Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая база инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении
Создание условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.
Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.
Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.
Сейчас инклюзивному образованию уделяют довольно много внимания, особенно в СМИ. В эфир выходят ролики социальной рекламы с лозунгом: «Включайтесь в движение за инклюзивное образование!», но мало кто понимает и мало кто интересуется, о чем идет речь. Да, реклама дает некое представление о том, что это школы, где дети-инвалиды и просто дети учатся вместе. Но ведь на самом деле это очень узкое представление.
Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного об- разования схема, опубликованная на сайте http://obrazovanie. perspektiva-inva.ru/ (рисунок).
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
« Обычное » образование « Обычныи ̆» ребенок Круглые колышки для круглых отверстии ̆ Обычные педагоги Обычные школы | Специальное образование Особыи ̆ ребенок Квадратные колышки для квадратных отверстии ̆ Специальные педагоги Специальные школы |
Интегрированное образование
Адаптация ребенка к требованиям системы
Превращение квадратных колышков в круглые
Система остается неизменнои ̆
Ребенок либо адаптируется к системе , либо становится для нее неприемлемым
Инклюзивное образование
Все дети разные
Все дети могут учиться
Есть разные способности ,
различные этнические группы , разныи ̆ рост , возраст , происхождение , пол
Адаптация системы к потребностям ребенка
Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем ин- теграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, так же как и специаль- ные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
В основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (далее – ИОП).
Соответственно, при инклюзивном обучении и воспитании ребенок с ОВЗ овладевает ИОП, учитывающей особенности его развития и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Важно понимание того, что ИОП не предполагает полного овладения основными Федеральными государственными образовательными стандартами и могут быть установлены специальные Федеральные государственные образовательные стандарты
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимо- понимания как между педагогами (специалистами в области коррек- ционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации (от имени Российской Федерации Конвенция подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министром иностранных дел С.В.Лавровым) .
Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:
Здесь они (международные и федеральные) они систематизированы и сопровождаются комментариями юриста. Также в ознакомительных целях можно посмотреть и региональные материалы города Москвы. Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года. Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
− создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состоя- ния здоровья, социального положения; − создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Магаданской области разработали Концепцию инклюзивного образования региона до 2020 года. Документ определяет приоритеты развития образования детей с ограниченным возможностями здоровья на Колыме. Концепцию и ее Комплексный план реализации одобрили в ноябре 2014 года на заседании регионального Совета по образованию при главе территории. Планом реализации Концепции предусмотрены мероприятия по созданию равных условий в получении качественного образования без дискриминации по любым основаниям для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принципов взаимоприятия и сотрудничества. - КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ на 2014 – 2016 годы» Основные постулаты, сформулированные в перечисленных документах, определяют необходимость переосмысления мето- дологических и организационно-содержательных основ деятельности по обучению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Обязательным условием развития инклюзивного обучения и воспитания является создание безбарьерной среды , включая физичес- кую и психологическую составляющие. Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, на- правленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия. Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями. Относительно кадрового ресурса – необходимо введение в штат образовательного учреждения должности тьютора с обязатель- ной подготовкой этих педагогов по специальной психологии и спе- циальной педагогике и проведение хотя бы краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива образовательного учреждения по специальной психологии, специальной педагогике и технологиям инклюзивного образования. Как в этих направлениях работает наш коллектив, что мы можем посоветовать вам в случае, если дети с ОВЗ, проживающие в микрорайонах ваших учреждений решат, что на основании всех вышеперечисленных документов они хотят учиться по месту жительства в закрепленной за их микрорайоном образовательной организации, независимо от ее вида, мы и расскажем вам сегодня. Транскрипт1 Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Цвык Майя Ивановна преподаватель Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) представитель группы общественных экспертов по вопросам развития дошкольных образовательных услуг для детей с ОВЗ Департамента образования города Москвы Москва, 2014 год 2 Федеральный закон от 3 мая 2012 г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни общества доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения создание условий для освоения социальных навыков обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. 3 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Статья 2. Основные понятия 16. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 23. индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 4 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Статья 2. Основные понятия 27. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей 28. адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц 5 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст.34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами 6 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:..8) присутствовать при обследовании детей ПМПК, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования 7 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Ст. 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. 8 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 9 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. условия обучения, воспитания включают: использование специальных образовательных программ и методов специальных учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств обучения проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий обеспечение доступа в здания организаций, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ 10 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 11 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Статья 8. Государственная служба медико - социальной экспертизы п.3. На Государственную службу медико - социальной экспертизы возлагаются: 1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР) 12 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Ст.18 Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. 13 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» Постановление от 17 марта 2011 г. 175 Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию с учетом заключений ПМПК. 14 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» 15 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» 16 Основные виды нарушений функций организма и степени их выраженности нарушения психических функций нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования нарушения сенсорных функций нарушения статодинамических функций нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела). 17 Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» 2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. 18 Методические рекомендации Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от г. 127/ Задачи и виды деятельности ПМПк ДОО разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционноразвивающей помощи ребенку с ОВЗ моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий координация взаимодействия всех специалистов ДОО по организации инклюзивной практики и др. 19 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо Минобрнауки РФ от аф-150/06) Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды. В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения и организации их пребывания в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д. 20 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный 30384) (далее - ФГОС ДО). 21 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (приказ 1155 от г.) Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее Программа) 22 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 23 Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ При создании условий для работы с детьмиинвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. 24 «Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»: механизмы адаптации Программы для таких детей; использование специальных образовательных программ и методов; специальных методических пособий и дидактических материалов; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей 25 (ФГОС) При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. 26 Комментарии к п см. Письмо Министерства образования и науки РФ от АФ_150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей образовательных учреждений «Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях» Серия «Инклюзивное образование» п. III. Работа междисциплинарной команды Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы как части Основной образовательной программы (в соответствии с требованиями ФГОС), Инд. образовательной программы ребенка с ОВЗ. Там же описаны основные направления и специфика деятельности каждого из специалистов. п. V. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ п. VI. Разработка индивидуальной образовательной программы 27 Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования" В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ 28 Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования" 19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается: 1) для детей с ОВЗ по зрению: присутствие ассистента, обеспечение альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; 2) для детей с ОВЗ по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в помещения и к оборудованию. 29 Рекомендуемая литература Волосовец Т.В., Кутепова Е. Н. Издательство: Мозаика-Синтез, Москва, 2011 Приведены примеры внутренних нормативно-правовых документов и моделей построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, примеры ИОП и планов; построения образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ. Разработаны варианты составления ООП для группы комбинированной направленности (инклюзивной). Отражены направления деятельности ПМП комиссий и ПМП консилиумов. Описаны варианты условий, при которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу группы комбинированной направленности. 30 Рекомендуемые документы Письмо Министерства образования и науки РФ от аф-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования РФ от /901-6 «О психолог-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» Постановление Правительства Москвы 669-ПП от «О внесении в Постановление Правительства Москвы от ПП» (о корректирующем коэффициенте к нормативам финансового обеспечения государственной услуги при обучении детей-инвалидов) 31 Спасибо за внимание! сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) - документы сайт проекта Департамента образования г.москвы «Образование без границ» Нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья Московская область, г. Королев, 2015 год Рекомендуемые документы Конституция Российской Федерации Федеральный Закон от Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Москва, 2015 год Инклюзивное образование Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического Организация инклюзивного образования в ДОУ Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон от 03.05.2012г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». 2. Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ Особенности организации образования ребѐнка с ОВЗ возраста дошкольного Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ст.н.сотр. Института «НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ» Первоисточник права в России Конституция. Конституция Российской Министерство просвещения Российской Федерации О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТМНР Сачко Актуальные вопросы разработки Адаптированной программы для детей с ОВЗ в ДОУ. Ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад 21» комбинированного вида О.В.Каюшкина Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Обучающийся с Министерство образования Нижегородской области 1 Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО главный специалист отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской Организация инклюзивного образования Нормативно-правовая база получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях 1 Уровни нормативно-правовой базы: международные (подписанные СССР или РФ); Государственная политика в области образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в Российской Федерации Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Совещание в режиме видеоконференцсвязи с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования «Организация образовательного Методическое письмо об образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях ФГОС в 2018/2019 учебном году Преподавание учебных предметов при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ Образование обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ: перспективы и возможности Сачко Юлия Михайловна Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей 29 августа 2017 Деятельность ПМПК в реализации права на получение образования детей с ОВЗ, определение специальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ Гриценко Наталия Валерьевна, зам. директора ГБУ РА «Центр психолого-педагогической, Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Образовательная политика - общенациональная система целей, ценностей и приоритетов Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Москва, Министерство просвещения Российской Федерации ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПУНКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Сачко Юлия Михайловна начальник отдела Департамента государственной политики в сфере «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Презентация подготовлена методистом МКУДПО «ГЦРО» Климовой Л.Ю. 26.10.2016 г. Нормативно-правовая Государственная политика в сфере образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Сачко Юлия Михайловна 28 Согласовано советом колледжа Протокол 4 от 01.03.2018г. 2018 г. Утверждено приказом и.о. директора ГОБПОУ «Мурманский колледж искусств» от 16 марта 2018г. 39-о/д ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ Дошкольное образование детей с ОВЗ: примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи Нормативно-правовые основы получения образования детьми с ОВЗ Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования Ворошнина О.Р., зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ПГГПУ Положение об адаптированной основной образовательной Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОСОВЕЦ Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью специальных условий для получения образования (далее Положение) регулирует Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в условия инклюзивного образования ГРИШИНА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Закон ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Белгородской области ПРИКАЗ «18» августа 2016 г. 2678 Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области Стр. 1/8 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «социально-педагогический» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВО «ВГСПУ» проф. А.М. Коротков 2017 г. Нормативно-правовое регулирование в системе дошкольного образования: перспективы развития в рамках Десятилетия детства 2018-2027г.г. Татьяна Владимировна Волосовец директор ФГБНУ «Институт изучения детства, Стр. 1/7 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский социально-педагогический» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования Елена Юрьевна Коновалова, заместитель директора, МКУ КИМЦ Международные нормативно-правовые акты Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Приложение 140 к приказу ректора от «19» января 2017 г. 19-ОД Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Обучение учащихся с ОВЗ в рамках новых требований к деятельности ПМПК ОВЗ = Инвалид п. 16: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) Меры социальной поддержки детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование в свете нового закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования ФЗ от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования Лектор: Исаков Андрей Юрьевич, эксперт Информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования", Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г. Регистрационный 30468 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. 1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проект). 1. Общие положения 1.1.Настоящее положение разработано МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 5 Принято на заседании Педагогического совета МБ ДОУ 5 Протокол 1 от 25.08.2016г Утверждаю: Заведующий МБ ФГОС НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)). НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «КОСТРОМСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОРЯДОК приема детей с ограниченными Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» (ГБПОУ МО «ВАТ «Холмогорка») Порядок взаимодействия ЦПМПК г.москвы с образовательными организациями Москва, 2015г. Дониченко О.Г., директор ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ ст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон 273 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии Обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 - принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обучения учащихся на дому в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской Администрация Богородского муниципального района Н ижегородской области УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 13.01.2016 5 г. Богородск Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования обучающихся Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «БГУ») ПОЛОЖЕНИЕ ГБОУ Школа 1194 Педагогический совет РЕБЁНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГБОУ ШКОЛЫ 1194 Дети с ОВЗ кто это? ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от Вариативность содержания и организационных форм дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ВОЛОСОВЕЦ Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Http://perspektiva-inva.ru/web-school Вебинар 26 апреля 2016 Web-школа РООИ «Перспектива» Инклюзивное образование http://perspektiva-inva.ru/web-school/vw-1942/ «Организация обучения обучающихся с ОВЗ Необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 1.3.5. специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и Программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и О практике внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с нарушением интеллекта Елена Николаевна Кутепова к.п.н., зам. Директора Института проблем инклюзивного образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2129» имени Героя Советского Союза П.И. Романова Вариативность образовательной среды в условиях реализации ФГОС для детей с Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности «Образование лиц с ОВЗ в Российской Федерации:гарантии преемственность, риски, права и обязанности» Кутепова Елена Николаевна, зам. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии 1 Приложение к приказу Муниципального общеобразовательного учреждения «Тоншаевская средняя школа» от 03.06. 2016 года 01-02/286 Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Актуальные вопросы внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Взаимодействие психолого-медико-педагогической ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА Муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр образования и здоровья «Магистр» Ребёнок с ОВЗ на пороге Обеспечение доступности для инвалидов общего образования В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект приказа от 10 августа 2009 г. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной «Роль руководителя МДОУ детского сада в создании условий для детей с ОВЗ» Заведующая МДОУ д/с 69 Овчарова Галина Михайловна Заслуженный учитель РФ 2014 год Нормативно-правовые документы Закон об образовании Права и ответственности родителей детей с ОВЗ и инвалидностью Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ст.н.сотр. Института проблем
Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России руководитель юридической группы РООИ «Перспектива» Международное законодательство Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Среди относящихся к нашей теме документов можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989г.), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Саламанкскую Декларацию. Все перечисленные документы закрепляют основные принципы равного доступа к образованию, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования, провозглашают право каждого человека с инвалидностью на получение образования в общей системе образования. Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: · развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; · обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества. · доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; · предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; · создание условий для освоения социальных навыков; · обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия примет на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы , регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации. По последней информации, Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году. Развитие инклюзивного образования в других странах Развитие законодательства и системы инклюзивного образования в каждой стране происходит по-разному. К примеру, Италия в 70-х годах начинала процесс внедрения инклюзии путем т. н. «шоковой терапии», когда практически одномоментно были закрыты специальные (коррекционные) и психоневрологические учреждения и детей с инвалидностью просто включили в обычную школьную среду. В итоге количество детей с особыми потребностями, которые учатся в массовых школах Италии, превышает 90%, в то время как в США – 45%. Необходимо заметить, что в Италии к качественному академическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья перешли лишь спустя десятилетия. Если в начале во главу угла ставилась социализация ребенка, то только в 1992 году принят закон, устанавливающий необходимость качественного обучения академическим дисциплинам. Законодательство играет существенную роль в выстраивании политики исполнительных органов власти в сфере образования. К примеру, в Штатах принят закон «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind (NCLB)), который обязывает все штаты обеспечить индивидуальный прогресс всех учащихся (в том числе детей с особыми образовательными потребностями), т. е. непрерывное и существенное улучшение успеваемости. Указанный закон также обязывает учителей использовать научно-обоснованные обучающие программы, включающие разные подходы и лучшие практики. Как показывает международный опыт, различия в подходе к инклюзивному образованию в разных странах носят исторический, культурный и религиозный характер. С учетом географических размеров нашей страны, этнокультурном, религиозном многообразии, различный подход к правовому регулированию инклюзивного образования в регионах неизбежен. Необходимо признать, что подобная «дикая инклюзия», реализуемая без нормативно-правового обеспечения, фактически имеет место в нашей стране. Мне кажется, что это обстоятельство необходимо отразить в резолюции конференции. Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования . В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании» Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г . устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании). · Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении; · «Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москвы» · «Положение о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО г. Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию». Указанные документы являлись в своем роде новаторскими, поскольку были разработаны в отсутствие федерального и московского законодательства. Следующим шагом было принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который: · закрепляет право лиц с ОВЗ на получение образования любого уровня; · дает определение терминам «ограничение возможности здоровья» и «инклюзивное образование»; · исключает некорректные выражения и словосочетания в отношении инвалидов; · устанавливает норму о недопущении дискриминации лиц с ОВЗ во всех сферах жизни; · устанавливает обеспечение образовательного процесса на основе индивидуальной программы реабилитации; · предусматривает обеспечение образовательного процесса помощниками педагога (тьюторами) и сурдопереводчиками; · предусматривает специальную подготовку педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья; · устанавливает порядок доплат педагогам и их помощникам Несмотря на прогрессивность закона, на сегодняшний день отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования, также отсутствует обеспечение финансирования дополнительных педагогов, тьюторов (сопровождающих), создания специальных условий. Включить в проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» отдельную главу, комплексно регулирующую вопросы образования лиц с ОВЗ. Указанная глава должна содержать только основные принципы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации. Более детальное регулирование должно осуществляться на региональном уровне с учетом географических, этнокультурных и иных особенностей. Необходимо на федеральном уровне включить в законодательство термин «инклюзивное образование» и предусмотреть четкие механизмы предоставления разумного приспособления и адаптации учебного процесса к индивидуальным образовательным потребностям для каждого учащегося, обучения педагогов и помощников педагогов (тьюторов) методикам работы с детьми с различными формами инвалидности. Также необходимо предусмотреть развитие ресурсных центров в каждом районе как «очагов инклюзии». Считаю необходимым включить в резолюцию необходимость введения упрощенного порядка лицензирования образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ. В заключение хотел бы подчеркнуть, что принципы инклюзии нашли поддержку на самом высоком уровне. Инклюзивный подход сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года Президентом Российской Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации ». Российская Федерация, провозглашенная в Конституции 1993 года как правовое и социальное государство для соответствия признакам демократического государства, должно обладать законодательной базой и государственными гарантиями в области социальной защиты лиц с ограничениями в здоровье, включая детей- инвалидов и социально-незащищенных слоев населения. В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования, либо содержащих по указанным вопросам отдельные нормы. К ним относятся, прежде всего, документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН и ее специализированными учреждениями – Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения государств. Так, право на образование закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в ст. 28 и 29 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных правоотношениях. Российская Федерация ратифицировала только часть международных актов из всех, которые не6посредственно касаются права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В частности, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка, Конвенцию ООН о правах ребенка, Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенцию о правах инвалидов. Российская Федерация 3 мая 2012 года ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым приняв обязательство по приведению национального законодательства во всех сферах в соответствие с международно-правовыми стандартами, закрепленными в Конвенции. Первым из документов, вышедшим после ратификации Конвенции о правах инвалидов, стал Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г. № 761. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в том числе поставившая в приоритетные задачи необходимость реформирования системы образования в соответствии с международными документами. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012. Реализация прав на образование лиц имеющих ограниченные возможности здоровья является одной из центральных проблем социальной справедливости, и получила широкое отражение в новом законе «Об образовании в РФ» (статьи 11, 13, 15, 16, 17, 31, 32, 34, 36, 41, 42, 45, 71, 79). Законодательство Российской Федерации опирается на основополагающие Международные документы в области образования, в которых предусматривается принцип равных прав на образование лиц с ОВЗ (например, это следует из рекомендательного письма руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»). Среди основополагающих нормативно-правовых актов в этой сфере можно выделить следующие: Конституция Российской Федерации (в ст.ст.1-2 содержатся положения о том, что каждый имеет право на образование). Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ст. 19 содержатся важные нормы о том, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение образования всех уровней в соответствии с индивидуальной программой реабилитации). Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», в ст.4 содержатся цели государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 (ред. от 19.02.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы". Главная задача проекта – создание условий для обучения детей с ОВЗ. Для этого в школах ведутся работы по обеспечению архитектурной доступности входных групп, классных помещений и санитарно-гигиенических комнат, столовых, медицинских блоков. Образовательные организации оснащаются специальным реабилитационным и компьютерным оборудованием для обучения и проведения коррекционной работы с детьми – инвалидами с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, государство, в лице его управомоченных органов, реализуя регулятивную функцию, определяет государственную политику в области социальной защиты детей с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, формируя основные законы и подзаконные акты в этой сфере. Общий анализ федерального законодательства, регулирующего инклюзивное образование, позволяет сказать, что оно не противоречит международным нормам и устанавливает достаточно прогрессивные правовые основы для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья как общего, так и специального образования. Существует обширная нормативно-правовая база, как международного, так и национального уровня, регулирующая право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, в системе российского законодательства сделаны шаги по развитию системы инклюзивного образования. Инклюзивное образование является относительно новой формой получения образования и, стоит отметить, что наиболее важной формой по получению образования детьми с особыми образовательными потребностями, так как данная категория детей является менее социально защищенной. В связи с этим необходимо развивать систему инклюзивного образования, включать детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы. Список литературы1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"// Российская газета. N 303. 31.12.2012. 3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ". 27.11.1995. N 48. Ст. 4563. 4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.06. 2012. N 23. Ст. 2994. 5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 (ред. от 19.02.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"// "Собрание законодательства РФ". 28.04.2014. N 17. Ст. 2060. 6. Ивлева Т.В. Реализация права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в России и Англии / Т.В. Ивлева//Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 1. 7. Ларионова М.А. Право детей-инвалидов на образование: международно-правовые стандарты и российское законодательство / М.А. Ларионова//Вестник Гуманитарного университета. 2014. № 2 (5). 8. Насонкин В.В. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование: проблемы и перспективы развития федерального законодательства/В.В.Насонкин//Ежегодник российского образовательного законодательства. 2012. Т. 4. № 4.
Федеральные документы:
|