Органы оказывающие юридическую помощь. Основы оказания бесплатной юридической помощи

Введение

Право на юридическую помощь - это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно" (ст. 48, п.1). 11 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности.

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, так называемые "иные формы оказания юридической помощи", то есть все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым.

Несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, система оказания юридической помощи населению в нашей стране активно развивается, и сегодня почти в любом городе можно встретить нотариальную контору, адвокатуру, частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Проблема развития системы оказания юридической помощи в настоящее время, однако, не перестаёт оставаться актуальной в силу несовершенства некоторых сторон её деятельности, вызванных разнообразием форм данной помощи и дерегулированием в сфере юридических услуг.

Целью работы является: обосновать актуальность развития системы оказания юридической помощи.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

дать определение юридической помощи и выявить основные элементы системы оказания юридической помощи населению в РФ;

выявить основные проблемы развития системы оказания юридической помощи населению в РФ.

Юридическая помощь и её организация

Юридическая помощь это: «государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан». 11 Правоохранительные органы / Под ред. проф. В. П. Божьева. М., 2008. С. 326.

Действительно, юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).

Что касается лиц, которым оказывается помощь, то это могут быть как физические лица всех статусов - граждане страны, иностранные граждане, а также лица без гражданства, так и юридические лица.

Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги.

В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 26) предусматривает:

Юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 11 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

Бесплатно юридическая помощь оказывается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, на основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 22 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331..

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам. 11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4921.

При рассмотрении проблемы развития системы юридической помощи следует иметь в виду, что положения ст.48 Конституции необходимо увязывать с предписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46 Конституции, согласно которым каждому: а) гарантируется судебная защита прав и свобод; б) обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ:

адвокатуры (в том числе, иностранных государств).

Прокуратуры;

Нотариата;

Специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.);

Юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях;

Частных детективных служб;

Частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг;

Общественных приемных органов власти, местного самоуправления;

Патентных поверенных;

Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им не оплачивается. Адвокатская деятельность - это «квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию». 11 Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 287. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее.

Суды в силу своего статуса, разъясняют гражданам и представителям юридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибок при подаче документов, - в своих определениях указывают на порядок внесений исправлений и устранения недостатков.

То же разъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти при приеме заявлений и обращений граждан.

Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.

Так, например, в соответствии со ст.22 ФЗ «О статусе военнослужащих», юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

Органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;

Органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело. 11 СЗРФ от 1 июня 1998 г. №22, ст. 2331.

Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат. Основы законодательства России о нотариате возлагают на нотариат защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. 22 ВВС РФ, 1993, № 10, ст. 357.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной и общественной защите прав потребителей содержится в Законе РФ "О защите прав потребителей". 33 СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140. В нем, например, предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе обращаться в суд для защиты прав потребителей в случае обнаружения их нарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей.

Работа по оказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческими организациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью, однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи с востребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующей коммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшем развитии.

Таким образом , юридическая помощь бывает государственной, негосударственной и частной.

Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.

Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаях предоставление бесплатной юридической помощи. Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ, а именно: суда; прокуратуры; нотариата; специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.); юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях; частных детективных служб; частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг; общественных приемных органов власти, местного самоуправления; патентных поверенных; адвокатуры (в том числе, иностранных государств).

Принципы правосудия.

Конституция устанавливает принципы правосудия, которыми дол­жен руководствоваться судья при применении закона:

1. Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности). Это означает, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности, не считается преступником до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда.

2. Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение.

3. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4. В суде каждый имеет право быть выслушанным;

5. Закон обратной силы не имеет. Обратной силы не имеют законы: а) устанавливающие или усиливающие ответственность; б) возлагающие но­вые обязанности на граждан; в) ухудшающие положение граждан. Если после совершения человеком правонарушения закон отменяется или смягчается ответственность за это правонарушение, то применяется новый закон.

6. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7. Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (суп­руги) и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усынов­ленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабуш­ка и внуки. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против до­верившихся им на исповеди;

8. Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемо­го;

Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10. Применение уголовного закона по аналогии не допускается, т.е. не могут квалифицироваться как преступление действия человека внешне схожие с ним, но не предусмотренные (описанные) уголовным законом.

юридическая помощь это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан.

В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:

Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.

Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.



И, наконец, “иные организационные формы оказания юридической помощи”, которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.

Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Основными направлениями деятельности адвокатуры являются:

дача консультаций по юридическим вопросам, справок по действующему законодательству;

выступление в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном судопроизводстве; это важное право и направление адвокатской деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу - важная особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы работников юридической помощи.

осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по гражданским и административным делам;

оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых документов;

правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка законности принятых на предприятии решений, претензионная и представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам управления организацией;

Нотариат - это тоже очень интересная форма организации юридической помощи. Я считаю, что нотариат ближе всего из всех форм оказания юридической помощи подпадает под понятие правоохранительного органа, тем более, его государственная часть, которая по всем признакам является правоохранительным органом. Во-первых, он (нотариат) выполняет государственную деятельность, во-вторых, является специально уполномоченным органом, и, в-третьих, выполняет свою функцию путем применения юридических мер. Нотариусы в основном занимаются удостоверением и освидетельствованием некоторых видов юридических фактов, таким образом, предотвращая споры между участниками договорных отношений.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, преду­смотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Одна­ко в основном законе страны не сказано, кто именно обязан оказывать квалифицированную и бесплатную юридическую помощь, гарантирован-ность которой провозглашена в статье 48. Как справедливо отмечает М.Ю. Барщевский, приведённая формулировка Конституции РФ не может быть признана удовлетворительной 1 .

Ведь если квалифицированную юридическую помощь обязана оказывать адвокатура, то тогда резонно возникает вопрос, почему в Конституции РФ это прямо не предусмотре­но. В прежней Конституции РСФСР 1978 г. адвокатуре была посвящена отдельная статья. В ней указывалось, что «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гра­жданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности ад­вокатуры определяются законодательством Российской Федерации, пра­вовыми актами краёв, областей, автономных областей, автономных рес­публик». Следовательно, Конституция РСФСР возложила обязанности оказания квалифицированной юридической помощи на адвокатуру.

Квалифицированная юридическая помощь в Российской Федерации оказывается государственными органами, входящими в систему исполни­тельной власти, как федерального, так и регионального уровней. Эта по­мощь оказывается органами исполнительной власти в процессе реализа­ции их функций, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гра­жданина.

Исполнительную власть в Российской Федерации возглавляет Пра­вительство РФ. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» возлагает на Правитель­ство РФ осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями (статья 19).

Реализуя данные функции, Правительство РФ, федеральные мини­стерства, комитеты, службы, надзоры, в случае обращения к ним граждан, дают разъяснения по вопросам законодательства или направляют эти об­ращения в компетентные органы, которые обязаны оказать правовую по­мощь в разрешении проблемных вопросов.

Аналогично федеральным органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и Федераль­ным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации» выполняют вы­шеуказанные функции, а именно: в пределах ведения Российской Федера­ции и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполни­тельной власти Российской Федерации. Это означает, что в случае неока­зания квалифицированной юридической помощи лицу, обратившемуся за ней в органы исполнительной власти субъекта федерации, решение может быть принято федеральным исполнительным органом. Без сомнения, та­кая вертикаль исполнительной власти позволяет поддерживать единые стандарты оказания квалифицированной юридической помощи на всей территории Российской Федерации.

Квалифицированную и бесплатную юридическую помощь гражда­нам оказывает также и Уполномоченный по правам человека в Россий­ской Федерации, осуществляющий свои полномочия в соответствии с Фе­деральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. и способствующий правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и ме­тодов их защиты. Институт Уполномоченного по правам человека создан в целях гарантирования государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека является сравни­тельно молодым в Российской Федерации. Фактически он является про­екцией функционирующего в зарубежных странах института омбудсмена (народного защитника). При осуществлении своих функций Уполномо­ченный по правам человека независим и неподотчётен каким-либо госу­дарственным органам и должностным лицам, не может быть депутатом, находиться на государственной службе, заниматься политической дея-14

тельностью. Уполномоченный не наделён властными полномочиями, не­посредственными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает нормативно-правовые акты. Тем не менее, вышеназванный федеральный конституционный закон устанавли­вает широкий круг обязанностей перечисленных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, осущест­вление по поручению Уполномоченного определённых действий, предос­тавление информации, необходимых материалов и т.п.).

Всё это говорит о том, что деятельность Уполномоченного по пра­вам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных ор­ганов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и сво­бод.

Основным содержанием компетенции Уполномоченного по правам человека является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод чело­века и гражданина. При этом заявителями жалоб могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на её территории иностранные граждане и лица без гражданства. То есть юридическая по­мощь Уполномоченного оказывается каждому обратившемуся.

Уполномоченный вправе рассматривать только те жалобы, которые ранее обжаловались в судебном либо административном порядке, но зая­витель не согласен с принятым решением. Предметом жалобы могут быть решения, действия (бездействие) государственных органов, органов мест­ного самоуправления и должностных лиц.

Уполномоченный наделён широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные орга­ны с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего пред­ставителя участвовать в судебном процессе; он может обратиться в раз­личные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарно­го, административного, уголовного производства в отношении тех долж­ностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановле­ния суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рас­смотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан за­коном, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В 2008 году к Уполномоченному поступило всего 47147 обращений, в том числе 27577 жалоб. В приемной аппарата Уполномоченного принят 4201 гражданин и оформлено 1802 жалобы граждан. К сотрудникам аппа­рата по телефону поступило 3845 вопросов и обращений, на которые да­ны консультации и разъяснения. Во время поездок Уполномоченного и сотрудников его аппарата в субъекты Российской Федерации проводился личный прием граждан. Все поступающие к Уполномоченному жалобы рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу. Уполномоченный был вынужден отклонить 7,5% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным в законе критериям приемле­мости. По итогам рассмотрения 59,6% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения, справки и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий. Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный предпринимал меры по оказанию помощи по 32,9% жа­лоб заявителей, включая и полное восстановление нарушенных прав 1 .

Оказанием бесплатной юридической помощи гражданам занимается также и прокуратура РФ. В целях обеспечения верховенства закона, един­ства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражда­нина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнени­ем законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодатель­ными (представительными) и исполнительными органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов.

Ведущим направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Ему посвящена целая глава закона о прокуратуре 2 .

Законодатель, отдельно выделяя данное направление деятельности прокуратуры, подчёркивает возросшую роль органов прокуратуры в деле охраны прав и свобод человека и гражданина.

В своей деятельности по надзору за соблюдением прав человека прокурор осуществляет полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий; полномочия по устранению на­рушений закона; полномочия по предупреждению нарушений закона.

Кроме того, необходимо отметить, что наряду с перечисленными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор обладает полномочиями, возможными только для данного направления деятельности органов прокуратуры, а именно: правом рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сооб­щений о нарушении прав и свобод граждан. Сообщения о нарушении прав и свобод могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также государственных органов, организаций и т.д.

В процессе осуществления данного вида надзорной деятельности прокурор обязан разъяснять пострадавшим гражданам порядок защиты их нарушенных прав и свобод. Потребность в реализации данного полномо­чия возникает в тех случаях, кода восстановление нарушенных прав тре­бует обращения в органы, обладающие соответствующей компетенцией, а заявитель не обладает необходимой для этого информацией и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной юридической помощи либо иных причин.

Количество обращений граждан в органы прокуратуры остаётся ста­бильно высоким. Каждый год прокурорами выявляется в общей сложно­сти 500 000 нарушений законодательства, в том числе свыше 100 000 не­законных правовых актов. По протестам и исковым заявлениям отменя­ются либо приводятся в соответствие с федеральным законодательством 85-90 тысяч нормативных актов и восстанавливаются права сотен тысяч граждан.

Также необходимо понимать, что в большинстве случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина обстоятельства не требуют иниции­рования сложной и длительной процедуры судебного разбирательства, и, таким образом, прокуратура является более оперативным способом раз­решения правового конфликта (например, прокурор указывает конкрет­ный орган либо должностное лицо, который правомочен восстановить на­рушенные права и свободы). Прокурор разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении на­рушенного права. Этой деятельностью прокурор оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в ней.

Свою роль в обеспечении конституционного права граждан на по­лучение квалифицированной бесплатной юридической помощи выполня-17

ет нотариат. Нотариат в России определяется как публично-правовой ин­ститут, одной из функций которого является оказание квалифицирован­ной юридической помощи, обеспечение прав и законных интересов граж­дан и юридических лиц путём совершения от имени Российской Федера­ции нотариальных действий 1 .

Правовой основой организации и деятельности нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 фев­раля 1993 года № 4462-I. В соответствии с данным законом нотариус обя­зан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществ­лении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обя­занности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть ис­пользована во вред (статья 16).

Данная правовая норма обязывает нотариуса оказывать гражданам квалифицированную юридическую помощь бесплатно. Выполнение этой функции не должно ограничиваться сообщением заинтересованным ли­цам информации о действующем законодательстве по конкретному во­просу, а включать также и обязательное проведение правовой экспертизы всех условии сделки, проверку соответствия содержания сделки действи­тельным намерениям сторон и требованиям законодательства, принад­лежности прав на недвижимость, правоспособности юридического и фи­зического лиц, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариальных действий. Всё вышеперечисленное позволяют включить нотариусов в число субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Бесплатную юридическую помощь в соответствии с уставными це­лями и задачами оказывают и общественные объединения.

В отечественной правовой доктрине понятию «объединение граж­дан» даются различные определения. Например, В.О. Лучин и О.Н. Доро­нина отмечают, что «под данное понятие подпадают любые сообщества физических лиц, созданные ими в целях реализации самых разнообразных интересов и удовлетворения различных потребностей (участие в управле­нии государством, отправление религиозных обрядов, культурные по­требности, защита социально-трудовых прав, совместное использование имущества или способностей к труду для получения прибыли и т.п.) 2 . С этой позицией вполне сочетается и точка зрения, согласно которой объе­динения граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассо­циации) физических лиц, преследующих достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности 1 .

Такую цель, как защиту прав и свобод человека и гражданина, в своей деятельности преследуют профсоюзы, общества по защите прав по­требителей, комитеты по правам человека и некоторые другие общест­венные организации. Так, например, федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представитель­ства и защиты их социально-трудовых прав и интересов 2 . Защита прав за­частую сопровождается оказанием юридической помощи. Работники профсоюзных организаций предоставляют бесплатные юридические кон­сультации. Как правило, к ним обращаются члены конкретного профсою­за и только по вопросам трудовых отношений (трудовые споры, охрана труда и т.п.). Деятельность юристов профсоюзных организаций ограниче­на конкретным кругом дел и не преследует цель получение какого-либо материального дохода.

Видами юридической помощи являются:

Помощь в написании заявлений, жалоб, ходатайств;

Участие в уголовном, гражданском, арбитражном процессах;

Представление интересов доверителя в органах государственной и судебной власти.

Дача консультаций, справок;

Юридическая консультация - это разъяснение действующего законодательства, справка - информация о содержании тех либо иных положений закона. Адвокат должен давать консультации и предоставлять справки незамедлительно после обращения к нему гражданина. Однако при отсутствии у адвоката достоверной информации ему необходимо перенести время визита на более позднее, а самому серьезно проработать вопрос. В качестве альтернативного выхода можно предложить обратиться за аналогичной консультацией к. своему коллеге, специализирующемуся в данной области. Запрещено давать неполные, неконкретные и тем более неверные ответы на вопросы, составляющие предмет консультации.

Форма консультации (письменная или устная) не должна влиять на ее качество. Если посетитель не осведомлен о том, что консультации и справки могут предоставляться как в устной, так и в письменной форме, в начале разговора следует разъяснить ему данное положение.

Требование, которое предъявляется к документам, составляемых адвокатом, - их правовой характер. Это означает, что в документах должна содержаться просьба (или требование) о начале, изменении или прекращении право­отношений.

Заявление - это документ, в котором содержится обоснованная просьба об инициировании правоотношений. Такая просьба должна быть конкретной, адресованной надлежащему адресату и подписанной заявителем.

Жалоба - это документ, обращенный в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу, в котором содержится просьба изменить или отменить решение, запретить либо признать незаконными действия (бездействие) органа (должностного лица), на которые принесена жалоба.

Ходатайство представляет собой заявленную с целью наиболее полной реализации собственных или представляемых прав просьбу об осуществлении действий, принятии решений или об отказе от этого, адресованную органу или должностному лицу, наделенному соответствующими властными полномочиями.

Полномочия адвоката должны быть подтверждены соответствующими документами.

В гражданском судопроизводстве адвокат участвует в качестве представителя доверителя и имеет надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.

Адвокат вправе выступать в арбитражном судопроизводстве в качестве представителя гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и в качестве представителей организации.

В уголовном судопроизводстве адвокат может выступать на стороне как обвинения, так и защиты. На стороне защиты адвокат может обладать полномочиями защитника, т. е. лица, осуществляющего в установленном законом порядке защиту прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающего им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Адвокат вправе выступать и в качестве представителя гражданского ответчика.

Адвокат в качестве представителя доверителя может участвовать в разбирательстве дел в третейском суде.

Полномочия адвоката должны быть подтверждены доверенностью. В исполнительном производстве адвокат имеет право на совершение от имени представляемого всех действии, связанных с исполнительным производством, однако эти действия должны быть специально оговорены в дове­ренности, выдаваемой представляемым, в частности: предъявление и отзыв исполнительного документа; передача полномочий другому лицу (передоверие); обжалование действий судебного пристава-исполнителя; получение присужденного имущества.

Адвокат может оказывать юридическую помощь несовершеннолетним, в отношении которых исполняется наказание в виде лишения свободы.

Видом юридической помощи, оказываемой адвокатом, может быть и предоставление других правовых услуг. К иным видам юридической помощи относятся, например, помощь по уголовным делам, состоящая в использовании адвокатом тактических приемов защиты, выборе средств и способов защиты прав и законных интересов подозреваемого (обвиняемого), помощь в составлении гражданско-правовых договоров, составляемых в простой письменной форме, и т. д.

Оказание юридической помощи на территории Российской Федерации адвокатами иностранного государства может иметь место в случаях, когда хотя бы одной стороной спора является юридическое или физическое лицо, находящееся (находившееся) в правоотношениях, которые регулируются (регулировались) нормами права иностранного государства.Юридическая помощь адвоката. Что в нее входит и какие вопросы решает адвокат?

Попадая в тяжёлую жизненную ситуацию, которая связана с законодательством и требует принятия быстрого решения, или же нуждаясь в профессиональной консультации, человек обращается за юридической помощью.

Прочтения кодексов и правовых актов бывает недостаточно для того, чтобы самостоятельно решить какой-либо вопрос, связанный с судебным разбирательством, а зачастую самостоятельность в судебном процессе бывает невозможна. Именно для этого существует профессиональная помощь адвоката.

Виды юридической помощи адвоката

Помощь адвоката

Мнение, что помощь адвоката требуется лишь в самых крайних случаях, на сегодняшний день весьма ошибочно. Не стоит всецело полагаться на государство или на себя, потому что только специалист знает, как сделать так, чтобы разрешить судебное разбирательство в пользу своего подопечного. Помощь адвоката весьма разнообразна, она не ограничивается исключительно представительством интересов клиента в суде. Какие же виды юридической помощи адвоката существуют и на что могут рассчитывать те, кто за ней обращается?

Консультирование

Консультирование можно поставить первым в ряду среди всех видов помощи юристов, ведь многие граждане не знают своих прав и обязанностей. Чтобы юридическая безграмотность не повлекла за собой еще больше проблем, важно до принятия активных действий проконсультироваться с адвокатом.

Помощь при составлении юридических документов

Адвокат также может оказать помощь при составлении заявлений, ходатайств, жалоб и прочих юридических документов. Если подобные документы написаны не по установленной форме и без необходимых обоснований, то гражданин может получить отказ в своих требованиях, даже если последние являются законными.

Представительство в организациях

Это представительство в органах государственной власти и прочих организациях, где гражданин не считает эффективным действовать самостоятельно.

Представительство в исполнительном производстве

Этот вид помощи адвоката представляет собой представительство при исполнении решения суда.

Представительство в налоговых правоотношениях

В последнее время этот вид юридической помощи адвоката становится всё более популярным на фоне отстаивания предпринимателями своих прав перед налоговыми органами.

Представительство в суде

Пожалуй, самый распространённый вид помощи адвоката – это участие в судебном разбирательстве. Это могут быть не только уголовные дела, но и гражданские, и арбитражные. Адвокат может оказать помощь при решении семейных, налоговых, таможенных, арбитражных и прочих споров, причём адвокат помогает не только ответчику в отклонении выдвинутых обвинений, но и истцу при отстаивании своих требований.

Помощь адвоката в суде

Одно из главных направлений деятельности адвоката – это помощь в судебных разбирательствах. Помощь адвоката в суде включает в себя профессиональную юридическую консультацию гражданина по вопросу иска, изучение материалов дела, разработку позиции защиты интересов подопечного. Чем еще может помочь адвокат в суде? Написание искового заявления, сбор и подготовка необходимых документов, которые иногда приходится получать в органах власти и правоохранительных органах.

Профессиональный адвокат имеет качественные юридические знания, опыт и связи, а также он всегда в курсе последних изменений в законодательстве и имеет представление о последних судебных разбирательствах, что позволяет клиенту даже в сложных и запутанных делах не беспокоиться о положительном решении дела.

Бесплатная юридическая помощь адвоката

Для того, чтобы решить любое дело в свою пользу, не стоит экономить на услугах адвоката, поскольку такая экономия может впоследствии стоить гражданину намного дороже. Правда, оговоримся, что в некоторых случая предусмотрена бесплатная юридическая помощь адвоката. Помощь адвоката предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных законом (статья 26 ФЗ). Например, в уголовном судопроизводстве, когда участие адвоката является обязательным. В целом же, довольно часто бесплатная помощь адвоката выражается в виде консультаций, как письменных, так и устных. Письменной консультацией лучше воспользоваться в тех случаях, когда нужно грамотно составить разного рода юридические документы. Устная же консультация будет полезна непосредственно перед судебным разбирательством для того, чтобы оценить всю серьёзность ситуации и проблем, которые могут возникнуть при её разрешении.

Выдержка из ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1. истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2. ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3. гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4. гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Также, юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для того, чтобы получить квалифицированную помощь адвоката, можно, например, обратиться в «Московскую коллегию адвокатов «Макаров и партнёры», где представлен широкий спектр адвокатских услуг.

Вся адвокатская деятельность строиться на защите прав и свобод граждан, защите их интересов, в рамках доступности к правосудию.

Виды юридической помощи адвоката, представлены услугами, носящие просветительско-разъяснительный характер (консультации, по хозяйственным вопросам) подготовительные работы перед судебным разбирательством, в виде: составления различного рода документов, дознания. Предоставление государственных и иных организаций в уголовном судопроизводстве.

В судах общей юрисдикции, которые рассматриваю дела жилищного, семейного, гражданского характеров, адвокат в первую очередь пытается найти решение конфликта досудебным способом. Если же дело доходит до суда, то адвокат представляет своего клиента на всех этапах судебного разбирательства, начиная от предварительного судебного заседания и до принудительного судебного постановления.

ГОРОДА МОСКВЫ

Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 72, том 1, 28.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 04.04.204);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 09.03.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.07.2017).
____________________________________________________________________


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" , Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливает перечень документов и порядок их предоставления для оказания адвокатами гражданам Российской Федерации (далее - граждане) бесплатной юридической помощи в городе Москве, а также порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 1. Оказание адвокатами бесплатной юридической помощи

1. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве бесплатную юридическую помощь гражданам оказывают адвокаты, сведения о которых внесены в Реестр адвокатов города Москвы и которые включены в список адвокатов, формирование которого осуществляет Адвокатская палата города Москвы (далее - адвокаты).

2. Сформированный список адвокатов с указанием их регистрационных номеров в Реестре адвокатов города Москвы и адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, направляется Адвокатской палатой города Москвы в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный орган).

3. Уполномоченный орган опубликовывает в средствах массовой информации список адвокатов, указанный в части 1 настоящей статьи, и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

4. Сроки, в которые формируется, направляется, опубликовывается и размещается в сети "Интернет" список адвокатов, определяются в соответствии с
Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 1.1. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 1.2 настоящего Закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13 .

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13 .

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13)

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
(Пункт дополнительно включен с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13)

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях стационарного социального обслуживания;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2016 года Законом города Москвы от 24 февраля 2016 года N 6 .

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" ;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была бы для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
(Пункт 8.1 дополнительно включен с 4 января 2015 года Законом города Москвы от 10 декабря 2014 года N 60)

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

10) граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, нанимателями жилых помещений в таких многоквартирных домах на условиях социального найма, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с учетом мнения указанных граждан при формировании и реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, с защитой их жилищных и имущественных прав при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве.
Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 28)

Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66)

Статья 1.2. Виды и случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи

Адвокаты осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях, определенных Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
(Статья дополнительно включена с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66)

Статья 2. Документы, необходимые для получения бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается на основании письменного заявления гражданина или его представителя при предъявлении следующих документов и их копий:

1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) документов, подтверждающих принадлежность гражданина к категориям, указанным в статье 1.1 настоящего Закона;

3) справки о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина и величине прожиточного минимума в городе Москве в целях оказания бесплатной юридической помощи за три месяца, предшествующих месяцу обращения гражданина, относящегося к категории, предусмотренной пунктом 1 статьи 1.1 настоящего Закона.

4) свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение или выписки из Единого государственного реестра недвижимости либо иного документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, - для собственников жилых помещений, указанных в пункте 10 статьи 1.1 настоящего Закона, или договора социального найма жилого помещения либо иного документа, подтверждающего право пользования жилым помещением на условиях социального найма, - для нанимателей жилых помещений, указанных в пункте 10 статьи 1.1 настоящего Закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 28)

2. В заявлении указываются сведения и факты, подтверждающие правовые основания для предъявления соответствующих требований в суд, государственный или муниципальный орган, организацию. Адвокат оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

3. Порядок выдачи и форма справки, указанной в пункте 3 части 1 настоящей статьи, утверждаются уполномоченным органом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13 .
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 3. Порядок предоставления документов, необходимых для получения гражданами бесплатной юридической помощи

1. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, предоставляются непосредственно гражданином адвокату (в адвокатское образование).
Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

2. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, могут быть предоставлены по просьбе гражданина другим лицом в случаях, если гражданин находится на стационарном лечении, содержится в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, отбывает уголовное наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо по иным причинам не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Полномочия представителя в указанных случаях подтверждаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации .
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

3. Адвокат (адвокатское образование) обеспечивает проверку предоставленных документов, хранение и предоставление их для отчета и получения компенсации за оказание бесплатной юридической помощи.*3.3)
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

4. Адвокат (адвокатское образование) в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в статье 2 настоящего Закона, в письменной форме сообщает гражданину о принятом решении по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи с указанием мотивов принятия данного решения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

5. В случае принятия положительного решения по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи адвокат адвокатского образования, указанного в части 1 настоящей статьи, заключает с гражданином соглашение об оказании бесплатной юридической помощи. Примерная форма такого соглашения утверждается Правительством Москвы по согласованию с Адвокатской палатой города Москвы.

Статья 4. Основания для отказа в оказании бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь адвокатами не оказывается в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" .

2. Отказ в оказании гражданину бесплатной юридической помощи может быть обжалован в Адвокатскую палату города Москвы или в суд.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 5. Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь

Статья 5. Порядок компенсации расходов на оказание бесплатной юридической помощи *5)

________________
* Название в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 ..

1. Компенсация адвокатам, Адвокатской палате города Москвы расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на очередной финансовый год.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

2. Размер и порядок выплаты компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"