Муниципальное право как учебная дисциплина предмет. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Научная дисциплина "Муниципальное право Российской Федерации" представляет собой совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, формах его осуществления, истории развития муниципального права и т.д.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом присущие всему нашему государствоведению научные методы: исторический, сравнительноправовой, статистический, конкретно-социологический и др.

Следовательно, муниципальное право Российской Федерации как отрасль права является предметом муниципального права как научной дисциплины - составной части российской юридической науки.

Для правильного понимания содержания научной дисциплины муниципального права важно понять, в чем суть идеи местного самоуправления, чем оно отличается от прежней организации власти на местах, характерной для советского периода развития нашей государственности.

В течение многих десятилетий после Октябрьской революции 1917 г. органы власти на местах, каковыми до начала 90-х годов выступали местные Советы и их исполнительные комитеты, были структурной частью централизованного государственного механизма управления. В соответствии с ранее действовавшими советскими Конституциями они являлись местными органами государственной власти и управления. И это трактовалось в советском государствоведении как единственно возможное решения проблемы взаимоотношений центра и мест, ибо позволяло, согласно теории государственного права, исключить свойственное западным странам противопоставление государственной власти в виде полновластных агентов центрального правительства на местах местным выборным органам - муниципалитетам.

Поэтому в советский период развития нашей государственности практически не использовались такие понятия, как "муниципалитеты", "муниципальное управление" и т.п. Взгляды отдельных ученых, писавших о местных Советах как об органах местного самоуправления, о муниципальном строительстве нашей страны, рассматривались в литературе как прямое извращение природы Советов, которые противопоставлялись буржуазным муниципальным органам.

Однако практика советского государственного строительства показала, что широко пропагандируемое полновластие советов,составляющих единую систему представительных органов государственной власти, служило лишь прикрытием всевластия партийного аппарата, всемогущество партийногосударственной номенклатуры в обществе и проблему самостоятельности местных органов, их взаимоотношений с вышестоящими органами, центральными министерствами и ведомствами не решало.

Организация и деятельность местных Советов и их исполнительных комитетов регулировались нормами таких основных отраслей права, как государственное право и административное право.Поэтому правовые аспекты деятельности этих органов изучались соответственно наукам государственного и административного права.

Вместе с тем организации и деятельность Советов и их исполнительных органов в целом, во всех их связях и проявлениях являлись предметом науки советского строительства, возникшей на стыке наук государственного и административного права и носящей в силу этого комплексный характер.

Возникновение и развитие науки советского строительства во многом было обусловлено наличием единой системы представительных органов власти - Советов, построенных на общих принципах: единства советов всех уровней как органов государственной власти; их верховенства и полновластия (которые носили однако формальный характер) в системе государственных органов; демократического централизма, проявляющегося в действительности в жёсткой бюрократической концентрации и централизации власти, иерархической соподчиненности местных органов, их подотчетности вышестоящим органам и др.

Накопленный за десятилетия опыт научных исследований организации и деятельности местных органов власти, научный инструментарий, конечно, во многом устарели. Осуществляемое в настоящее время реформирование органов власти на местах опирается во многом на дореволюционный отечественный, а также мировой опыт муниципального управления, который еще до недавнего времени игнорировался и отрицался как неприемлемый для советского государственного строительства.

Формируемая сегодня научная дисциплина "Муниципальное право" - это новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных, нежели наука советского строительства, взглядах и идеях об организации власти на местах.

Предметом изучения научной дисциплины муниципального права является не единая система представительных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., согласно которой:

местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;

право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;

существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;

органы местного самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. К ним относятся работы В.Н. Пешкова "Опыт теории земства и его земских учреждений по положению 1964 года января первого" (1865г.), "О праве самостоятельности как основе для самоуправления" (1871 г.); А.И. Васильчикова "О самоуправлении. Сравнительный обзор русских иностранных земских и общественных учреждений" (1869-1877 гг., т. 1-3); В.П. Безобразова "Земские учреждения и самоуправление" (1874 г.); Б.Б. Веселовского "История земства за 40 лет" (1909 г., т. 1-4), а также труды А.Д. Градовского, М.И. Свешникова, Н.И. Лазаревского и др.

Научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов советской власти, не отбрасывает его, как некогда был по существу отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь "наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из существенных признаков своего развития".

Научные работы, посвященные проблемам местного управления в советский период развития нашей государственности, в качестве источников представляют интерес для формирования муниципального права по крайней мере по двум основаниям: вопервых, надо учитывать, что в изучении организационных форм и методов работы местных представительных и исполнительных органов власти, их правового регулирования имелись определенные достижения, которые не потеряли своего значения и сегодня. И, во-вторых, важное место в процессе формирования и развития научной дисциплины муниципального права занимает критический анализ всего опыта исторического развития местных органов власти в нашей стране, что также предполагает обращение и использование научных исследований и работ прежних лет.

Научная дисциплина муниципального права, изучая одноименную отрасль права, обращается к практике реализации норм муниципального права, выявляет тенденции развития основных институтов и организационных форм местного самоуправления, формулирует свои предложения и рекомендации законодателю, всем заинтересованных в развитии местного самоуправления органам и лицам. Реализуя эти задачи учебная дисциплина муниципального права тесно взаимодействует со смежными дисциплинами: государственного права, административного права, финансового права и др.

Большое значение для развития муниципального права в нашей стране имеет изучение и использование не только опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского), но и муниципальной практики зарубежных стран. К сожалению, отечественной литературы, в которой бы обобщалась и анализировалась современная практика местного самоуправления зарубежных стран, не очень много. Одной из фундаментальных работ в этой области является книга Г.В. Барабашева "Муниципальные органы современного капиталистического государства" (1971 г.).

Муниципальное право как научная дисциплина - это не просто совокупность знаний, идей, теорий и т.д., а система знаний, под которой понимается логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание. Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права.

Система учебной дисциплины муниципального права имеет следующие составные части:

1. Введение в муниципальное право.

В этом разделе рассматриваются вопросы: понятие муниципального права как отрасли и научной дисциплины, предмет и источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, а также вопросы истории муниципального права.

2. Понятие и функции местного самоуправления. Муниципальная демократия.

Основой для формирования муниципального права является становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Поэтому значительное место в курсе муниципального права занимают вопросы: понятие местного самоуправления, его система, принципы и функции. В рамках этого раздела изучаются проблемы муниципальной демократии: соотношение в системе местного самоуправления прямой и представительной демократии; выборные и иные органы местного самоуправления; ассоциации и объединения органов местного самоуправления. 3. Основы деятельности местного самоуправления. Местное самоуправление - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения (под свою ответственность), что возможно при наличии определенных условий. Такими необходимыми условиями реализации местного самоуправления выступают основы деятельности местного самоуправления: территориальная, организационная, экономическая, финансовая и правовая.

4. Полномочия местного самоуправления.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. В данном разделе рассматривается компетенция органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения.

5. Гарантии местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления.

Обеспеченность прав местного самоуправления- необходимое условие осуществления, его реальности. Вместе с тем местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, с необходимостью предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление своих полномочий и функций.

Понятие и организационные формы осуществления местного самоуправления.

Понятие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который на ряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл.8).

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных местных органов.

  • 2. Местное самоуправление - это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное заведование местными делами. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечиваеться судебной защшпой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
  • 3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное(поа свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью. исходя из интересов всех жителей данной территории.

Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством местное самоуправления осуществляется гражданами:

  • 1) путем референдума, выборов, через собрания, сходы, другие формы прямого волеизъявления;
  • 2) через выборные и другие органы местного самоуправления. В системе местного самоуправления образуются и функционируют также органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.), ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
  • 2. Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации (ст. 12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного "уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые устанавливает Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится установление общих принципов организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально - финансовым ресурсам.

Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации передавать необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Диспозитивный метод характеризуется тем, что предоставляет субъекту правоотношения право выбора поведения по своему усмотрению или выбора между возможными вариантами поведения, указанными в соответствующем нормативно-правовом акте.

Например; “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств”, “муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности”.

В процессе правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления должно быть найдено разумное сочетание этих методов. Только в этом случае будут достигнуты цели регулирования, и оно будет эффективным.

7. Муниципальное право РФ как наука и учебная дисциплина

Различают муниципальное право РФ как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

В основе этого деления – качественное различие между этими явлениями. Они различаются по форме выражения, источникам, целям и функциям.

Отрасль права – это организационно обособленная группа правовых институтов, направленная на регулирование совокупности однородных общественных отношений.

Наука – это система взглядов и представлений относительно какого-либо явления.

Муниципальное право относится к общественным наукам, предметом которых выступает какое-либо общественное явление. Муниципальное право – юридическая наука.

Наука муниципального права изучает общественные отношения в сфере местного самоуправления, законодательства о местном самоуправлении в РФ.

Наука изучает отрасль права, ее институты, их закрепление, взаимодействие.

Система науки муниципального права включает:

– предмет и метод муниципального права;

– систему муниципального права;

– принципы территориальной организации местного самоуправления;

– вопросы местного значения;

– наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

– формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;

– органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

– муниципальные правовые акты;

– экономическую основу местного самоуправления;

– межмуниципальное сотрудничество;

– ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью;

– историю муниципального права РФ;

– муниципальное право зарубежных стран.

Система науки муниципального права строится на основе системы отрасли муниципального права, но значительно отличается от нее и содержит оригинальные элементы, касающиеся истории муниципального права как России, так и зарубежных стран, теоретических аспектов муниципального права.

Наука муниципального права в последнее время активно развивается.

Положения науки выражаются в монографиях, статьях, учебниках по муниципальному праву ученых-правоведов. Наука муниципального права взаимодействует с отраслью муниципального права и учебной дисциплиной.

Достижения науки муниципального права используются в законотворческом процессе.

Одним из крупнейших ученых, отдавших дань муниципальному праву, является Ю. А. Тихомиров.

В соответствии с системой науки муниципального права строится курс учебной дисциплины муниципального права. В настоящее время эта дисциплина входит в программу высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся по юридической специальности, по специальности “государственное и муниципальное управление” и др.

Целью отрасли муниципального права является правовое регулирование соответствующих общественных отношений.

Целью науки муниципального права является изучение муниципального права и определение его основных категорий, системы, места в системе российского права, разработки, способствующие совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления в РФ, анализ с этой целью норм закона, выявление общих закономерностей развития муниципального права, прогнозирование и т. д.

Наука носит теоретический характер , результаты научной деятельности опробуются уже на уровне отрасли права.

Научная деятельность носит творческий характер .

Учебная дисциплина не предполагает в отличие от науки муниципального права фундаментальных научных разработок. Целью учебной дисциплины муниципального права является обучение студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

8. Муниципально-правовые нормы

Отрасль права – это не что иное, как совокупность правовых норм. Нормы права данной отрасли группируются в более крупные образования – институты. Правовые институты – это образования внутри отрасли, включающие только однородные нормы права. В некоторых случаях они могут быть межотраслевыми, например институт гарантий при проведении выборов характерен для муниципального права и избирательного права РФ, институт муниципальной собственности характерен как для муниципального права, так и для гражданского права РФ, институт должностных лиц характерен как для муниципального, так и для административного права РФ и т. д.

Наличие межотраслевых институтов свойственно всем отраслям права, но особое значение они имеют в структуре комплексных отраслей права.

Норма права – юридически закрепленное общеобязательное и формально определенное правило поведения.

Норма права является исходной единицей правового регулирования.

Признаки нормы права:

1) закрепление в нормативно-правовом акте означает, что норма права записана в тексте нормативно-правового акта либо является юридическим обычаем и соответствующим образом выражена;

2) общеобязательность правовой нормы означает обязательное для всех предписание по соблюдению нормы права под угрозой неблагоприятных последствий для нарушителя, в случае нарушения правовой нормы в действие вступает аппарат государственного принуждения;

3) формальная определенность правовой нормы означает ее конкретное выражение, соответствие этого выражения требованиям, предъявленным к ее форме;

4) норма является правилом поведения, т. е. предусматривает возможность влиять на поведение субъекта правоотношения, устанавливает образец такого поведения.

Муниципальное право содержит материальные и процедурные нормы .

Материальные нормы устанавливают правовые основы муниципального права, его общие принципы, в основу которых положен материальный критерий: “Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации”.

Процедурные нормы устанавливают порядок, процедуру осуществления каких-либо действий: “Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования”.

Процедурные нормы столь же важны, как материальные.

Их нарушение сводит на нет материальные нормы и влечет нарушение принципов муниципального права.

Нормы муниципального права содержатся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, подзаконных актах федерального уровня, конституциях, уставах субъектов РФ, законах субъектов РФ, прочих нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов РФ, уставах муниципальных образований, других нормативно-правовых актах муниципальных образований.

Нормы муниципального права содержатся также в международных договорах РФ и других международных документах.

Особый источник норм муниципального права – общепризнанные международные принципы, являющиеся частью системы российского права.

Нормы муниципального права бывают императивные и диспозитивные .

Императивные нормы носят обязательный характер, содержат безапелляционное требование совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Диспозитивные позволяют выбрать модель поведения.

9. Место муниципального права в системе российского права

Место муниципального права в системе российского права определяется, во-первых, публичностью данной отрасли и, во-вторых, его комплексным характером.

Муниципальное право – публичная отрасль права.

В соответствии с общепринятой классификацией все право можно разделить на публичное и частное. Это деление в значительной степени условно.

Публичное право регулирует общественные отношения, представляющие первостепенное значение для государства . Для отраслей этой группы характерно в большей степени императивное регулирование.

Частное право регулирует вопросы, представляющие интерес главным образом для граждан.

Муниципальное право в силу целого ряда особенностей соотносится как с публичными, так и с частными отраслями права.

Наиболее тесно взаимодействие муниципального и конституционного права РФ . Конституционное право РФ служит отправной точкой для муниципального права, закладывает правовые основы институтов муниципального права, определяет его цели и принципы. Конституционное право наделяет граждан правом на местное самоуправление, закрепляет прочие права граждан, без которых осуществление местного самоуправления было бы невозможным.

Конституционное право определяет основы статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Подотрасль конституционного права – избирательное право РФ – также весьма тесно связана с муниципальным правом в части регулирования местных выборов и референдума. Избирательные права граждан, установленные избирательным правом, всецело распространяются на граждан при реализации ими избирательных прав в области местного самоуправления.

Муниципальное право тесно связано с такими отраслями российского права, как финансовое, налоговое, бюджетное право .

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” регулирует местные финансы, в том числе режим местных налогов и сборов наряду с Налоговым кодексом РФ. При этом он не должен противоречить Налоговому кодексу РФ.

Этот же Закон регулирует бюджетный процесс на местном уровне как самостоятельное направление деятельности органов местного самоуправления.

В настоящее время также действует Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Муниципальное право связано также с административным правом РФ по целому ряду вопросов. К этим вопросам относятся вопросы муниципальной службы, административной ответственности муниципальных служащих, а также вопросы культуры, образования и др.

Смежные нормы содержатся в таких актах, как Основы законодательства о культуре, Федеральный закон “Об образовании” и др.

Международное публичное право является частью системы российского права. Ряд принципов муниципального права закреплен на международном уровне.

Природно-ресурсное право предусматривает режим пользования природными ресурсами, вопросы приобретения права собственности на них как на объекты, ограниченные в гражданском обороте, что, естественно, не может миновать сферы заинтересованности соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделены компетенцией в сфере экологического права .

Соотносятся в вопросах регулирования муниципальной собственности, регулирования деятельности муниципальных предприятий муниципальное и гражданское право .

По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права .

Муниципальное и уголовное право РФ взаимодействуют, например, при уголовной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

10. Субъекты муниципального права РФ

Круг субъектов муниципального права очень широк, в связи с тем что весьма широк круг общественных отношений, находящихся в пределах правового поля муниципального права РФ.

Субъект права – это лицо или группа лиц, способная вступать в общественные отношения определенного вида, наделенная совокупностью прав и обязанностей. Субъектами муниципального права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Классифицировать субъекты муниципального права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация, ее субъекты, органы государственной власти РФ и др. К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам муниципального права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ;

3) Президент РФ;

4) Правительство РФ;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

6) Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

7) суды представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией;

10) органы местного самоуправления;

11) муниципальные образования;

12) население муниципального образования;

13) общественные объединения;

14) муниципальные должностные лица;

15) иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муниципального образования;

16) советы муниципальных образований и другие объединения.

Степень участия и плотность взаимодействия между субъектами муниципального права различны.

Каждый субъект муниципального права наделен соответствующими его статусу полномочиями.

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

11. Система муниципального права в РФ

Необходимым свойством любой отрасли права является его целостность. Система права – это его внутреннее строение, организация норм муниципального права в соответствии с их иерархией.

Целостность муниципального права – следствие его самостоятельности как отрасли права.

Нормы муниципального права не рассыпаются на множество автономных элементов, несмотря на то что они регулируют порой довольно далеко отстоящие друг от друга правоотношения. Это связано с тем, что их объединяют общие предмет, метод, функции, цели.

Муниципальное право – это не аморфная масса правовых предписаний, а единая система муниципальных норм. Муниципальное право внутренне организовано, нормы муниципального права взаимосвязаны и взаимозависимы.

В жизни права система играет особую роль, поскольку отражает одно из насущных его свойств – формализированность.

Логически полная и связанная система норм муниципального права возникает, в силу того что нормы муниципального права объединены в субинституты, институты.

Нормы муниципального права не одинаковы по своей юридической силе: они иерархизованы в зависимости от уровня, на котором они приняты, и компетенции органа, их издавшего, отношений, которые они регулируют. Как и в любой другой отрасли права, в муниципальном праве принята так называемая субординация норм.

Система муниципального права упрощает пользование законодательством, помогает осмыслить роль и правовую природу норм муниципального права.

Следует различать систему муниципального права как отрасли российского права и систему муниципального права РФ как науки. В отличие от системы отрасли система науки включает такие разделы, как история муниципального права России, зарубежное муниципальное право, предмет и метод муниципального права РФ и др.

Муниципальное право РФ имеет следующую систему.

1. Общие положения (раздел включает общие понятия и термины, характерные для всей отрасли муниципального права, такое включение в систему права основных категорий является юридической традицией и способствует более системному восприятию).

2. Принципы территориальной организации местного самоуправления.

3. Вопросы местного значения.

4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

7. Муниципальные правовые акты.

8. Экономическая основа местного самоуправления.

9. Межмуниципальное сотрудничество.

10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

11. Особенности организации местного самоуправления.

Эта система строится по аналогии с наиболее крупными группами муниципальных норм – институтами муниципального права.

Система муниципального права строится в соответствии с положениями Закона “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”. Подобные законы как рамочные имеют особую важность в плане организации системы права.

Система муниципального права РФ состоит из двух основных частей:

общая часть муниципального права РФ (нормы этой части затрагивают муниципальные отношения в целом, например нормы-принципы);

особенная часть муниципального права РФ (нормы этой части затрагивают отдельные вопросы правового регулирования, например, ответственность органов местного самоуправления).

Систему муниципального права составляют международные и внутренние нормы муниципального права.

Среди муниципальных норм большое значение имеют нормы-принципы.

Вся система муниципального права строится в соответствии с этими принципами.

12. Основные теории местного самоуправления

Политическая и правовая мысль издревле интересовалась вопросами организации власти на местах.

В отношении этих вопросов зачастую складывались совершенно противоположные мнения. Например, относительно того, как соотносятся между собой муниципальная и государственная власти (а значит, и органы государственного управления и муниципальные органы), существуют следующие точки зрения:

1) местное самоуправление – самостоятельная деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач местного значения, в которую государственные органы вмешиваться не вправе, а муниципальная власть отделена от государственной власти;

2) местное самоуправление осуществляется государством в лице государственных органов на местах, которые подотчетны и подконтрольны центральным органам государственной власти, муниципальная власть как самостоятельная власть органов местного самоуправления не существует, а является формой государственной власти.

Эти теории главным образом дифференцированы в зависимости от того, что признается источником власти в муниципальном образовании , кем наделяются властью в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления. В первом случае эту власть они получают непосредственно от местных жителей, в решении вопросов местного значения они представляют их и ответственны именно перед ними. Эта модель местного самоуправления наиболее полно соответствует идеалам демократии и современным представлениям о теории местного самоуправления.

Во втором случае свою власть и все полномочия по решению вопросов местного значения местные органы получают сверху. Они представляют государственную власть на местном уровне. За результаты своей деятельности они ответственны перед вышестоящими государственными органами, подотчетны и подконтрольны им. Данная модель организации местной власти характерна для государств с авторитарным или тоталитарным режимом правления. Местная власть лишь профанирует идею местного самоуправления, никакой реальной самостоятельности по отношению к центру у местных органов нет.

Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления .

При определении предмета муниципального права и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего это комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина , осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом ; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы местного самоуправления руководствуются нормами гражданского права и т.д.

Таким образом, предмет муниципального права включает часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Кроме того, нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами, а также муниципалитетами. Ко вторым - предпринимательскую деятельность муниципальных предприятий , гражданско-правовые отношения органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами .

Таким образом, муниципальное право России рассматривается как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер.

При определении предмета и метода муниципального права необходимо также учитывать, что муниципальное право России - это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней публичной власти , а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

  • отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия ;
  • отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;
  • отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;
  • отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы и муниципальных служащих;
  • отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;
  • отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти ;
  • отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Система муниципального права

Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

В муниципально-правовых отношениях:

  • участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм;
  • регламентируется конкретное поведение участников этих отношений;
  • и отдельные местного самоуправления , формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия . Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства , с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений , а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов , образование внебюджетных фондов основаны на нормах финансового права ; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации , осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права ; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом ; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к


Термин "муниципальное право" используется для обозначения не только отрасли права, но и научной дисциплины.

Научная дисциплина "муниципальное право" - это совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Муниципальное право как наука - более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм использует дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований учеными, помимо действующих в Российской Федерации в настоящее время институтов местного самоуправления, изучается также и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также отмечается обращение к зарубежному муниципальному опыту.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Возникновение науки муниципального права датируется началом 90-х г. XX века. Вместе с тем проблемы организации органов местного управления изучались еще задолго до этого. Поэтому при исследовании проблем местного самоуправления часто происходит обращение к дореволюционному опыту организации земской власти в Российской империи, а также опыту организации местных советов в СССР.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Опыт организации земского и городского самоуправления был предметом изучения многих видных дореволюционных ученых-юристов. В первую очередь можно отметить такие фундаментальные работы, как "Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть" В.П. Безобразова (1882), "О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений" А.И. Васильчикова (1869 - 1877), "История местного самоуправления в России" А.Д. Градовского (1899), "Самоуправление" Н.И. Лазаревского (1902). Изучением проблем местного самоуправления занимались также Л.А. Велихов, Н.М. Коркунов, В.Н. Лешков, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин и др.

Однако в дореволюционной России не произошло выделение муниципального права в качестве отрасли права или научной дисциплины. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В советское время местное самоуправление в нашей стране было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами государственной власти. Не следует, однако, полностью отбрасывать опыт изучения этой системы, который получил отражение в юридической науке советского строительства. Среди видных теоретиков данной науки можно назвать таких ученых, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Ю.М. Козлов, Е.И. Козлова, А.Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, К.Ф. Шеремет.

Многие из них в настоящее время являются видными представителями науки муниципального права. Помимо них проблемы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации в последние годы активно изучаются такими учеными, как Н.С. Бондарь, И.В. Выдрин, А.И. Коваленко, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, И.И. Овчинников, Н.А. Писарев, Н.В. Постовой, В.И. Фадеев, Е.С. Шугрина, В.С. Четвериков и многие другие.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом как общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологический), так и специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

Термин "муниципальное право" понимается также в качестве учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами специальностей 021100 "Юриспруденция", 061000 "Государственное и муниципальное управление", а также некоторых других. Задачи данной учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки:

1) учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях;

2) учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями;

3) наука всегда обладает свойством пробельности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может;

4) источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины - учебники и учебные пособия.

В рамках данной учебной дисциплины изучаются как наиболее значительные нормы муниципального права, так и важнейшие теоретические положения, выработанные наукой.

5. Источники муниципального права

1. Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции РФ посвящена отдельная гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры пространства местного самоуправления:

население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;

экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежат населению муниципального образования;

система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.);

местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия в решении вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;

местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Специальной 8-й главой Конституции РФ конституционные нормы о местном самоуправлении не исчерпываются. Согласно ст. 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления; в ст. 8 установлено, что в Российской Федерации признается и защищается муниципальная форма собственности; в ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности; согласно ст. 15 органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы; в ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления; согласно ст. 24 органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; в ст. 32 установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в ст. 33 закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40 закрепляет обязанность органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, создания условий для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную плату предоставлению жилья из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; в ст. 41 указывается о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения; ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и предоставляет каждому право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении; в ст. 46 установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд; согласно ст. 72 установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Федеральное законодательство.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Указанный Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяются также в следующих правовых актах Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";

"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации";

"О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации";

"О связи"; "О почтовой связи";

"Об образовании"; "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";

"О ветеранах"; "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; "О беженцах"; "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

"О полиции"; "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований. Особое значение здесь имеют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России, - о Совете по местному самоуправлению, о Конгрессе муниципальных образований, утверждающие программы государственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации), а также решения Правительства РФ и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-территориальных образованиях и др.

Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считался источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ.

3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Акты местного самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов. Это уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и правовые акты глав местных администраций, многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.

Особое значение среди актов местного самоуправления имеет устав муниципального образования. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;

органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти;

осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии средств;

предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом;

при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям;

необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся;

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом;

местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;

статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий;

любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом;

органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для решения задач, представляющих общий интерес;

органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

В Европейской хартии местного самоуправления содержатся также и иные положения о местном самоуправлении, соблюдение которых обязательно для Российской Федерации.

И осуществления отдельных государственных полномочий.

На сегодняшний день серьезная дискуссия ведется по вопросу о целесообразности выделения муниципального права в качестве отрасли российского права. Согласно наиболее распространенной в научной литературе точке зрения муниципальное право является самостоятельной отраслью права, характеризующейся таким свойством как комплексность. В силу чего предмет регулирования муниципального права пересекается с предметом регулирования других отраслей права. Например, бюджетный процесс в муниципальном образовании регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и потому указанная область общественных отношений относится к предмету регулирования и муниципального и финансового права.

Согласно другой точке зрения муниципальное право не следует рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права, так как предмет и метод регулирования муниципально-правовых норм охватывается предметом и методом конституционного права. При этом муниципальное право рассматривается как подотрасль конституционного права, т.е. совокупность норм, регулирующих однородные отношения в рамках отрасли конституционного права, наряду с избирательным правом, нормами, регулирующими деятельности представительных органов (парламентским правом) и др. Главным аргументом в данном случае является единство по своей природе вопросов местного значения и вопросов государственного значения.

1) особую отрасль знаний - науку муниципального права;

2) учебную дисциплину - муниципальное право.

Таким образом, для глубокого понимания смысла категории муниципального права необходимо проанализировать различные ее аспекты.

Муниципальное право как отрасль российского права. Предмет и метод муниципального права

В основе классификации отраслей права лежат категории предмета и метода. Однако выделение муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права во многом обусловлено изменениями общественно-политического строя Российской Федерации в ходе преобразований 80-90-х годов.

Традиционно деятельность местных органов власти, а также участие населения в решении актуальных вопросов жизнедеятельности той или иной территории в российском праве регулировалась в рамках отрасли государственного права. С внедрением в российскую действительность категории гражданского общества как сферы деятельности общественных институтов, свободной от вмешательства государства, формируется концепция, затем воплощенная в Конституции Российской Федерации, согласно которой органы не входят в структуру органов государственной власти.

Закрепление указанной концепции на конституционном уровне послужило юридическим основанием для формирования базы муниципального законодательства и выделения муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права

Предметом муниципального права в широком смысле являются правоотношения, производные от принципа народного суверенитета и воплощенные в различных формах народовластия.

Наиболее обще группа муниципально- правовых отношений, составляющих предмет муниципального права, может быть разделена на два блока:

  1. общественные отношения по поводу решения вопросов местного значения;
  2. общественные отношения, связанные с реализацией отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Однако предмет муниципального права может быть детализирован:

  • общественные отношения по поводу формирования органов местного самоуправления;
  • общественные отношения по поводу владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью ;
  • общественные отношения, связанные с формированием, исполнением, контролем за исполнением местного бюджета ;
  • общественные отношения, связанные с функционированием институтов непосредственной демократии;
  • общественные отношения, связанные с деятельностью территориального общественного самоуправления;
  • и другие.

Как было сказано выше, предмет муниципального права имеет комплексный характер, что позволяет говорить о наличии в муниципальном праве смежных норм, то есть норм , относящихся и к другим отраслям права ( , гражданскому праву , административному праву и др.).

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

1. Население муниципального образования . При этом к участию в решении определенных вопросов могут быть привлечены только жители муниципального образования, обладающие право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. По ряду вопросов такого ограничения нет, как нет и привязки места жительства лица к территории конкретного муниципального образования .

2. Органы и должностные лица местного самоуправления : глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления участвуют в издании муниципальных правовых актов и принятии решений по , по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также по вопросам организации собственной деятельности.

Особым статусом обладает избирательная комиссия муниципального образования, которая согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление - особый субъект муниципального права, о котором речь идет статье 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под территориальным общественным самоуправлением при этом понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

4. Муниципальные образования . Муниципальное образование представляется возможным также рассматривать в качестве самостоятельного субъекта муниципального права. Муниципальное образование является собственником муниципального имущества, в гражданских правоотношениях муниципальное образование представляют органы местного самоуправления. В рамках межмуниципального сотрудничества муниципальные образования образуют советы муниципальных образований и межмуниципальные организации .

5. Органы государственной власти в установленных законодательством случаях выступают в качестве субъектов муниципального права. Так, органы государственной власти участвуют в муниципальных-правоотношениях в процессе выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, в рамках реализации мер ответственности в отношении органов местного самоуправления и др.

Перечисленные группы субъектов муниципально-правовых отношений являются основными. В юридической литературе при этом указывается на существование таких субъектов муниципальных правоотношений как общественные объединения, в ходе муниципальных выборов, советы муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества и др.

Для муниципального права характерна триада общеправовых методов регулирования: предписание, дозволение и запрет. При этом в муниципальном праве присутствует как императивное, так и диспозитивное начало. Императивное начало, в частности, проявляется в установлении обязательного перечня органов, которые должны быть созданы в каждом муниципальном образовании, определении исчерпывающего перечня муниципальных правовых актов, необходимости вынесения установленного перечня проектов муниципальных правовых актов на публичные слушания, установлении круга запретов для лиц, замещающих должности муниципальной службы и т.д.

Диспозитивное начало проявляется в возможности выбора механизма формирования представительного органа местного самоуправления, в полномочиях по самостоятельному владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и т.п.

Система отрасли муниципального права

Совокупности норм муниципального права, регулирующие однородные общественные отношения, образуют институты муниципального права. К таковым в частности относятся:

  • совокупность норм, определяющих компетенцию местного самоуправления (вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия);
  • совокупность норм, устанавливающих систему и полномочия органов местного самоуправления, а также статус и полномочия должностных лиц местного самоуправления;
  • совокупность норм, регулирующих формы народовластия в системе местного самоуправления;
  • совокупность норм, устанавливающих территориальные основы местного самоуправления;
  • совокупность норм, устанавливающих порядок применения мер ответственности в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • иные институты.

Следует отметить, что в литературе существует подход, согласно которому в системе отрасли муниципального права можно выделить общую и особенную части. При этом к общей части относят федеральный уровень регулирования, а к особенной - региональный и муниципальный уровни регулирования.

Согласно другой точке зрения общую часть муниципального права составляют нормы, устанавливающие ключевые для данной отрасли понятия и закрепляющие статусы, а к особенной части относятся нормы, закрепляющие полномочия органов по отдельным отраслям деятельности.

Однако на сегодняшний день в литературе преобладает подход, согласно которому муниципальное право рассматривается как отрасль права, в которой общая и особенная части не выделяются.

Иерархия источников муниципального права строится в соответствии с общими принципами иерархии правовых актов в Российской Федерации.

Таким образом, важнейшее место в системе муниципального права занимает Конституция Российской Федерации. Закрепление норм о местном самоуправлении в первой главе Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» обеспечивает высокий уровень гарантий местному самоуправлению в Российской Федерации. Следует отметить, что вопросам организации местного самоуправления также посвящена отдельная глава 8 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Одним из основных международных документов в сфере местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.). Европейская хартия местного самоуправления - рамочный документ, в ней закреплены основные принципы организации местного самоуправления в демократическом государстве.

Источниками муниципального права также являются федеральные конституционные законы. Например, ряд норм муниципального права содержит Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Федеральные законы, составляющие правовую основу местного самоуправления, можно разделить на законы общего характера (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и др.) и законы специального характера (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.).

Ключевое место в системе отраслевых законов о местном самоуправлении занимает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором исчерпывающим образом перечислены типы муниципальных образований, а также за каждым типом закреплен соответствующий исчерпывающий перечень вопросов местного значения.

Указанный Федеральный закон устанавливает экономические основы местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит наиболее полный в российском законодательстве перечень институтов непосредственной демократии.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отличие от его предшественника Федерального закона 1995 года более полно регулирует вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации, оставляя органам власти субъектов Федерации четко очерченную сферу регулирования.

Вопросы организации местного самоуправления также регулируются актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. К таковым, например, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и принятое во исполнение данного Указа Президента распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р, которым, в частности, утвержден дополнительный перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также участвуют в регулировании вопросов организации местного самоуправления.

Как было отмечено выше, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно сузил возможности регионов в части регулирования местного самоуправления. Однако по вопросам, прямо установленным указанным Федеральным законом, могут приниматься законы субъектов Российской Федерации. К примеру, такие законы принимаются по вопросам гарантий прав граждан на участие в муниципальных выборах и местных референдумах, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются границы муниципальных образований и др.

Другим источником муниципального права являются муниципальные правовые акты. Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Примером муниципального правового акта являются Положение о бюджетном процесс в муниципальном образовании, а также порядок осуществления правотворческой инициативы граждан, утверждаемые решением представительного органа местного самоуправления.

Спорным является вопрос об отнесении к источникам муниципального права решений Конституционного Суда Российской Федерации. Формально решения Конституционного Суда в Российской Федерации не являются источниками права, однако в правовой доктрине уже давно признана роль Конституционного Суда как негативного законодателя, кроме того, мотивировочная часть решений Конституционного Суда зачастую позволяет лучше понять и правильно применять нормы законодательства.

В качестве иных источников права в юридической литературе также указываются соглашения между органами местного самоуправления, традиции и обычаи, сложившиеся на территории муниципального образования, и др.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Понятием муниципального права как науки охватываются не только вопросы, связанные с изучением действующего российского законодательства о местном самоуправлении, но и вопросы организации местного самоуправления за рубежом, а также и др.

В рамках учебной дисциплины муниципального права рассматриваются ключевые положения законодательства о местном самоуправления, а также фундаментальные начала науки муниципального права. Наука и учебная дисциплина муниципального права составляют теорию муниципального права как особой области знания.

Формирование государственной политики в области местного самоуправления с учетом теоретических разработок ученых - специалистов в области муниципального права является условием обеспечения построения эффективной модели местного самоуправления на практике.

Подробнее:

1. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России. Учебник . М.: Проспект. 2009.

2. Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

3. Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

4. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. С. 3-10.

Рекомендуемая литература

Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть . СПб., 1882.

Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма. 2008.

Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. - М.: «Формула права», 2005.

Васильев В.И. Муниципальное право России. Учебник М., 2008.

Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869-1871. Т. I-III.

Дитятин И.И. К истории городового положения 1870 г. // Статьи по истории русского права. Спб., 1913.

Колюшин Е.И. Муниципальное право России. Курс лекций. М., 2008.

Конституция как символ эпохи: В 2-х т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 2. М., 2004.

Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е издание М., 2009.

Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

Мокрый В.С. Местное самоуправление в России. Конституционно-правовые основы и пути реформирования . Самара, 2003.

Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е издание М., 2007.

Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007.

Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2005.

Шеремет К.Ф. Советское строительство: учебник. М., 1965.