Особенности миграционных процессов в странах мира. Зарубежный опыт миграционной политики К средней заработной плате по промышленности

Иммиграционная политика стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами: проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы; борьба с нелегальной иммиграцией; проведение политики реэмиграции.

В современной Европе осознают политику миграции как политику будущего и дальнейшее ужесточение законов касается только нелегальной миграции.

Германия, принявшая в конце 90-х годов более половины всех миграционных потоков ЕС, подписала ряд соглашений со странами Центральной и Восточной Европы о привлечении сезонной и временной иностранной рабочей силы. С 1 января 2003 года в силу вступил новый закон об иммиграции, ужесточающий меры к нелегальным мигрантам и к просителям политического убежища, но значительно упрощающий иммиграционное право и стимулирующий приток квалифицированной рабочей силы и «умов», в том числе и из числа иностранных студентов, получающих образование в Германии. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000 год) и закона о миграции (2005 год) миграционная политика Германии предопределила то, что Германия фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала лейтмотивом германской миграционной политики.

Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране.

В Англии в 2002 г. принимается официальный документ о гражданстве, иммиграции и убежище. Упрощается прием высококвалифицированных специалистов и иностранных выпускников вузов, облегчается найм иностранцев на временные и сезонные работы. При этом ужесточаются наказания за нарушение иммиграционных порядков, за принуждение к нелегальному труду и ввоз нелегальной рабочей силы.

С сентября 2002 года начал функционировать Европейский фонд по приему беженцев, созданный по настоянию государств, которые вынуждены были принимать гораздо большее число беженцев, чем другие. Гармонизация основ правового статуса беженцев и принципов их приема странами Евросоюза произведена была на основе Женевской конвенции ООН 1951 года; директивы Совета от 27 января 2003 года «О минимальных нормах для приема в государствах-членах лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища»; Дублинской конвенции, преобразованной в регламент Совета 15 февраля 2003 года. В соответствии с новым регламентом, ответственность за предоставление политического убежища была возложена на государство, где легально проживал родственник претендента на статус. Для того чтобы облегчить государствам-членам процесс предоставления убежища и исключить повторные претензии претендентов, в 2003 году на основе Регламента от 11 декабря 2000 г. была введена в действие система Евродак (Eurodac), дактилоскопическая база данных, содержащая отпечатки пальцев претендентов на политическое убежище.

В новой «Гаагской программе», принятой в 2004 году, были поставлены следующие задачи в сфере иммиграционной политики:

развивать общеевропейскую систему политического убежища, включая общую процедуру предоставления убежища;

определить возможности иностранцев работать в Евросоюзе в соответствии с потребностями рынков труда;

установить общеевропейские стандарты интеграции мигрантов в принимающих странах;

усилить партнерство с третьими странами для регулирования нелегальной иммиграции;

разработать политику возвращения нелегальных иммигрантов на родину;

эффективнее использовать биометрические и информационные системы.

В рамках Гаагской программы в декабре 2005 г. в развитие Дублинской конвенции Совет принял Директиву о статусе беженцев, что явилось важным шагом на пути к созданию общеевропейского режима политического убежища. В документе содержатся положения о минимально возможной гармонизации соответствующих режимов государств-членов. В феврале 2006 года Комиссия выступила с Сообщением об укреплении практического взаимодействия по приему претендентов на политическое убежище. В документе Комиссия обнародовала свои взгляды на принципы сотрудничества государств-членов с целью установления полностью гармонизированной системы предоставления убежища. Комиссия представила также рабочую программу оперативного взаимодействия между государствами для достижения большей эффективности сотрудничествах.

В феврале 2002 года Совет ЕС принял План глобальных действий против нелегальной иммиграции и торговли людьми. Основные пункты плана - усовершенствование визовой политики, обмен информацией и ее анализ, меры, регулирующие порядок пересечения границ и репатриацию - были учтены при разработке стратегии Евросоюза по борьбе с нелегальной иммиграцией.

В декабре 2005 года Комиссия ЕС представила “Стратегический план действий по регулированию легальной миграции на 2006-2009 годы”. Задачей плана является установление гармоничного, предсказуемого и эффективного управления процессами легальной иммиграции в ЕС. Предложения содержат проект общей директивы, прописывающей основополагающие права всех легально работающих в ЕС иммигрантов, а также четырех директив по критериям принятия иностранных рабочих и получения ими права на проживание и работу в ЕС. Стратегический план действий включает ряд положений, позволяющих иностранным рабочим (в первую очередь, высококвалифицированным специалистам) избежать обычных бюрократических проволочек при получении разрешения на въезд, работу и проживание на территории Евросоюза.

Важным шагом в сфере защиты прав нелегальных иммигрантов на территории ЕС и противодействия нелегальной иммиграции стало принятое 16 мая 2007 году рамочное решение о введении единых на территории всего Евросоюза уголовных санкций в отношении работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов.

России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны. В глобализирующемся мире многие важные для поддержания нормального существования общества проблемы переходят если не полностью, то в существенной своей части, из области национальной компетенции в сферу межнациональную, международную. Это осознали в Европейском Союзе, становящимся особенно благодаря принятой с 1 января 2002 г. 12-ю его странами единой валюте, все более сплоченным наднациональным образованием, в которое с мая 2004 г. вошли 25 государств Европы. Там ищут пути решения проблемы растущей миграции с помощью совместных действий из единого центра, пытаясь управлять процессом под руководством евросоюзовского правительства - Комиссии ЕС в Брюсселе. Идет подгонка национальных законодательств, унификация законов, регулирующих правила легальной миграции в ЕС, уточняются выдвинутые еще основателями ЕЭС общие положения по поводу свободы передвижения людей в рамках Евросоюза. Этот опыт полезен и для России, которой следовало бы настаивать на скорейшей разработке и главное соблюдении общих правил миграции на постсоветском пространстве.

Но и в странах ЕС выполнение положений, зафиксированных в документах, принятых на общеевропейских саммитах, достигается не так гладко. Учитывая разницу в уровне развития "старых" членов и новичков, вступающих в ЕС в 2004 г., и то, что эти разные уровни могут сравняться лишь через много десятилетий, многие страны уже сейчас ставят барьеры, требуя отсрочить применение правила свободного перемещения рабочей силы. И центральные органы ЕС вынуждены с этим соглашаться. Лишь 6 стран ЕС не имеют возражений против перемещения рабочей силы после вступления в 2004 г. новых членов. А такие страны, как ФРГ и Австрия, не собираются в течение семи ближайших лет открывать границы для свободного перемещения людей из вновь приходящих в ЕС стран на свои внутренние рынки труда. России будет интересен и этот опыт.

Таким образом, иммиграционная политика стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами: проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы; борьба с нелегальной иммиграцией; проведение политики реэмиграции.

России необходимо обратить внимание на жесткое регулирование нелегальной миграции, которое осуществляется странами ЕС.

Однако объединяться с другими государствами для совместного решения проблем миграции, как это сделали государства ЕС, России не следует. Так как существует значительная разница в уровне развития стран и будут возникать проблемы в согласованности регулирования вопросов миграции.

Но, тем не менее, сотрудничать с другими странами более усиленно откуда прибывают и выезжают мигранты, России не помешало бы для лучшего понимания причин миграции и эффективного регулирования миграционных процессов.

Опыт зарубежных стран поможет воспользоваться уже наработанными и проверенными механизмами управления миграцией. На данный момент в России очень сложная демографическая ситуация. Численность населения сокращается. Одним из возможных решений является активное привлечение в Россию иммигрантов. К этому же выводу в свое время пришли многие «стареющие» страны Европы. У России в этом смысле есть очевидное преимущество: наш основной иммиграционный ресурс - те, кто был нашим соотечественником, - люди, которым не надо специально учить русский язык и привыкать к нашим обычаям. В России нет осознанной и целенаправленной миграционной политики. Эмиграция полезна любой стране, но только в том случае, если эмигрируют те, кто нужен этой стране. И регулировать это не так сложно - например, Великобритания, постоянно ужесточающая законодательство в области иммиграции, выдает визы и гражданство тем, кто нужен английскому бизнесу. Так, помимо технических специалистов, учителей и медицинских работников, Соединенное Королевство активно привлекает бизнес-инвесторов.

Серьезной проблемой для современной России является вынужденная миграция. Однако мировой опыт показывает: какой бы сложной ни была экономическая ситуация, всегда есть возможность решить гуманитарные проблемы. Например, в Европе после второй мировой войны в условиях разрухи и экономического кризиса были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев и перемещенных лиц. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем 50 лет уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют. России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны.

Усиление геоэкономических связей и миграционных процессов, новые задачи экономического развития, негативные демографические тенденции и проблемы безопасности заставляют правительства разных стран мира разрабатывать новую миграционную политику, принимать новые законы об иммиграции и поправки к существующим законам.

Исторически сложилось разделение развитых стран мира по месту миграционных процессов в экономической жизни государства. Существуют страны классической иммиграции (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), созданные в результате миграции и ставшие после Второй мировой войны одними из мировых лидеров по приему беженцев и вынужденных переселенцев. Европа в течение многих веков была миграционным донором для этих стран.

Особую политику в отношении иммигрантов проводили Франция и Швейцария. Во Франции миграционная политика была ориентирована на быструю интеграцию и ассимиляцию иностранного населения, а Швейцария не вводила запрета на импорт рабочей силы.

Несмотря на ограничительные меры против миграции и длительность процесса адаптации мигрантов в местах вселения, численность иностранного населения развитых западных стран продолжала расти в силу следующих причин:

  • большая часть иностранных рабочих не вернулась обратно на родину;
  • у иммигрантов наблюдались высокие показатели рождаемости;
  • продолжались процессы воссоединения семей;
  • не прекращался приток в эти страны беженцев, статус которых поддерживается мировым законодательством.

К тому же в результате ориентации на временные трудовые перемещения, ограничительной иммиграционной политики и активной борьбы с нелегальной миграцией Европа начала проигрывать странам классической иммиграции в темпах развития новых технологий, в том гут служить основой их неравенства в обществе. Более того, стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Единственное значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в производстве потомства, а все остальные различия не так уж важны для человеческого существа.

Сегодня ясно, что биологический пол не может быть объяснением различий социальных ролей мужчин и женщин. Именно поэтому и возникла необходимость в обществоведческой науке различить два понятия - «пол» и «гендер». Если понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому различию мужчин и женщин, то «гендер» - к социально-экономическому положению мужчин и женщин.

Хотя «гендер» в переводе с английского «gender» и означает пол, род, однако это принципиально иное понятие, чем пол.

Общеизвестно, что в обществе все люди по половому признаку делятся на мужчин и женщин. Такое деление является чисто биологическим, оно предопределено генетическими и физиологическими особенностями организмов, одни из которых мы называем мужскими, другие женскими. При этом половое или биологическое различие лежит в основе выполнения мужчинами и женщинами разных функций в воспроизводстве жизни. В соответствии с этим в человеческом обществе за мужчинами и женщинами закрепляются определенные роли. Например, поскольку женщина рожает и воспитывает детей, она занимается домашним хозяйством. Мужчина при этом охотится, добывает еду, защищает дом от врагов. Это уже не чисто биологическое распределение ролей. Это социальное распределение ролей в обществе, но такое распределение, которое возникает на основе биологического. Именно такие социальные роли в обществе и называют «гендерными».

То есть «гендер» - это социально закрепленное разделение ролей в обществе на мужские и женские, которое опирается на половые различия. Социально закрепленное распределение ролей - это признанное в обществе, устоявшееся восприятие этих ролей, которое передается из поколения в поколение. Оно закреплено в традициях, обычаях, культуре и даже языке. Оно отражается в сознании человека в идее гендерных схем. Гендерные роли не являются раз и навсегда данными, они могут меняться под влиянием моды, меняющихся представлений и даже установок, интеллектуального развития человека, вида религий.

Поэтому понятие «гендер» имеет отношение не только к женщинам, но и к мужчинам. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции, - и есть гендерный подход. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.

Таким образом, гендерный анализ - это инструмент для понимания социальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почему политические, экономические, социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин.

Гендер - это не только социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские, но и система взаимоотношений, возникающая между полами в процессе выполнения ими этих ролей. Именно социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские очень часто является основой неравного положения мужчин и женщин .

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, в соответствии с которым социальные группыданном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в общественной жизни в целом и социально-трудовой сфере в частности. На этой основе формируются различные формы гендерной дискриминации, которые представляют собой всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку пола и которые приводят к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда и занятости.

Большинство существующих современных форм дискриминации женщин в обществе имеют в качестве своей основы гендерное неравенство, которое проявляется в большинстве случаев в социальнотрудовой сфере. Социально-трудовая сфера представляет собой такую сферу экономических отношений, где в первую очередь проявляется гендерное неравенство, поскольку существующие в обществе традиционные представления о так называемых преимущественно женских и преимущественно мужских социальных ролях находят свое непосредственное проявление в социально-трудовой сфере.

Система социально-трудовых отношений представляет собой сложную систему отношений занятости, распределения и формирования доходов, формирования системы социальной защиты и социального обеспечения. Однако в самой системе социально-трудовых отношений главное и определяющее значение имеют отношения занятости. Именно они определяют возможности получения определенного уровня дохода, продвижения по служебной лестнице и приобретения того или иного социального статуса в обществе, наличие гарантированной системы социальной защиты.

Существенное воздействие на женскую занятость оказывает репродуктивная функция, которую выполняют исключительно женщины. Рождение и воспитание детей негативно сказываются на конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Снижение экономической активности женщин особенно велико было на начальном этапе экономических реформ. Период экономических реформ в России в 90-е гг. охарактеризовался ослаблением традиционно устойчивых позиций женщин на российском рынке труда, а значит и в сфере социально-трудовых отношений. Еще недавно женщины составляли более половины занятого населения, при этом в подавляющем большинстве работали в режиме полного рабочего времени, реально пользовались рядом законодательно закрепленных льгот в отношении режима труда и не подвергались сколько-нибудь явной дискриминации в оплате. Однако с начала 1990-х гг. общее ухудшение ситуации на рынке труда стало все в большей степени затрагивать женщин.

Наиболее существенное сокращение занятости и снижение экономической активности женщин наблюдалось именно на старте реформ. Так, в период с 1990 по 1992 г. общее сокращение занятости практически полностью происходило за счет женщин, занятость которых упала на 8,2% при сохранении занятости мужчин практически на прежнем уровне. В результате доля женщин в совокупной занятости снизилась до 47,7% и держалась примерно на этом уровне до начала экономического подъема, затем начался некоторый рост, достигнув в 2002 г. 48,5%.

В середине 1990-х гг. процесс сокращения занятости усиливается и почти в равной степени затрагивает мужчин и женщин. В дальнейшем позиции женщин на рынке труда стабилизируются, а с началом экономического подъема их занятость восстанавливается относительно более быстрыми темпами, чем занятость мужчин .

Уровень занятости, как и уровень экономической активности женщин, сегодня значительно отстает от уровня экономической активности мужчин, оставаясь, однако, по международным стандартам достаточно высоким. Несмотря на то, что женщины выбывают из сферы занятости чаще, чем мужчины, лишь относительно небольшая их часть пополняет ряды безработных, в то время как другие покидают рынок труда. Среди мужчин, наоборот, выход из сферы занятости в большинстве случаев означает пополнение рядов безработных (табл. 1).

Уровень занятости женщин с 1992 г. в целом за десять лет упал на 3,6%. Для мужчин за этот же период падение составило 7,1%. Однако к 2005 г. по сравнению с 2002 г. уровень занятости женщин составил 68,8% (увеличился на 8,7%), а уровень занятости мужчин составил 73,3% (увеличился на 2,8%). С позиций гендерных категорий все сказанное выглядит следующим образом. Следует отметить, что по уровню экономической активности гендерный разброс несколько меньше: для женщин его сокращение за период в целом составило 4,9%, для мужчин - 8,9%. К 2005 г. уровень экономической активности женщин составил 74,0% (увеличился на 18,5%), а уровень экономической активности мужчин составил 79% (увеличился на 14,3%).

Динамика уровня экономической активности и уровня занятости в процентах

Таблица 1

ровень занятости

Уровень экономической активности

Примечание: При составлении таблицы были использованы данные: Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований), 2002. С. 19, 42; Обследование по проблемам занятости населения. Ноябрь 2002 г. М: Госкомстат России, 2002. С. 26, 62; Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2002. М.: Госкомстат России, 2002. С. 19; Обследование по проблемам занятости населения. Май 2005 г. М.: Федеральная служба гос. стат. 2005. С. 31-32.

Гендерный профиль занятости существенно различается по возрастным группам. Пик экономической активности приходится на возрастную группу 25-54 года, для которой гендерные различия в уровне занятости на протяжении последнего десятилетия не превышали 5- 6%, а для возрастной группы 40-44 года уровень занятости мужчин и женщин практически одинаков. Существенные различия в уровне занятости мужчин и женщин наблюдаются среди лиц младших и старших возрастов. Для возрастных групп 55-59 лет и 60-72 года уровень занятости мужчин вдвое превышает уровень занятости женщин .

В целом следует отметить, что к 2005 г. увеличился средний возраст занятых в экономике, он составил 39,6 лет, что выше показателя 1997 г. Данный показатель вырос, в основном, за счет увеличения среднего возраста женщин (табл. 2).

Таблица 2

Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам в процентах

Распределение населения но полу и возрасту

в том числе в возрасте, лет:

60 и старше

Средний возраст, лет

в том числе в возрасте, лет:

60 и старше

Средний возраст, лет

в том числе в возрасте, лет:

60 и старше

Средний возраст, лет

Примечание". Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003. М.: Госкомстат России, 2003; Обследование по проблемам занятости населения. Май 2005 г. М.: Федеральная служба гос. стат, 2005. С. 48.

Более половины занятых в экономике приходится на возрастную группу 30-49 лет, это характерно как для мужчин, так и для женщин. Но необходимо отметить, что именно в этой возрастной категории произошло существенное изменение численности занятых в экономике женщин по сравнению с 1997 г. А в таких возрастных группах, как 25-29 лет и 50-54 года, численность занятых в экономике женщин увеличилась, при этом почти в два раза в возрасте от 50 до 54 лет. Значительно выросла и занятость женщин в возрасте 60 лет и старше. Последнее возможно объяснить низким уровнем материального обеспечения большинства лиц пенсионного возраста.

Экономика России характеризуется отраслевым аспектом развития, поэтому для нас важно рассмотреть, какие изменения произошли в отраслях экономики с позиции гендера.

За годы социально-экономических реформ произошли существенные сдвиги в отраслевой структуре занятости населения России. При общем сокращении занятости в промышленности на 38% следует отметить устойчивый рост занятости в отраслях топливно-энергетического комплекса. Произошло расширение занятости в непроизводственной сфере, в основном за счет притока работников в торговлю, государственное управление и финансово-кредитный сектор. Занятость в социальных отраслях - образовании, здравоохранении и культуре - претерпела за рассматриваемый период времени незначительные изменения. При этом модификация отраслевого профиля спроса на труд оказала существенное влияние на занятость женщин.

В начале 90-х гг. прошлого столетия лидерство по доле занятых обоих полов прочно удерживала промышленность, к концу 1998 г. в структуре женской занятости лидирующее положение заняла сфера торговли и общепита (18,8% против 11,7 в 1992 г.), обогнав промышленность на 0,9 процентных пункта (17,9% по сравнению с 28,4% в 1992 г.); увеличилась доля таких отраслей, как образование, здравоохранение. В то же время основная часть мужчин была занята в промышленности (26,1%), сельском хозяйстве (17,9%) и строительстве (11,6%). Новым явлением в структуре мужской занятости стало существенное увеличение доли занятых в торговле и общепите (с 3,4% в 1992 г. до 10,7% в 1998). В последующий период восстановительного роста доля мужчин, занятых в промышленности, вновь приблизилась к уровню 1992 г. В случае женщин эта зависимость выражена значительно слабее (табл. 3). За рассматриваемый период численность занятых в строительстве существенно снизилась, но данное уменьшение доли работающих в данной отрасли коснулось одинаково как женщин, так и мужчин.

Структура занятости населения по отраслям экономики за 1992-2005 гг. в процентах

Таблица 3

Отрасли

экономики

Промышленность

Сельское и лесное хозяйство

Строительство

Транспорт

Торговля и общепит, МТС

ЖКХ, бытовое обслуживание

Здравоохранение, спорт, соц- обеспечение

Образование

Культура и искусство

Финансы и кредит

* Культура, искусство и наука.

Примечание: При составлении таблицы были использованы данные: Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1999. С. 117; Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). М., 2002. С. 61; Обследование по проблемам занятости населения. Ноябрь 2002 г. С. 106-107; Обследование по проблемам занятости населения. Февраль 2003 г. С. 100-101; Обследование по проблемам занятости населения. Май 2005 г. М.: Федеральная служба гос. стат., 2005. С. 116.

С сожалением можно констатировать, что чаще всего женский труд используется в наименее оплачиваемых сферах экономики: здравоохранении, образовании, культуре. Отмечается устойчивый процент занятых в бюджетном секторе экономики женщин: с 1991 по 2002 г. доля женщин в здравоохранении лишь немного снизилась (с 83 до 80%), а в образовании возросла на два пункта.

За период реформ несколько расширились возможности занятости в так называемых традиционно «женских» отраслях. В то же время усиление межотраслевой дифференциации оплаты труда поставило женщин в относительно неблагоприятное положение. Если в 1990 г. 54,4% женщин было занято в отраслях с заработной платой ниже среднего размера зарплаты в экономике в целом, то в 2001 г. их было 60,9% (для мужчин эта доля составляла, соответственно, 33,8 и 34,8%). Эти данные можно рассматривать как свидетельство существенной и углубляющейся профессиональной сегрегации женщин и вытеснения их в отрасли с низкими заработками.

При общем снижении доли занятых женщин в экономике наибольшее сокращение отмечалось в высокооплачиваемых отраслях - связи (с 71 до 61%), финансово-кредитной сфере (с 86 до 71%), органах управления (с 68 до 35%). В традиционно низкооплачиваемых бюджетных отраслях (образование, культура и здравоохранение) доля женщин в совокупной занятости испытала незначительные колебания, в сельском хозяйстве налицо ее некоторый рост.

Если принять во внимание, что практически во всех перечисленных отраслях, за исключением сельского хозяйства, численность занятых возрастала (так, например, в финансово-кредитной сфере и органах управления - почти в два раза по сравнению с 1992 г.), то можно говорить о том, что сегрегация женщин в низкооплачиваемых секторах экономики увеличивалась. Это происходило как в результате усиления концентрации женской рабочей силы в отраслях с традиционно низкой заработной платой, так и за счет перераспределения в пользу мужчин рабочих мест в быстроразвивающихся высокооплачиваемых отраслях, как, например, в финансово-кредитной сфере.

Так, самая низкая оплата труда наблюдалась в легкой промышленности с максимальной долей женщин среди занятых (73,2% в 2002 г.), а максимальная - в пищевой промышленности, занимающей второе место по доле женской занятости (58,7%). Низкие заработки в наиболее «феминизированной» легкой промышленности отчасти компенсируются относительно высокими заработками в пищевой промышленности (также относящейся к преимущественно «женской»). На втором месте по уровню оплаты труда идет машиностроение с преобладанием мужского труда (35,4% женщин) и химическая промышленность (50,8% женщин). Таким образом, в среднем, различия заработков в «женских» и «мужских» отраслях промышленности оказываются статистически сглаженными.

Существенные различия тенденций изменения гендерной структуры занятости наблюдаются и в традиционно «женских» отраслях. Так, легкая и пищевая промышленность различаются не только разнонаправленными тенденциями по динамике численности занятых (в легкой промышленности - падение, а в пищевой - рост), но и различными темпами изменения как совокупной занятости, так и доли занятых женщин. Если в пищевой промышленности на фоне общего роста занятости доля занятых женщин сокращалась, то в легкой промышленности темпы падения общей занятости были выше темпов сокращения занятости женщин.

Можно сделать вывод о том, что постепенно происходит переток женской рабочей силы в низкооплачиваемые отрасли экономики, находящиеся в кризисном (или близком к тому) состоянии.

Снижение доли женщин, занятых в относительно новых и быст- роразвивающихся секторах экономики, происходит не столько из-за сокращения их численности и замещения их работниками-мужчинами, сколько вследствие образования новых частных предприятий, условия работы на которых, включая оплату труда, предпочтительнее по сравнению со старыми предприятиями и организациями, которые в большей степени ориентированы на женский труд.

Существенным моментом с позиции гендера является образовательная составляющая, влияющая на занятость женщин и мужчин в отраслях экономики.

На протяжении периода реформ значительно вырос уровень образования занятой части рабочей силы. При этом уровень образования женщин был выше, чем у мужчин, а по доле лиц с высшим образованием гендерный разрыв даже несколько увеличился. Это обстоятельство стало существенным преимуществом российских женщин, позволившим им в период обострившейся конкуренции в значительной мере удержать свои позиции на рынке труда.

Существенное уменьшение доли занятых в зависимости от образования произошло в группе населения, не имеющего основного общего образования (табл. 4). При этом доля занятых мужчин, не имеющих образования, снизилась более чем в два раза с 1992 по 2005 г. Доля женщин, занятых в общественном производстве и не имеющих основного общего образования, в 1992 г. составляла 14,3%, что на 23,1% ниже, чем доля занятых мужчин с аналогичным уровнем образования.

Показательным для гендерного анализа является также различие должностных статусов женщин и мужчин.

Женщины относительно реже, чем мужчины, занимают руководящие посты. Доля самостоятельных работодателей среди занятых женщин не превышает одного процента, в то время как среди мужчин она примерно вдвое выше. В то же время женщины преобладают среди специалистов высшей и средней квалификации. Более половины мужской занятости стабильно приходится на квалифицированные рабочие профессии. Среди неквалифицированных рабочих более половины составляют женщины.

Уровень занятости мужчин и женщин в зависимости от уровня образования в процентах

Таблица 4

Годы

С высшим проф

ессиональным образованием

Со средним профессиональным образованием

Со средним (полным) общим образованием

С основным общим образованием

Не имеют основного общего образования

Примечание: При составлении таблицы были использованы данные: Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). М., 2002. С. 48; Обследование по проблемам занятости населения. Ноябрь 2002 г. С. 80; Обследование по проблемам занятости населения. Февраль 2003 г. С. 63- 64; Обследование по проблемам занятости населения. Май 2005 г. М.: Федеральная служба гос. стат., 2005. С. 60.

Важнейшим источником средств к существованию становится работа на приусадебных и дачных участках. Занятость этим наиболее примитивным видом деятельности среди женщин распространена несколько шире, чем среди мужчин.

При изучении вопросов занятости в домашнем хозяйстве (производство товаров и услуг) выясняется, что, судя по официальным статистическим данным, численность занятых производством товаров, услуг в домашнем хозяйстве к 2003 г. по сравнению с 1999 г. возросла на 4 млн человек, при этом занятость мужчин в этом секторе экономики увеличилась на 2,7 млн. Однако к 2005 г. численность занятых производством товаров и услуг в домашнем хозяйстве по сравнению с 2003 г.

уменьшилась на 4,8 млн человек, при этом численность женщин, занятых только этой деятельностью, возросла на 1,7 млн человек по сравнению с 1999 г., численность женщин и мужчин, занятых только этой деятельностью, увеличилась соответственно на 2,8 и 2 млн человек.

Динамика занятости производством товаров и услуг в домашнем хозяйстве, млн человек

Таблица 5

Примечание". При составлении таблицы были использованы данные: Обследование по проблемам занятости населения. Ноябрь 2002 г. С. 161; Обследование по проблемам занятости населения. Февраль 2003 г. С. 144.

Еще один аспект, с которым сегодня мы непосредственно столкнулись в социально-трудовых отношениях, - это безработица.

На сегодня одна из острейших российских проблем регулирования занятости населения и минимизации безработицы на рынке труда - это женская безработица.

Следует отметить, что если в общей численности безработных доля мужчин (53,5%) превышает долю женщин (46,5%), то среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, противоположная картина - численность женщин (68%) существенно превышает численность мужчин (32%). При этом средний возраст безработного составляет 35-36 лет.

Далее необходимо остановиться на существенных различиях между безработными мужчинами и женщинами по причинам увольнения с предприятий и организаций. Женщины чаще, чем мужчины, попадают под увольнение по инициативе работодателя. Так, в 2005 г. свыше 25% из общей численности безработных женщин лишились работы в связи с высвобождением, в то время как среди безработных мужчин таких только 22%. В то же время среди уволившихся по собственному желанию доля мужчин выше, чем доля женщин. Среди оставивших работу мужчин таких около 26%, а среди женщин - 20%. Отличительной чертой женской безработицы является нахождение женщины без работы более длительный период, чем мужчина. Средняя продолжительность общей безработицы в 2005 г. составила у женщин 9,1 месяца, у мужчин - 8,1 месяца, а с учетом официально зарегистрированной безработицы - 5,5 месяца и 5,1 месяца соответственно. Среди длительно безработных, т.е. состоящих на учете в службе занятости более одного года, в общем числе безработных женщины составляют 41,2%, мужчины - 35,2%

Достаточно высокая доля женщин в общей численности безработных среди родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов (75%), среди одиноких (94%) и многодетных (73%) родителей. Кроме того, на данную категорию безработных приходится 69% официально зарегистрированных лиц в службе занятости в качестве безработных и имеющих длительный, более одного года, перерыв в работе. Еще больше доля лиц, не приступавших к трудовой деятельности, - это 72,5% безработных граждан, а также доля безработных граждан, не имеющих профессии, специальности, составляет 69%.

В целом прослеживается зависимость уровня безработицы от степени образования. Как правило, женщины, имеющие более высокую степень образования, быстрее находят работу, у них самый низкий уровень безработицы (4,1%), а самый высокий - у женщин, имеющих основное общее образование (14,8%). Исключение составляют женщины, имеющие начальное общее образование и не имеющие образования вообще, у которых уровень безработицы составляет 7,1%, поскольку они менее требовательны к предлагаемой работе в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Российское законодательство всегда содержало нормы, устанавливающие принцип равной оплаты за равный труд. Однако на практике существуют значительные различия в оплате труда мужчин и женщин. Анализ статистических данных показывает, что среднемесячная заработная плата женщин составляет лишь 63% среднемесячной заработной платы мужчин. По официальным статистическим данным, почти

во всех отраслях экономики среднемесячная заработная плата женщин ниже заработной платы мужчин и колеблется от 49% в геологии и метеорологической службе до 80% в сельском хозяйстве. Лишь в лесном хозяйстве заработная плата женщин чуть выше, чем у мужчин, и равна 104% от заработной платы мужчин .

Заработная плата мужчин и женщин различается не только по отраслям, но и в рамках одной отрасли, профессии или должности. Обследования показывают, что и по большинству профессий заработная плата мужчин выше, чем у женщин. Так, заработная плата операторов технических установок в нефтеперерабатывающей промышленности составляет 79% от заработной платы мужчин; у аппаратчиков нефтехимических производств - 76%; у врачей - 83%; у среднего медицинского персонала и маляров - 88%; у штукатуров - 91%; у бортпроводников - 90%; у электромонтеров - 98%.

Сопоставление заработной платы по регионам показывает, что заработная плата мужчин превышает заработную плату женщин во всех регионах Российской Федерации.

Разница в оплате труда также связана с отраслевой занятостью мужчин и женщин. В 2005 г., впрочем, как и в предыдущие годы, наивысший уровень заработной платы по отношению к средней по экономике наблюдался в отраслях с преимущественно мужской занятостью: в газовой - 4,85 к средней заработной плате, в топливной - 2,6, а также в цветной металлургии - 1,93.

Наименьший уровень в отраслях с преимущественно женской занятостью: в пищевой промышленности - 0,93 средней заработной платы, легкой промышленности - 0,47, в общественном питании - 0,72, в здравоохранении - 0,68, образовании - 0,62, культуре - 0,63 (табл. 6).

Такая межотраслевая разница в оплате труда возникла в связи с проводимой государством политикой поддержки тех или иных отраслей. Тарифные ставки и оклады всегда различались по отраслям - при этом более высокие ставки при одинаковой сложности и интенсивности труда устанавливались в отраслях, имеющих для страны приоритетное значение. К ним относились, в первую очередь, отрасли, работающие на оборону страны и добывающие. Указанные отрасли, имевшие, как правило, вредные и тяжелые условия труда, были заняты мужчинами, а рабочие места в отраслях, с точки зрения государства, менее приоритетных, хотя и с не менее интенсивным трудом (легкая промышленность), занимались женщинами.

Среднемесячная начисленная заработная плата промышленно-производственного персонала по отраслям промышленности в 2005 г.

Отрасли

Начисленная заработная плата, руб. в месяц

К средней заработной плате по промышленности,

Отрасли с преимущественно мужской занятостью

Электроэнергетика

Топливная

В том числе газовая

Угольная

Черная металлургия

Цветная металлургия

Отрасли с преимущественно женской занятостью

Легкая промышленность

Текстильная

Кожевенная, меховая и обувная

Мясная и молочная

Примечание". При составлении таблицы были использованы данные: Российский статистический ежегодник, 2004. Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М.: Статистика России, 2004. С. 180-181.

В сфере финансов, кредитования и страхования соотношение заработной платы по отрасли относительно среднего уровня по экономике увеличилось с 97 до 270%, а в организациях связи - с 83 до 133%. Однако рост заработной платы в этих отраслях сопровождался вытеснением женщин из этих ставших высокооплачиваемыми сфер деятельности. В случае роста заработной платы в той или иной сфере деятельности женщины всегда вытесняются мужчинами. Об этом свидетельствуют и данные распределения работников на малых предприятиях по полу. Так, в отраслях с традиционно женской рабочей силой, как образование и искусство, на малых предприятиях, где заработная плата жестко не регламентируется, работают преимущественно мужчины. Их удельный вес составляет, соответственно, 52 и 60%.

Предыдущий материал наглядно показывает, что в Российской Федерации на практике существует дискриминация женщин как в оплате труда, так и в общих затратах на рабочую силу, что прежде всего связано с проводимой государством бюджетной политикой.

Учитывая низкий уровень доходов женщин, а также то, что неполные семьи или семьи, имеющие детей-инвалидов, как правило, возглавляются женщинами, можно было бы предположить, что бюджетные средства преимущественно должны быть направлены именно на поддержку этих групп населения, в том числе на поддержку их оплачиваемой занятости. Вместе с тем приоритетами бюджетного финансирования являются отрасли или виды деятельности, обеспечивающие занятость преимущественно мужчин, на которые из бюджета выделяется около 3/4 средств федерального бюджета.

Кроме того, финансирование «мужских» и «женских» интересов производится из бюджетов различного уровня, а следовательно, с различной степенью гарантий. Исключительно из федерального бюджета финансируются такие расходы, как обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, осуществление международной деятельности, национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности, исследование и использование космического пространства, в то время как содержание учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта (т.е. отрасли, в которых преимущественно работают женщины) финансируется из бюджетов низшего уровня (субъектов РФ и местных бюджетов). При этом в федеральный бюджет поступает около 70% всех доходов.

Для того чтобы устранить имеющееся в обществе неравенство между женщиной и мужчиной, нужна воля не только государства, но и работодателей, общественных организаций, профсоюзов, политических партий.

В настоящее время ведется работа по достижению гендерного равенства, для чего необходимо разработать комплекс мер по государственной поддержке отраслей с преимущественно женской рабочей силой. Одним из эффективных путей предоставления женщинам высокодоходной занятости является также вовлечение их в сферу среднего и малого бизнеса. В настоящее время доля женщин в общем числе предпринимателей составляет, по официальным данным, около 30%.

В связи с выполнением женщинами репродуктивной функции и связанной с этим необходимостью создания для них особых условий и режимов труда женская рабочая сила в условиях рыночной экономики стала наиболее часто подвергаться дискриминационным ограничениям со стороны работодателей. Однако из-за низкого уровня жизни, особенно семей с детьми, в целях получения хоть какого-то источника существования женщины часто вынуждены соглашаться буквально на любые условия труда.

По-прежнему неблагополучна ситуация в сфере охраны труда. Последние пять лет остается на одном уровне (14, 9%) доля женщин, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в промышленности и на транспорте. Однако это не связано с совершенствованием производства . В организациях промышленности, строительства, транспорта и связи на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудится около 1,1 млн женщин, что составляет почти 30% от общей численности работающих в этих условиях. Треть всех работающих в опасных и вредных условиях на промышленных предприятиях - женщины, в строительных организациях и на транспорте доля женщин составляет 15%, а в организациях связи - более 50%.

Тяжелым физическим трудом сегодня заняты около 100 тыс. женщин, или 17% от числа всех рабочих, выполняющих тяжелую физическую работу.

Прямым следствием воздействия неблагоприятных условий труда является неснижающийся уровень профессиональной заболеваемости среди женщин, который составил 22,7% от общего числа подобных случаев. Анализ показывает, что в 1995 г. наибольший удельный вес профессиональных заболеваний имели женщины, занятые в таких отраслях промышленности, как легкая - 80,4%, текстильная - 61,9%, электротехническая - 50,0%, химическая и нефтехимическая - 41,1% .

Возрастающие нагрузки, снижение уровня жизни, неудовлетворительное состояние охраны труда приводят к ухудшению репродуктивного здоровья женщин. Женщинам, не имеющим возможности воспользоваться платными медицинскими и социальными услугами, становится все труднее сочетать профессиональную занятость и материнство. Для малообеспеченных женщин резко сократились возможности получения высшего и среднего специального образования. Государственная система начального профессионального образования недостаточно отвечает потребностям девушек в приобретении конкурентоспособных специальностей.

Таким образом, в Российской Федерации сложилась уникальная ситуация в отношении гендерных проблем. Экономические реформы в России сопровождались серьезными изменениями в области занятости на рынке труда, которые вызвали еще большую гендерную асимметрию.

Прошедшие 15 лет социально-экономических реформ показали, что все изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают различное и временами противоречивое воздействие на мужчин и женщин, формируя разные зоны мужских и женских гендерных проблем, что препятствует практическому достижению гендерного равенства.

Анализ гендерной ситуации в России с позиций достижения ЦРТ позволяет выделить наиболее острые проблемы достижения гендерного равенства в России и наметить приоритетные задачи, реализация которых обеспечит расширение возможностей человеческого развития для мужчин и женщин в контексте ЦРТ. Реализация продуманной гендерной политики государства - пока еще дело будущего. Тем не менее, уже сегодня можно перечислить перспективные направления, обеспечивающие движение в направлении гендерного равенства и тем самым - реализацию задач ЦРТ

Для реализации государственной политики гендерного равенства на федеральном и региональном уровнях необходимо выделение соответствующих целевых бюджетных ресурсов, направленных на выполнение Национального плана действий (на федеральном уровне), а на уровне субъектов Федерации - на реализацию приоритетов гендерной политики с учетом специфики регионов.

Стоящие перед Российской Федерацией проблемы настоятельно требуют от представителей государственной власти и широкой общественности пересмотра многих вопросов и поиска новых решений с гендерной позиции.

Литература

  • 1. Вопросы социально-экономической политики России в гендерном аспекте. М.: ПРООН, 2000.
  • 2. Гендерное равенство: поиски решения старых проблем. М.: Международная организация труда, 2003.
  • 3. Гендерные проблемы и развитие. М.: Весь мир, 2002.
  • 4. Григорьева Н.С. Социальная политика: гендерный подход. М.: Оолита, 2003.
  • Следует иметь в виду, что на динамику статистических показателей последних летповлияло изменение методики подсчета занятости в рамках обследования Госкомстата. С 1999 г. в числе занятых учитываются лица, занятые производством товаров иуслуг для реализации (полностью или частично) в рамках домашних хозяйств, значительную часть которых могут составлять женщины.
  • По материалам Информационного бюллетеня «О состоянии и мерах по обеспечению условий и охраны труда женщин в Российской Федерации». М.: Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, 1997; Женщины и мужчины России: Стат. сборник. 1997. М: Госкомстат, 1998.

миграция социальный регулирование политика

Современный мир переживает небывалый рост международной миграции населения. По данным ООН, в 2000 г. общее число международных мигрантов достигло 175 млн., более чем удвоившись по сравнению с 1970 г., и равнялось примерно 3% населения планеты. Около 60% их проживают в Европе (включая страны Восточной Европы и Россию), Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии". Высокая миграционная мобильность населения связана с усилением интернационализации хозяйственных связей. В последнее время к пере мещениям людей все чаще вынуждают экономическая и социальная нестабильность, войны, насилие, нарушение прав человека, стихийные бедствия и экологические катастрофы. В конце XX в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны мира. За пределами стран происхождения, по разным оценкам, проживает от 80 до 130 млн. человек.См.: Цапенко В. Н. Роль иммиграции в экономике развитых стран // МЭМО. Журнал. 2004. №5. С. 27.

Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом, структурой, соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы и т.д. Современную миграционную ситуацию в мире определяют страны ярко выраженной иммиграции -- США, Канада, Австралия, страны Западной и Северной Европы, аравийские монархии на Ближнем Востоке, Венесуэла, Аргентина, Бразилия в Южной Америке, ЮАР, Заир и Кот-д"Ивуар в Африке, Сингапур, Япония, Гонконг в Азии. Присутствие больших групп иностранцев существенно изменило ландшафт европейской и американской политики. Изменения, привносимые иммиграцией в жизнь принимающих обществ, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. Практически во всех странах массовый приток мигрантов инициирует накопление конфликтного потенциала. В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией. См.: Зайончковская Ж.А. Иммиграция - альтернативы нет // Демоскоп. 2008. № 1. С.31.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников- не граждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

В практике проведения политики в отношении вынужденных мигрантов и внутренней миграционной политики в развитых странах выделяют три типа:

1. Германская модель характеризуется сочетанием политики приема и интеграции переселяющихся этнических немцев с политикой приема и временного обустройства беженцев. Германский опыт решения миграционных проблем особенно интересен для России, поскольку миграционные процессы в ФРГ схожи с российскими. С 1988 по 1995 гг. в ФРГ прибыло около 4 млн. вынужденных мигрантов. Подавляющая их часть была обустроена или временно принята в стране.

В иммиграционном законодательстве и статистике Германии выделяется 11 категорий иммигрантов, в том числе: вынужденных переселенцев из числа этнических немцев; лиц, ищущих убежище (т.е. лиц, ожидающих получения официального статуса); беженцев де-юре (получивших официальный статус беженца); конвенционных беженцев; беженцев де-факто (иммигрантов, которым разрешено остаться в стране по гуманитарным соображениям), в отношении которых подходы иммиграционной и социальной политики государства существенно различаются. Особенность Германии состоит в том, что правовое положение основных категорий вынужденных мигрантов основывается на нормах конституции страны.

В основе государственной политики в отношении переселяющихся в ФРГ немцев из других стран лежат конституционное положение об уравнивании их во всех правах с немецкими гражданами и законодательное закрепление для них широкого набора льгот, способствующих их скорейшей интеграции.

2. Модель стран Центральной и Северной Европы -- характеризуется наличием разветвленной системы по приему, обустройству и интеграции иммигрантов и системы регулирования размещения населения на территории этих стран.

До начала 90-х годов Франция относилась к странам с относительно либеральным иммиграционным законодательством и высокой численностью официально признанных беженцев. После ужесточения иммиграционного законодательства заметно активизировалось использование нелегальных каналов иммиграции, что потребовало принятия специальных мер. В 1994 г. была введена выездная виза, суть которой в том, что иностранцы, легально проживающие во Франции (включая беженцев и апатридов), могут выехать из страны только при наличии в их документах соответствующей отметки. Ужесточая иммиграционный контроль, правительство сосредоточивает средства на обустройстве и интеграции лиц, действительно нуждающихся в защите и приюте со стороны французских властей. Правительственные мероприятия в отношении беженцев, получивших официальный статус и возобновляемый вид на жительство (на 10 лет), включают их обучение французскому языку, профессиональную подготовку, трудоустройство, предоставление жилья, защиту гражданских и социальных прав.

3 Американская модель отличается нацеленностью на переселение беженцев из стран первого временного убежища на территорию Соединенных Штатов Америки и содействие их интеграции в американское общество.

Для США иммиграция является сильной стороной национального сознания. Несмотря на то, что пропорция иммигрантов по отношению к общей численности населения США в конце XIX века (около 11 иммигрантов на 1000 человек) значительно превышала нынешнюю (около 5 иммигрантов на 1000 человек), фактическое число их очень велико. Если сравнить 1900-1910 гг. и 1990-2000 гг., можно увидеть, что в первое десятилетие в Америку приехало 8,7 миллионов иммигрантов, в последнее десятилетие эта цифра составила на миллион больше. С конца 1990-х годов более 900 тысяч человек ежегодно получают в США право на законное проживание - так называемую «грин кард».

Необходимо отметить существенное отличие Европы от США в отношении к проблемам миграции. США сформировались как союз свободных людей, объединенных определенной целью; напротив, европейские нации-государства сложились на базе исторической традиции, общности происхождения и территории. Американская культура открыта для интеграции в нее новых элементов; европейцы же стремятся к сохранению ее оригинальности. Радикальное ограничение иммиграции, как бы рационально ни выглядело его обоснование, противоречит универсалистской американской идеологии; европейцы же никогда не считали себя принадлежащими к иммигрантским странам, как это свойственно американцам.

По типу государственного регулирования история американской иммиграции подразделяется на четыре периода: 1) свободное заселение страны, завершившееся образованием США в 1781 г.; 2) 1781-1830 гг. - иммиграция не ограничивается и не регулируется; 3) 1830-1875 гг. - иммиграционный въезд регулируется правовыми актами отдельных штатов; 4) с 1875 г. иммиграция становится предметом строгого контроля со стороны федеральных властей, регулирования ее количественного и качественного состава.

В настоящее время выделяют четыре важнейших направления легальной иммиграции в США: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, иммиграция с целью повышения этнокультурного разнообразия.

В США защита и помощь иммигрантам и беженцам традиционно декларировались в числе гуманитарных приоритетов внешней и внутренней политики. Функции оказания помощи беженцам выполняет сложная и разветвленная структура органов, входящих в состав различных министерств и ведомств (Госдепартамента, министерства юстиции, министерства здравоохранения и социальных услуг и др.). Говоря о соотношении федерального иммиграционного законодательства США и его реализации на локальном уровне, особый интерес представляет тот факт, что штаты пользуются большой самостоятельностью в разработке и реализации миграционных программ. В штатах и непосредственно на местах важную роль в обустройстве и интеграции беженцев играют негосударственные организации, работа которых согласовывается государственными координаторами по делам беженцев, которые координируют деятельность по переселению и интеграции беженцев частных организаций, таких как местные общественные группы, организации взаимопомощи и частные добровольные агентства. См.: Рубцова Л.Н. Иммиграционная система США // Миграция. Журнал. 1998. №3. С. 57

Европейский и американский опыт решения миграционных проблем представляют огромный интерес для России. Многочисленные аналогии в миграционных процессах и миграционной ситуации подтверждают необходимость изучения опыта миграционной политики принимающих стран мира.

Вместе с тем, анализируя зарубежный опыт миграционной политики на предмет его использования в нашей стране, нельзя не отметить негативные стороны этого опыт, ошибки, которые нельзя повторять при формировании миграционной политики в нашей стране.

Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европы проходит тяжело. Большинство мер, осуществлявшихся в 90-е годы ХХ века, были сосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношении допуска в эти страны. Так, в Шенгенской конвенции 1990 г. содержались положения, предусматривающие укрепление сотрудничества между полицейскими и судебными органами, взаимное признание виз и ужесточение санкций против перевозчиков. В Дублинской конвенции 1990 г. были перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.

Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничного контроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблему проникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов. Осознание правительствами своей неспособности поставить миграцию под контроль привело к выдвижению ряда радикальных предложений, таких как в документе о «миграционной стратегии», подготовленном в 1998 г. под эгидой Австрии, председательствовавшей тогда в Европейском союзе. В нем предлагалось не только создать «линию обороны» для защиты Европы от нелегальных мигрантов, но даже содержалось требование внести поправки в Конвенцию 1950 года или разработать новую. Хотя документ подвергся дружной критике и был отозван, аналогичные недовольные голоса еще не раз раздавались в Европе и за ее пределами.

Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являются подавляющее число европейских государств, а не только страны-члены Европейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев как основных прав человека. В 1991 г. Европейский суд по правам человека однозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзя возвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования. Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь и право на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы для применения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работа Совета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза, расширяет права беженцев и лиц, ищущих убежища, на всем континенте.

В конце 90-х годов прошлого столетия Европа оказалась на перепутье. В предстоящие годы меняющиеся демографические тенденции могут заставить правительства более позитивно относиться к иммиграции. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие полвека потребуется значительное число иммигрантов, чтобы соотношение пенсионеров и работающих осталось хотя бы на нынешнем уровне. По оценкам доклада Отдела народонаселения ООН, при нынешних уровнях рождаемости и смертности Европейскому союзу в период до 2050 года потребуется в среднем 1,4 миллиона иммигрантов в год, чтобы соотношение работающего и неработающего населения сохранилось на уровне 1995г.

Впрочем, уже сейчас многие страны Европы начинают пересматривать свою иммиграционную политику в сторону ее смягчения. Так, в ФРГ, где суммарный коэффициент рождаемости равен 1,4, большинство родителей все же проявляют желание иметь в семье не больше одного ребенка. Это объясняется их стремлением заработать, сделать карьеру, жить более удобно. Но, тем не менее, ФРГ является одним из самых населенных государств, так как давно проводит продуманную и дальновидную миграционную политику. За счет иммиграции, помимо простого увеличения численности населения, увеличивается и рождаемость в стране, поскольку уровень рождаемости среди мигрантов значительно выше, чем у коренных жителей. Миграционная политика ФРГ дает еще одно преимущество - омоложение населения, так как среди рабочих эмигрантов преобладает молодежь.

Скорее всего, в будущем подобный пересмотр взглядов на иммиграцию ожидает большинство наиболее развитых стран Европы, поскольку именно их поражает бич старения нации. Эту точку зрения поддерживают большинство демографов и специалистов в области миграции.

Уже сейчас наметились необходимость и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени придут к координации усилий в отношении различных аспектов:

  • - необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;
  • - серьезные опасения вызывают масштабы незаконной миграции, уменьшить и поставить под контроль которую можно также только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов;
  • - единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного кадрового обмена.

И это только наиболее значимые проблемы современной Европы в области миграции. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, даже криминальных последствиях миграции.

  • Антипова Валентина Геннадьевна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
  • Зубайдуллина Динара Винеровна , старший преподаватель
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • БЕЖЕНЦЫ
  • МИГРАЦИЯ

В данной статье рассматриваются миграционные процессы в мире.

  • Анализ инвестиций и исполнения проектов в региональных адресных программах и основные экономические показатели предприятий в составе объединения «Узбекчармпойабзали» (УзбекКожаОбувь)
  • Применение технологических и бизнес-инноваций в сфере HR
  • Организация бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности на основе технологий цифровой экономики

Понятие « миграция» следует охарактеризовать как « территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион» . Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты.

Международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

Миграция стала одним из ведущих общественно-политических процессов современности. В истории формирования и развития общества она неоднократно предопределяла политику и правовую систему государства, а часто и непосредственно влияла на процессы их создания, трансформации или разрушения. Массовые перемещения людей сопутствовали и продолжают сопутствовать процессам расширения, или сокращения, переустройства политических пространств, сфер национальных интересов, областей национальной безопасности.

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы.

Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами.

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов:

  1. риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании. В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза;
  2. рост террористической угрозы. В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс. человек, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам.
  3. дестабилизация общественной безопасности. Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.
  4. усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой. Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами.
  5. изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.+

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев. В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Список литературы

  1. Ю.И. Дук Международное сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией в рамках региональных программ.//М.: Инновации и инвестиции.-2015. №4.
  2. М.Г. Ахмедов Международное законодательство в области противодействия нелегальной миграции.//М.: К-Пресс.-2016. №6-1.
  3. Э.Д. Рубинская Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: анализ практики и система мер.//М.: Государственное и муниципальное управление.-2016. №1.

Введение 2

Современные подходы к миграции в странах Западной Европы 4

Трудовая миграция 4

Незаконная миграция 7

Политика в отношении предоставления убежища в Европе 9

Миграционная политика и демографическая ситуация 12

Миграционная политика стран Западной Европы 12

Германия 12

Франция 18

Опыт миграционной политики западных стран: альтернативы для России 24

Список использованной литературы и ресурсов Интернета 28

История человечества неразрывно связана с миграцией населения, происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью – переменой места жительства.

В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции были связаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинного строя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен. Происходило возникновение и крушение государств, формирование новых народов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народов произошло смешение племен, что привело к формированию современного этнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних веков массовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальной зависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков привели к колонизации и массовому переселению населения на открываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке в результате бурного развития промышленного производства, так как происходило перенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потоки населения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Бразилию, Южную Африку.

XX век внес много изменений в направления и характер миграций, беспрецедентно возросли и их масштабы. В первую очередь это было связано с возросшей доступностью транспорта и средств связи. Также на протяжении всего столетия мир потрясали многочисленные войны, которые порождали мощные волны вынужденной миграции: создавали колоссальные потоки беженцев и перемещенных лиц. Впервые возникло понятие незаконной миграции, когда люди въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы появилась своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка мозгов». Существенную роль на отдельных этапах играли также национальные, политические и религиозные факторы.

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, что общая тенденция заключается в увеличении миграционной мобильности населения, усилении интенсивности потоков международной миграции, в первую очередь, экономической.

Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.

Цель этой работы - исследование политики в области миграции развитых стран Западной Европы, анализ опыта различных государств в решении их внутренних, а также международных проблем с помощью государственного регулирования миграционных процессов, попытка найти элементы миграционной политики этих государств, которые могли бы быть использованы в разработке государственной миграционной политики Российской Федерации.

В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран в 1996 году