Ограничение прав и свобод по конституции рф. Могут ли государством быть ограничены права и свободы человека и гражданина

Ограничения - меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных. Ограничения можно классифицировать на экономические, политические, социальные, правовые. Исходя из формы права, закрепляющей ограничение можно выделить конституционно-правовые ограничения, ограничения, устанавливаемые законами, подзаконными актами, судебными решениями. По субъекту: ограничения прав физических и юридических лиц, а также общие (действующие для всех лиц) и индивидуальные (для конкретных лиц). По времени действия: постоянного или временного характера (на конкретный срок или в чрезвычайных условиях). В зависимости от правового статуса ограничения прав: иностранцев; государственных служащих; должностных лиц и т.п.2

По форме выражения способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть следующими:

  • а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
  • б) запрет на реализацию права в целом (абсолютный запрет);
  • в) вмешательство в право уполномоченными государственными органами (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);
  • г) обязанность;
  • д) ответственность.

Основания ограничения прав человека

В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Пользование правами всегда сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц,

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий -- пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных нрав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод других лиц".

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В других статьях Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов. Например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 -- за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 -- за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 -- за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.

Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям -- государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права человека могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения нрав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: "Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации".

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других граждан, недопущения произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства. Это согласуется с рядом важнейших международных документов. Всеобщая Декларация прав человека говорит о том, что какие бы то ни были ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть "установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984 г.) определяют, что такие ограничения и отступления государства-участники могут применять только в случаях исключительной и действительной или неминуемой опасности, которая угрожает жизни нации, и только тогда, когда существуют достаточные гарантии и эффективные средства правовой защиты против злоупотреблений. На национальную безопасность нельзя ссылаться в качестве причины, когда речь идет о предотвращении только местной или относительно изолированной угрозы закону или порядку.

Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы.

На конституционном уровне устанавливается запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны. Данная конституционная гарантия устанавливает исчерпывающий перечень оснований для ограничения прав и свобод. Как справедливо заметил исследователь правовых ограничений А. В. Малько: "Эти ограничения, которые можно назвать конституционными, выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет специфическое “лезвие бритвы” между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона" .

Однако не следует забывать, что само государство, как это показывает история, может ограничивать права и свободы граждан и при этом избегать ответственности за причиненный вред, становясь источником произвола, нарушения элементарных нрав человека и гражданина. Принятие в 1934 г. высшими властями СССР печально известного постановления, имевшего силу закона, о борьбе с "врагами народа" стало юридической основой для массовых репрессий второй половины 30-х гг. прошлого столетия. Этим постановлением подсудимый лишался права на защиту и обжалование приговора, была ликвидирована открытость судебного разбирательства.

Представляется, что главным в решении вопроса об ограничениях прав человека является расширение сферы ответственности государства за издание неправовых законов, а также органов государственной власти и их должностных лиц – за незаконные действия (или бездействие) в сфере реализации нормативных правовых актов. Высокая правовая культура граждан противодействует стремлению государства стать выше права и закона. Она является одной из важнейших гарантий прав и интересов граждан.

В зависимости от вероятности влияния человека ограничения могут быть стихийными и прогнозируемыми. Стихийные ограничения связаны с обстоятельствами, которые не зависят от воли человека (бедствия, катастрофы, войны). Прогнозируемые ограничения прав человека связаны с просчитываемыми возможными негативными последствиями ограничения прав человека, которые тем не менее реализуются, так как позволяют избежать более опасных последствий.

В международной практике считается общепризнанным ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного и военного положения, которые можно отнести к особым государственно-правовым режимам функционирования государства.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:

  • – попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Здесь учтены события как зависящие от людей, так и происходящие помимо их воли. Именно при наступлении данных событий и возникает чрезвычайное положение. По общепризнанному определению, под чрезвычайным положением понимается конституционно установленное положение, при наличии которого осуществление государственной власти происходит в чрезвычайном конституционном порядке.

В связи с тем, что введение чрезвычайного положения повлечет за собой ограничения прав и свобод человека, подходить к его введению нужно осмотрительно.

В большинстве стран мира право вводить чрезвычайное положение предоставлено главе государства. В России в соответствии с законом оно вводится специальным указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госдуме.

Утверждение указа Президента РФ о чрезвычайном положении производится Советом Федерации незамедлительно, в срок нс более 72 часов после его обнародования. Гарантией законности такого указа является возможность неутверждения Советом Федерации, после чего он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента обнародования, о чем оповещается население.

В период введения чрезвычайного положения Президент РФ обладает существенными полномочиями: он вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой введено чрезвычайное положение; назначает коменданта такой территории; создает штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения; вводит особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; привлекает воинские формирования для обеспечения режима чрезвычайного положения.

По распоряжению Президента РФ для обеспечения порядка и безопасности могут быть привлечены и внутренние войска в целях оказания содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения. Как показывает практика, использование внутренних войск служит одной из самых надежных мер обеспечения порядка и безопасности, особенно в отдельных местностях РФ, где вводилось чрезвычайное положение.

Принимая все эти дозволенные законом меры, Президент РФ не должен посягать на основы конституционного строя, на неотъемлемые права и свободы граждан, на единство власти в федеративном государстве, на международные обязательства РФ, вытекающие из норм международного права и международных договоров.

Национальное конституционное законодательство всех стран разрешает Президенту РФ временно ограничить или приостановить реализацию ряда политических и гражданских прав и свобод для целей восстановления конституционного правопорядка. Однако и Конституция РФ, и международные договоры с участием Российской Федерации запрещают в любых ситуациях посягать на ряд специально указанных прав и свобод. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительные протоколы к ней не только устанавливают систему прав человека, но и закрепляют механизм международного контроля за их соблюдением.

В частности, ст. 56 Конституции РФ допускает, что "в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". В то же время ч. 3 этой же статьи Конституции запрещает в любых ситуациях, в том числе в условиях чрезвычайного положения, ограничивать права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на сохранение достоинства личности), ст. 23, 24 (право на неприкосновенность частной жизни и право доступа к документам и материалам, затрагивающим права и свободы личности), ст. 28 (свобода совести и вероисповедания). В условиях чрезвычайного положения ни Президент РФ, ни любой другой орган государства не могут посягать на такие права, как право на судебную защиту; право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46) и ряд иных прав, направленных на защиту личности обвиняемого (ст. 47–50).

Некоторые права и свободы при введении режима чрезвычайного положения тем не менее могут ограничиваться, о чем должно быть специальное упоминание в указе Президента РФ: свобода передвижений, включая установление ограничений на въезд и пребывание на данной территории иностранцев; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свобода митингов, собраний, забастовок и иных массовых мероприятий; неприкосновенность жилища и транспортных средств. Все данные ограничения оправданы необходимостью скорейшей ликвидации причин и последствий чрезвычайной ситуации.

Еще большему риску подвергаются права и свободы человека в период войны. Конкретизация порядка введения данного вида особого положения содержится в Федеральном конституционном законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении", а также в Федеральном законе от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".

В Федеральном конституционном законе "О военном положении" под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ст. 1).

Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

  • 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;
  • 2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
  • 3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
  • 4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
  • 5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
  • 6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Данный подход к определению агрессии согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Применительно к правам человека Федеральный закон "Об обороне" определяет военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничения прав и свобод граждан. Так же как и чрезвычайное положение, военное положение вводится указом Президента РФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

Как показывает анализ зарубежной практики, ограничения прав и свобод в период военного положения должны отвечать определенным требованиям. Они, как правило, не распространяются на основные права граждан, носят ограниченный по объему и времени действия характер, применяются только на основании соответствующего законодательного акта .

Риск ограничения прав человека в период военного положения многократно возрастает. Ограничению подлежат очень многие права и свободы: свобода передвижений, свобода любых публичных мероприятий, свобода слова, право собственности, право на объединение, свобода труда и ряд других. Так, например, устанавливается запрет на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (комендантский час). Создаются специальные органы цензуры, которые занимаются военной цензурой за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контролем за телефонными переговорами. Органы исполнительной власти, а также органы военного управления получают право осуществлять при необходимости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, задерживать граждан и транспортные средства на срок до 30 суток. В этот период законным будет даже изъятие у организаций и граждан необходимого для нужд обороны имущества с последующей выплатой государством его стоимости.

Кроме ограничений прав человека, в период военного положения на граждан могут быть наложены дополнительные обязанности: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; участвовать в выполнении работ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования. Причем в соответствии со ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления военного положения.

Данные ограничения отдельных прав граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан допускаются только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства, а также при условии, что они не затрагивают основополагающих прав и свобод граждан.

Во исполнение международно-правовых обязательств в Федеральном конституционном законе "О военном положении" содержится норма, касающаяся обязанности Президента РФ в случае введения военного положения в Российской Федерации принять меры по оповещению Генерального секретаря ООН (а через него государств – участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан (ст. 22).

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что правовой режим военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности. Они заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан и других лиц. Но эти временные ограничения отдельных прав граждан на период военного положения должны соответствовать международным обязательствам РФ, вытекающим из международных договоров РФ в области нрав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку иола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Одним из главных признаков режимов военного и чрезвычайного положения является временный характер их существования. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" если оно вводится на всей территории России, то срок его действия не должен превышать 30 суток, а в отдельных местностях – 60 суток. После устранения причин, вызвавших необходимость во введении чрезвычайного или военного положения, они отменяются также указом Президента РФ. Ограничения прав и свобод в особых условиях – это вынужденная мера, имеющая временный характер, которая прекращается при отмене режимов чрезвычайного и военного положения, а права и свободы человека, которые были ограничены, восстанавливаются в полном объеме.

  • Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 88.
  • Пчелинцев С. В. Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 99.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комментарий к Статье 55 Конституции РФ

1. Специфика государственно-правовой формы развития свободы и прав человека и гражданина накладывает на юриспруденцию обязанность выявления правовых механизмов ее обеспечения, определения ее пределов и допустимых, имеющих под собой глубокие объективные основания ограничений. Речь идет о пределах усмотрения государства в его взаимоотношениях с личностью, которые государством не могут быть нарушены без риска утраты собственной легитимности. Отсюда следует, что проблема ограничений прав есть часть теории свободы, а значимость ее доктринальной разработки и конституционного нормирования обусловлена не тем, что "идеальной, абсолютной свободы не бывает", а диалектикой индивидуального и коллективного в организации и функционировании социума и необходимостью ее адекватного восприятия Конституцией. Именно в этом - в совместимости индивидуальной свободы с благом общества и наоборот - условие эволюционного (а не революционного) развития социально-исторического прогресса и стабильности конституционного строя и устанавливающего его Основного Закона.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Адекватная оценка его нормативного содержания требует учета всего комплекса конституционных норм, нормирующих взаимоотношения личности и государства. При этом непосредственно из текста ч. 1 ст. 55 вытекает, что, во-первых, Конституция перечисляет только основные права и свободы; во-вторых, предусмотренный ею перечень основных прав и свобод не является исчерпывающим; в-третьих, общепризнанные права и свободы, если даже они не вошли в каталог конституционных прав и свобод, находятся под защитой Конституции как основные права и свободы граждан РФ; в-четвертых, Конституция различает отрицание и умаление прав и свобод и содержит запрет на такое отрицание и умаление, хотя и не раскрывает в комментируемом положении их содержание; в-пятых, указанный запрет адресован как законодателю, так и исполнительной власти и суду, следовательно, эти права и свободы должны гарантироваться преимущественно национальными правозащитными механизмами.

При этом в отличие от преамбулы, ст. 15 и 17 в ч. 1 ст. 55 говорится не об общепризнанных принципах и нормах международного права, а об общепризнанных правах и свободах человека и гражданина. Тем самым, с одной стороны, подчеркивается их естественно-правовая природа. С другой стороны, этим предопределяется способ их восприятия российской правовой системой: включение этих прав и свобод в конституционный статус человека и гражданина не требует официальной процедуры их имплементации федеральным парламентом или иного законодательного признания в форме закрепления в нормативном правовом акте. Иными словами, такие права и свободы, коль скоро они общепризнанные, являются непосредственно действующими и в силу этого обязывают государство, все его органы и должностных лиц.

Существенное значение для выявления нормативного содержания комментируемого положения и характера возлагаемой им на Российское государство обязанности имеет установление понятий "отрицание" и "умаление" общепризнанных прав и свобод.

Под отрицанием "других общепризнанных прав и свобод" в отечественной конституционно-правовой доктрине обычно понимается их непризнание. Однако такое понимание далеко не в полной мере может удовлетворить потребности правоприменительной практики. Следует учитывать, что Конституция говорит именно об общепризнанных правах и свободах, следовательно, признанных таковыми в том числе Российской Федерацией. Формой такого признания, как было отмечено, может быть не только решение законодателя, но и исполнительной власти или суда. При этом указанное признание есть не право, но обязанность, накладываемая на государство в лице его органов и должностных лиц, долженствующих в силу Конституции предоставить этим правам и свободам юридическую защиту наравне с непосредственно закрепленными в ней основными правами и свободами.

Что же касается умаления "других общепризнанных прав и свобод", оно может выступать в различных формах: сужения нормативного содержания права или свободы, т.е. изъятия из состава правомочий, образующих соответствующее право; сокращения предоставляемых таким правам и свободам конституционных гарантий и средств юридической защиты и т.д.

Таким образом, комментируемое положение Конституции формулирует принцип полноты прав и свобод человека и гражданина РФ, обеспечиваемой во взаимосвязи собственно конституционно-правового статуса личности и сложившихся в межгосударственных отношениях гуманитарных стандартов, которые в соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции являются частью сложившейся в Российском государстве системы прав и свобод человека и гражданина.

2. В действующей Конституции термин "ограничение" использован 8 раз в семи статьях (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 132); четырежды конституционный законодатель воспользовался сопрягающимся с ним термином "умаление прав" (ст. 21, 55, 62). В действительности, однако, богатство содержания обозначаемых этими терминами понятий значительно шире, поскольку Конституция не только предусматривает ограничения прав граждан, но и сама выступает способом ограничения государства и государственной власти и содержит обязанности, запреты и т.д., адресатами которых выступают как граждане, так и органы государства и должностные лица, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные субъекты конституционных правоотношений. Иначе говоря, следует различать конституционные ограничения и ограничения конституционных прав, которые соотносятся как общее и особенное и по-разному нормируются Конституцией и конституционным правом.

В частности, согласно ч. 2 комментируемой статьи в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное императивное веление, адресованное прежде всего законодателю, является одной из гарантией полноты прав и свобод как с точки зрения их перечня, так и с точки зрения адекватности принимаемых законов конституционно установленным или международно признанным пределам прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим возможно привлечь внимание по меньшей мере к следующим аспектам комментируемого конституционного положения, требующим учета как в процессе его теоретического осмысления, так в процессе правореализации:

во-первых, речь в нем идет не только о федеральном законодателе, но и законодательных органах субъектов РФ, на которые в равной мере распространяется установленный в ч. 2 ст. 55 Конституции запрет;

во-вторых, из адресации указанного запрета законодателю следует, что права и свободы должны регулироваться именно законом, причем в силу установленного Конституцией разграничения предметов ведения и полномочий речь может и должна идти именно о федеральных законах. Что же касается субъектов РФ, они связаны не только Конституцией, но и федеральным законом, а их законодательная деятельность должна быть направлена именно на защиту прав и свобод человека и гражданина;

в-третьих, в отличие от ч. 1 ст. 55 комментируемое положение говорит не об "отрицании или умалении общепризнанных прав и свобод человека и гражданина", а об "отмене и умалении прав и свобод человека и гражданина". Это означает, что права и свободы человека и гражданина - перечисленные в Конституции или общепризнанные и в силу этого также находящиеся под защитой Конституции - есть "узда" для законодателя, следовательно, для всех иных органов публичной власти и их должностных лиц, которые не могут действовать вопреки закону.

Причем если отмена прав и свобод по буквальному смыслу означает изъятие того или иного конституционно закрепленного или общепризнанного права или свободы из конституционного статуса человека и гражданина в РФ, то их умаление может осуществляться путем: сужения пределов прав и свобод, как они зафиксированы в Конституции, если для этого нет установленных в самой Конституции оснований; уменьшения материального содержания прав и свобод, объема социальных и иных благ, причитающихся их обладателю; минимизации гарантий прав и свобод, в том числе в результате государственного предпочтения одной группы прав в ущерб другой группе прав, тогда как все права и свободы человека и гражданина в силу Конституции должны находиться под равной правовой защитой; создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина и т.п. В частности, оценивая конституционность ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве", Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13.12.2001 N 16-П*(703) указал, что согласно ст. 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2), а их конституционно допустимые ограничения возможны только на основании федерального закона (ч. 3). Вопреки этому обеспечиваемое конституционной защитой право гражданина на владение и пользование своим имуществом в виде земельного участка, закрепленного за ним и подлежащего передаче ему на основе федерального регулирования в полном объеме в пожизненное наследуемое владение или в собственность, фактически умалено законом субъекта РФ.

Оспоренное положение Закона г. Москвы, в соответствии с которым находящийся в пользовании гражданина земельный участок в части, превышающей предельные для города Москвы нормы площади, предоставляемой в пожизненное наследуемое владение, передается ему по договору аренды, ставит граждан, имеющих большемерные земельные участки, в менее выгодные условия, ограничивая их использование в полном размере сроком аренды и возлагая на этих граждан обязанность нести расходы в виде арендной платы. Тем самым законом субъекта РФ введены ограничения не только права пользования и владения таким имуществом, как земельный участок, но и конституционной свободы договора, что также противоречит ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции.

3. Социальной основой конституционных ограничений, частью которых выступают ограничения основных прав, является лично-собирательный характер общества. Человек выступает не только как изолированный индивид, но и в качестве члена сообщества людей. В свою очередь общество не есть ни простая совокупность индивидов, ни некий одноструктурный монолит, это своеобразный социальный организм, в котором личность обладает самостоятельной ценностью и играет творческую роль, а личное (частное, индивидуальное) и общее (коллективное, социальное) должно находиться в равновесии. При этом, однако, не следует представлять основные права как выражение лишь частных интересов, а обязанности - только как выражение публичных интересов. Основные права выполняют важную общественную функцию, а основные обязанности существенны для обеспечения частных интересов индивида.

В процессе реализации основных прав сталкиваются различные интересы: субъектов этих прав, других лиц, также обладающих основными правами, общества в целом. В силу этого определение пределов основных прав, условий их реализации и порядка разрешения возможного конфликта интересов - объективная потребность нормального функционирования социума, с одной стороны, и свободы личности - с другой. В данном контексте существенное значение в качестве конституционного критерия соотношения этих интересов имеет норма ч. 3 ст. 17 Конституции ("осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц"), адресованная законодателю, органам правоприменения, самим обладателям прав и свобод.

В связи с этим от ограничений в собственном смысле слова следует отличать имманентные пределы основных прав, которые зафиксированы в самой Конституции и по своей социальной и юридической природе не совпадают с ограничениями основных прав. Речь идет о границах признаваемой и защищаемой Конституцией свободы индивидов и их ассоциаций, по существу, о нормативном содержании того или иного конституционного права, составе его правомочий и системе гарантий. В частности, закрепляя свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, Конституция одновременно оговаривает, что ею гарантируется "право собираться мирно, без оружия" (ст. 31). Конституция в данном случае не ограничивает основные права, она определяет их границы, нормативное содержание и круг правомочий, т.е. имманентные пределы. Такие пределы обусловлены конституционным строем и должны быть ему тождественны. Например, согласно ч. 1 ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Отсюда, в частности, следует, что гарантии данной конституционной нормы распространяются лишь на тех, кто законно находится на территории РФ.

Что же касается ограничений основных прав в собственно конституционно-правовом смысле, то в этом случае имеются в виду допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. Кроме того, в качестве ограничения основных прав может также рассматриваться изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод. В этом последнем случае ограничение основных прав особенно тесно сопрягается с их умалением, под которым, как отмечалось, имеется в виду уменьшение материального содержания основных прав, объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю, минимизация гарантий основных прав, в том числе в результате государственного предпочтения одной группы прав (или отдельных прав) в ущерб другой группе прав (другим правам), тогда как все права и свободы человека и гражданина в силу Конституции (ст. 2, 17, 18) должны находиться под равной правовой защитой.

Действующая Конституция впервые установила универсальный в смысле распространения на законодательную, исполнительную и судебную власть принцип: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Таким образом, определение границ допустимого ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции отсылки к федеральному закону относится к полномочиям федерального законодателя, однако он не свободен в своих решениях. Соответствие этих границ установленным Конституцией критериям может быть предметом судебной проверки, имея при этом в виду, что такие ограничения должны быть соразмерны конституционным целям ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина.

Кроме того, судебная власть в процессе проверки конституционности решений законодателя всегда должна иметь в виду опасность "нейтрализации" основных прав многочисленными отсылками к закону и возможность выхолащивания этих прав органом законодательной власти. В данном контексте возможно и необходимо обратить внимание на несколько правовых позиций КС РФ, выработанных в различные периоды его деятельности. Будучи "привязаны" изначально к различным конституционным спорам, они приобрели общенормативный характер и имеют методологическое значение:

Личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов*(704);

Ограничения прав и свобод возможны только федеральным законом, причем на федеральном законодателе лежит обязанность обеспечивать соразмерность ограничения прав и свобод конституционно закрепленным целям и в случаях, когда он предоставляет органам законодательной власти субъектов РФ полномочия по конкретизации условий реализации гражданами соответствующих прав. При этом из смысла Конституции вытекает, что закон, направленный на ограничение прав граждан, обратной силы не имеет*(705);

Цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения - им адекватны. При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости*(706);

Ограничения прав, даже если они осуществляются в определенных Конституцией целях, не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных Конституцией и законами РФ;

В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепленных ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания*(707).

Нормирующим пределом для законодателя, а также органов исполнительной и судебной власти являются ч. 1, 2 и 3 ст. 55 Конституции.

Раскрывая нормативное содержание указанных установлений, Конституционный Суд в своем Постановлении от 30.10.2003 N 15-П суммировал ранее сформулированные им правовые позиции (в решениях КС РФ ссылки на ст. 55 Конституции встречаются более 490 раз) и указал, что ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (см. Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(708)).

Адекватное восприятие Конституции и потребности использования ее потенциала требуют, однако, учитывать, что помимо указанного "ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом" Конституция предусматривает возможность ограничения основных прав "в соответствии с федеральным конституционным законом" (ч. 1 ст. 56). Если в первом случае сам законодатель своим актом в форме федерального закона ограничивает права и свободы, то во втором для реализации допускаемых федеральным конституционным законом ограничений необходимы акты органов исполнительной или судебной власти.

При этом конституционно-правовые ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:

а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 13, 19, 29, 55 Конституции и др.);

б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции, законодательство о чрезвычайном положении). В связи с этим Конституция устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, также исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);

в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы, и т.п.) и их отношений с государством. В этом последнем случае Конституцией пределы возможных ограничений, как правило, не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан и необходимости соблюдения законодателем принципа соразмерности этих ограничений специальному статусу данных категорий граждан.

В частности, Конституционный Суд в связи с обсуждаемой проблемой уже в одном из первых решений обратил внимание на два весьма важных для законодательного регулирования и правоприменения обстоятельства: во-первых, дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Конституции, но и по другим признакам. Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а, напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как в законодательстве, так и в правоприменительной практике*(709); во-вторых, равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем. При этом такой учет не должен приводить к ограничению прав и свобод, в отношении которых согласно Конституции такое ограничение недопустимо*(710).


(ч. 2 ст. 17; ч. 3 ст. 55; ч. 1, 2 ст. 55)

Ограничение прав - допускается

Не допускается:

Отрицание прав

Лишение прав

Отмена прав

Умаление прав

(эти термины используются по отношению к конституционным правам)

Умаление прав:

I. как разновидность ограничения прав [не допускаемого Конституцией]:

1) а) это чрезмерное ограничение – такое ограничение, которое вторгается в основное

«осуществление такого регулирования, которое посягало бы на само существо того

или иного права и проводило бы к утрате его реального содержания»

(пример Постановление КС от 15.01.2002 № 1-П)

б) теория «персика»

Персик – это конкретное право человека

Существо права («косточку») – нельзя ограничивать, остальную часть права

(«мякоть») можно ограничивать

Пример: право свободно передвигаться

существо права – передвижение в границах населенных пунктов

мякоть – реализация данного права в пограничной полосе; в ЗАТО; в

закрытых военных городках; в зонах экологического бедствия

2) это недопустимое ограничение – бессрочное ограничение права

(«на неопределённый срок»)

(пример Постановление КС от 17.02.1998 № 6-П: задержание на неопределённый

срок, по сути, является умалением права)

3) это несоразмерное ограничение – «ограничения конституционных прав, которые не

вызываются необходимостью защиты соц. ценностей, перечисленных в ст. 55 (ч. 3)

Конституции РФ

(пример Постановление КС от 02.02.1996 № 4-П)

4) ограничение прав, которые не подлежат ограничению вообще – права, указанные в

ч. 3 ст. 56 Конституции РФ «не могут быть ограничены ни при каких

обстоятельствах»

(пример Постановление КС от 27.03.1996 № 8-П)

II. как разновидность отрицания прав

Отрицание права – означает не признание права государством. Это может проявляться в не закреплении данного права нормативно (ч. 1 ст. 55 Конституции) либо в косвенном или фактическом непризнании права.

Последнее (фактическое непризнание) и является умалением и проявляется в следующем:

1) умаление возникает в случае «отсутствия корреспондирующей праву гражданина

обязанности госорганов» (пример Пост. КС от 18.02.2002 № 3-П)

2) это невозможность реализации права – в частности, это может произойти в случае

«установления жёсткого приоритета» исполнения одной конституционной обязанности

над другой (например, платить налоги и платить з/п), что повлечет невозможность

реализации прав и законных интересов тех или других групп граждан

(пример Пост. КС от 23.12.1997 № 21-П)

Конституционные требования к легальному ограничению прав:

I. Форма правового акта – это ФЗ

II. Необходимость ограничения («только в той мере, в какой это необходимо»)

Необходимо ответить на 3 вопроса:

1) влечёт ли ограничение права защиту конституционной ценности или нет?

2) является ли ограничение права наименьшим из возможных ограничений для защиты

конституционных ценностей?

Ценность: обеспечение светского характера гос-ва

Запрет госслужащим исповедовать религию и Запрет на установление гос. религии и

обеспечение светского характера

образования в гос. и муниц. образ.

учреждениях

(это – наименьшее ограничение)

3) соразмерно ли ограничение права защищаемой конституционной ценности или нет?

Не наносит ли ограничение права больший вред, чем благо создаваемое реализацией

цели?

Ценность: обеспечение здоровья, прав и свобод др. людей

Какая санкция будет соразмерной за преступления против здоровья (например, за тяжкий вред) – смертная казнь или лишение свободы (ответ: лишение свободы)

III. Защита конституционных ценностей (ч. 3 ст. 55 Конституции)

В иных целях ограничение прав и свобод несоразмерным ограничением, а значит умалением прав или свободы, что в силу ч. 2 ст. 55 К. РФ не допускается

1. основы конституционного строя (глава 1 Конституции)

нормы, которыми руководствуется человек.

В качестве защищаемой нормы может быть только общественная

нравственность.

3. здоровье – правильная, нормальная деятельность организма человека, его полное физ. и

психическое благополучие.

4. права и законные интересы других лиц.

5. обеспечение обороны страны и безопасности государства

(к этому требованию также можно посмотреть Пост. КС от 03.10.2003 № 15-П п. 3 м.ч.)

ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

Правовые акты:

1. Европейская конвенция о гражданстве от 7.11.1997

2. ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (это основной акт)

3. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (это тоже нужный акт)

4. Постановление КС от 16.05.1998 № 12 –П «По делу гражданина Смирнова»

ГРАЖДАНСТВО –

1) как право человека (ч. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года)

2) как правовое состояние – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в

совокупности их взаимных прав и обязанностей

(ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ», легальное определение)

а) правовая связь – совокупность прав и обязанностей

б) устойчивость связи – бессрочность гражданства,

недопустимость гос-ву в одностороннем порядке лишить

своего гражданина данного статуса

в) взаимность прав и обязанностей

3) как конституционно-правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих

отношения гражданства

Структура:

а) субъекты, признанные гражданами РФ;

б) основания приобретения

в) основания прекращения

г) производство по делам о гражданстве

(органы, ведающие делами о гражданстве,

порядок приобретения и прекращения

гражданства, отмена решений по делам о

гражданстве, обжалование решений)

д) особо стоят вопросы о множественном

гражданстве (гражданство нескольких

государств, двойное гражданство)

4) как суверенное право гос-ва – правомочие гос-ва на установление особой правовой

связи со своим населением, обусловленной

учредительной властью народа проживающего на

соответствующей территории.

Данное право гос-ва направлено на создание особой группы людей, проживающих в конкретном гос-ве, исключительно обладающих определёнными правами и обязанностями (по формированию органов публичной власти, по несению публичной службы, по обеспечению безопасности государства)

Приобретение гражданства в порядке регистрации. Эти основания более льготные.

В порядке регистрации:

1. Лица, у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей является гражданином РФ;

2. Лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению в течении 5 лет по достижению 18-летнего возраст;

3. Дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства в течении 5 лет по достижению 18-летнего возраста.

ФЗ 182 Кто не признаётся гражданином РФ:

1. Паспорт был выдан лицу на основании сообщённых ему не настоящих данных;

2. Паспорт был оформлен на утраченном или похищенном бланке паспорта о ччём лицу было известно;

3. Лицо ранее как иностранец или апатрид, было выдано в иностранное государство для уголовного преследования или для исполнения приговора;

4. После первичного получения паспорта, лицо приобрело гражданство в порядке установленном ФЗ;

5. После первичного получения паспорта лицу был разрешён выход из гражданства на основании его добровольного волеизъявления;

6. После первичного получения паспорта лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ подтверждающий проживание в иностранном государстве, за исключением случаев, когда международным договором или ФЗ признаётся двоенное гражданство с этим государством.

1. Рассмотрение о признании гражданства не превышает 2 месяца, а приём гражданства не превышает 6 месяцев.

Основания отклонения заявление о приеме гражданства:

Отклоняются:

1. Если лица имеют огранчения на въезд в РФ, в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы РФ, депортации и реадмиссия, либо с принятием решения о нежелательности присутствия лица в РФ.

Основной закон Российской Федерации – Конституция. Она является гарантом прав и свобод личности. С самого рождения каждый человек имеет базовые права. По мере взросления их объем увеличивается. Но с ростом прав возникают и определенные обязанности в окружающем его обществе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Права и свободы гражданина дают ему возможность полноценно развиваться, трудиться, совершенствоваться. Государство гарантирует соблюдение прав и интересов своих граждан, при этом оно совершает все необходимые действия для их защиты.

Многие граждане считают, что никто не может ограничить их в правах. Но это не всегда верно. Существуют определенные ситуации, при которых может быть введено временное ограничение. При этом издается отдельный нормативный акт, который перечисляет те права, в отношении которых могут быть установлены ограничения.

Определение понятий

Под правами человека понимается воля общества, выражаемая коллективным мнением В обязанности государства входит обеспечение данной воли.

Институт гражданства в политологии определяет статус гражданина в его тесной связи с государством. Это означает, что государство должно оказывать содействие как в реализации прав, так и в защите их от ограничения.

Свободы имеют такое же значение, как права, но в данном случае основной акцент устанавливается на самостоятельный выбор человека. Это возможность гражданина добиваться своих целей, совершать действия для реализации своих интересов.

Классификация прав и свобод

В соответствии с нормами Конституцией все права и обязанности подразделяются на особые группы. Они охватывают все сферы человеческой жизни.

К таким группам относятся права, касающиеся:

  • политики;
  • права и свободы личного характера;
  • культурные;
  • социально-экономические.

Самыми основными всегда являлись личные права и свобода личности. Так как политическая направленность государства ориентируется на защиту прав граждан, именно личным правам уделяется наибольшее внимание.

В отличие от Российской Федерации, в Советском Союзе приоритетными были экономические права и стабильность страны.

Личные

Личные права гражданин приобретает с момента появления его на свет. Отобраны они быть не могут. Кроме того, обладание правами не зависит от национальности. Исчерпывающий перечень прав и свобод личности прописан в главе 2 Конституции.

К ним относятся:

Право на жизнь Эта норма заключается в том, что никто не имеет право безнаказанно лишать жизни другого человека. Она подтверждается статьями Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрено наказание за убийство. Именно на основании права на жизнь в России наложен мораторий на лишение жизни путем смертной казни.
Право на охрану и защиту чести и достоинства Эта норма основывается на том, что никто не может унижать или оскорблять человека. При этом это касается не только физических издевательств, но и устных высказываний, которые могут опорочить честь и достоинство гражданина.
Право на неприкосновенность Говорит о том, что никто не может лишить человека незаконно его имущества.
Свобода передвижения Они могут перемещаться без ограничений не только по территории своей страны, но и за ее пределами.

На законодательном уровне ограничение свободы предусматривается только в одном случае, если гражданином совершены противоправные действия.

Политические

Права политического характера относятся ко второму разряду, это возможности для людей принимать участие в политической жизни страны, а также оказывать влияние на управление обществом. Эта категория прав очень тесно связывает государство с индивидом.

Демократические государства стараются создать для своих граждан такие условия, при которых они могут наравне пользоваться как личными, так и правами политической и экономической направленности.

К политическим правам относятся:

  • свобода выражения своей мысли словом;
  • право на создание организаций для обеспечения защиты интересов граждан;
  • организация, согласование и участие в митингах, демонстрациях.

Основное политическое право – это возможность участия в управлении государством и обществом. В первую очередь это проявляется в избирательном праве, когда каждый гражданин отдает свой голос и формирует партии и управленческие структуры в стране.

Кроме того, любой гражданин может участвовать в конкурсах на замещение должностей в государственных службах или органах муниципалитета. Все имеют равный доступ к государственной службе.

Определенные права относятся к форме непосредственной демократии. Граждане имеют право создавать объединения, профсоюзы для защиты своих интересов. Собираться вместе без использования оружия, обращаться с письменными претензиями или предложениями в государственные и муниципальные органы.

Существует определенный разряд прав, которые могут быть применимы только к отдельным гражданам, а не к организациям, органам власти. Они необходимы для привлечения гражданина к управлению государством.

К таким правам относятся:

Свобода слова и средств массовой информации Каждый гражданин имеет право выражать свое мнение, Цензура находится под запретом. Введены наказания за нарушение свободы слова. Но при этом запрещены пропаганда расизма, превосходства по национальной принадлежности.
Право на получение и обработку информации Каждый гражданин может в свободном порядке изучать, получать и анализировать любой необходимый ему объем информации. Человека не могут ограничить в ознакомлении с законами, которые должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
Проводить публичные мероприятия могут только граждане России При этом они должны заранее предупредить органы власти о месте и времени проведения мероприятия.

Одним из основных политических прав можно назвать возможность уйти на альтернативную службу вместо военной. Часто это необходимо, если человек по своим религиозным убеждениям не может служить в рядах армии.

Экономические и социальные

Права экономического и социального блока являются неотъемлемой составляющей каждого социального государства. Именно благодаря им гарантируется обеспечение достойного уровня жизни граждан. Экономические права образуют особую основную группу.

Наиболее важными из них является право на частную собственность, включая . При этом государство обязуется охранять частную собственность. Отчуждение для нужд государства возможно только по решению суда. Очень в тесной связи право на частную собственность связано с правом оформления .

Конституцией РФ закрепляется право гражданина на труд и на . Со стороны государства наложен запрет на труд по принуждению, в стране проводятся мероприятия по защите граждан от безработицы. Кроме того, Конституцией признается право на проведение коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Права экономического звена находятся в тесной взаимосвязи с социальным блоком. Они призваны обеспечить необходимый комфортный уровень жизни граждан, их защищенность социального характера. К ним относится право граждан на медицинское обслуживание, пенсионные выплаты, право на отдых, защиту детства.

К правам социального блока причисляются:

Право на жилище Ни одного гражданин не имеют права лишить законного жилья. Но государство не берет на себя обязательство обеспечить всех жилым помещением. Со своей стороны оно создает возможность приобретения жилья.
Право на охрану здоровья Для реализации данного права разрабатываются федеральные программы, введено обязательное медицинское страхование, поощряется развитие частных клиник. Большое внимание уделяется привлечению населения к физической активности, занятием спортом.
Право на образование Предоставление гарантии на получение дошкольного и общего школьного образования. Несмотря на большое количество частных образовательных учреждений, государство устанавливает федеральные стандарты, по которым должны работать все школы, колледжи, институты и университеты.

Особую роль играет право на обеспечение социального характера. Оно гарантировано человеку в случае болезни, получения , . Размеры всех выплат и пособий устанавливаются государством.

Культурные

Духовное развитие человека напрямую зависит от реализации культурных прав. Они включают в себя получение образования, возможность участия в культурной деятельности страны, обеспечение свободы в творчестве. Интеллектуальная собственность как продукт охраняется государством по закону.

Нормы Конституции РФ

Статья 55 Конституции Российской Федерации говорит о том, что права и свободы, которые перечислены в законе, не должны отрицать общепринятые права человека. Это говорит о том, что общепринятые права для своего включения в конституционный статус не требуют принятия отдельного нормативного документа.

Конституция – это основной закон Российской Федерации. Остальные законы должны приниматься на основании норм, изложенных в ней. Соответственно, не могут быть приняты нормативные акты, которые ограничивают права и свободы населения.

В правах и свободах население страны может быть ограничено только в случае, если это нужно для обеспечения здоровья, безопасности жизни, защиты интересов и законных прав остальных граждан.

Основания для ограничения прав и свобод

Положение статьи 55 Конституции РФ гласит о том, что права личности не могут быть ограничены, но есть оговорка в статье 56, которая предполагает наличие исключений. В условиях чрезвычайного положения для защиты здоровья и жизни граждан федеральными законами могут устанавливаться отдельные ограничения. В нормативном акте обязательно должны быть прописаны сроки ограничения.

С 30 мая 2002 года в России вступил в силу Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении». В соответствии с нормативным актом под чрезвычайным положением понимается особый правовой режим в деятельности государственных органов, а также органов внутренних дел.

Федеральный Конституционный закон предусматривает введение такого положения только в определенных случаях.

Всего их два:

  • Если была произведена попытка свержения действующего строя насильственным способом, покушение на захват власти, организация беспорядков массового характера, которые стали причиной насильственных действия в отношении граждан, сюда же включаются акты террористической направленности.
  • Любые вооруженные массовые действия, которые представляют угрозу для граждан.
  • Техногенные и природные происшествия, эпидемии, стихийные бедствия, которые привели к массовой гибели людей. Необходимость проведения масштабных аварийно-спасательных работ.

Введение режима ЧС производится при помощи издания Указа Президента Российской Федерации. Срок действия режима чрезвычайного положения не должен быть больше чем 30 суток, в отдельных субъектах он может быть увеличен до 60 суток.

На время действия режима ЧС могут быть введены следующие ограничения:

  • частичное или полное приостановлении на территории введения режима полномочий местного самоуправления и органов государственной власти;
  • ограничение на возможность передвижения;
  • запрещение проведения массовых сборищ, забастовок;
  • приостановление деятельности политических партий и объединений;
  • ограничение на продажу оружия, боеприпасов или полный запрет на нее.

Федеральный конституционный закон предусматривает наказание для должностных лиц и сотрудников внутренних дел, которые нарушают гарантии прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения.

Что не подлежит притеснению

На вопрос о том, могут ли быть ограничены права и свободы человека в период чрезвычайных ситуаций, дает ответ пункт 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.

  • право на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность жилища;
  • право на изучение бумаг, которые касаются гражданина;
  • право на использование своего имущества для ведения предпринимательской деятельности;
  • получение квалификационной юридической помощи;
  • возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти.