К принципам ведения финансовой деятельности относятся. Принципы финансовой деятельности государства

Задача №1. Что означает принцип федерализма в финансовой деятельности государства? В каких актах данный принцип находит свое законодательное закрепление

принцип федерализм финансовый государственный

Федерация и субъекты федерации - это равноправные партнеры. Субъекты федерации, утрачивая при вхождении в федерацию свой государственный суверенитет, сохраняют статус национально-государственных образований. Как результат: не государство наделяет их полномочиями, а они, создавая новое государственное образование, определяют как его, так и собственные предметы ведения. Содержание второго отличия федераций от унитарных государств состоит в ограничениях, не позволяющих признать субъектом федерации любую пожелавшую того страну либо регион. Субъектом федерации признается только экономически самодостаточный партнер. Это означает, что он должен быть способен обеспечить каждодневные потребности своего населения, содержать государственный аппарат, отвечать по обязательствам и т.п. за счет собственных ресурсов. Иные, неспособные реализовать данный принцип территориальные образования получают статус автономий, ассоциированных членов и проч. Два названных отличия федераций от унитарных государств порождают систему, позволяющую говорить о формировании внутри федераций особой системы общественных отношений - федеративных отношений. Основополагающими элементами данной системы выступают:

  • 1. межбюджетные отношения,
  • 2. отношения собственности,
  • 3. система государственного территориального управления.

Под принципами федерализма понимаются исходные концептуальные положения теории федерализма и федеративного государственно-территориального устройства, которые интегрируют в себе идеальные представления и нормативные предписания об организации и функционировании системы государственно-правовых отношений на общегосударственном и региональном уровнях в их взаимодействии и сбалансированности интересов. Они охватывают определенные свойства федерализма, обусловливая вид федерации, ее структуру, характер взаимоотношений между совокупным государством и его частями, основы разграничения компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти, а также определяют сущность и содержание федеративного государственно-территориального устройства. В российской и германской конституционно-правовой теории и практике нет единого подхода к системе принципов федерализма.

Принципы формирования федеративных отношений в РФ выступают фундаментом федеративного устройства России. Принцип равноправия и самоопределения народов в России отражает многонациональный характер РФ. Нации (народы), проживающие на территории России, наделяются одинаковым объемом прав и обязанностей и им предоставляется право самоопределиться в территориальном образовании, выступающем в качестве составной части РФ. Принцип добровольного объединения территориальных образований на конституционной основе говорит о статусе России как конституционной федерации. Конституционная (недоговорная) природа федерации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, Россия как суверенное федеративное государство существовала на момент подписания Федеративного договора; во-вторых, Федеративный договор не признан составной частью Конституции РФ и в случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют положения Основного закона; в-третьих, Федеративный договор имеет своим назначением разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в-четвертых, российский многонациональный народ самоопределился в федеративное государство путем принятия Конституции РФ, которая устанавливает основы конституционного строя государства, правовой статус личности, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти и местное самоуправление.

Принцип организации федерализма в РФ на основе территориального и национально-территориального признаков свидетельствует о том, что российское государство образуют две группы субъектов: национально-территориальные (республики, автономная область и автономные округа) и территориальные (края, области и города федерального значения) образования. В работе делается вывод о целесообразности сохранения в ближайшее время существующего подхода к построению РФ. Принцип признания государственного суверенитета РФ предопределяет верховенство России (в решении своих внутренних дел) и ее независимость (во внешних сношениях). Свойства верховенства и независимости исключают существование двух уровней суверенных властей и не допускают суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Проявлением государственного суверенитета РФ является признание государственно- правового приоритета России над ее составными частями, который имеет несколько проявлений. Во-первых, в провозглашении верховенства федерального права над правом субъектов РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ); во-вторых, в ограничении организации региональных органов государственной власти основами конституционного строя (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ); в-третьих, в разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами (ст. 71-73 Конституции РФ).

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой:

  • 1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
  • 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта финансовых взаимоотношений, от условий аккумуляции и использования денежных средств и т. д. В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления и введения налогов, с помощью которого изымаются в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Другим методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В литературе их принято называть "социальными" налогами. Также к методам собирания денежных средств относится метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д. Данный метод применяется при осуществлении финансовой деятельности и хозяйствующими субъектами.

При распределении, использовании государственных фондов денежных средств, а также средств местного бюджета применяются два важнейших метода: метод финансирования и метод кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств, как правило, на условиях возмездности (платности) и возвратности. Метод финансирования применяется в отношении государственных и местных (основанных на муниципальной собственности) организаций; метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных, негосударственных, организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название "финансовая система".

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные органы государственного управления:

  • 1. Министерство финансов Российской Федерации и соответствующие органы субъектов РФ;
  • 2. Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • 3. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Особое место среди специальных органов государственного управления, созданных для осуществления финансовой деятельности, занимает Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Задача №2. Д. является главой фирмы "Нормидокс", зарегистрированной и расположенной в иностранном государстве, не имеет гражданства РФ. В целях налаживания контактов с российскими организациями. Д. подал запрос на разрешение въезда и проживание в РФ на срок 6 месяцев. По сведениям правоохранительных органов Д. имеет связи с международными террористическими организациями, оказывает финансовую помощь за счет прибыли компании, им возглавляемой. На основании этого Федеральная служба по финансовому мониторингу приняла решение о нежелательности пребывания данного гражданина на территории РФ, в связи с чем Д. было отказано в предоставление визы на проживание в РФ.

Обоснованы ли действия Федеральной службы по финансовому мониторингу

Вправе ли указанная служба запрашивать органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве?

Перечислите правовые акты (с указанием названия, №, даты принятия, даты последних изменений), регулирующие порядок предоставления информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и назовите источники их опубликования.

  • 1. Действия федеральной службы по финансовому мониторингу обоснованы.
  • 2. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Свою деятельность Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за операциями (сделками) с денежными средствами и имуществом, выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

Она имеет право проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, разрабатывать и утверждать методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий.

Федеральная служба по финансовому мониторингу имеет право запрашивать органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве.

3. Пункт 5.6. Постановления Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу". Текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 28.06.2004, N 26, ст. 2676, "Российская газета", N 136, 29.06.2004.

Постановление от 17.04.2002 № 245 "Об утверждении положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом". Текст документа опубликован: "Собрание законодательства РФ", 22.04.2002, N 16, ст. 1572,"Российская газета", N 74, 24.04.2002.

Постановление Правительства РФ от 14.06.2002 N 425 (ред. от 24.10.2005) "Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 111, 22.06.2002, "Собрание законодательства РФ", 24.06.2002, N 25, ст. 2457.

Задача №3. Областная Дума С-ской области приняла Закон "О введении налога на пользователей мобильных телефонов". Данный закон предусматривает уплату налога с владельцев мобильных телефонов в размере 0,1 % стоимости мобильного телефона ежемесячно и направление полученных средств на выплаты социально не обеспеченным слоям населения. Гражданин П, владелец магазина, реализующего мобильные телефоны, обратился в арбитражный суд с иском о признании нормативного акта Областной Думы недействительным.

Какое решение должен принять суд

Обращаясь в суд с заявлением о признании нормативного акта недействительным, гражданин стремится защитить прежде всего личные права и интересы, но их следует понимать достаточно широко. Решение по таким делам всегда направлено на защиту не только частного интереса заявителя, но и публичного интереса, поскольку нормативный акт касается неопределенного круга лиц и рассчитан на многократное применение. От качества нормативных актов зависит уровень законности и правопорядка, и в этом также заключается интерес гражданина, обратившегося в суд. Такая особенность дел данной категории не всегда учитывается в судебной практике.

Основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Под охраняемым законом интересом обычно понимается юридический интерес. Несоответствие акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия; привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами, и др. нарушения. При этом необходимо наличие факта нарушения незаконным актом (действием, бездействием) прав и интересов лица, обратившегося за защитой к суду.

Под подающим иск можно понимать как лицо, которому акт адресован, так и иных лиц, если акт нарушает их права и интересы. С заявлением о признании недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления, кроме лиц, права которых нарушены, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, когда соответствующим актом нарушены государственные или общественные интересы. Статья 12 ГК РФ развивает конституционную норму, предоставляет суду право признавать не соответствующие закону управленческие акты недействительными.

Дела об оспаривании действительности нормативно-правовых актов рассматриваются в соответствии с ГПК РФ.

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

  • 1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
  • 2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
  • 3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

  • 1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

В случае, рассматриваемом в данной ситуации, суд должен принять решение о запрете данного нормативно-правового акта по причине несоответствия его номам ГК РФ и НК РФ.

Задача №4. Председатель Правительства РФ обратился в Совет директоров Банка России с просьбой выдать Правительству РФ денежные средства для погашения задолженности работникам бюджетной сферы по заработной плате. Возврат кредитованных средств гарантировался ценными бумагами государственного займа.

Дайте юридическую оценку подобной просьбе. Может ли Правительство РФ обязать Банк России выплачивать указанные денежные средства

Участниками данного казуса является ЦБ РФ и Правительство РФ. Правовое положение ЦБ РФ регулируется ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Конституцией РФ. Правовое положение же Правительства РФ регулируется, в первую очередь, Конституцией РФ и ФКЗ «О правительстве РФ». Статья 75 Конституции РФ закрепляет, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, т.е. провозглашает независимость ЦБ от любой из ветвей власти, в том числе и исполнительной.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Тот же принцип закреплен и в ст.92 БК РФ, как основного документа, регулирующего бюджетную политику Правительства РФ, в том числе и вопросы покрытия дефицита бюджета:

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, просьба Правительства РФ к Банку России о выдаче денежных средств для покрытия задолженности по з/п (т.е. по покрытию дефицита по статье бюджета) не может быть удовлетворена в силу прямого запрета, установленного законом.

Может ли Правительство РФ обязать Банк России выплатить указанные денежные средства? Во-первых, данное действие (выдача кредита) прямо запрещена законом. Во-вторых, Правительство РФ не входит в органы управления ЦБ РФ, указанных в законе. В-третьих, ст. 15 ФКЗ «О правительстве РФ» не наделяет данный орган государственной власти полномочиями по руководству деятельностью Банка России. В-четвертых, независимость ЦБ РФ закреплена ст.75 Конституции РФ.

Поэтому просьба Правительства РФ о выдаче ему кредита для погашения задолженности является неправомочной, и оно не может обязать Банк России выплатить денежные средства.

<*> Shagieva R.V. Principles of financial activity.

Шагиева Розалина Васильевна, доктор юридических наук, профессор.

В данной статье рассматриваются принципы финансовой деятельности, анализируются их сущность и содержание. Автор обосновывает, что кроме общих принципов организации и функционирования Российского государства в качестве таковых выступают и специфические начала, касающиеся только финансовой деятельности государства и муниципальных образований как публичных образований.

Ключевые слова: финансовая деятельность государства и муниципальных образований, принципы организации и деятельности государства, законность, федерализм, гласность, результативность.

This article reviews the principles of financial activity, analyzes its nature and content. The author proves that in addition to the general principles of organization and functioning of the Russian Federation, as such, specific beginnings act. These beginnings are relating only to the financial activity of the state and municipalities as public formations.

Key words: financial activity of the state and municipalities, principles of organization and activities of the state, legitimacy, federalism, publicity, effectiveness.

Категория "принцип" используется юридическими науками для характеристики самых разнообразных правовых явлений: принципов права, принципов правотворчества, принципов юридической ответственности, принципов правовой системы и др. Известное высказывание Гельвеция "Знание принципов возмещает незнание некоторых фактов" подтверждает важность изучения значительных, основополагающих начал любой деятельности. Обеспечение оптимального функционирования механизма государства с необходимостью требует, чтобы он строился и действовал на основе определенных принципов, которые имеют объективный характер. Среди них можно выделить следующие.

  1. Обязательность реального представительства во всей системе государственных органов и учреждений интересов соответствующих граждан и их объединений. Это возможно лишь в случае бесперебойного функционирования демократической избирательной системы, действительного гарантирования экономических, политических и иных прав граждан и их объединений.
  2. Открытость деятельности всех государственных структур, доступ к соответствующей информации (исключая ту, которая нормативно отнесена к засекреченной) всех заинтересованных лиц. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности всего государственного механизма.
  3. Законность, означающая обязательность соблюдения законов в деятельности всех звеньев государственного механизма как во взаимоотношениях между собой, так и с населением страны или организациями, выражающими его интересы.
  4. Высокая компетентность и профессионализм в деятельности государственных органов, гарантирующие высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни. Соблюдение данного принципа возможно лишь в случае формирования государственного аппарата из компетентных лиц в области управленческой деятельности. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами.

В настоящее время в современных конституционных государствах деятельность государственных органов строится еще и на принципах гуманизма, демократизма, сочетания единоначалия и коллективности в принятии решений, разделения властей и др. Важнейшими принципами организации и функционирования Российского государства являются: законность, гласность, плановость, федерализм (сочетание интересов центра с самостоятельностью субъектов Российской Федерации и местного самоуправления). В юридической литературе имеется около сорока дефиниций понятия "принцип", что со всей очевидностью ставит перед общей теорией права вопрос о необходимости систематизации всех признаков данного понятия <1>.

<1>

В связи с этим хотелось бы специально остановиться на принципе. В этом плане финансовая деятельность как одна из разновидностей юридической деятельности российского государства не составляет исключения.

Первые три принципа осуществления финансовой деятельности государством - законность, гласность, плановость присущи и финансовой деятельности местного самоуправления.

Финансовая деятельность местного самоуправления основывается также на принципах самостоятельности и государственной финансовой поддержки. Рассмотрим вышеназванные принципы, в соответствии с которыми осуществляется и финансовая деятельность государства, и финансовая деятельность муниципальных образований.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств в основном детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных национальных и межправительственных программ и проектов в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление норм финансового права, приведение финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и другими федеральными законами; особенно существенному изменению подвергается налоговое и бюджетное законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в т.ч. и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, в т.ч. федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Федерализм - принцип государственного устройства, основанного на федерации <2>, поэтому его проявление при выполнении государством различных функций не может не иметь определенного своеобразия, специфики.

<2> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004. С. 850.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется, например, в установлении Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). В литературе отмечалось, что регулирование прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должно нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Принцип федерализма в бюджетном праве можно определить как исходное начало бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами <3>.

<3> Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 40.

Интересные исследования проблемы финансового федерализма провел С.В. Королев, анализируя модели бюджетного федерализма на примере ряда зарубежных стран: Федеративной Республики Германия, Австрии и Швейцарии. Особенно полезны его выводы, касающиеся системы межбюджетных трансфертов, которая в Германии носит название "финансовая эквализация", включающая в себя по крайней мере три значения: выравнивание финансовых ресурсов по вертикали властеотношений (например, между ФРГ и Баварией), их перераспределение по горизонтали (например, между Баварией и Нижней Саксонией), а также компенсацию издержек, связанных с самим процессом эквализации.

С.В. Королев отмечает, что, хотя принцип эквализации ("подгон" региональных диспропорций под национальные стандарты) так или иначе действует при любой форме государственного устройства, особое значение он получает в условиях федерации <4>.

<4> Королев С.В. Финансовый федерализм в Германии, Австрии и Швейцарии. СПб.: Изд-во Юридического института, 2005. С. 3, 46.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

Основными финансово-плановыми актами страны являются Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетного учреждения является бюджетная смета, в которой предусматриваются только те расходы, которые могут быть произведены бюджетным учреждением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Хозяйствующие субъекты в сфере материального производства составляют бизнес-план, в котором и отражаются показатели их финансовой деятельности.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации и заключаются в том, что:

  • органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;
  • органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Как отмечалось ранее, финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с общими принципами, которые должны реализовываться во всей государственной деятельности. Но финансовая деятельность - особый вид государственной деятельности, зависящий как от специфики сферы (области) ее осуществления, так и от субъектов, ее осуществляющих. Сфера финансов - особая область общественной жизни, а субъектами рассматриваемой деятельности являются органы государства всех трех ветвей власти. Поэтому выявление специальных принципов финансовой деятельности государства, принципов, отражающих специфику рассматриваемого вида государственной деятельности, представляет определенный интерес для науки финансового права. Финансовая деятельность государства и финансовая деятельность муниципальных образований достаточно многообразны, имеют различные направления, формы и методы реализации. Однако, по нашему мнению, финансовая деятельность государства и муниципальных образований как публичных образований должна осуществляться также и на основе таких принципов, как:

  1. единство цели осуществления;
  2. максимально допустимая прозрачность поступающих доходов и произведенных расходов;
  3. строжайший учет как доходов, так и расходов;
  4. результативность произведенных расходов.

Единство цели осуществления как принцип финансовой деятельности проявляется в том, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований направлена на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества, именно обеспечение финансовыми ресурсами жизнедеятельности общества, а не самого государства (его аппарата в частности), в противном случае возникает и не может не возникнуть взрывоопасная ситуация в стране.

Принцип максимально допустимой прозрачности финансовой деятельности как бы дополняет общий принцип гласности и может предотвратить условия для различных нарушений в сфере государственных финансов "под покровом государственных интересов". Бесспорно, реализация этого принципа не исключает наличия секретных расходов государства. Однако они должны также находиться под постоянным контролем соответствующих органов, не создавая потенциальной возможности для злоупотребления лицам, имеющим к ним допуск.

При осуществлении финансовой деятельности государства и муниципальных образований реализация принципа "строжайшего учета как доходов, так и расходов", контроля за формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств может, конечно, рассматриваться как "само собой разумеющееся явление" исходя из пословицы "Деньги любят счет". Но тем не менее нам представляется необходимым о нем специально упомянуть.

И, наконец, принцип "результативности" финансовой деятельности реализуется в основном при использовании фондов денежных средств, в первую очередь средств бюджета государства. Изменения в бюджетной политике, происходящие в настоящее время в России, предусматривают результативность государственных расходов. Данный принцип должен присутствовать во всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а не только в бюджетной деятельности. Хотя при этом следует иметь в виду, что результативность не всегда поддается математическим подсчетам и что материальные интересы фиска не всегда должны иметь приоритет перед другими интересами.

В данном аспекте следует полностью согласиться с мнением тех юристов, которые отрицательно оценивают Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 167-О <5> о том, что "факт неполучения налогоплательщиком оплаты от реализации товаров (работ, услуг) не исключает возможности взимания НДС, который должен уплачиваться за счет собственных средств налогоплательщика" <6>.

<5> Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 6.
<6> Карасева М.В. Финансовое право и деньги: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. С. 34.

Как представляется, указанное Определение Конституционного Суда РФ - пример того, что интересы фиска имеют приоритет над интересами развития производства (торговли), напоминая ситуацию из басни И.А. Крылова "Свинья под дубом".

Литература

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 167-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Сотовая компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 6.
  2. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Н.И. Химичевой. М.: Норма, 2001.
  3. Королев С.В. Финансовый федерализм в Германии, Австрии и Швейцарии. СПб.: Изд-во Юридического института, 2005.
  4. Карасева М.В. Финансовое право и деньги: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.

    2. Финансовая система РФ. Понятия, принципы, основные институты.

    3. Методы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

    4. Понятие и виды финансово-правовых актов.

    5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.

    6. Полномочия Министерства финансов РФ в сфере финансовой деятельности.

    7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.

    8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.

    9. Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды.

    10. Правовые основы финансового контроля.

    11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

    12. Основные методы финансового контроля.

    13. Государственный финансовый контроль.

    14. Счетная палата РФ как орган финансового контроля.

    15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.

    16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.

    17. Правовые основы аудита.

    18. Государственный бюджет: понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.

    19. Закон о бюджете. Его структура.

    20. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ. Принципы бюджетной системы РФ.

    21. Бюджетный процесс и его стадии.

    22. Понятие бюджетного права, его источники.

    23. Стадии бюджетного процесса.

    24. Стадия исполнения бюджета. Ее участники.

    25. Правовое положение государственных внебюджетных фондов.

    26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.

    27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

    28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.

    29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.

    30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.

    31. Налоговая система РФ.

    32. Понятие налогового права и его место в системе финансового права. Источники налогового права.

    33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.

    34. Элементы налогообложения, их характеристика.

    35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.

    36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.

    37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

    38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.

    40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Управление государственным долгом.

    41. Правовые основы банковской системы РФ.

    42. Правовое положение Центрального банка РФ. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.

    43. Субъекты финансовых правоотношений.

    44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.

    45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.

    46. Эмиссионное право Центрального банка РФ.

    47. Страхование: понятие, значение, функции.

    48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.

    49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.

    50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.

    51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.

    52. Правовое регулирование страхового надзора.

    53. Правовые основы регулирования денежного обращения в Российской Федерации.

    54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.

    55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.

    56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.

    57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.

    58. Правовое регулирование расчетов инкассо.

    59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.

    60. Понятие и структура валютных правоотношений.

    61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в РФ.

    62. Понятие и виды валютных операций.

    63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.

    64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

    1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.

    Финансы в экономическом смысле представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе собирания, распределения и использования фондов денежных средств. В финансовом смысле финансы – это совокупность самих фондов денежных средств, которые выполняют четыре основные функции : регулирующую, распределительную, контрольную и стабилизационную.

    Финансовая деятельность – это деятельность муниципальных образований, субъектов РФ и в целом государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач государства.

    Принципы финансовой деятельности – это основные начала, идеи на которых базируется данный вид деятельности. К принципам финансовой деятельности относятся:

      Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

      Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

      Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8) . Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

      Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ . На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

      Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

      Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.

      Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

      Принцип гласности (ст. 15) . Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

      Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

      Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

    » рассматривается в двух аспектах как совокупность:

    • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
    • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

    Финансовая система РФ, ее состав

    Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

    • с входящими в нее и ;
    • внебюджетные целевые фонды;
    • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
    • (государственный и банковский).

    В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

    Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

    Единство финансовой системы РФ

    Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

    Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

    Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

    Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

    Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

    Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

    Принципы финансовой деятельности

    Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

    Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

    Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

    Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

    Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

    Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

    Методы осуществления финансовой деятельности

    Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

    Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

    Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

    При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

    Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

    Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

    Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

    Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

    Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

    Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

    В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

    Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

    В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

    Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

    Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

    Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

    Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

    Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

    Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

    Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

    • Российской Федерации;
    • Российской Федерации;
    • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

      Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

      По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

      По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

      • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
      • подзаконные.

      Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

      К финансово-плановым актам относятся:
      • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
      • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
      • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
      • финансовые планы страховых организаций;
      • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
      • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
      • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

      Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

    2. Основными принципами финансовой деятельности являются: законность, гласность, федерализм (сочетание централизма с самосто­ятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния), плановость.

    Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фон­дов денежных средств детально регламентируется нормами финансо­вого права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

    Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до све­дения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информа­ции, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

    Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

    Принцип плановости означает, что вся финансовая деятель­ность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утвер­ждения, исполнения закрепляются в соответствующих норматив­ных актах.

    Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

    Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

    3. Финансовая деятельность государства осуществляется различ­ными методами. Методы делятся на две группы:

    Методы собирания денежных средств;

    Методы их распределения и использования.

    Важнейшим методом собирания денежных средств в государ­ственные и местные бюджеты является налоговый метод, метод уста­новления налогов. С помощью данного метода государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сро­ки и размере денежные средства для зачисления их в бюджеты опреде­ленного уровня.

    Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей в государственные внебюджет­ные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Их принято называть «социальными» налогами.

    В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный характер изъя­тия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов.

    Одним из наиболее важных методов является страхование. Всего существует шесть основных методов собирания денежных средств.

    При распределении и использовании государственных денеж­ных средств применяются четыре основных метода, наиболее важными из которых являются методы финансирования и кредитования.

    Метод финансирования выражается в безвозмездном и без возвратном предоставлении денежных средств.

    Кредитование означает выделение денежных средств на условиях врзмездности и возвратности. Метод кредитования применяется в отношении госу­дарственных организаций, а также и иных, негосударственных орга­низаций, а финансирование применяется в отношении, государственных организаций.

    4. Управление финансовой деятельностью осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Например, в соответствии с конституцией РФ, Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные за­коны по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регули­рования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государ­ственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации

    Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.

    Правительсгао РФ, осуществляя исполнительную власть, разрабатывает и предоставляет Государственной Думе проект федерального бюджета, организует его исполнение; представляет отчет об ис­полнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ еди­ной финансовой, кредитной и денежной политики и т. д. В Российской Федерации созданы и специальные органы исполнительной власти в сфере осуществления финансовой деятельности. Значительная роль в осуществлении финансовой деятельности Министерству финансов РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Основные задачи Министр -1 финансов РФ заключаются в:

    Разработке и реализации стратегических направлений государственной финансовой политики;

    Составлении проекта и исполнении федерального бюджета;

    Обеспечении устойчивости государственных финансов и активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективности хозяйствования, а также осуществлении мер по развитию финансового рынка;

    Разработке предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

    Концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов;

    Целевом финансировании общегосударственных потребностей;

    Совершенствовании методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

    Осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

    Министерство финансов РФ возглавляет единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации, в которую кроме Министерства финансов РФ входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федеральногo казначейства.

    Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам составе Российской Федерации, краям, областям, автономным формированиям и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов район подчинения), районам и районам в городах.

    Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

    Казначейство формирует законодательные и исполнительные органы государствен­ной власти Российской Федерации о результатах исполнения федераль­ного бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также состоянии государственных внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

    Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ в целях улучшения орга­низации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета.

    Главными задачами казначейства являются:

    Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из прин­ципа единства кассы;

    Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов,

    Контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

    Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации и другие задачи.

    Особое место в осуществлении финансовой деятельности занимает Центральный банк РФ (Банк России).

    Банк России, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями.

    По вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Уставной капитал и иное имущество Банка России является Федеральной собственностью. Банк России подот­четен Государственной Думе.

    Подотчетность Банка России Государственной означает:

    Назначение на должность и освобождение Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

    Назначение на должность и освобождение от должности чле­нов Совета директоров Банка России;

    Представление Банком России Государственной Думе на рас­смотрение годового отчета,

    Определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;

    Проведение парламентских слушаний о деятельности Баика России с участием его представителей;

    Доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

    Основными целями деятельности Банка России являются:

    Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

    Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;

    Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам

    Для управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации создан Пенсионный Фонд Российской Федерации.

    ПФР осуществляет свою деятельность, в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации утвержденным постановлением Верхов­ного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-1, самостоятельным фи­нансово-кредитным учреждением, обеспечивающим:

    Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

    Финансирование расходов, связанных с выплатой государ­ственных пенсий, пособий по уходу за ребенком по достижении опре­деленного возраста;

    Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспо­собным гражданам;

    Финансовое и материально-техническое обеспечение деятель­ности ПФР и его органов;

    Контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов от работодателей и граждан и т. д.

    Пенсионный фонд РФ возглавляется постоянно действующим исполнительным органом - Дирекцией.

    В республиках РФ, других субъектах РФ созданы отделения ПФР, в районах и городах действуют уполномоченные ПФР.

    Фонд социального страхования РФ был создан для управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Основными задачами фонда являются:

    Участие в разработке и_реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию со­циального страхования;

    Обеспечении гарантированных государством пособий по вре­менной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутоа лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление ра­ботников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

    Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчи­вость Фонда и т. д.

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ управляется исполнительной дирекцией фонда. Все федеральные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.