Нужна ли лицензия на деятельность тсж. Состав и роль органов правления товарищества собственников жилья

Государственный жилищный надзор по-прежнему вправе признать действия председателей правлений товариществ и решения о создании некоторых товариществ собственников жилья незаконными

До весны управдомам необходимо сдать экзамены и получить лицензию, без которой они не смогут работать в многоквартирных домах. Однако председателям товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов такие разрешения не нужны, из-за чего среди них зачастую могут попадаться мошенники.

"В этой сфере крутятся огромные денежные потоки, поэтому вполне очевидно, что зачастую за пост председателя идут жестокие бои. В домах появляются воинствующие группировки, происходят даже силовые нападения", — поясняет исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, отмечая, что зачастую жилищная инспекция не может решить тот или иной конфликт.

Как устранить проблему своими силами выяснила "Российская газета". Издание предлагает найти альтернативного председателя, договориться с соседями, провести общее собрание и переизбрать главу ТСЖ или ЖСК. Если же претензии более серьезные и без жилищной инспекции не обойтись, инспекторы придут с внеплановой проверкой и выдадут предписание об исправлении ошибок. А если и это не поможет, советует Светлана Разворотнева, то надо менять форму управления, например, заключить договор с управляющей компанией.

Кстати, уже в ближайшее время потенциальных мошенников в домах россиян станет меньше. С июля 2016 года ТСЖ, которые объединяют сразу несколько многоквартирных домов, должны либо реорганизоваться, либо ликвидироваться.

"С введением лицензирования в отношении предпринимательской деятельности управляющих компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся управлением дома, мы ни в коем случае не снижаем уровень контроля за ТСЖ", отмечает Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ. "Государственный жилищный надзор по-прежнему вправе признать действия председателей правлений товариществ и решения о создании некоторых ТСЖ незаконными. Все полномочия госжилинспекций остаются в силе, поэтому если у вас есть проблемы с ТСЖ, государство в любом случае обязано на это реагировать. То же самое касается и ЖСК", — отметил он.

Проект закона предусматривает выдачу лицензий УК и ТСЖ с 1 сентября 2014 года, а запрет на управление домами без лицензии может вступить в силу с 1 мая 2015-го. По словам зампредседателя комитета ГД Павла Качкаева, новые правила затронут около 22 тысяч компаний. Поправки, в частности, предполагают введение коллегиального принципа (с участием профессионального сообщества) принятия решения о выдаче лицензии УК и ее аннулировании. Также предусматривается возможность привлечения к административной ответственности УК только при наличии доказательств ее вины. Кроме того, предполагается появление в России должности главного жилищного инспектора для контроля региональных инспекций. Одновременно с этим законопроект вводит ужесточение административной ответственности УК за ненадлежащее управление жилищным фоном. Лицензия не нужна тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу.

Новосибирская область

ГЖИ Новосибирской области будет добиваться дисквалификации директоров управляющих компаний за нарушения. По ее данным, сейчас двенадцать УК игнорируют штрафы и предписания, наложенные прокуратурой и инспекцией. "В случае систематического невыполнения в установленный срок предписаний ГЖИ мы намерены ходатайствовать в суде о назначении дисквалификации руководителя УК", - отметил Игорь Лобарев. В Новосибирской области работает более 170 УК, жилой фонд многоквартирных домов составляет 43 миллиона квадратных метров.

Поскольку мошенники из ООО УК Моторостроитель всё ещё пытаются ввести жителей нашего дома в заблуждение разными сумасбродными листовками, то написал своим жителям краткое (ну условно краткое) пояснение, почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на право управления многоквартирным домом.

Выкладываю сюда запись из группы ТСН "ТСЖ Краснова" Вконтакте , чтобы если кому-то стало нужно, то могл спокойно взять, т.к. группа закрытая:

Для того, чтобы окончательно вбить гвоздь в крышку гроба этой "инициативной группы" немного выдержек из Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что ТСН "ТСЖ Краснова" лицензия не нужна:

"Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией."

Как мы видим, из ч. 2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией.

"Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)."

Как мы видим из ч. 1 ст. 192, лицензии нужны только управляющим организациям. Как мы помним, ТСЖ не является управляющей организацией.

Причём в ЖК особо оговаривается, что лицензия нужна для осуществления ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности.

ч. 1 ст. 2 ГК даёт исчерпывающее определение предпринимательской деятельности:

"предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке."

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли:

"Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса."

"5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами."

Т.о., т.к. ТСЖ не является управляющей организацией, а ТСН в форме ТСН не занимается предпринимательской деятельностью, лицензия на управление многоквартирным домо ТСН "ТСЖ Краснова" не нужна.

Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии?

Ответ: Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)?

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина?

Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей.

Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии?

Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения?

Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии?

Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос: Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?

Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

Вопрос: В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?

Ответ:

Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста. Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.
Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

Вопрос: Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ? Ответ:

Требования к оформлению документов о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлены приказом Минстроя России от
25.12.2015 № 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ должно содержать:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
К заявлению обязательно прилагаются:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

Несоответствие заявления вышеуказанным требованиям либо отсутствие одного из документов являются основанием для отказа в удовлетворении заявления и возвращения его лицензиату.

Вопрос: Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?

Ответ: Могут, в том случае, если собственники в установленном законом порядке отказались от услуг управляющей организации (лицензиата) и выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.

До января 2015 года лицензия на управление МКД не требовалась, а сами дома плохо контролировались государством. Для исправления этой ситуации был издан новый закон, который подписан президентом РФ. Согласно ему все ООО и ИП, желающие заниматься ведением хозяйства жилых зданий, для осуществления этой деятельности должны получить специальный документ - лицензию на управление МКД.

Как выглядит лицензия на управления МКД

В соответствии с ФЗ № 255 от 21.07.14 с 01.01.15 УК несут административную ответственность за недобросовестное исполнение требований предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 01.05.15 они могут работать только после того, как получат соответствующее разрешение.

Лицензия на управление МКД — официальный допуск к реализации предпринимательской деятельности УК, выписывается органами ГЖН без ограничений по сроку.

Разрешения, которые получают компании, функционирующие в отрасли ЖКХ, являются действительными только на географической территории того субъекта РФ, на которой они были выдан.

На лицевой стороне лицензии обозначено наименование ее и обладателя, точная дата выдачи, государственный номер, полное название органа, который ее выписал. Документ представлен в формате А4.

На обратной стороне указывается местонахождение лицензиата, регион действия разрешения и наименование комиссии, его выдавшего.

Информацию о выпущенных разрешениях вписывают в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и сводную федеральную базу лицензий на управление МКД.

Эти сведения носят открытый характер, публикуются на официальных ресурсах органов ГЖН субъекта РФ в интернете и на сайте уполномоченного федерального учреждения.

Если в течение одного года хозяйствующую организацию или ее руководителя в ходе судебных процессов дважды и более привлекали к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖН, то информация о таких многоквартирных домах удалятся из реестра лицензий на управление МКД и сама компания их больше не обслуживает.

Если произойдет ситуация, когда в течение одного года суммарный метраж таких помещений достигнет отметки в 15 % и выше от общих площадей МКД, которые числятся за данной УК, то орган ГЖН подаст на нее иск в суд с требованием аннулировать лицензию этой организации.

Нужна ли лицензия на управление МКД для ТСЖ

Данным видам организаций нет необходимости проходить процедуру лицензирования, так как это не предусматривает законодательство нашей страны.

Исключением можно назвать только одну сферу — услуги в содержании инженерных сетей. Например, без получения лицензии кооперативы не могут заниматься добычей водных ресурсов.

Помимо этого, региональные органы власти имеют право принять подзаконные акты, которые будут предусматривать получение разрешения на иные виды деятельности.

Получение лицензии на управление МДК в 3 этапа

Принятое законодательство в нашей стране подразумевает то, что лицензия на управление МКД будет выписываться при содействии двух властных структур:

  • территориального органа ГЖН;
  • региональной лицензионной комиссии.

Задача первого органа состоит в том, чтобы принять заявление с дополнительными документами соискателя разрешения на его получение и по итогам их изучения отправить лицензионной комиссии свое заключение о том, возможно ли удовлетворить просьбу претендента или же придется дать отрицательный ответ.

А региональная лицензионная комиссия выносит вердикт о выпуске лицензии на управление МКД. На его основании ГЖН оформляет документ и выдает его руководителю управляющей организации.

Всю процедуру получения лицензии можно разделить на три стадии.

Этап 1. Определяемся с услугами

Разрешение в данной ситуации необходимо для деятельности по обслуживанию многоквартирного дома, которая будет реализовываться в соответствии с требованиями договора содержания жилья, изложенными в статье 162 ЖК Российской Федерации. Данное соглашение составляется и подписывается после того, как руководитель управляющей компании получает лицензию на управление МКД.

Главный список работ по обслуживанию жилых зданий:

  • содержание многоквартирных домов и осуществление ремонта общего имущества;
  • оказание коммунальных услуг;
  • сбор денежных средств с собственников помещений за содержание здания и за проведенные ремонтные работы;
  • организация аварийного обслуживания домов и восстановительная деятельность по ликвидации ситуаций с разрушением частей строения и оборудования;
  • облагораживание придомовых территорий;
  • ведение и хранение документации;
  • прочие виды услуг.

Этап 2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только в планах хотите открыть свой бизнес-проект, то вам необходимо оформить ООО или зарегистрировать ИП и гарантировать выполнение лицензионных условий. Если вы решили вести деятельность сложного уровня - обслуживание МКД, при этом у вас несколько учредителей, то следует выбирать ООО. В той ситуации когда бизнес-проект уже работает и вы хотите попробовать себя в управлении МКД, то вам следует внести корректировки в ОКВЭД ООО/ИП, а также проанализировать соответствие принятым нормам.

Для предоставления услуг управления домом компания должна выполнять лицензионные условия:

  • прохождение государственной регистрации в роли ИП/ООО на территории России;
  • наличие у директора управляющей компании квалификационного документа в соответствии со статьей 202 ЖК Российской Федерации;
  • отсутствие у руководителя организации непогашенной судимости за правонарушения в экономической отрасли, за тяжкие уголовные преступления;
  • обеспечение открытого доступа к сведениям о ключевых показателях деятельности организации, о реализованных работах по содержанию, ремонту многоквартирных домов, о порядке и условиях их осуществления, о ценовой политике компании, о стоимости ресурсов, требующихся для предоставления коммунальных услуг в соответствии с ПП РФ от 23 сентября 2010 года № 7231;
  • отсутствие у соискателя аннулированных лицензий на управление МКД в соответствующем реестре;
  • гарантирование выполнения правил оказания коммунальных услуг собственникам и арендаторам помещений многоквартирных домов в соответствии с ПП РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Важно обратить внимание на получение квалификационного документа, так как эта процедура нуждается в заблаговременной подготовке и отнимает достаточно большое количество времени.

Квалификационный аттестат выдается только после сдачи специального экзамена. В него входит проверка знаний и требований законодательной документации Российской Федерации, которые применяются в реализации предпринимательской деятельности, имеющей отношение к содержанию многоквартирных домов. Для получения допуска на сдачу такого экзамена в отделение ГЖИ или на адрес лицензионной комиссии необходимо направить специальное заявление.

Оно предоставляется лично директором управляющей компании или его официальным представителем. При подаче заявления необходимо иметь паспорт (удостоверение личности). Форма данного экзамена — прохождение теста на ПК. Всего в нем представлено двести вопросов. Для тестирования конкретного человека программа отбирает сто любых заданий из общего списка.

Каждый вопрос имеет узкий уровень специализации, для того чтобы верно дать на него ответ, необходимо владеть достаточно серьезными знаниями в сфере ЖКХ. Проходной бал начинается с отметки в 86 %. На выполнение теста дается два часа. Если директор компании успешно справляется с заданием, то он получает квалификационный аттестат, срок действия которого пять лет. Экзамен проводится государством бесплатно.

Этап 3. Подаем документы, необходимые для получения лицензии

Для того чтобы получить лицензию на управление МКД, в местный компетентный государственный орган необходимо направить специальное заявление (бланк заявления).

К нему необходимо приложить следующий пакет документов:

  • копию устава управляющей компании, которую необходимо заверить у нотариуса;
  • копию документа о государственной регистрации ИП или ООО;
  • копию свидетельства о регистрации корректировок, если такие проводились;
  • копию квалификационного диплома соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на пост директора управляющей компании-соискателя лицензии;
  • квитанцию, которая подтверждает оплату госпошлины в размере 30 тыс. руб.

Дополнение: изначально необходимо выяснить список приложений в местном лицензирующем органе перед тем, как подать заявление, так как в некоторых ситуациях требуется предоставить только выписку из ЕГРЮЛ.

Всю документацию можно передать несколькими способами:

  • личный поход в лицензирующий орган или визит официального представителя заявителя;
  • заказным письмом почтой России с уведомлением о получении;
  • через электронные ресурсы; все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Заявление с приложениями принимаются только в том случае, если есть их опись, на дубликате которой проставлена отметка о точной дате получения данного пакета. Копия описи со входящим штампом направляется соискателю либо его официальному представителю тем способом, которым документы были предоставлены в лицензионную комиссию. После принятия заявления государственным органом заключение о выдаче разрешения на управление МКД будет озвучено в течение одного месяца. За это время лицензионная комиссия проверяет всю документацию, которая была ей предоставлена.

Получив лицензию на управление МКД, компания имеет полное право приступить к выполнению своих рабочих обязанностей. Информацию обо всех многоквартирных домах, которые находятся в ведении данной организации, следует опубликовать на официальном ресурсе в Интернете.

В ситуации когда произошли какие-либо перемены, - подписание другого договора, аннулирование старого - управляющая компания должна внести корректировки на свой официальный ресурс в Интернете в течение трех дней, а также оповестить о любых новых обстоятельствах орган ГЖН.

Не следует забывать и о возможных различных (по графику и внеплановых) проверках на выполнение условий лицензии на управление МКД. Если в деятельности обслуживающей компании будут обнаружены какие-либо правонарушения, то ее разрешение может быть аннулировано.

Когда лицензия на управление МКД подлежит переоформлению

В ФЗ от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» зафиксированы ситуации, в которых разрешение на управление МКД необходимо переоформлять. Это следующие случаи:

  • преобразование формы юридического лица;
  • смена наименования организации (фамилии, имени, отчества, реквизитов документации, которая удостоверяет личность ИП);
  • смена географического местонахождения или изменение адреса регистрации юридического лица;
  • коррективы в списке оказываемых услуг или реализуемых работ, которые имеют непосредственное отношение к лицензируемому виду деятельности.

Таким образом, если управляющая компания поменяла свои юридические географические координаты, то об этом следует сообщить в Государственную жилищную инспекцию и переоформить лицензию на управление МКД. Если организация не выполнит это условие, то к ней будут применены штрафные санкции за нарушение лицензионных требований в соответствии со статьей 14.1.3 КоАП Российской Федерации. Штраф для юридического лица может быть размером до 250 000 руб.

В иных ситуациях, если поменялся фактический адрес, телефонный номер компании, ее локальный устав и т. д., проходить процедуру переоформления лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД не нужно. Эти данные не влияют на получение разрешения, а значит, не вызывают вышеуказанных последствий.

Порядок процедуры переоформления лицензии на управление МКД зафиксирован в статье 18 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99. Для этого организации необходимо направить запрос в органы регионального государственного жилищного надзора, подкрепляя его требующейся документацией. Список необходимых приложений закреплен в пункте 6-м ПП Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»:

  • копии учредительной документации юридического лица, которые прошли процедуру заверения у нотариуса;
  • копия квалификационного документа руководителя управляющей компании (соискателя лицензии);
  • копия приказа о назначении на должность соискателя лицензии;
  • подробная опись вышеуказанной документации.

Копия описи с отметкой о том, в какой конкретно день было принято заявление в государственную жилищную инспекцию, вручается руководителю управляющей компании (соискателю лицензии) лично либо отправляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Если указанное заявление было составлено с ошибками или пакет приложений не соответствует требованиям, то ГЖИ в течение трех дней с момента получения документации поручает лицензиату внести в нее корректировки и ликвидировать погрешности. На это у соискателя есть один месяц.

Перед отправкой пакета документов в государственную жилищную инспекцию необходимо оплатить государственную пошлину — 5 тыс. руб.

Вся процедура переоформления разрешения растягивается приблизительно на сорок пять дней: 30 из них отводится на проверку соискателя на соответствие лицензионным требованиям , а 15 дней — на вынесение вердикта уполномоченным органом.

Необходимо понимать и то, что при переоформлении разрешения на обслуживание МКД управляющей организации может быть отказано в его выдаче. В соответствии с пунктом 7 статьи 14 ФЗ № 99 основанием для вынесения отрицательного заключения могут послужить:

  • ложные или неточно указанные данные в предоставленном пакете документов;
  • несоответствие личности соискателя лицензионным условиям;
  • ранее аннулированное разрешение на управление МКД.

Если же компания утеряла или испортила имеющийся документ, то в соответствии со статьей 17 № 99 ФЗ она может запросить его копию. Дубликат на получение лицензии УК на управление МКД изготавливается за три рабочих дня, а размер государственной пошлины составляет 5 тыс. руб. на 2017 год.

Внесение изменений в лицензию по управлению МКД и соответствующую запись в реестре

Согласно ст. 198 ЖК РФ ситуации, когда список многоквартирных домов подвергся корректировке в связи с подписанием, аннулированием соглашения об обслуживании, а эту деятельность осуществлял лицензиат, директор управляющей компании в течение трех рабочих дней с момента изменения договорных отношений обязан прописать эту информацию на официальном ресурсе в сети Интернет для обнародования, а также отослать эти сведения в ГЖН.

Согласно вышеуказанному приказу новые данные фиксируются в соответствующей базе органом ГЖН РФ. Основанием для этого служит предъявленное предприятием или его официальным представителем заявление о корректировке информации в реестре лицензий на управление МКД, которое содержит следующие сведения:

  • географическое местоположение многоквартирного дома (его адрес);
  • причины для подписания или аннулирования договора содержания здания с управляющей организацией;
  • копию действующего договора обслуживания многоквартирного дома;
  • информация о лицензиате.

В этом заявлении может быть прописан только один многоквартирный дом, т. е. для каждого здания формируется свой документ.

Данное заявление также комплектуется следующими приложениями:

  • копия протокола ОСС, включающего сведения о принятом решении: определении метода содержания многоквартирного дома управляющей организацией, подписание договора обслуживания с директором УК о смене способа хозяйствования или аннулирование имеющегося соглашения;
  • копия протокола конкурсного мероприятия по выбору компании для руководства жилым зданием, согласно которому ее директор признан победителем данного тендера;
  • копия договора содержания, составленного между директором организации и собственниками помещений в доме, а в ситуации когда лицензиат был выбран путем организованного конкурсного мероприятия, — копия соглашения по обслуживанию, которое подписано заявителем;
  • копия акта приема-передачи различной документации, непосредственно имеющей отношение к содержанию многоквартирного дома, должностному лицу, которое взяло на себя эти обязанности, если уволенная УК подает заявление на удаление здания из реестра лицензий на управление МКД;
  • документ, который подтверждает законность действий официального представителя компании, в ситуации когда он имеется, заключенный в соответствии с законодательством РФ;
  • подробная опись представляемой документации с указанием названия и реквизитов каждого приложения и количества страниц, которая заверена подписью самого лицензиата.

Заявление и описанная выше документация рассматриваются за 10 рабочих дней.

Внесение корректировок в реестр лицензий на управление МКД обладает высоким уровнем значимости для управляющей компании. Она, согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ, может приступать к выполнению своих обязанностей только тогда, когда изменения будут проведены по базе.

В каком случае лицензия на управление МКД может быть аннулирована

Согласно статье 20 Федерального закона № 99 существует три реальные причины для того, чтобы аннулировать лицензию на управление МКД:

  • подача держателем заявления о том, что работа по данному виду деятельности остановлена;
  • ликвидация юридического лица или ИП;
  • решение, вынесенное в судебном порядке, о прекращении действия разрешения.

Основание аннулирования лицензии прописано в части 1-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная процедура осуществляется следующим способом: лицензионная группа выносит вердикт и отправляет его в орган государственного жилищного надзора, который на базе этого заключения формулирует иск в суд, а в ходе судебного процесса принимается решение о прекращении действия лицензии на управление МКД.

В части 2-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации зафиксированы причины для исключения дома из реестра лицензий субъекта РФ. Таким поводом может быть назначение в течение одного года двух и более административных наказаний за бездействие или исполнение не должным образом предписаний, а также удаление из базы информации о МКД, в которых суммарный метраж помещений находится на отметке не менее 15 % от всей площади обслуживаемых организацией зданий. Из этого можно сделать вывод о том, что государственная жилищная инспекция обладает правом лишить компанию лицензии на управление МКД и без решения суда.

Если вы находитесь на пороге удаления из реестра обслуживаемых 15 % помещений или не должным образом осуществляете руководство МКД, и вы готовы заявить себе об этом честно и начать что-то менять, главное — не допустите паники. Рассмотрим все ступени процесса аннулирования лицензии на реализацию деятельности по управлению МКД. Данный механизм подробно описан в части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Самое первое, что вы получите в ситуации выполнения лицензионных условий не должным образом — предписание ГЖН. А точнее, предписания, так как в течение одного года ГЖН обязан как минимум дважды выдать требование о ликвидации нарушений в работе по одному или целому ряду МКД, которые находятся под руководством управляющей компании.

Вторая стадия наступает в той ситуации, если вы в установленный период не реализовали указания ГЖИ или подошли к ним халатно. В данном случае в ходе судебного процесса должностному лицу управляющей компании будет назначено административное наказание за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний органов государственного жилищного надзора.

Только после этого ГЖИ имеет право исключить из реестра лицензий субъекта РФ информацию о помещениях, в отношении которых управляющая компания совершила нарушение регламентированных условий.

Если ситуация развивается так, что из базы уходит 15 % от суммарной площади зданий, лицензионная комиссия озвучивает вопрос о подаче иска на УК в суд о прекращении действия лицензии на управление МКД. ГЖН, который получил соответствующий вердикт от комиссии, обращается с заявлением в суд с просьбой об аннулировании вышеуказанного разрешения.

Пример. У компании из Волгограда аннулировали лицензию на управление МКД.

В течение всего 2016 г. УК многократно за ненадлежащий уровень содержания общего имущества в МКД привлекалась к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖИ.

В отношении организации было возбуждено шестнадцать дел об административных правонарушениях. Все завершилось тем, что компания потеряла приблизительно 20 % площадей от суммарной величины зданий, которые находились под ее руководством. Для лицензионной комиссии это явилось главным основанием для того, чтобы применить в отношении УК самую крайнюю меру. Суд принял решение аннулировать лицензию на управление МКД.

В соответствии с пунктом 5-м статьи 198 ЖК РФ, если в течение одного года УК дважды и более была привлечена за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний Государственной жилищной инспекции в одном МКД, информация о данном доме удаляется из базы лицензий.

Если суммарный метраж помещений в подобных исключенных строениях составит 15 % и более от всей площади зданий, обслуживаемых организацией, разрешение на управление МКД будет отозвано. Управляющая компания из нашего примера руководила только одним домом, в связи с чем удаление последнего из базы лицензий привело к автоматическому аннулированию разрешения на деятельность.

Управляющая компания должна продолжить руководить МКД до того момента, пока владельцы помещений не найдут новую организацию или пока следующая УК определится по итогам открытого конкурса.

В связи с этим вам необходимо найти поддержку в лице собственников дома, ведь они могут выступить в роли вашего спасательного круга на стадии принятия решения комиссии ГЖН об исключении сведений о здании из реестра лицензий на управление МКД.

В соответствии с частью 7-й статьи 198 ЖК РФ в течение 2-х месяцев после того как лицензионная комиссия сообщила собственникам помещений о том, что дом может быть исключен из реестра лицензий, они имеют право организовать общее собрание и на его основании вынести вердикт о продолжении или о завершении сотрудничества с данной управляющей компанией.

После встречи владельцев им дается три дня на то, чтобы уведомить о принятом решении государственную жилищную инспекцию. В данной ситуации сведения о доме не удаляются из реестра лицензий на управление МКД.

Мнение эксперта

Обязанности УК при исключении МКД из реестра

Елена Шерешовец ,

член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ»

При удалении МКД из реестра лицензий у управляющей компании появляется обязанность на должном уровне выполнять требования по обслуживанию дома, предоставлению сервиса, осуществлению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с условиями, установленными на законодательном уровне России. Подобные требования зафиксированы в части 3-й статьи 200 ЖК РФ. Таким образом, управляющая компания обязана надлежащим образом выполнять работу по руководству МКД до момента образования обязательств в соответствии с:

  • договором управления МКД в том случае, если УК призвана общим собранием собственников или отобрана по итогам организованного органом местного самоуправления конкурса;
  • соглашением по ведению хозяйства МКД, заключенным компанией с ТСЖ, ЖК и ЖСК;
  • договором предоставления услуг, осуществлением ремонтных работ общего имущества в МКД, договором РСО, зафиксированным в части 1-й и 2-й статьи 164 ЖК РФ.

В ситуации формирования в МКД жилищного объединения управляющая компания должна выполнять функции по обслуживанию здания до фактической государственной регистрации ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Обязанность руководить домом до момента решения его дальнейшей судьбы появляется у хозяйствующей организации только в том случае, если произойдет удаление информации о жилом здании из реестра лицензий на управление МКД и строение не появится при внесении корректировок в эту базу.

Какая предусмотрена ответственность за управление МКД без лицензии

В КоАП РФ уже закреплена норма, которая устанавливает ответственность за ведение ИП без лицензии, когда такое разрешение обязательно на основании статьи 14.1.

Но на законодательном уровне также введено и положение, которое имеет непосредственное отношение к безлицензионной деятельности по руководству МКД согласно статье 14.1.3 КоАП РФ. Аргументировать это можно тем, что руководство домом обладает высоким социальным значением, а следственно, и повышенным уровнем ответственности компаний и ИП. Таким образом, штрафные санкции по статье 14.1.3 КоАП РФ значительно серьезней.

Когда УК реализует действия по управлению МКД с невыполнением лицензионных условий, она может быть привлечена к административному виду ответственности в соответствии с частью 2-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Если обратить внимание на список таких требований, зафиксированный в статье 193 ЖК РФ, то можно вычислить то, что штрафные санкции по части 2-й статьи 7.23.3 КоАП РФ будут применены лишь в двух ситуациях.

  1. При отсутствии у директора управляющей компании квалификационного документа или при условии, когда он был признан недействительным.
  2. При наличии у директора УК непогашенной судимости за преступные деяния в экономической отрасли, а также за тяжкие уголовные преступления.

Иные условия лицензии вряд ли формируют рассматриваемое правонарушение. Например, требование о том, что обслуживающая компания должна быть зарегистрирована как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в России. Данный вопрос проверяется еще на стадии выдачи первичного разрешения на обслуживание дома.

Еще одно условие для получения возможности вести такую деятельность — за прошедшие 3 года претендент не должен иметь аннулированных лицензий на управление МКД в федеральном реестре. Если же таковое имело место, то право на работу заканчивается в тот день, когда вводится соответствующая информация в реестр согласно Жилищному кодексу РФ. В связи с этим управление домом в той ситуации, когда срок действия разрешения истек, необходимо рассматривать как другое нарушение законодательства — ведение предпринимательской деятельности по руководству МКД без лицензии, т. е. зафиксированное в части 1-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Последнее лицензионное условие — выполнение организацией требований по раскрытию информации, прописанных в части 10-й статьи 161 ЖК РФ. Отдельной статьей 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за игнорирование положений по обнародованию сведений управляющей компании.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что организация, обладающая рабочим разрешением, не подвергается наказанию за руководство каким-то определенным домом, информация о котором была удалена из реестра лицензий на управление МКД согласно части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса РФ, несмотря на то, что этот факт можно расценивать как основание для остановки деятельности компании по обслуживанию этого здания.

Также следует сказать о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по статье 14.1.3 КоАП РФ как юрлицо.

Статья КоАП РФ

Диспозиция

Санкция

Статья 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии"

  1. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирного дома без получения на это действие лицензии, если она носит обязательный характер.

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 250 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юридических лиц в размере от 150 до 250 тыс. руб.

2. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирных домов с игнорированием лицензионных условий за исключением тех ситуаций, которые прописаны в статье 7.23.1.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 50 до 100 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 250 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 250 до 300 тыс. руб.

Статья 7.23.3 "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД"

2. Неисполнение прописанными в части первой статьи должностными лицами требований, предусмотренных нормами деятельности предпринимателей в сфере обслуживания многоквартирных домов, в срок аннулирования лицензии или прекращения ее действия в той ситуации, если указанные лица обязаны должным образом осуществлять обслуживание многоквартирных домов.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 100 до 200 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 150 до 500 тыс. руб.

Прописанные в данной таблице правонарушения необходимо относить к длительным, так как их суть заключается в том, что УК на протяжении значительного периода времени не выполняет должным образом свои непосредственные обязанности, также организация работает без получения разрешения и пренебрегает лицензионными условиями. Временной период привлечения к административному виду ответственности руководителя управляющей компании считается с того дня, как были обнаружены нарушения законодательства в ее деятельности.

Информация об эксперте

Е. В. Шерешовец, директор компании «КИТ», член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, заведующая кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. «КИТ» - некоммерческое партнерство саморегулируемая организация управляющих недвижимостью «Качество. Инновации. Технологии». Деятельность НП СРО УН «КИТ» направлена на развитие профессионалов, управление эксплуатацией жилищного фонда, защиту интересов и законных прав членов партнерства.

В России любая без исключений управляющая компания обязана получать специальную лицензию на управление домом с множеством квартир и тем более, если мы говорим о какой-либо компании, которая под своим управлением имеет два и более дома. Поэтом вопрос о том, нужна ли она для ТСЖ отпадает. Лицензия будет действительна только для того региона в котором она была выдана. У руководства должен быть соответствующий аттестат, подтверждающий его квалификацию.

Для отзыва лицензии могут служить разные нарушения и жалобы от жильцов подконтрольного дома, что дает возможность отсеять недобросовестные компании, которых в данный момент уже в избытке.

Такая лицензия выдается определенными органами государства основываясь на решениях комиссии по лицензиям, и такая лицензия не подлежит передаче другой компании.

Лицензию управ компании должны получить до 1.05.2015 иначе по наступлению данной даты не смогут на законных основаниях продолжать свою деятельность. Без документа деятельность могут продолжать только ТСЖ и ЖК. С первого мая 2015 года жилищный надзор за получившими лицензию отменяется и сменяется на контроль лицензий.

Плюсы/минусы

Данный вид управлениями жилищными массивами имеет как недостатки, так и преимущества, и каждый жилец обязан их знать перед тем, как вступать. Следует взвесить все за и против , чтобы определить, чем оно выгодно.

К минусам такого вида компании можно причислить:

  1. Высокие платежи за эксплуатацию . В основном те платежи, которые есть обязательными не превышают среднестатистических по городу, но стоит помнить, что некоторые жильцы могут изъявлять желание благоустроить дом и тогда придется слегка потратиться.
  2. Плохо закрепленный законодательством механизм действий взаимно со структурами города. Если кто-то укрывается от обязательных платежей, то в идеале с него можно получить эти платежи через суд, но как показывает практика такие суды тянуться годами безрезультатно, а выплачивают в результате остальные жильцы.
  3. Также иногда происходят недоразумения с льготной группой лиц и возвратом компании разницы по платежам.

К плюсам же можно отнести:

  1. Возможности жильцов всячески влиять на решения товарищества . В таких организациях важное место занимают собрания, на которых и принимаются общие решения. Если общим решением будет пока что не тратить деньги на обустройство, то так и будет.
  2. Сокращение затрат со стороны жильцов с помощью резервов дома и качественной работы управляющих. К этому пункту относится деятельность, при которой на фасадах размещается реклама и сдаются пустующие помещения, доход от которых пополняет бюджет товарищества.

Преимущество перед управляющей компанией

Сейчас мы постараемся опередить, что лучше! Такой вид товарищества имеет множество преимуществ по сравнению с управляющей компанией. Стоит знать, что создание товариществ поощряется и часто им идут на уступки. Ввиду того что предатель, как и члены управления сами живут в этом же доме, то они действуют в интересах обычных участников и создают самые лучшие и наиболее комфортные условия для всех кто там проживает.

Неплохим преимуществом является также то, что владелец квартиры может в любой момент ознакомиться с документацией и сметой , разобравшись, за что с него берут деньги. Более того специальная комиссия проводит в финансовой документации отчитываясь после этого перед собственниками на собраниях.

Не стоит упускать тот момент что при расчете с компаниями снабжающими ресурсами за уже поставленные ресурсы идут прямо со счета товарищества что дает в результате минимальную задолженность, а то и вовсе ее отсутствие в отличие от управляющей компании.

Отличие от ЖСК, ТСН и управляющей компании

ТСЖ от ЖСК отличается на многих уровнях . Все начинается с организации – если для создания первого нужные 50% + 1 голос, то для второго это единогласное решение.

Товарищество является некоммерческим юридическим лицом, а значит доход от деятельности, направленной на достижение целей не распределяется между членами, в то время как в жилищном кооперативе все с точностью до наоборот.

Отличия от ТСН скрываются в составе учредителей – он стабилен и не меняется. Также ТСН не могут открыть счет для будущего капитального ремонта своего дома. Фактически по закону изначально товарищества должны были стать частью ТСН, а позднее переименоваться в них, но даже под страхом штрафов данная процедура не выполняется, так как все ждут поправок.

По поводу сравнения с управляющей компанией, то в данной жильцы при несоответствии услуг могут в ускоренном порядке отказаться от услуг. Если сравнивать с ТСЖ, то тут очень сложно получить какую-либо информацию об организации. Все зависит от того насколько профессиональными являются управляющие.

Информация и характеристики

С 2010 года на основании закона был утвержден стандарт раскрытия информации, об организациях, которые управляют жилыми массивами.

Какую же информацию должно открывать товарищество?

  • общую информацию;
  • важные показатели по своей деятельности – хозяйству и финансах;
  • условия по которым выполняются работы содержания и ремонта общего имущества;
  • сведения о работах, приведенных выше;
  • сведения, раскрывающие стоимость работ по содержанию и ремонту;
  • данные о ценах коммунальные ресурсы.

Если вам отказали в данной информации, то вы можете обжаловать это решение в суде.

Общие характеристики ТСЖ :

  • все без исключений платежи идут на расчетный счет дома и их распределение ведется по решению членов;
  • расход средств полностью контролируется специальной комиссией из членов товарищества;
  • все члены берегут имущество в понимании что дом в хорошем состоянии благодаря их средствам;
  • управление следит за качеством обслуживания.

Реквизиты

Кроме всего прочего, товарищество также должно предоставлять вступающим персональные данные о государственной регистрации, а также реквизиты о том, что они внесены в единый реестр юридических лиц, стоят на учете в налоговой по месту нахождения и реквизиты, на которые должны поступать оплаты за содержание и услуги. Такая информация также не должна скрываться.

Кому подчиняется?

Как и говорилось ранее эта организация создается из собственников квартир и имеет свои органы управления в виде общего собрания и председателя, которые в свою очередь подчинены правлению и решают вопросы в плане деятельности товарищества.

Если жильцов не устраивает председатель, то его переизбрание происходит все том же собрании либо через жалобу в суд.

Так что вопрос «кому подчиняется?» не можно считать не совсем правильным в данной ситуации. Если было обращение и вашу просьбу не удовлетворили, то этот отказ можно обжаловать в суде, прокуратуре либо жилищной инспекции. Эти решения закреплены в законодательстве РФ, а точней в Жилищном Кодексе.

Кто контролирует деятельность?

Важным вопросом для вступающих является то, кто же и как может контролировать деятельность товарищества. С некоторого времени на товарищество можно пожаловаться в жилищную инспекцию , которая имеет на него влияние и может проводить инспекции на основании недовольных жильцов абсолютно правомерно. В том числе они могут проверять насколько чистую правовую базу имеет создание товарищества, как и на каком основании выбирался председатель и правление ТСЖ.

Это в разы уменьшает шансы создать «липовые» организации, которые будут доставлять неудобства жильцам. Если жалобы по заявлению подтвердились, то выписывается предписание на устранение указанных нарушений. В случае если срок указан, а ничего не изменилось — комиссия передает дело во все тот же суд. По мнению многих это только увеличило количество бюрократов, но не увеличило эффективность.

Какие есть варианты структуры?

Структура товарищества не ограничивается как раньше упоминалось только председателем, которого выбрало собрание, общим собранием из вступивших жильцов и правлением, которое имеет права разрабатывать свои варианты управления и улучшения недвижимости , которая находится в общей собственности.

Сюда кроме них еще входят:

Заместитель председателя, который заменяет его при отсутствии или когда тот не может вести дела и выбирается он из правления.
Комиссия по ревизиям, которая рассказывает при ежегодном собрании о состоянии финансов. Часто привлекается независимый человек, который помогает дать более прозрачный отчет.

  1. Казначей чьи обязанности определены инструкцией. Выбор идет предпочтительно из правления. Он может выполнять также работу бухгалтера либо контролировать оного и выполнять планирование финансов.
  2. Секретарь — протоколирует собрания, заседания, следит за рабочей документацией и архивом товарищества если было такое поручение.
  3. Комитеты инициатив из членов товарищества, которые могут создаваться по мере необходимости и решать спорные вопросы и конфликты между всеми уровнями организации при проведении выборов, мероприятий в учете тех, кто получает льготы, а также в многих других вопросах.
  4. Управляющий которого нанимают на основании решения собрания членов. Для него разрабатывают специальная инструкция, в которой прописано какие именно функции он выполняет. Он несет ответственность за свою деятельность и принимает решения в рамках компетенции.

Также иногда товарищества нуждаются в узких специалистах разных областей. Они могут приглашать их либо на постоянную работу или использовать более удобный вариант – на время проведения определенный работ. Контролируют штатных председатель или управляющий.

Может иметь место помощь от управляющей компании. Плюс такого решение в том, что такая компания уже имеет всех специалистов, которые только могут понадобиться.

Что на счет обязанностей перед жильцами?

В жилищном кодексе указанно что если основывается товарищество, которое управляет многоквартирным домом, то оно несет ответственность за любую общую собственность в доме и основываясь на правилах содержания общего имущества, установленного правительством РФ, за своевременное предоставление ком. услуг перечень которых зависит напрямую оттого насколько благоустроен дом, при этом услуги должны быть соответственны требованиям.

Должен быть составлен четкий план действий на год или на следующие несколько лет чтобы жильцы наглядно понимали, чем и кто занимается. Товарищество обязано вести учет жалоб, по письменному запросу выдавать цены на услуги как по содержанию, так и коммунальные. Дом должен быть убран и отвечать санитарными требованиям, что подразумевает чистоту в подъездах и регулярные уборки. Также при отключении каких-либо услуг жильцы должны быть проинформированные за десять рабочих дней. Важным моментом остаётся .

Полномочия

Товарищество имеет свои права, которые указаны в статье 147 жилого кодекса. Порядок создания ТСЖ подразумевает наличие устава , в котором четко определены полномочия правления. Выбор в правление ведется строго по уставу, там же и указано время, на которое избираются лица, но не более чем на два года. В уставе записано как часто происходят заседания – актуальными можно читать сборы раз в месяц.

Опираясь на статью 148, правление обязано следить за тем чтоб каждый член товарищества соблюдал законы и требования устава. На него также накладывается ответственность по формированию схем расходов и доходов, а также доставление этой информации собранию в сроки.

Самым главным полномочием есть управление многоквартирным жилым массивом, а также подписание различных договором связанных с управлением. Кроме этого, на правление могут возложить и другие обязанности, которые есть в статье 138, в том числе представление интересов членов товарищества в отношениях с третьими лицами.

Техническое обслуживание

В расходы на техническое содержание дома входят на материал и инвентарь нужный для поддержания состояния, причем величина расходов основывается на объеме и качестве услуг которые запрашивают члены товарищества. Расходы для оплаты труда или годовой бюджет на оплату труда рабочим, которые содержат дом в надлежащем состоянии.

Расчет нужного количества рабочих для технического обслуживания происходит на 100 кв. м. площади . То есть где-то примерно на эту площадь два человека сантехника, один электромонтёр, три лифтера. Специальный расчет ведется для обслуживания как систем отопления и оборудования для лифтов, так и для ремонта газопроводов и домофонов если такой в доме имеется. Должен быть расчет средств на аварийные ситуации, а также на переучивание обслуживающего персонала с повышением их квалификации.

В ведении товарищества может быть как движимое имущество, так и недвижимое . При этом необязательно чтоб имущество находилось внутри дома. Это закреплено статьей 151. Во время своего существования оно имеет во владении два вида имущества – то, которое является собственностью МЖД и то, которое является собственностью товарищества внутри МЖД.

Имущество товарищества - это то, которое покупалось из , было отписано либо принималось в дар. Также под эту категорию подпадают и те вещи, которые члены организации отдали в дар для улучшения работоспособности, как, например, организационную технику. Поощряется если собственники привносят что-либо полезное в общее имущество.

Рассмотрев данные вопросы можно с уверенностью сказать, что товарищество есть самым хорошим вариантом если вы хотите жить в доме, в котором вы имеете голос при решении проблем и в котором все обслуживается и работает на приличном уровне. Кроме того, есть масса рычагов влияние на данную организацию что дает прозрачный отчет о том куда тратились ваши деньги и как дальше собираются поступать чтобы обустроить ваш дом председатель и правлении, а также возможность быстрого переизбрания оных если обязанности не выполнялись.