Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности (к вопросу об Экологической доктрине России)

В 2015г. экологическое законодательство претерпело значительные изменения. Поменялись положения ряда нормативно-правовых актов: статьи законов «Об », «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», а в октябре 2015г. Правительство Российской Федерации выпустило Постановление № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». Соответствующие изменения вступают в законную силу поэтапно: с 1 января 2015, 2016, 2018, 2019 и 2020 гг.

Так, с 1 января 2016г. осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности без лицензии не допускается . До указанного срока все юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на получение лицензии (а также внесение изменений в действующую лицензию по установленным причинам) обязаны подать документы в Росприроднадзор, выполнив требования экологического законодательства. При этом, если лицензия была получена до 01.07.2015г. ее действие сохранится до 01.01.2019г.

Одним из требований к соискателю лицензии является наличие у лицензиата профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности, отсутствие которой признается одним из грубейших нарушений при проведении лицензионного контроля у компаний, уже имеющих лицензию.

Подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности можно пройти в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Обучение проводится в соответствии с Приказом Минприроды России от 18 декабря 2002г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» которым утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Минобрнауки России.

Следует отметить, что дополнительных требований к организациям, осуществляющим подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности, в том числе ведения Минприроды России реестра организаций, осуществляющих подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, законодательством в области обращения с отходами и в сфере образовательной деятельности не предусмотрено.

Наряду с профессиональным существуют и другие курсы в области охраны окружающей среды (ООС) и экологической безопасности (ЭБ), прохождение которых так же обусловлено требованиями законодательства. Рассмотрим подробнее…

Виды обучения по ООС и ЭБ:

  1. Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности.
  2. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
  3. Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
  4. Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб.

Принципиальные отличия различных видов обучения по охране окружающей среды и экологической безопасности

Обучение Контингент обучающихся лиц Документ, подтверждающий прохождение обучения Основание проведение обучения
Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности Руководитель и работники организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами Свидетельство (сертификат)
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления Руководители и специалисты организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду
Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности Руководители и специалисты, ответственные за деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности и допущенные к данной деятельности Удостоверение о повышении квалификации ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

п. 3 г) Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»

Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб Руководители и специалисты экологических служб организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду Удостоверение о повышении квалификации ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Итак, при изучении таблицы становится ясно, что профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами имеет принципиальные отличия от других представленных видов обучения, и главное из них — это документ, подтверждающий факт проведения подготовки, а именно, свидетельство (сертификат), а не удостоверение о повышении квалификации как у других. Объясняется данное различие, во-первых , положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», где четко сформулировано каким документом должна быть подтверждена профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами. Во – вторых, согласно Разъяснениям об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 07.05.2014г, № АК-1261/06) профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (примечание, не путать с «подготовкой»), а следовательно факт проведения данного обучения и не может подтверждаться ни удостоверением о повышении квалификации, ни дипломом.

Обращаем внимание, что к освоению дополнительных профессиональных программ, допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, т. е. лица, имеющие квалификацию или, находящиеся в процессе ее получения, а допуск к освоению профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности ограничивается законодательно закрепленными требованиями безопасности по допуску работы с опасными отходами, среди которых нет требований к уровню образования лица планирующего обучиться по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, освоение которой и является допуском к данным работам.

Как выглядит документ, удостоверяющий факт проведения обучения

Форма и вид документа, подтверждающего факт проведения обучения образовательная организация определяет и утверждает на локальном уровне. Любой вид свидетельства (сертификата), удостоверения о повышении квалификации, заверенный подписью руководителя и печатью обучающей организации является легитимным.

В каком виде и в какие сроки проводятся обучения по ООС и ЭБ

Допускаются разные варианты освоения программ по ООС и ЭБ: очные – практические занятия, лекции, семинары, круглые столы, в том числе дистанционные формы (вебинары, онлайн трансляции, видеолекции) и заочные.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации от 16 до 250 часов, профессиональной переподготовки – свыше 250 часов) определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Срок проведения профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности регламентирован, т.к. определяется примерной программой утверждённой законодательством, и составляет 112 часов.

Содержание основных программ по ООС и ЭБ

Основные обязательные вопросы, освещаемые при проведении профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности:

  1. Основы законодательства в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с отходами в РФ.
  2. Обращение с опасными отходами.
  3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду.
  4. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами.
  5. Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности в области обращения с отходами.
  6. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с опасными отходами.
  7. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.
  8. Контроль за деятельностью в области обращения с опасными отходами.
  9. Организация управления потоками отходов на уровне субъекта РФ, муниципального образования, промышленного предприятия.
  10. Организация обращения с ТБО.
  11. Транспортирование, использование, обезвреживание опасных отходов.
  12. Проектирование и эксплуатация объектов размещения отходов.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»:

  1. Российское законодательство в области экологической безопасности и ООС.
  2. Система государственного управления в области ООС. Государственный экологический контроль (надзор).
  3. Природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  4. Система документации по вопросам ООС.
  5. Организация и проведение производственного экологического контроля на предприятии.
  6. Нормативные и качественные показатели состояния окружающей среды.
  7. Порядок использование водных ресурсов.
  8. Безопасное обращение с отходами на предприятии.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб»:

  1. Экологическое законодательство РФ.
  2. Государственный экологический контроль.
  3. Документирование деятельности по обеспечению экологической безопасности.
  4. Экологическая сертификация и стандартизация.
  5. Планирование мероприятий по ООС.
  6. Нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых воздействий на ОС.
  7. Воздухохранная деятельность на предприятии.
  8. Безопасное обращение с отходами.
  9. Экономические методы регулирования в области ООС.
  10. Плата за негативное воздействие на ОС.
  11. Экологический ущерб и порядок возмещения ущерба.

Ответственность за отсутствие обучения

Отсутствие обучения по ООС и ЭБ во исполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.2. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  1. на должностных лиц — до тридцати тысяч рублей;
  2. на индивидуальных предпринимателей до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на юридических лиц — до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отсутствие обучения по ООС во исполнение требований ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.1. КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до пяти тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — до ста тысяч рублей.

Ответственность за невыполнение лицензионных требований на осуществление деятельности в области обращения с отходами

В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  2. на должностных лиц — до пяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  3. на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до четырех тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

То же деяние совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Актуальные вопросы экологической безопасности и охраны

окружающей среды

Канд. ист. наук, доц. Николаев А. В.

Жужома Ю. Н. [email protected]

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики Институт холода и биотехнологий

Охрана окружающей среды является одной из важнейших международных проблем, поскольку по всем прогнозам и оценкам, состояние окружающей среды на планете неуклонно ухудшается: меняется климат, сокращаются площади лесов, увеличивается опустынивание, разрушается озоновый слой, загрязняются атмосфера и Мировой океан.

Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В последние годы в связи с заметными изменениями окружающей среды, в разных концах планеты, природными катаклизмами, усиливающимся воздействием человека на биосферу внимание государственных и общественных организаций к проблемам экологии существенно возросло.

Рост общественных потребностей, непрерывное наращивание мощностей промышленного производства, связаны с интенсивным использованием природных ресурсов. Появилось новое противоречие - между внутренне безграничными возможностями развития производства и ограниченными возможностями окружающей среды.

Проблемы определения сущности взаимосвязи человека и среды, взаимодействия человека и природы во все века привлекали внимание различных философских школ и направлений. Жить в согласии с природой -один из основополагающих принципов жизни на Земле. Однако взаимодействие общества и природы на современном этапе имеет все признаки антропогенного экоцида - люди разрушают необходимые условия жизнедеятельности и даже собственного существования.

Проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и неудовлетворительным состоянием отдельных ее объектов, находятся в центре внимания мировой общественности уже более пятидесяти лет. Наиболее острыми экологическими проблемами глобального характера остаются следующие: загрязнение Мирового океана морским транспортом; дефицит пресной воды; уменьшение площади лесов; сокращение биологического разнообразия животного и растительного мира; незаконное

трансграничное перемещение особо опасных веществ и отходов; разрушение озонового слоя Земли; всемирное потепление.

Современный глобальный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем приведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Однако, нужно не забывать, что кризисная ситуация в ряде регионов страны способна вызывать обострение социально-политических проблем, в том числе межнациональных, межрегиональных и т. д. Осознание того, что социально ориентированная экономика не должна недооценивать серьезность экологических проблем, побуждает искать пути их преодоления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Сложно не согласиться с мнением Д.С. Велиевой о том, что существует объективная необходимость совершенствования национальной политики в важнейших сферах жизнедеятельности общества и государства. Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых конституционно значимых благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Главная экологическая функция государства - обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционного права человека на благоприятную природную среду, обеспечить необходимые условия для осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Об этом, в частности, свидетельствует принятие «Экологической доктрины Российской Федерации», в которой прямо заявляется, что «устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровье ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды». Обеспечение этой жизненно важной задачи вряд ли возможно без соблюдения норм и принципов экологического права, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Встает вопрос: что можно предпринять для решения глобальной экологической проблемы. В этой связи большое значение приобретают совместные действия ученых, работающих в областях естественных, технических и гуманитарных наук.

В последнее время в высших учебных заведениях РФ успешно осуществляется процесс экологизации основных форм учебной и внеучебной работы со студентами, активизируется научно-исследовательская работа молодых специалистов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Изучение проблем охраны окружающей среды и основ экологического права призвано обобщить знания, связанные с освоением, использованием и охраной природной среды. Современное состояние экологии, проблема взаимоотношений человека и природы потребовали преподавания в вузах основ экологии, природопользования и экологического права. Разрабатываются курсы лекций, проводятся семинары, студенты выполняют контрольные работы, пишут рефераты по экологическому праву.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.09 г. №537, экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России. Таким образом, задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства.

В РФ принят ряд, нормативных актов, составивших правовую основу регулирования отношений в области обеспечения экологической безопасности. Это законодательство можно условно разделить на следующие блоки:

1. Конституция РФ. В ст. 72 закреплена категория «экологическая безопасность». Конституционную основу развития законодательства в данной области составляет также ст. 42, в которой подчеркивается, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;

2. Экологическое законодательство, включая Закон РФ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ФЗ от 05.03.92 г. «О безопасности», ФЗ «О защите населения и территорий то чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21, 12.95 г., ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

3. Законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения экологической безопасности при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности. В данный блок законодательства включается ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 9.01.96г., ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г., ФЗ «О недрах» в ред. от 08.02.95г.

Анализ нормативных актов позволяет определить понятие «экологическая безопасность» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества в процессе взаимодействия общества и природы от неблагоприятного воздействия окружающей среды, естественное состояние которой нарушено вследствие загрязнения, засорения или иного неблагоприятного воздействия, вызванного хозяйственной

деятельностью человека. Как видно из данного определения, объектами экологической безопасности являются человек и природные объекты.

Основными принципами осуществления государством политики экологической безопасности являются:

приоритет создания благоприятной для жизни человека природной среды в ходе социально-экономического развития территорий;

Государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания, в первую очередь, в зонах экологического бедствия и экологического неблагополучия;

гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды;

Обеспечение полной, своевременной достоверной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозе экологической безопасности;

Разрешительный порядок осуществления производственной и иной деятельности, в том числе направленной на изъятие природных ресурсов, способной создать угрозу экологической безопасности населения и природной среды;

Проведение государственной экологической, санитарно-эпидемиологической и технической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;

Организация системы государственного экологического мониторинга; внедрение системы страхования от последствий экологических, природных, техногенных бедствий, а также аварий, имеющих экологические последствия;

Учреждение специализированной государственной службы спасения населения и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций, экологических катастроф и стихийных бедствий;

Поддержка деятельности общественных организаций, массовых движений и граждан, направленной на обеспечение экологической безопасности;

Развитие научных основ политики экологической безопасности и создание специально уполномоченного органа по реализации политики экологической безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» Указ Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: «сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата». Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового

регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.

Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально -сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

Система экологической безопасности являет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение безопасности хозяйственных объектов для здоровья и жизни человека; сохранение естественного состояния природных объектов, расположенных в зоне воздействия промышленного объекта; предотвращение загрязнения окружающей среды; разработку плана мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятного воздействия на природную среду; привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

В качестве основных направлений политики в сфере обеспечения экологической безопасности отмечены предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в области охраны окружающей среды и природопользования.

Государственная политика в области экологической безопасности на территории РФ, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа предусматривает единство и согласованность действий органов государственной власти РФ, и субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также граждан должна обеспечивать сохранение биосферы и всех ее компонентов на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также условий для жизнедеятельности людей. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должна регламентироваться с позиций экологической безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 3 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня

управления: федеральный, межрегиональный, региональный

(территориальный), муниципальный (местный), объектовый.

Появляются санитарно-биологические, социально-экономические и технические категории, оценивающие предметы и явления с точки зрения экологических нагрузок и вызываемых ими нарушений. Рассматриваются технические средства наблюдения и измерения химического, радиационного, микробиологического, теплового, шумового и других загрязнений окружающей среды; параметров экосистем; контроля технологических параметров производственных процессов.

Благодаря активной позиции власти страны в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС за последние годы, одной из приоритетных задач Национального центра (ФГБУ НЦУКС) стало ускорение и оптимизация действий по реагированию на чрезвычайные ситуации с использованием современных технологий.

Возможности ФГБУ НЦУКС позволяют проводить заседания Федерального оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в режиме он-лайн. В сжатые сроки ФГБУ НЦУКС стал интеллектуальным территориально распределительным комплексом, позволяющим в оперативном режиме управлять силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций. В настоящее время подобные центры созданы и функционируют в ряде европейских государств. Однако аналогов российскому аппаратно-программному комплексу поддержки принятий решений, разработанному специально для ФГБУ НЦУКС, в мире не существует.

Мониторинг служит средством достижения следующей цели -аттестации количественного и качественного состава сред обитания живых систем и их состояния. Обеспечение экологической безопасности на глобальном и национальном уровнях относится к приоритетным направлениям международного сотрудничества Российской Федерации, а так же выработке навыков экологически оправданного поведения. Экологическая безопасность при реализации инфраструктурных проектов обеспечивается посредством проведения государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, а также предупреждением и выявлением нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в рамках государственного строительного надзора.

Минприроды России разработан проект концепции федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России (на 2013-2020 гг.)», одним из направлений которой является раздел «Ликвидация прошлого экологического ущерба». В рамках данного направления планируется реализовать 50 «пилотных» проектов по ликвидации прошлого экологического ущерба.

В 2011-2012 гг. в соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и

защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года № Пр-3400, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями осуществлен комплекс мероприятий по следующим направлениям:

1) совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2) развитие фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий;

3) развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Результатом законотворческой деятельности стало принятие значительного числа федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также принят ряд приказов федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Ратифицированы международные договоры, связанные с регулированием отношений в области утилизации плутония, а также развитием сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, ратифицирована Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий в целях предотвращения аварий, вызываемых опасными веществами, а также ограничения их последствий.

В целях дальнейшего совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в планах реализации намеченной программы на 2012 год было принято решение, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям планировалось провести комплекс мероприятий:

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г. в соответствии с возложенными функциями и установленными полномочиями в данной области;

МЧС России продолжить работу по совершенствованию системы технического регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечить сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов.

Таким образом, анализ состояния окружающей среды и активной работы РСЧС, показывает, что приостановить экологическую дестабилизацию можно путем решения наиболее острых проблем сохранения окружающей среды и путем совершенствования правого механизма обеспечения экологической безопасности, мониторинга экологической обстановки, лишь при условии формирования должного отношения к данной проблеме в обществе, с воспитанием экологической культуры и экологического сознания российского общества и каждого его члена. Роль экологической культуры предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать разумно в пользовании природными ресурсами по совести, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» //Российская газета. 2009, 19 мая.

2. Жужома Ю.Н., Николаев А.В. Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды в решении экологических задач// РОССИЯ В ВТО: ПЕРСПЕКТИВЫ, ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ. Сборник научных статей, Вып.13/под общ. редакцией проф. В.В.Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права. - 2012. - а 71 - 75.

3. Велиева Д.С. Экологическая безопасность России: проблемы и перспективы // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура, 2012, № 3. -С. 46-54.

Actual problems of ecological safety and environmental protection

Nikolaev A.V., Zhuzhoma I.N. [email protected]

Saint - Petersburg National Research University of information Technologies, Mechanics and

Institute of Refrigeration and biotechnology

Environmental protection is one of the most important international problems, as in all projections and estimates, the state of the global environment is steadily deteriorating: the climate is changing, shrinking forest area is increasing desertification, depleting the ozone layer, polluted the atmosphere and oceans. Keywords: Environmental (ecological) safety, environmental protection, prevention and elimination of emergency situations.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и

общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства , руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ(ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды . Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

  • К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
  • Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
  • Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию - Земельным кодексом РФ, по недрам - Законом РФ «О недрах», водопользованию - Водным кодексом РФ, по использованию животного мира - Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде - Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

Законодательное обеспечение экологической безопасности: нормативно-правовые акты, надзор за их соблюдением и ответственность за экологические правонарушения.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России. Реализация экологической безопасности на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Система мониторинга окружающей среды: понятие и основные задачи. Классификация видов экологического мониторинга и их краткая характеристика.

Загрязнение морской среды;

Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

Порча земли;

Нарушение правил охраны и использования недр;

Незаконная добыча водных животных и растений;

Нарушение правил охраны рыбных запасов;

Незаконная охота;

- уничтожение критических местообитаний для организмов, зане-сенных в Красную книгу;

Незаконная порубка деревьев и кустарников;

Уничтожение или повреждение лесов;

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтоже-ние растительного, животного мира (в том числе людей), отравление ат-мосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от две-надцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различ-ные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или зани-маться определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне - государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН , ЮНЕСКО , ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

Экологизацию экономики;

Создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

Выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти измене-ния, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «на-блюдающий», «предостерегающий». Существует несколько со-временных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природ-ной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явления-ми, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практи-ческие направления:

Наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

Оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;

Прогноз состояния окружающей среды в результате воз-можных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосфер-ный, воздушный, водный, почвенный, климатический монито-ринг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

Глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологиче-ские компоненты, и предупреждение о возникающих экс-тремальных ситуациях;

Базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в ос-новном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

Национальный — мониторинг в масштабах страны;

Региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;

Локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

Импактный мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг — это система наблюдений за хими-ческим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг — система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (навод-нения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг — мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг — мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг — в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппара-тов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и ре-гистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент - это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностямиобъекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии - это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природо-пользования для предприятия реализуется через экономические выгоды:

а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, сниже-ние платежей за штрафы;

б) рост доходов за счет «зеленых» това-ров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, вы-полнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит - это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ре-визию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

Выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

Определение уровня экологичности компании;

Функционирование систем экоуправления;

Получение экологического сертификата;

Выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;

Составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологии представляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное - водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза .

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негатив-ных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия на-мечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проект-ную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нор-мативно-технических документов на новую технику, технологию, мате-риалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также приме-няемого законодательства.

Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заклю-чение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

Исходные данные, характеризующие состояние окружающей сре-ды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;

Перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характе-ризуются количественными и качественными показателями;

Данные о воздействии различных вариантов проектируемого со-оружения на исходное состояние окружающей среды;

Компенсационные меры, включая технические и/или финансо-вые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воз-действий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздей-ствия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта).

Тем самым осу-ществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов:

1) требованиям природоохранного законодательства, стандар-там качества окружающей среды;

2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасно-сти осуществляется в рамках деятельности ряда международных органи-заций.

В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);

Комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);

Специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой при-роды, международных озер, рек, безопасность ядер-ных источников энергии и т. п.).

Защита окружающей природной среды - одна из приоритетных целей Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, что предусмотрено Уставом этой организации. Кроме того, ООН при-звана оказывать содействие разрешению международных проблем в об-ласти экономической, социальной жизни, здравоохранения, повыше-ния уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

ООН сыграла ведущую роль в выработке следующих форм межгосудар-ственного сотрудничества в сфере охраны природы:

Участие в международных конвенциях;

Подписание соглашений о проведении природоохранных мероприятий и реализации различных проектов;

Проведение международных конференций по актуальным экологичес-ким проблемам;

Разработка экологических концепций, способов реализации международных программ.

15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП ). Принятие этого документа предусматривалось рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в том же году. Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-участниц), Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды.

Совет управляющих определяет основные направления деятельности ЮНЕП. Приоритетные направления на ближайшие годы:

Здоровье человека, санитария окружающей среды;

Охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

Охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

Энергия;

Образование, профессиональная подготовка;

Торговля, экономика, технология.

В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и при-родных ресурсов (МСОП) - неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации.

Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудниче-ства государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:

Реализации региональных программ охраны природной среды;

Сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;

Сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памят-ников природы;

Организации заповедников, резерватов, национальных природных пар-ков;

Экологического просвещения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) , образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека примени-тельно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой.

Направления деятельности ВОЗ:

Санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;

Анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состо-янием окружающей среды;

Санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества.

ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления горо-дов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.

Специализированная организация ООН в области сельского хозяйства и продовольствия ФАО была образована в 1945 году. В поле зрения этой международной структуры находятся экологические проблемы в облас-ти сельского хозяйства и мировых продовольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование при-родных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, ле-сов, биологических ресурсов Мирового океана.

ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, состоялись международные кон-ференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опусты-ниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) , в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздей-ствия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы монито-ринга окружающей среды (ГСМОС). В качестве координатора системы выступает ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

В рамках системы ГСМОС осуществляются программы мониторинга состояния атмосферы; трансграничного загрязнения воздуха; здоровья человека; Мирового океана; возобновляемых ресурсов суши.

Международные акты в области охраны природы

Основная цель международного сотрудничества в области охраны окру-жающей среды - объединение усилий мирового сообщества для обеспе-чения экологической безопасности, совершенствования методов эко-логического контроля и оценок состояния окружающей природной среды. Ключевым этапом на пути решения глобальных экологических проблем и укрепления экологической безопасности являются международные конференции, итогом которых служит разработка важнейших международных актов в области охраны окружающей среды.

Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по окружа-ющей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере.

Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формули-руется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды.

В частности, эти принципы предусматривают:

Сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

Право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

Суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

Сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды;

Избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных Организаций.

Одно их исторических решений конференции - создание постоянно дей-ствующего органа ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Про-грамма ООН по окружающей среде), образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали все европейские стра-ны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов при-нятого форумом Заключительного акта был посвящен вопросам эколо-гической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы международного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах).

В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлага-лось использовать обмен информацией, проведение конференций, об-мен научными работниками.

В ходе Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей сре-ды и выполнению хельсинских договоренностей.

Итоговый документ Венской встречи содержал, в частности, следующие рекомендации :

Сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

Разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;

Поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение производ-ства веществ, способствующих разрушению озонового слоя;

Развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

Обмен сведениями о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

Активизация исследования явлений глобального потепления климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро ) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее пос-ле Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.

На конференции были одобрены и приняты пять основных документов:

- «Декларация Рио об окружающей среде и развитии», предусматривающая принципы охраны окружающей сре-ды;

- «Повестка дня на XXI век» - обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;

- «Заявление о принципах по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов»;

- «Конвенция по биоразнообразию»;

- «Рамочная конвенция по проблеме изменений климата».

Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окру-жающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засуш-ливым зонам.

Кроме того, на Конференции была принята стратегия устойчивого развития, которая продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию.

Сейчас понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях. Концепция, ориентированная на сохранение «природного капитала», сводится к необходимости сбалансировать деятельность человека со способностью природы восстанавливаться.

Структура законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, определяющей право каждого человека на благоприятную окружающую среду, и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Рассматривая законодательство как обобщенный источник права, необходимо принимать во внимание, что «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

Российское законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности отличается сложной структурой и определенной иерархией (рис.1).


Рис.1.Структура законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.4) на всей территории России имеют верховенство федеральные законы. При этом в соответствии со ст.15 (п.4) Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, участником которого является Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это в полной мере относится и к сфере отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Российская Федерация является участницей многих международных договоров в качестве стороны договора. Для выполнения обязательств нашего государства по этим договорам в большинстве случаев принимаются национальные правовые нормы в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Нормы федеральных законов, относящиеся к сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, могут содержать собственно экологические требования к осуществлению деятельности предприятий, включая прямые запреты на определенные действия, создающие угрозу негативного изменения состояния окружающей среды, а также требования по организации управления охраной окружающей среды, включая инвентаризацию источников воздействия на окружающую среду, нормирование, лицензирование, учет, контроль и т.п.

В соответствии с нормами экологического законодательства к основным принципам охраны окружающей среды, непосредственно определяющим требования к предприятиями, осуществляющим хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, относятся:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

– учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

– обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

– обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

– запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (рис.2).

Наряду с правовыми актами по природным ресурсам и охране окружающей среды, правовые нормы, непосредственно связанные с экологической безопасностью, содержатся в законах, относящихся к смежным отраслям права в области безопасности, которые должны приниматься во внимание при организации природоохранной деятельности на предприятии.


Рис.2 Взаимосвязь экологического законодательства с правовыми нормами смежных отраслей права

На область охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности распространяются нормы гражданского законодательства, законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства. Наибольшее разнообразие отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулируется гражданским законодательством, состоящим из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. В отдельных случаях непосредственно гражданским законодательством устанавливаются требования в сфере природопользования и охраны окружающей среды (например, в ст. 751 Гражданского кодекса РФ установлены обязанности подрядчика по охране окружающей среды при осуществлении строительства и связанных с ним работ).

На всей территории Российской Федерации, наряду с федеральными законами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 90) обязательны для исполнения Указы Президента Российской Федерации. В своих Указах Президент РФ определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, непосредственно осуществляющих государственные функции нормативно-правового регулирования, контроля и т.п.(в настоящее время действует

Нормы федеральных законов и Указов Президента Российской Федерации содержат, как правило, рамочные требования, которые устанавливают лишь общие принципы и направления деятельности. В целях реализации норм федеральных законов принимаются подзаконные нормативные правовые акты различного уровня, которые содержат конкретные экологические ограничения (количественные или качественные) в деятельности предприятий или обязательные процедуры, соблюдение которых поддается контролю с возможностью обоснованных выводов о нарушении.

Основные требования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях и в организациях

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями) содержит общие требования к предприятиям и организациям, именуемым в Законе субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Основные природоохранные требования в Законе «Об охране окружающей среды», которые распространяются на субъекты хозяйственной и иной деятельности всех отраслей экономики, отражены в:

Ст. 16. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»,

Ст. 21. «Нормативы качества окружающей среды»,

Ст. 23. «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов»,

Ст. 32 «Проведение оценки воздействия на окружающую среду»,

Ст. 33 «Экологическая экспертиза»,

Ст. 36 «Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 37 «Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 38 «Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 39 «Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»,

Ст. 52 «Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон»,

Ст. 54 «Охрана озонового слоя атмосферы»,

Ст. 55 «Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия»,

Ст. 67 «Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)»,

Ст. 73 «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности).

Требования в области охраны окружающей среды, содержащиеся в представленных статьях Федерального закона «Об охране окружающей среды» тесно связаны с нормами других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.