Понятие, предмет и методы жилищного права. Жилищное право как отрасль права и учебная дисциплина

Меню статьи

1. Понятие жилищного права.

Понятие жилищного права употребляется в юридической литературе в двух смыслах – узком и широком.

В узком смысле жилищное право – это субъективное право конкретного человека на жилое помещение.

В широком смысле жилищное право — совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

Жилищное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих права физических и юридических лиц на жилые помещения, регулирующих порядок пользования жилыми помещениями и охраняющих права и законные интересы собственников, иных законных владельцев жилья.

Особо тесно жилищное право связано с гражданским. При рассмотрении вопроса соотношения гражданского и жилищного законодательства следует учесть несколько важных моментов: Конституция РФ разграничивает гражданское и жилищное законодательство. В частности, гражданское регулируется на федеральном уровне, т. е. только РФ (ст. 71), жилищное - ни уровне РФ и субъектов РФ (ст. 72).

Специфика жилищного права , в частности его предмета, метода и места в системе отраслей права предопределяется следующими обстоятельствами. Жилищное право нельзя отнести только к частному или только к публичному праву, поскольку оно включает нормы как частного права (преимущественно диспозитивного характера), так и пу­бличного права.

Нормы публичного права, как правило, императивны, т.е. их содержание не может быть изменено по воле участников правоотношений. Диспозитивные нормы, наоборот, содер­жат общее правило (общую модель) поведения участников и допускают возможность формирования ими иной моде­ли поведения, если это соответствует законодательству и (или) соглашению сторон.

Отрасли частного права регулируют отношения, обеспе­чивающие частные интересы отдельных лиц (граждан, юри­дических лиц и др.). Отрасли публичного права реализуют общий, публичный, общегосударственный интерес.

2. Место жилищного права в системе российского права.

В юридической литературе нет единого мнения относительно места жилищного права в российской системе права.

1)Жилищное право не самостоятельная отрасль, а подотрасль гражданского права или правовой институт.

2)Жилищное право – комплексная отрасль права, которая объединяет нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права, посвящённые либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильём.

3)Жилищное право – самостоятельная отрасль права.

Ст. 72 Конституции РФ называет жилищное законодательство самостоятельной отдельной отраслью законодательства. В нем и, соответственно, в жилищном праве, действует многоуровневый режим правового регулирования жилищных отношений: федеральный, региональный и местный. Поэтому жилищное право не вписывается в отношения, регулируемые гражданским правом, которое осуществляется только на федеральном уровне. Нахождение жилищного права в рамках гражданского сужает сферу его правового регулирования.

3. Предмет жилищного права.

Предметом регулирования жилищного права являются жилищные правоотношения. Под жилищными правоотношениями понимают отношения, возникающие по поводу жилища. В них можно выделить следующие виды отношений (п.1 ст.4 ЖК РФ):

а) отношения по возникновению, осуществлению, изменению, прекращению права владения, пользования. распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

б) отношения пользования жилыми помещениями частного жилищ­ного фонда;

в) отношения пользования общим имуществом собственником по­мещений;

г) отношения по отнесению помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

д) отношения учета жилищного фонда;

е) отношения содержания и ремонта жилых помещений;

ж) отношения переустройства и перепланировки жилых помещений;

з) отношения управления многоквартирными домами;

и) отношения создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

к) отношения по предоставлению коммунальных услуг;

л) отношения внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

м) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

4. Метод жилищного права. Его особенности.

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой сово­купность юридических средств, приемов, которые регулируют жи­лищные отношения.

Особенность метода жилищного права состоит в том, что жилищное право – комплексная отрасль права , поэтому его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых используются для регулирования жилищных правоотношений.

В отличие от строго диспозитивного метода гражданского права жилищное право построено на сочета­нии императивного и диспозитивного методов.

Императивный метод основан на принуждении, обязательных для исполнения указаниях, обязанностях, запретах. Это метод, направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного по­ведения субъектов. Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться про­живающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имею­щим жилую площадь менее установленной нормы на одного челове­ка. А если вышеперечисленные граждане отсутствуют, то вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется в общем поряд­ке по договору социального найма (ст. 59 ЖК РФ).

Диспозитивность - это метод автономии, дозволения, наделения субъектов инициативой. Так, согласно ч. 1 ст. 72 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе с письмен­ного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого по­мещения с другим нанимателем по договору социального найма, в том числе с проживающим в другом населенном пункте. Аналогичным образом в ч. 3 ст. 82 ЖК РФ изменение договора найма вследствие признания нанимателем другого члена семьи с некоторыми оговорка­ми предоставлено на рассмотрение всех членов семьи.

5.Принципы жилищного права.

Принципы права - это основные положения (осново­полагающие идеи), реализующиеся в форме и содержа­нии права. В переводе с латинского «принцип» означает основоположение, руководящую идею, основное правило поведения и т.п. Прежде всего принципы права содержат Конституция, а также законодательные акты. В ЖК РФ нет специальных статей, непосредственно посвященных принципам жилищного права. Однако соответствующие положения имеются (хотя и не называются принципами) в ст. 1 «Основные начала жилищного законодательства», ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жили­ще», ст. 3 «Неприкосновенность жилища и недопустимость «то произвольного лишения» и других статьях ЖК РФ.

В юридической литературе выделяют следующие прин­ципы права, которые имеют отношение и к жилищному праву. Общеправовые принципы:

1) справедливость (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2) демократизм (народовластие) (право должно выражать интересы большинства);

3) равенство права;

4) гуманизм (человеколюбие);

5) свобода субъектов права;

6) законность;

7) ответственность за вину;

8) взаимной ответственность государства и личности;

9) единство норм права;

10) реальность норм права.

Отраслевые принципы жилищного права

(принципы, которые присущи только жилищному праву, и в которых проявляется его сущность и значение для общества.

Неприкосновенность жилища. ( Ст. 25 КРФ, ст. 3 ЖК РФ.) Статья 25 Конституции РФ закреп­ляет неприкосновенность жилища в качестве основных гарантий прав и свобод граждан. Ст. 3 ЖК развивает данный принцип: «Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на закон­ных основаниях граждан. Проникновение в жилище без со­гласия проживающих в нем на законных основаниях граж­дан допускается в случаях и в порядке, которые предусмот­рены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных си­туациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых бес­порядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного харак­тера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в со­вершении преступлений, пресечения совершаемых преступ­лений или установления обстоятельств совершенного преступ­ления либо произошедшего несчастного случая» (см. п. 3 ст. 3).

Недопустимость произвольного лишения жилья. Закреплён в ч. 1 ст. 40 Конституции РФ. ЖК РФ предусмотрен только судебный порядок выселения из жилых помещений . Ни органы государственной власти, ни органы мес­тного самоуправления, ни какие-либо должностные лица не вправе осуществлять действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище.

Понятие «лишение права па жилище» относится к выселению граждан из жилых по­мещений. Основания и порядок выселения граждан из жи­лых помещений определяются законом.

Свобода выбора места жительства. Согласно ст. 27 Кон­ституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигать­ся, выбирать место пребывания и постоянного или времен­ного жительства в любой части страны. В обеспечении дан­ного принципа институт прописки был заменен на институт регистрации по месту жительства.

Доступность пользования жилищным фондом. Один из са­мих сложных принципов с точки зрения его реализации на практике, и в настоящее время, к сожалению, является декларативным. С одной стороны, каждый человек может получать в свое пользование и в собственность жилое помещение. С другой стороны, высокая стои­мость жилья, особенно в крупных городах, квартирной пла­ты и коммунальных услуг не всегда позволяет гражданам воспользоваться данным правом на практике. Однако следует отметить позитивное стремительное развитие рынка недвижимости в России в сторону строительства новых жилых площадей, организация кондоминиумов, ипотечного кредитования.

Целевое использование жилищного фонда. В ч. 1 ст. 17 ЖК подчеркивается, что жилое помещение, прежде всего, предназначено для проживания граждан (собственников и нани­мателей, членов их семей и др.). Жилое помещение может быть использовано не только для личного проживания, но и для проживания иных лиц: нанимателей и поднанимателей (на основании договора), временных жильцов (на возмездной основе). Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях граж­данами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жи­лых помещениях промышленных производств.

Равенство участников жилищных отношений. Участниками жилищных отношений являются не только граждане РФ, но и юридические лица (организации), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ). Следует отметить, что рaвенство участников жилищных отношений — общее правило, жилищное законодательство регулирует и иные отноше­ния, не предусматривающие юридическое равенство их участников. Например, отношения складываются между органами , осуществляющими учет нуждающихся в жилье граждан и предоставление им жилых помещений, и гражданами, желающими получить жилье на условиях договори социального найма (гл. 7 ЖК РФ).

Судебная защита жилищных прав. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

6.Источники жилищного права.

Источники отрасли права - это формы внешнего проявления проявления права (формального закрепления). Право­вые нормы как общеобязательные правила поведения не существуют обособленно. В основном они со­держатся в нормативных правовых актах. Данная форма проявления правовых норм свидетельствует о том, что установленное правило имеет обязательный характер и обеспечивается си­лой принуждения со стороны государства.

Все источники жилищного права в зависимо­сти от их значения и места в системе актов, содержащих нормы жилищного права, можно подразделить на три вида:

Конституция, конституции республик и уставы дру­гих субъектов РФ;

Жилищное законодательство. Ст. 5 ЖК РФ;

Иные правовые акты, не относящиеся к актам жилищного законодательства, но содержащие нормы жилищного права, например ГК РФ, в частности его гл. 18 «Право соб­ственности и другие вещные права на жилые помещения» (ст. 288-293) и 35 «Наем жилого помещения» (ст. 671-688).

Конституция является правовой базой для любой от­расли права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федера­ции, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). В Конституции содержатся нормы жилищного права, на­пример в ст. 40, в которой говорится о праве каждого чело­века и гражданина на жилище и недопустимости произволь­ного лишения жилища, и в ст. 25, в которой провозглашен принцип неприкосновенности жилища. Нормы указанных статей Конституции получили свое закрепление и развитие в ст. 2 и 3 ЖК РФ. Однако Конституция важна не только наличием отраслевых (жилищных) норм, но и содержанием других норм и положений, которые обязаны соблюдать ор­ганы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 2 ст. 15). В частности, в соответствии со ст. 72 (п. «к») Конституции жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов. Конституция предоставляет субъектам РФ право иметь собственное жилищное законодательство, определяя одно­временно пределы осуществления такой законодательной деятельности. Согласно ст. 72 Конституции субъекты РФ вправе издавать свои законы по предметам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут про­тиворечить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). До принятия федерального закона (или иного нормативного акта) республика, край, область или другой субъект РФ осуществляет законодательное ре­гулирование по соответствующему предмету совместного ведения путем принятия законов и иных нормативных пра­вовых актов на своем уровне. После принятия федерально­го закона законы и иные нормативные правовые акты субъ­ектов РФ приводятся в соответствие ним. Основной правовой массив жилищного пра­ва составляет жилищное законодательство, акты которого принимаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. 5 ЖК РФ). Касаясь иных правовых актов, содержащих нормы жи­лищного права, следует подчеркнуть, что источниками жи­лищного права, например, являются федеральные законы, принятые недавно в рамках Программы «Доступное жи­лье». В их число входят, например, следующие ФЗ: -от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; -от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом стро­ительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; -от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее - Закон о жилищных накопительных кооперативах). В Конституции (ч. 4 ст. 15) и ЖК РФ (ст. 9) говорится о приоритете норм международного права (международно-правовых актов) перед национальным законодательством. В международном праве содержится большое количество принципов и норм, признаваемых в основном всем между­народным сообществом. Под общепризнанными принципа­ми и нормами следует понимать принципы и нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. Необходимо отметить, что эти нормы и принципы должны быть признаны обязательными Российской Федерацией Постановления (решения) судебных органов в какой-то мере влияют на уровень правового регулирования жилищных отношений. Однако они являются правоприменительными органами, а не нормотворческими (правотворческими). Сама проблема (относить или не относить су­дебные акты к источникам права, в том числе жилищного) существует. Однако по данному вопросу хотелось бы об­ратить внимание на два обстоятельства: во-первых, судеб­ный акт, даже Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ, не отвечает всем формальным признакам норма­тивного правового акта. Правовой акт издается компетентным органом, принимается в определенном порядке, содер­жит нормы права - правила поведения общего характера, имеет установленную форму (закон, постановление и др.) и реквизиты (дату и номер), обладает юридической силой, вступает в силу в установленном порядке. Во-вторых, при­знание постановлений Конституционного Суда РФ и Вер­ховного Суда РФ в качестве источников права может при­вести к такой крайности, как признание источниками права актов (решений) других судов, в частности судов респу­блик, краев, областей и других территориальных единиц, т.е., по существу, к внедрению прецедентного права, что не характерно для российской правовой системы.

7. Действие жилищного права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Статья 6 ЖК РФ определяет особенности действия норм жилищного законодательства во времени. На жилищное законодательство распространяется общеправовой принцип - закон обратной не имеет. То есть нормы жилищного законодательства по общему правилу не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу.

Акты жилищного законодательства распространяют свою силу на отношения, возникшие до их введения в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этими актами.

Действие акта жилищного законодательства в жилищных отношениях, возникших до его введения в действие, может быть распространено на права и обязанности участников этих отношений, которые возникли уже после введения акта в действие. Иными словами, жилищное отношение до введения акта жилищного законодательства регулируется ранее действующими нормами, а после введения акта в действие - уже новыми нормами.

Акт жилищного законодательства распространяет свое действие на права и обязанности, возникшие из договоров, до введения его в действие, лишь в том случае, если в данном акте прямо предусмотрено, что он распространяется на права и обязанности, возникшие из ранее заключенных договоров. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» по общему правилу федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде рации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Вместе с тем дата введения в действие конкретного нормативного акта может быть указана в нем самом или в другом акте. Как следует из ст. 27 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», закон вступает в силу по истечении 3 месяцев после дня его официального опубликования, т. е, 1 апреля 2005 г. (ФЗ был опубликован 31 декабря 2004 г.); новый ЖК РФ введен в действие специальным законом (Вводным) с 1 марта 2005 г. Введение в действие указов Президента РФ и постановлении Правительства РФ осуществляется на основании Указа Президента РФ № 763 от 23.05.1996 г., в соответствии с которым указы и постановления подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их подписания в сборнике «Собрание законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете», за исключением актов (их отдельных пунктов), содержащих государственную тайну. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ вступают в силу одновременно на всей территории по истечении 7 дней после их опубликования (если иной не установлен указом). Введение в действие ведомственных актов осуществляется на основании Указа Президента РФ № 104 от 21.01.1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации». Ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 01.03.1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» не позднее 10 дней после их государственной регистрации, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, т. е. не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (на них нельзя ссылаться при разрешении споров). Прекращение действия правового акта происходит: с наступлением установленного в нем срока; в результате его прямой отмены; с принятием нового акта, отменяющего или изменяющего старый. По общему правилу предполагается обязательность применения источников жилищного права и соблюдения в границах территории, на которую распространяется власть органа, принявшего соответствующий акт, т. е. на территории либо всей Российской Федерации, либо субъекта РФ, муниципального образования. Федеральные законы и иные нормативные акты федерального значения действуют на всей территории РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы жилищного права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы жилищного права, действуют в пределах территории соответству­ющего муниципального образования. Точно так же действует жилищное законодательство и по кру­гу лиц. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Правила, установленные жилищным законодатель­ством, применяются и к отношениям с участием иностранных граж­дан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Ввиду специфического статуса данных субъектов жилищных отношений законодательно допускается установление случаев ограничения жилищных прав иностранных граждан, апатридов, бипатридов. Когда действие правового нормативного акта ограничивается определенной территорией Российской Федерации, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся ни данной территории.

8. Применение жилищного права по аналогии.

Статья 7 ЖК РФ регулирует особенности применения аналогии закона при наличии пробела в жилищном законодательстве. Ана­логия закона в жилищном законодательстве заключается в применении к неурегулированным отношениям жилищного законодатель­ства, регулирующего сходные общественные отношения. Для при­менения аналогии закона необходимо соблюдение следующих условий: жилищное отношение не урегулировано жилищным законодательством; жилищное отношение не урегулировано соглашением его участников; отсутствует норма гражданского или иного законодательства, прямо регулирующая данное жилищное отношение; применение к данному жилищному отношению норм жилищного законодательства, регулирующих сходные отношения, не противоречит существу жилищного отношения. Пункт 2 ст. 7 ЖК РФ устанавливает порядок применения в жилищном законодательстве аналогии права. Аналогия права применяется лишь в том случае, если невозможно применить аналогию закона, и заключается в том, что жилищные права и обязанности определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Понятие "жилищное право" употребляется в юридической литературе в двух смыслах, узком и широком. В узком смысле жилищное право - это субъективное право конкретного человека на жилое помещение, в широком смысле - это институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильем. Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название "жилищные отношения"

2. Метод жилищного права

Под методом жилищного права следует понимать способ регулирования жилищных правоотношений. Поскольку жилищное право в широком смысле является комплексным институтом, то у него нет самостоятельного метода регулирования: его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом и характерными для тех отраслей права, нормы которых могут присутствовать в жилищных правоотношениях.

Метод ЖП права - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Можно говорить о двух методах правового регулирование жилищных отношений:

1) диспозитивный – при соблюдении равноправия сторон, основан на дозволениях;

2) императивный – основан на предписаниях власти, выполнении обязанностей, наказаниях при нарушении запретов.

В тоже время, по критерию самостоятельности принятия решений субъектами жилищных правоотношений в данной отрасли права используется как метод автономии (предоставляется возможность самостоятельного определения поведения в отношениях сторон), так и авторитарный метод (использование властных правовых предписаний).

3. Основные принципы жилищного права

Система базовых идей, принципов, на основе которых строится подотрасль жилищного права:

1) неприкосновенность жилища. Этот принцип установлен в Конституции РФ и получил свое развитие в ст. 3 ЖК РФ. Он означает, что никто не может вторгаться в жилище без разрешения на то его владельца. Однако данный принцип ограничивается законодательно, например при проведении отдельных следственных действий;

2) недопустимость произвольного лишения жилья. Этот принцип означает, что закон жестко закрепляет все случаи, когда гражданин может быть выселен из жилого помещения, и выселение по иным, кроме законных, основаниям не допускается;

3) свобода выбора места жительства. Этот принцип заключается в том, что любое лицо может свободно проживать в любом месте на территории РФ;

4) доступность жилого фонда. Суть данного принципа – декларация того, что каждый гражданин может получить в пользование жилое помещение;

5) целевое использование жилого фонда. В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуально-предпринимательской деятельности допускается, если это не нарушает прав и интересов других граждан. Так, в жилых помещениях недопустимо размещать промышленные производства.

Употребляется в широком и узком смыслах.

  • В широком смысле под жилищным правом понимают комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность , регулирующих общественные отношения между субъектами жилищного права по владению, пользованию и распоряжению жилищным фондом, обеспечения его сохранности и использования по назначению.
  • В узком смысле жилищное право представляет собой субъективное право конкретного лица на жилое помещение.

Таким образом, жилищное право представляет собой совокупность правовых норм, которые:

  1. закрепляют возникающие по поводу жилых помещений права и обязанности субъектов жилищного права;
  2. регулируют порядок пользования жилыми помещениями;
  3. охраняют права и законные интересы собственников и иных законных владельцев жилых помещений.

Жилищное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому указанные выше общественные могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

Предмет жилищного права

Предмет жилищного права составляют регулируемые жилищным правом общественные отношения, складывающиеся по поводу жилых помещений и жилого фонда. В юридической литературе указанные общественные отношения получили название жилищных правоотношений.

Жилищные правоотношения являются комплексным понятием и охватывают различные виды общественных отношений, складывающихся по поводу:

  1. управления жилищным фондом и его использования;
  2. учёта , нуждающихся в жилых помещениях;
  3. предоставления жилых помещений гражданам;
  4. использования пригодных для проживания жилых помещений и т. д.

Перечень жилищных правоотношений

Перечень жилищных правоотношений закреплен законодателем в ст. 4 ЖК РФ.

Таким образом, жилищные отношения – это общественные отношения с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

  1. возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
  2. пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  3. пользования общим имуществом собственников помещений;
  4. отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;
  5. учета жилищного фонда;
  6. содержания и ремонта жилищного фонда;
  7. перепланировки и переустройства жилых помещений;
  8. управления многоквартирными домами;
  9. создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилых помещений, прав и обязанностей их членов;
  10. оказания коммунальных услуг;
  11. внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  12. контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Таким образом, жилищные правоотношения – это общественные отношения между субъектами жилищного права (гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями и жилищным фондом, а также вопросам обеспечения его сохранности и использования по назначению.

Специфика предмета и метода жилищного права

  • принадлежность указанной отрасли права к публичному и частному праву одновременно.

Ряд жилищных правоотношений носит гражданско-правовой характер и регулируется гражданским законодательством РФ. К данным отношениям можно отнести возникновение и прекращение права пользования жилым помещением, которые осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, коммерческого найма жилого помещения, дарения и т. д.). Некоторые же нормы жилищного права носят административный характер (например, учётная норма площади в жилом помещении).

Метод жилищного права

Метод правового регулирования – это основной способ, с помощью которого право воздействует на свой предмет.

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой совокупность юридических средств и приёмов, с помощью которых осуществляется регуляция жилищных правоотношений.

Специфика метода жилищного права в том, что он одновременно сочетает в себе черты двух методов:

  1. императивного (административно-правового);
  2. диспозитивного (гражданско-правового).

Императивный (административный) метод регулирования основан на принуждении, запрете, обязании и базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.Данный метод направлен на обеспечение строго обязательного поведения субъектов, предписанного государством.

Например, ст. 59 ЖК РФ содержит императивное регулирование. В указанной статье говорится, что освободившееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться про­живающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имею­щим жилую площадь менее установленной нормы на одного челове­ка. А если вышеперечисленные граждане отсутствуют, то вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется в общем поряд­ке по договору социального найма.

1. Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений (ст. 2 ЖК РСФСР).

В преамбуле Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" также говорится, что закон устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название "жилищные отношения".

В этой связи важное теоретическое и практическое значение имеет прежде всего выяснение вопроса о том, что такое "жилищные отношения" как предмет регулирования жилищного законодательства. В жилищных законах, как известно, не содержится определение понятия "жилищные отношения". В юридической литературе по вопросу о понятии "жилищные отношения" были высказаны разные мнения.

До принятия Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР) под "жилищными отношениями" (жилищными правоотношениями) обычно понимались только гражданско-правовые отношения по пользованию гражданами жилыми помещениями, эти отношения регулировались гражданским законодательством. Другие авторы считали, что жилищные отношения – это отношения, связанные с удовлетворением потребности в жилье, либо отношения, которые складываются в процессе удовлетворения гражданами своих жилищных потребностей. При этом некоторые считали, что жилищные отношения – это отношения по предоставлению гражданам жилищ и права пользования жилыми помещениями.

Было высказано также мнение, что жилищные законы регулируют как собственно жилищные, так и примыкающие к ним в реальной действительности иные имущественные отношения, не являющиеся жилищными.

После кодификации жилищного законодательства и принятия в 1983 г. ЖК РСФСР понятие "жилищные отношения", употребленное в Кодексе и других жилищных законах, обычно рассматривается в более широком смысле, как общее, собирательное понятие, охватывающее все виды жилищных отношений*.

* См.: Вишневская И. В. Советское жилищное право. Изд-во Ростовского университета. 1986. С. 32;Литовкин В. Н. Жилищное право, жилищное законодательство – соотношение с гражданским правом// Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М., 1995. С. 62.

По смыслу закона "жилищные отношения" – это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по пользованию жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по управлению и эксплуатации жилищного фонда и др.

Необходимость выработки такого понятия обусловлена прежде всего потребностью в комплексном подходе к решению жилищных вопросов в условиях существенного изменения и усложнения характера задач в области обеспечения граждан жильем. Это позволяет решать в комплексе и во взаимосвязи вопросы использования и сохранности жилищного фонда и вопросы обеспечения жилищных прав граждан*.

* Ю. К. Толстой замечает, что "... понятие "жилищные отношения" является собирательным. На это следует обратить внимание, поскольку в обыденном сознании жилищные отношения ассоциируются с отношениями по использованию уже полученного или приобретенного жилья." (Толстой Ю .К. Жилищное право., М., 1996. С. 25). Понятие "жилищные отношения" имеет в жилищном законодательстве примерно такое же значение, как, например, понятие "водные отношения" в водном законодательстве, понятие "лесные отношения" – в лесном законодательстве, где эти понятия охватывают совокупность разных по юридической природе общественных отношений, регулируемых соответственно водным и лесным законодательством.

Провозглашение в Конституции РФ (ст. 40) права на жилище обусловило выделение всех отношений, возникающих по поводу жилого помещения, его пользования и эксплуатации, в самостоятельную группу жилищных отношений, а регулирующих эти отношения правовых актов – в самостоятельную комплексную отрасль – жилищное законодательство.

Общественные отношения, которые по принятой Жилищным кодексом терминологии являются "жилищными", имеют ту характерную особенность, что они складываются, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда, предназначенное для проживания. Наличием такого специфического объекта регулирования общественных отношений жилищное законодательство четко отличается от других отраслей законодательства и права*. "Ни один другой институт гражданского права в частности и ни один другой институт или иная отрасль... права не знает такого объекта регулируемых общественных отношений"**.

* Основы советского жилищного законодательства. С. 20.

Литовкин В. Н. замечает: "Объект отношений – вот целесообразный дополнительный систематизирующий критерий, которым следует руководствоваться, чтобы отграничить жилищное законодательство от смежных отраслей системы законодательства"(Литовкин В. Н. Указ. соч. С. 55).

  • ** Как замечает Ю. К. Толстой, "действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие "жилищные отношения"... Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм...". (Толстой Ю. К. Жилищное право. М., 1996. С. 25).
  • 2. Понятие "жилищные отношения" охватывает весьма широкий круг общественных отношений.

Прежде всего это отношения, связанные с пользованием жилищем. Эти жилищные отношения являются главным предметом жилищного законодательства.

В круг общественных отношений, которые являются предметом жилищного законодательства (жилищного права), входят отношения, складывающиеся по поводу управления жилищным фондом, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; владения и ограниченного распоряжения жилыми помещениями, предоставленными гражданам – нанимателям и членам их семей для проживания за плату; отношения по поводу эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилых домов и жилых помещений и др. Жилищными законами регулируются также некоторые другие отношения (которые в ЖК РСФСР отнесены к "жилищным"), складывающиеся в жилищной сфере по поводу жилищ*,– отношения по поводу собственности на жилище, земельные, кредитные и др.

* См., например: БасинЕ. В. и др. Современная жилищная политика. Комментарий к Закону "Об основах федеральной жилищной политики". М., 1993. С. 8. По мнению В. Н. Литовкина, "собственно жилищные отношения– отношения владения и пользования чужим имуществом, принадлежащим кому-либо другому на праве собственности (вещном праве)". "Отношения, возникающие из потребления собственного жилища" им выводятся за границы жилищных отношений, поскольку владение и пользование жилищем его собственником составляло всего лишь часть его вещных правомочий (см.:Литовкин В. Н. Указ соч. С. 57).

"Жилищные отношения", несмотря на их широкое содержание, не включают некоторые отношения, связанные с реализацией жилищных потребностей граждан.

Закон не относит к жилищным отношения, связанные со строительством жилых домов. Последние (отношения по строительству) согласно ч. 2 ст. 3 ЖК РСФСР регулируются соответствующим законодательством. Такое решение вызывает определенное сомнение.

В Законе об основах федеральной жилищной политики устанавливаются правила, касающиеся всех частей жилищной сферы (области), которую затрагивает жилищная политика, в том числе "строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт" (см. ст. 1 Закона). Отсюда, несомненно, следует один вывод: жилищные отношения образуют общую группу вместе со строительно-жилищными отношениями [организация и деятельность жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), "незавершенное жилищное строительство" и др.], которые обычно выступают в качестве предпосылки возникновения жилищных отношений, поэтому между этими двумя видами отношений нередко трудно провести четкую границу; они образуют "жилищные отношения" в широком смысле.

Жилищные отношения тесно связаны с отношениями собственности на жилой дом, квартиру, находятся с ними в особой связи: право собственности выступает в качестве основания возникновения и существования жилищных отношений.

Жилищные отношения неоднородны*. Большинство этих отношений – имущественные. Они складываются по поводу объектов, имеющих экономическую ценность: квартир, жилых домов, жилищных фондов и др.

* "Жилищное законодательство, – пишет Ю. К. Толстой, – регулирует, с одной стороны, организационные отношения, которые складываются на началах власти и подчинения (например, по управлению жилищным фондом, по учету нуждающихся в жилье граждан и распределению жилых помещений), а с другой, – отношения, которые складываются на началах равенства их участников..." (Толстой Ю. К., Указ. соч. С. 25).

Жилые дома, жилищные фонды в целом относятся к группе непроизводственных основных фондов. Они непосредственно не участвуют в процессе производства, а предназначены для проживания граждан. В соответствии с этим для жилищных отношений характерно то, что они складываются в основном в сфере общественного распределения и потребления (пользования).

  • 3. Жилищные отношения можно разделить на следующие основные группы:
  • 1) Отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям (иному договору, членству в жилищном кооперативе (ЖК) и др.). Жилищные отношения пользования жилыми помещениями – сердцевина жилищных отношений вообще, поскольку именно в них реализуется конкретная потребность гражданина в жилом помещении.

Отношения пользования жилым помещением неоднородны, их можно условно подразделить на несколько групп:

  • – отношения, возникающие в связи с предоставлением жилого помещения нанимателю для проживания на основании договора найма;
  • – отношения пользования жилым помещением на основе членства в ЖК или ЖСК;
  • – отношения по поднайму жилого помещения и др.

Жилищные отношения пользования жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера.

Отношения, возникающие по пользованию жилыми помещениями на основании договора найма, подразделяются на две группы: а) отношения найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования (социальный наем) и б) отношения найма жилых помещений в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем). Раньше этот вид договора найма именовался обычно договором аренды жилого помещения (ст. 17 Закона об основах жилищной политики). Однако новый Гражданский кодекс не воспринял понятия "договор аренды" применительно к институту найма жилых помещений.

Для заключения договора коммерческого найма достаточно лишь достижения между сторонами договоренности по всем существенным условиям договора.

Отношения по пользованию жилыми помещениями неоднородны по кругу их участников и объектов, по поводу которых они возникают. В большинстве случаев эти отношения складываются между государственными и другими жилищно-эксплуатационными организациями (а при их отсутствии – соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями), в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые дома (жилые помещения), и гражданами, которым предоставлены жилые помещения.

В качестве нанимателя жилого помещения может выступать только гражданин, а не организация. При этом права и обязанности на основании договора найма жилого помещения возникают не только у нанимателя, но и наравне с нанимателем у совместно проживающих с ним членов семьи. Наниматель и члены его семьи, проживающие в предоставленном по договору помещении, в равной мере наделены правами пользования помещением и несут все обязанности по договору, хотя формально стороной в договоре является лишь один из членов семьи*.

* См.: Аскназий С. И., Брауде И. Л., Пергамент А. И. Жилищное право. М., 1956. (Далее – Аскназий С. И. и др. Указ. соч.). С. 90.

В домах ЖК (ЖСК) отношения по пользованию жилыми помещениями складываются между жилищно-строительными кооперативами, с одной стороны, и членами ЖК (ЖСК), а также членами их семей – с другой; в индивидуальном жилищном фонде – между гражданами.

Отмеченной выше особенностью жилищные отношения отличаются от отношений имущественного найма (аренды), в которых нанимателем может быть как гражданин, так и организация.

Одной из особенностей отношений пользования жилищем является то, что они носят, по общему правилу, длящийся, стабильный характер. Закон предусматривает ряд важных положений, направленных на дальнейшее повышение устойчивости, стабильности жилищных отношений найма жилых помещений, в которых удовлетворяется, как правило, не временная, а постоянная потребность в том или ином жилище.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) жилые помещения предназначены для проживания граждан – собственников жилья, нанимателей и членов их семей, а также сдачи этих помещений их собственниками для проживания других лиц на основе договора (ст. 288 ГК РФ). Таким договором является договор найма жилого помещения. Почти для всех этих отношений характерен гражданско-правовой метод регулирования. Вместе с тем правовой режим предоставления в пользование жилых помещений находится под явным воздействием норм административно-правового характера (наличие ордера на жилье, бронирование жилых помещений и др.).

Следует отметить наличие некоторых особенностей в природе отношений по пользованию жилыми помещениями, перешедшими в собственность граждан в результате их приватизации. С одной стороны, граждане в результате приватизации становятся собственниками жилых помещений, вправе вступать в любые гражданско-правовые отношения, касающиеся данного жилого помещения: заключать договоры купли-продажи, мены, дарения, сдавать внаем, отдавать в залог, завещать и т. д. С другой стороны, отношения по пользованию приватизированными жилыми помещениями сохраняют во многом черты сходства с жилищными отношениями по пользованию гражданами жилыми помещениями на основании договора найма. Например, оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, определенным для обслуживания государственного и муниципального жилищных фондов (ст. 22 Закона о приватизации жилищного фонда). В переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия, что и для нанимателя жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов*.

* Пункт 4 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Эти и другие особенности пользования приватизированными квартирами позволяют рассматривать отношения по пользованию ими в качестве разновидности жилищных отношений и включать их в, круг отношений, регулируемых жилищным законодательством, а в определенных пределах – гражданским законодательством.

2) Жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями (по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлению жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов; домах ЖК или ЖСК и др.). Субъектами этих отношений, с одной стороны, являются граждане, которые обращаются с просьбой о предоставлении им жилого помещения в порядке улучшения их жилищных условий, а с другой – государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которые правомочны решать вопросы о предоставлении жилых помещений как собственники или уполномоченные на то организации, а также общественные (профсоюзные) организации.

Жилищные отношения этого вида регулируются главным образом нормами административно-правового характера, а в некоторых случаях (например, при предоставлении жилого помещения члену ЖК или ЖСК) – гражданско-правового характера. Отношения по предоставлению гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и в домах ЖСК (ЖК) имеют своей основной социальной функцией обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с установленным порядком распределения жилья в целях удовлетворения их потребности в жилище.

  • 3) Особую группу составляют жилищные отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, общежитиями, другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами), так как пользование этими объектами не имеет цели постоянного проживания граждан в них, а подчинено иным целям – проживания по месту работы или вблизи него; временного проживания в связи с учебой, работой, ремонтом квартиры и т. п.
  • 4) Жилищные отношения, возникающие в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилищного найма. Жилищные отношения этого вида носят в основном характер управленческих решений и поэтому регламентируются нормами административного, финансового, налогового, земельного права. Вместе с тем часть этих отношений, связанных с ремонтом жилых помещений, может регулироваться нормами гражданско-правового характера.

Система отношений по управлению жилищным фондом включает: а) отношения по государственному управлению в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда; б) отношения по непосредственному управлению отдельными объектами жилищного фонда, осуществляемому министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами и организациями, которым принадлежат соответствующие жилищные фонды, а также образуемыми (создаваемыми) ими органами управления и специальными жилищно-эксплуатационными организациями предприятий, учреждений и организаций; в) отношения по государственному учету жилищного фонда и государственному контролю за его использованием и сохранностью.

Особую группу жилищных отношений образуют отношения по эксплуатации, обеспечению сохранности жилищного фонда. Они неоднородны и складываются в связи с эксплуатацией жилищного фонда, его ремонтом, в том числе материально-техническим обеспечением и финансированием затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.

Отдельную группу "управленческих" жилищных отношений образуют отношения, связанные с передачей жилых домов одним органом управления другому, с исключением жилых домов из состава жилищного фонда, с приватизацией жилых помещений и др. В этих случаях соответствующие государственные и общественные органы управления выступают либо в качестве субъектов имущественных прав, либо как носители государственно-властных полномочий по управлению объектами жилищного фонда.

К этой группе примыкают отношения, возникающие в сфере хозяйственно-технической деятельности жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных служб. Эти отношения регулируются в основном нормами административно-правового характера, а некоторые из них –нормами гражданско-правового и финансово-правового характера.

5) Отношения, возникающие в связи со строительством и приобретением в собственность жилого дома или части его.

Отношения, связанные со строительством дома, регламентируются главным образом нормами административно-правового характера, земельного права и отчасти гражданского права. Отношения по приобретению жилого дома (покупка, мена, дарение, наследование и др.) регламентируются нормами гражданско-правового характера, которые дополняются нормами административного законодательства (например, государственная регистрация недвижимости).

6) С жилищными отношениями тесно взаимодействуют многие другие отношения, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием граждан ("коммунальные отношения"): по обеспечению жилых домов и жилых помещений водой, отоплением, электроэнергией, газом, средствами санитарной очистки и др. Жилищное законодательство регулирует лишь некоторые стороны этих отношений, которые возникают в непосредственной связи с пользованием жилыми помещениями. Например, в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов к обязанностям наймодателя относится обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования домов и жилых помещений, в том числе снабжение водой, отоплением, средствами канализации, а к обязанностям нанимателей – оплата этих коммунальных услуг наряду с оплатой жилья. Эти обязательства входят в состав жилищных отношений в широком смысле.

В других случаях, например, при пользовании электроэнергией, газом, телефоном отношения принимают более сложный характер: в состав их участников наряду с наймодателем и нанимателем входит также соответствующая специализированная организация; каждый из участников несет определенные обязанности перед другими.

Основные понятия

Жилищное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между субъектами жилищного права по поводу жилья.

Комплексная отрасль – отрасль, включающая в себя совокупность норм различных отраслей права, например, конституционного, гражданского, административного, уголовного.

Жилищные отношения – общественные отношения, регулируемые жилищным законодательством.

Жилищные права – права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Принципы жилищного права – это основополагающие начала, на которых базируется вся отрасль жилищного права и на основе которых осуществляются жилищные правоотношения.

Метод жилищного права – это основной способ, с помощью которого жилищное право воздействует на свой предмет. Метод жилищного права объединяет гражданско-правовой и административный методы (в зависимости от регулируемых правоотношений).

Предмет жилищного права – общественные отношения, складывающиеся по поводу жилья (перечень жилищных отношений приведен в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

Субъекты (участники) жилищных отношений – граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Современный подход к определению жилищного права в российской правовой системе неоднозначен. В настоящее время можно выделить две основные точки зрения: жилищное право – составная часть гражданского права; жилищное право – самостоятельная отрасль права.

Если рассматривать жилищное право как составную часть гражданского права, то нужно отметить, что не все правоотношения, указанные в ст. 4 ЖК РФ как жилищные отношения, основываются на принципах гражданского права. Кроме того, в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в отличие от гражданского, поэтому рассматривать жилищное право лишь как составляющую гражданского права было бы неверно.

Формированию жилищного права как самостоятельной отрасли во многом способствовало провозглашение в Конституции РФ права на жилище (ст. 40). Жилищное право на современном этапе развития фактически сформировалось в самостоятельную отрасль российского права. Однако следует учитывать, что данная отрасль является комплексной, поскольку включает в себя различные виды правоотношений, объединенные одним общим признаком – данные правоотношения всегда связаны с жилым помещением. Жилищное право как комплексная отрасль имеет свою систему: правовые институты (право собственности и другие вещные права на жилые помещения; жилищные и жилищно-строительные кооперативы; товарищество собственников жилья и др.), субинституты (общее имущества собственников помещений в многоквартирном доме; создание и деятельность товариществ собственников жилья и т. д.), правовые нормы , которыми регулируются соответствующие группы однородных жилищных отношений.

Жилищные правоотношения составляют предмет жилищного права. ЖК РФ впервые приводит перечень общественных отношений, регулируемых жилищным законодательством (ст. 4). К жилищным отношениям относятся отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу нежилых и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

7) перепланировки и переустройства жилых помещений;

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилищные правоотношения неоднородны по предмету регулирования, субъектному составу, а также по методу регулирования. Большинство жилищных правоотношений регулируется гражданско-правовым методом и характеризуется равенством участников таких отношений (п. 1–3, 6, 8-11). Отдельные правоотношения являются отношениями смешанного типа – формально закрепляется юридическое равенство сторон, однако участники могут осуществлять свои права только в соответствии с жестким предписанием законодательства (п. 4, 7). Третий вид правоотношений характеризуется императивным методом регулирования и наличием властных полномочий у субъекта (п. 5, 12). Таким образом, жилищное право регулирует неоднородную группу правоотношений, возникающих в связи с осуществлением жилищных прав и обязанностей субъектами жилищного права.

В качестве субъектов (участников) отношений, регулируемых жилищным законодательством, могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования. При этом следует учитывать, что под гражданами понимаются как российские граждане, так и иностранные, а также лица без гражданства. Однако в отдельных жилищных правоотношениях могут участвовать только граждане Российской Федерации. Такие ограничения могут быть предусмотрены как ЖК РФ, так и иными федеральными законами. Например, по общему правилу нанимателями по договору социального найма жилого помещения могут быть только граждане Российской Федерации (ст. 49 ЖК РФ). Иностранным гражданам, как правило, не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159 ЖК РФ). В качестве юридических лиц могут выступать как российские, так и иностранные юридические лица.

В ст. 10 ЖК РФ определены основания возникновения жилищных прав и обязанностей. Такие права и обязанности могут быть предусмотрены как самим Кодексом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ЖК РФ выделяет шесть оснований возникновения жилищных прав и обязанностей:

1) договоры и иные сделки, предусмотренные федеральным законом, а также не предусмотренные федеральным законом, но не противоречащие ему;

2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) судебные решения, установившие жилищные права и обязанности;

4) приобретение в собственность жилого помещения по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) членство в жилищных и жилищно-строительных кооперативах;

6) действия (бездействие) участников жилищных отношений или наступление событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Кроме того, жилищные права и обязанности могут возникать из действий участников жилищных отношений, которые не предусмотрены непосредственно указанными правовыми актами, но тем не менее порождают жилищные права и обязанности. Так, например, завещательный отказ, установленный наследодателем в отношении права пользования жилым помещением, является основанием для возникновения жилищного права у отказополучателя и соответственно обязанностей по предоставлению жилого помещения в пользование – у собственника жилого помещения.

Законодатель определяет жилищные права как права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а жилищные отношения - как общественные отношения, регулируемые жилищным законодательством.

В качестве основных жилищных прав можно выделить:

Право на жилище;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на безопасность жилища;

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства;

Право на пользование жилым помещением в соответствии с его назначением;

Право на реализацию жилищных прав в соответствии с законодательством;

Право на судебную защиту нарушенных жилищных прав.

Практически каждое из приведенных прав можно конкретизировать, дополнив новыми правомочиями. Так, например, в праве на жилище можно выделить следующие составляющие:

Право на получение жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

Право на приобретение жилого помещения в собственность путем заключения гражданско-правовых сделок (дарение, купля-прода-жа, мена);

Право на предоставление служебного жилого помещения (иных жилых помещений из специализированного фонда);

Право на вступление в специализированные жилищные кооперативы;

Недопустимость произвольного лишения жилого помещения и др.

Ограничение жилищных прав возможно только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким образом, жилищное право представляет собой комплексную правовую отрасль российского права, регулирующую отношения, вытекающие из жилищных прав, с помощью гражданско-правового (диспозитивного) и административного (императивного) методов правового регулирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

Из книги автора

Основные понятия Жилищное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между субъектами жилищного права по поводу жилья.Комплексная отрасль – отрасль, включающая в себя совокупность норм

Из книги автора

Основные понятия Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.Частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам.Государственный жилищный

Из книги автора

Основные понятия Жилое помещение – это помещение, обладающее признаками обособленности, недвижимости и пригодное для постоянного проживания.Жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования,

Из книги автора

Основные понятия Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые. Перевод жилого помещения в нежилое не допускается, если: 1) доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, служащих проходом к жилым помещениям; 2) отсутствует техническая

Из книги автора

Основные понятия Переустройство – установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.Перепланировка – изменение конфигурации

Из книги автора

Основные понятия Собственник жилого помещения – лицо, осуществляющее права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.Момент возникновения права

Из книги автора

Основные понятия Общее имущество собственников в многоквартирном доме – имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме (как жилых, так и нежилых): 1) помещения в этом доме, не являющиеся частями

Из книги автора

Основные понятия Малоимущие граждане – граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества,

Из книги автора

Основные понятия Договор социального найма – договор, по которому одна сторона – собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного

Из книги автора

Основные понятия Специализированный жилищный фонд – жилищный фонд, включающий в себя жилые помещения, предоставляемые гражданам в связи с их трудовой, учебной или служебной деятельностью либо социальным положением.Договор найма специализированного жилого помещения

Из книги автора

Основные понятия Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в

Из книги автора

Основные понятия Товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) – это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения

Из книги автора

Основные понятия Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги – обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – имеющие целевое

Из книги автора

Основные понятия Управление многоквартирным домом – обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление