Понятие и сущность правовой информации. Свойства и виды правовой информации Информация как объект правовых отношений

Сущность и значение информации

Информация является одним из фундаментальных основ мироздания на ряду с другими-материей, энергией, пространством и временем. Существует несколько концепций определения природы информации:

· Лингвистическое (семантическое) понимание информации-толкование с помощью языковедческих традиций. Слово информация означает разъяснение, осведомление.

· Понимание информации в физико-математических науках, в которых используются формализованные модели природы информации.

· Понимание сущности информации связанно с философским и социальным восприятием природы информации.

Сущность информации-образ существующей действительности, отображенный в сознании человека и выраженный в символьной форме с целью ориентации и адаптации в жизни.

Электронная информация и ее виды

Электронная информация-это особый вид учетной последовательной записи с использованием специально созданного искусственного языка.

Электронная информация-это образ существующей действительности, созданный и представленный в символьной (двоичной) форме с помощью специально созданного искусственного языка в виде последовательной записи в памяти электронной вычислительной машины.

Одним из видов электронной информации является электронное сообщение (обмен сведений, передача содержательной части информационного интереса).

Вторым вилом электронной информации является электронный документ (зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

Понятие и сущность правовой информации

Правовая информация является разновидностью информации, ее видом и понятием. Поэтому, все признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации.

Правовая информация может закрепляться и храниться на пленках для последующего ее размножения.

Свойства и виды правовой информации



Нормативная правовая информация.
К наиболее распространенному виду правовой информации, т.е. информации непосредственно относящейся к нормам права, являются нормативные правовые акты разного уровня и разновидностей (международные правовые документы, федеральные нормативные правовые акты, региональные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления).
К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций нормативного характера - приказы и распоряжения, инструкции, положения и др.).

Ненормативная правовая информация .
К этому виду относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть, функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации. К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.
К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики). Такая информация относится к правовой в силу того, что она обобщает официально принятые акты правосудия, ориентирует судебные и иные правоприменительные органы на наиболее правильную правовую квалификацию многочисленных жизненных обстоятельств, т.е. правильное применение действующего законодательства.
Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени. Это могут быть постановления правоохранительных органов, в которых дается правовая оценка событий жизни. Например, при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного или административного производства по нереабилитирующим основаниям, когда признается факт деяния и усматривается вина субъекта, однако в силу малозначительности причиненного вреда лицо освобождается от уголовного или административного преследования. Такие постановления могут иметь правовое значение в случае их использования, например, в гражданском судопроизводстве при решении вопроса о возмещении материального или морального вреда.
К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

Электронная правовая информация .
Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.
Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее - СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники.
Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время.
К числу электронной правовой информации относится не только массив информации о законодательстве, размещенный в таких известных СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС», «ЭТАЛОН», но и правовая информация, размещаемая и распространяемая по каналам глобальных телекоммуникационных сетей (например, ИНТЕРНЕТ). В последнее время, в связи с внедрением наиболее интеллектуальных и высокотехнологичных поисковых систем, в сетевом режиме юристы и другие специалисты используют полезную электронную правовую информацию (нормативные правовые акты, информацию о судебной деятельности, аналитическую правовую информацию и т.д.).
Внедрение электронных форм ведения деловой жизни позволило использовать новые формы передачи правовой информации (в т.ч. электронных документов) по телекоммуникационным каналам. В случаях использования электронно-цифровой подписи пользователями таких каналов правовая информация может носить официальный характер. В связи с принятием федерального закона «Об электронно-цифровой подписи» такие формы получают все большее распространение. Создание официального электронного документооборота в практику деловой жизни, электронные версии правовой информации постепенно станут носить официальный характер.
В связи с этим особое значение приобретает деятельность по массовой информатизации не только государственных органов власти и правоприменительных органов, но и всех организаций, участвующих во взаимоотношениях с официальными властными структурами.

Ред. от 21.03.2015 // В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация ».К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В состав правовой информации включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы:
— официальная правовая информация,
— информация индивидуально-правового характера,
— неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К ней относятся законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, документы различных ведомств, судебные решения и пр.

Информация индивидуально-правового характера , имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений (например, договоры между хозяйствующими субъектами, исковые заявления граждан и организаций в судебные органы и т.д.).

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм (например, комментарии к правовым актам, научные статьи и монографии по правовой тематике и т.д.).

Законы должны для всех иметь
одинаковый смысл.
Шарль Луи де Монтескье

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на:
1. нормативную правовую информацию,
2. иную официальную правовую информацию.

1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть составляет ядро правовой информации, это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых
норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 78 1-II ГД.).
Итак, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком. Таким образом, норма права регулирует определенную категорию, вид общественных отношений.
Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения. Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
неоднократность применения , то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой;
неперсонифицированность , то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.).
Оба признака правовой нормы следует рассматривать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление нормы поведения.
Норма права может касаться:
— круга организаций, учреждений, государственных органов;
— круга должностных лиц;
— всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
— того или иного конкретного учреждения, организации, государственного органа, независимо от его персонального состава (определение общих полномочий);
— конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.), независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Нормативные правовые акты различаются по своей юридической силе.
Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты имеют неодинаковую юридическую силу, она зависит от компетенции издавшего органа и его места в системе органов государства. Акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, в соответствии с ними должны издаваться акты нижестоящих органов, так как имеют меньшую юридическую силу.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ , принятая всенародным голосованием. Конституция РФ является правовой основой законодательства РФ.
Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты делятся на законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты . Частью правовой системы Российской Федерации являются также международные договоры Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральные законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Подзаконные акты, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в иерархической системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
1. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента РФ принимаются, как правило, в форме указов.
2. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам органов местного самоуправления. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
3. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты ) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Система подзаконных актов субъекта РФ имеет свою иерархическую структуру и распространяется на всех лиц и иных субъектов права, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Международные договоры Российской Федерации, являясь составной частью ее правовой системы, регулируют отношения Российской Федерации с иностранными государствами или международными организациями.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства-продолжателя Союза ССР.

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АКТЫ

Нормативно-технические акты – это нормативные акты, содержащие технические нормы и правила. К ним, в частности, относятся ГОСТ ы (государственные стандарты), СНиПы (строительные нормативы и правила), СанПиНы (санитарные нормы и правила) и другие документы.
Вступившим в силу 1 июля 2003 года Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что обязательные для применения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются техническими регламентами . Технический регламент должен быть принят федеральным законом или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, причем со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.
Следует отметить также, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции).
Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании». Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.

2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
ненормативные акты общего характера;
— акты официального разъяснения;
— правоприменительные акты.
Акты общего характера , не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов
в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, органами Прокуратуры РФ, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не ко всем лицам, органам, организациям (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

ИНФОРМАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА,
ИМЕЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий,– граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно разделить на:
— договоры (сделки);
— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
— носят индивидуально-правовой характер;
— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.
Ее можно разделить на следующие группы:
— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
— образцы деловых бумаг;
— комментарии законодательства;
— научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, большое значение для эффективной реализации норм права.
Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при применении правовых норм.

Источник информации:
1/ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина - М.: ЗАО «Консультант Плюс - Новые Технологии», 2009. - 256 с.: ил. ISBN 978-5-903288-03-8
2/ Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации » (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Раздел:

Навигация по записям

Образовательный консорциум

«Среднерусский университет»

_____________________________________________________________

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ І.

Сущность правовой информации и информационные процессы в механизме действия права

Лекция 1. Понятие «информация» и «правовая информация». Классификация правовой информации. Нормативная и ненормативная правовая информация .

В законе "Об информации, информатизации и защите информации" (1995)г. к информации относятся сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация».

Правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Информационные технологии базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов.

Правовую информацию можно разделить на три большие группы:

· официальная правовая информация,

· информация индивидуально-правового характера

· неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

В свою очередь официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию (законы РФ и субъектов РФ, подзаконные акты РФ и субъектов РФ, международные и внутригосударственные договоры) и иную официальную правовую информацию (акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативными правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.



В свою очередь, под нормой права (правовой нормой) принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781 – 11 ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельства, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком. Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: неоднократность применения и неперсонифицированность.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнение (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т. п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др.

Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т. д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т. д.).

Вопрос 46. Понятие, сущность и свойства правовой информации.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вопрос 46. Понятие, сущность и свойства правовой информации.
Рубрика (тематическая категория) Право

Широкий смысл. Вся информация о праве, включая юридическую деятельность и практику юристов. Узкий смысл. Принятые официально нормативно-правовые документы, только источники права, т.е. все НПА.

Правовая информация – образ правовой действительности, отражённый в сознании властвующего субъекта и выраженный в форме нормы права.

Основные тезисы о сущности˸

‣‣‣ Право имеет информационную природу.

‣‣‣ Правовая норма – основной носитель правовой информации; абстрактная модель идеальных правил поведения.

‣‣‣ Сущность проявляется в соотношении юрид. действительности, отражении её в правовом сознании законодателя, оформлении образа в норме права.

‣‣‣ Структурные элементы процесса формирования правовой информации˸

‣‣‣ Исторически обусловленная правовая действительность . В юриспруденции правовая действительность – правоотношения, совокупность правоотношений˸ реальные жизненные ситуации, которые остро нуждаются в правовом регулировании, но они ещё не урегулированы. Правовая действительность – источник и решающий фактор формирования правовой информации.

‣‣‣ Правовые нормы как образ и форма правовой информации. Норма права – это абстрактный образ правовой действительности. Символ этого образа – норма права, написанная в тексте НПА.

‣‣‣ Правосознание законодателя как признак правовой информации, решающий фактор формирования прав. информации. Тесно связано с наличием госуд. воли, особой духовной среды, правотворческого сознания законодателя.

Свойства правовой информации˸

‣‣‣ Адекватность. В нормах права должны отражаться не только все существующие жизненные ситуации, но и проектироваться (моделироваться) ситуации возможные. Адекватность правовой информации проявляется в высоком качестве законов и подзаконных нормативных правовых актах, свободных от дефектов.

‣‣‣ Транспарентность. Правовая информация должна свободно распространяться в обществе и каждый должен иметь возможность использовать её для улучшения условий своего существования и уважения прав других. Адресат правил поведения должен быть ʼʼинформированʼʼ об их существовании, т.е. субъекты права должны обладать знаниями о правовой информации.

‣‣‣ Системность правовой информации проявляется в объективном процессе организации её массива исходя из логической связанности и характера норм права. Массивы (совокупность) норм права как элементарных частей правовой информации отражают множество существующих правоотношений и формируют критерии (признаки) распределения правовой информации по правовыминститутам, отраслям, подотраслям системы права.

‣‣‣ Устойчивость. Создание запаса прочности норм права от их ʼʼпреждевременного старенияʼʼ, т.е. утраты ими юридической силы. При проектировании образов (моделей) правовой информации необходимо учитывать все возможно допустимые угрозы для правовой информации, сохранять её параметры в состоянии устойчивости.

Вопрос 46. Понятие, сущность и свойства правовой информации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 46. Понятие, сущность и свойства правовой информации." 2015, 2017-2018.