Пенсионный фонд главный распорядитель судебная практика. Решение суда об обязании пенсионного фонда произвести перерасчет трудовой пенсии

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.



Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

1. К отношениям по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и те правила, которые устанавливают порядок взыскания недоимки за счет денежных средств и иного имущества плательщика.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - общество) о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что истцом была проведена проверка правильности и своевременности уплаты обществом страховых взносов, по результатам которой Пенсионным фондом было принято решение о взыскании с общества задолженности по взносам и пеней. Законность принятого решения общество не оспаривало. В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете ответчика истец в исковом заявлении просил обратить взыскание на имущество ответчика.
Арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 статьи 85 АПК РФ производство по делу прекратил по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно статье 34.1 Налогового Кодекса в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым Кодексом.
В Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-I, указано, что Пенсионный Фонд обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов.
Таким образом, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части первой Налогового Кодекса, а сами органы Пенсионного Фонда пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. При этом специальные акты законодательства, определяющие плательщиков взносов и устанавливающие налоговую базу налоговый период, ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд, подлежат применению до введения в действие части второй Нагогового Кодекса.
Статья 45 Налогового Кодекса регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового Кодекса*.
В связи с этим при отсутствии у плательщика-организации денежных средств взыскание недоимки производится отделением Пенсионного фонда за счет иного имущества плательщика взносов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, без обращения в арбитражный суд.

2. Основанием для исчисления работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд являются только выплаты, начисленные работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.

Открытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что общество осуществило выплаты: победителям конкурса художественной самодеятельности; нескольким работникам за активную общественную деятельность; всем работникам в связи с празднованием Нового года.
По мнению отделения Пенсионного Фонда, истец на данные выплаты должен был начислить страховые взносы, поскольку в силу Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" названные взносы уплачиваются со всех видов выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.97 N 546 (с изменениями и дополнениями), не содержит таких видов выплат, которые произведены акционерным обществом.

В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" для работодателей - организаций установлен тариф в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам (такой же порядок сохранен в 1998 - 2000 годах).
Необходимо учитывать, что в силу статьи 100 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.
Таким образом, действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Следовательно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Выплаты победителям конкурса художественной самодеятельности, выплаты работникам за активную общественную деятельность, а также в связи с празднованием Нового года по своему содержанию не являются выплатами в связи с исполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Документами, представленными истцом, подтверждается, что указанные выше выплаты являются разовыми. Полученные работниками выплаты в состав затрат по оплате труда не включались.
В связи с этим позиция отделения Пенсионного Фонда в данном случае является необоснованной.
Из материалов другого дела следовало, что организация-работодатель (истец) осуществила выплаты работникам для амбулаторного лечения. По мнению истца, у него не было оснований для исчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд, так как указанные выплаты не связаны с исполнением работниками своих служебных обязанностей, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.
Возражая против позиции истца, отделение Пенсионного фонда отметило следующее. В результате проведенной проверки правильности и своевременности уплаты истцом страховых взносов в Пенсионный Фонд было установлено, что указанные выше выплаты производились всем работникам с учетом результатов их труда за последний месяц работы и продолжительности трудового стажа, за исключением совместителей, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, работников, допустивших нарушения трудовой дисциплины (прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии и т.д.), при этом выплаты производились с учетом дней нахождения работника на больничном листе.
Таким образом, выплаты работникам на лечение связаны с трудовыми отношениями, а именно с режимом рабочего времени, правилами внутреннего трудового распорядка и самим трудовым договором.
Страховые взносы в Пенсионный Фонд исчисляются со всех видов выплат, начисленных работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, за исключением выплат, указанных в Перечне. Однако в Перечень включены только те выплаты на лечение, которые осуществляются в случаях, предусмотренных законодательством, в связи с чем действие Перечня на рассматриваемые отношения не распространяется.
Оценив доводы сторон, арбитражный суд в удовлетворении иска о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам отказал.

3. Предоставляемые работодателем своим работникам блага в виде бесплатного пользования услугами третьего лица, освобождения от имущественной обязанности перед третьим лицом и т.д. только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Коммерческий банк (далее - банк) обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов и финансовых санкций.
Из представленных суду документов следовало, что отделением Пенсионного Фонда проведена проверка правильности и своевременности уплаты банком страховых взносов в Пенсинный Фонд, по результатам которой установлено следующее.
Банк заключил с учебным заведением договор, в соответствии с которым последнее обязывалось обучить работников банка по определенной специальности, а банк обязался один раз в полугодие оплачивать обучение работников.
По мнению отделения Пенсионного Фонда, на суммы, перечисленные учебному заведению, банк обязан был начислить и уплатить в Пенсионный Фонд страховые взносы.
Свою позицию ответчик обосновал тем, что в силу Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" названные взносы уплачиваются со всех видов выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, не содержит таких видов выплат, как выплаты на обучение работника.
В силу пункта 10 Перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. Однако истец, по мнению Пенсионного Фонда, не доказал, что указанные выплаты являются возмещением таких расходов.
Арбитражный суд удовлетворил исковые требования банка, мотивировав свое решение следующим.
Согласно пункту "а" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" для работодателей-организаций установлен тариф в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам (такой же порядок сохранен в 1998 - 2000 годах).
С учетом положений статьи 100 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" основанием для начисления страховых взносов следует признать выплаты, начисленные в пользу работников, а также предоставление работникам иных благ, когда такие выплаты и блага представляют собой оплату труда.
Учебное заведение исполняло свои обязанности согласно заключенному с банком договору. Все расчеты осуществлялись между юридическими лицами. Никаких начислений, а тем более выплат в пользу работников не было, и поэтому положения, изложенные в Перечне (в том числе в п.10), к данному случаю отношения не имеют.
Документами, представленными истцом, подтверждается, что указанные выше платежи не являлись вознаграждением за работу и в состав затрат по оплате труда банком не включались.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между банком и работниками не является основанием для вывода о том, что все блага, которые предоставляются данным работникам, по существу представляют собой оплату их труда.

4. Органы Пенсионного фонда вправе самостоятельно исчислять страховые взносы исходя из минимального размера оплаты труда, только в случаях, предусмотренных законом.

Общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что в связи с тяжелым финансовым положением общество в течение определенного периода не начисляло и соответственно, не выплачивало работникам заработную плату. Отделением Пенсионного Фонда была проведена проверка уплаты страховых взносов, в том числе и за данный период. Отделение Пенсионного Фонда сочло, что общество в соответствии с положениями трудового законодательства должно было в обязательном порядке начислять ежемесячно заработную плату, исходя из минимального размера оплаты труда (статьи 2, 15, 78 и 96 Кодекса законов о труде Российской Федерации) и с этой суммы выплачивать страховые взносы.
Арбитражный суд удовлетворил исковые требования общества, мотивировав свое решение следующим.
Согласно пункту "а" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" для работодателей-организаций установлен тариф в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.
Таким образом, основанием для уплаты работодателями-организациями страховых взносов в Пенсионный фонд являются фактически начисленные работникам выплаты.
Порядком уплаты страховых взносов (пункт 4.3) предусмотрено, что работодатели, которые в силу условий труда установили в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд с авансовых выплат на оплату труда работников по всем основаниям независимо от источников финансирования в день фактического осуществления расчетов с работниками по указанным выплатам, но ежемесячно не менее суммы страховых взносов, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда.
При отсутствии авансовых платежей страховые взносы, начисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором не производилась оплата труда.
Поскольку в данном случае истец не устанавливал в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы, а заработную плату работникам не начислял по иным основаниям, у него не было обязанности платить страховые взносы исходя из минимального размера оплаты труда.

5. Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд возникает у работодателя-организации независимо от того, выплачена работникам начисленная заработная плата или нет.

Закрытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Из представленных суду документов следовало, что общество ежемесячно начисляло работникам заработную плату, однако выплачивало ее нерегулярно. Страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 28 процентов от выплат, начисленных работникам, общество перечисляло в день фактической выдачи заработной платы. Учитывая, что на дату проверки общество задолженности по страховым взносам не имело, отделением Пенсионного Фонда было принято решение о взыскании пеней.
Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, мотивировав свое решение следующим.
В силу пункта 4 Порядка уплаты страховых взносов плательщики страховых взносов - работодатели, за исключением работодателей, которым установлены другие порядок и сроки уплаты в соответствии с данным Порядком, уплачивают страховые взносы одновременно с получением (перечислением) в банках и иных кредитных организациях средств, предназначенных для осуществления выплат в пользу работников, в том числе авансовых и единовременных, по всем основаниям. При этом окончательный расчет по платежам в Пенсионный фонд должен производиться не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.
Согласно пункту 6 Порядка уплаты страховых взносов по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней.
Таким образом, независимо от того, выплачивалась начисленная заработная плата работникам или нет, страховые взносы должны быть перечислены работодателем не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.

6. Льгота по уплате страховых взносов, которая распространяется на работодателя, не освобождает последнего от обязанности по удержанию страховых взносов с работающих граждан и перечислению этих взносов в Пенсионный фонд.

Общественная организация инвалидов обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Суд первой инстанции удовлетворил исковое требование истца, указав, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" общественные организации инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении иска отказал по следующим основаниям.
Согласно положениям Порядка уплаты страховых взносов граждане являются самостоятельными плательщиками взносов. В силу пункта "д" статьи 1 указанного выше Закона для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен тариф в размере 1 процента выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Пунктом 4 Порядка уплаты страховых взносов установлены порядок и сроки уплаты работодателями страховых взносов в Пенсионный Фонд. При этом в данном пункте указано, что в таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы работников, включая работающих пенсионеров.
Таким образом, работодатели обязаны не только уплачивать страховые взносы (как плательщики взносов), но и удерживать обязательные страховые взносы с работников в размере 1 процента от начисленных выплат и перечислять их в Пенсионный Фонд.
В связи с этим решение отделения Пенсионного Фонда о взыскании с общественной организации инвалидов неудержанных взносов с граждан, работающих по трудовым договорам, и пеней является законным.

7. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями производится с суммы полученного ими дохода, который может быть уменьшен лишь на сумму расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.


Из представленных суду документов следовало, что индивидуальный предприниматель в течение отчетного периода не вносил страховых взносов в Пенсионный фонд. В обоснование правомерности своих действий ответчик сослался на следующее.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома на территории Российской Федерации, в пределах 5000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за 3-летний период.
При таких обстоятельствах ответчик посчитал, что он имеет право и на уменьшение размера полученного им дохода, с которого начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд, на сумму, составляющую стоимость квартиры.
Арбитражный суд исковые требования удовлетворил полностью, согласившись со следующими доводами отделения Пенсионного Фонда.
Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд производится в соответствии со специальными актами законодательства, регулирующими правоотношения органов Пенсионного фонда с плательщиками страховых взносов.
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка уплаты страховых взносов индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы с суммы полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Глава IV Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" определяет порядок налогообложения доходов физических лиц, получаемых в течение календарного года в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности. При этом в состав расходов индивидуальных предпринимателей включаются суммы понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд с суммы полученного ими дохода с учетом понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом вычеты, предусмотренные Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", в целях исчисления страховых взносов полученный доход не уменьшают.
Поскольку расходы ответчика по покупке квартиры не связаны с предпринимательской деятельностью, они не должны уменьшать сумму дохода, с которой начисляются страховые взносы.
Страховые взносы в виде аванса вносятся к 15 июля, 15 августа, 15 ноября и окончательно - к 15 июля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 6 Порядка уплаты страховых взносов по истечении установленных сроков неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.

8. Индивидуальный предприниматель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, независимо от того, используется им труд наемных работников или нет.

Отделение Пенсионного Фонда обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что ответчик использовал в своей деятельности труд наемных работников, то есть являлся работодателем. В силу требований абзаца второго пункта "б" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" (далее - Закон) ответчик уплачивал взносы от выплат, начисленных в пользу работников.
По мнению отделения Пенсионного Фонда, индивидуальный предприниматель, помимо указанных взносов, должен был уплачивать также взносы с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Данное требование вытекает из положений абзаца первого пункта "б" статьи 1 и статьи 2 Закона.
Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отделения Пенсионного Фонда отказал, мотивировав свое решение следующим.
В соответствии с пунктом "б" статьи 1 Закона тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд для индивидуальных предпринимателей установлен в размере 20,6 процента дохода от их деятельности. При этом в силу статьи 2 Закона начисление и уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями производится с суммы полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением.
Абзацем вторым пункта "б" статьи 1 Закона установлено, что указанные в абзаце первом пункта "б" категории плательщиков, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности труд наемных работников, то есть являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы в Пенсионный Фонд в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.
Таким образом, требование, установленное в абзаце втором пункта "б" Закона, является специальным по отношению к требованию, установленному в абзаце первом.
У индивидуального предпринимателя обязанность по уплате взносов с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, возникает только тогда, когда он не использует труд наемных работников (и, соответственно, не уплачивает взносы от выплат, начисленных работникам). В противном случае индивидуальный предприниматель должен был уплачивать страховые взносы дважды: и по ставке 20,6 процента, и по ставке 28 процентов.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, исковые требования отделения Пенсионного Фонда удовлетворил полностью по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Закона индивидуальный предприниматель является самостоятельным плательщиком страховых взносов в Пенсионный Фонд. При этом он уплачивает взносы с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, независимо от того, используется им труд наемных работников или нет.
В том случае когда индивидуальный предприниматель, будучи работодателем, оплачивает труд наемных работников либо выплачивает вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, у него возникает дополнительная обязанность по уплате взносов. Базой для исчисления таких взносов являются выплаты, начисленные работникам.
Таким образом, абзацем первым и абзацем вторым пункта "б" статьи 1 Закона установлены различные основания уплаты индивидуальным предпринимателем взносов в Пенсионный Фонд. Для каждого из этих оснований имеются соответствующие тарифы страховых взносов. В связи с этим и уплачивать взносы ответчик должен был дважды: в размере 20,6 процента от дохода и 28 процентов от выплат, начисленных работникам.

* Абзац второй пункта 1 статьи 47 Налогового Кодекса Российской Федерации введен в действие с 1 января 2000 г.

Не всегда пенсионный фонд надлежащим образом выполняет все возложенные на него обязанности добросовестно. Бывают ситуации, когда его сотрудники нарушают права не только различных юридических лиц, но и простых граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Тогда возникает вопрос об оспаривании его действий. По общей практике, к сожалению, приходится идти в суд, поэтому о том, как составить такое исковое заявление будет рассказано ниже.

Суть вопроса

Пенсионный фонд относится к органам, которые относятся к публичному праву. То есть он создан государством, и в своей деятельности должен руководствоваться нормами Конституции, а также другими актами, которые не только регулируют его деятельность, но и защищать права граждан.

Естественно, что не всегда его должностные лица выполняют свои функции добросовестно, поэтому закон дает право любому гражданину, или юридическому лицу, оспаривать его решения в судебном порядке.

  • юридические лица, на которые данный государственный орган имеет право накладывать различные штрафные санкции;
  • граждане нашей страны, которым происходит назначение пенсии, а также других предусмотренных законодательством выплат, которые предусмотрены нормативными актами;
  • индивидуальные предприниматели, которые имеют двойственный статус, с одной стороны, они простые граждане, что имеют право на получение пенсии, с другой субъекты хозяйственной деятельности, которые должны платить обязательные взносы, и на них тоже данный орган накладывает различные штрафные санкции.

Несмотря на то, что общая практика, которая сложилась на данный момент, имеет определенный алгоритм действий, каждая категория субъектов обжалования, которая указана выше, должна руководствоваться определенными нормами права, чтобы их способ защиты был действенным, и принес положительное решение суда.

Важно знать, что в большинстве случаев, деятельность данного органа регулирует множество нормативно-правовых актов, которые по своей природе могут иметь низшую юридическую силу, чем Конституция и Федеральные Законы . Именно на этом, многие юристы и выигрывают споры с этим органом.

Обжалование действий ПФ

Теперь необходимо коснутся вопроса о том, как можно воспользоваться правом на обжалование незаконных действий данного органа.

Юристы, которые профессионально занимаются данным вопросом, выработали определенную практику, которая включает в себя два способа обжалования.

  1. Обращение с жалобой в вышестоящий орган, либо тот, должностные лица которого допустили нарушение прав гражданина, либо юридического лица. Это, так называемый, способ досудебного урегулирования возникшей проблемы.
  2. Непосредственная подача специального искового заявления в суд. Этот способ защиты можно использовать, минуя обращения в пенсионный фонд, либо после отрицательного ответа на жалобу из этого органа.

Каждый из них может принести положительные результаты, если подходить к этому грамотно.

Рассмотрим процесс написания жалоб.

Они должны происходить по следующему алгоритму.

  1. Первое с чего нужно начинать, это с письменного обращения в ПФ. В нем нужно указать ситуацию (вкратце), которая возникла, а также потребовать дать разъяснения, почему сотрудники данного органа, приняли неправомерное решение. Это все отправляется по почте, письмом с уведомлением.
  2. После получения ответа, в нем будут ссылки на законодательные акты, которыми руководствовались работники ПФ при начислении пенсии, или других выплат, а также в нем могут быть указаны документы (доказательства), которые имеются у них. Этот ответ необходимо внимательно изучить.
  3. Далее следует жалоба, в которой нужно детально расписать свою точку зрения, при этом в обязательном порядке сослаться на нормативно правовые акты, которыми руководствуется лицо, решившее ее подать. Если есть какие-то письменные документы, к такому обращению, необходимо приложить их копии, и указать, что оригиналы, будут предоставлены при первом требовании. Обязательным реквизитом является требование отменить первоначальное решение, и принять новое, которым восстановить нарушенное право лица (например, досрочная пенсия, которая была не назначена, должна быть начислена с определенного времени).
  4. Данная жалоба отправляется по почте, можно ценным письмом либо с уведомлением.
  5. После получения ответа, если он будет положительным, и требования будут полностью удовлетворены, дальше никуда обращаться уже не понадобится. Если решение по жалобе будет отрицательным, значит следующий шаг обращение в суд с исковым заявлением.

Данный способ защиты своих прав больше всего подходит для физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые обращаются как простые граждане нашего государства, а не как субъекты хозяйственной деятельности.

Важно знать, что в большинстве случаев, ответ на требования, будет отрицательным, и сотрудники ПФ, откажут в удовлетворении, указав, что можно обратиться в суд. Но в своих ответах они будут ссылаться на законодательство, которое было использовано при рассмотрении жалобы.

Исковое заявление об оспаривании решения Пенсионного фонда

Подача искового заявления в суд, это самая действенная форма защиты в данном случае, поскольку данный орган может не только отменить незаконное решение сотрудников ПФ, но и восстановить нарушенное право.

Исходя из этого, оно должно быть составлено правильно, и без каких либо нарушений.

Перед тем, как перейти к рассмотрению данного документа, субъекты, которые имеют право на обжалование таких действий, должны иметь четкое представление, в какие суды им можно обращаться с таким иском.

  1. Граждане нашей страны (лица, которые не имеют гражданства), должны обращаться только в районные суды, при этом по месту нахождения ПФ. Сюда также можно отнести и ИП, которые выступают как физические лица.
  2. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые выступают в качестве субъектов хозяйственной деятельности, и им пенсионный фонд начисляет различные штрафные санкции, пени и недоимки. Они должны обращаться в арбитражный суд. Только данный орган имеет право рассматривать исковые заявления таких субъектов к ПФ, и выносить решения.

Нарушение подследственности влечет за собой не принятие искового заявления к рассмотрению.


Исковое заявление должно содержать следующие обязательные реквизиты.

  1. Первое это «шапка». В ней указывается наименование истца, для физического лица, это полные анкетные данные (Ф.И.О., дата рождения, место жительства и регистрации, контактные телефоны). Для организации, предприятия, это его название, юридический адрес, контактные телефоны. Далее следует наименование ответчика. В данном случае, это районный ПФ, который нарушил права. Обязательно указывается адрес его места нахождения, контактные телефоны.
  2. Следующее, это (по центру листа, под шапкой) пишется «исковое заявление », а под ним указывается, о чем оно (например, о отмене решения ПФ, и назначении пенсионных выплат).
  3. Следующее, это текст самого искового заявление. Сначала в нем указывается суть вопроса, а также каким образом, по мнению истца, Пенсионный фонд нарушил его права (в чем это выразилось, какие доказательства своей правоты предоставил ПФ). После такого вступления, расписываются нормативно-правовые акты, с указанием конкретных норм, а также номеров статей, пунктов, которые данный орган не принял во внимание, и вынес неправомерное решение.
  4. После того как мотивировка расписана, истец должен сослаться на перечисленные нормативные акты в описательной части, а также нормы Процессуального Кодекса, и просить отменить решение пенсионного фонда, а также восстановить его нарушенное право, путем конкретных действий (например, начислением пенсии, заработной платы).
  5. Последнее, это перечень письменных доказательств, которые прилагаются к исковому заявлению. Это могут быть ксерокопии жалоб, трудовой книжки, ответов из других государственных органов.

Исковое заявление составляется в двух экземплярах, один остается в суде, на основании него суд открывает производство. Второй экземпляр направляется судом ответчику. Если спорит с ПФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то они сами отправляют копию иска со всеми дополнениями и документами в ПФ, ценным письмом.

Важно знать, что от грамотности составления данного документа, зависит исход дела в суде. Согласно Процессуального Кодекса, каждое лицо которое обратилось в суд, обязано доказать свою позицию, поэтому перед подачей такого документа, нужно хорошо подготовится и собрать как можно больше доказательств.

Порядок действий

По сложившейся практике порядок действий обращения в суд для физических лиц следующий:

  • сначала необходимо получить уведомление от ПФ (это может быть письмо, отказ в удовлетворении жалобы), о том, что они не желают восстанавливать права;
  • после этого составляется исковое заявление, берутся реквизиты для оплаты государственной пошлины, и она оплачивается (для граждан это 3000 рублей, организаций от 6000);
  • далее составленный документ в двух экземплярах подается в суд, и ожидается повестка, где будет указано, когда состоится первое судебное заседание;
  • в процессе ожидания первого суда, можно истребовать еще письменные доказательства от различных органов и предприятий.

В случае получения положительного решения, нужно дождаться его вступления в законную силу, и нести в ПФ, должностные лица которого, обязаны будут выполнить судебное решение, и восстановить нарушенное право.

Судебная практика

Судебная практика по таким спорам, идет по пути, применения Законов, и подзаконных нормативно-правовых актов.

Для физических лиц, она слаживается в их пользу, только в том случае, если сотрудники пенсионного фонда, при назначении пенсий, а также других обязательных выплат, пользовались не Федеральными Законами, а подзаконными нормативно-правовыми актами. То есть применяли различные Постановления, Разъяснения, которые противоречат действующим Законам.

Для юридических лиц, на которые накладываются штрафные санкции, важно доказать не только, что действия сотрудников ПФ противоречили Закону, но и нарушения в процессе составления незаконных требований (о начислении штрафных санкций, пени).

Очень хорошо может помочь истцам также сложившаяся судебная практика по аналогичным спорам, которую можно посмотреть в различных государственных реестрах судебных решений.

Важно знать, перед подготовкой искового заявления, нужно обратить внимание на решения других судов по данному вопросу. Их даже можно распечатать с реестра, и приложить к иску, как пример.

Важные нюансы

О некоторых важных нюансах было рассказано выше, но еще нужно обратить внимание также на такие тонкости.

  1. Если истец просрочил срок обращения в суд по такому спору (он составляет 6 месяцев, с дня когда человек или юридическое лицо, узнало о нарушении своих прав), то он может восстановить его обязательным направлением жалобы на незаконные действия ПФ. После получения отрицательного ответа, где будет указано, что права не будут восстановлены, есть все основания идти в суд, и указывать, что о нарушении человек узнал именно после ответа ПФ.
  2. В некоторых случаях работники ПФ нарушают сам процесс начисления пенсий и других выплат. Это также является нарушением, и основанием для признания их действий незаконным в суде.
  3. Даже если суд первой инстанции отказал в иске, нужно подавать апелляцию, и даже кассацию. Это вызвано тем, что бывают спорные ситуации, а для суда первой инстанции, проще отказать, в таком иске. Логика в том, что со сложными вопросами пусть лучше разбираются высшие суды, которые принимают решение коллегиально.
  4. Перед каждым обращением в суд, лучше в обязательном порядке написать жалобу. В ответе на нее, будут ссылки на акты, которыми руководствовался ПФ, и можно сразу хорошо подготовиться к судебным заседаниям.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке , не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

19. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню , являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.

20. Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.

При этом судам следует учитывать следующее:

а) исходя из положений статьи 10 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж. Время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими шестнадцатилетнего возраста, так как по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица;

б) продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы;

в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.

Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;

г) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28 пункте , исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях).

Судам необходимо обратить внимание на то, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 , и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов;

6) при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, обратить внимание судов на то, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1. По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента , за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев;

среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 для индексации самих пенсий, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии. б) валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов;

в) сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.

В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет;

г) при определении размера трудовой пенсии с учетом валоризации судам необходимо иметь в виду, что гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии, начиная с 1 января 2010 года определение размера пенсии с учетом суммы валоризации ( Федерального закона N 213-ФЗ). При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, то есть после 1 января 2011 года, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).

Суд, установив, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при осуществлении валоризации представленные гражданином в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года дополнительные документы (к примеру, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)), вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 1 января 2010 года. пункте 3 статьи 23 статье 1183

ГК РФ.

31. Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

32. Обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. статьей 1109

Арбитражный суд Кемеровской области вынес решение, чем, по всей видимости, поставил точку в одном конкретном разбирательстве между индивидуальным предпринимателем и ПФР. Об интересных моментах рассмотрения спора с ПФР, а также о последствиях вынесенного решения читайте в предложенном материале.

Арбитражный суд Кемеровской области вынес Решение от 24.07.2017 по делу № А27-5253/2016, чем, по всей видимости, поставил точку в одном конкретном разбирательстве между индивидуальным предпринимателем и ПФР по вопросу начисления страховых взносов за себя за 2014 год. Данное дело затрагивает всех индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, поскольку оно принципиально изменило подход к начислению страховых взносов предпринимателями за себя за прошлые периоды.

Об интересных моментах рассмотрения спора с ПФР, а также о последствиях вынесенного решения читайте в предложенном материале.

Индивидуальный предприниматель против ПФР.

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.07.2017 по делу № А27-5253/2016 стало на сегодняшний день последним этапом на пути индивидуального предпринимателя, применяющего УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Теоретически последнее решение может быть обжаловано, но практически это бессмысленно, так как ВС РФ уже сказал свое слово по рассматриваемой проблеме. Напомним суть спора .

ПФР обратился в суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, при величине дохода, превышающего 300 000 руб. за 2014 год в размере около 120 000 руб., а также пени в размере более 5 000 руб. Требования ПФР были удовлетворены, решение было оставлено в силе и апелляционной, и кассационной инстанцией. Тогда индивидуальный предприниматель обратился в ВС РФ. И тут произошло «чудо»: решения трех инстанций были отменены, дело отправлено в первую инстанцию на новое рассмотрение.

Если сформулировать кратко, то разногласия между сторонами сводятся к порядку определения суммы страховых взносов в ПФР, уплачиваемых свыше фиксированного размера, в размере 1 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. Поскольку до 2017 года исчислялись и уплачивались в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ , суды при вынесении решений рассматривали нормы этого закона.

ПФР рассчитал страховые взносы на основании ст. 12, 14 Федерального закона № 212-ФЗ и данных, полученных из налогового органа (на основании декларации по «упрощенному» налогу за 2014 год): в качестве базы был взят доход предпринимателя за 2014 год. К уплате получилась максимально возможная сумма – 121 299,36 руб.

По мнению предпринимателя, при расчете страховых взносов ПФР не учел сумму расходов, учитываемых при УСНО, на которую должна быть уменьшена общая сумма дохода. Соответственно, по расчетам предпринимателя получилось 14 350,54 руб.

Как уже было сказано, три судебные инстанции поддержали ПФР, руководствуясь нормами Федерального закона № 212-ФЗ. Но достаточно неожиданно ВС РФ развернул ситуацию на 180 градусов и вынес решение в пользу индивидуального предпринимателя. В Определении от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016 судьи ВС РФ руководствовались следующим. Конституционный суд в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил: взаимосвязанные положения пп. 1 п. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», ВС РФ указал, что изложенная Конституционным судом правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Это означает, что при применении индивидуальным предпринимателем объекта налогообложения «доходы минус расходы» база для исчисления страховых взносов определяется с учетом расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ. Хотя справедливости ради напомним, что в Федеральном законе № 212-ФЗ подобных положений нет, в нем речь идет только о базе для исчисления страховых взносов в ПФР в виде доходов, которые рассчитываются в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Ни о каких расходах не упоминается.

Итак, ВС РФ постановил: при расчете страховых взносов, уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями за себя, базу нужно исчислять как «доходы минус расходы». Но, поскольку суды расходы вообще не рассматривали, дело было направлено в первую инстанцию.

Новое решение суда первой инстанции.

После приведенного определения ВС РФ Арбитражный суд Кемеровской области вынужден был пересмотреть свой первоначальный подход к данной проблеме и при определении базы учесть расходы. В решении суда первой инстанции есть интересные моменты, на которые стоит обратить внимание. Поскольку дело резонансное, теперь судьи очень аккуратно подошли к подготовке мотивировочной части решения.

Чем руководствоваться?

Арбитры вспомнили о том, что с 01.01.2017 администрирование страховых взносов было передано налоговым органам. Но, принимая во внимание установленные переходные положения законодательства, суд признал подлежащими применению к рассматриваемому периоду положения Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017.

Замена ПФР на ФНС.

Суд отказал в удовлетворении заявления ПФР по делу о замене стороны по делу на представителей ФНС, основываясь все на тех же переходных положениях: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР в порядке, действовавшем до 01.01.2017. Ведь в деле рассматривался период 2014 года.

Судебные расходы.

Арбитры очень серьезно подошли к разрешению требования предпринимателя о взыскании понесенных по делу судебных расходов. Общая сумма составила 61 300 руб.: 6 150 руб. – , 55 150 руб. – оплата услуг представителя. ПФР возражал против заявленных предпринимателем требований, считая заявленные расходы чрезмерными, не подлежащими отнесению на него.

Отметим, что суд признал документально подтвержденным факт заключения договора на оказание юридических услуг и несения предпринимателем расходов в рамках такого договора. Данные обстоятельства ПФР не оспаривались.

При разрешении данного вопроса суд руководствовался ст. 101, 106, 110, 112 АПК РФ, Постановлением Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1. Учитывая возражения ПФР о чрезмерности заявленных издержек, суд признал необходимым сопоставить фактически проделанную в рамках этого дела представителем предпринимателя работу, а также произведенные сторонами расценки такой работы, с рекомендованными минимальными ставками вознаграждений за отдельные виды юридической помощи, утвержденными Решением Совета Адвокатской палаты Кемеровской области от 11.03.2016 № 2/5 (действующими в период заключения договора).

Проведя сравнительный анализ, суд исключил из расходов плату за устную консультацию как не связанную непосредственно с рассмотрением дела, сделав вывод о чрезмерности заявленных расходов. Для понимания того, какие судебные издержки не будут, по мнению суда, чрезмерными, приведем конкретные размеры судебных расходов, признанные судом обоснованными:

    5 000 руб. – за составление отзыва на заявление ПФР;

    500 руб. – за составление заявления о рассмотрении дела в отсутствие ответчика;

    10 000 руб. – за составление апелляционной жалобы;

    10 000 руб. – за составление кассационной жалобы;

    3 500 руб. – за составление отзыва при новом рассмотрении дела;

    3 500 руб. – за составление заявления о судебных расходах.

Поскольку в итоге требования предпринимателя были удовлетворены частично (об этом ниже), указанные расходы были распределены пропорционально между сторонами: всего 6 150 руб. – государственная пошлина, 42 500 руб. – судебные издержки на представителя. Из этой суммы 48 414,70 руб. было взыскано с ПФР.

И все-таки «доходы минус расходы».

При рассмотрении дела по существу вопроса суду первой инстанции ничего не оставалось, кроме как руководствоваться подходом, указанным ВС РФ, и исчислить базу для определения суммы страховых взносов как «доходы минус расходы». При этом почему-то в решении нет слова «расходы», использован термин «вычеты».

При новом рассмотрении дела судом запрошены сведения относительно суммы доходов и суммы расходов предпринимателя за 2014 год. Так, на основании представленного в суд ответа налогового органа, а также копии приложенной декларации по «упрощенному» налогу за 2014 год, вычтя из доходов сумму расходов, учитываемых при УСНО, суд исчислил сумму страховых взносов в размере 14 350,54 руб., то есть ровно ту сумму, которую и заявлял изначально индивидуальный предприниматель.

О пенях.

Первоначально ПФР хотел взыскать с предпринимателя пени в сумме 5 170,80 руб. за период с 02.04.2015 по 03.09.2015. Страховые взносы были уплачены в сумме14 350,54 руб. позже установленного срока, но, поскольку размер недоимки резко уменьшился, пени уменьшились до 611,69 руб.

О последствиях принятых решений.

Итак, казалось бы, индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», должны праздновать победу. Так-то оно так, но…

Судебные дела других предпринимателей.

Несмотря на приведенное решение ВС РФ, ПФР отстаивает свою позицию по данному вопросу. В судах представители Пенсионного фонда настаивают на своем мнении, а также на том, что Постановление КС РФ № 27-П не распространяется на правоотношения, возникшие ранее даты его вынесения. Но этот довод отклоняется (Постановление АС ЦО от 25.07.2017 по делу № А48-2906/2016): в резолютивной части данного постановления Конституционного суда указано, что оно окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Соответственно, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в нем, являются обязательными для применения.

Все рассматриваемые в настоящее время кассационными инстанциями аналогичные дела направляются на новое рассмотрение, поскольку не установлены обстоятельства, связанные с действительным размером подлежащих уплате страховых взносов, исчисленных на основании расчетной базы, определенной исходя из доходов, уменьшенных на расходы. Такая практика сложилась в Северо-Западном и Центральном округах (постановления АС СЗО от 24.05.2017 № Ф07-1556/2017 по делу № А52-1630/2016, от 01.06.2017 № Ф07-12186/2016 по делу № А05-1904/2016, от 14.06.2017 № Ф07-1539/2017 по делу № А52-2150/2016, от 15.06.2017 № Ф07-5004/2017 по делу № А52-2831/2016, от 19.06.2017 № Ф07-12174/2016 по делу № А05-1907/2016).

Перерасчет обязательств по страховым взносам, уплачиваемым в ПФР.

Индивидуальным предпринимателям, применяющим УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» и имеющим доходы более 300 000 руб., не стоит надеяться на то, что теперь ПФР в автоматическом режиме пересчитает их обязательства по страховым взносам, уплачиваемым на обязательное пенсионное страхование за себя, за 2014 – 2016 годы. И у них образуется переплата в ПФР. Для решения этого вопроса им нужно идти в суд. В данном случае их судебный путь будет значительно короче – решение, в котором база по страховым взносам будет исчислена с учетом расходов, можно будет получить уже в первой инстанции.

База для расчета страховых взносов – 2017. И конечно, возникает вопрос о том, как считать базу для страховых взносов индивидуальным предпринимателям в 2017 году. Вопрос интересный.

В 2017 году страховые взносы исчисляются и уплачиваются исходя из гл. 34 НК РФ. Ее нормы относительно рассматриваемой проблемы полностью идентичны нормам, действовавшим до 2017 года в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ.

Согласно ст. 430 НК РФ для плательщиков, применяющих УСНО, доход учитывается на основании ст. 346.15 НК РФ. И ни о каких расходах речь не идет. Никаких изменений, по крайней мере, на данный момент, вносить в ст. 430 НК РФ не планируется.

По данному вопросу уже после обнародования рассматриваемого определения ВС РФ высказался Минфин.

В Письме от 24.05.2017 № 03-15-05/31688 финансисты напомнили, что по своей юридической природе уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды имеет не столько фискальный, сколько социально значимый характер, поскольку от уплаченных в конечном итоге сумм страховых взносов зависит обеспечение доходов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых финансируются различные виды социальных выплат гражданам. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе за счет средств пенсионных накоплений.

А в Письме от 09.06.2017 № 03-15-05/36277 представители Минфина, напомнив, что с 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ, отметили следующее.

Согласно пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п. 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСНО, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Исходя из положений ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСНО, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в данном случае не учитываются.

Что же касается рассматриваемого знакового определения ВС РФ, как отметили финансисты, оно принято в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом № 212-ФЗ, действовавшим до 01.01.2017.

Вот так! Это означает, что Минфин не собирается менять свою позицию по анализируемому вопросу, налоговые органы будут подходить к исчислению суммы страховых взносов за 2017 год исходя только из суммы доходов, никаких расходов они учитывать не собираются. А поскольку по итогам 2017 года у них будут все необходимые для этого данные – по «упрощенному» налогу, – доначислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и выставить требование налоговикам труда не составит.

Вынесено решение суда первой инстанции по резонансному делу об исчислении суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в 2014 году. Суд исчислил базу как «доходы минус расходы», пересчитав обязательства предпринимателя.

Минфин менять свою позицию по данному вопросу не намерен: уже после рассматриваемого определения ВС РФ финансисты настаивают на том, что база в указанном случае считается как доходы, полученные при УСНО. Расходы при этом не учитываются.

Подробнее об этом см. статью Е. П. Зобовой «Верховный суд поддержал индивидуальных предпринимателей – «упрощенцев», № 5, 2017.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».