Процессуальные полномочия начальника органа дознания. Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель как участники уголовного процесса

Дознаватель

Дознаватель - участник уголовного судопроизводства в виде должностного лица органа дознания, правомочного проводить расследование в форме дознания и осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Важно отметить, что лицо, являясь дознавателем по должности, может осуществлять полномочия органа дознания по конкретному уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, по решению начальника органа дознания или его заместителя, а также начальника подразделения дознания (ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 401 УПК).

Установление в ч. 2 ст. 41 УПК требования о недопустимости совмещения в одном лице исполнителя по одному делу процессуальных и оперативно-разыскных полномочий не означает наличия запрета сотруднику оперативно-разыскных служб и подразделений вообще осуществлять дознание по делу. Но этот сотрудник не вправе проводить дознание в том конкретном случае, если он проводил или проводит оперативно-разыскные мероприятия по данному уголовному делу.

В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и процессуальных действий. Для большинства из них не требуется согласие начальника подразделения дознания либо начальника органа дознания (см., например, ч. 1, 2 ст. 11, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 25 УПК), за исключением некоторых случаев, когда требуется утверждение документа (см., например, ч. 4 ст. 225 УПК).

В УПК в ряде случаев одновременно даны предписания в адрес органа дознания и дознавателя (см., например, ч. 1, 3 ст. 7, ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. 2, 4 ст. 21, ст. 144 УПК). Тем самым в законе подчеркивается ответственность за соблюдение и исполнение соответствующих норм как дознавателя, так и руководителя органа дознания. Уголовно-процессуальный закон устанавливает обязательность для дознавателя указаний прокурора, начальника подразделения дознания, данных в соответствии с положениями УПК. Указания начальника подразделения дознания могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Указания прокурора - вышестоящему прокурору. В том и другом случае обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель, как и следователь, подлежит отводу при наличии указанных в законе оснований (ст. 61 УПК). Одновременно установлено, что предыдущее участие следователя или дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ч. 2 ст. 67 УПК).

Начальник органа дознания

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 17 ст. 5).

Начальник органа дознания обладает всеми правами, предоставленными в ст. 40 УПК органу дознания. В большинстве случаев при регулировании тех или иных полномочий законодатель ведет речь об органе дознания (например, право возбуждения уголовного дела, предусмотренное ч. 1 ст. 145 УПК), в отдельных случаях закон прямо указывает на полномочия начальника органа дознания (например, право утверждения обвинительного акта в ч. 4 ст. 225 УПК).

Начальник подразделения дознания

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 171 ст. 5 УПК).

Согласно закону (ст. 401 УПК) начальник подразделения дознания вправе:

  • поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, проведение неотложных следственных действий или производство дознания;
  • изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • отменять необоснованные постановления законодателя о приостановлении производства дознания по делу;
  • вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

УПК наделяет начальника подразделения дознания правом на возбуждение уголовного дела, принятие дела к своему производству, а также проведение дознания в полном объеме, обладая в этом случае процессуальными полномочиями дознавателя, а в случаях если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

Начальник подразделения дознания также вправе: проверять уголовные дела, находящиеся в производстве у дознавателей подразделения; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения (ч. 3 ст. 401 УПК).

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу должны быть даны в письменной форме и обязательны для исполнения дознавателем. Установлено, что обжалование указаний начальнику органа дознания или прокурору не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

«Орган дознания» как учреждение, как система не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения. Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо. Применительно к рассматриваемому вопросу этим лицом является «начальник органа дознания», который и олицетворяет собой орган дознания. Следует признать, что те предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Именно поэтому в юридической литературе верным считается суждение о том, что процессуальные документы органов дознания не имеют юридической силы до тех пор, пока они не утверждены руководителем (начальником) органа дознания Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- М., 1998. - С. 132.. Понятия «орган дознания» и «начальник органа дознания» тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности.

Начальник органа дознания

Начальник органа дознания - руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, начальник органа дознания:

1) в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, оказывает следователю содействие при решении им вопроса о наличии или отсутствии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;

2) вправе в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбудить уголовное дело и лично произвести по нему неотложные следственные действия, или поручить их производство соответствующему сотруднику (сотрудникам) органа дознания;

3) организует выполнение поручений следователя, прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, об участии сотрудников органа дознания в производстве отдельных процессуальных действий, выполняемых следователем;

4) результаты выполненных по поручению следователя следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий передает следователю в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством;

5) по поручению следователя, прокурора или начальника следственного отдела выделяет необходимое количество оперативных работников для участия в расследовании преступления в составе следственно-оперативной группы.

Поручения следователя, данные в порядке, установленном настоящим УПК, являются для начальника органа дознания обязательными. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения". А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6.- С. 45-46.

Дознаватель

Полномочия по производству дознания по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является, возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы. Список конкретных лиц, которые могут осуществлять полномочия дознавателя, утверждается приказом (распоряжением) начальника органа дознания. После появления повода к возбуждению уголовного дела начальник органа дознания или его заместитель поручает его проверку, возбуждение уголовного дела и производство дознания конкретному дознавателю.

В некоторых ведомствах (в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации) созданы и функционируют специализированные подразделения дознания, состоящие из штатных дознавателей и начальника подразделения дознания.

Законом (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) запрещено возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данный запрет связан с тем, что в противном случае дознаватель принимал бы решения, руководствуясь не только и не столько содержащимися в уголовном деле доказательствами, но и оперативно-розыскной информацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуется согласие органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (к ним, например, относятся производство отдельных следственных действий по поручению следователя, поддержание в суде государственного обвинения по поручению прокурора и т. п.).

Для дознавателя указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование указаний в любом случае не приостанавливает их исполнения. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2004. - С. 71-72.

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Начальник подразделения дознания, его полномочия .

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель, его полномочия

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 ичастью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

Органы предварительного следствия. Структура и основные функции следственных аппаратов.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной служ­бы безопасности, федеральных органов налоговой полиции. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следствен­ных отделови иных подобных им подразделений (см. ниже), проку­роры. В этом случае наних распространяются все полномочия сле­дователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предваритель­ное следствие, предусмотрен в ст. 126 УПК. Там же устанавливает­ся и подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Сле­дователь самостоятельно принимает все решения, связанные с хо­дом расследования и производством следственных и иных процес­суальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после полученияимсанкцииили согласия прокурора на совершение определенных дей­ствий (например, прекращение уголовных дел по некоторым осно­ваниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при не­согласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвине­ния, прекращения производства расследования, передать дело вы­шестоящему прокурору с письменнымизложением своих возраже­ний. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

СТ 40.2 УПК РФ

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Комментарий к Статье 40.2 Уголовно-процессуального кодекса

1. В положениях комментируемой статьи установлен определенный перечень полномочий, которым наделен начальник органа дознания в уголовном судопроизводстве при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности по осуществлению уголовного преследования (обвинения). Все полномочия начальника органа дознания, которые указаны в нормах комментируемой статьи, определены и в других статьях УПК РФ.

2. Начальник органа дознания при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу выступает в качестве должностного лица органа дознания, который руководит органом дознания. Поэтому полномочия, осуществляемые органами дознания при производстве по уголовному делу, автоматически "накладываются" на начальника органа дознания. При этом уголовно-процессуальная деятельность органа дознания при производстве по уголовному делу не может быть реализована без ведома самого начальника (руководителя), поскольку в ином случае она не будет иметь юридической силы. В этой связи вся уголовно-процессуальная деятельность, регламентируемая органом дознания, в первую очередь будет делегироваться начальником органа дознания начальнику подразделения дознания, дознавателю и другим должностным лицам органа дознания. Однако действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ, возлагая полномочия начальника органа дознания на начальника органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов, а также на начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не позволяют им делегировать свои уголовно-процессуальные полномочия начальнику подразделения дознания, дознавателю, в силу того что в данных органах государственной власти в соответствии со ст. 151 УПК РФ не предусмотрено производство дознания. В данной ситуации вышеназванные должностные лица, являясь органом дознания, выступают как начальники органа дознания и самостоятельно обладают уголовно-процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела, производству неотложных следственных действий и выполнению поручений следователя, дознавателя по уголовным делам.

3. В органах внутренних дел в качестве начальника органа дознания выступает не только сам руководитель соответствующего государственного органа (объединения, организации), обладающего полномочиями по делегированию уголовно-процессуальных полномочий, но и его заместитель. Так, в системе МВД РФ применительно к территориальному органу МВД РФ на районном (на низшем) уровне полномочия начальника органа дознания принадлежат начальнику управления (отдела, отделения, пункта), а также его заместителям. В качестве одного из заместителей начальника управления (отдела, отделения, пункта) является руководитель оперативного подразделения МВД России на уровне района, который обладает полномочиями на производство оперативно-разыскных мероприятий.

4. В качестве полномочий, которыми наделен начальник органа дознания при производстве по уголовному делу, является дача поручений на проверку сообщения о преступлении. При этом в соответствии с нормами проверка сообщения о преступлении начальником органа дознания может быть поручена дознавателю, а также другим должностным лицам органа дознания, в том числе и сотрудникам органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Начальник органа дознания вправе самостоятельно осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по проверке сообщения о преступлении.

5. В качестве следующего полномочия начальника органа дознания является принятие процессуального решения по результатам проверки сообщения о преступлении. Все виды процессуальных решений, которые должен принять начальник органа дознания, указаны в нормах .

6. Одним из полномочий начальника органа дознания является дача поручений на производство предварительного расследования в форме дознания, а также производство неотложных следственных действий в соответствии со .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

правового государства, как господство в обществе права. Решения Суда о соответствии или несоответствии тех или иных правовых норм Конституции носят нормативный характер, характер, присущий нормативным правовым актам» . На наш взгляд следует согласиться с данным высказыванием и признать решение КС РФ одним из способов защиты прав и свобод личности.

В заключении хотелось бы сказать, что от того на сколько точно определяются понятия «охрана права» и «защита права», а также граница, их разделяющая напрямую зависит точность определения содержания такого понятия как «юридические средства», совокупность которых и позволяет наиболее эффективно осуществлять и государственную, и судебную, и в целом правовую защиту, и охрану субъективных прав личности .

1. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981. Т. 1. - 523 с.

3. Ведяхин В.М., Ревина С.Н. О роли решений Конституционного Суда РФ в утверждении принципов рыночной экономики // Российская юстиция, 2008. № 4 (апрель). С.2-5.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017).

5. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - 154 с.

6. Макарова З.В. Защита в российском уголовном процессе: понятие, виды, предмет и пределы // Правоведение, 2000. № 3. С. 215-227.

7. Ревина С.Н. Теоретические проблемы правового регулирования рыночных отношений в современной России: Автореф.дисс...докт. юрид. наук., Нижний Новгород, 2008. - 55 с.

8. Ревина С.Н. Теоретические проблемы правового регулирования рыночных отношений в современной России: Дисс.. докт. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. С.334-358.

9. Стоякин Г.Н. Понятие «защита гражданских прав» // Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. - Свердловск, 1973. С. 30-35.

10. Смирнова А.П. Соотношение понятий «охрана прав» и «защита прав» // Вестник Томского государственного университета, 2010. № 331. С. 123-125.

11.Тархов В.А. Гражданское право. - Чебоксары, 1997. - 426 с.

12. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 1997. - 21 с.

© Вишнякова А.А., 2017

Т. Ю. Дербенько

студентка 3 курса ВолГУ, г. Волгоград, РФ Научный руководитель: В. Н. Перекрестов канд. юрид. наук, старший преподаватель ВолГУ,

г. Волгоград, РФ

СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

со вступившими силу изменениями в УПК РФ. Приведено новое понятие «начальник органа дознания», затронуты некоторые проблемы, возникающие на практике.

Ключевые слова

Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, полномочия, сторона обвинения.

Одними из субъектов уголовно-процессуальных отношений в структуре органов дознания являются начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. Начальник органа дознания по служебной иерархии занимает более высокое положение, чем начальник подразделения дознания. Это означает, что круг полномочий начальника органа дознания более обширнее, чем круг полномочий начальника подразделения дознания.

Тема статьи достаточно актуальна и малоизучена, поскольку в декабре 2015 года произошли изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ относительно понятия и полномочий начальника органа дознания.

В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания является должностным лицом, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель. По п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Ранее на практике стоял очень актуальный и дискуссионный вопрос о полномочиях начальника органа дознания, которые в форме отдельной статьи в УПК РФ не закреплены, а были «разбросаны» по разным статьям УПК РФ. Отсутствие единой статьи усложняло понимание правового статуса начальника органа дознания. Вскоре законодатель посчитал нужным объединить все полномочия начальника органа дознания в статью 40.2 УПК РФ. Это способствует правильному, всестороннему пониманию и разграничению полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

Начальником органа дознания может быть одно лицо, а начальниками подразделения дознания, которые подчинены начальнику органа дознания, могут быть несколько лиц. На практике достаточно часто именно начальник подразделения дознания является одновременно и заместителем начальника органа дознания. Рассматриваемые участники уголовно-процессуальных отношений обладают организационными, контролирующими и процессуальными полномочиями. По мнению Кругликова А. П. положение начальника подразделения дознания в некоторой степени схоже с положением руководителя следственного органа . Противоположной позиции придерживается Митюкова М. А., считающая, что положение начальника органа дознания схоже с процессуальным статусом руководителя следственного органа .

Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, рассматривать и участвовать в их проверке, принятие по сообщению решения в пределах УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий, выполнение производство дознания по уголовному делу. Начальник органа дознания может поручить проверку сообщений о преступлении дознавателю, сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и другим должностным лицам органа дознания.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен лично проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, которые находятся в производстве органа дознания, дознавателя. Данное же право было введено в 2015 году и для начальника подразделения дознания в п. 1 ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ: начальник подразделения дознания имеет право проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя.

Следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания.

Начальник подразделения дознания в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ имеет право изымать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований передачи. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ только прокурор вправе отстранять дознавателя от расследования уголовного дела. Начальник подразделения дознания вправе как сам отменять необоснованные и незаконные постановления дознавателя, так и, согласно п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ, вносить ходатайство об отмене необоснованных и незаконных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору.

Начальник органа дознания вправе продлевать срок проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ.

Начальник органа дознания уполномочен также:

Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

Рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

Поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

Принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

Выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

Возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

Утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

Осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

К иным полномочиям начальника органа дознания можно отнести: право давать дознавателю согласие на производство следственных, процессуальных действий (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ), право решать вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны (ч. 2 ст. 147 УПК РФ). Начальник органа дознания должен в установленный прокурором срок исполнить постановление прокурора об отмене постановления органа дознания или дознавателя, которое прокурор посчитал необоснованным или незаконным (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

По результатам разбора полномочий рассматриваемых должностных лиц следует согласиться с большинством авторов, считающих, что начальника органа дознания и начальника подразделения дознания следует управомочить на отмену незаконных, необоснованных постановлений дознавателя.

В заключении стоит отметить, что произошедшие изменения можно считать существенными. Они имеют важное значение для нормальной реализации начальником органа дознания своих полномочий, законной и обоснованной процессуальной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Кругликов А.П., Дикарев И.С., Зайцева Е.А. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / отв. ред. Кругликов А.П. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2015. - 688 с.

2. Митюкова М.А. К вопросу о процессуальных полномочиях начальника органа дознания // Сибирский юридический вестник. - 2016. - № 2. - С. 115-123.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [электронный ресурс] // Консультант Плюс: офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 09.03.2017).

© Дербенько Т.Ю., 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Кальсина В.Д.

Магистр 2 года обучения Института права Башкирского государственного университета

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

На протяжении столетий истории государства и права, налоги и налогообложение имели важнейшее значение в вопросе поддержания работоспособности государства. Налоги составляли существенную часть государственной казны: путем налогообложения обеспечивалось стабильное снабжение государственных и иных публично-правовых институтов материальными ресурсами. Для лучшего представления понятия налога, обратимся к историческому аспекту налогов и налогообложения. Некоторое подобие налогов появились в догосударственную эпоху в виде податей и сборов, которые расходовались на содержание органов управления, содержания общинной казны, расходы которой также составляли неокупаемые отрасли племенного хозяйства и непредвиденные выплаты (помощь пострадавшим от стихийных бедствий и иных непредвиденных случаев, выкуп пленных и т.д.). Первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э. Они представляют собой глиняные пластинки с письменными отчетами подданных египетским царям о передаче им десятой доли имущества в виде полотна и растительного масла. С началом становления государства и права, налоги стало устанавливать государство, в лице уполномоченных органов путем издания соответствующих актов и распоряжений. Ниже мы рассмотрим необходимость налогообложения исходя из теории общественного договора. Н.А. Колоколов дает следующее определение государственный власти: "государственная власть - это метафизическая и одновременно историческая реальность, уникальные и в то же время закономерные общественные отношения, социальная природа которых заключается в потенциальной способности народа, нации, политического (гражданского) общества посредством только одним им ведомых средств речи, знаков и символов мобилизовать свои ресурсы ради достижения целей, как предопределенных на уровне инстинктов, так и поставленных людьми осознанно, разрешать проблемы и напряжение в сфере управления, а равно в наличии у общества права принимать решения и добиваться их обязательного исполнения." Учитывая огромную роль воли людей, которая, в конечном счете, выразилась в создании государства путем общественного договора , отметим немаловажный фактор необходимости налогообложения, которое создает известные условия возможности функционирования государства. Именно государство предоставляет налогоплательщику права и абсолютную защиту права собственности, возможность использовать имущество путем отчуждения некоторой его доли для финансирования деятельности государственного аппарата.

Несмотря на понимание обществом полезности налогов, налоговые споры по различным причинам являются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел. Формирование эффективного механизма рассмотрения налоговых споров представляет собой комплексную задачу, решение которой предполагает разработку адекватных организационно-правовых форм, которые бы обеспечивали надежную защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами. Высокая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений делает проблематику налоговых споров и механизма их разрешения актуальной также и для налогово-бюджетной политики государства. Поэтому вопросы эффективного функционирования органов рассмотрения налоговых споров требуют глубокого правового анализа и исследования. В настоящее время механизм рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации только получает должное правовое и организационное оформление. Между тем важность его функционирования подтверждается имеющейся практикой разрешения налоговых споров в зарубежных странах, в том числе в Соединенных Штатах Америки. В этой связи дальнейшее совершенствование механизма разрешения налоговых споров в Российской Федерации невозможно без комплексного и системного изучения опыта зарубежных стран. Налоговая система США традиционно