§2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
Конституционный Суд в соответствии с данным в законе определением является судебным органом конституционного контроля. Конституционный контроль– это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.
Не следует смешивать понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор», хотя часть юристов считают указанные понятия тождественными. Полномочиями по осуществлению конституционного надзора в отличие от конституционного контроля обладают в той или иной мере все государственные органы или общественные организации. Полномочиями же по осуществлению конституционного контроля – только Конституционный Суд. Если надзорный орган не вправе отменить незаконный акт, то контролирующий орган в большинстве случаев наделен эффективным средством воздействия – правом отмены незаконных актов. Именно это и отличает конституционный контроль от конституционного надзора 1 .
Конституционный Суд РФ состоит из судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Особенность конституционного судопроизводства в РФ состоит в том, что Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по отдельным гражданским или уголовным делам, а решает исключительно нормативные вопросы права. Гражданин может принять участие в деятельности Конституционного Суда лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ. Также следует отметить, что иным содержанием здесь наполняют принцип коллегиальности. Тут не подразумевается привлечение представителей народа к заседанию, так как специфика рассматриваемых Конституционным Судом РФ вопросов предполагает профессиональные знания в области права. В данном случае речь идет о заседаниях суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе:
в пленарном заседании;
в заседании палат.
Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей.
В судебных заседаниях имеют право участвовать –
Президент РФ;
Председатель правительства РФ;
Председатель Совета Федерации;
Председатель Государственной Думы;
Председатель Верховного суда РФ;
Председатель Высшего арбитражного суда РФ;
Уполномоченный по правам человека в РФ;
Генеральный прокурор РФ;
Министр юстиции РФ.
Им предоставлено право излагать свою позицию по делу, независимо от того, являются ли они сторонами или нет.
Законодательными новеллами о Конституционном Суде РФ стали положения, в соответствии с которыми он:
располагает правом законодательной инициативы лишь по вопросам, отнесенным к его ведению (раньше он обладал правом законодательной инициативы в неограниченном объеме);
лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать его объективность и беспристрастность;
не может направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности с вытекающими из этого обязательствами для парламента;
не может направлять представления компетентным органам и должностным лицам, которые обязывали бы их информировать Конституционный Суд РФ о принятых мерах по устранению нарушений норм Конституции РФ.
В целях деполитизации деятельности Конституционного Суда РФ из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политических партий и общественных организаций.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде» 1994 года он наделен правом:
осуществлять толкование Конституции РФ;
рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод;
рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле.
Что касается индивидуальных жалоб в Конституционный Суд РФ, то основанием допустимости жалобы является принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящей от закона. Когда оспаривается конституционность закона, затрагивающего права и свободы гражданина, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Благодаря возможности граждан напрямую обращаться в Конституционный Суд РФ, в последнее время было рассмотрено большое количество дел, постановления по которым имеют прямое отношение к деятельности правоохранительных органов. Например, подтверждено полномочие судов принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу не с 1 января 2004 г., а с момента вступления в силу нового УПК РФ;
Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важное значение имеет широко применяемая в системе конституционного правосудия многих стран форма конкретного контроля – то есть проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов.
Данная форма контроля введена частью 4 статьи 125 Конституции РФ. В соответствии с ней, а также статьей 101 Закона о Конституционном Суде РФ: «…суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона… обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона». Последствием внесения такого запроса является то, что с момента принятия судом решения об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия им постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливают. Возможность судов вносить запрос о конституционности законов является их правомочием оценивать законы и саму государственную власть с точки зрения прав человека, что расширяет ответственность судей за укрепление конституционной законности в государстве и обществе.
Новой функцией Конституционного Суда РФ стал контроль за конституционностью международных договоров России. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности договоров, подлежащих ратификации (утверждению федеральным органом государственной власти) согласно части 1 статьи 89 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституция РФ отнесла также к его компетенции разрешение дел о соответствии Конституции РФ «не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации» (статья 125 часть 2 пункт «г» Конституции РФ).
Существуют договоры, вступающие в силу с момента подписания и не нуждающиеся в утверждении, которые по своему содержанию едва ли могут затрагивать Конституцию РФ. Тем не менее, в связи с подобными договорами не исключено возникновение вопроса о компетенции государственного органа или должностного лица, подписавшего договор. В этом случае Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть дело по спорам о компетенции.
В компетенцию Конституционного Суда РФ не входят соглашения в устной форме. Однако не исключено рассмотрение вопроса о компетенции органа, заключившего такое соглашение, чтобы избежать возможного злоупотребления соглашениями в устной форме.
Не относятся к компетенции Конституционного Суда международные соглашения, которые не являются международно-правовыми договорами. Не входят в его компетенцию и международные акты, возлагающие на Россию юридические обязательства, такие, как обязательные решения Совета Безопасности ООН, Международного Суда, арбитража.
Важная функция Конституционного Суда РФ – разрешение споров о разграничении компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в связи с заключением международных договоров России. Конституция РФ содержит лишь общие положения о компетенции государственных органов в рассматриваемой области, а закон о международных договорах установил достаточно сложное распределение полномочий. Поэтому возможность возникновения споров о компетенции остается.
Согласно статьям 86 и 90 Закона о Конституционном Суде он устанавливает соответствие Конституции РФ порядка подписания; заключения; принятия; опубликования; введения в действие договоров.
При решении таких вопросов международное право допускает возможность признания неконституционным и договора, уже вступившего в силу. Косвенно это признается и законом о Конституционном Суде, так как опубликование и введение в действие следуют за вступлением договора в силу. Однако ссылаться на нарушение Конституции РФ как на основание недействительности согласия на обязательность договора можно лишь в том случае, если имело место явное нарушение нормы о компетенции особо важного значения.
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора обладают:
Президент;
каждая из палат Федерального Собрания;
1/5 всех членов любой из палат;
Правительство;
Верховный суд;
Высший арбитражный суд;
органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.
Проблема судебного конституционного контроля в отношении международных договоров является новой и пока не нашла достаточного урегулирования и унификации ни на национальном, ни на международном уровне 1 .
Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат должен обновляться каждые 3 года. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ –
разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
дает толкование Конституции РФ;
дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
принимает послания Конституционного Суда РФ;
решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
решает организационные вопросы.
Руководство организацией работы в Конституционном Суде РФ осуществляет Председатель Конституционного Суда.
Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ отдельные его функции, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.
Судья-секретарь Конституционного Суда РФ в качестве основной своей функции осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ.
Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ, Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Законом «О статусе судей в Российской Федерации».
По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение.Решения Конституционного Суда РФ принимаются в закрытом совещании и бывают трех видов:
постановления;
заключения;
определения.
Постановление – это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ:
федеральных законов;
нормативных актов Президента РФ; Совета Федерации; Государственной Думы; Правительства РФ
по жалобам на нарушение конституционных прав и других свобод, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Постановления выносятся именем Российской Федерации.
Заключение – это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуют также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Определениями именуются все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Контрольные вопросы
Просмотрен 921 раз
Задан 2011-05-06 09:09:16 +0400 в теме "Адвокатура и судебная система" из г. Москва
Каково назначение конституционного судопроизводства,в чем его отличие от других судебных систем? Пожалуйста люди добрые,не могли бы вы помочь)
Удалить |
Ответов (1)
Роман Альбертович Лепехин
Статья 125 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. 5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
- Причины,определяющие отличия конституционного производства от других видов судебных производств
—
Причины,определяющие отличия конституционного производства от других видов судебных производств..
1 ответ . Москва Просмотрен 143 раза. Задан 2012-04-23 14:48:00 +0400 в тематике "Гражданско-процессуальное право" - Здравствуйте,помогите пожалуйста! В чем отличие общественного строя от конституционного?
—
Здравствуйте,помогите пожалуйста! В чем отличие общественного строя от конституционного?..
1 ответ . Москва Просмотрен 92 раза. Задан 2012-05-04 10:55:20 +0400 в тематике "Гражданско-процессуальное право" - В чем отличие арбитражных судов от обычных судебных органов
—
В чем отличие арбитражных судов от обычных судебных органов..
1 ответ . Москва Просмотрен 199 раз. Задан 2011-12-16 11:54:25 +0400 в тематике "Другие вопросы" - Открытость судопроизводства в гражданском процессе
—
Открытость судопроизводства в гражданском процессе..
1 ответ . Москва Просмотрен 86 раз. Задан 2012-02-27 13:46:28 +0400 в тематике "Гражданско-процессуальное право" - Объясните пожалуйста, в чем отличие деятельности юриста со спецальностью и правоведа специальностью хозяйственное право
—
Объясните пожалуйста, в чем отличие деятельности юриста со спецальностью и правоведа специальностью хозяйственное право..
1 ответ . Москва Просмотрен 146 раз. Задан 2012-07-05 15:16:05 +0400 в тематике "Другие вопросы" - Каково отличие продолжаемого преступления от совокупности преступлений?
—
Каково отличие продолжаемого преступления от совокупности преступлений?..
1 ответ . Москва Просмотрен 124 раза. Задан 2012-06-05 09:18:13 +0400 в тематике "Уголовное право" - - В чем отличие следственного эксперимента от других следственных действий?
—
- В чем отличие следственного эксперимента от других следственных действий?..
1 ответ . Москва Просмотрен 209 раз. Задан 2011-04-27 12:01:48 +0400 в тематике "Уголовное право"
Конституционное правосудие - относительно новый для России институт защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, а также рассмотрения спорных вопросов жизни государства. Закон (ч. 2 ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.
№ 1-ФКЗ) (далее - ФКЗ о КС) предусматривает, что представителями сторон в данном суде наряду с лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, могут быть адвокаты. При этом, учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля как с содержательной, так и процессуальной точки зрения, роль адвоката как высококвалифицированного юриста в спорах, рассматриваемых Конституционным Судом и особенно по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, имеет большую значимость и со временем она будет только возрастать.
Однако относительно недолгий период существования судебно-правовой формы защиты конституционных основ общественных отношений и в целом небольшое число рассмотренных судом дел, в том числе с участием адвокатов, пока, видимо, не вызвали настоятельной потребности глубокого научного изучения и осмысления особенностей деятельности адвокатов в рамках конституционной юстиции. Во всяком случае, еще нет обстоятельных работ и тем более монографий, в которых эта проблема была бы рассмотрена системно и всеобъемлюще. Лишь некоторые аспекты, а если быть совсем точным, отдельные фрагменты проблемы затрагивались в книгах, статьях и очерках, посвященных деятельности Конституционного Суда в целом. Поэтому не будет преувеличением сказать, что теория адвокатской деятельности в сфере конституционного процесса находится пока на начальном этапе своего становления.
Конституционное судопроизводство в сравнении с более привычным для адвокатов уголовным, гражданским, арбит-
ражным или административным процессом имеет существенные особенности, которые в значительной степени определяют специфику деятельности адвоката, участвующего в конституционных делах. Сутью конституционной юстиции, как известно, является обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, ограничение власти, защита прав и свобод личности путем исследования и толкования правовых норм, главным образом с позиций соответствия их положениям Основного закона страны. Фактические обстоятельства устанавливаются этим судом только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений (соблюдение установленной процедуры принятия закона или иного нормативного акта и доведения их содержания до граждан и т.п.). Отсюда главная задача адвоката - помочь судьям Конституционного Суда уяснить всю глубину проблемы, содержание рассматриваемого акта или правовой нормы, привести убедительную правовую и научную аргументацию в подтверждение позиции своего клиента, содействовать нахождению оптимального научно обоснованного решения, а не заниматься исследованием фактических данных или построением версий, которые судом даже и не будут рассматриваться. Можно смело утверждать, что роль адвоката в конституционном деле сводится в основном к консультированию клиента по вопросам права и фактически к научно-исследовательской работе.
Здесь очень ограничены возможности выбора той или иной тактики отстаивания интересов клиента, потому что на судей, которые являются высококвалифицированными юристами, процессуальные, поведенческие и ораторские ухищрения адвоката воздействия, конечно же, не окажут - это будет исключительно работа на публику и с целью произвести хорошее впечатление на своего клиента. Для подлинной защиты прав и интересов клиента значительно важнее то, насколько глубоко адвокат вник в суть рассматриваемой проблемы, может ли он мыслить не прикладными категориями права, а оценить оспариваемый акт с точки зрения соответствия его букве и духу Конституции. Для этого уже недостаточно быть специалистом в уголовном или гражданском либо в иных отраслях права, тут требуется глубокое знание и понимание Основного закона, научных доктрин, касающихся рассматриваемой проблемы, мировых тенденций развития права. Надо также уметь моделировать возможное развитие ситуации главным образом с позиций выдвижения другой стороной тех или иных концептуальных идей, юридических аргументов, прорабатывать заранее возможные варианты своих контрдоводов. То есть надо быть готовым к ведению, по существу, научной дискуссии, к участию фактически в научно-исследова-
тельском процессе. Ведь не случайно отдельные авторы вообще определили конституционное судебное разбирательство как процесс познания1.
Вторая существенная особенность - относительная скоротечность процесса. Здесь всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат ни обжалованию, ни опротестованию. Это означает, что адвокат не может ничего существенного приберегать на потом, он просто самим алгоритмом конституционного процесса обязывается приводить все имеющиеся у него доводы сразу - иначе он рискует потерять возможность вообще их изложить суду.
Правда, в том случае, когда речь идет о совмещенной или, как ее еще определяют, конкурентной компетенции Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в частности, в вопросах проверки конституционности законов и иных нормативных актов, изданных по вопросам, находящимся в совместном ведении органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов РФ, у заявителя при отрицательном решении федерального Конституционного Суда есть фактически право обратиться с тем же запросом в конституционный (уставный) суд соответствующего субъекта РФ, который обязан рассмотреть дело по существу. Конечно, скорее всего, последний просто продублирует решение первого, но в то же время не исключено, что он найдет новые аспекты проблемы, новые аргументы в пользу принятия положительного решения. Это, естественно, не будет означать отмену решения Конституционного Суда РФ, но даст определенные шансы клиенту адвоката на то, что его права и свободы в конечном счете все-таки будут защищены.
Следует добавить, что в настоящее время конституционное судопроизводство выбивается из общей схемы правосудия в нашей стране, предусматривающей возможность рассмотрения любого дела в нескольких судебных инстанциях. Хорошо известно, что и Конституционный Суд последовательно признает не соответствующими Конституции положения процессуального законодательства, пресекающие возможность обжалования судебного акта в вышестоящую судебную инстанцию2. В то же
_____________________
1 См.: Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 1998. - С. 99-104.
2 См., напр., постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 266 и п. 3 ч. 1 ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е.А. Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука.
время закон (ч. 1 ст. 79 ФКЗ о КС) в отношении самого Конституционного Суда почему-то делает исключение - его решения окончательны. На наш взгляд, имеет смысл задуматься над исправлением такого положения, предусмотреть создание второй инстанции Конституционного Суда, что позволило бы дополнительно защитить права и свободы личности.
Третья особенность заключается в том, что зачастую положительное решение Конституционного Суда означает начало нового витка разбирательства, в том числе судебного, того дела, по которому был применен закон или иной нормативный правовой акт, признанный неконституционным, либо где судом общей юрисдикции или арбитражным судом было дано истолкование акту, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом.
Наконец, защита конституционных прав и свобод в конституционном процессе реализуется не столько через отстаивание индивидуальных прав конкретного клиента, сколько в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен либо, напротив, безосновательно не применяется оспариваемый акт, то есть всегда защищаются так называемые публичные интересы.
Права адвоката как представителя ограничены совокупностью прав стороны по делу. Стороны и их представители могут знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по нему, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Они также вправе представлять письменные отзывы на обращение, знакомиться с отзывами другой стороны.
Гипотетически адвокаты могут быть представителями сторон по любым делам, рассматриваемым Конституционным Судом. Напомним, что закон выделяет следующие виды конституционного судопроизводства:
1) дела о соответствии Конституции нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (проверка соответствия Конституции нормативных правовых актов органов местного самоуправления в компетенцию федерального конституционного правосудия не входит);
2) дела о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
3) дела по спорам о компетенции государственных органов, упомянутых в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;
4) дела о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан;
5) дела о конституционности законов по запросам судов;
6) дела о толковании Конституции;
7) дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Хотя все эти виды дел рассматриваются по общим правилам конституционного процесса, в то же время каждый из них имеет определенную специфику оснований рассмотрения, допустимости обращений в суд, пределы рассмотрения подведомственных суду вопросов, по содержанию и форме принимаемых судом итоговых решений. При этом по совершенно понятным причинам адвокаты чаще всего принимают участие в делах по жалобам граждан и их объединений на нарушение их конституционных прав и свобод. Поэтому при изложении материала основной упор будет сделан именно на эту категорию дел, а по остальным видам конституционного судопроизводства будут приводиться только особенности, имеющие значение для работы адвоката. Кроме того, поскольку адвокат может представлять как одну, так и другую сторону в каждом из приведенных видов дел, то последовательно будут раскрываться действия адвоката, выступающего на стороне заявителя, а затем адвоката, представляющего вторую сторону.
Российское конституционное судопроизводство состоит из нескольких взаимосвязанных стадий, представляющих собой части единого процесса:
Внесение в Конституционный Суд обращений и их предварительное рассмотрение;
Назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании;
Рассмотрение дела в судебном заседании, включая принятие итогового решения;
Исполнение акта Конституционного Суда.
Адвокат как представитель стороны может участвовать в той или иной степени во всех стадиях, кроме назначения и подготовки дела к слушанию и, собственно, принятия итогового решения - все эти процедуры проходят как бы внутри суда, без непосредственного участия других участников процесса.
Функции адвоката на каждой из перечисленных стадий различаются настолько, что в данной теме выделены три вопроса, раскрывающие основные моменты и особенности деятельности адвоката на отдельных этапах процесса.
Некоторые конституционные дела имеют ярко выраженный политический характер, например, знаменитое дело по ходатайству о проверке конституционности указов Президента РФ от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР» и кон-
ституционности КПСС и Компартии РСФСР, так называемое «Дело КПСС»3. Нужно учитывать, что по такого рода делам адвокату работать сложнее всего, потому что и клиент, и сам ход дискуссии объективно подталкивают адвоката к политическим заявлениям и оценкам. Подлинное мастерство адвоката, на наш взгляд, заключается как раз в том, чтобы избежать такого рода соблазнов, постараться максимально отрешиться от политических аспектов дела, а сосредоточиться исключительно на правовой стороне проблемы.
И последнее предварительное замечание. В настоящей главе рассматривается деятельность адвоката только в федеральном Конституционном Суде. Участие адвокатов в конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации, хотя и базируется в основном на началах федерального конституционного процесса и основных началах судопроизводства вообще, тем не менее имеет различия, которые должны быть предметом самостоятельного изучения4. В то же время по ходу изложения материала будут освещаться отдельные аспекты проблемы, связанные с наличием этого вида конституционных судов.
Конституционный Суд в соответствии с данным в законе определением является судебным органом конституционного контроля. Конституционный контроль – это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.
Не следует смешивать понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор», хотя часть юристов считают указанные понятия тождественными. Полномочиями по осуществлению конституционного надзора в отличие от конституционного контроля обладают в той или иной мере все государственные органы или общественные организации. Полномочиями же по осуществлению конституционного контроля – только Конституционный Суд. Если надзорный орган не вправе отменить незаконный акт, то контролирующий орган в большинстве случаев наделен эффективным средством воздействия – правом отмены незаконных актов. Именно это и отличает конституционный контроль от конституционного надзора1.
Конституционный Суд РФ состоит из судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Особенность конституционного судопроизводства в РФ состоит в том, что Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по отдельным гражданским или уголовным делам, а решает исключительно нормативные вопросы права. Гражданин может принять участие в деятельности Конституционного Суда лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ. Также следует отметить, что иным содержанием здесь наполняют принцип коллегиальности. Тут не подразумевается привлечение представителей народа к заседанию, так как специфика рассматриваемых Конституционным Судом РФ вопросов предполагает профессиональные знания в области права. В данном случае речь идет о заседаниях суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе:
v в пленарном заседании;
v в заседании палат.
Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей.
В судебных заседаниях имеют право участвовать –
v Президент РФ;
v Председатель правительства РФ;
v Председатель Совета Федерации;
v Председатель Государственной Думы;
v Председатель Верховного суда РФ;
v Председатель Высшего арбитражного суда РФ;
v Уполномоченный по правам человека в РФ;
v Генеральный прокурор РФ;
v Министр юстиции РФ.
Им предоставлено право излагать свою позицию по делу, независимо от того, являются ли они сторонами или нет.
Законодательными новеллами о Конституционном Суде РФ стали положения, в соответствии с которыми он:
v располагает правом законодательной инициативы лишь по вопросам, отнесенным к его ведению (раньше он обладал правом законодательной инициативы в неограниченном объеме);
v лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать его объективность и беспристрастность;
v не может направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности с вытекающими из этого обязательствами для парламента;
v не может направлять представления компетентным органам и должностным лицам, которые обязывали бы их информировать Конституционный Суд РФ о принятых мерах по устранению нарушений норм Конституции РФ.
В целях деполитизации деятельности Конституционного Суда РФ из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политических партий и общественных организаций.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде» 1994 года он наделен правом:
v осуществлять толкование Конституции РФ;
v рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод;
v рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле.
Что касается индивидуальных жалоб в Конституционный Суд РФ, то основанием допустимости жалобы является принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящей от закона. Когда оспаривается конституционность закона, затрагивающего права и свободы гражданина, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Благодаря возможности граждан напрямую обращаться в Конституционный Суд РФ, в последнее время было рассмотрено большое количество дел, постановления по которым имеют прямое отношение к деятельности правоохранительных органов. Например, подтверждено полномочие судов принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу не с 1 января 2004 г., а с момента вступления в силу нового УПК РФ;
Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важное значение имеет широко применяемая в системе конституционного правосудия многих стран форма конкретного контроля – то есть проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов.
Данная форма контроля введена частью 4 статьи 125 Конституции РФ. В соответствии с ней, а также статьей 101 Закона о Конституционном Суде РФ: «…суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона… обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона». Последствием внесения такого запроса является то, что с момента принятия судом решения об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия им постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливают. Возможность судов вносить запрос о конституционности законов является их правомочием оценивать законы и саму государственную власть с точки зрения прав человека, что расширяет ответственность судей за укрепление конституционной законности в государстве и обществе.
Новой функцией Конституционного Суда РФ стал контроль за конституционностью международных договоров России. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности договоров, подлежащих ратификации (утверждению федеральным органом государственной власти) согласно части 1 статьи 89 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституция РФ отнесла также к его компетенции разрешение дел о соответствии Конституции РФ «не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации» (статья 125 часть 2 пункт «г» Конституции РФ).
Существуют договоры, вступающие в силу с момента подписания и не нуждающиеся в утверждении, которые по своему содержанию едва ли могут затрагивать Конституцию РФ. Тем не менее, в связи с подобными договорами не исключено возникновение вопроса о компетенции государственного органа или должностного лица, подписавшего договор. В этом случае Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть дело по спорам о компетенции.
В компетенцию Конституционного Суда РФ не входят соглашения в устной форме. Однако не исключено рассмотрение вопроса о компетенции органа, заключившего такое соглашение, чтобы избежать возможного злоупотребления соглашениями в устной форме.
Не относятся к компетенции Конституционного Суда международные соглашения, которые не являются международно-правовыми договорами. Не входят в его компетенцию и международные акты, возлагающие на Россию юридические обязательства, такие, как обязательные решения Совета Безопасности ООН, Международного Суда, арбитража.
Важная функция Конституционного Суда РФ – разрешение споров о разграничении компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в связи с заключением международных договоров России. Конституция РФ содержит лишь общие положения о компетенции государственных органов в рассматриваемой области, а закон о международных договорах установил достаточно сложное распределение полномочий. Поэтому возможность возникновения споров о компетенции остается.
Согласно статьям 86 и 90 Закона о Конституционном Суде он устанавливает соответствие Конституции РФ порядка подписания; заключения; принятия; опубликования; введения в действие договоров.
При решении таких вопросов международное право допускает возможность признания неконституционным и договора, уже вступившего в силу. Косвенно это признается и законом о Конституционном Суде, так как опубликование и введение в действие следуют за вступлением договора в силу. Однако ссылаться на нарушение Конституции РФ как на основание недействительности согласия на обязательность договора можно лишь в том случае, если имело место явное нарушение нормы о компетенции особо важного значения.
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора обладают:
v Президент;
v каждая из палат Федерального Собрания;
v 1/5 всех членов любой из палат;
v Правительство;
v Высший арбитражный суд;
v органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.
Проблема судебного конституционного контроля в отношении международных договоров является новой и пока не нашла достаточного урегулирования и унификации ни на национальном, ни на международном уровне1.
Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат должен обновляться каждые 3 года. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ –
v разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
v дает толкование Конституции РФ;
v дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
v принимает послания Конституционного Суда РФ;
v решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
v решает организационные вопросы.
Руководство организацией работы в Конституционном Суде РФ осуществляет Председатель Конституционного Суда.
Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ отдельные его функции, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.
Судья-секретарь Конституционного Суда РФ в качестве основной своей функции осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ.
Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ, Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Законом «О статусе судей в Российской Федерации».
По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение.Решения Конституционного Суда РФ принимаются в закрытом совещании и бывают трех видов:
v постановления;
v заключения;
v определения.
Постановление – это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ:
федеральных законов;
нормативных актов Президента РФ; Совета Федерации; Государственной Думы; Правительства РФ
по жалобам на нарушение конституционных прав и других свобод, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Постановления выносятся именем Российской Федерации.
Заключение – это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуют также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Определениями именуются все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Контрольные вопросы
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст.
1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Конституционное судопроизводство - это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, по разрешению споров между органами государственной власти, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.
К числу существенных признаков понятия «конституционное судопроизводство» относится порядок производства по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ. Порядок производства включает в себя определенную совокупность действий, обладающую свойством системности, т.е. объединения их в относительные и сменяющие друг друга этапы, которые принято называть стадиями конституционного судопроизводства.
Любое судопроизводство, в том числе конституционное, предполагает наличие повода и оснований. Именно с наличием повода (факта обращения в Конституционный Суд РФ) следует увязывать начало первой стадии конституционного судопроизводства, которую называют стадией возбуждения производства. Этот вывод основывается на анализе норм ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Завершается первая стадия принятием одного из двух решений:
1) принять обращение к производству (ст. 42);
2) отказать в принятии обращения к рассмотрению (ст. 43).
B случае принятия решения в соответствии со ст. 43 дальнейшее судопроизводство прекращается, и последующие стадии не наступают. Стадию возбуждения производства называют первой стадией, чтобы подчеркнуть ее обязательный характер. Она присуща всем видам конституционного судопроизводства.
Далее наступает стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Ее начало связано с моментом обязательной регистрации обращений, поступающих в Конституционный Суд РФ (п. 1 ст. 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Следующая стадия - стадия судебного разбирательства, которая начинается с момента открытия председательствующим заседания Конституционного Суда РФ (п. 1 ст. 57 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Завершается стадия судебного разбирательства провозглашением решения (ст. 77), а при необходимости - одновременным разъяснением принятого решения (ст. 83).
И наконец, завершающей стадией конституционного судопроизводства следует считать стадию исполнения решения (ст. 78-82 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Таким образом, в конституционном судопроизводстве всего четыре стадии, одна из которых (стадия судебного разбирательства), в свою очередь, может быть подразделена на несколько этапов.
B определении понятия «конституционное судопроизводство» к существенным признакам отнесены особенности при его реализации, что выражается в наличии отдельных видов конституционного судопроизводства. Перечень видов конституционного судопроизводства, порядок производства по ним урегулированы в разделе III «Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел» Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». B нем речь идет о следующих семи видах конституционного судопроизводства:
Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов государственной власти и договоров между ними (гл. IX, ст. 84-87);
Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров России (гл. X, ст. 88-91);
Рассмотрение дел по спорам о компетенции (гл. XI, ст. 92-95);
Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционности прав и свобод граждан (гл. XII, ст. 96-100);
Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов (гл. XIII, ст. 101-104);
Рассмотрение дел о толковании Конституции РФ (гл. XIV, ст. 105-106);
Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (гл. XV, ст. 107-108).
В основу формулировки такого вида конституционного судопроизводства, как рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционности прав и свобод граждан, положена концепция о приоритете прав и законных интересов личности по отношению к правам и интересам общества и государства. Авторы, разделяющие эту концепцию, используют в качестве аргумента ст. 2 Конституции РФ. При этом, однако, упускаются из виду другие статьи, в частности ч. 2 ст. 8, согласно которой «все виды форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иные) признаются и защищаются равным образом».
Идея приоритета личности - это еще одна крайность, противоположная той, которая существовала в социалистическом обществе, - идее приоритета интересов государства и общества перед интересами личности. Выдвижение интересов личности может означать лишь их помещение в один ряд с равновеликими и равноохраняе- мыми интересами общества и государства.
Данный вид конституционного судопроизводства позволяет гражданам непосредственно обращаться с индивидуальной или коллективной жалобой в Конституционный Суд РФ.
Помимо Конституционного Суда РФ конституционное судопроизводство осуществляют и конституционные (уставные) суды отдельных субъектов Федерации. Компетенция, порядок образования конституционного (уставного) суда субъекта Федерации определены в ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации может создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Название «уставный суд» связано с тем, что статус субъекта Федерации, за исключением республики, определяется уставом субъекта Федерации (высшим законом этого же субъекта Федерации), о чем сказано в ч. 2 ст. 5, ч. 1-2 ст. 66 Конституции РФ. B соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд может создаваться субъектами Федерации, а может и не создаваться. Это во многом связано с финансовыми возможностями субъектов Федерации, а также с иными причинами. B настоящее время лишь отдельные субъекты Федерации имеют конституционные (уставные) суды, например Республика Карелия, КабардиноБалкарская Республика, Республика Коми.
B соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» от 17 марта 1994 г. Конституционный Суд Республики Карелия является «высшим органом судебной власти по охране конституционного строя Республики Карелия. B состав Конституционного Суда Республики Карелия входят пять судей, а именно - Председатель и четыре члена суда, которые назначаются Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Правительства Республики Карелия (ст. 8).
Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики урегулированы Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 ноября 1997 г «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики». Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики состоит из пяти судей, в том числе Председателя, его заместителя, судьи-секретаря, двоих судей, которые назначаются на должность Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики.
Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Республики Коми урегулированы Законами Республики Коми от 12 октября 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Коми» и от 22 декабря 1994 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Республики Коми». Конституционный Суд Республики Коми является судебным органом конституционного контроля (ст. 1 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Республики Коми»). Конституционный Суд Республики Коми состоит из пяти судей - Председателя, его заместителя и трех судей, избираемых Государственным Советом Республики Коми по представлению главы Республики Коми (ст. 4).
Еще по теме Понятие и виды конституционного судопроизводства:
- § 3. Место принципа публичности (официальности) в системе принципов уголовного судопроизводства