является мирным, не должно противоречить другим международным актам, другие госу­дарства не должны воспринимать это как недружественный акт. После того как государство предоставило убежище, оно должно гарантировать безопасность т. е. невыдачу и невысылку лица из территории данного государства, а так же гарантировать основные права и свободы. Государ­ство обязано следить за деятельностью тех лиц, кому было предоставлено убежище, чтобы деятельность не противоречила целям и принципам ООН .

Международные правовые нормы, как институт права убежища включают в себя положения об общем порядке и о конкретных пред­писаниях определении категории лиц. Положения об общем порядке включает в себя предоставление политического убежища таким лицам, как например политические эмигранты.

Конкретные предписания включают в себя предписания, в которых предоставление убежища осуществляется в бесспорном порядке, например лицам, борющимся за национальное освобождение.

Часто ставится вопрос о юридических основаниях права убежища. Эту проблему выделяют различные авторы. Одни авторы полагают, что основанием будет являться признание за физическим лицом качества субъекта международного права. Другие ссылаются на основу в качестве основных прав и свобод человека. И наконец, третьи считают наличие специальных норм о праве убежища во внутригосударственном законо­дательстве .

Институт международного права в 1950г. принял одну из первых универсальных норм об убежище, приняв резолюцию «Убежище в международном публичном праве» . Резолюция состоит из преамбулы и четырех глав (10 статей).

Дальнейшие же вопросы об предоставление убежища рассматри­вались в рамках ООН. Положения об этом институте были включены, в частности, во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах было закреплено право не только для конкретной категории лиц, так же право убежище было зафиксировано для борцов против колониализма. В этих документах так же было отмечено, что право пользоваться убежищем имеют все лица за исключением иностранцев преследуемых за уголовное преступление. Между тем в этих же документах отмечается, что нельзя предоставлять убежище лицам, которые предают интересы своих народов, преследуют свои узкокорыстные интересы, нарушают принципы Устава ООН. Это можно объяснить тем, что право убежище как институт базируется на государственном суверенитете и носит политический характер.

Следует обратить внимание, что одним из признаков права убежища является наличие в каждом случае заявления или прошения со стороны лица, о предоставлении политического убежища.

Одним из основных вопросов остается круг лиц, которые могут получить политическое убежище.

Известны две формы убежища:

1. Территориальное

2. Дипломатическое

Территориальное убежище подразумевает собой возможность укрыться от преследования на своей территории. Предоставляется госу­дарством какому-либо лицу.

В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище .

Убежище может быть предоставлено:

  1. Лицам, которые совершили международное преступление, например военный преступник.
  2. Лица, которые совершили уголовное преступление, например угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов.
  3. Лица, которые совершили уголовное преступление, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними догово­рами государств о выдаче.

Дипломатическое убежище - предоставление государством, какому- либо лицу убежища не только на территории государства, но и в дипломатических зданиях, на бортах военных кораблей, баз, воздушных судов и т. д. Многие считают дипломатическое убежище неприемлемым и неправомерным. Оно признаётся лишь в странах Латинской Америки.

Предоставление дипломатического убежища противоречит п. 3 ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права» .

Однако в 1927 году вырабатывался проект конвенции о диплома­тическом убежище. Это проект положен в основание конвенции о дипломатическом убежище, которая была принята в 1928 г. на шестой панамериканской конференции в Гаване. В данной конвенции разре­шалось предоставлять убежище на военных кораблях, лагерях и самолётах политическим правонарушителям.

По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на четыре группы:

  1. Государства, которые не признают и не практикуют его.
  2. Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют.
  3. Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории.
  4. Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставление на своей территории (некоторые государства Латинской Америки, Греция).

В соответствии с нормами международного права можно выделить следующие основные черты права убежища:

  1. Каждое государство может предоставлять политическое убе­жище на своей территории на основании государственного суверенитета.
  2. Каждый человек имеет право на политическое убежище.
  3. Каждое государство может само оценивать основания для предоставления политического убежища.
  4. Убежище не может быть предоставлено в случае преследования за совершение неполитического преступления или деяния, противоре­чащего целям и принципам ООН.
  5. Государство, которое предоставляет политического убежище обязано гарантировать безопасность.

Таким образом, право убежища – это суверенное право государства предоставлять лицу, преследуемому по мотивам, определенным международным правом, право безопасного проживания на своей территории, а также гарантия такому лицу прав и основных свобод со стороны государства-убежища.

Список литературы:

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (Дата обращения 20.03.2019).
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (Дата обращения 20.03.2019).
  3. Декларация о территориальном убежище (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.1967 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15557#01681507169883596 (Дата обращения 20.03.2019).
  4. Конвенция о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28.07.1951) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15154#09977175572328745 (Дата обращения 20.03.2019).
  5. Бирюков П.Н. Международное право: учебник / П.Н. Бирюков. - Москва: Изд-во Юрайт, 2011. - 793 с.
  6. Галенская Л.Н. Право политического убежища (международно-правовые вопросы) / Л.Н. Галенская. - Москва: Международные отношения, 1968. - С. 93.
  7. Дурденевский В. Международное право: учебник для юридических институтов и факультетов / В. Дурденевский, С. Крылов. - Москва, 1948. - С. 299.
  8. Захаров Н. Курс общего международного права / Н. Захаров. - Петроград: Типография Д.П. Вейсбрут, 1918. - С. 271.
  9. Колосов Ю.М. Международное право. – М., 2005.
  10. Лисовский В.И. Международное право / В.И. Лисовский. - Москва, 1970. - С. 133.
  11. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища Вестник ТИСБИ. 2000. № 4.
  12. Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.icrc.org/applic/ihl/ihl.nsf/INTRO (Дата обращения 20.03.2019).
  13. Гуриц С.Д. Основания привлечения к трудовой занятости военнопленных // История государства и права. 2015. N 9. С. 35‑39.
  14. Кремнев П.П. Участники международных вооруженных конфликтов: еще раз о правовом статусе // Российский юридический журнал. 2016. N 5. С. 48‑60.
  15. Кузьминых А.Л. Международно-правовое регулирование режима военного плена и интернирования во второй половине XIX - первой половине XX в. // Военно-юридический журнал. 2014. N 9. С. 19‑27.
  16. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.

Политическое убежище - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и инымоснованиям подобного рода.
Становление института права убежища было непростым и долгим.
Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию "Убежища в международном публичном праве". В ней право убежища было определено следующим образом: "Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком - либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет".
Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках ООН. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.
Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставленное каким - либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

В международной практике государств известны две формы убежища : территориальное и дипломатическое.
Убежище территориальное - предоставление государством какому - либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.
Убежище дипломатическое - предоставление какому - либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле. Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что "помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права". Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.
Признанно, что право убежища является институтом , основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер . Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:


· высылка является административно - правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;

· высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;

· высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача - лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства , а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом.
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено :

· лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);

· уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);

· уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

· лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

В РФ – ст. 63 Конституции говорит об убежище. Согласно ст. 89 Конституции Президент решает вопрос о предоставлении политического убежища.

Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации.

Определения права убежища содержатся и в работах советских авторов. Они существенно отличаются от определений буржуазных юристов (следует отметить, что это отличие относится и к характеру исследования института в целом). В работах советских авторов (например, в диссертации Е. А. Шибаевой) подчеркивается все более проявляющаяся тенденция к предоставлению убежища прогрессивным политическим эмигрантам, говорится о необходимости предоставлять им основные права и свободы человека, не высылать и не выдавать их.

В ряде работ советских авторов право убежища рассматривается в связи с исследованием других проблем. Так, например, М. Д. Шаргородский пишет: «Право убежища-- это право государства предоставить лицу, преследуемому в другом государстве за совершение преступления, право проживания на своей территории без привлечения его к уголовной ответственности». Из определения М. Д. Шаргородского вытекает, что убежище предоставляется лишь тем лицам, которые совершили преступление в другом государстве. Это очень сужает понятие права убежища. Если исходить из данного определения, то убежищем не могут пользоваться лица, которые не совершили никакого преступления, а ищут его из-за своих политических убеждений или из-за невозможности проживания на родине, если там проводится, к примеру, политика расового террора (Южно-Африканская Республика) и т. д.

Точка зрения М. Д. Шаргородского характерна для юристов-криминалистов, которые в конечном итоге отождествляют право убежища с невыдачей преступников. Однако, если рассматривать право убежища даже с этих позиций, определение, безусловно, должно содержать указание на то, что государства не должны предоставлять убежище тем лицам, в отношении которых имеются запрещения в международном праве.

Наибольший интерес, естественно, представляют те работы, которые специально посвящены исследованию института права убежища. Н. А. Ушаков в своей кандидатской диссертации определяет право убежища как «предоставление политическому эмигранту права безопасного проживания в иностранном государстве при гарантии ему демократических прав человека и основных свобод со стороны государства-убежища». Это определение следует признать одним из наиболее удачных в советской международно-правовой литературе. В нем отражен целый ряд основных черт института права убежища: предоставление его только политическим эмигрантам, право безопасности проживания эмигрантов (т. е. невыдача и невысылка их), предоставление им демократических прав человека и основных свобод. Вместе с тем, на наш взгляд, в приведенное определение следует внести некоторые уточнения.

Институтом международного права на сессии 1950 г. в Бате было принято следующее определение: «Убежище - защита, которую государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его органов, лицу, прибывающему в поисках ее». Среди достоинств этого определения можно выделить то, что согласно ему государство гарантирует защиту преследуемому лицу.

В соответствии с нормами, закрепленными в международных документах, можно выделить следующие основные черты права убежища:

  • 1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других станах и пользоваться этим убежищем. Положение лиц, получивших убежище, должно являться без ущерба для суверенитета государств и принципов и целей ООН предметом заботы международного сообщества.
  • 2. Каждое государство имеет право предоставлять преследуемым лицам убежище на своей территории на основании государственного суверенитета.
  • 3. Государство само оценивает основания для предоставления убежища.
  • 4. Убежище не может быть предоставлено в случае преследования за совершение неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается. Ушаков Н. А. Право убежища. - М., 1950.

Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения ("право убежища") восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление "убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы". За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств и в XX столетии стало одним из общепризнанных положений международного права.

Основными законодательными актами, регламентирующими порядок реализации иностранцами и лицами без гражданства права на получение политического убежище в Российской Федерации, являются:

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища";

Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 26 июля 1995 года № 763 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в РФ»

Постановления Правительства от 9.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»

Отдельные нормы, затрагивающие реализацию права на политическое убежище содержатся в:

Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации";

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составную частью правовой системы нашего государства. Статьей 63 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

На основе этого можно также сказать, что правовой механизм предоставления политического убежища в Российской Федерации опирается на такие международные правовые акты, как:

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ООН от 14 декабря 1950 г.);

Декларация о территориальном убежище, принятая резолюцией 2312 (ХХII) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1967 г.;

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).

Важным аспектом обеспечения в Российской Федерации права иностранцев и апатридов на получение политического убежища является статья 64 Конституции РФ, которой закреплено, что положения главы 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Положения статьи 63 Конституции РФ полностью соответствуют ст. 14 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года), провозглашающей право каждого человека искать убежище от преследования в других странах, и Декларации о территориальном убежище (принята 14 декабря 1967 года Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций), которая в свою очередь исходит из того, что предоставление любым государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт.

Сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления убежища не являются общепризнанными принципами и нормами международного права. Положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе носят рекомендательный характер. Поэтому Декларация подчеркивает, что предоставление убежища является актом осуществления государственного суверенитета. В соответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы автоматически удовлетворять подобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия, на которых она предоставляет или не предоставляет убежище, сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права.

Таким образом, суверенитет Российской Федерации в вопросах предоставления убежища позволяет реализовать данное право иностранцам и лицам без гражданства только в случаях, когда это соответствует государственным интересам России. Данная норма закреплена в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 с изм.

Причем преследование должно быть направлено против самого лица!

Отказ (п.5 Положения)

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

лицо представило заведомо ложные сведения;

лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утрата (п. 6 Положения)

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:



возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лишение (п. 7 Положения)

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Порядок рассмотрения вопросов политического убежища (п.п. 8-17)

Ходатайство гражданина à ТО ФМС à ФМС à МИД, МВД, ФСБ à ФМС à Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ à Президент РФ.

1. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

2. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

4. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

5. Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

6. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

7. Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев в РФ и соотечественников за рубежом