Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей методическая разработка на тему. Нормативно- правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Нормативно правовое обеспечение дополнительного образов

Н. А. Мухамедьярова

Нормативно-правовое регулирование предоставления дополнительного образования

детям в России

В статье представлены результаты анализа законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детям в 83 субъектах РФ. Проведена систематизация документов на основе разработанных двух групп критериев и показателей: критерии отбора актуальной базы и критерии ее анализа. Выявлены проблемы законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере предоставления дополнительного образования детям в субъектах РФ.

Ключевые слова: законодательная и нормативно-правовая база, система дополнительного образования детей, региональные и муниципальные документы, распорядительные документы.

N. A. Mukhamedyarova

Normative Legal Regulation of Providing Children"s Further Education in Russia

The paper presents the results of the analysis of legislative and regulatory framework on providing children"s further education in 83 regions of the Russian Federation. Systematization of documents held by the two groups developed criteria and indicators: the actual database selection criteria and criteria for the analysis. The problems of the legislative and regulatory framework in the field of the provision of children"s further education in the regions of the Russian Federation are revealed.

Keywords: legislative and regulatory framework, the system of children"s further education, regional and municipal documents, administrative documents.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития. В этой связи особо значимым становится законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая сферу дополнительного образования детей не только на федеральном уровне, но и уровне субъектов РФ. Важно, чтобы региональная и муниципальная нормативно-правовая база способствовала развитию сферы дополнительного образования детей, а не создавала ограничения, сложности и проблемы. В этой связи, научный и практический интерес нашего исследования был направлен на разрешение существующих противоречий: между стратегической установкой современной системы дополнительного образования детей на развитие ее законодательной и нормативно-правовой базы и отсутствием единых механизмов анализа этой базы; между высоким потенциалом законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию системы дополнительного образования детей, и недостаточной осведомленностью специалистов этой сферы о лучших образцах нормативно-правовых документов.

Методологическую основу анализа законодательной и нормативно-правовой базы составили ключевые положения системного и комплексного подходов. В контексте системного подхода

сфера дополнительного образования детей определяется как сложная многофункциональная и разно-многоуровневая социально-педагогическая система открытого типа. Поэтому ее законодательное и нормативно-правовое регулирование, состоящее также из уровней, имеющее иерархию и самостоятельные компоненты, важно рассматривать не изолированно, а в их взаимосвязи. Это позволяет выявить не только общие системные свойства, но и качественные характеристики современной нормативно-правовой базы, определить их функциональное назначение, роль в системе. В рамках комплексного подхода проведение анализа позволило выстроить взаимосвязи различных разнородных элементов анализа: уровни законодательной и нормативно-правовой базы (региональный, краевой, муниципальный); виды документов (законы, приказы, распоряжения и т.д.); источники нормотворчества (правительство региона, департаменты, мэрии и т.д.). Комплексный подход обеспечивает целостность процесса анализа и его результатов, поскольку ориентирует на всестороннее изучение объектов и полноту их содержания.

Анализ законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детям проводился по 83 субъектам РФ. Следует подчеркнуть, что научный интерес для нашего анализа представляли как общие,

© Мухамедьярова Н. А., 2013

комплексные нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровня, регламентирующие все уровни системы образования и содержащие внутри документа информацию, относящуюся к дополнительному образованию детей, так и частные документы, касающиеся непосредственно системы дополнительного образования детей в субъектах РФ.

Отбор документов осуществлялся через представленные из субъектов РФ источники информации. Целью отбора являлось составление списка документов для последующего их анализа, поэтому важно было найти репрезентативные и грамотно составленные, с точки зрения юридической техники, нормативно-правовые акты. В связи с этим для данного этапа были разработаны внешние критерии отбора документов: критерий соответствия документа юридическим и правовым нормам, изложенным в федеральных актах, регламентирующих нормотворчество ; критерий актуальности документа; структурный критерий.

На основе этих критериев было отобрано 103 законодательных и нормативно-правовых акта субъектов РФ и муниципальных образований по вопросу предоставления дополнительного образования детей, в том числе 65 документов регионального уровня (областного, республиканского) и 38 документов уровня муниципальных образований.

Систематизация отобранных для анализа документов позволила нам констатировать, что нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образования детей в субъектах РФ осуществляется преимущественно через распорядительные документы (областные законы региональных законодательных собраний, городских и областных дум субъектов РФ), указы президентов республик РФ, приказы региональных и муниципальных органов управления образованием и приложения к ним, постановления губернаторов и мэров субъектов РФ, органов управления образованием, региональных правительств, распоряжения правительств и региональных органов управления образованием, решения городских дум субъектов РФ.

Особенность регламентации через распорядительные документы заключается в содействии органу управления регулировать и координировать деятельность, обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своих нормативно-правовых решений. В юридическом плане распорядитель-

ные документы относятся к правовым актам: в них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов возникают конкретные административно-правовые отношения в сфере управления; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что региональные и муниципальные органы управления образованием более пристальное внимание обращают на регламентирование конкретных вопросов в системе дополнительного образования детей.

Для анализа законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ были применены качественные критерии анализа и показатели к ним, представленные ниже.

Целевой критерий позволяет определить: соответствие целей региональных документов приоритетным направлениям законодательной и нормативно-правовой базы федерального уровня, государственному заказу системе дополнительного образования детей; соответствие целей региональных документов запросам системе дополнительного образования со стороны заказчиков; направленность в целях документов на конкретный конечный результат дополнительного образования детей по времени и срокам достижения.

Основные целевые ориентиры изученных законодательных и нормативно-правовых документов по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ имеют следующий обобщенный вид:

Повысить роль учреждений дополнительного образования в воспитании, обучении и творческом развитии личности в регионе;

Закрепить гарантии правовой и социальной защиты детей в субъектах РФ; создать правовое обеспечение реализации государственной образовательной политики в интересах детей;

Регламентировать предоставление государственной услуги «дополнительное образование детей»;

Реализовывать права детей на получение дополнительного образования, установить единообразие при приеме граждан в учреждения дополнительного образования детей;

Обновлять содержание дополнительного образования детей;

Повысить качество и доступность дополнительного образования детей; утвердить перечень показателей качества дополнительных образовательных услуг; создать механизм формирования нормативных требований к развитию системы управления качеством образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования детей;

Развивать творческий потенциал и повышать профессиональную квалификацию педагогов;

Осуществлять государственную и общественную поддержку развития одарённости детей на территории субъектов РФ;

Поощрять детей, добившихся значительных достижений в развитии своих интеллектуальных, творческих, социальных, спортивных способностей; внедрять и развивать инновационные процессы в системе дополнительного образования детей;

Предпринимать меры по развитию различных форм сетевого взаимодействия в образовании;

Создавать комфортные условия для участников отношений, возникающих при организации дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъектов РФ;

Устанавливать нормативы финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования детей;

Установить размеры и условия оплаты труда работников системы дополнительного образования детей;

Установить размер и порядок внесения родительской платы за обучение детей в учреждениях дополнительного образования детей;

Установить перечень льготных категорий населения по плате за обучение детей и др.

Целевые ориентиры, заявленные в документах, разнообразны, затрагивают все основные сферы системы дополнительного образования детей. С одной стороны, региональные документы сопровождают и обеспечивают реализацию целевых установок федерального законодательства, регулирующего эту область, таких как: обеспечение доступности и бесплатности дополнительного образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года); обновление и совершенство-

вание содержания дополнительного образования, внедрение инновационных моделей воспитания и развития (Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы); выстраивание разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей (Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов); изменение роли и значения дополнительного образования в системе образования (Федеральные государственные образовательные стандарты) и др.

С другой стороны, анализ документов по целевому критерию выявил следующую особенность регионального нормативно-правового регулирования как конкретность. Большинство актов содержат инструкции, меры, списки действий, последовательность мероприятий, направленные на решение частных конкретных проблем предоставления дополнительного образования, имеющихся в субъектах РФ. Следует также отметить похожесть и одинаковость проблем во всех регионах.

Анализ документов на основе содержательного критерия позволяет оценить уровень содержания и организации региональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в субъектах РФ, отраженные в их законодательной и нормативно-правовой базе. В том числе: степень обновления содержания дополнительного образования (разнообразие, появление новых форм, направлений деятельности); восстребованность определенных форм и направлений содержания дополнительного образования детей; развитие инновационных процессов в дополнительном образовании.

Все представленные законодательные документы достаточно разнообразны по своему содержанию, но их можно объединить тематические группы, направленные на регламентацию и развитие дополнительного образования детей. В числе наиболее часто повторяющихся групп документов об образовании лидируют те, которые декларируют общедоступность дополнительного образования не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и на уровне общего и профессионального образования. В документах субъектов РФ говорится также о значимости и развитии дополнительного образования в направлениях культуры и спорта, предоставлении возможности детям выбора услуг, касающихся научно-технического творчества, спортивной подготовки и других образовательных областей.

В процессе анализа нормативно-правовых документов выявлена тенденция развития разнонаправленных учреждений дополнительного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов, клубы юных туристов и иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии), которые позволят создать многообразие выбора социальных заказчиков.

Лучшие документы отражают содержательное многообразие учреждений, в которых реализуется дополнительное образование, образовательные программы, инновационные технологии. Исходя из анализа содержания документов, можно увидеть, что администрации регионов предоставляют возможность дополнительному образованию выявления одарённых детей посредством участия их в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спортивных состязаниях, исследованиях и др.

В рамках системы дополнительного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей. Важным шагом региональных властей в сторону развития дополнительного образования является создание таких нормативно-правовых документов, которые бы декларировали право на социальную поддержку обучающихся в сфере дополнительного образования.

Таким образом, исходя из содержания законодательства в сфере дополнительного образования детей, можно сделать вывод о сохранении основополагающих признаков предоставления данного вида образования, его поддержка органами региональных властей. Тем не менее, оснований для удовлетворения современным состоянием содержания нормативных правовых актов нет.

Анализ документов по критерию обеспечивающих условий проводился через набор следующих показателей: проработанность групп условий в нормативно-правовой базе; приоритетность конкретных условий; наличие нормативных механизмов реализации условий.

Основное внимание в законодательной и нормативно-правовой базе субъектов РФ уделяется вопросам финансирования и кадровому обеспечению дополнительного образования детей.

Лучшие образцы нормативно-правовых документов представляют механизмы финансирова-

ния дополнительного образования в следующих аспектах:

Финансирование на основе субвенций из областного бюджета;

Финансирование на основе разработанных органами государственной власти бюджетов, установления тарифов подушевого финансирования;

На основе расчёта нормативных затрат на оказание услуги и др.

Законы, приказы и постановления региональных властей позволяют учреждениям дополнительного образования детей привлекать кроме бюджетных и другие источники финансирования. Этими источниками являются: организация дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, спонсорская помощь.

С точки зрения нормотворчества в области дополнительного образования необходима кадровая политика. В анализируемых документах отмечаются следующие основные положения кадровой политики в этой сфере:

Возможность повышения уровня квалификации педагогов дополнительного образования;

Предоставление заработной платы, определяемой способностями, опытом, ответственностью;

Создание системы поощрений лучших педагогов дополнительного образования;

Организация конкурсов педагогических работников дополнительного образования.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов с позиции создаваемых условий доступности дополнительного образования показывает, что законодательство в этой области находится в стадии своего развития.

Анализ документов по результативному критерию проводился через набор следующих показателей: наличие в документе описания ожидаемого результата; соответствие ожидаемых результатов заявленным целям; разнообразие форм представления результатов; наличие не просто констатации полученного итога, а выводов и указания возможных дальнейших перспектив.

Правовые документы, отражающие результат предоставления услуги дополнительного образования, можно представить в виде логично взаимосвязанных друг с другом групп. Первая группа документов отражает целостный механизм оценки качества услуг дополнительного образования, выстроенный в систему положений построения

такого механизма. Вторая группа документов нацеливает на создание критериев и показателей качества услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей. Третья группа документов отражает стандарт качества оказания услуг дополнительного образования, в котором изложены комплексные требования ко всем элементам предоставления дополнительного образования детей в учреждениях разных типов. Четвёртая группа представляет результаты работы учреждений дополнительного образования, дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях, итоги конкурсов, программ, результаты мониторинга.

Анализ вышеназванных документов позволяет констатировать нацеленность актуальной действующей нормативной правовой базы регионов на достижение нового уровня воспитания и обучения в системе дополнительного образования детей, на приоритет качественного развития, а не стабильного функционирования.

Исследование законодательных документов позволило выявить следующие проблемы в нормативно-правовом регулировании дополнительного образования детей в субъектах РФ:

1. Отсутствие комплексного документа, который бы включал все блоки системы дополнительного образования детей и создавал основы ее нормативного регулирования на уровне муниципального образования, региона, республики.

2. Дополнительное образование детей имеет противоречивый нормативно-правовой статус. С одной стороны, во многих документах говорится о важности и значимости этой системы, о невозможности без ее участия полноценно развивать, воспитывать и обучать, но, с другой - мы можем видеть достаточно документов, где дополнительное образование упоминается лишь в списке перечислений уровней образования, без уделения ей должного внимания внутри.

3. Принцип доступности дополнительного образования носит, как правило, декларативный характер. Как показывает сопоставительный анализ документов, перечень мер, призванных обеспечить этот принцип, применяемых названными регионами, стандартен, не очень велик, формулировки носят, как правило, лозунговый характер.

4. Доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья нормативно не закреплена.

5. Из анализа прав, социальных льгот и гарантий, закрепленных в законодательной базе

субъектов РФ, трудно сделать оптимистичный вывод о правильном понимании законодателем роли и значения педагогических кадров дополнительного образования в современном обществе. Значительная часть регионов в лучшем случае ограничилась сохранением прав и льгот, которые традиционно предоставляло педагогам государство (удлиненные отпуска, некоторые преимущества в получении жилой площади и др.).

6. Целевые установки, заявленные в документах, не всегда находят процессуальное и содержательное отражение в нормативно-правовых актах способов и методов их достижения.

Анализ основополагающих положений законодательной базы регионов РФ показывает, что законотворческий опыт содержит немало ценных наработок, заслуживающих внимания нормативно-правовых решений, знание которых значительно расширяет наши представления о путях, способах, конкретных вариантах совершенствования российского законодательства.

Но, к сожалению, в настоящий момент законы либо носят общий характер, закрепляют отношения на уровне принципов, основ нормативного правового регулирования в сфере дополнительного образования детей, либо регулируют отношения в этой области на каком-то одном уровне общего или профессионального образования.

Библиографический список

1. Кашина, Т. В. Юридическая техника [Текст]. -2-е изд., пересмотр. - М. : Норма, Инфра-М, 2011. -496 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

3. Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

4. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» [Текст] // Закон: создание и толкование / под ред. А. С. Пигол-кина. - М., 1998. - С. 216-217.

Bibliograficheskij spisok

1. Kashina, T. V. Yuridicheskaya tekhnika . - 2-ye izd., peresmotr. - M. : Norma, Infra-M, 2011. - 496 s.

2. Postanovleniye Pravitel"stva Rossijskoj Federacii ot 13 avgusta 1997 goda № 1009 «Ob utverzhdenii pravil podgotovki normativnyh pravovy"h aktov federal"ny"h

о^алоу 15ро1пкеГпо] у^БИ 1 Ш gosudarstvennoj registra-си».

3. Рг1ка7 Minyusta КР ot 4 тауа 2007 g. № 88 «ОЬ utverzhdenii Ка7"уаБпепг| о рптепепи Ргау11 pod-gotovki по1тайупуЪ pravovy"h aktov federa1"ny"h ОГ-

ganov ispo1nite1"noj v1asti i ih gosudarstvennoj registra-сп».

4. Proyekt Federa1"nogo zakona «О normativny"h pravovy"h а&аЬ Rossijskoj Federacii» // 2а^п: sozdaniye i to1kovaniye / pod red. А. 8. Pigo1kina. - М., 1998. - 8. 216-217.

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края). В данной работе мы рассмотрим основные документы, касающиеся: прав детей на получение образования; системы дополнительного образования; учреждений дополнительного образования; современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование: Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. - 2012.- №6 - 7. С. 12

  • 1. Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);
  • 2. Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);
  • 3. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);
  • 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5);
  • 6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ»Обобразовании в Российской Федерации», который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании».

Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т.е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.

В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. - М., 2006. С. 122

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001. Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1).

Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10).

Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. - М., 2006. С. 129 свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы.

Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свойУстав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ. Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) /Под ред. А. К. Бруднова. - М., 2009. С. 14

Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта «Образование», цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации -основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования». Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 105

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности». Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.

Государственная Программа «Развитие образования 2013-2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 108 Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:

  • 1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.
  • 2. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.
  • 3. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления.
  • 4. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.
  • 5. Развитие и модернизация системы дополнительного образования детей происходит и в Забайкальском крае, о чем свидетельствуют названные выше документы.

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании РФ опирается на международные документы , определяющие позицию ребенка в современном мире. Среди ключевых международных документов можно выделить: Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка (1959 г.), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (Нью-Йорк, 03.12.1986г.), Конвенцию о правах ребенка (1989г.), Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990г.), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, приняты 14.12.1990 г.), Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182).


В соответствии со ст. 15 Конституции РФ (12.12.1993г) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную право защитную организацию.

Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер:

Федеральное законодательство,

Законодательство субъектов Федерации,

5.Трудовой кодекс РФ.

6.Федеральный закон»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.11.2007 г. N 309-ФЗ.

7.Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.г. .

8.Федеральный закон от 29.10.2002 г. № 781 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.

9.Федеральный законот 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений ».

10.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. . (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.г.).

11.Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ» от 29.04.1999г. . (Принят Государственной Думой 13.01.1999г. Одобрен Советом Федерации 27.г.).

12.Федеральный закон от 06.10.1999г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

13.Федеральный закон от 06.10.1999г №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

14.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999г. .

15.Федеральный закон№ 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.

16.Федеральный закон»О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995г. №98-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)).

17.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.г. (Принят Государственной Думой от 14.г.).

2.Парламентские слушания «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей в РФ»(от 22 мая 2008 года)?.

3.Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования. Приказ министерства профессиональных квалификационных групп должностей работников образования от 05.05.2008 года № 216н и № 217н.

4.Повышение роли дополнительного образования детей в организации досуга детей и подростков. Протокол заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав ребенка от 19.года №4.

5.Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» от 26.03.2007г.

6.Об ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и возможных выходов из сложившейся ситуации. Письмо Федерального агентства по образованию от 1 февраля 2007 года №ин/01-10.

7.Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей). Письмо МОиН РФ от 19.10.2006 .

9.Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры» (2006 г.).

10.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Информационное письмо от 19.08.2004 г. АФ-705.

11.Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры. Письмо Минобрнауки РФ № АФ-135/06 от 6 июня 2006 г. и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ№ 3171-01- 49/05-АБ от 18 мая 2006 г.

13.Об опыте работы комитета по образованию Санкт-Петербурга по развитию дополнительного образования детей (Решение коллегии Федерального агентства по образованию от 14.06.2005 г. № 7/1).

14.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 19.08.2004г. № АФ - 705.

15.Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела. Письмо МО РФ № 645/1от 04.12.2004г.

16.О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей. Протокол заседания коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г.№ПК-2.

17.Инструктивное письмо Минобразования РФ «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» от 01.11.2002 г. №5.

18.Рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России о порядке предоставления статуса базового (опорного) учреждения дополнительного образования детей (2002г.).

19. Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела (Письмо Минобразования России от 04.12.2002 г. № 645/19-12).

21.Письмо Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13.

22.Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Приложение к письму МО РФ от 15.года №/16.

23.Методические рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г. № 30-51-131/16.

25.О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Решение коллегии МО РФ, протокол /2 от г.

26.О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма. Приказ Минобразования РФ от 23 марта 1998 г. N 769.

27. Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Образцовый детский коллектив». Приказ Минобрнауки России от 12.года № 883.

28.Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 № 861.

29.О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей. Решение коллегии МО РФ, протокол /1 от г.

30.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации Утверждена приказом Минобразования России от 13 июля 1992 г. №293.

5. Нормативно-правовая база по организации аккредитации и лицензирования ОУДОД:

1.Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277; вступил в силу с 1 июля 2009 года).

10.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул. Сан ПиН 2.4.4.969-00. (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000, введены с 1 февраля 2001 г).

11.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г., введены с 30 июня 2003 г.) .

12.Письмо министерства образования РФ «О методических рекомендациях по государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 28 августа 2000 г.№ 631/28-16.

6. Нормативно-правовая база о реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей:

1.Приложение к письму Минобрнауки России. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. от 11.г. .

2.Письмо Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от20.05.2003г. № 28-51-391/16.

3.Писмо Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от18.06.2003 г. №28-02-484/16.

7. Концептуальные документы, целевые, межведомственные программы системы образования в целом и дополнительного образования в частности

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2.Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2гг. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01.2007 г.).

3.Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2годы», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №6).

4.Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2гг.», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №7).

5..Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года. Минобрнауки России от 16.04.2007 г. №0

6.Федеральной целевая программа «Дети России» (2г.). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172.

7.Приоритетный национальный проект «Образование». Принят Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов от 16.03.2006 г.

8.О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2годы»«.

9.Стратегия государственной молодежной политики в Самарской области на 2год. Распоряжение Правительства РФ от 18.г. .

10.Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения с 2006 по 2012гг.». Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 100.

11.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2гг.». (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.г. № 422).

12.Доклад Министра образования и науки РФ 12.12.2005 г. (о дополнительном образовании детей).

13.Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. (Одобрена решением коллегии Министерства образования и науки РФ от 06.10.2004г. № ПК-2).

14.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (Одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г. протокол, раздел I).

15.Комплексная целевая программа «Юность. Культура. Образование». Постановлением Правительства РФ, 2003г.

16.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Утверждена приказом МО РФ от г. № 2783).

17.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.г. № 1756 - Р (п-2).

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

« УЧИТЬСЯ

ДОКЛАД

Тема:

ПЕРВОЕ:

Олег Николаевич Смолин.

  1. Конституция

дошкольное образование

  1. Интегральные законы
  • Образовательный кодекс.

Закон РФ «Об образовании»

Образовательный кодекс

  1. Отраслевые законы
  1. Законы «тумблерного» типа

ВТОРОЕ:

ТРЕТЬЕ:

  • Документы МБУДОД.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования » НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Первый Указ о компетентности: Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была. - Указ от 4 октября 1703 года Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зрящно не засорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. Пётр I Великий (Романов Пётр Алексеевич) - родился 30 мая 1672 года в Москве. Умер в Санкт-Петербурге 28 января 1725 года. Похоронен в Петропавловской крепости.

« учиться » – означает прикладывать разум к чему-то; читать и проверять с целью усвоения. (словарь Нойа Вебстера, 1828 год) Noah Webster 16 октября 1758 – 28 мая 1843 Лексикограф, языковед, работал школьным учителем, составитель « Американского словаря английского языка», который вышел в свет в 1828 году, количество проданных копий словаря перевалило за 70 миллионов.

МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ принят 16 ноября 2006 года на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 27-12) Компетентность – обладание знаниями, умениями и навыками в какой-либо области, необходимыми для выполнения определённых функций. Содержательное наполнение знаний, умений и навыков обучаемых закрепляется государственными образовательными стандартами, конкретизируемыми в учебных планах и учебных программах образовательного учреждения. Достижение обучающимися необходимого объёма знаний, умений и навыков удостоверяется документами об образовании.

Нас так учили: «… от перемены мест слагаемых сумма не меняется …» Посчитайте: 100 + 10 = 110 10 + 100 = 110 Всё бы так, если бы не было в природе явления, названного законом энтропии: Энтропия - это сокращение доступной энергии вещества в результате передачи энергии. Теперь пересчитайте с учётом периода «полураспада», представив что до плюса прошло 25 лет времени: (100: 2) + 10 = 60 (10: 2) + 100 = 105 До 1957 года в нашем Вишневогорске так не считали. Последствия неконтролируемой цепной реакции испытываем и сегодня…

ВЫВОД: обучать следует правильно и правильным вещам. И не факт, что всех следует обучать одинаково, т.к. МАКЕЕВЫМИ, КОРОЛЁВЫМИ или КУРЧАТОВЫМИ становятся тогда, когда то, чем они занимаются ИНТЕРЕСНО!!!

22 ноября 2012, 13:05 (мск) | Общество | АН Доступ Ученые Снежинского ядерного центра удостоены премий Росатома Лауреатами открытого конкурса стали 14 южноуральских ученых – сотрудников ВНИИ технической физики им. Забабахина (ЗАТО Снежинск, Челябинская область) наградили за научную активность, актуальность исследований для стратегического развития отрасли и вклад в полученные успешные результаты.

Рабочая классификация законов в Государственной Думе Конституционное законодательство; Интегральные законы; Отраслевые законы; Законы «тумблерного» типа; Бифункциональные законы, реализующие функции законов отраслевого и «тумблерного» типа; Законы ситуативного назначения; Законодательные акты в смежных областях права, обеспечивающие функционирование и развитие образования.

Внешкольная работа, что это? Досуговая деятельность? Дополнительное образование? Чем начертим границу: авторучкой или акварельными красками?

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 1. Определение терминов внешкольное учебное учреждение - составляющая системы внешкольного образования, которая предоставляет знания, формирует умения и навыки по интересам, обеспечивает удовлетворение потребностей личности в творческой самореализации, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к активной профессиональной и общественной деятельности, создаёт условия для социальной защиты и организации содержательного досуга в соответствии со способностями, одаренностью и состоянием здоровья воспитанников, учащихся и слушателей. Статья 4. Внешкольное образование Внешкольное образование является составляющей системы беспрерывного образования, определенной конституцией страны, законом об образовании, настоящим Законом, и направлено на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении во внешкольных учреждениях во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других учебных заведениях.

Япония В 1945 году США выдали огромный кредит Японии под очень высокий процент – цель: закрепить экономически военные результаты мировой войны. Пообещали, что за деньги, возвращённые в первые 5 лет проценты не возьмут. Просчитались… Две реформы и проблема была решена: в экономике и в образовании. Только одна «Тойота» имеет такой же денежный оборот как 200 предприятий Челябинска…

Проект закона «Об образовании» принят в первом чтении 17.10.2012г. Из интервью Д.А. Медведева: «… проект закона мы разместили на сайте для обсуждения ещё первого декабря десятого года…» Второе чтение законопроекта об образовании намечено на 11 декабря 2012 г. Нарышкин призвал председателей региональных заксобраний своевременно принять нормативно-правовые акты, которые будут конкретизировать положения федерального закона "Об образовании ".

Основные документы из списка (приложение 1), пожалуй, следующие: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ». МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ принят Постановлением N 24-14 от 4 декабря 2004 года на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ». Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей«. "Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года" (одобрена решением Коллегии Минобрнауки РФ от 06 октября 2004 № ПК-2). РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА Челябинска от 11.12.2008г № 24/2 «О принятии Стратегии развития муниципальной образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года ».

22 ноября 2012, 15:12 (мск) | Политика | АН Доступ Депутаты одобрили дополнительные расходы Челябинской области в сфере образования Поправки в закон «Об образовании в Челябинской области» устанавливают расходы на оплату услуг экспертов аттестационных комиссий педагогических работников, а также на обеспечение питанием и обмундированием учащихся спортивных и кадетских классов. «Также из средств областного бюджета будут выделяться деньги на обеспечение питанием и обмундированием кадетов казачьих кадетских корпусов и студентов учреждений среднего профобразования, обучающихся по программе “Физическая культура” и включенных в спортивный резерв Челябинской области».

Спасибо за внимание. С уважением, Альберт Леонидович Блинов

Предварительный просмотр:

« УЧИТЬСЯ » – означает прикладывать разум к чему-то; читать и проверять с целью усвоения.

(словарь Нойа Вебстера, 1828 год)

ДОКЛАД

Тема:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Рассматривая этот вопрос нам с Вами не избежать необходимости смотреть с разных точек зрения. Нужно определиться: что было, что есть, что будет и чем всё закончится.

Для начала целесообразно взглянуть глазами законодателей, как они видят процесс законотворчества в сфере образования.

Не следует забывать и главного, а именно: заказчика, т.е. тех, кому нужны эти законы, в том числе политиков, исполняющих заказ общества на изменения в политике и деятельности государства, а также исполнителей этих законов, т.е. всех участников правоотношений в сфере образования.

Чего хотим и как этого достичь? Т.е. взгляд в будущее.

ПЕРВОЕ:

На международной Конференции организаций образования взрослых «Пять лет после Гамбургской конференции. Образование взрослых в Центральной и Восточной Европе». (Сочи, 9 сентября 2002 г.) выступал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Николаевич Смолин. Там он предложил функциональную классификацию законов Российской Федерации, согласно которой, система образовательного законодательства должна включать в себя следующие семь основных блоков:

По сути, у нас в России так оно и есть.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей практически входит в эту классификацию. Но при этом есть особенности.

Дело в том, что 17-го октября текущего года Государственная Дума Российской Федерации уже приняла в первом чтении проект нового ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ, а Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 уже существует в редакции от 10.07.2012.

Однако пока прежние законы действуют, мы обязаны их исполнять, и ориентироваться на те основные положения, которые в них заложены.

  1. Конституция

Российская Конституция в части регулирования права на образование гарантирует гражданам права на общедоступное, т.е. без конкурса, и бесплатное дошкольное образование , а также на общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование . Однако не гарантирует право на общедоступное и бесплатное образование в старшей школе и профессионально-технических учебных заведениях, заметьте, не гарантирует право граждан на дополнительное образование . Что сделало абсолютно необходимым принятие нового закона «Об образовании» и специального закона «О дополнительном образовании». Похоже, практика пошла по пути включения вопросов дополнительного образования в основной закон об образовании. Дополнительное образование детей, при этом, в особую категорию, возможно, и не выделится. Об этом позже.

  1. Интегральные законы

К группе интегральных законов в системе российского образовательного права могут быть отнесены:

  • Национальная доктрина образования;
  • Закон РФ «Об образовании» (действует с июля 1992 г.) и
  • Образовательный кодекс.

Первые два законодательных акта должны были заложить фундамент системы, а третий – завершить этап её формирования. Однако исторически всё сложилось иначе.

Национальная доктрина образования - была утверждена Постановлением Правительства № 751 от 4 октября 2000 г

Закон РФ «Об образовании» - интегральный Базовый закон – в том виде, как он был принят в 1992 году, регулировал в основном деятельность тех образовательных учреждений, которые реализуют основные образовательные программы – от детского сада до аспирантуры. Вопросы дополнительного образования оказались его «ахиллесовой пятой», поскольку не были прописаны в статье 5, устанавливающей государственные гарантии прав граждан в области образования.

Образовательный кодекс

Образовательного кодекса России не существует. (У нас традиционно, как это было в СССР, не принимают конкретных российских законов, когда есть закон и для других республик.)

16 ноября 2006 года на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ был принят МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ (постановление № 27-12)

  1. Отраслевые законы

Законы отраслевого типа регулируют различные подсистемы (уровни, секторы) системы образования. (Примером является Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», вступил в силу с 1 января 2002 года).

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ принят Постановлением N 24-14 от 4 декабря 2004 года на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Закон состоит из 8 разделов и пока что имеет для нас основное значение, т.к. содержит исходную информацию о дополнительном образовании вне школы.

  1. Законы «тумблерного» типа

Законы «тумблерного» типа предназначены для того, чтобы «запустить» в действие одну или несколько норм Базового или отраслевого закона.

Наиболее важным из таких законов является Федеральная программа развития образования (ФПРО). Положение, согласно которому именно такая программа должна быть организационной

основой развития образования, было установлено ещё первой редакцией Закона РФ «Об образовании» 1992 г. Сама же Федеральная программа была утверждена специальным законом в апреле 2000 г. С тех пор она неоднократно подвергалась критике. Однако она имеет целый ряд положений в области дополнительного образования, отсутствующих в Базовом законе, в частности, в области дополнительного образования детей. ФПРО полезна уже тем, что под неё каждый год система образования получает бюджетные средства.

  1. Бифункциональные законы, реализующие функции законов отраслевого и «тумблерного» типа

Для нашей темы интересен, пожалуй, лишь один - Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года. Он регулирует право на образование почти 10 % детей, которые, так или иначе, нуждаются в специальных образовательных условиях.

  1. Законы ситуативного назначения

Важность таких законов можно почувствовать уже из названия следующего закона: Федеральный Закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию».

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Закон в ряде случаев выполнил свои защитные функции, в т.ч. когда речь шла о ликвидациях и реорганизациях в системе дополнительного образования.

Ещё один закон, имеющий прямое отношение к нашей теме, – Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" и в Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий, до настоящего времени для многих остающиеся непривычными)».

Не за горами то время, когда к дистанционным технологиям будут относиться так же, как и к обычным.

Доиндустриальная цивилизация породила систему обучения «учитель–ученик», индустриальная цивилизация сделала наиболее распространённой классно–урочную (аудиторную) систему, а постиндустриальная цивилизация сделает преобладающими дистанционные образовательные технологии.

Мы уже имеем ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 06 мая 2005 г. № 137 "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ", продолжение этого находим в проекте нового закона.

  1. Законодательные акты в смежных областях права, обеспечивающие функционирование и развитие образования

Среди законодательных актов в смежных областях права, обеспечивающих функционирование и развитие образования, наибольший интерес для нас представляют бюджетное и налоговое законодательство.

Останавливаться на этих законах не будем, как и подробно комментировать выше названные. О причинах ниже.

Взгляд законодателей, хотя и не всех и не в полном объёме, мы рассмотрели. В принципе, этого достаточно, чтобы понять, что депутаты на самом деле не являются законотворцами в том смысле, как бы нам хотелось. Если бы это было иначе, мы бы уже давно имели нужные нам законы.

ВТОРОЕ:

Вот мы и подошли к ВТОРОМУ разделу, а именно: мнение заказчиков.

Заказчики законов в сфере дополнительного образования детей – это, в первую очередь родители (по сути, все граждане государства), а также должностные лица, которым поручено представлять интересы граждан, в том числе председатель Правительства и Президент Российской Федерации.

Заказчики тоже, кстати, имеют разные приоритеты:

  • Родителей продолжают волновать вопросы, связанные с досуговой деятельностью внешкольных учреждений, что позволяет родителям сохранять уверенность в том, что их дети под присмотром, пока сами они находятся на работе. Вопросы же дополнительного образования, как свидетельствует практика, они отодвигают «на потом», т.е. эти вопросы становятся более актуальными для родителей, когда их дети обучаются в старших классах общеобразовательной школы.
  • Президент и Правительство намерены использовать изменения в законодательстве об образовании как средство достижения других целей: укрепление экономики страны, для чего нужны новые людские ресурсы, компетентные двигатели прогресса. Здесь уместно напомнить опыт 3-х образовательных реформ в Японии. Результат: Современная Япония – страна с высоким уровнем жизни населения: одни из лучших в мире технических разработок, первое место в сфере электроники и автоматики, информационное общество и многое другое.

Япония – это страна с 127-миллионным населением. Почти 50% выпускников школ получают высшее образование, потому что иметь хорошее образование в Японии очень престижно, а дать хорошее образование своему ребёнку – первостепенная задача каждого родителя-японца. От того, какую школу, а затем вуз закончит ребёнок, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь и карьера, а значит качество и уровень жизни.

Концепция третьей реформы образования в Японии была высказана одним из премьер-министров Японии Ясухиро Накасонэ. В одном из своих выступлений он заявил: «…образовательная реформа должна быть нацелена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить и развивать традиционную японскую культуру, унаследованную от предыдущих поколений. А с другой − воспитывать у подрастающего поколения высокие идеалы, растить его физически здоровым, формировать личность гражданина, развивать в нём творческое начало, прививать общепринятые в человеческом обществе моральные и поведенческие стандарты, чтобы будущие граждане Японии смогли внести свой вклад в сокровищницу мирового сообщества и привнести в него частицу японского сознания».

А для чего нам нужна новая правовая основа? Во-первых, чтобы решить имеющиеся проблемы в сфере образования, возникшие в период перестройки, которая расшатала прежнюю систему образования советской страны, а во-вторых, чтобы не оказаться на задворках новой цивилизации.

Есть хорошее правило: «никогда не беритесь за новый проект, если он не финансируется, т.к. исполняться не будет». Новый же проект, подкреплённый Законом, имеет гарантии бюджетного финансирования. И это главная функция закона. Кроме того, закон устанавливает единый порядок, единый алгоритм действий по внедрению концепции образования в жизнь.

Энергичность действий Президента и Правительства по реализации поставленных целей мы уже наблюдаем, а именно: 7 мая текущего года в 14 часов В.В. Путин вступает в права Президента РФ, а спустя 2 часа, в 16 часов уже подписывает Указ N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в первом пункте которого указано: «….. обеспечить достижение следующих показателей в области образования: - увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета».

1 июня 2012 г. Указом Президента Российской Федерации от № 761 утверждена НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 – 2017 ГОДЫ.

17 октября 2012 г. Государственная Дума приняла в первом чтении Проект нового закона об образовании в РФ

Новый закон об образовании в РФ, призван заменить два действующих базовых документа - «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно.

В подготовленном правительством РФ тексте, насчитывающем 417 страниц, устанавливаются общие принципы, регулирующие отношения в системе образования. Закрепляются госгарантии реализации права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.

По мнению министра образования РФ Дмитрия Ливанова, законопроект носит ярко выраженный социальный характер. «Он закрепляет социальные гарантии обучающихся и тех, кто обучает, которые были в прежнем законодательстве, и расширяет их. Он также создаёт механизмы и инструменты для реализации этих гарантий». Документ «строится вокруг человека – тех, кто учится, кто учит, вокруг родителей, конкретизируя их права и обязанности, уточняя социальный статус этих людей».

Законопроект исходит из того, что нужно сохранить преемственность с действующим законодательством, но и закладывает возможности для повышения качества образования.

Что касается основных новаций, то проект «расширяет круг организаций, в том числе организаций различных форм собственности, в которых граждане могут получать бесплатное образование». С его вступлением в силу образование за счёт государства граждане смогут получать не только в государственных, но и в негосударственных организациях.

Помимо этого, «вводятся дополнительные возможности по обеспечению для детей доступа к дошкольному образованию». «Оно может быть обеспечено как в форме семейного образования, так и в образовательном учреждении, причём не только в детских садах, но и в дошкольных группах при школах и так далее».

Закон принципиально нацелен на формирование возможности выбора для каждого обучающегося – выбора различных учебных курсов, как в самой образовательной организации, так и вне её. Достигается это использованием новых технологий обучения, в том числе дистанционных, электронных. Также закрепляется на законодательном уровне сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Законопроект гарантирует общедоступность среднего профессионального образования. Оно будет включать в себя как программы подготовки специалистов среднего звена, так и высококвалифицированных рабочих.

Впервые закрепляются особенности образовательной деятельности – при получении образования гражданами, которые проявляют выдающиеся способности, гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации образовательных программ в таких сферах, как искусство, культура, медицина, оборона и безопасность государства.

Предусматриваются и нормы, которые обеспечивают открытость образовательных учреждений и программ для учащихся и их родителей.

Также вводится процедура «независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценки деятельности образовательных организаций, определять достоверность информации о качестве образования и его соответствия запросам потребителей».

ТРЕТЬЕ:

Это мы с вами. Наша позиция, Наше мнение, наше представление о том, как должно быть и что предстоит делать. Настоящий доклад не имеет целью навязать какое-либо представление об этом. В этом разделе предлагается лишь взгляд на фактическое положение дел.

Именно нам, педагогам дополнительного образования детей продолжать внешкольную работу и заниматься дополнительным образованием. Вы уже должны были обратить внимание на то, что наш Центр называется не центром дополнительного образования, а внешкольной работы. Что это, почему так? Я лично не знаю, но могу предположить, что это компромисс между запросом родителей и заказом общества, о чём уже сказано выше (потребность в досуговой деятельности ещё сохраняется, да и чёткой границы между этой деятельностью и образовательным процессом не существует.) Например: ребёнок на занятиях просто рисует – становится профессиональным художником, шьёт куклам одежду – выбирает профессию конструктора, модельера, идёт работать в ателье или на швейную (трикотажную) фабрику, его с радостью принимают в средние и высшие учебные заведения по профилю, обращая внимание на знание им терминологии, усвоенной на досуговых занятиях.

Нам предстоит исполнять новый закон. Но он ещё не принят. Проект содержит уже известные нам положения, изложенные в нормативных документах, перечень которых указан в Таблице – приложение к докладу № 1

Основные документы из этого списка, пожалуй, следующие:

Чтобы освежить Вашу память предлагается вновь ознакомиться с содержанием некоторых документов: Приложения № 1, 2, 3, 4

Спасибо за внимание.

С уважением, Альберт Леонидович Блинов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска

Тема проекта: «Условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»


Образовательные учреждения дополнительного образования детей можно дифференцировать следующим образом:

по охвату образовательных областей - на однопрофиль­ные (клуб юных моряков, детская студия (по разным видам ис­кусства), станция юных натуралистов, детско-юношеская спортивная школа и т.д.) и многопрофильные (Центр дополни­тельного образования детей, Дворец детского - юношеского - творчества, Дом детского творчества, детства и юношества, уча­щейся молодежи, клуб детский - подростковый и т.д.);

различию потенциалов - Центр детского и юношеского ту­ризма, клуб детского и юношеского туризма, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Совокупность разных видов учреждений указанных типов, функционирующих в микрорайоне, районе, мегаполисе, регионе, составляет сеть учреждений дополнительного образования детей.

Условием организации образовательного процесса в системе Д.О.Д. регулирует следующие документы:

Закон РФ "Об Образовании"

Типовое положение об образовательном учреждении Д.О. детей

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждением Д.О.

Устав образовательного учреждения

Договор о взаимоотношениях с учредителями

В статье 2 Закона отмечается, что образовательное учени-ие самостоятельно в осуществлении образовательного процесса подбора и расстановки кадров, научной финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах установленных законодательством РФ, типовым положением об Образовательном уч-ии соответствующего типа и вида, уставом образовательного учреждения.

Закон "Об образовании" определяет порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения, его реорганизации и ликвидации. Закон предусматривает, что права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Право на ведение образовательной деятельности образовательное учреждение получает с момента выдачи лицензии. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ возникает с момента государственной аккредитации.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего учреждения, его категорию, уровень реализуемых им образовательных программ. Решение о государственной аккредитации принимается на основе заключения по аттестации образовательного учреждения. Целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Последние включают федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников (эти положения, однако, не относятся к дополнительным образовательным программам). Аттестация учреждений дополнительного образование, как и аттестация дошкольных образовательных учреждений, коррекционных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, проводится в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях, (см. п. 14 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.)